Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна Гиниятуллина Диана Равилевна

Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна
<
Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гиниятуллина Диана Равилевна. Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Гиниятуллина Диана Равилевна; [Место защиты: Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т].- Казань, 2009.- 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1000

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Этапы и социально-педагогические условия становления и развития педагогических взглядов Таха Хусейна

1.1. Развитие педагогической мысли в Египте на рубеже XIX-XX вв. и ее влияние на формирование мировоззрения Таха Хусейна 17

1.2. Этапы развития педагогических взглядов и научно-методической деятельности Таха Хусейна 45

1.3. Социально-политические условия и общественно-экономические предпосылки, обуславливающие становление и развитие педагогических взглядов Таха Хусейна 70

Выводы по первой главе 96

ГЛАВА II. Педагогическая концепция Таха Хусейна и научно-методические возможности ее реализации

2.1. Просветительские, научно-методические взгляды Таха Хусейна и формирование его целостной педагогической концепции 102

2.2. Диалог культур как основополагающий принцип педагогической концепции Таха Хусейна 135

2.3. Возможности использования концептуальных положений педагогического наследия Таха Хусейна в условиях современной школы

Выводы по второй главе 151

Заключение 163

Список использованной литературы 177

Приложение 197

Введение к работе

Социально-экономические преобразования российского общества, тенденции гуманизации, демократизации и глобализации образования, современная образовательно-педагогическая ситуация предполагают активное освоение педагогических ценностей многообразных национальных культур. Гуманисты признают необходимость рациональной, основанной на достижениях социального прогресса ревизии системы человеческих ценностей, созидания общечеловеческого культурного пространства как диалога различных духовных традиций, азбуки человеческих коммуникаций и гармонии.

Актуальность исследований, посвященных изучению истории зарубежной педагогики, состоит в том, что они помогают освоить современную науку о воспитании, дают ценные и необходимые знания об обществе, истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Россия издавна является многовековым симбиозом разных социальных, этнонациональных культур. Российская культура - соединение европейского личностного и азиатского общинного начал, в ней представлен синтетический тип ментальносте (СМ. Михайлова1). Россия воплощает традицию открытости различным культурам, не замыкаясь в рамках своего национального и не ограничиваясь сугубо информативным познанием иных стран и народов.

Российская культура — соединение европейского личностного и азиатского общинного начал, здесь представлен синтетический тип ментальносте. Россия воплощает традицию открытости различным культурам, не замыкаясь в рамках своего национального и не ограничиваясь сугубо информативным познанием иных стран и народов. В данных условиях возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности. Поликультурное образование призвано реализовать

1 Михайлова С.Н. Казанский университет в духовной культуре народов России. — Казань: КГУ. — 1991.-224с.

ряд задач: культурную идентификацию каждой личности; возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию; приобщение учащихся к культуре посредством образования; повышение педагогической культуры, уровня межкультурной коммуникации, педагогизацию общества. Сохранение в условиях реформирования системы образования в Татарстане лучших традиций этнопедагогики разных народов, специфического полинационального колорита представляется нам одной из главных задач современной педагогики. В этом плане интересен опыт сохранения ценностных ориентиров педагогики восточных стран, и наиболее близкой для менталитета татарского народа, на наш взгляд, является гуманистическая педагогика арабских стран, которая до сих пор мало изучена.

Исследователям, занимающимся проблемами культуры, вопросами фи-лософско-педагогической мысли на Востоке широко известны имена таких деятелей арабского просветительства XIX в., как Мухаммед Али (1848-1882), Мухаммед Абдо (1849-1905), Рифа'а ат-Тахтави (1801-1873), Касим Амин и др. Однако имена многих прогрессивных египетских деятелей были вытеснены из отечественной литературы советской идеологией, для которой сам Египет был символом рабовладельческого строя. Видимо, по данной причине в педагогической науке существует мало работ, посвященных не только египетским просветителям, но и просветителям всего арабского мира XX в. Среди них стоит назвать имена просветителей-реформаторов Таха Хусейна, Лютфи ас-Сейида и др.

В год, когда не стало родоначальника татарской просветительской педагогики, известного татарского историка, философа и просветителя Ш. Марджани, в Египте родился будущий просветитель-реформатор Таха Хусейн (1889-1973). Он так же, как и Ш. Марджани, боролся за просвещение своего народа, изучение светских наук, за женское образование. Хотя нет схожести в их биографиях, но не трудно заметить и параллели во взглядах Ш. Марджани и Таха Хусейна на просвещение и дело народного образования. Как в свое время Ш. Марджани был и остается одним из наиболее ярких

представителей татарской интеллигенции XIX в., так и Таха Хусейн стал одним из выдающихся представителей арабского просветительства XX века.

Известность Таха Хусейна в арабской педагогике аналогична известности Ш. Марджани и К. Насыри в татарской педагогике, Л.Н. Толстого и В.А. Сухомлинского — в русской педагогике [52 , 150, 151, 160]. На Востоке значимость его педагогических взглядов приравнивается к значимости педагогической мысли известных арабских педагогов-просветителей XIX в. Рифа'а ат-Тахтави и М. Абдо.

Таха Хусейн является колоритной и своеобразной фигурой среди просветителей XX века. Высокообразованный и эрудированный ученый, педагог и прогрессивный мыслитель, он занимает видное место в истории развития образования и педагогики. Всей своей жизнью и деятельностью Таха Хусейн показал яркий пример честного и бескорыстного служения науке и своему народу.

Долголетняя педагогическая практика позволила Таха Хусейну напи-сать работу «Будущее культуры в Египте» («Мустакбаль ас-сакафа фи Миср»), которая ранее не была переведена на русский язык. Она состоит из 500 страниц и посвящена анализу состояния системы образования Египта, в ней он также выразил свои идеи о будущем преобразовании всей системы образования арабских стран, многие из которых были воплощены им на практике. Среди наиболее известных художественно-дидактических произ-ведений Таха Хусейна следует назвать «Интеллигент» («Адаб»), «Дни» («Аль-Аїїам»), «Зов горлицы» («Да'аи-ль-Каравгш»), «Сны Шехерезады» (Ах-лам Шахразад). За достижения в сфере образования и за вклад по защите прав человека ему была присуждена награда ООН, он был удостоен званий профессора, почетного доктора университетов Лиона, Монпелье, Рима, Оксфорда, Мадрида и Афин, доктора, Командора Ордена Иранского министерства просвещения 1-ой степени, члена корреспондента Парижской Академии

3«?Ь1»

надписей и литературы. Несмотря на полное отсутствие зрения, Таха Хусейн стал первым выпускником первого светского университета в Египте (Каирского университета, 1908), первым египтянином, получившим докторскую степень за рубежом, первым незрячим Министром Просвещения Египта, добившимся бесплатного обучения в общеобразовательной школе, занимал ключевые должности в области культуры и науки внутри и за пределами Египта. Большой вклад внес Таха Хусейн и в развитие интенсификации модели педагогического образования, уделяя пристальное внимание вопросам совершенствования содержания профессионально-педагогической подготовки учителя. Практическая значимость его педагогических идей весьма высока, что подтверждается тем авторитетом, каким он пользовался на родине и за рубежом. В Египте открыты библиотека и средняя общеобразовательная школа имени Таха Хусейна; в Мадриде в его честь был назван актовый зал основанного им Института изучения ислама, филиала Александрийского университета; в Египте, Марокко, Тунисе и Казахстане существуют улицы и проспекты, носящие его имя [330]. Некоторые художественно-дидактические произведения Таха Хусейна были экранизированы, а о его жизни и деятельности снят документальный фильм.

Педагогическое наследие ученого весомо и достойно тщательного изучения, оно сохраняет свою значимость и для современного развития системы образования. Таха Хусейн значительно расширил позиции гуманистической педагогики убежденностью в необходимости внедрения в практическую деятельность таких принципов, как уважительное отношение к человеческой личности, ее чести и достоинству, гуманизация, диалогичность, толерантность, поликультурность, открытость к межкультурному и межнациональному взаимодействию, т.е. к диалогу культур и др.

Состояние исследования проблемы. Педагогическое наследие Таха Хусейна широко известно не только во всех арабских странах, но и за рубежом. В различных зарубежных источниках подчеркивается значимость Таха Хусейна, прежде всего, как выдающегося философа, историка и писателя, а

уже потом как крупнейшего просветителя-реформатора и педагога. Изучению трудов Таха Хусейна посвящено немало работ зарубежных исследователей (П. Кашиа (P. Cachia), Н. Карабела (Nevin Karabela), Э.Х. Пэкстон (Е. Н. Paxton), Сиед Ф. Альатас (Syed F. Alatas), Эль-Заят Мухаммед X. (El-Zayyat Mohamed Н.), Д. Робинсон (D. Robinson.), А. Лука (A. Louca)).

В отечественных материалах Таха Хусейн более известен как выдающийся ученый и писатель (И.Ю. Крачковский, Э.В. Мустафина, Н.В. Новиков). Политические и социально-философские взгляды Таха Хусейна отражены в работах отечественных исследователей (А.Б. Халидов, З.И.Левин, Э.В. Мустафина) [94,111, 163].

Обзор состояния изученности избранной нами темы свидетельствует, что, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет целостного объективного исследования, раскрывающего педагогические взгляды Таха Хусейна, этапы их становления и возможности использования его педагогической концепции в современной школе.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью исследования педагогического наследия египетского просветителя и ученого Т. Хусейна, возможностями использования содержательного и воспитательного потенциала этого наследия в условиях модернизации российского образования и неизученностыо факторов и условий формирования педагогических взглядов ученого, его педагогических трудов.

Это противоречие подтверждает очевидность существования проблемы исследования: какие социально-политические, историко-педагогические условия и факторы сформировали просветительское мировоззрение и педагогические взгляды Таха Хусейна? Каковы социально-исторические предпосылки становления его педагогической концепции и научно-методические возможности ее реализации в отечественной образовательной практике?

Перечисленные обстоятельства обусловили актуальность и выбор темы исследования: «Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна».

Цель исследования: на основе изучения и историко-теоретического анализа педагогического наследия Таха Хусейна раскрыть общественно-политические условия формирования его мировоззрения, педагогические взгляды, выявить его педагогическую концепцию и возможности ее реализации в современной школе.

Объектом исследования является философско-педагогическое, культурологическое, литературоведческое, публицистическое наследие Таха Хусейна.

Предмет исследования: становление и развитие просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть социально-исторические условия формирования мировоззрения, предпосылки и этапы развития педагогических взглядов Таха Хусейна.

  2. Выявить основные направления научно-методической и творческой педагогической деятельности ученого.

  3. Раскрыть сущность педагогической концепции Таха Хусейна и возможности ее реализации в современной школе.

Методологической основой нашего исследования являются системный подход; принципы историзма, научности и объективности; этико-философские и психолого-педагогические положения о воспитании как общечеловеческой ценности; о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития и самореализации; идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики; идея взаимосвязи и взаимообусловленности экономических, социально-политических, педагогических факторов в формировании духовно-нравственной личности.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют: идеи гуманизации и демократизации образования (Р.А. Валеева, Л.А. Волович, Б.С. Гершунский, И.И. Зарецкая, А.Г. Козлова, З.Г. Нигматов), концептуальные идеи историко-педагогических (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Е.Г. Осовский, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, Я.И. Ханбиков) и сравнительно-педагогических (Ы.М. Воскресенская, Б.Л. Вульфсон, Л.И. Гурье, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, В.Я. Пилиповский, Ф.Л. Ратнер, К.И. Салимова, Т.В. Цырлина) исследований, концепции национального образования (Р.Х. Гильмеева, В.Г. Закирова, Р.Ш. Маликов, М.И. Мах-мутов, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, Т.Н. Петрова, Н.К. Туктамышев, Ф.Ф. Харисов, Ч.М. Харисова, Г.Ф. Хасанова, А.Н. Хузиахметов), комплекс теоретических и педагогических работ в области педагогического управления и общепедагогической инновации (Г.Г. Габдуллин, В.Ф. Габдулхаков, Е.М. Ибрагимова, Э.М. Никитин, М.М. Поташкин, Т.Б. Харисов, И.Д. Че-чель, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург). В процессе становления гуманистической педагогики исследователи значительное внимание уделяют поликультурному образованию, что нашло отражение в работах концепции билингвального и поликультурного образования в различных странах мира (И.В. Алексашенко-ва, Г.Ж. Даутова, Г.Д. Дмитриев, В.А. Капранова, В.В. Сафонова, Н.Е. Со-рочкина, М.Н. Певзнер, R. Baur, K.R. Bausch, I. Christ, D. Horn, N. Masch, E. Thurmann, H. Wode).

Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют труды классиков зарубежной социологической науки (М. Вебер, Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, Х.Кон, Ф. Хайек, Э. Шилз, Ш. Эйзен-штадт), посвященные проблемам этноса, психологические концепции в этно-социологии (Г. Лебон, Р. Бенедикт, М. Мид, Э. Сэпир, Б. Уорф).

Концепции этнической толерантности отражены в трудах А.Г. Асмоло-ва, Н.М. Лебедевой, Ю.П. Политовой, К.В. Султанова, Е.И. Шлягиной, Дж. Бери, М. Плизента.

Также большое значение имели теоретические работы в области межнационального общения (С.К. Бондарева, Г.Х. Гасанов, А.Ф. Дашдамиров, В.П. Комаров, В.Г. Крысько, З.Ф. Мубинова, М.И. Богомолова). Разработка концепции диалога культур отражена в работах М.М. Бахтина, B.C. Библера, М. Бубера, О. Шпенглера, К. Ясперса и др.

Методы исследования: изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы, архивных материалов; сравнительно-сопоставительный анализ практической и теоретической деятельности представителей общественно-педагогического движения второй половины XIX -начала XX вв., систематизация, классификация, обобщение фактов и явлений.

Источниками исследования явились, прежде всего, литературно-дидактические и педагогические труды Таха Хусейна; отечественная и зарубежная критика его педагогических взглядов; педагогическая, философская, историческая литература по исследуемой проблеме; материалы педагогической и общественной периодики; ЮНЕСКО; правительственных органов Арабской Республики Египет. Основная часть использованных материалов хранится в Центре восточной литературы при Российской государственной библиотеке. Были также использованы материалы Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Государственной национально-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, Национальной библиотеки Татарстана, библиотеки им. Н.И. Лобачевского (г. Казань), библиотеки Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Во время работы в Египте диссертант посетил музей Т. Хусейна «Раматан», организованный в его бывшем доме. Полезную информацию дали беседы с арабскими учеными и педагогами, книги египетских историков и материалы египетской печати.

Организация и этапы исследования.

На первом этапе (2004-2005 гг.) в аспекте проблематики диссертационного исследования определялась источниковедческая база, разрабатывались теоретические основы и выбор методов исследования, осуществлялся анализ исторической, философской, педагогической литературы.

На втором этапе (2005-2006 гг.) исследования на основе изучения комплекса первоисточников анализировались биографические данные просветительской деятельности Т.Хусейна и концептуальные основы его педагогической концепции.

На третьем этапе (2007-2008 гг.) осуществлялась деятельность по теоретическому и методологическому осмыслению результатов исследования, формулированию выводов, оформлению материалов в текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Введены в научный оборот первоисточники Таха Хусейна, в том числе и его художественно-дидактические произведения на арабском и английском языках, позволившие глубже и полнее осветить научно-педагогическую деятельность педагога и ученого.

  2. Раскрыты этапы становления и развития педагогических взглядов Таха Хусейна: I этап (1889-1914) - египетский период, формирование фило-софско-педагогических взглядов, осмысление взаимосвязи и взаимообусловленности диалектического противоречия традиции и новации, оказавших влияние на становление его гуманистических педагогических взглядов; II этап (1915-1919) - прозападный период, период знакомства с реалиями европейской демократии, с идеями о социальной обусловленности образования, проявление интереса к социальным проблемам; III этап (1920-1941) - период синтеза идей западной и восточной педагогики, поиска педагогических решений социально-политических проблем, теоретического обоснования педагогической концепции, начало педагогической деятельности; IV этап (1942-1973) - период апробации на практике педагогических идей, проведение ре-

форм по демократизации и гуманизации египетской системы образования, признание педагогических идей Таха Хусейна в общемировом масштабе.

3. Определены политические и культурологические предпосылки и ус
ловия, оказавшие решающее влияние на формирование научно-
педагогического мировоззрения Таха Хусейна:

идеи философии суфизма о морально-нравственных постулатах, гуманизме, критическом отношении к действительности;

философско-педагогическая мысль античного средневековья (Платон, Аристотель);

восточная просветительская мысль (Ибн Сина, Ибн Рушд, аль-Фа-раби, Ибн Хальдун, М. Абдо);

арабоязычная, франкоязычная, англоязычная и русская философско-педагогическая литература;

революционно-демократические идеи (Мустафа Камиль, Лготфи ас-Сейид);

восточная и западная культура.

4. Выявлены общенаучные и просветительско-педагогические взгляды
Таха Хусейна:

понимание целей образования как оказание помощи людям в их стремлении к счастью, совершенствованию;

обоснование необходимости приобщения к культуре других народов, борьба против национальной самоизоляции;

понимание воспитания как процесса формирования высокой нравственности, справедливости, гуманности, уважения к старшим;

негативное отношение к схоластической системе обучения в конфессиональных школах;

понимание того, что обучение должно быть всеобщим, не зависящим от социального и материального положения обучающихся и родителей;

выдвижение идеи глобализации (переход через национальное образование к мировым достижениям культуры), регионализации и этнизации (пе-

реход от общечеловеческих ценностей к многообразию национальных культур);

убежденность в духовной и культурологической миссии университета;

понимание необходимости модернизации профессионально-педагогической подготовки учителей.

5. Раскрыты концептуальные идеи и положения Таха Хусейна как педа
гога:

идеи: гуманистическая направленность образования, преподавание на родном языке, изучение иностранных языков, всестороннее гармоническое развитие личности, развитие творческих способностей и познавательных интересов обучаемых, развитие женского образования;

принципы: диалог культур; полилингвизм; доминирование духовно-нравственной компоненты на всех ступенях и направлениях педагогического процесса; приоритет воспитания в образовательном процессе; уважение личности в сочетании с требовательностью; связь обучения и воспитания с жизнью.

содержание и организация учебно-воспитательного процесса', разработка и внедрение научно-обоснованных учебных планов и программ, введение основ светских наук; гуманитарная направленность образования; преподавание религии; внедрение прогрессивных методов обучения: диалог, дискуссия, лекция (на старших ступенях обучения); привитие учащимся морально-этических правил ислама; чтение на языке оригинала неадаптированного текста; простота школьного интерьера; создание издательского центра по переводу иностранной литературы и издание учебников для учащихся.

6. Определены педагогические возможности использования педагогиче
ских идей Таха Хусейна в теории и практике современной средней и высшей
школы.

Теоретическая значимость исследования. Раскрытые в диссертации просветительские взгляды и педагогическая концепция Таха Хусейна могут

стать источником дальнейшего развития философии образования, научного обоснования современных инновационных поисков в области гуманизации и демократизации школьного и вузовского образования. Исследование представляет интерес для обогащения историко-педагогического знания, восполняется пробел в истории зарубежной педагогики об этапах становления педагогических взглядов Таха Хусейна. Его педагогическая концепция имеет большое значение для дальнейшего развития педагогической теории и практики. Новый взгляд на возможности реализации педагогических идей Таха Хусейна в образовательной практике расширяет представления исследователей в области истории педагогики и открывает перспективы для научного обоснования современных инновационных стратегий развития образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты:

расширяют и дополняют представления об истории педагогической мысли в Египте XIX — первой половины XX вв.;

создают предпосылки для изучения восточной педагогики;

подтверждают необходимость использования полученного материала при разработке учебных программ, пособий, чтении лекций по общей и сравнительной педагогике, спецкурсов, курсов по выбору по зарубежной педагогике в педагогических вузах, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных позиций, внутренней непротиворечивостью логики исследования, адекватностью использованных методов исследования его целям и задачам, репрезентативностью источниковедческой базы. Достоверность исследования достигнута также изучением большого объема источников на языке оригинала.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем обсуждения основных результатов и выводов работы на научно-практических конференциях молодых ученых ТГГПУ (2004-2008 гг.); Все-

российских научно-практических конференциях «Философия и практика ненасилия» (Санкт-Петербург, 2005), «Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия» (Санкт-Петербург, 2006); Международной научно-практической конференции «Образование как интегративный фактор цивилизованного развития» (Казань, 2005); на заседаниях и круглых столах кафедры истории педагогики и этнопедагогики, а также в процессе проведения практических занятий по педагогике в качестве ассистента кафедры истории педагогики и этнопедагогики в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете. На защиту выносятся:

  1. Совокупность социально-исторических условий формирования научно-педагогического мировоззрения Таха Хусейна.

  2. Характеристика этапов становления и развития педагогических взглядов и деятельности Таха Хусейна.

  3. Определение концептуальных идей и положений в научно-педагогическом наследии Таха Хусейна и возможностей использования его педагогических идей в теории и практике современной средней и высшей школы.

Структура диссертационного исследования определяется логикой историко-педагогического исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении дано обоснование актуальности избранной темы, определены объект и предмет исследования, его цели и задачи, методологические основы и методы, охарактеризованы источники, обозначена степень научной разработанности проблемы, раскрыты научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость.

Первая глава «Этапы и социально-исторические условия становления и развития педагогических взглядов Таха Хусейна» содержит три параграфа, в которых дана характеристика развития педагогической мысли в Египте на рубеже XIX-XX вв. и ее влияние на формирование мировоззрения Таха Ху-

сейна; определены и раскрыты этапы развития его педагогических взглядов и научно-методической деятельности; выявлены социально-политические условия и общественно-экономические предпосылки, оказавшие влияние на становление и развитие педагогических взглядов Таха Хусейна.

Во второй главе «Педагогическая концепция Таха Хусейна и научно-методические возможности ее реализации» раскрыты просветительские, научно-методические взгляды Таха Хусейна и формулировка его целостной педагогической концепции, дан анализ основных ее положений, определены педагогические возможности использования педагогических идей Таха Хусейна в теории и практике современной средней и высшей школы.

В заключении обобщены и изложены теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.

Развитие педагогической мысли в Египте на рубеже XIX-XX вв. и ее влияние на формирование мировоззрения Таха Хусейна

Одним из условий познания педагогической истины является неразрывная связь истории педагогики с современностью. На вечные вопросы педагогики каждая эпоха дает свои решения. Каждое последующее поколение развивает позитивный педагогический опыт своего народа, выдержавший испытание временем, либо отклоняет его, находит свежие решения, отвечающие требованиям своего времени.

Несомненно то, что в мировоззрении великого просветителя и педагога Таха Хусейна самобытно отразился дух времени и педагогика египетского народа. Многогранное философское наследие Арабского Востока является предпосылкой для формирования мировоззрения Таха Хусейна. Педагогическое наследие арабского народа в лице лучших ее представителей, корифеев мирового масштаба, общественных просветителей, мыслителей, и в том числе талантливых философов, является составной частью гуманистических педагогических взглядов Таха Хусейна.

Личность, идеи, опыт арабского педагога-гуманиста необходимо разносторонне и более основательно осмыслить, обратившись к философско-педагогическому наследию Ближнего Востока. Краткий анализ развития ара-бо-мусульманской философско-педагогической мысли даст возможность по-новому раскрыть роль и место педагогики Таха Хусейна в истории педагогики Арабского Востока. Известно, что возникновение арабо-мусульманской философии в еще большей мере, чем развитие естественных и точных наук, связано с усвоением греческого наследия.

Основное течение философии классического ислама, развивавшее античные модели философствования, особенно аристотелевскую, является фальсафа. В средневековой мусульманской литературе термин «фальсафа», являющийся арабской транскрипцией греческого philosophia, обозначал как саму античную философию, так и творчество ее представителей и продолжателей {фалясифа, ед. ч. файлясуф — философ). Фальсафа явилась детищем переводческого движения, начавшегося в VIII в. и активизировавшегося в следующем столетии. К середине X века на арабский язык были переведены главные произведения Аристотеля и ряд диалогов его учителя, Платона [70+++]. Известно, что Аристотель заложил важные предпосылки теоретического бытия и воспитания, а также обучения как части этого бытия. Аристотель оказал громадное влияние на философскую и педагогическую мысль Античности и Средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий [57].

Из всех философских школ античности предпочтение было отдано ари-стотелизму, импонировавшему мусульманам своим энциклопедическим охватом, вниманием к естественным наукам и строгостью доказательств [70].

Именно по данным причинам и Таха Хусейн перевел известное произведения Аристотеля — этическое сочинение «Никомахова этика», в котором наиболее системно изложены взгляды на воспитание и образование античного философа — Аристотеля [220].

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что всякая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как в первой необходимости. При этом утверждалась целесообразность равного («однородного», «тождественного») воспитания для свободного населения в идеальном государстве [57, с. 54]. Таха Хусейн исходил из того, что обучение и воспитание должно быть общественным и доступным для любого гражданина, к осуществлению чего он стремился на протяжении многих лет своей педагогической деятельности и, как известно, не безуспешно.

В первые века ислама жители покоренных территорий еще не утратили связи с античной традицией и продолжали оставаться носителями эллинистической культуры и философской мысли. Процесс арабизации не нарушил преемственные связи с античностью, и с середины IX века все большую роль в ознакомлении образованной элиты Халифата с греческой философией начинает играть деятельность переводчиков. Немалую роль в усвоении греческого наследия сыграли и личные контакты. Например, Александрийская школа, один из главных очагов греческой философской мысли и научных знаний в предшествовавшую арабским завоеваниям эпоху, продолжала свою деятельность с начала VIII в. в Антиохии, где во второй половине IX века получил образование философ аль-Фараби [161], труды которого высоко ценил и Таха Хусейн [250].

Будучи политическим искусством, правильная, добродетельная религия, по аль-Фараби, должна подражать истинной философии и состоять частично из метафизики в ее мировоззренческой части, а другой своей стороной соприкасаться с практическими науками в этико-правовом аспекте. Такая близость к философским наукам, по аль-Фараби, может в будущем обеспечить переход наиболее способной части общества от слепой веры к научному, философскому мировоззрению, основанному на аподиктических посылках. Таким образом, религия в учении философов должна быть подчинена Знанию [158].

Ученый-энциклопедист исламского мира и основатель арабской философии Абу Юсуф Якуб ибн Исхак Кинди (801-873) предложил концепцию четырех видов интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Считая науку выше религии, Кинди полагал, что в процессе воспитания надо формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект [57]. Другое направление арабо-мусульманской философской мысли представлено теологами-мутакаллимами, которые основывали свои концепции на Коране, хотя и в их представлениях можно проследить влияние греческих философских школ. Это направление также прошло два периода в своем развитии: период преобладания му тазилитской доктрины (VIII-IX века) и период окончательного оформления калама (Х-ХП века) в трудах аль-Аш ари (873-935) и аль-Газали (умер в 1111 году).

Большое внимание проблемам воспитания уделял один из наиболее выдающихся философов Востока аль-Газали (1056/59-1111). Четырехтомный компендиум ученого «Воскрешение наук о вере» посвящен, в частности, развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью их воспитания. Аль-Газали подчеркивал необходимость с раннего возраста учить ребенка вести себя за столом, быть неприхотливым в быту, закаляться путем физических упражнений.

Социально-политические условия и общественно-экономические предпосылки, обуславливающие становление и развитие педагогических взглядов Таха Хусейна

Становление педагогической индивидуальности Таха Хусейна предопределены той средой, в которой он рос и воспитывался, так как известно, что формирование многих личностных черт человека непосредственным образом зависит от освоения им культуры своей семьи.

Несомненно, что мусульманский уклад жизни его семьи наложил отпечаток на педагогические взгляды Таха Хусейна, тем самым определив его нравственно-этические взгляды. В детстве маленький Таха, из-за невозможности полноценно играть вместе с другими детьми, любил «с удовольствием» слушать народные песни, рассказы и предания про пророков и древние племена. Когда отец заканчивал предвечернюю молитву, он и его друзья собирались и читали «истории походов и завоеваний», которые произошли в первую эпоху завоевания и распространения ислама, рассказы про доисламского поэта-героя Антара, подвиги которого послужили сюжетом для большого рыцарского романа, не менее популярного, чем «Тысяча и одна ночь»; тогда же Таха слушал рассказы про Египетского султана мамлюкской династии аз-Захира Бейбарса (1260-1277), героя популярного народного романа, известного своей борьбой с крестоносцами, а также «рассказы про пророков, отшельников, благочестивцев, книги поучений и преданий» [73, с. 25, 219, 133, 416].

На морально-нравственное развитие, становление гуманистических взглядов Таха Хусейна оказали влияние традиционная мусульманская культура семьи, любовь, обладающей сострадающей душой, матери. По словам Таха Хусейна, «причитание матери волновало его сильнейшим образом». Она часто плакала, припоминая свои несчастья, так как жизнь в деревне в то время была трудной и тяжелой, о чем нам становится известно из воспоминаний самого Таха Хусейна: «Женщины в египетских деревнях не любят молчать и не склонны к этому. Когда какая-нибудь остается наедине и не находит с кем побеседовать, она ведет разнообразные разговоры сама с собой. Она поет, если ей весело, причитает, если ей грустно. А ведь всякая женщина в Египте станет грустной, когда ей захочется. Особенно любят женщины в деревнях, оставаясь наедине, вспоминать свои страдания, своих покойников и причитать. И часто это причитание кончается настоящим плачем» [73, с. 24].

Нищета, всевозможные болезни, неграмотность народа, суеверия — вот часть причин, которые вызвали такое печальное положение женщин в Египте. Начальный этап биографии Т. Хусейна приходится на период английской оккупации Египта после разгрома в 1882 г. народного восстания. Оста-ваясь провинцией Османской империи , Египет превратился в английскую колонию [172]. Оккупация отразилась на всех сферах жизни египетского общества. Был полностью нарушен естественный ход социально-экономического развития страны [130]. После оккупации страны англичане сократили средства на просвещение. В результате к началу XX в. Египет, даже в сфере начального обучения, не говоря о среднем и высшем образовании, был отброшен назад — к уровню 60-х годов XIX в. Колониальный режим поощрял создание в Египте частных иностранных школ. Однако данные платные учебные заведения, рассчитанные на состоятельную прослойку европейского населения, были недоступны для основной массы египтян. В результате темпы роста грамотности среди европейцев, проживавших в Египте, были во много раз выше, чем среди коренного населения [130]. Данные социально-экономические условия непосредственно повлияли на педагогические взгляды Таха Хусейна, имеющие гуманистическую направленность, проповедующие уважение к человеку, ценность каждой личности независимо от пола, расы, вероисповедания, социального происхождения и положения в обществе, материального благосостояния. Таха Хусейн писал, что «у любой культурной нации подлинным источником ее силы являются интеллектуалы, думающие, оценивающие, организующие» [93, с. 53]. Таха Хусейн, считавшийся учителем народа, обращался к читателю, используя традиционные символы, образы и представления, привнесенные исламом. Таха Хусейн приписывает исламу собственное миропонимание, отмеченное свободой мысли и гуманизмом. Ислам в его толковании — это наиболее прогрессивная религия, религия разума, проникнутая духом свободы, демократии, социальной справедливости, это, по существу, просветительская философия. Он обращается к истории ислама, чтобы найти в ней оправдание необходимости модернизации египетского общества, чтобы обосновать свой идеал общественного устройства ссылками на образцы, относящиеся к эпохе раннего ислама. Обращение к исламу для пропаганды современных идей стало для Таха Хусейна привычной формой общения с читателем, особенно начиная с тридцатых годов [93]. Данная двойственность происходила также от глубоко укоренившихся идеалов мусульманского учения, по сути, многое вобравшего из суфизма.

Просветительские, научно-методические взгляды Таха Хусейна и формирование его целостной педагогической концепции

Борьба за справедливость находит выражение не только в репликах героев произведений Таха Хусейна, но и в его педагогической деятельности. Многочисленными источниками подтверждается то, что огромной заслугой Таха Хусейна является проведение в жизнь демократического и гуманистического принципа доступности и бесплатности образования.

Будучи министром образования, Таха Хусейн (1950-1952) принял закон о бесплатном образовании в начальной и средней общеобразовательной школе Египта. Он предоставил возможность для всех детей Египта, независимо от их материального достатка, возможность продолжить учебу.

Как и многие педагоги-исследователи того времени, Таха Хусейн ищет пути решения проблем демократизации образования. Он считает, что образование должно рассматриваться не как роскошь, а как первостепенная необходимость, вследствие этого государству надлежало уделять сфере образования столько же внимания, сколько оно уделяет национальной безопасности страны. По его мнению, финансовые средства для нужд образования должны быть изысканы любыми путями, образование должно быть доступным для всех, включая беднейшие слои населения [219].

Просвещение, воспитание и обучение — это благо для всех, — идея, которой пронизаны многие произведения Таха Хусейна. Высказывания героев художественно-дидактического произведения «Да сш-ль-Каравим» («Зов горлицы») показывают значимость и важность воспитания и обучения. Например, хозяева нового дома, в котором будет работать главная героиня, описываются следующим образом: «...Сыновья все учатся в Каире и будут потом большими людьми, такими как инженер, кадий или мамур» [73, с. 388]. Данное художественно-дидактическое произведение повествует о девушке из простого народа Амине (по происхождению бедуинке), которая вынуждена стать служанкой из-за семейного положения. Одной из основных идей художественно-дидактического произведения «Да аа-лъ-Каравин» — стремление героини, Амины, вырваться в люди через просвещение, чтение книг [191].

В начале XX в. Таха Хусейн, будучи активным сторонником женского образования, одним из первых просветителей затрагивает вопросы женского образования, в том числе и качества женского образования. Таха Хусейн активно пропагандировал женское образование на основе гуманистических идей, центрированных на признании права женщины на образование [283, 325]. Веками, тысячелетиями уделом арабской женщины были в основном домашние дела. Все степени рабства и угнетения испытала она. По словам Ф. Энгельса, женщина попала в рабство с потерей матриархата, она стала рабыней ещё до того, как возникли рабовладельческое общество и классы.

В течение веков женщина была отстранена от управления обществом, общественной деятельности. Истории известно крайне мало женщин среди выдающихся деятелей в области политики, философии, науки, медицины, техники, педагогики, литературы, искусства и др. (Гипатия Александрийская, Софья Ковалевская). Низкий социальный статус женщины и высокий социальный статус мужчины в течение тысячи лет были символом природной обусловленности иерархии людей в обществе. Широкое и устойчивое распространение получили ложные представления об ограниченности умственных и других способностей женщины. Что касается прогресса в отношении женского образования, то здесь Египет лидирует среди остальных арабских стран. Первые немногочисленные женские журналы появились в конце XIX века в Египте, Ливане и Сирии, которые долго оставались лидерами в издании женской периодики. В остальных странах арабского региона женская печать начала развиваться только после Второй мировой войны в период национально-освободительного движения [179]. Главная героиня повести «Да аи-ль-Каравин» — девушка, которая в конце повести, благодаря своему уму и стремлению к знаниям, просвещенности, благодаря чтению книг, обретает счастье. Таким образом, гуманистические взгляды Таха Хусейна проявляются и в отношении женского образования. Он называет невежество жен 114

щин «преступной философией» [267]. Его художественно-дидактические произведения протестуют против бесправного, униженного положения арабской женщины из-за непросвещенности и невежества, по его словам «преступной философии», по вине которых проигрывают и сами женщины, и их семья [195novoe, 267].

Во главу угла гуманистической педагогики Таха Хусейн ставит самовоспитание, саморазвитие путем чтения произведений классиков, выдающихся мыслителей, как Запада, так и Востока, в частности и трудов самого Таха Хусейна, считая самовоспитание идеалом воспитания [93]. Просвещение всего общества только тогда достигнет своей цели, если народ будет читать и читать максимум классических произведений отечественной и зарубежной литературы.

В художественно-дидактических произведениях Таха Хусейна ясно прослеживается установка на то, что чтение книг развивает такие качества человека как целеустремленность, старательность и трудолюбие, — черты характера, которые приносят пользу и приводят к успеху: «... бедные мальчики ... столько работают весь год, а приедут на каникулы, так и не отдохнут как надо! Все только книжки, утром — книжки, в обед — опять книжки и вечером — тоже книжки! Какие умные и прилежные мальчики! Из таких всегда выходит толк: и школу заканчивают с отличием, и жалованье потом всегда родителям присылают» [219, с. 393]. Целеустремленности учат герои многих художественно-дидактических произведений Таха Хусейна. Например, со страниц романа «Аль-айам» («Дни») мы узнаем о том, что необходимо не опасаться ставить высокие цели, подобно тому, как слепой Таха Хусейн не побоялся и писал одно прошение за другим (имеется в виду его прошение на поездку во Францию для учебы) для того, чтобы получить дополнительное образование [191]. Повествуя о жизни и семейных традициях, основанных на ценностях ислама, молодое поколение знакомится с глубоко любящим героем, побуждающим стать заботливым семьянином и трудолюбивым человеком. Отметим, что роман Таха Хусейна «Аль-айам», имеющий важное значение для понимания его педагогических идеалов, состоит из 3-х глав. В издании на английском языке 1-я глава романа публикуется как «Детство египетского мальчика» («An Egyptian childhood»), в которой Таха Хусейн подробно повествует о своем детстве, проведенном в деревне, обучении в медресе (традиционном китабе). При переводе на английский язык вторая и третья главы объединяются в отдельную книгу и издаются под названием «Дни» («The stream о days»). Данные главы посвящены отрочеству и юности Таха Хусейна, повествуют о реальных фактах его взаимоотношений с учителями, непонимание педагогов аль-Азхара его устремлений к изучению светских наук, привязанность к педагогам Каирского университета. Последние две главы посвящены также периоду учебы Таха Хусейна во Франции.

Диалог культур как основополагающий принцип педагогической концепции Таха Хусейна

Социокультурное пространство России представляет своеобразное синтетическое единство сосуществования различных этносов и наций, языков и религий, диалогов культур и цивилизаций. В связи с этим в последние годы все большее значение приобретают проблемы формирования толерантной личности, воспитания толерантного отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям, личностных высоконравственных качеств, чувства сострадания и готовности помогать другим людям. Существенный концептуальный материал, имеющий важное значение для осмысления проблемы воспитания и обучения накоплен историей развития педагогической мысли. Сегодня, когда Россия стремится к открытому обществу и интеграции в мировое и европейское культурно-образовательное пространство, возникает естественный интерес к зарубежной педагогической мысли.

Наряду с позитивными изменениями, естественно отразившимися на отечественной педагогике, необходимо признать и то, что западная цивилизация редуцировала цивилизационный прогресс, свела его к прогрессу техники и технологий, к экономическому прогрессу. На наш взгляд, наступило то время, когда исследователям педагогической науки стоит обратить внимание на опыт стран Востока, опыт общепризнанных педагогов-новаторов, идеи которых чрезвычайно актуальны в XXI веке — веке технократического снобизма и примитивного прагматизма.

Наиболее заметными и оказавшими наибольшее влияние на процессы взаимовлияния и взаимообогащения культур западных и восточных народов на Ближнем Востоке, повышающими творческий потенциал и жизнестойкость учащегося являются просветительско-педагогические взгляды и педагогическая деятельность педагога-гуманиста Таха Хусейна. Таха Хусейн был ярким представителем гуманистической педагогики, которому принадлежала особая роль в разработке гуманистических идей в педагогике. Он одним из первых арабских педагогов обогатил педагогику Ближнего Востока идеями о необходимости осуществления всестороннего, гармонического развития учащегося в процессе обучения и воспитания как личности и члена общества, определив в качестве цели образования не «приобретение знаний», а развитие способности критически мыслить, впервые основывает в Египте «Ассоциацию учителей», проводит ряд немаловажных и кардинальных реформ по демократизации и гуманизации египетской системы образования.

Анализ историко-педагогических источников показал, что философскими основами формирования мировоззрения и педагогических идей Таха Хусейна стала античная греческая философия, идеи европейских просветителей, которые он черпал из источников близкой ему по духу освободительной философии французских просветителей. Элементы современной европейской мысли трансформировались на базе арабо-мусульманского наследия, при этом преобладающее значение в педагогическом наследии Таха Хусейна все больше обретала тенденция к синтезу элементов традиционной и европейской культур.

Анализ педагогической деятельности и творчества Таха Хусейна показал, что его трактовка исламского учения как прогрессивной религии, религии разума, проникнутой духом свободы, демократии, социальной справедливости, по существу, просветительской философии, оказала влияние на формирование его гуманистической педагогической концепции.

При анализе суфийского наследия, повлиявшего на формирование взглядов Таха Хусейна, мы приходим к выводу: идея воспитания гуманной и толерантной личности, присущая и исламу, и ветви мусульманского учения — суфизму, впоследствии будет способствовать конструктивному и плодотворному поиску способов сближения западной и восточной культур в педагогической деятельности и наследии ученого. Уже во время учебы в Египетском университете, т.е. очень важном этапе становления и развития своих педагогических убеждений, Таха Хусейн постигал, что сближение культур и цивилизаций может произойти только при обмене информацией и равноправном диалоге, основанном на признании самобытности каждой из культур.

Педагогическое наследие арабского народа в лице лучших ее представителей, корифеев мирового масштаба, общественных просветителей, мыслителей, и в том числе талантливых философов, является составной частью гуманистической педагогики Таха Хусейна. Несомненно то, что он дополнял и развивал педагогическую мысль предшествующих этапов формирования и развития педагогики арабского Востока. Таха Хусейном были критически переработаны педагогически значимые идеи педагогики суфизма, философ-ско-педагогические идеи средневековых философов и поэтов (Аристотеля, Ибн Сины, аль-Фараби, Ибн Хальдуна, Абу-ль-Аля аль-Ма арри), религиозно-реформаторской (аль-Афгани) и гуманистической педагогики (Касима Амин, М. Абдо, Рифа а ат-Тахтави и др.).

Есть все основания полагать, что Т. Хусейн сложился как ученый и педагог под воздействием ряда объективных и субъективных факторов, сложившихся на стыке веков в процессе западной экспансии и в период между двумя мировыми войнами. Под влиянием социально-экономических условий того времени педагогические взгляды Таха Хусейна приобрели гуманистическую направленность, которая утверждает: уважение к человеку, ценность каждой личности независимо от пола, расы, вероисповедания, социального происхождения и положения в обществе, материального благосостояния. Во многих своих научно-педагогических изысканиях он выражает критическое отношение к системе традиционного авторитарного образования.

Что касается содержания университетского образования, то здесь выдающийся арабский педагог-ученый выступал противником технократической парадигмы университетского образования. Поддерживая гуманистическую парадигму образования, Таха Хусейн считал, что личность человека с ее способностями и интересами представляет главную ценность, и, следовательно, все студенты должны получить универсальное образование и выбрать сферу профессиональной деятельности не только по признаку социаль 171

ной значимости, но и по призванию, обеспечивающему самореализацию личности. Утверждая, что основная миссия университета состоит в приобщении молодого человека к совокупности всех видов знаний, Таха Хусейн настаивал на том, чтобы традиционная миссия университетов — духовная и культурологическая — должна остаться неизменной. В его педагогической концепции университет выступает источником научных знаний, мудрости и просвещения. Задачу же обучения в университете он видел не только в сохранении и передаче существующих знаний, духовных и культурных ценностей, высших образцов человеческой деятельности, но и в развитии интеллекта ради обновления культуры. Университет, по его мнению, должен быть репродукцией идеального мира, в котором рождается новое знание, создаются научные теории и формируются универсальные мировоззренческие позиции для понимания жизни, мира, космоса, человека.

Похожие диссертации на Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна