Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования Маргиева Елена Руслановна

Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования
<
Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маргиева Елена Руслановна. Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Владикавказ, 2007 146 с., Библиогр.: с. 120-137 РГБ ОД, 61:07-13/2644

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования 15

1.1. Понятие валеологической культуры: определение, содержание 15

1.2. Педагогические условия формирования валеологической культуры .55

1.3. Методы и процедура исследования 80

Выводы 82

Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования валеологической культуры студентов 84

2.1. Основные этапы подготовки констатирующего эксперимента и его проведение эксперимента 84

2.2. Формирование валеологической культуры в процессе изучения валеологии 99

2.2.1. Составление и апробация программы изучения курса валеологии 99

2.2.2. Межпредметные связи в процессе формирования валеологичекой культуры 104

2.2.3. Научно-исследовательская работа студентов, как средство формирования валеологической культуры 107

2.3. Результаты экспериментального исследования по формированию валеологической культуры 109

выводы из

заключение 115

библиография 120

приложения

Введение к работе

Образовательный процесс в высшей школе предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление молодежи. Научно-технический прогресс, ранняя компьютеризация предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям студентов. На фоне роста и развития организма все это может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний. В итоге на самом высоком государственном уровне констатируется; нарушение здоровья разной степени отмечается у 80% студентов и 85% учителей и преподавателей вузов.

В современных условиях социально-политических изменений, трансформации социальной структуры общества и системы здравоохранения, расслоения общества и растущего неравенства в доступе различных групп населения к ресурсам актуализируется проблема разумного отношения молодежи к здоровью, которая в последнее время из чисто медицинской переросла в социальную. Данная проблема обусловлена также, во-первых, особенной важностью юношеского периода для всей последующей жизни; во-вторых, наличием негативных тенденций в здоровье российской молодежи; в-третьих, тем, что молодежь представляет собой потенциал трудового и популяционного ресурсов в России в наступившем веке.

Россия к концу второго тысячелетия прошла стадию индустриального общества и вступает в постиндустриальное, информационное общество, где на первое место выдвигается человеческий фактор. При этом современный образовательный уровень, условия труда и все возрастающая напряженность умственной деятельности требуют от специалиста социальной сферы не только соответствующей квалификации, высокого образовательного и культурного уровня, но и крепкого здоровья, хорошей физической и

4
функциональной подготовленности, высоких моральных и волевых качеств.
Охрана здоровья студентов традиционно считается одной из важнейших
социальных задач общества. Успешная подготовка

высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи.

В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам.

Изучение специфики отношения молодого человека к здоровью позволяет установить его реальную значимость для личности, «удельный вес» среди других ценностей (труда, свободного времени, образования).

Изучение представлений о здоровье позволяет более четко понять поведение учащейся молодежи, неиспользованные возможности профилактики определенных болезней; выявляет тенденции структурных преобразований в обществе; а также имеет практическое значение для внедрения программы по продвижению здорового образа жизни (ЗОЖ). Также назрела необходимость в активизации коммуникативных программ, направленных на изменение привычек и поведения молодежи с рискогенного на здоровьесберегающее.

В этом плане очень актуально изучение отношения отдельного молодого человека и различных социально-демографических групп в целом к проблеме культивирования здорового образа жизни. Так как заниженная самооценка своего «биологического имущества» чаще всего проявляется в невнимании к образу жизни. Пока учащаяся молодежь не будет ощущать ответственность за собственное здоровье, она не сможет воспринимать идеи по продвижению здорового образа жизни, которые основываются на необходимости изменять поведение индивидов.

5 Существующая проблема самосохранительного поведения учащейся молодежи заключается в противоречии между сознанием в области здоровья и реальным поведением. Именно данное противоречие определяет проблематичность выбранной нами темы, и его решение послужит решению многих исследовательских задач, поставленных в данной работе. Кроме того, изучение специфики отношения современной российской учащейся молодежи к здоровью позволит также наметить возможности ее оптимизации. Поэтому в последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья людей в системе образования (Р.И. Айзман, ГЛ. Апанасенко, В.Ф. Базарный, А.С, Батуев, Э.Н. Вайнер, Н.А. Голиков, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, В. R Касаткин, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, Г,А. Кураев, В.О. Морозов, Л.Г\ Татарникова, З.И. Чуканова и др.). Вопросы сохранения здоровья являются предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики, других социальных наук. К сожалению, в конкретной работе медицины и народного образования по сохранению и укреплению здоровья отмечается разобщенность и непонимание собственных задач в рамках общей для них проблемы. Врачи и педагоги пока не готовы к совместным действиям, к разделению и объединению сфер деятельности, к выработке интегративного знания. Необходимо возрождение отечественной культуры здоровья как части общечеловеческой культуры. Медицине, как никогда, необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» имеют поведенческую основу (В.Ф. Базарный, А,С. Батуев, Л.С, Выготский, A.R Захаров, Д.Н. Исаев, Е.В. Рудепский, Л. Г- Татарникова и др.). Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается воспитанием.

Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития человека зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей к сохранению и укреплению здоровья, к осознанной мотивации

на здоровый образ жизни посредством метода воспитания, самовоспитания, создания программ обучения здоровью. В последние годы доказано, что влияние социальных факторов на здоровье человека составляет 60-70% (Р.И. Айзман ПК, Зайцев, Э.М. Казин, B.IL Куликов и др.). Для студентов социальными являются комплекс организационно-педагогических факторов, существующие технологии обучения, педагогический стиль работы преподавателя, реализация воспитательной установки на здоровый образ жизни, предполагающей соответствующую организацию образовательного пространства жизнедеятельности вуза, организация и характер психологической поддержки, организация и характер медицинской помощи, санитарно-гигиенические условия обучения и другие.

С точки зрения Л.С. Выготского, основоположника теории развивающего обучения, только «правильно организованное обучение» ведет за собой детское умственное развитие. Он отмечает, что для относительной успешности ученика более важна «зона его ближайшего развития», те его способности усвоить материал с помощью учителя и без ущерба для здоровья. Между тем в реальной образовательной практике имеется противоречие, заключающееся в несоответствии организационно-педагогических условий возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся и состоянию их здоровья. «Здоровьесберегающие» педагогические технологии еще не имеют широкой практики. Задача поиска и прогнозирования новых методов, приемов, технологий, соответствующих форм организации учебной деятельности и нового ее содержания имеют большое практическое значение для формирования всесторонне развитой здоровой личности (В.П. Беспалько, НА Бирюков, В.Н. Гончаров, В.В. Давыдов, BJL Казначеев, А.А, Муравьев, В.И. Мурашов, Г.К. Селевко, В,Н. Филиппов, Д.Б. Элькопин и др.). Поэтому решить проблему сохранения и укрепления здоровья способны педагогика и медицина лишь совместно Термины «Лечебная педагогика» (П. Кащенко, 1913) и «Валеология» (И. И. Брехман, 1979) выражают направление поиска форм и методов такого

7 взаимодействия. Преодоление разобщенности и достижение взаимопонимания в любой конкретной практической ситуации может служить единое поле деятельности, общее для педагогов, возрастных физиологов, гигиенистов, психологов.

Исходя из вышесказанного определяется актуальность диссертационного исследования:

социальным заказом на становление будущего специалиста как активного субъекта собственной жизнедеятельности;

востребованностью решения проблемы формирования валеологической культуры студентов как одного из приоритетных направлений работы вуза;

необходимостью определения теоретических основ формирования валеологической культуры студентов и внедрения их в практику работы вуза.

Цель данного исследования заключается в разработке системы средств, форм и методов, способствующих формированию валеологической культуры студентов.

Объект исследования - целостный педагогический процесс в вузе с позиции «педагогики здоровья», те. здоровьесберегающей образовательной системы

Предмет исследования - процесс теоретического обоснования и технологического обеспечения формирования валеологической культуры студентов в системе вузовского образования.

Гипотеза исследования основана на том, что эффективность результатов формирования валеологической культуры студентов значительно повышается, если

здоровый образ жизни рассматривается, как социально-педагогическая проблема и разработана концепция формирования ЗОЖ;

сформирована потребность в здравосозидающей и здравотворческой деятельности.

в учебном процессе вуза выявлены и создаются необходимые педагогические условия, включающие организацию, совершенствование содержания образования, форм и методов здоровьесберегающего обучения и формируется потребность в здравосозидающей и здравотворческой деятельности;

модель формирования валеологичекой культуры обусловлена закономерностями развития личности и основана на совокупности валеологических и психолого-педагогических принципов, средств, форм и методов;

технология формирования валеологической культуры строится с учетом возрастных, психофизиологических, типологических, половых и других особенностей человека;

валеологическая культура рассматривается как компонент мировоззрения, и личность вовлекается в процесс собственного здравостроительства.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

  1. Проанализировать современное состояние проблемы.

  2. Раскрыть сущность валеологической культуры, уточнить понятийно-терминологический аппарат исследования.

3. Определить основные положения и тенденции, влияюшие на
формирование валеологической культуры,

4. Обосновать совокупность психолого-педагогических и
валеологических принципов, обеспечивающих валсологическую культуру.

  1. Выявить уровни сформированное валеологической культуры и определяющие их критерии,

  2. Показать (доказать) возможность формирования валеологической культуры как эффективного средства повышения уровня здоровья.

7. Апробировать и внедрить в практику учебно-воспитательного процесса, разработанные в ходе исследования программно-методические материалы и рекомендации.

Методологическая основа работы базируется на положениях

- диалектической теории о всеобщей связи и взаимообусловленности
всех явлений и процессов (Я.Ф. Аскин, И.В. Блауберг, И.И. Брехман, В Л
Казначеев, Б.М. Кедров, В.В. Колбанов, Л.К. Круглова, Ю.П, Лисицын, Л.А,
Петрушенко, В.И. Сагатовский, В.Н. Садовский, И.Н. Смирнов);

основных положения теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, А,В, Петровский, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф, Талызина, В. Д. Шадриков);

-личностно-ориентированном подходе к образованию (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);

-концепции здоровьесбережения в образовании (В.В. Вучева, Л.И. Губарева, Н.А, Медведева, В.Н, Муравьева, Г.М Соловьев, Н.Ю. Шумакова);

-концепции медико-психологического сопровождения

здоровьесберегающего образования (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, О.А, Бутова, Н.Н. Волоскова, К.С. Гюлушанян, Н.В. Зарыковская, В.Н. Муравьева, Л.И. Марочкина, В.О. Францева и др.)

При разработке теории формирования валеолгической культуры студентов в системе образования мы опирались

на концепцию И,И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности,

принцип доминанты и принцип свободы выбора, определяющие внутреннюю мотивацию человека (А.А. Ухтомский, А.Е. Личко, B.C. Битенский),

- идею о внутренней потребности как факторе самоактуализации (К.Р.
Роджерс, А. Маслоу и др.),

-теорию валеологического образования (Л.Ґ. Татарникова, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Г.А. Колачев, А.Г. Щедрина и др.),

- новые подходы в технологии обучения (Г.К. Селевко В.А. Сластенин, В.П. Беспалько и др.)

Значительное влияние на разработку данной проблемы оказали работы:

по акмеологии Н.В. Кузьминой, В.И. Страхова, А.З. Рахимова, А.А.Бодалева;

личностно ориентированной парадигмы образования Е, В. Бондаревской, Л.Г. Вяткипа, Г\И. Железовской, Н.Б Крыловой, В.А. Петровского, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова, Е.Н. Шиянова, И.С. Якиманской;

мотивации учения будущих специалистов Л.Г. Вяткина, А.А, Касаткина, В.М Мачнсва, АХ Прокопьева, В.П Рыбчинского, Н.В, Тельтевской; продуктивного обучения М.И. Башмакова, Л.А. Дмитриева, ПК. Париновой, С.Н. Чистяковой, П.С. Хейфеца.

Методы исследования и организация исследования: теоретические методы - анализ философской, социологической, психолого-педагогической, биологической и медицинской литературы, моделирование процесса обучения здоровому образу жизни студентов, эмпирические - анализ документов, различные виды опроса (анкетирование, тестирование), педагогический эксперимент, статистические методы анализа материала, обобщение, систематизация и оассификация полученных в ходе эксперимента результатов, количественный и качественный анализ.

Опытно-экспериментальная база исследования: экономический, филологический факультеты, факультет физической культуры и спорта Северо-Осетинский государственного университета им. К.Л, Хетагурова.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе - поисково-теоретическом (2000 -2001 гг.) -изучалась и анализировалась философская, медицинская, психолого-педагогическая, социологическая литература, проведено обоснование

выбора темы исследования и научного аппарата, их актуальности, определены цель и задачи исследования.

На втором этапе (2003- 2005 г.г.) осуществлялись констатирующий и формирующий эксперименты с целью проверки гипотезы и апробации разработанных рекомендаций, осуществлялась обработка и анализ полученных данных.

На третьем этапе (2006 - 2007 гг.) осуществлялись систематизация и обобщение научных результатов, корректировка и уточнение теоретических положений, формулирование выводов, проводилось оформление результатов теоретического и экспериментального исследований.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

систематизированы и обобщены концепции отечественных ученых по проблеме сохранения и укрепления здоровья;

определены организационно-педагогические аспекты формирования валеологической культуры молодежи; проведено уточнение понятийно-терминологического аппарата, включающего использование понятий здоровый образ жизни, валеологическое образование, валеологическое воспитание, валеологическое обучение, валеологическая деятельность;

на основании полученных результатов разработана система психолого-педагогической подготовки студентов к процессу формирования валеологической культуры.

Теоретическая значимость исследования:

- выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия необходимые для успешного формирования валеологической культуры студентов средствами валеологии в учебном процессе, связанные:

  1. с субъектностью - учетом личностного фактора;

  2. с организацией учебно-воспитательного процесса - конкретизацией задач, определяющих деятельность по формированию валеологической культуры средствами валеологии (совершенствованием валеологического

образования; оптимальным выбором форм и методов валеологического

обучения и т.д.);

- установлена эффективность интегративного подхода в процесс формирования валеологической культуры молодежи, основанного на принципах системности, целостности и комплексности;

- теоретически обоснованы уровни сформированное валеологической
культуры молодежи, в качестве критериев которых выступают знания,
мотивы, ценностные ориентации, способность планирования и
осуществления валеологическую деятельность;

- определена процедура выбора организационных форм, методов и
средств формирования валеологической культуры.

Практическая значимость исследования:

в возможности использования, полученных результатов, в процессе обучения, образования и воспитания студентов;

в возможности использования, полученных результатов, при создании методических разработок и практических рекомендаций на системно моделирующем деятельность уровне продуктивности профессионально-педагогической деятельности;

в возможности использования испытуемыми, полученных результатов как в своей дальнейшей профессиональной деятельности, так и в каждодневной жизни;

в возможности использования, полученных результатов, в процессе повышения последипломной квалификации;

в применении результатов и методик исследования в научных работах по данному направлению.

Достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов педагогического исследования, адекватных предмету, цели и задачам, репрезентативностью объема выборок, количественным и качественным анализом полученных данных с использованием методов

13 математической статистики, личным участием автора в проведении педагогического эксперимента и целенаправленной работой по внедрению выработанных рекомендаций в практику вуза-Положения, выносимые на зашиту:

  1. В условиях социально-экономического переустройства общества, на современном этапе и модернизации образования, формирование валеологическои культуры становится неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов. Основными компонентами валеологическои культуры, представляющей собой сложное интегратишюе образование, являются знания о сохранении и совершена ьовании личного здоровья, отношение к здоровью как самоценности, ведению здорового образа жизни.

  1. Формирование валеологическои культуры студентов осуществляется в двух аспектах - содержательном и процессуальном.

* Содержательный аспект обусловлен спецификой вал оологических знаний
и умений.

Процессуальный * связан с определением педагогических условий,
способов усвоения студентами валеологических знаний и
валеометрических умений, влияющих на повышение уровня
сформированное валеологическои культуры, что обеспечивает их
конкурентоспособность на рынке труда,

3. Эффективность формирования валеологическои культуры
обеспечивается соблюдением педагогических условий, к которым относятся:

совершенствование содержания профессионального образования посредством включения в него системы валеологических знаний;

учет личностного фактора, определяющего индивидуальные усилия по здоровьесберегающей и здравотворческой деятельности;

конкретизация задач, определяющих деятельность профессорско-преподаваїсльского состава и студентов в данном направлении; дифференцированную методику проведения занятий со студентами в

различных учебных отделениях, созданных по медицинским

показателям здоровья и предусматривающая оптимальный выбор

форм, методов и средств обучения.

4, Существующие различия в физическом, биосоциальном и интеллектуальном развитии людей обусловливают наличие у них разных уровней валеологической культуры, В качестве критериев для определения уровней выступают когнитивные, мотивационно-цснностные и поведенческие характеристики. Степень выраженности этих показателей позволила выделить низкий, средний и высокий уровни валеологи ческой культуры студентов, которые при определенных условиях могут изменяться.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики высшей школы Ссверо-Осетинского государственного университета, кафедре гигиены Северо-Осетинской государственной медицинской академии, докладывались на всероссийских и региональных научных конференциях. Основные положения отражены в 5 публикациях, в том числе одной в соответствии с требованием ВАК РФ, общим объемом в 0,2 п.л.

Результаты исследования получили успешное внедрение в практику работы факультетов, филологического, экономики и управления, физической культуры и спорта Северо-Осетинекого государственного.

Объем и структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (214 наименований) и приложения.

Понятие валеологической культуры: определение, содержание

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование поведения. Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности, которые являются общими для какой-то группы, служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы [128]. Ценности являются основой и фундаментом культуры, обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

Определение сущности валеологической культуры и обоснование необходимости ее формирования требует обращения к понятию культура, проведенного рядом исследователей [128, 164]. Так вышеперечисленные исследователи считают. Понятие культура относится к числу древнейших и многообразных явлений человеческой жизни, включающих язык, искусство, нормы поведения, обычаи, развитие науки. Культура многоэлементпа и разнородна, она рассматривается как мир артефактов - процессов и образований искусственного происхоадения. Определение культуры в ходе исторического развития постепенно вырастало, дополнялось и получило множество смысловых оттенков, выражающих глубину и неизмеримость человеческого бытия, активность творческой деятельности человека и, как следствие, развитие самого человека в качестве субъекта деятельности [128]. Многие исследователи единодушно отмечают тот факт, что не так уж много понятий, которые были бы столь неопределенны и доступны К использованию в самых различных смыслах, как понятие «культура». «Многозначность, размытость очертаний, использование и применение в различных отношениях, - говорит Г, В. Драч, - свидетельствует о полифункциональности, емкости, многообразии мира культуры и выражающего его понятия»,

В русскую лексику термин и понятие «культура» вошли в девятнадцатом веке [128]. Впервые, как отмечают языковеды, обнаруживается в 1846-1848 гг. в «Карманном словаре иностранных слов» Н.Кириллова, В толковом словаре В- Даля слово «культура» характеризуется через понятия умственного и нравственного образования [78,с.217].

Толковый словарь русского языка, например, фиксирует шесть его основных значений и несколько их оттенков: «1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни». 2. Уровень.» достижений в определенную эпоху у какого-либо народа или класса общества». Уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности.,. 3. Просвещенность, образованность, начитанность... Наличие определенных навыков поведения в обществе; воспитанность. Совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека... 4. Разведение, выращивание какого-либо растения; культивирование... 5. Разводимое, культивируемое растение.., 6. Микроорганизмы», выращенные в лабораторных условиях в питательной среде» [178, с. 196-197].

В словаре русского языка С. И. Ожегова культура определяется как: 1. Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении, 2. Общественное и умственное развитие, степень культуры, присущая кому-нибудь. Отличаться культурностью. Человек высокой культуры. 3, Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного (спец.). К. льна- К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, бактерии, выращенные в лаборатории, и т. п. (Спец.). Технические культуры (например: лен). К. стрептококков. 5. Высокий уровень чей-нибудь, высокое развитие, умение. Культура производства- Культура голоса у певцов. Физическая культура [157, с. 274], В философском энциклопедическом словаре дается следующее определение: «В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство» судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа» [198, с, 229].

В Кратком словаре по философии находим, что: «Культура (лат, Cultura возделывание, обрабатывание) - совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности. Различают материальную и духовную культуру» [137, с. 155-156].

Педагогические условия формирования валеологической культуры

Перейдем к рассмотрению названных в разделе 1.1 педагогических понятий. Осуществление поворота от материального прогресса к духовному человеку, к личности как к главному созидательному мотиву человеческой деятельности - важнейшая глобальная проблема современности, разрешение которой способно снова наполнить смыслом нашу индивидуальную и личную жизнь, до сих пор придавленную излишним стремлением к материальной пользе. В книге «Путь жизни» Л.К Толстой писал: «Для того, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше» [192с, 317], Изменение сознания, по мнению многих ученых, видится в гуманизации всей сферы образования народа и, прежде всего, - высшего образования, так как выполнение профессиональных функций современным специалистом на высоком уровне подразумевает соответствующую современным требованиям компетентность, психофизиологическую выносливость и способность к высокоинтенсивному труду, что возможно только при наличии хорошего здоровья. «Если вы верите в гуманность вообще, - отмечал английский писатель и философ Д. Г. Лоуренс, - то сегодня нет более важного дела, чем сохранить живой деятельность университета, главная функция которого связана с идеей образования и культуры народа. Университет, институт или колледж должен превратиться в храм науки, искусства и культуры, в центр, от деятельности которого зависят судьба науки и судьба человечества» [214],

Образование выдвигается в число центральных факторов социального развития и приводит к мысли о необходимости трансформации учебных учреждений в более «ответственную образовательную среду», строящуюся в соответствии с логикой концепции саморегулирующегося мира [73, 158]. Настоятельным требованием в сегодняшних условиях становится разработка теоретических основ управления системой образования, которая обязана закладывать такое знание и такое воспитание, при котором поведение становится здоровьесберегающим, а деятельность здравотворческой. Сегодня решающим фактором улучшения здоровья населения являются создание благоприятной для человека среды обитания, обеспечение безопасных пищевых продуктов и воды, охрана труда и соблюдение техники безопасности на производстве, проведение продуманной демографической политики, пропаганда здорового образа жизни. Поэтому образование должно помочь в становлении гармоничного человека, о котором говорил еще Леонардо да Винчи: «Человек - это красота тела и добродетель души. В нем нужно гармонизировать ум, чувства, здоровье, силу, красоту. Пусть каждый из нас каждый день делает хоть маленькое добро, тогда мир станет добрым и человечным» [81;с, 172], а Дж. Калифано уверял: «Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья и благополучия больше, чем любой врач, любая больница, любое лекарство, любое медицинское средство» [93, с. 3].

Однако сегодня доказано, что основные «факторы риска» имеют поведенческую основу, которая вырабатывается воспитанием. Множество проведенных исследований показало, что сегодняшний преподаватель, так же, как и студенты, не имеют четкого научного представления о сущности здорового образа жизни и поэтому не заботятся о своем здоровье и не владеют обоснованными технологиями обучения здоровому образу жизни и его воспитания [11,38,45, 51,61, 64, 85, 86, 97, 123, 128, 134, 167, 169,202].

Для современной школы характерно наращивание объема и интенсивности информационных потоков, уход от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости обучающимися этим нагрузкам. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний- вера в свои силы» [184, с, 54], Известно, что XXI век провозглашен международными организациями веком образования, и в нем валеологическое образование должно найти свое достойное место в структуре общего образования современной молодежи.

Делом исключительной важности является проблема непрерывного валеологического образования, вооружающего человека знаниями о сохранении и укреплении здоровья, и методами его формирования, В связи с этим возрастает роль валеологического образования, под которым следует понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Цель валеологического образования - не только усвоение валеолого-гигиенических и медико-биологических знаний, но и, прежде всего, воспитание валеологической культуры; развитие нравственно-этических и эстетических навыков доброго, бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих и будущих поколений. Не реализуя эту цель, образование не может влиять на важнейшее нравственно-ценностное направление развития личности - здоровый образ жизни и не способно формировать валеологические знания, развивать навыки и воспитывать эколого-гигиеническое поведение. В связи со сказанным необходимо уточнить, что понимается под валеологическим воспитанием, валеологическим обучением и валеологическими знаниями,

Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированнных установок на сохранение здоровья и здоровый образ жизни как неотъемлемой части жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валеологического воспитания у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.

Основные этапы подготовки констатирующего эксперимента и его проведение эксперимента

До начала формирующего эксперимента нами была изучена вся учебно-методическая литература, используемая в вузе при изучении валеологии. Пользуясь электронными носителями информации (Интернет), мы также проанализировали программы, учебные планы, методическую литературу по предмету, используемую различными вузами. Рассмотрев имеющийся материал, нами были сделаны следующие выводы.

Учебники методические рекомендации составлены для проведения занятий на репродуктивном или адаптивном уровне. Большинство разделов повторяют известные учебники по различным дисциплинам, а порой и просто переписаны из этих учебников (нормальной физиологии, гистологии, гигиене, микробиологии, психологии и т.д.). Материал представленный в каждом из разделов не имеет логической связи с другими разделами дисциплины, А соответственно, разделы учебника не связаны воедино, представляя собой сумму данных, но не единое целое. Нет главы, изучающей организма как единое целое. Хотя на наш взгляд это один из наиболее значимых разделов необходимый для понимания всей дисциплины. Методические пособия, а также, программы, составленные различными вузами, ориентированы на формирование гностического компонента репродуктивного уровня. Нет практической части, необходимой для закрепления полученных знаний («я знаю», «я умею», «я применяю умения»), В разделах, вынесенных для самостоятельной работы нет междисциплинарных вопросов. Сформулированные цели учебно педагогической деятельности студентов не позволяли проводить практические занятия на системно-моделирующем деятельность уровне.

Нами, также был проведен опрос, среди студентов - участников формирующего эксперимента, начинающих изучать валеологию. О дисциплине, о том, что означают слова «валеологическое образование», валеологическая деятельность. Им также было предложено, самостоятельно в течение определенного времени изучить учебную, научную литературу для ответа на поставленные вопросы, а затем высказать свое мнение об изучаемой дисциплине (определить ее место, среди других дисциплин).

Исходя из полученных результатов, на следующем этапе эксперимента учебно-методическая литература изменялась, дополнялась, перерабатывалась. Часть методических пособий составлялась, вновь, исходя из целей эксперимента. При этом предполагалось изначально проведение эксперимента на еистемно-модслируюшем деятельность уровне. Поскольку только такой уровень определяет не только передачу знаний, но и приводит к изменению личности. Подобная форма проведения эксперимента позволяет выстроить взаимоотношения студент-преподаватель как субъект-субъектные.

Целеполагаиие является специфическим признаком всякой человеческой деятельности. А так как процесс управления педагогической деятельностью предполагает первым этапом целеполагаиие, студенты-участники эксперимента были ознакомлены с целями проводимого формирующего эксперимента, результатами констатирующего этапа. Они также были ознакомлены с характеристикой целеполагания. Которое в педагогической системе характеризуется следующими признаками: предвосхищением результатов своей деятельности; интеграцией своих действий в определенную систему; объективным характером целей человека, связанных с его отношение с миром и деятельностью других людей; ориентацией всех элементов педагогической системы на цель. По вышеприведенным признакам студенты участники эксперимента совместно формулировали цели своей дальнейшей деятельности.

После этого испытуемым было предложено выразить свое отношение к совместной работе и внести дополнения. Поскольку в нашей экспериментальной работе принимали участие студенты, выбранные методом случайных чисел и согласившиеся добровольно участвовать в эксперименте, а в учебных группах были и другие студенты, не участвовавшие в эксперименте, то последние занимались но уже подготовленным пособиям, подобранной учебно-методической и научной литературе. В процессе изучения предмета в соста&ченные программы и методические разработки вносились коррективы и дополнения. На протяжении всего времени опытно-экспериментального исследования регулярно проводились: опрос (письменный или устный), анкетирование, наблюдение.

Следует заметить, что при разработке раздела человекознание нами была изучена программа по акмеологии - предмету преподавание, которого проводится на различных факультетах Сеьеро-Осетинского государственного университета. Поскольку предполагалось в дальнейшем для расширения эксперимента и создания межпредметных связей включить при изучении акмеологии разделы по программам подготовленным совместно.

Регулятором индивидуальной деятельности человека является образ результата, к которому нужно стремиться. Для определения образа результата - цели нами была рассмотрена модель человека, разработанная Б.Г Ананьевым, Б.Г. Ананьев предложил «сечение» человека как обьекта комплексных исследований, а именно, как индивида, личности субъекта деятельности, индивидуальности. Изучение человека, как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, входило в программу, определившую межинтегральный подход.

Формирование валеологической культуры в процессе изучения валеологии

Анализ научной литературы, позволяет нам определить межпредметные связи в содержании образования в аспекте формирования валеологической культуры по трем направлениям;

1. Осуществление межпредметных связей между учебными дисциплинами общеобразовательной и общекультурной подготовки предусматривает включение здоровьесберегающего аспекта в различные учебные дисциплины, Учитывая структуру содержания образования в вузе, считаем целесообразным, рассматривать межпредметные связи между дисциплинами общеобразовательной, общекультурной, профессиональной подготовки и педагогической практикой. Общеобразовательная подготовка является основой, на которой формируются профессиональные знания и умения студентов- Основным интегрирующим фактором на уровне межпредметных связей выступают структурные элементы содержания общего и профессионального образования {знания, умения и др.). Основная функция предметов общеобразовательной и общекультурной подготовки - вооружение студентов знаниями основ наук и включающие в себя в качестве ведущего компонента предметные научные знания о здоровьесбережении.

2, Осуществление межпредметных связей между дисциплинами общего и профессионального образования предусматривает взаимосвязь содержания общего и профессионального образования. Знания, полученные при изучении дисциплин общекультурной подготовки должны сочетаться со знаниями, полученными при изучении дисциплин медико-биологического, психолого педагогического цикла, а также с дисциплинами предметной подготовки.

Знания по формированию валеологической культуры должны рассматриваться с учетом их применения в их будущей профессиональной деятельности. Основными интегрирующими знаниями здесь выступают «здоровьесбережение» и «профессиональная деятельность». Основные умения - умения обеспечить здоровьесбережение студентов. Основная функция предметов профессиональной подготовки - вооружение студентов как предметными научными знаниями, так и способами деятельности.

3. Осуществление межпредметных связей между учебными дисциплинами общеобразовательного и профессионального циклов предусматривает применение теоретических знаний по охране жизни и здоровья участников образования в ходе практической деятельности.

Основным интегрирующим звеном здесь выступают практические навыки в сфере здоровьесбережения. Таким образом, учитывая межпредметные связи между различными элементами содержания образования в аспекте здоровьесбережения на уровне общетеоретического представления, считаем возможным, скорректировать как содержание отдельных предметов, гак и содержание учебного плана образовательного учреждения, что в свою очередь будет способствовать снижению учебной нагрузки студентов.

Таким образом, анализ учебных программ, позволяет нам сделать вывод о том, что содержанию образования в аспекте формирования валеологческой культуры уделяется недостаточно внимания не только при изучении в&теологии но практически во всех учебных дисциплинах в вузах, незначительная роль отводится в предметах медико-биологического блока, дисциплинам лсихолого-педагогического и предметного блоков, дисциплинам медико-биологического цикла (анатомия и физиология) и психолого-педагогического цикла (психология, педагогика).

Формированию практического опыта студента в сфере здоровьесбережения способствуют дисциплины медико-биологического блока (анатомия и физиология) и психолого-педагогического блока.

Негативным является то, что не прослеживается взаимосвязь между всеми элементами содержания образования, недостаточное внимание уделяется формированию готовности студентов вузов к здоровому образу жизни. Таким образом, исходя из анализа литературных источников, в которых дается классификация условий, способствующих или препятствующих достижению высоких результатов в (формировании готовности студентов к тем или иным видам профессиональной деятельности, мы выделяем три группы условий. Эти условий, по-видимому, будут влиять на формирование готовности к формированию валеологической культуры.

Таким образом, в ходе проведения эксперимента мы пришли к выводу о необходимости изучения дисциплины на основе межпредметных связей. Но из-за непродолжительности эксперимента и консервативности преподавателей нам удалось подготовить лишь ряд разделов предмета «валеология». Так изучая индивидные свойства, методические разработки создавались совместно физиологами и психологами. Например: темперамент.

В процессе изучения материала, студентам предлагалось определить свои морфо-функциональные признаки (тип конституции, хронотип, темперамент и др.) и на основании полученных знаний определить для себя параметры физической нагрузки (продолжительность и объем физической нагрузки), наиболее рациональный режим дня и т.д. Помимо этого студенты самостоятельно (реферативная форма работы) разрабатывали вопросы изменения функций организма. Например: «Утомление при физической» или «Утомление при умственной работе». После изучения психологии им предлагалось подготовить реферативный доклад, объединяющий знания индишдных и личностных свойств, а также субъектодеятельностных.

Студентам предлагалось самостоятельно провести эксперимент. Так, например, предлагалось подготовить и провести эксперимент, который бы позволял применить полученные знания в своей будущей профессии. Студенты факультета физической культуры и спорта разрабатывали комплекс физических, упражнений для своих коллег-студентов других факультетов исходя из их индивидных свойств (особенностей морфо-физиологических: конституции, темперамента, хронотипа и т.д.). Они в процессе работы предложили создать группу из студентов различных факультетов и даже различных вузов для более продуктивной работы. На их взгляд, комплекс упражнений для человека занимающегося умственным трудом должен быть дополнен тренингом для снятия стресса, который могли бы проводить студенты будущие психологи. А следить за функциональным состоянием человека могли бы студенты будущие медики.

Похожие диссертации на Формирование валеологической культуры молодежи в системе вузовского образования