Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности Волкова Любовь Петровна

Формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности
<
Формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности Формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности Формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности Формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности Формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности Формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности Формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности Формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности Формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Волкова Любовь Петровна. Формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2004 201 c. РГБ ОД, 61:04-13/2493

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические аспекты формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности

1.1 Творческая инициатива ученика как педагогическая категория 13

1.2 Педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в формировании творческой инициативы ученика 35

1.3 Характеристика системы формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности 59

Выводы к первой главе 85

ГЛАВА II. Опытно-поисковая работа по формированию творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности

2.1 Логика и задачи педагогического исследования 89

2.2 Система работы по формированию творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности ... 108

2.3 Динамика сформированное творческой инициативы ученика 142

Выводы ко второй главе 149

Заключение 151

Библиография 157

Приложения 172

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Процесс социально-экономического переустройства общества всегда ведет к смене требований, предъявляемых образованию. Современная жизнь начала XXI в. диктует необходимость формирования человека творческого, внутренне свободного, инициативного, способного принимать ответственность за то, что происходит с ним самим и в окружающем его мире. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира. Это активное познавательное отношение к действительности предполагает специфическую педагогическую деятельность по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей, формированию активности и инициативы, самостоятельности и познавательного интереса.

Принципиальной особенностью, определяющей специфику творческой деятельности человека в современных условиях, является то, что здесь необходимо управление сразу множеством новых и разнообразных объектов и явлений, связанных между собой. Это требует от субъекта отхода от простых канонических схем «одно действие - один эффект» («одна причина - одно следствие»). Необходима иная система организации учебной деятельности -качественно более высокого уровня.

Исследование подобных взаимодействий требует от субъекта активного, открытого отношения к миру. В связи с этим проблема формирования творческой инициативы личности приобретает особую актуальность, так как проявляется в способности к самостоятельному поиску задач, к самоутверждению, самовыражению и самореализации.

Состояние проблемы исследования. Изучение научной литературы показало, что к настоящему времени в философии, психологии, педагогике накоплен определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения проблемы формирования творческой инициативы в художественно-творческой деятельности. В частности, в общефилософском аспекте исследовался смысл творчества как «формы художественного самосознания», его роль и место в жизни человека (Ф. Аквинский, Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, А. Бергсон, Л. Фейербах, Ф. Шеллинг). Основополагающее значение для нашего исследования имеют труды, в которых рассматриваются различные стороны проблематики творчества: механизмы творческого развития, становления творческой индивидуальности (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, Я.А. Пономарев, А.П. Тряпицына» Е.Л. Яковлева); ситуативно-нестимулиро ванная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин); развитие творческого потенциала личности (А.А. Деркач, Ю.Н. Кулюткин, М.В. Колосова, В.Г. Рын-дак, В.В. Сериков, А.И. Щетинская), художественного творчества (А.Н. Ма-люков, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский),

Различные аспекты инициативы освещались в психолого-педагогичес ких исследованиях: мотивационный аспект (Д.Б. Богоявленская, М.Р. Гинзбург, Т.Г. Егоров, Н.Е. Румянцев); эмоциональный (Б.И. Додонов, П.Ф. Кап-терев, Л.С. Новикова, П.М. Якобсон); когнитивный (К. Левин, Н.Д. Левитов, И.Э. Плотниек, Б.М. Теплов); волевой (А.Г. Ковалев, К.Н. Корнилов, П.Ф. Лесгафт, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик); продуктивный (В.М. Кононов, М.А. Меньшикова, С.А, Петухов). Сущностный смысл понятия творческой инициативы рассматривается в работах ученых: Н.В. Маклаковой, Н.С. Степа-шова.

Исследование процесса формирования творческой инициативы становится продуктивным на основе теории учебной деятельности (В .В. Давыдов, Г. И. Щукина, Д.Б. Эльконин), анализа роли творческой деятельности в учебном процессе (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.Т. Божович, С.Л. Рубинштейн), ориентации личности в мире ценностей (А.В. Кирьякова), художественно-творческой деятельности (А.В. БакушинскиЙ, Н.Н. Волков,

СМ. Каргопольцев, B.C. Нургалиев, Б.П. Юсов), рефлексивной деятельности учащихся в процессе творчества (В.Г. Богин, В.В. Давыдов, В.Д. Семенов).

Теоретический анализ позволяет отметить, что в отечественной психолого-педагогической науке, во-первых, недостаточно разработана проблема формирования творческой инициативы ученика, во-вторых, не создано единого подхода к определению структуры данного процесса, в-третьих, остаются малоизученными вопросы потенциальных возможностей художественно-творческой деятельности в процессе формирования творческой инициативы ученика.

В своём исследовании мы вводим ряд ограничений: 1) возрастные параметры (исследуется только творческая инициатива учащихся 15-17 лет); 2) пространственно-временная локализация (педагогическое взаимодействие осуществляется только на уроках и внеклассных занятиях в условиях учреждений художественно-эстетического профиля).

Анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, мониторинг учебного процесса в контексте обозначенной проблемы показал, что сложились объективные условия, позволяющие сформулировать теоретико-методологические позиции в определении системы формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности.

Данное исследование становится актуальным в связи с имеющимися противоречиями между: потребностью общества в творчески инициативной личности и недостаточной сформированностью творческой инициативы у ученика; педагогическим потенциалом художественно-творческой деятельности для формирования творческой инициативы и недостаточным использованием возможностей художественно-творческой деятельности; потребностью образовательной практики в способах формирования творческой инициативы и неразработанностью научно-методических средств в педагогической теории.

Проблема нашего исследования заключается в поиске и научном обосновании содержания, методов и средств формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности.

Актуальность проблемы, её теоретическая значимость, недостаточная практическая и методическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности».

Цель исследования: обоснование системы формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности.

Объект исследования; художественно-творческая деятельность ученика.

Предмет исследования: формирование творческой инициативы ученика как средства совершенствования художественно-творческой деятельности,

Гипотеза исследования: художественно-творческая деятельность обеспечит эффективное формирование творческой инициативы ученика, если функционирование взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем осуществляется по принципу единичной обратной связи, а механизмом взаимодействия выступает совокупность педагогических условий: - включение ученика в решение эмоционально-педагогических ситуа ций, способствующих обогащению личностно-творческого опыта, межлич ностного взаимодействия, поддерживающих интерес к художественно- творческой деятельности; -стимулирование педагогом выхода ученика в рефлексивную позицию, расширяющую возможность осознать себя в качестве субъекта художественно-творческой деятельности; - проектирование и реализация индивидуальной художественно- творческой тропы ученика как способа индивидуализации обучения.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

Уточнить педагогическую сущность понятия «творческая инициатива ученика».

Выявить педагогический потенциал художественно-творческой деятельности для формирования творческой инициативы ученика.

Обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности.

Разработать научно-методические рекомендации по решению проблемы исследования.

Методологической основой исследования являются философские теории о целостности, всеобщей связи и взаимообусловленности процессов и явлений, творческой и деятельностной направленности личности.

Теоретическую основу исследования составляют: теория о сущности и структуре деятельности, её видах и формах, роли в развитии личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И. Фихте, Г.И. Щукина); теория творчества (В. И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Г.Гегель, М.С. Каган, И. Кант, Н.Д. Никандров, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А. П. Тряпицына); теория художественной педагогики и психологии художественного творчества (А.В. Бакушинский, И.О. Волков, Р.А. Гильман, B.C. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, А.Н. Малюков, Б.М. Неменский); теоретические положения психологической и педагогической науки по развитию творческой инициативы (К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская, М.О. Гинзбург, Б.И. Коротяев, Н.В. Маклакова, Я.А. Пономарев, Л.М. Попов, Н.С. Степашов, Ю.А. Харин, Э.Эриксон); теория педагогического взаимодействия (Я.Л. Коломинский, В. Мо-гилевский, В.Г, Рындак, В.А. Сластёнин, Г.П. Щедровицкий).

Опытно-поисковая работа проводилась в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (1998-1999 гг.) - определение теоретических и методологических аспектов исследования, уточнение понятий, отбор показателей, разработка диагностической программы, проведение констатирующего эксперимента. Основные методы данного этапа: общетеоретические (анализ научной и научно-методической литературы, понятийно-терминологической системы по проблеме; построение гипотез) и эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический консилиум, изучение и обобщение педагогического опыта).

Второй этап (1999-2002 гг.) - обоснование содержания и методов формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности, разработка и экспериментальная апробация комплекса педагогических условий, выявление динамики сформированное творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности. Основные методы исследования: общетеоретические (прогнозирование); эмпирические (наблюдение, беседа); социологические (анкетирование, тестирование, экспертные опросы); математические (ранжирование).

Третий этап (2002-2004 гт.) - уточнение и проверка научных идей диссертации, анализ и интерпретация результатов исследования, их внедрение в практику образовательных учреждений, литературное и техническое оформление работы. Основные методы, используемые на третьем этапе: общетеоретические (анализ продуктов деятельности учащихся); математические (шкалирование, математическая обработка цифровых данных); описательные (самоотчет, описательные самохарактеристики).

База исследования. Основная опытно-поисковая работа проводилась на базе ГОУК «Оренбургское областное художественное училище», отдельные положения исследования проверялись на базе ГОУ СПУ «Педагогический колледж №3 г. Оренбурга», ГОУ СПУ «Художественно-педагогический колледж г. Оренбурга», муниципальная детская художественная школа J*fel г. Оренбурга. Исследованием было охвачено, в общей сложности, 306 человек: 270 учащихся и 36 педагогов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определена педагогическая сущность понятия «творческая инициа тива» ученика как интегративного свойства личности, проявляющегося в действиях субъекта, опережающих внешние требования, побуждающих лич ность к самостоятельности, самовыражению в свободной творческой форме, обусловливающих характер деятельности, её новизну и оригинальность.

2. Выявлен педагогический потенциал художественно-творческой деятельности как ресурса формирования творческой инициативы ученика.

3. Обоснована совокупность педагогических условий (включение уче ника в решение эмоционально-педагогических ситуаций; стимулирование выхода ученика в рефлексивную позицию; проектирование и реализация ин дивидуальной художественно-творческой тропы ученика) как механизма взаимодействия подсистем: формирования творческой инициативы ученика и художественно-творческой деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

Уточнении педагогической сущности понятия «художественно-творческая деятельность» ученика за счет обоснования её педагогического потенциала, развивающего активность и самостоятельность личности.

Обосновании системы формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности.

3. Обогащении способа индивидуализации обучения посредством теоретического обоснования художественно-творческой тропы ученика как индивидуальной программы по художественно-творческой деятельности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

1. Разработано технологическое обеспечение процесса формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности соответственно выделенным этапам (разноуровневые творческие задания, эмоционально-педагогические ситуации, методы, формы и приемы рефлексивной и художественно-творческой деятельности; ориентиры решения to творческих замыслов и проблемно-творческих ситуаций; пошаговый алгоритм действий).

Разработан инструментарий психолого-педагогической диагностики сформированности творческой инициативы ученика в образовательных учреждениях (критерии, уровневые показатели, диагностические методики, методы педагогического исследования), обеспечивающий объективность и комплексность контроля и оценки.

Разработаны учебно-методическое пособие и методические рекомендации для преподавателей по решению исследуемой проблемы.

Полученные результаты могут быть использованы в практике работы с учениками общеобразовательных учебных заведений и учреждений дополнительного образования детей.

Достоверность научных результатов и основных выводов обеспечена целостностью методологических позиций, концептуальной непротиворечивостью; соответствием методологической основы исследования поставленной проблеме; применением комплекса научных методов и диагностических методик, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборок, статистической достоверностью результатов и личным участием автора в организации и проведении педагогического эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Творческая инициатива ученика как интегративное свойство лично сти, проявляющееся в действиях субъекта, опережающих внешние требова ния, побуждающих личность к самостоятельности и самовыражению в сво бодной творческой форме, обусловливает характер художественно- творческой деятельности, её новизну и оригинальность.

2. Художественно-творческая деятельность как форма проявления творческой инициативы ученика обеспечивает приобретение собственного опыта создания произведения искусства, отличающегося оригинальностью и

11 субъективной новизной. Новый художественный образ, находка нестандартного решения становятся неотъемлемой частью успеха ученика.

3. Педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в формировании творческой инициативы ученика заключается в обеспече нии: сотворчества педагога и ученика» базирующегося на творческой инициативе ученика и обучающей деятельности педагога, сопровождающегося решением учебных задач по применению знаний на практике, их самостоятельного приобретения, конструирования замысла, создания индивидуального продукта, отражающего отношение ученика к объективному миру, его жизненный опыт; интеграции оптимальных методов и форм дифференциации и индивидуализации, что обеспечивает самостоятельный поиск и максимальную реализацию творческих задатков ученика, способствует оригинальному решению замысла; - преобразования характера художественно-творческой деятельности учащихся (от исполнительского до творчески самостоятельного) на основе реализации вариативных учебных планов и программ.

4. Система формирования творческой инициативы ученика в художест венно-творческой деятельности - это синтез двух подсистем, механизмом взаимодействия которых выступает совокупность педагогических условий: включение ученика в решение эмоционально-педагогических ситуаций, предусматривающее межличностное взаимодействие субъектов; стимулирование выхода ученика в рефлексивную позицию, расширяющую возможности осознавать себя в качестве субъекта деятельности; - проектирование и реализация индивидуальной художественно- творческой тропы ученика, способствующей переходу внешней деятельности (посредством наблюдения, изучения, практической деятельности) во внут реннюю (фантазия, воображение).

Личный вклад автора состоит в следующем:

Осуществлен теоретический анализ проблемы формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности.

Организована и проведена опытно-поисковая работа по исследуемой проблеме и систематизированы полученные результаты.

Обоснованы и апробированы педагогические условия формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности как механизм взаимодействия подсистем.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе педагогической деятельности и посредством организации опытно-поисковой работы на базе ГОУК «Оренбургское областное художественное училище», на базе ГОУ СПУ «Педагогический колледж № 3 г. Оренбурга», ГОУ СПУ «Художественно-педагогический колледж г. Оренбурга», муниципальная детская художественная школа №1 г.Оренбурга. Основные положения исследования и его результаты обсуждались на методических семинарах и совещаниях, заседаниях предметно-цикловых комиссий и педагогических советах училища, областном семинаре учителей дополнительного образования г. Оренбург; на региональных (Оренбург, 2001-2003, Самара 2002); Всероссийских (Самара, 2001); международных (Оренбург, 2000, 2004) научно-практических и научно-методических конференциях; опубликованы в сборнике научных трудов (Москва, 2003), сборниках статей региональной конференции (2003,2004).

Творческая инициатива ученика как педагогическая категория

В параграфе рассмотрены понятия «инициатива», «творчество», «творческая инициатива», на основе анализа структурных компонентов инициативы определены критерии и показатели формирования творческой инициативы ученика.

Рассмотрение проблемы формирования творческой инициативы ученика с необходимостью предполагает выявление сущности базовых понятий «инициатива», «творчество» в плоскости различных взглядов и подходов с целью создания необходимых условий в учебной деятельности, обусловливающих эффективность решения поставленной задачи,

С понятием «инициатива» (в значении «почин», «начало», «самостоятельные действия») мы встречаемся при характеристике коллективных и индивидуальных начинаний в науке, при описании трудовых починов людей во всех сферах общественного производства, при обозначении магистрального направления внешней политики государства (мирные инициативы), в военном деле, спорте и т.д.

Инициатива (лат. initiare - начинать, фр. Initiative — первый шаг в деле) — почин; способность к самостоятельным активным действиям; руководящая роль в каких-либо действиях (158, С.236). Понятие инициативы дает возможность рассмотреть, как личность объективирует себя в общении, познании. Инициатором нового, передового становится человек, находящийся в постоянном творческом поиске.

В философии инициатива понимается как самостоятельно, из собственных побуждений предпринимаемое субъектом умственное или практическое действие с целью эффективного решения сравнительно новым способом актуальной общественно значимой задачи (177).

В психологии инициатива — это свободная, отвечающая потребностям субъекта форма самовыражения, побудительный аспект деятельности, общения, познания (1, С.20). Инициатива проявляется в индивидуальных особенностях мышления, в начале мыслительного акта на этапе постановки задач, это постоянное стремление самому искать и находить пути и средства для разрешения задач (1, С.21). Д.Б. Богоявленская формулирует понятие интеллектуальной инициативы (20, С.24, С.40), фундаментом которой выступают умственные способности, определяющие широту и глубину познавательного интереса и проявляющиеся в ней лишь через мотивационную структуру личности. Высшим проявлением инициативы является способность «брать на себя» (21,СЛ05). Р.Г. Добрянская в «Психологии профессиональной деятельности» дает следующее определение: «Инициатива - желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать идеи, совершенствовать себя» (45),

В социологии инициатива выводится из необходимости получить принципиально новое объективно-истинное знание, способствующее решению важной социальной задачи. Такой задачей может быть выдвижение эвристической гипотезы, открытие новой теории, обнаружение общего принципа объяснения совокупности различных процессов, формирование перспективного методологического ориентира. Инициатива личности соотносится с её познавательными действиями, которые направлены на обоснование новых идей и концепций, устранение отживших авторитетов, борьбу научных школ, ломку старых организационных исследовательских структур, нейтрализацию сопротивления консервативных сил. Тем самым в исследовательских действиях инициатива предстает как акт социального отрицания.

Инициатива - тип социальной активности, связанный с выдвижением новых идей или форм деятельности. С точки зрения Эриксона, «инициатива— это необходимая часть всякого дела; человеку необходимо чувство инициативы независимо от того, что он делает и чему учится - от собирания плодов до системы свободного предпринимательства» (193, С.357).

Социальная инициатива анализируется и в педагогической деятельности. С точки зрения Д.Дмитриева, смысл любой инициативы прежде всего в том, что человек, руководствующийся ею, движим не инструкциями, а внутренними целями и ценностями. Поэтому любая инициатива выходит за рамки выполнения обязанностей и связана с прогрессивной ориентацией деятельности личности. Она требует от индивида глубокого осмысления закономерностей общественного развития, выявления ростков нового, передового, постоянного совершенствования своих знаний, способностей, умений, это одно из проявлений предвидения.

Одновременно инициатива репрезентирует личность в социально-психологическом, межличностном пространстве. Инициатива - не только желание выразить себя, но и заявить о себе, оформить свои желания, притязания, необходимые ученику как будущему специалисту. Инициатива добавляет к автономии предприимчивость, планирование и стремление «атаковать» задачу ради того, чтобы быть активным, находиться в движении (193, С.357).

В педагогическом контексте инициатива - внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.(163, С.272). Инициативу надлежит рассматривать как известную противоположность необходимости, проявление потенциальной возможности творчества, реализованной субъектом обучения. В творческой системе обучения инициатива имеет системообразующее значение.

Педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в формировании творческой инициативы ученика

В параграфе рассмотрены принципиально важные для нашего исследования понятия «деятельность», «учебная деятельность», «художественно-творческая деятельность», обосновываются особенности и педагогический потенциал художественно-творческой деятельности по формированию творческой инициативы ученика.

Реализация идеи художественно-творческого обучения приводит к необходимости объяснения тех закономерностей, которые лежат в основе процесса учения, анализа строения, содержания, генезиса художественно-творческой деятельности как особой формы активности ученика.

Творческое развитие личности происходит благодаря её участию в разнообразных видах деятельности. Проблема деятельности получила обстоятельное изучение в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Г.ШЦукиной и др. Они рассматривают деятельность как фактор, причину, обеспечивающую развитие задатков и способностей человека в ценностно-ориентационных отношениях с миром и другими людьми.

По мнению ряда ученых (М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, А.П. Тряпицына, Г.И.Щукина и др.), именно деятельность является источником формирования личности: включение в деятельность - основной путь развития человека; отражая предметный мир в деятельности, сознание обучающихся приобретает богатейшую основу познания различных областей этого мира; ценность деятельности состоит не только в отражении, но и в ценност-но-ориентационных связях, формирующих отношения; в деятельности в учебном процессе создаётся многообразие межличностных, межсубъектных отношений, обеспечивающих благоприятный климат обучения, общения (сотрудничество, взаимопомощь, взаимообогащение); деятельность и общение представляют собой социальную, теоретическую и практическую основу учебно-познавательного процесса.

Категория «деятельность» определяется через человека как субъекта, т.е. через личность, и уточняется специфическим различием - «движение к сознательно поставленной цели» (178, С.93).

«Психические свойства личности в ее поведении, действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются», - писал С.Л.Рубинштейн (144, С.518) Теперь это положение, принявшее более короткую формулировку - личность в деятельности и проявляется, и формируется, - стало общепризнанным.

Деятельность в нашем исследовании рассматривается как специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной деятельности. Любая деятельность, осуществляемая субъектом, включает в себя цель, средства, сам процесс преобразования и его результат (49. С. 183). Передача опыта от поколения к поколению является основой учебного процесса, без учебной деятельности, как и без труда, общество не сможет развиваться.

Нам близка позиция В.В.Давыдова, утверждающего, что понятие «учебная деятельность» не отождествляется с учением вообще, поскольку человек чему-то учится и приобретает опыт также в трудовой, игровой и других видах деятельности. «В процессе освоения учебной деятельности, - отмечает ученый, - человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества» (41).

Характеризуя учебную деятельность, Д.Б. Эльконин отмечал, что целью и результатом учебной деятельности является не изменение предмета, с которым действует человек, а изменение самого себя как субъекта деятельности.

В контексте нашего исследования особую значимость имеет деятельно-стная сущность процесса образования в художественном училище, которая может быть истолкована как в широком, так и в узком смысле, а именно:

деятельность индивида, направленная на присвоение части социокультурного опыта, накопленного человечеством (широкий смысл);

социальная деятельность субъекта, связанная с процессом передачи культурного наследия общества от одного поколения к другому, основная цель которой состоит в сохранении достигнутого уровня развития человеческой цивилизации и обеспечении условий её дальнейшего прогресса (узкий смысл), где понимаются социальные позиции заказчиков: государства (в форме законодательных актов и в лице органов федеральной власти и федеральных органов управления культурой, образованием);

Логика и задачи педагогического исследования

В данном параграфе определена логика опытно-поисковой работы, программа диагностики сформированности творческой инициативы учащихся, анализируются результаты констатирующего эксперимента.

Целью нашего исследования являлось обоснование и экспериментальная проверка эффективности внедрения системы формирования творческой инициативы ученика, достижение которой потребовало решения конкретных задач; изучить состояние проблемы формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности; выявить педагогический потенциал художественно-творческой деятельности для формирования творческой инициативы ученика; определить актуальное состояние уровня сформированности творческой инициативы ученика; обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности как механизма взаимодействия подсистем.

Для достижения цели и решения поставленных задач педагогического эксперимента мы использовали комплекс научно-исследовательских методов: анкетирование, беседа, опросы, прямое и косвенное наблюдение, анализ конкретных ситуаций, статистические методы обработки данных для всестороннего изучения процесса формирования творческой инициативы ученика и обеспечения целостности психолого-педагогической диагностики.

По цели и содержанию проведенный эксперимент явился формирующим, по условиям проведения - естественным.

Опытно-поисковая работа по выбранной проблеме исследования осуществлялась нами с 1998 по 2004 год на базе ГОУК «Оренбургское областное художественное училище», ГОУ СПУ «Педагогический колледж № 3 г. Оренбурга», ГОУ СПУ «Художественно-педагогический колледж г.Оренбурга», муниципальная художественная школа № 1 г. Оренбурга. Всего исследованием было охвачено 270 учащихся и 36 преподавателей. Поскольку результаты входной диагностики показали примерно одинаковый уровень сформированности творческой инициативы учащихся — участников эксперимента, в диссертационном исследовании мы представили интегрированные данные эксперимента.

В соответствии с этапным подходом опытно-поисковая работа проводилась в три этапа (подготовительный, основной и заключительный), каждому из которых соответствовал определенный тип эксперимента - констатирующий, формирующий, контрольный. В зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования. Программа эксперимента представлена в таблице № 3.

Констатирующий эксперимент позволил нам выявить реальное состояние исследуемой проблемы в образовательных учреждениях, входящих в базу исследования, определить возможности в решении данной проблемы.

В ходе формирующего эксперимента уточнялась правильность наших предположений о путях и средствах решения исследуемой проблемы. Он позволил выявить пути эффективного формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности.

Основной задачей контрольного эксперимента являлась проверка обоснованности теоретических выводов, их коррекция и уточнение.

Мы руководствовались следующими принципами организации опытно- поисковой работы: экспериментальное исследование должно опираться на методологически обоснованную гипотезу; эксперимент должен носить вариативный характер, что делает выводы доказательными; обязательная нейтрализация независимых переменных, чтобы они не влияли на зависимые переменные; эксперимент должен строиться на объективной основе, т.е. с соблюдением научного подхода; в эксперименте должны учитываться воздействия на все подструктуры личности, прилагаемые усилия, затрачиваемое время и изменения во всех сферах личности; коллективный характер труда позволяет глубоко исследовать условия, причины, факторы, обуславливающие педагогические явления. Рассмотрим организационно-методические аспекты подготовительного этапа педагогического эксперимента, решение основных задач которого связано с разработкой диагностической программы и проведением входных контрольных срезов.

Нам близка точка зрения А.П.Тряпицыной, которая считает, что перспективной является оценка результативности педагогической деятельности по развитию творческих возможностей учащихся на основе объединения в определенную совокупность диагностических методик, результаты которых могут быть сопоставимы между собой.

Система работы по формированию творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности

В рамках параграфа рассмотрены содержательно-технологические аспекты реализации комплекса педагогических условий, выступающего механизмом взаимодействия подсистем формирования творческой инициативы ученика и художественно-творческой деятельности.

Опытно-поисковая работа проходила в естественных условиях образовательного процесса Оренбургского областного художественного училища и художественно-педагогического колледжа г. Оренбурга в рамках разработанной нами системы формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности.

С 1999 - 2000 учебного года учащиеся экспериментальной группы были включены в программу формирования творческой инициативы, которая предусматривала их теоретическую и практическую подготовку (когнитивный и деятельностный компоненты), создание у них психологической установки (эмотивный компонент) на формирование творческой инициативы.

Гибкость и управляемость системы формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности обеспечивалась педагогическими принципами и вытекающими из них правилами, на базе которых реализовывался комплекс педагогических условий (табл.11).

Логика формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности в ходе опытно-поисковой работы была подчинена следующей схеме: создание мотивационной основы - целеполагание -формирование компонентов структуры творческой инициативы - оценка уровня их сформированности — вторичное целеполагание. Поэтому устано-вочно-целевой этап был связан с созданием положительной мотивации, направленной на формирование творческой инициативы ученика» актуализацией эмоционального опыта.

Результаты опытно-поисковой работы позволяют отметить, что устаовочно-целевой этап формировал мотивационную основу, проявлявшуюся в но увлеченности к процессу творчества и в стремлении к достижению творческих результатов, определил индивидуальные цели учащихся в художественно-творческой деятельности, позволивших разработать индивидуальную художественно-творческую тропу для каждого ученика.

Приоритетными направлениями педагогического взаимодействия стали диагностика уровня сформированности творческой инициативы ученика (согласно разработанным критериально-уровневым показателям), на основе которой осуществлялось первичное целеполагание, построение индивидуальных программ, разработка содержательной и процессуальной основы формирования творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности.

На организационно-деятельностном этапе решалась задача качественного преобразования структуры творческой инициативы ученика, что потребовало актуализации и дальнейшего совершенствования интеллектуально-творческих умений, овладения системой знаний, необходимой для формирования творческой инициативы. Эти задачи мы решали посредством обеспечения освоения учеником опыта самостоятельной художественно-творческой деятельности, проживания эмоционально-педагогических ситуаций и проектирования индивидуальной художественно-творческой тропы ученика. Промежуточным итогом основного этапа работы по формированию творческой инициативы ученика стала презентация творческой продукции как возможности свободного самовыражения.

Основной результат выразился в росте уровня сформированности компонентов структуры творческой инициативы, ученик осваивал опыт самостоятельной художественно-творческой деятельности посредством актуализации теоретических знаний и практических умений в процессе формирования творческой инициативы.

На результативно-рефлексивном этапе формировалась целостность представлений ученика об уровне сформированности его творческой инициативы. На данном этапе работы осуществлялось оценивание процесса и результатов художественно-творческой деятельности, направленной на формирование творческой инициативы ученика; обобщался освоенный им опыт, оформлялись творческие отчеты; определялись перспективы формирования творческой инициативы в художественно-творческой деятельности.

Решение поставленных задач было связано с организацией внешней экспертизы и самодиагностики уровня сформированное творческой инициативы ученика, осуществлением итоговой рефлексии и вторичного целе-полагания. Основными формами работы были защита творческих проектов, уроки-самопроверки, групповые и индивидуальные творческие отчеты, рефлексивные сочинения и т.д., что в итоге позволило оценить уровень «индивидуального творческого приращения», определить перспективы дальнейшей работы по формированию творческой инициативы ученика.

Опытно-поисковая работа показала, что первоначально в качестве активной стороны взаимодействия выступала подсистема формирования творческой инициативы ученика, в которой сосредотачивалось движение всей системы, что способствовало преобразованию характера художественно-творческой деятельности и вызывало обратно направленное действие. В свою очередь, подсистема художественно-творческой деятельности из пассивной стороны взаимодействия превратилась в активную, что обеспечило оптимальное использование её педагогического потенциала, а также способствовало её совершенствованию.

Похожие диссертации на Формирование творческой инициативы ученика в художественно-творческой деятельности