Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде Мстиславская Елена Васильевна

Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде
<
Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мстиславская Елена Васильевна. Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Саратов, 2005. - 243 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование проблемы формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде

1.1. Сущностная характеристика творческих способностей младшего школьника 15

1.2. Анализ подходов к формированию творческих способностей младших школьников 31

1.3. Музыкально-развивающая среда как средство формирования творческих способностей младших школьников

1.3.1. Сущность и содержание музыкально-развивающей среды в общеобразовательных учреждениях 43

1.3.2. Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде 60

1.3.3. Педагогическая система формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде 106

Выводы к первой главе 119

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности системы формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде

2.1. Цель, задачи и организация экспериментального исследования .. 121

2.2. Проведение констатирующего этапа исследования 124

2.3. Этап апробации системы формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде 161

Выводы ко второй главе 197

Заключение 199

Библиография 203

Приложения 219

Введение к работе

Перемены, происходящие в общественно-экономической жизни России в течение последнего двадцатилетия, неизбежно отразились в социальной, культурной и образовательной сферах. Особенность современных педагогических концепций состоит в поддержании сущностных сил личности. В данных условиях большая роль отводится творчеству, которое становится неотъемлемой характеристикой современной образовательной среды и рассматривается как непременное условие самореализации личности.

Совершенствование процесса формирования творческих способностей личности ведет к созданию принципиально новой образовательной среды, которая существенно влияет на распределение ролей участников образовательного процесса и определяет новые средства для индивидуального и группового обучения, что в итоге способно обеспечить новое качество образования.

В поиске «единства в многообразии» видели основание русской педагогики И.Киреевский, Н.Пирогов, В.Розанов Л.Толстой, К.Ушинский, А.Хомяков. Единое, личное творит перспективное знание, творчески осмысливает и созидает явления прошлого, настоящего и будущего. Проблема развития творческих способностей личности в различных аспектах рассматривается в трудах по философии, педагогике, психологии, являясь предметом исследования М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, В.С.Библера, И.П.Волкова, Л.С.Выготского, В.В..Давыдова, О.М.Дьяченко, М.С.Кагана, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, К.К.Платонова, В.В.Розанова, В.А.Сластенина, Б.М.Теплова, С.Т.Шацкого, М.ГЛрошевского и др.

Содержание основных направлений в исследовании творческих способностей составляет следующее:

формирование творческой личности на основе природных задатков и индивидуальных особенностей (Б.Г.Ананьев, Е.Пархе, Б.М.Теплов и др.);

зависимость творческого развития личности от факторов социальной

среды (Ю.С.Бродский, Д.В.Григорьев, В.С.Ильин, М.В.Крупенина, А.С.Макаренко, Н.Л.Селиванова, М.В.Шакурова, С.Т.Шацкий и др.);

- взаимосвязь творческого развития с особенностями деятельности субъекта (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, Д.Б.Эльконин и др.).

Особо актуальным представляется изучение процесса творческого развития ученика младшего школьного возраста, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сензитивным к творческому поиску (М.Я.Басов, Н.С.Лейтес, А.Н.Лук, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев и др.).

Исследование в литературе музыкально-сензитивного периода, музыкального восприятия как общечеловеческой деятельности расширяет наше представление о формировании творческого потенциала ребенка в возрасте младшего школьника средствами музыки.

Для данного исследования весьма существенным стало выявление учеными разных эпох взаимообразных связей художественной и интеллектуальной областей в жизнедеятельности человека. Так, многие исследователи (С.М.Берштейн, В.С.Библер, А.Н.Лук, Б.М.Теплов др.) указывают на некую закономерность в жизни выдающихся представителей науки, своего рода подготовку инсайта, проявляющуюся в контексте отражения имеющихся у них музыкальных качеств, интересов, потребностей.

Мысль о взаимообусловленности музыкального, интеллектуального, психофизиологического и творческого развития личности впервые находит свое выражение в синкретичной философско-педагогической системе Древней Греции (сократические школы 4-5 в.в. до н.э.). Далее выявленное направление научной мысли прослеживается в трудах П.П.Блонского, Н.Я.Брюсовой, А.Дистервега, Д.Б.Кабалевского, Я.А.Каменского, М.Монтессори, В.А.Сухомлинского, Г.Фихнера, К.Штумпфа, Б.М.Яворского и других исследователей, которые указывают на особую роль музыки в формировании личности ребенка. Язык искусства, в особенности музыкального, универсален. В условиях последовательной гуманизации

современной образовательной системы использование в полной мере потенциала художественной сферы в целях творческого развития ребенка представляется особенно актуальным.

Формирование эстетического отношения к действительности предполагает изучение творческого и музыкального развития личности во взаимосвязи. Музыкально-эстетическая направленность обучения преследует цель развития кругозора, эстетического вкуса, эстетических потребностей в малой социальной группе - классе. К XXI веку наукой не только накоплен, но и в определенной мере проанализирован многочисленный ряд фактов воздействия музыкального звука (колебание упругого тела с определенной частотой) на интеллектуальное, эмоциональное, психологическое состояние человека. В соотнесении с понятием готовности к обучению, с процессом формирования творческой личности младшего школьника музыкальная среда выступает в значении музыкально-развивающей.

Идея формирования творческих способностей личности младшего школьника через расширение кругозора, эстетических потребностей средствами музыкально-развивающей среды требует определенных педагогических установок и путей реализации. В данной связи чрезвычайно актуальным становится рассмотрение следующих аспектов проблемы развития творческих способностей:

- в чем состоит универсальность музыкальной среды, если таковой она
является;

как соотносятся ее особенности с музыкальной и возрастной сензитивностью ребенка младшего школьного возраста;

в какой мере возможно использование универсальных качеств музыкально-развивающей среды в целях формирования творческих способностей младших школьников.

Актуальность данной работы определена также проблематикой исследований развивающей среды (Г.С.Костюк, Ю.С.Мануйлов, Л.Н.Седова, Ю.О.Щербаков и др.), возрастной педагогики и психологии, синергетики

6 мозга и искусства (И.И.Блехман, И.А.Евин), арт-терапии, музыкальной фармакологии (М.Лазарев, А.Томатис и др.), хрономедицины и нейробиологии.

На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых:

- активизация поиска и выявления особенностей воздействия
музыкально-развивающей среды на личность ребенка, его творческое
становление;

- необходимость проанализировать процесс формирования творческих
способностей младшего школьника в музыкально-развивающей среде в
соответствии с его возрастными и сензитивными особенностями;

исследование различных подходов к развитию творческих способностей младших школьников;

возможность обобщить опыт индивидуального музыкально-творческого развития учащихся (в период обучения в детской музыкальной школе или школе эстетической направленности);

потребность в научной разработке педагогической системы формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.

В исследуемой области выявляется ряд противоречий между:

объективными потребностями общества в формировании активной творческой личности младшего школьника на этапе начального обучения и недостаточным использованием развивающих ресурсов музыкальной среды, субъектом которой он является;

существующими резервами музыкального обучения и отсутствием цели формирования творческих способностей младших школьников средствами музыкально-развивающей среды.

Вышеизложенное позволило сформулировать проблему настоящего исследования: научное обоснование наиболее оптимальных путей и средств формирования творческих способностей младших школьников.

Недостаточная разработанность проблемы, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде».

Объект исследования - процесс творческого развития младших школьников.

Предмет исследования - формирование творческих способностей, младших школьников в музыкально-развивающей среде.

Цель исследования - научно обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую систему формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.

В соответствии с целью в основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование творческих способностей младших школьников станет более эффективным, если:

- оно осуществляется в рамках педагогической системы,
представляющей единство целевого, содержательного, операционного,
оценочно-результативного компонентов и включающей начальный,
основной и завершающий этапы, каждый из которых отражает динамику
сформированности творческих способностей младших школьников;

исследована возрастная и музыкально-сензитивная специфика формирования творческого потенциала личности младшего школьника в музыкальной среде; выделены компоненты музыкально-развивающей среды;

выявлены и реализованы педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде;

- предложен комплекс диагностических методик определения уровней
сформированности творческих способностей младших школьников в
музыкально-развивающей среде.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ историко-философской, психолого-педагогической, музыкально-эстетической литературы с целью уточнения и структурирования понятийно-терминологического аппарата исследования, выявления сущностных характеристик базовых понятий.

  2. Дать сущностную характеристику музыкально-развивающей среды, определить ее содержание и структуру.

  3. Выделить и охарактеризовать совокупность педагогических условий формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.

  4. Разработать критериально-диагностический инструментарий оценки уровней сформированности творческих способностей младших школьников.

Методологической основой исследования являются положения гуманистической философии о личности как активном субъекте жизнедеятельности (А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Мудрик, А.В.Петровский и др.); философские и психолого-педагогические концепции творческой деятельности (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.С.Библер, А.З.Зак, Н.С.Лейтес, А.Маслоу, М.Монтессори, В.В.Розанов, И.Фихте, С.Френе, Ф.Шеллинг и др).

Теоретическую основу исследования составили:

- концепции личностно-деятельностного подхода в развитии и
обучении (Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец,
М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, И.С.Якиманская и др.);

- теория системно-целостного подхода к организации педагогического
процесса (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Г.И.Железовская, В.С.Ильин,
Н.Д.Никандров, Н.К.Сергеев и др.);

- концепция развивающего обучения (Л.В.Занков, Е.Н.Ильин,
З.И.Калмыкова, В.А.Карсонов, Д.Б.Эльконин и др.);

- концептуальные подходы к развитию творческой личности в детском

возрасте (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Н.С.Лейтес, Д.Б.Богоявленская, А.А.Мелик-Пашаев, А.М.Матюшкин и др.);

- теории музыкально-эстетического развития личности
(Б.Ф.Асафьев, Э.Б.Абдуллин, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина,

Д.Б.Кабалевский, Д.Н.Кирнарская, В.И.Муцмахер, Н.В.Тарасова, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин, К. Штумф и др.);

В процессе исследования был использован комплекс методов для проверки гипотезы и решения поставленных задач. В теоретической части исследования применялись методы: теоретического анализа философско-эстетической, психолого-педагогической, культурологической, музыкально-педагогической и методической литературы по проблеме творческого развития младших школьников в музыкально-развивающей среде; системно-структурный анализ фундаментальных понятий; анализ учебных программ, рабочих планов, методических пособий; обобщение собственного педагогического опыта.

Опытно-экспериментальная работа включала: прямое и косвенное
педагогическое наблюдение; индивидуальные и групповые

исследовательские беседы; опросы, анкетирование, тестирование и интервьюирование по вопросам исследуемой темы. При обработке экспериментальных данных использовались методы математической статистики.

Экспериментальная база исследования — музыкально-эстетический лицей №28, МОУ СОШ №№ 17, 34, 62, ДМШ №№ 3,17 г. Саратова; ДМШ №№1, 2, 3, ДШИ г. Кузнецка, ГОУ СПО «Кузнецкое музыкальное училище».

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа с 1997 по 2004гг.:

Первый этап - начальный (1997 - 1999 гг.)

На этом этапе исследования изучалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература. Осмысливался и формулировался понятийно-терминологический аппарат научного поиска. Подвергался

анализу опыт исследований по выбранной проблеме. Проводился констатирующий эксперимент, было дано обоснование критериально-диагностического определения уровней сформированности творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде; осуществлялось диагностирование исходного уровня творческих способностей младших школьников.

Второй этап - основной (1999 ~ 2003 гг.) связан с проведением формирующего эксперимента. По программе опытно-экспериментальной работы проверялась и уточнялась гипотеза исследования, осуществлялась корректировка первичной методики исследования. Подводились промежуточные и окончательные итоги; осуществлялась математическая обработка полученных результатов, что позволило выявить динамику уровней сформированности творческих способностей младших школьников. Эксперимент подтвердил научную состоятельность разработанной педагогической системы формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде, а также выявленной совокупности педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса.

Третий этап - заключительный (2003 - 2004 гг.) характеризуется дальнейшим внедрением педагогической системы формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде, обобщением итогов опытно-экспериментальной работы. На этом этапе поиска корректировались ранее сформулированные теоретические положения, а также внедрялись методико-практические рекомендации в систему образовательного процесса, оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

На основании анализа философской, психолого-педагогической, музыкально-эстетической литературы теоретически углублены представления о сущности музыкально-развивающей среды, способствующей эффективности формирования творческих способностей

11 младших школьников (трансформация спонтанных потребностей в творческом самовыражении в мотив к творчеству), уточнено ее понятие, дано авторское определение; выделены структурные компоненты музыкально-развивающей среды: физический, психофизиологический, эстетический и культурологический. Рассмотрены во взаимосвязи понятия: творческие способности, факторы творческого развития личности, музыкальность, музыкальная среда, развивающая среда.

В рамках средового подхода выявлена, обоснована и реализована в образовательном процессе совокупность педагогических условий формирования творческих способностей: мотивация к музыкально-творческой деятельности; мобилизация и релаксация в процессе организации творческого развития; коммуникативные и интегративные связи музыкально-развивающей среды.

Сформулировано авторское определение формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде, конкретизированы его сущность (актуализация творческого развития на основе сензитивности к поиску) и содержание; разработана структура и классификация творческих способностей, а также алгоритмы творческих качеств личности школьника в выявленных условиях.

Теоретически обоснована, разработана, экспериментально проверена и внедрена в музыкально-образовательный процесс педагогическая система формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде, которая включает этапы апробации (начальный, основной и завершающий) и отражает логику постепенного достижения учащимися продуктивного уровня творческих способностей.

Разработана и научно обоснована критериальная система уровней сформированности творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде, представленных автором как: репродуктивно-поисковый, продуктивно-ориентированный и продуктивный; определены методика их выявления на различных этапах формирования и

соответствующий педагогический инструментарий.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обогащении представлений о сущности творческой деятельности младших школьников; исследованы и обобщены различные подходы к формированию творческих способностей у детей младшего школьного возраста; раскрыта структура данных способностей; в работе исследована проблема повышения творческого потенциала младших школьников через активизацию музыкально-сензитивных особенностей личности указанного возраста в музыкально-развивающей среде; разработан алгоритм формирования творческого мышления младших школьников в обозначенных условиях, что вносит определенный вклад в теорию развивающего обучения; в контексте системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов обоснованы компоненты педагогической системы формирования творческих способеностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.

Практическая значимость исследования определяется следующим:

В соответствии с обоснованными теоретическими положениями разработанная авторская педагогическая система формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде прошла апробацию и внедрение в музыкально-эстетическом лицее №28, МОУ СОШ №№ 34, 62, ДМШ №№3,17 г. Саратова; ДМШ №№1,2,3, ДШИ г. Кузнецка.

Результаты и выводы проведенного исследования могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательных школ с эстетической направленностью и музыкально-эстетических лицеев с целью повышения эффективности формирования творческих способностей младших школьников.

Материалы исследования имеют практическую значимость при составлении учебных планов и программ, спецкурсов, учебников, методических пособий по психолого-педагогическим дисциплинам в вузах и колледжах.

Предложенная методика диагностики уровней сформированности творческих способностей младших школьников обладает универсальным характером, что делает возможным ее широкое практическое использование.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса взаимодополняющих методов, отвечающих предмету, цели и задачам исследования, системным анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытного исследования, а также многолетним личным опытом работы диссертанта в педагогическом институте и музыкально-эстетическом лицее.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая система, обеспечивающая эффективность
формирования творческих способностей младших школьников в
музыкально-развивающей среде, представлена в единстве целевого,
содержательного, операционного, оценочно-результативного компонентов и
включает начальный, основной и завершающий этапы, каждый из которых
нацелен на достижение предельно возможного уровня сформированности
творческих способностей младших школьников.

Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде представляет собой процесс актуализации творческого потенциала личности младшего школьника на основе возрастной сензитивности к музыке, фантазирования и поисковой активности через овладение комплексом музыкально-развивающих средств.

2. Музыкально-развивающая среда - это часть специально
организованного социокультурного, образовательного пространства, в
котором осуществляется процесс онтогенетической и сензитивной
трансформации спонтанных потребностей ребенка в побудительный мотив к
творческому развитию с последующим формированием универсальных

качеств личности для освоения различных областей познания и творческой деятельности.

Музыкально-развивающая среда рассмотрена в единстве физического, психофизиологического, эстетического и культурологического компонентов.

3. Комплекс педагогических условий формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде включает мотивацию к музыкально-творческой деятельности; мобилизацию и релаксацию в процессе организации творческого развития; коммуникативные и интегративные связи музыкально-развивающей среды.

Апробация исследования и внедрение результатов в практику проходили на базе музыкально-эстетического лицея №28, СОШ №№34,62; ДМШ №№3,17 г. Саратова, ДМШ №№1,2,3, ДШИ г. Кузнецка, ГОУ СПО «Кузнецкое музыкальное училище».

Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры музыкально-инструментальной подготовки факультета искусств и художественного образования педагогического института СГУ; кафедры педагогики СГУ им. Н.Г.Чернышевского, на межвузовских и региональных конференциях, использовались автором в образовательно-просветительской деятельности СарИПК и ПРО в 1992-2005 гг..

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в 12-ти публикациях.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, 12 приложений, содержит 6 схем, 9 таблиц. Структура работы определилась задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью.

Сущностная характеристика творческих способностей младшего школьника

Взаимосвязь процессов мышления и творческого воображения выступает как глобальная философско-эстетическая проблема всего человечества. А.Шлегель, В.Шеллинг, С.Френе, Р.Штейнер, А.Маслоу, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.С.Каган и многие другие исследователи обращались к ней в своих трудах. Наступивший XXI век характеризуется расширением и углублением различных аспектов поставленной проблемы, появлением новых направлений и подходов в изучении ее сущности и содержания, что подтверждает ее неисчерпаемость и актуальность для настоящих и будущих поколений.

Выявление сущности творческих способностей личности младшего школьника требует определения алгоритма изучения данного педагогического явления. Последовательность освещения истории и теории вопроса в аспекте обозначенной проблемы подсказана особенностями взаимосвязи категорий «способности», «творчество», «творческие способности», « младший школьный возраст».

Понятие «способности» является одним из основных в педагогической науке всех времен. Теория способностей складывалась в недрах философии, постепенно обогащаясь привнесенными в нее физиологическими, психологическими и педагогическими аспектами развития проблемы, что способствовало в дальнейшем обоснованию понятий «творчество» и «творческие способности». Актуальным и сегодня является вопрос о диалектике интеллектуального и творческого потенциала личности.

Соответственно философско-эстетическому обоснованию античный мир ориентировал общество на формирование тех качеств личности, которые способствовали овладению четырьмя дисциплинами: грамматикой, гимнастикой, музыкой и рисованием. Для античной традиции характерно почитание «мусических искусств» выше изобразительных. Руководствуясь тем, что объективно данное душе природой должно быть использовано и развито, Сократ, будучи в преклонном возрасте, овладел игрой на кифаре.

Ренессанс, во многом наследуя античности, создает концепцию социально-творческого индивидуализма, основой которой является соотнесенние важнейших понятий теории способностей, таких, как: общественная значимость деятельности, творческая воля, индивидуальный опыт человека. П.Верджио, рассуждая о свободных науках, выделяет следующие способности: легко находить существо любой вещи и доказательство для изложения своей точки зрения; способность возражать (как способность к поэзии и теоретическим наукам); способность отвечать на возражение (как способность к практическим наукам); способность к восприятию отвлеченных вещей; интеллект (двойной от природы) -созерцательный и практический. (96,С94). Примечательно, что данный перечень по содержанию совпадает с позднее выделенными наукой творческими способностями и качествами личности.

Основоположник научной педагогики Я.А.Каменский в труде «Материнская школа» синтезировал широкий круг идей, связанных с воспитанием детей раннего возраста (97). Однако, точка зрения на необходимость воспитания творческой личности с детского возраста не имела однозначной научной оценки. М.Монтень, например, считал способности качествами, выработанными опытом человека, но не имеющими никакого отношения к периоду его детства. «Склонности людей в детском возрасте проявляются так слабо и неопределенно, а задатки так обманчивы, что составить себе суждение о развитии способностей в детстве трудно» (20).

В трудах И.Г.Песталоцци изложена система научных представлений о взаимосвязи основных психолого-педагогических категорий «задатки», «способности», «творческие способности» и «развитие», которая иллюстрируется следующим определением: «Сущность человеческой природы в совокупности сил и задатков, которые отличают человека от всех существ на земле. Всякая человеческая способность формируется через их упражнение и применение» (177,С243). И.Г.Песталоцци различает способности духовные (к мастерству) и способности физические (овладение путями к мастерству). Представленный определением И.Г.Песталоцци алгоритм изучения личности в аспекте соотношения перечисленных категорий особо значим для данного исследования, т.к. именно он отражает содержание возрастного развития в период младшего школьного возраста.

Актуальность категории задатков для младшего школьного возраста определяется их многозначностью (6,12,36,54,210). В.В.Клименко под задатками подразумевает чувствительность. «Задатки» обеспечивают около десяти млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором - проводником воспринятого, участком мозга, где осуществляется (или сохраняется) превращение информации в факт сознания. Потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Реально же количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека» (112,С25).

С точки зрения наличия многочисленных каналов связи ребенка с окружающей средой, сензитивность младшего школьного возраста к широкому кругу творческой деятельности, речевой, поисковой активности наиболее аргументирована (24,35,39,40,47,49,73,118,135,139). Тем не менее, на сегодняшний день содержание философского, психологического и педагогического аспектов изучения категории способностей в общем, и ребенка, в частности, выявляет неоднозначное ее толкование. Так, Дж.Б.Кэррол в книге «Познавательные способности человека» подчеркивает, что при изучении способностей основная проблема заключается в определении психологических качеств, которые рассматриваются как способности; в нахождении их места в познавательной деятельности и в их измерении, позволяющем выявить уровень развития способностей (111,С25).

Анализ подходов к формированию творческих способностей младших школьников

С общенаучной точки зрения особенность современной среды как фактора воспитания и развития личности составляет структура «новой реальности» - техносфера, информационная среда, характеризующаяся глобализацией, универсализацией и индивидуализацией. Одновременно с этим отмечается опасное явление растворения человека в системе мультикультурных ценностей, что влечет за собой поражение индивидуальности. Вышесказанное объясняет актуализацию проблемы творческого развития человека в детском возрасте.

Т.А.Рибо считал, что «если бы творчеству можно было научить, то ученых и изобретателей было столько, сколько сапожников и часовщиков» (206,С95). Однако, существует и иной взгляд на проблему. Перечислим лишь некоторые из существующих концепций творческого развития личности в детском возрасте: философская и психолого-педагогическая концепция С.Френе - семейный, школьный опыт и опыт общения при педагогическом конструировании среды доминирует как развивающий (129); концепция Р.Штейнера - развитие творческой личности из себя самой (21); «прогрессивистская педагогика» (Дж.Брунер, Х.Таба) - исследовательский опыт ребенка приближает его к взрослому творцу (21); «проектная система обучения» (У.Килпатрик) - следование интересам ребенка в проектировании практической задачи (20); «мультифакторная теория», представителем которой является И.Хаген, изучает многочисленные случайные факторы творческого развития и т.д. (206).

Концепции творческого развития личности в детском возрасте, каждая по-своему, учитывают психофизиологические показатели зрелости детского организма. Формула психического развития ребенка младшего школьного возраста - от действия к мысли, обеспечивающая ориентировку в окружающем мире. Успешному выполнению функции преимущественно усвоения знаний способствуют характерные черты данного возраста: доверчивость, подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, тенденция к дифференциации самооценки, структурированию, созданию предпосылок для развертывания процессов саморегулирования (159). Формирование самооценки несколько опережает содержательный план образа «Я» (Е.З.Басина, Т.А.Нежнова). Способность выдержать интенсивную и длительную нагрузку на нервную систему относительно низкая. Возрастная слабость, как утверждает Н.С.Лейтес, есть достоинство, которое отражает живость восприятия. С годами нервная система крепнет, и с ней происходит снижение детской непосредственной восприимчивости (132,135). Наглядно-образное мышление, характерное для указанного периода, выступает в наглядно-схематической форме, что создает основу развития способностей к абстрагированию, обобщению, умозаключению, логическим операциям, выработке понятий. В сочетании со стремлением к немедленному результату перечисленное является залогом формирования творческой индивидуальности ребенка (72,130,157).

В психологическом развитии младших школьников общепризнано наличие описанных учеными качеств сензитивности: умственной и речевой активности; подвижности воображения; выделения себя из среды; фантазирования; установки на подражание. Ранние признаки повышенных возможностей познавания, эмоциональной отзывчивости или творчества могут являться как выраженной сензитивностью данного возраста, так и основанием для прогноза одаренности ребенка. Развитие в это время толкуется как созревание, происходящее по общим принципам биологического изменения организма в различные фазы его существования (А.Бине, Ф.Гальтон и др.), формы же проявления способностей зависят от конкретных обстоятельств жизни ребенка (159).

Дж.Рензулли рассматривает понятие «детская одаренность» («потенциальная детская одаренность» у Н.С.Лейтеса, Н.Ф.Талызиной, А.И. Савенкова и др.), как «потенциал» личности (интеллектуальные, творческие способности, мотивация) в качестве основы для применения в воспитании и обучении детей различного уровня способностей (203,210,256).

Д.Гауэн исследует зависимость продуктивности детского мышления от ситуации психологического комфорта. Л.Рэй указывает на необходимость ситуации успеха в качестве условия творческого развития личности. С.Левит, наоборот, успех считает тормозом в творческой ситуации (21).

Влияние развивающих методов и приемов обучения на творческое мышление концептуально изучается целым направлением отечественной науки - Ю.Н.Бабанским, Л.ГВяткиным, В.В.Давыдовым, Б.М.Кедровым, И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным, И.С.Якиманской и др. Выявление воздействия групповых и индивидуальных форм обучения образовательной среды на формирование самостоятельного творческого мышления стало содержанием работ В.И.Андреева, М.Д.Виноградова, М.А.Данилова, Г.И. Железовской, Н.Ю.Посталюк, Л.А.Ростовецкой и др. Педагогические теории выявляют особенности развития творческой личности в различных видах деятельности (10,11,49,60,146,156).

Для ребенка младшего школьного возраста ведущей деятельностью является учение. Еще Ф.Гегель заметил, что «в школе за неимением времени приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкли от своей оригинальности» (60). П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков условием развития творческого мышления ученика считают выработку его теоретических основ. З.И.Калмыкова, А.Э.Симонов продуктивность мышления младшего школьника связывают с обучением решению творческих задач. Таким образом, с 50-х годов XX века все направления по изучению творческих способностей получают единое психолого-педагогическое основание -«персонодидактика» (72,88,94,214,222).

Цель, задачи и организация экспериментального исследования

Целью опытно-экспериментальной части исследования явилась проверка эффективности разработанной педагогической системы формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.

Экспериментальная часть исследования проводилась в три этапа.

На первом, констатирующем, этапе исследования (1999-2000 г.г.) опытно-экспериментальная работа была направлена на изучение фактического положения дел по проблеме формирования творческих способностей младших школьников в условиях музыкально-развивающей среды. Целью констатирующего этапа было обоснование системы критериальной оценки и определение исходного и предположительно достижимого уровней сформированности творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.

Основной экспериментальной базой явился музыкально-эстетический лицей №28 г. Саратова. Для анализа и обработки данных опытно-экспериментальной работы были определены контрольная и экспериментальная группы учащихся в количестве 97 человек. Контрольная группа (48 учащихся) - 1 «В», 1 «Г» классы. Экспериментальную группу составили учащиеся 1-го «А» и 1-го «Б» классов - 49 человек.

Параллельно осуществлялся анализ существующих учебных программ по предмету «музыка» и их использования в различных детских образовательных учреждениях (детская музыкальная школа, музыкально-эстетический лицей, общеобразовательная школа, классы с эстетической направленностью обучения); организации обучения музыке в групповой и индивидуальной формах в лицее №62, в общеобразовательных школах (СОШ) №№17, 34, детской музыкальной школе (ДМШ) №№1, 3,17.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами применялись следующие методы исследования: наблюдение, описание, собеседование с учениками и учителями, анкетирование, тестирование.

Метод наблюдения на данном этапе использовался с . целью дальнейшего расширения эксперимента в музыкально-эстетическом лицее №28. Для составления индивидуальных характеристик на учащихся музыкально-эстетического лицея с 1-го по 3-ий класс, отражающих изменения в обучении и творческом развитии по программе лицея, использовался описательный метод.

Целью второго, формирующего, этапа экспериментального исследования (1999-2003 г.г.) стала апробация и внедрение разработанной авторской системы формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде, проверка ее эффективности.

Процесс формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде осуществлялся в три этапа (начальный, основной, завершающий) соответственно разработанной системе, что позволило проанализировать творческое развитие учащихся в течение трех лет обучения музыке по предложенной методике.

Внедряемая педагогическая система формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде представляет единство целевого, содержательно-операционного и результативно-оценочного компонентов.

Целевой компонент системы. На начальном этапе внедрения системы предусматривалось создание музыкально-развивающей среды. Целью основного этапа явился процесс системного формирования творческих способностей младших школьников в созданной музыкально-развивающей среде.

На завершающем этапе апробации системы осуществлялось расширение сферы музыкально-творческой деятельности учащихся с учетом развития интегративных связей различного уровня, что должно было явиться предпосылками интенсивного творческого роста учащихся в музыкальном и общеобразовательном обучении.

Содержательно-операционный компонент системы учитывал выявленные условия формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде (см. 1.3.3) в сочетании с предлагаемыми авторскими и традиционными формами, методами и средствами обучения.

В соответствии с оценочно-результативным компонентом системы была осуществлена ее практическая проверка путем выполнения программы эксперимента, анализа искомых результатов, оценки эффективности используемых методов формирования творческих способностей младших школьников.

Методы исследования, используемые на втором, формирующем этапе: педагогический эксперимент; метод описания, отраженный в учебно-творческих характеристиках учащихся контрольной и экспериментальной групп; наблюдение; собеседование; диагностирование; моделирование; анализ документации (журнал успеваемости по общеобразовательным, специальным дисциплинам) и продуктов творческой деятельности учащихся; математические методы обработки результатов.

Целью третьего, заключительного, этапа исследования (2003-2004 г.г.) стала проверка и уточнение теоретических положений диссертационного исследования, обобщение результатов эксперимента, что позволило сформулировать на их основе рекомендации по реализации системы формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.

Проведение констатирующего этапа исследования

Констатирующий этап исследования (1999-2000 г.г.) проводился с целью обоснования критериев и определения уровней сформированности творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде. Достоверность полученных в ходе эксперимента результатов в значительной степени зависела от выбора исходных показателей в оценке изучаемого явления, на что указывают исследователи В.И.Андреев, И.П.Волков, В.П.Беспалько, К.В.Тарасова, А.Ф.Зотови др.(10,15,26,210,226). Отбор критериев оценки сформированности творческих способностей младших школьников в музыкально развивающей среде был осуществлен на основе изучения научной литературы, посвященной проблеме педагогической диагностики (Д.Б. Эльконин, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, A.M. Матюшкин, В.Н. Дружинин, А.Г.Шмелев, В.И. Андреев, М.Н. Скаткин, Т.Д. Марцинковская, Л.А. Венгер, К.М. Гуревич, А.А. Бодалев, Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова, А.А. Карелин и др.) (10,26,152,166,168). Следующей задачей опытно-экспериментальной работы по определению критериев оценки творческих способностей младших школьников было соотнесение имеющейся критериальной базы с целями и научной гипотезой исследования. При отборе критериев учитывались общепедагогический и специально-педагогический аспекты выдвинутой проблемы. В соответствии с предметом исследования и с целью конкретизации содержания критериальной оценки уровней творческих способностей детей в возрасте от 6 до 8 лет проводился анализ различных уроков музыки в старшей группе детских садов, в подготовительных классах детских музыкальных школ, организующих музыкальную среду. При определении качеств и свойств креативности исследователи творческих способностей предлагают выбор наиболее существенных признаков, служащих критериями в их оценивании. Перечень основных признаков, принятых учеными в изучении различных аспектов указанной проблемы, дополняется теми из них, которые отражают специфику исследования. По нашим наблюдениям, музыкально-развивающая среда влияет на формирование творческой личности младшего школьника как в целом, так и на отдельные его процессы. Таким образом, для выработки критериев сформированности творческих способностей младших школьников мы исходили из необходимости учесть ряд положений, теоретически исследованных в первой главе: - особенности музыкально-развивающей среды по отношению к формированию творческой личности ученика младшего школьного возраста состоят в их соответствии сензитивным качествам (речевая активность, эстетическое развитие, фантазирование, подвижность воображения), интеллектуальному развитию (умственная активность, эмоциональная отзывчивость, ассоциативные процессы мышления и т.д.), музыкальному опыту (психофизиологическое состояние организма, общекультурный уровень и т.д.); - учебные, возрастные и индивидуальные характеристики младших школьников в музыкально-развивающей среде рассматриваются в единстве, так как процесс формирования творческих способностей предполагает создание музыкально-развивающей среды, включение в нее через развитие мотивационной сферы младшего школьника к творчеству, к музыкальной деятельности. Критерии оценки творческих способностей личности отражают, по мнению А.Л.Прондина, интегральную характеристику свойств и особенностей личности: мотивационно-творческую активность; интеллектуально-логические способности; интеллектуально-эвристические способности; способность к самоуправлению; эстетические свойства; коммуникативно-творческие способности; свойства мировоззрения; нравственные качества (165, С.92). Используя вышеобозначенные критерии для оценки уровней сформированности творческих способностей младших школьников в музыкально - развивающей среде, мы внесли в их обоснование ряд изменений, необходимых с точки зрения учета особенностей младшего школьного возраста. В частности, мировоззренческие свойства личности мы посчитали целесообразным заменить понятием «широта кругозора» младшего школьника. Одним из признаков творческой личности, который характерен как для мыслительной, так и для художественной деятельности, является широта ассоциативного ряда (172,С295). Данное определение подразумевает наличие у ребенка склонности к широким обобщениям явлений, не связанных между собой наглядной категориальной связью. Выделенный учеными признак в качестве основания для него предполагает накопление ребенком различного рода знаний, осведомленности о предметах, явлениях, их функциях и связях друг с другом, что позволяет ему в дальнейшем выявлять неожиданное в хорошо знакомом. Таким образом, широта кругозора и широта ассоциативного ряда в творческом развитии ребенка имеют самую непосредственную связь. Широта кругозора ребенка младшего школьного отражает его любознательность, мотивационную активность, следовательно, включение данной характеристики в показатели мотивационной активности младших школьников вполне оправданно. Далее, частичные изменения в формулировке используемых нами критериев А.Л.Прондина определены предметом исследования. Развитие мотивационной активности и коммуникативных качеств школьников в музыкальном обучении позитивно отражается на процессе формирования элементов символического, дивергентного мышления и т.д. (см. 1.1.З.). Рассмотрение же нравственных качеств личности младшего школьника не входит в сферу нашего исследования.

Похожие диссертации на Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде