Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования валеологического мировоззрения современного школьника. 12 - 13
1.1. Формирование валеологического мировоззрения учащегося как социально педагогическая проблема . 14 - 25
1.2. Валеология как научно-педагогическая проблема. 26 - 34
1.3. Обучение здоровью в процессе формирования 35-46 валеологического мировоззрения на современном этапе.
ГЛАВА 2. Особенности формирования валеологического мировоззрения школьника.
2.1. Физическая культура как одна из основ формирования валеологического мировоззрения. 47-60
2.2. Валеологическая грамотность педагогов как условие оптимизации процесса формирования валеологического мировоззрения учащихся. 61 - 77
2.3. Структура, содержание валеологического мировоззрения и уровни его сформированности. 78-90
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования валеологического мировоззрения в общеобразовательной школе. 91
3.1. Состояние сформированности валеологического мировоззрения школьников. 92-115
3.2. Программа "Валеология" для учащихся общеобразовательных школ как средство формирования валеологического мировоззрения. 116 -131
3.3. Результаты опытно - экспериментальной работы 132 -180
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181 -18 3
БИБЛИОГРАФИЯ 184 -207
ПРИЛОЖЕНИЯ 208 -287
- Формирование валеологического мировоззрения учащегося как социально педагогическая проблема
- Физическая культура как одна из основ формирования валеологического мировоззрения.
- Состояние сформированности валеологического мировоззрения школьников.
Введение к работе
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является жизнь и здоровье человека. Каждый человек в праве ждать помощи от медицины, от ученых, от всех тех, кто призван бороться за сохранение и укрепление здоровья людей. И в то же время охрана собственного здоровья - это обязанность каждого, которую он не вправе перекладывать на окружающих. Человек должен осознавать ценность здоровья, как своего счастья, иметь навыки и привычку активно создавать и сохранять свое здоровье. Отсюда особое значение приобретает задача формирования валеологическото .мировоззрения подрастающего поколения, в процессе решения которой И ЕОСПИТЫЕ лется осознанное, рационально-ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью народа, а сама личность становится носителем и продолжателем физической культуры.
Достаточно большое внимание оказывается в науке к вопросам формирования валеологическото сознания людей: в работах Н.Н.Амосова (3), Э.Н.Вайнер (41), В.П.Петленко (152), О.Л.Трещевой (185), Ф.Г.Углоза (186), С.Я.Чикина (203), В.С.Шубинского (211), В.А.Ядова (216) доказывается необходимость выработать привычку здорового повседневного проживания у человека; роль школы в укреплении здоровья детей, в той или иной степени, рассмотрена в работе ученых Т.Акбашева (1) , И.А.Аршавского (10) , В.Ф.Базарного (14) , А.С.Блинова (28), Г.П.Богданова (29), Г.К.Зайцева (86), Е.В.Колбанова (102), М.Г.Колесникова (87), А.Колодина (106).
Осознание необходимости радикального повышения уровня физической культуры учащихся как средства формирования здорового образа жизни, привело в последнее время к появлению ряда исследований: А. В. Баранова и СВ. Кочнева (15), Н.В.Барышевой, В.М.Минярова и М.Г.Неклюдова (21), В.Бауэр (23), А.И.Бурханова (38), В.Д.Сонькина и В,В.Зайцева (174) и других.
Разработке новой концепции физического воспитания посвящены исследования Л.И.Лубышевой и В.П.Косихина (129), А.П.Матвеева (137).
Работы В . И. Лях (131) , 10. А. Копылов а, М. В . Малыхиной, Н.В.Полянской и Т. А. Протченко (132) поднимают вопросы личностного аспекта физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, формирования мотивации к занятиям физической культурой.
Валеология (термин впервые введен в науку нашим соотечественником Н.И.Брехманом) изучает здорового человека, пути укрепления и сохранения его здоровья, а также занимается прогнозом и коррекцией здоровья.
Наряду с медицинской валеологией начала развиваться к педагогическая валеология (Н.В.Барышева (18) , Э.Н.Вайнер (42), Г.И.Власюк (52), А.А.Глазырин (62), И.Ю.Глииянсга (63), А.П.Голобородько (64), Г.К.Зайцев (86), Н.Б.Захаревич (88), В.В.Колбанов (102), М.Г.Колесникова (87) , Л.А.Коротаева (111), Е.Е.Лунина (130) , М.А.Милованов (138) , И.И.Соковня-Семенова (170), С.А.Юрочкика (215) и другие).
Предмет «Валеология», постепенно внедряющийся в систему непрерывного образования, предполагает приобретение учащимися основ знаний и умений в сохранении и укреплении здоровья. в этой области имеется ряд работ отечественных исследователей Э.М.Казина, Т. С.Паниной, В.П.Казначеева и Г.А.Кураєва (95) , Т.В.Карасевой, И.И.Голициной, С.Ы.Толстова и А.М.Ширстова (96) и других, в которых затрагиваются вопросы формирования валеологических знаний современного школьника.
В ряде исследований (Н.М.Басалаевой и В. М.Савкина (22), В.Чайцева (201)) последних лет встречается понятие валеологическое мировоззрение, но без раскрытия его содержания.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы, с одной стороны, показал, что на данном этапе нет целостного представления о путях и методах формирования валеологического мировоззрения современного школьника, с другой - возрастает интерес к проблемам укрепления и сохранения здоровья учащихся. Таким образом, изучение состояния разработанности проблемы формирования валеологического мировоззрения учащихся в педагогической теории, а также опыта ее решения в школьной практике выявили противоречие между необходимостью формирования валеологического мировоззрения современного школьника и недостаточной разработанностью данной проблемы в новой науке. Это определило выбор темы диссертационного исследования: «Формирование валеологического мировоззрения современного школьника».
Отсюда вытекает проблема исследования: «Каковы педагогические условия обеспечивающие эффективность формирования валеологического мировоззрения современного школьника». Решение этой проблемы: разработка теоретически обоснованных и экспериментально проверенных содержания, форм и методов формирования валеологического мировоззрения современного школьника и составляет цель исследования.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: содержание и процесс формирования валеологического мировоззрения учащихся,
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование валеологического мировоззрения учащихся будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: постоянный учет и корректировка уровня видеологической грамотности учащихся; о высокий уровень учебно-воспитательного процессе, по предмету «Валеология» как фундамента валеологических знаний, умений и навыков учащихся; систематическое использование возможностей физической культуры для овладения учащимися методикой работы над собой; » готовность педагога к ведению «Валеологии» и использованию возможностей учебных предметов для формирования Еалеологкческих убеждений.
Обозначенные выше проблема, цель и гипотеза исследования обусловили постановку основных задач:
1.На основе анализа теории и практики охарактеризовать сущность и структуру валеологического мировоззрения современного школьника.
2.Выявить уровень сформированности валеологического мировоззрения учащихся и их физическую подготовленность.
З.Определить готовность педагогов к организации процесса формирования валеологического мировоззрения школьников.
4.Разработать и внедрить в практику курсов повышения квалификации учителей учебную программу по подготовке преподавателеи-валеологов.
5.Составить программу «Валеология» для учащихся общеобразовательных школ и экспериментально проверить её эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения материалистической диалектик:: о сущности процесса воспитания, развития личности; философская концепция о ведущей роли деятельности, как источника развития и формирования личности; теория научного познания; концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков.
Наши исследования в значительной степени опираются на следующие современные теории: психологии личности ( И.С.Кон (10 9), А.Н.Леонтьев (120) , С.А.Рубинштейн (162) и др. ) ; структурно-системного подхода (Ю.К.Бабанский (13)/
Г.А.Победаносцев (13) и др.); формирования личности (А.Г.Асмолое (11) , А.И.Щербаков (212) и др.); а так^е основу исследования составляет комплекс идей и научных положений, обусловленных в алеолодической концепцией (И.И.Брехман (33)); концепцией валеологического образования (В.В.Колбанов, Г.К.Зайцев, М.Г. Колесникова (67)); опытом реализации принципа интеграции в образовательном процессе '(И.Ю.Алексашина, Н.Н.Болгар, И.А.Колесникова, М.А.Милованоб (138) и др.); проектом валеологического мониторинга (В.Д.Сонькин, В.В.Зайцев (174)); системой валеологического сопровождения образовательного процесса б современной школе (Е.О.Школа (209), О.Л.Трещева (185) и др.).
Система методов исследования определена его целью, предметом, задачами и логикой. Она содержит: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме, нормативных и инструктивно-методических документов; педагогический эксперимент; наблюдение; метод экспертных оценок; беседа, анкетирование; тестирование; метод математической обработки данных и др.
Опытно-экспериментальная база исследования: базонме экспериментальные площадки: общеобразовательные школы №2 ,2 0,45, лицей №1 г.Чебоксары, Ма лдыкас син ска я ср е дн я я школа Вурнарского района, Чебаковская средняя школа Ядринского района, курсы повышения квалификации учителей на базе Чувашср:ого Республиканского института образования.
Решение задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялись с 1985г. по 1999г. в три основных этапа:
Первый этап (1985-1994г.г.) - поисково-тееретический: на основе анализа литературных источников и опыта работы общеобразовательных школ республики выявлено современное состояние исследуемой проблемы в теории и практик с-формирования валеологическото мировоззрения современного школьника; уточнены предмет и гипотеза исследования; определена система исходных теоретических положений и разработана программа «Валеология» для учашнхея общеобразовательных школ.
Второй этап(1995-1998г.г.) - опытно-экспериментальный : в ходе констатиоующего и формирующего эксперимента проводила ев эмпирическая и теоретическая проверка гипоа.'езы исследования, выявлялась динамика показателей сформированиости валеологического мировоззрения у учащихся, осуществлялась апробация и определение эффективности разработанной диссертантом програмній «Валеология» для учащихся общеобразовательных школ. Проводилось диагностическое обследование готовности педагогов к осуществлению процесса формирования валеологического мировоззрения и осуществлялось повышение уровня их валеологической грамотности на курсах педагогов-валеологов по разработанной диссертатном учебной программе.
Третий этап(1998-1999г.г.) - заключительно-обобщающий: проведен анализ, систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе теоретического исследования и экспериментальной проверки созданной программы «Валеология» для учащихся общеобразовательных школ; сформулированы выводы и рекомендации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем: раскрыты ' содержание, структура и уровни валеологического мировоззрения школьников; выявлены педагогические условия формирования валеологического мировоззрения учащихся и экспериментально проверены; разработана и обоснована авторская про грамі.-: а «Валеология» для учащихся обще о бра з овгі тельных школ; разработана и обоснована авторская учебная программа по подготовке преподавателей-валеологов на базе Чувашского республиканского института образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно вооружает учителей научно обоснованной и практически востребованной воспитательно-образовательной программой и рекомендациями по формированию валеологического мировоззрения современного школьника. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается количественным и качественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы с использованием методов математической статистики; репрезентативность выборок; непосредственной длительной работой автора по реализации авторских программ е общеобразовательных школах республики и в системе повышения квалификации учителей.
Апробация основных положений и внедрение результатов исследование осуществлялось через обсуждение их на научно-практических конференциях межрегионального, республиканского уровней проводившихся в г.Чебоксарах; на заседаниях кафедры ЧРИО; в выступлениях, на методических объединениях, педагогических советах районов, школ республики. Основные положения нашли свое отражение е 4 методических пособиях, 2 докладах, 1 тезисах, и 3 статья:-:, опубликованных в местных и центральных изданиях.
Основные положения исследования были использованы преподавателями физической культуры в средних школах №2,4,9,10,11,16,20,42,4 5,55,61; учител шли начальных классов школ №10 , 42 , 61; учителями предметниками школ N'1, 4 , 4 5, 61 г.Чебоксары и многих школ Чувашской Республики.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1.Сущностная характеристика (содержание и структура) валеологического мировоззрения и уровни его сформированности.
2.Система формирования валеологического мировоззрения современного школьника в основе которой лежит авторская программа «Валєология» для учащихся общеобразовательных школ;
3.Комплекс педагогических условий обеспечивающий достаточный уровень сформированности валеологического миров, о з зрения учащихся .
Структура диссертации отражает содержание и результаты исследования; состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, в которых представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
Во введении обоснована актуальность темы; поставлена проблема исследования; определены его цель, объект, предмет и задачи; выдвинута гипотеза; дана характеристика мєтодое и этапов исследования, его научной новизны, теоретической и практической значимости; сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы формирования валеологического мировоззрения современного школьника» рассмотрено состояние формирования валеологического мировоззрения учащегося как социально-педагогическая проблема, анализируются проблемы еалеологической науки и современные концепции обучения здоровью.
Во второй главе «Особенности формирования валеологического мировоззрения школьника» рассматриваются условия способствующие более эффективно осуществлять процесс формирования валеологического мировоззрения: повышение роли физической культуры, готовность педагогов. Дана характеристика структуры, содержания валеологического мировоззрения и уровни его сфоромированности.
В третьей главе «Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования валеологического мировоззрения б общеобразовательной школе» характеризуется состояние сформированиести валеологического мировоззрения школьников, представлена программа «Валеология» для учащихся общеобразовательных школ, как средство ' формирования валеологического мировоззрения, охарактеризованы результаты опытно-экспериментальной работы,
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы и намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
Формирование валеологического мировоззрения учащегося как социально педагогическая проблема
Процесс обучения на современном этапе связан с целями воспитания нового гражданина - гуманистически ориентированного, уважающего свои и чужие права, культурного и образованного.
В.С.Шубикский определяет центром педагогической теории идею жизнетворчества: формирования человека как твооца, "проектировщика" собственной жизни, субъекта социального творчества, созидателя и хранителя разума и жизни на Земле - уникального звена в эволюции Вселенной (211,10).
О.Л.Трещева (18 5) подчеркивает, что только здоровый человек является творцом любого общества, обладает энергопреобразующим потенциалом, представляет собой источник радости, интеллектуальной и физической работоспособности. Ф.Г.Углов высшим благом человека считает здоровье, приводя в подтверждение слова народной мудрости: "здоровый нищий счастливее больного короля" (186,5). Этот взгляд на здоровье не расходится с мнением и Н.В.Панкратьевой. Важнейшим условием самореализации человека во всех сферах деятельности, она считает, высокий уровень его психосоматической организации. Все стороны человеческой жизни, в конечном счете, определяются уровне:.: здоровья (149,9).
Что же подразумевается под понятием "здоровье"? А.А.Семенов дает описание базовой модели здоровья: "Здоровье - это процесс акмеологического развития всех биокультурно-социальных составляющих человека в молодом возрасте, удержания, стабилизации достигнутого уровня их развития у взрослых и замедления, торможения, увядания организма у пожилых с целью достижения состояния возможно полного физического, психического и социального благополучия, соответствующего возрасту, а не только состояния, при котором отсутствуют болезни" {163, 6) . Мы придерживаемся определения, данного Всемирной Организацией Здравоохранения. Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (54).
В лексиконе каждого народа найдутся слова о здоровье, в которых собрана мудрость многих поколений людей разной национальности. Но всегда ли здоровье считалось самой большой ценностью?
Внедрению здорового образа жизни философы отводили большую роль, начиная с античных времен. Демокрит учил: "Природа и воспитание подобны. А именно - воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу (66,6)
С. Я. Чикин (203) приводит свидетельства разных эпох которые говорят о том, что как только человек осознал себя среди окружающего мира, как только он начал логически мыслить - мысли о здоровье не покидали его. Подводит итоги многовековой дискуссии о значимости ЗДОрОЕЬЯ Е жизни человека высказывание И. П. Павлова: "Человек - высший продукт земной природы. Человек - сложнейшая и тончайшая система. Но для того, чтобы наслаждаться сокгювищамн природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным" (203,11) . И в этом высказывании здоровье стоит на первом месте. Казалось, что за столько . векоп существования человечество должно было бы проникнуться идеей здоровья, но до сих пор мы сталкиваемся с бездумным, халатным отношением к собственному здоровью.
Исследователи B.C.Михайлов и А.С.Палько (139) указывают на необходимость систематического внимания за здоровьем. Данное человеку от природы умение приспосабливаться к окружающему миру, чутко реагируя ка его малейшие изменения и мобилизуя скрытые в организме резервы, помогло человечеству выстоять, выжить Е борьбе за Существование. Но, как указывают они, в век научно-технического прогресса существенно изменился окружающий нас мир, образ жизни изменился настолько, "что если бы сегодня появился среди нас первобытный человек, он попросту не смог бы выжить в такой обстановке" (139,6).
По мнению профессора Н.М.Амосова в большинство болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек: "Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности" (3,5)
Физическая культура как одна из основ формирования валеологического мировоззрения.
Физическая культура является неотъемлемой составной частью общечеловеческой культуры. В связи с глобальными изменениями образа жизни современного человека ЕОЗООСЛО значение физической культуры в сохранении здоровья, предупреждении его нарушений. Однако, как замечает А.В.Царик, "объективная закономерность возрастания роли физической культуры в жизни человека и общества не нашла еще адекватного отражения в сознании людей" (200). Он выделяет объективные и субъективные причины недооценки роли физической культуры, считая, что последние более значительны. К ним он относит: ощущение видимогс благополучия с физическим здоровьем, расхождение слова с делом (подразумевая личный практический вклад, личное участие в физкультурно-спортивных занятиях работников здравоохранения, народного образования, физической культуры, ученых, писателей, журналистов и т.д.)
Современная концепция физического воспитанрія и спортивной подготовки (108), (192), (193), (194) выдвигает следующую цель физического воспитания подрастающего поколения - формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как система ценностей, активно И долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни. Задачи физического воспитания данной концепции направлены на:
1. Формирование у дошкольников, школьников, студентов и других категорий молодежи осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта. 2. Физическое совершенствование и укрепление здоровья как условие обеспечения формирования "и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности.
3. Природосообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала каждого ребенка, подростка, юноши и девушки, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития их физических качеств, системы двигательных умений и навыков.
4. Общее физкультурное образование дошкольников и учащейся молодежи, направленное на освоение ими интеллектуальных, технологических, нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуры.
5. Валеологическое образование дошкольников, учащейся молодежи как выжпейший на современном этапе фактор формирования здорового стиля жизни.
6. Актуализация знаний на уровне навыков поведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.
Таким образом, мы видим, что данные задачи отражают становление валеологических убеждений, через полученные валеологические знания, которые становятся привычкой, нормой жизни, а значит можно говорить о формировании валеологического мировоззрения. Концепция определяет, что валеологическое образование призвано акцентировать внимание здоровых дошкольников и учащейся молодежи на сохранении и увеличении ресурсов здоровья. Средства и методы валеологин тесно взаимосвязаны с физическим воспитанием. М.А.Милованов (138) определяет задачу освоения ребенком основ физкультурной грамотности, направленных на укрепление его здоровья. Знания, полученные в процессе занятий физической культурой должны повышать активность ребенка в отношении изменения самого себя как субъекта обучения.
Н.В.Барышева (16;17) рассматривает валеологический потенциал физической культуры личности в системе непрерывного образования и особенности его реализации в современных условиях. Дает уточнение основополагающих проблем формирования ценностных ориентации, валеологическин знаний, устойчивых привычек здорового образа жизни и физической подготовленности молодежи, связывая с взаимодействием образовательных учреждений, социума и семьи, процессов само детерминации и социальной обусловленности в развитии физической культуры личности.
Состояние сформированности валеологического мировоззрения школьников
В целях эффективного формирования валеологического мировоззрения учащихся и более конструктивной деятельности педагога, необходимо хорошо знать уровень мировоззренческой подготовки учащихся. Необходимость этого заключается в том, чтобы в процессе учебной деятельности не разрушать хорошо сложившиеся убеждения ученика, а акцентировать внимание на те положительные убеждения, которые еще не достаточно сложились, и которые желательно сформировать или же изменить, пока они не сложились в неправильные убеждения. В частной практике случается, что учащиеся правильно высказывают свое мнение о формировании здоровья, но на практике недостаточно эффективно используют свои знания, или же даже, вредят своему здоровью.
Определение уровня валеологической подготовки учащихся необходимо для того чтобы предложить соответствующие средства и методы формирования валеологического мировоззрения. Уровень валеологического мировоззрения является характерной особенностью актуального личностного мировоззрения на каждом этапе жизнедеятельности.
В процессе формирования валеологического мировоззрения школьников необходимо учитывать дифференцированную характеристику мировоззрения каждого ребенка. С учетом этого необходимо опираться на те убеждения, которые у них уже сложились, что в свою очередь позволит более эффективно использовать проблемные ситуации.
Диагностическое исследование по определению уровня сформированийсти валеологического мировоззрения у выпускников средней школы проводилось нами в нескольких направлениях (рисунок 3.1).
Констатирующий эксперимент был проведен со школьниками выпускных классов средних школ № 2,20,45 и лицея №1 г.Чебоксары. В нем приняло участие 195 учеников. Сведения об участниках констатирующего эксперимента представлены в таблице 3.1.
Экспертная оценка степени сформированности валеологического мировоззрения проводилась по единой методике преподавателями данных классов на основе выделенных нами уровней (Глава 2 . 3 . } : определялся уровень валеологической грамотности учащихся, оценка взглядов современных школьников на здоровый образ жизни и сформированность умений сохранять и укреплять здоровье.
В качестве основных методов применялся анализ документов и существующих данных, а также опрос. Получение информации осуществлялось с помощью набора специально разработанных анкет и тестового контроля.
Целью тестового контроля было установить уровень валеологической грамотности школьников, так как по сравнению с традиционными формами контроля (экзамены, контрольные, проверочные работы и т.п.) тесты часто оказываются более объективным и качественным способом контроля. Результат стандартизированного тестирования позволяет, к тому же, сопоставить уровень отдельного объекта (учащегося, класса, школы) по предмету в целом со среднем уровнем или со сходным объектом. Следует отметить также равные для всех участников условия, единые критерии оценки и интерпретации результатов (161,4) .
Анкетирование применялось для установления текущего состояния отношения учащихся к организации здорового образа жизни. По виду оно было сплошным (в зависимости от количества опрашиваемых), личным (в зависимости от способа общения исследователя с респондентами) и групповым (в зависимости от характера процедуры) (12,144) . Анкетирование позволило собрать значительный материал при минимальных затратах времени.