Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки Левина Ирма Рашитовна

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки
<
Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Левина Ирма Рашитовна. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 : Уфа, 2004 277 c. РГБ ОД, 61:04-13/2801

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава I Теоретические аспекты формирования профессионально-
педагогической компетентности будущего учителя музыки 14

1.1 Особенности профессионально-педагогической деятельности

учителя музыки в современных условиях 14

1.2 Структура и содержание профессионально-педагогической

компетентности будущего учителя музыки 36

1.3 Теоретическая характеристика педагогических условий
формирования профессионально-педагогической компетентности
будущего учителя музыки 63

Выводы по первой главе 93

Глава П.Опытно-экспериментальная работа по реализации условий

формирования профессионально-педагогической компетентности
будущего учителя музыки 96

  1. Цель, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы 96

  2. Технология реализации педагогических условий формирования

профессионально-педагогической компетентности будущих
учителей музыки 114

2.3Анализ результатов сформированности профессионально-
педагогической компетентности будущего учителя музыки 145

Выводы по второй главе 163

Заключение 164

Библиография 170

Приложения 191

Введение к работе

Происходящие в социально-экономической жизни общества инновационные процессы изменения личностных ценностей и ориентации требуют от вузовского образования пересмотра концептуальных взглядов на подготовку специалистов - будущих учителей.

На первый план выдвигаются потребности личности, ее интересы, идеалы, создание для них таких условий, в которых наиболее полно раскрылись бы ее склонности, способности, дарования, реализовались бы творческие замыслы, творческий потенциал.

Сегодня школа нуждается в личности учителя, готового и способного к решению педагогических и социальных проблем в соответствии с требованиями новой образовательной парадигмы, который может реализовать в учебно-воспитательной практике свой способ жизнедеятельности на основе интеграции общечеловеческих и профессионально значимых ценностей. Это должен быть специалист, хорошо ориентирующийся в обилии педагогических технологий, умеющий вырабатывать собственную стратегию профессионального поведения, имеющий свое мнение и способный его отстаивать, готовый к активной инновационной педагогической деятельности и творческому росту.

Вопрос профессиональной подготовки будущего учителя рассматривали многие философы, психологи, педагоги и методисты.

Фундаментом исследования служат принципиальные методологические идеи о развитии личности и ее направленности, содержащиеся в трудах К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, М.С.Кагана, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна, Д.И.Фельдштейна и др.

Вопросы профессионально-творческого становления учителя являются предметом исследований педагогов и психологов: В.И.Андреева, О.А.Абдуллиной, Э.Т.Ардашировой, Р.М.Асадуллина, К.Ш.Ахиярова, В.С.Гершунского, В.И.Загвязинского, И.Ф.Исаева, Н.В.Кузьминой,

4
М.М.Левиной, Н.Д.Никандрова, Я.А.Пономарева, Н.Ю.Посталюк,

В.Г.Рындак, В.А.Сластенина, Т.И.Тамбовкиной, Ф.Ш.Терегулова,

Э.Ш.Хамитова и др.

Как показывают работы этих и других исследователей, становление духовной культуры студента предполагает устремленность к идеалу учителя, так как именно с целью приближения к идеалу-цели человек поступал в педагогический вуз. Для будущего учителя в качестве идеала правомерно выступает совершенная модель образа современного учителя, включающая его универсальные профессиональные качества и способности, а также стремление к преодолению трудностей формирования реального образа специалиста (самосовершенствование). Духовная культура выступает «ядром» этого образа, интегрирующим цельность личности, гармонизирующим концепцию жизни, картину мира, профессиональную позицию и стиль жизни учителя.

Особые требования предъявляются к учителю художественных дисциплин, призванных «развивать духовную культуру школьника средствами искусства» (193, С. 13).

Одной из самых сложных сфер культуры является область музыкального образования.

Процесс обучения музыке в школе возлагает большую ответственность на педагога. Под его руководством ученик не только познает основы музыкального искусства, он непременно развивает свой интеллект, приобретает умение мыслить нестандартно, заставляет активно действовать свою фантазию. В ученике формируется творческое отношение к жизни, которое в дальнейшем будет способствовать успешной работе в любой выбранной им профессии.

Сформировать творческую индивидуальность учителя музыки - актуальная задача высшего музыкально-педагогического образования. Деятельность учителя музыки - особая, в некотором роде созидательная, так как природа музыкального искусства открывает особенно большие возможности для творчества учителя.

5
Сложный характер педагогической деятельности,

качественное усложнение социально-педагогических требований к учителю музыки требуют от него принципиально иного типа мышления, более широкого комплекса знаний, умений и навыков в сочетании с высоко развитыми профессионально важными качествами, что в итоге составляет фундаментальную основу профессионально-педагогической подготовки учителя музыки.

О широком профиле учителя музыки общеобразовательной школы писали видные деятели отечественной музыкальной культуры: Б.Г.Асафьев, Б.ЛЛворский, В.Н. и С.Т.Шацкие, А.Б.Гольденвейзер, Д.Б.Кабалевский, Н.А.Ветлугина, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Ю.Б.Алиев, Е.Д.Критская, Э.Б.Абдуллин, Н.Л.Гродзенская, Б.М.Теплов и др.

В настоящее время в российских регионах наблюдается тенденция к росту дефицита в специалистах, способных работать в новых социально-экономических условиях, отвечающих по уровню подготовки новым требованиям, предъявляемым специфическими в данных условиях видами деятельности.

Время диктует необходимость создания новых педагогических условий, которые бы подготовили человека к активному освоению новых социальных перспектив, предоставили широкие возможности для более полного удовлетворения потребности в самореализации, самоутверждении.

Самоопределение учителя в мировой и национальной музыке, выработка на этой основе социально-профессиональной позиции, ценностного отношения к педагогической деятельности составляет основу профессионализма.

Теорию и практику профессиональной подготовки учителя музыки исследовали Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Н. Н. Немыки-на, Л.В.Школяр и др.

Необходимой предпосылкой высокого уровня готовности выпускника педагогического вуза к решению профессиональных задач является формирование у него музыкально-педагогической компетентности.

В контексте гуманистической педагогики в понятие профессиональной компетентности педагога включены следующие компоненты: лично-стно-гуманная ориентация, умение системно воспринимать педагогическую реальность и системно в ней действовать, свободная ориентация в предметной области, владение современными педагогическими технологиями, умение интегрироваться с опытом, реактивность как способ бытия в профессии, т. е. желание и умение создавать новую педагогическую реальность на уровне целей, форм и методов образовательных процессов и систем, способность к рефлексии (36,49,90, 100,102,131, 235).

В свою очередь, профессионально-педагогическая компетентность формируется только в условиях эвристической и креативной деятельности. Недостаточная реализация личностно ориентированного и деятельностно-го подходов в подготовке будущих учителей музыки, разрыв между теоретическими знаниями студентов и умениями их практического использования, отсутствие связи фундаментальных дисциплин с будущей профессиональной деятельностью приводит к тому, что нередко выпускники педвузов приступают к решению профессиональных задач недостаточно подготовленными.

Изучение специальной психолого-педагогической литературы в рамках данной проблемы позволило нам сделать вывод о недостаточной разработке темы, хотя практика остро нуждается в ее разрешении.

Это вызвало ряд противоречий: -между заказом общества на учителя, обладающего профессионально-педагогической компетентностью как базовым основанием профессионально направленной личности и способного в условиях личностно-развивающего образовательного процесса быть субъектом профессионально-педагогической компетентности, и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке;

7
-потребностью обновления существующей практики подготовки

будущего учителя музыки, способного осваивать культуру мыслительной и практической деятельности на индивидуально-личностном уровне и возможностями учебно-воспитательного процесса удовлетворить профессионально-познавательные потребности;

-необходимостью создания целостной системы формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки как цели образовательного процесса в педагогическом вузе и недостаточной направленности системы образования на ее воспитание; -использование в процессе обучения технологий деятельностно-развивающего обучения, позволяющих формировать профессионально-педагогическую компетентность будущего учителя музыки в процессе освоения дисциплин предметной подготовки на основе интегративного подхода в современном вузе и отсутствие должной подготовки будущего учителя музыки к решению этой проблемы.

Таким образом, наблюдается явное противоречие между требованиями к уровню подготовленности специалистов в современных условиях и уровнем профессионально-педагогической компетентности выпускников педагогических вузов. Преодоление указанных противоречий потребовало выявления причин его порождающих. Проблема исследования может быть сформулирована в виде вопроса: «Каковы пути повышения эффективности профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки в условиях интегративного изучения дисциплин предметного цикла?»

Теоретическая значимость и актуальность рассматриваемой нами проблемы, ее недостаточная разработанность, послужили основанием для определения темы исследования: Формирование професионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки.

Цель исследования - определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессионально-педагогической

8 компетентности будущих учителей музыки в педагогическом вузе при

интегративном изучении дисциплин предметного цикла.

Объект исследования - процесс формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки в образовательной деятельности высшего учебного заведения.

Предмет исследования — педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки при изучении дисциплин предметного цикла.

Гипотеза исследования: формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки будет эффективным, если:

-в целостном учебном процессе, детерминированном современным уровнем развития музыкально-педагогического образования, обеспечивается единство цели, содержания и методов личностной и профессиональной направленности специалиста по различным дисциплинам, интегрированным в соответствии с моделью формирования профессионально-педагогической компетентности;

-выявлен педагогический потенциал дисциплин предметного цикла, который реализуется на основе интеграции с дисциплинами общепрофессионального цикла путем включения во все структурные звенья образовательного процесса системы предметных и педагогических профессионально-направленных задач, создающих ситуации творческой деятельности и личностно ориентированных способов ее реализации.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования -

-проанализировать сущность, содержание и специфику профессионально-педагогической компетентности учителя музыки;

-выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки;

-разработать модель формирования профессионально-

педагогической компетентности будущих учителей музыки и экспериментально проверить ее.

Методологической основой исследования являются:

-философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие процесс формирования личности с опорой на принцип гуманизма, самоценности человеческой личности и ее свободы;

Теоретической основой исследования стали:

-концепция целостного системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (В.С.Ильин, В.В.Краевский, ИЛ.Лернер, М.Н.Скаткин);

теория педагогической деятельности и формирования личности учителя (О.А.Абдуллина, А.А.Баранов, И.Ф.Исаев, Н.В.Кузьмина, Л.М.Митина, Л.И.Рувинский, В.А.Сластенин, Л.Б.Соколов, Е.М.Шиянов, А.И.Щербаков и др.);

концепция творчества и его роли в профессиональном становлении личности педагога (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Л.К.Веретенникова);

основные положения личностно-ориентированного обучения в образовании (Е.В.Бондаревская, И.Б.Ворожцова, А.Маслоу, В.В.Сериков, И.СЯкиманеская);

- теория «самости» в образовании (К.А.Абульханова-Славская,
В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская, Н.Б.Крылова, Г К.Селевич);

-исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в высшей школе, эффективных технологий обучения и воспитания студентов (С.И.Архангельский, А.А.Вербицкий, В.ИЗагвязинский, В.А.Сластенин, В Г Рындак);

-интонационная теория музыки (Б.В.Асафьев, В.П.Бобровский, Л.Н.Шаймухаметова);

-теория профессиональной4 подготовки учителя музыки (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б. Алиев, М.Г.Арановский, М.Г.Арчажникова, К.О.Матвеева, Г.М.Цыпин и др.);

10 Для решения поставленных задач и проверки гипотезы

использовались следующие методы исследования:

-теоретические: анализ научной литературы по философии, педагогике, психологии, музыковедению, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое моделирование и конструирование;

-эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, беседы (индивидуальные и групповые) со студентами и учителями, анкетирование, тестирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, методы математической статистики и проверки достоверности результатов;

-экспериментальные: установочный, констатирующий и формирующий эксперименты.

База исследования - музыкальное отделение на факультете педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета, Бирский государственный педагогический институт.

Исследование проводилось в три этапа (2000 - 2004 гг.)

На первом (аналитико-проектном) этапе (2000 г.) были осуществлены выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель и задачи; дано методологическое обоснование; выдвинута рабочая гипотеза; изучалась и анализировалась научная и учебно-методическая литература; разрабатывалась программа опытно-экспериментальной проверки теоретической концепции исследования.

На втором (формирующем) этапе (2001 - 2003 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза; отрабатывались и проверялись научно-педагогические технологии образовательного процесса, способствующие развитию социально-антропологической защищенности личности.

На третьем этапе (2004 г.) анализировались, обобщались и оформлялись результаты проведенного исследования с использованием методов статистической обработки экспериментальных данных; разрабатывались научно-методические рекомендации и внедрение их в практику.

Научная новизна заключается в следующем:

соотнесено содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность» с современным уровнем музыкально-педагогического образования в педагогическом вузе и выявлены ценностно-мотивационный, содержательно-ориентировочный, операционно-деятельностный, личностно-творческий компоненты;

разработана организационно-процессуальная модель формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки;

определены критерии и уровневые показатели сформированности профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки;

выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения дисциплин предметного цикла.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений о содержании профессионально-педагогической компетентности, что позволяет рассматривать ее компоненты как условия, влияющее на результаты обучения, определяющие эффективность формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки; современная теория профессиональной подготовки будущего учителя музыки дополнена организационно-процессуальной моделью формирования профессионально-педагогической компетентности; полученные результаты могут способствовать дальнейшему совершенствованию эффективной подготовки будущих учителей музыки к самостоятельной инновационной деятельности.

Практическая значимость исследования:

создано методическое обеспечение процесса формирования профессио
нально-педагогической компетентности студентов;

разработан интегративный курс «Музыкально-педагогические

практикумы»;

создана программа по дисциплине «История музыкального образова
ния», включающая задачи, задания с профессиональной направленно
стью для организации творческой деятельности студентов;
Достоверность научных результатов обеспечена методологической

обоснованностью исходных позиций исследования, применением совокупности разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, адекватного изучаемой проблеме, поставленным целям и задачам, гипотезе, подтверждающей основные выводы диссертации.

На защиту выносятся: 1.Профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя, представляет собой системное образование в единстве ценностно-мотивационного, содержательно-ориентировочного, операционно-деятельностного, личностно-творческого компонентов, обусловливающих основу функционирование и развитие системы профессионально-педагогической подготовки студентов в вузе.

2.Целостность процесса формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки в педагогическом вузе представлена в виде организационно-процесуальной модели, включающей в себя цель, содержание, принципы, личностно-деятельностные технологии, а также педагогические условия, обеспечивающие ее эффективность. 3.Эффективность модели формирования профессионально-педагогической компетентности учителя музыки в педагогическом вузе обеспечивается выполнением следующих условий:

-обеспечение профессионально-педагогической направленности изучения предметного блока дисциплин;

-выявление педагогического интегрированного потенциала дисциплин предметного цикла и обеспечена его реализация в музыкально-педагогической подготовке;

13
-использование технологий деятельностно-развивающего

обучения с включением системы предметных и педагогических профессионально-направленных задач, создающих личностно-развивающие ситуации, направленные на организацию и развитие их активной учебно-познавательной, профессионально-педагогической и творческой деятельности будущих учителей музыки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Башкирском государственном педагогическом университете, в Бирском государственном педагогическом институте. Результаты исследования докладывались на межвузовских научно-практических конференциях (Уфа, 2000); на Всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы вузовской и школьной педагогики. Четвертые Есиповские чтения» (Глазов, 2001); «Психолого-педагогические проблемы модернизации общего среднего, вузовского и послевузовского образования»; Методология и методики преподавания основ наук в современных условиях» (Бирск, 2002); на внутривузовских научных конференциях; на заседаниях кафедры музыкального образования Башкирского государственного педагогического университета.

Результаты исследования внедрены в систему лекционно-практических занятий кафедры музыкального образования Башкирского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Общий объем работы составляет 200 страниц литературного текста, включающего 16 таблиц, 2 рисунка, 1 схему, 4 диаграммы , 3 приложения.

Похожие диссертации на Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки