Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования опыта творческой деятельности учащихся
1.1. Сущность, специфика и компонентный состав опыта творческой деятельности учащихся 17-55
1.2. Особенности формирования опыта творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования 56-79
1.3.Педагогическая система формирования опыта творческой деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования 80-101
Глава 2 Исследование эффективности педагогической системы формирования опыта творческой деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования
2.1 . Поисковый этап эксперимента 102-114
2.2. Констатирующий этап эксперимента 115-129
2.3. Преобразующий этап эксперимента 130-152
Заключение 153-159
Литература 160-176
Приложение 177-203
- Сущность, специфика и компонентный состав опыта творческой деятельности учащихся
- Особенности формирования опыта творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования
- Поисковый этап эксперимента
- Констатирующий этап эксперимента
Введение к работе
Изменения социально-экономического и культурного развития в современном российском обществе непосредственным образом затрагивают сферу образования на всех ее уровнях. Модернизация образовательной парадигмы привела к глобальному пересмотру функциональных и концептуальных аспектов ее структурных звеньев, в том числе и системы дополнительного образования. В данных условиях большая роль отводится творчеству, которое становится неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства и рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности.
В связи с этим возрастает значимость опыта творческой деятельности как содержательного компонента образования и уникального материально-духовного продукта, создающего основу для формирования общечеловеческих ценностей, самовыражения и творческого саморазвития личности, позволяющего ей безболезненно и наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках, повышая стрессоустойчивость к постоянно изменяющимся реалиям жизни.
Значительную теоретическую базу для решения проблемы формирования опыта творческой деятельности создали многочисленные исследования в области философии
(А.Н.Аверин, В.Б.Александров, В.П.Филатов, Л.В.Яценко), психологии (Б.Г.Ананьев, Н.В.Басов, Л.С.Выготский, И.В.Дубровина, В.В.Зацепин, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, А.Н.Лук, Р.С.Немов, Ю.П.Платонов, Я.А.Пономарев), культурологии (С.А.Арутюнов, Е.В.Бондаревская, Н.Б.Крылова, М.Мид, Э.А.Орлова, Л.Стоун, А.Тубельский), истории педагогики (К.Д.Ушинский, Т.С.Шацкий, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский). В современной педагогической теории и практике ведется разработка проблемы опыта по следующим направлениям. Исследованию опыта творческой деятельности как структурного компонента содержания образования посвящены исследования А.М.Абрамова, В.П.Зинченко, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина. Изучением механизма включения детской субкультуры в педагогическое пространство с целью приобретения и обогащения социально-личностного опыта ребенка занимались А.В.Зеленцова, М.В.Корепанова, М.И.Лисина, Л.П.Макарова. В работах О.А.Абдуллиной, В.И.Бондаревского, В.И.Войтко, А.П.Владимирова, Л.Г.Вяткина, В.И.Журавлев, М.Р.Львова, Э.И.Моносзона, Г.К.Париновой, Н.П.Тучнина опыт рассматривался под призмой сложной, динамической и многоуровневой модели личности современного педагога. Опыт профессиональной деятельности в системе поликультурного образовательного пространства исследовался Ф.Н.Гоноболиным, С.Б.Елкановым, О.Б.Капичниковой, А.Н.Кузибецким, Н.П.Лукашенко, В.Я.Макашовым, И.П.Раченко. Проблемам взаимопроникновения опыта и творчества с позиции интегративного характера педагогической деятельности посвящены работы Г.И.Железовской, В.И.Загвязинского, С.В.Кульневича, Ю.Н.Кулюткина, В.В.Краевского, Н.В.Кузьминой, М.М.Поташника. Среди многообразных научно-педагогических изысканий последних лет особое, на наш взгляд, внимание заслуживает продуктивный подход, предполагающий акцентуализацию опыта как предметно-действенного способа овладения знаниями об окружающем мире и формирования собственного ценностно- смыслового фундамента развивающейся личности (В.Б.Александров, А.Арнольд, М.Балабан, И.Бема, С.Веницке, Н.Б.Крылова, М.Потмесил, М.Сикорова, Ф.Хараева, Й.Шнейдер). Системой, наиболее адекватно отвечающей основным « концептуальным положениям продуктивного подхода и создающей максимально благоприятные условия для его практической реализации является система дополнительного образования. Изучением ее истории, этапов становления и особенностей современного развития занимались А.Г.Асмолов, О.ЕЛебедева, Л.Г.Логинова, И.В.Руденко, В.И.Слободчиков, Б.К.Тебиев, М.О.Чеков, Е.А.Ямбург. Творчество как центральная щ проблема дополнительного образования разрабатывалась в исследованиях В.И.Андреева, А.Г.Андрейченко, Д.Н.Васильевой, Н.Б.Дворцовой, А.В.Золотаревой, А.В.Николаева, Э.Г.Костяшкина, М.А.Углицкой, А.И.Щетинской, Т.П.Щербаковой. Однако существует противоречие между заказом общества на формирование и развитие личности, обладающей не только опытом осуществления деятельности по заранее заданному образцу, а именно опытом ее творческой реализации и недостаточным вниманием современной системы дополнительного образования к этой проблеме, недостаточной проработанностью основных теоретико-практических положений. Данное противоречие, в первую очередь, детерминировано проблемой, связанной с неразработанностью теоретических основ опыта творческой деятельности учащихся и отсутствием соответствующей педагогической системы его формирования в учреждениях дополнительного образования. Указанная проблема и обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование опыта творческой деятельности учащихся (на материале учреждений дополнительного образования)». Цель исследования - научное обоснование, разработка, апробация и внедрение педагогической системы формирования опыта творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования. Объект исследования - учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования. Предмет исследования - формирование опыта творческой деятельности учащихся. Основу гипотезы исследования составил исходный тезис о том, что формирование опыта творческой деятельности будет более эффективным, если: рассматривать его как важнейшее направление совершенствования креативной основы образовательного процесса учреждений дополнительного образования, для расширения возможности творческой самореализации ребенка в разнообразных жизненных практиках; на основе продуктивного подхода определена сущность и компонентный состав опыта творческой деятельности, охватывающий знаниевую и личностно-деятельностную сферы личности учащихся сопряженные с ее самооценкой и самоанализом; в педагогическое пространство учреждений дополнительного образования будет внедрена научно обоснованная система, предполагающая прохождение всех стадий ее развития, а именно: возникновения, становления, зрелости и закономерного преобразования сформированного опыта творческой деятельности на новом, более высоком уровне; разработан критериально-диагностический аппарат, позволяющий определять уровень и динамику формирования опыта творческой деятельности учащихся. Для достижения поставленной цели и в соответствии с объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Выявить и научно обосновать, на основе продуктивного подхода, сущность понятия «опыта творческой деятельности учащихся», его содержание и структуру. 2. Определить компоненты педагогической системы формирования опыта творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования. 3. Разработать критериальную систему уровней сформированности опыта творческой деятельности учащихся. # Методологическую основу исследования составляют: концептуальные идеи об опыте как результате практической деятельности, его органической связью с творчеством (А.Н.Аверин, В.Б.Александров, А.С.Батышев, В.С.Библер, В.И.Войтко, С.И.Гессен, А.В.Зеленцова, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.П.Филатов, В.А.Шагеева, В.С.Швырев); продуктивный подход в образовании личности # (С.И.Гессен, М.Балабан, М.И.Башмаков, И.Бем, Н.Б.Крылова, М.Потмесил, А.Тубельский, Й.Шнейдер); концепция целостного системного анализа педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, С.М.Годник, В.И.Журавлев, Н.И.Монахов, В.С.Ильин, А.И.Кочетов, В.В.Краевский, Л.М.Фридман); идеи личностно-деятельностного, субъектного подхода в обучении (Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, М.С.Каган, С.В.Кульневич, А.Н.Леонтьев, Г.К.Паринова, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская); теоретические представления о роли творчества в формировании и развитии личности (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Л.Г.Вяткин, М.В.Корепанова, Ю.Н.Кулюткин, А.Лук, М.М.Поташник, А.Я.Пономарев); - исследования в области дополнительного образования (Т.И.Бабаева, В.И.Логинова, Л.Г.Лебедева, В.Я.Лыкова, В.А.Петровский, Н.Я.Стрельцова, М.О.Чеков, Е.А.Ямбург); концептуальные подходы к проблеме развития творческих возможностей ребенка в процессе музыкальной деятельности (Э.Б.Абдулин, О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Л.Г.Дмитриева, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, Б.М.Теплов, Н.М.Черноиваненко). На различных этапах проведения исследования использовались следующие методы: методы теоретико-методологического анализа (сравнительно-сопоставительный, системный, логический, моделирование исходных позиций исследования, анализ собственного и передового педагогического опыта); диагностические методы включающие: наблюдение, беседу, анкетирование, экспертную оценку, анализ творческих работ учащихся, обобщение независимых характеристик, непосредственное взаимодействие с управленческими и педагогическими работниками системы дополнительного образования; эмпирические - констатирующий и формирующий эксперимент; методы математической статистики. Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное образовательное учреждение «Дом детского творчества» г.Калач-на-Дону Волгоградской области. В соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. Первый этап исследования (1996-1999) — теоретический: происходило установление исходных фактов исследования, связанных с изучением и анализом теории и практики дополнительного образования, исследованием и обобщением философской, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования творческого опыта на разных этапах возрастного развития. Уточнялось его содержание, специфика и компонентный состав. Была определена проблема, гипотеза, и логика исследования, сформулированы задачи, конкретизирован общий методологический подход к процедуре исследования и оценке его результатов. Второй этап исследования (1999-2001) — опытно экспериментальный: апробировалась педагогическая система формирования опыта творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования, проверялась и уточнялась гипотеза исследования; исследовались различные виды художественно-творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования и особенности их реализации в период подросткового детства. Разрабатывался критериально диагностический аппарат определения уровней сформированности опыта творческой педагогической деятельности учащихся. Третий этап исследования (2001-2002) - результативно-обобщающий: систематизировалось содержание исследования, определялась эффективность разработанной системы и динамика формирования опыта творческой деятельности учащихся, вносились необходимые коррективы в процесс его реализации; осуществлялось внедрение позитивных результатов в практику работы учреждений дополнительного образования; оформлялся материал диссертационного исследования, публиковался авторский методический материал. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что на основе науковедческого анализа определена проблема формирования опыта творческой деятельности как перспективное направление совершенствования современной системы дополнительного образования; с позиции продуктивного подхода определены ведущие идеи и направления, позволяющие на новом содержательном уровне расширить представление о понятии, сущности и структуре опыта творческой деятельности учащихся как своеобразного материально-духовного продукта личности; впервые разработана модель педагогической системы формирования опыта творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования, показаны интегративные связи ее функциональных и содержательных компонентов с позиции продуктивного подхода; разработан механизм реализации авторской системы, учитывающий постадийность (возникновение, становление, зрелость, преобразование) формирования опыта творческой деятельности; научно обоснована критериальная система уровней сформированности опыта творческой деятельности учащихся на различных этапах его формирования. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что систематизированы вопросы теории творчества в системе дополнительного образования; уточнены и дополнены представления об особенностях формирования и развития личности учащихся в процессе различных видов творческой деятельности; выявлена логика формирования опыта как особым образом организованного педагогического процесса; в контексте современной парадигмы образования разработана модель педагогической системы его формирования. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью широкого применения положительных результатов для совершенствования процесса формирования опыта творческой деятельности в системе дополнительного образования и заключается в том, что апробирована авторская педагогическая система, разработан план-программа и предложены конкретные рекомендации к организации и проведению занятий по формированию у учащихся творческого опыта в различных видах деятельности, представлен специально разработанный учебно-методический комплекс, имеющий практическое значение для решения проблемы творческого саморазвития личности. Результаты и материалы исследования могут быть использованы в практике работы различных образовательных учреждений, в системе повышения квалификации работников образования. Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются исходными теоретико-методологическими позициями, включающими обращение к смежным отраслям знаний (философии, психологии, культурологии); логикой теоретического и экспериментального исследования; применением комплекса методов (диагностического и дидактического характера), адекватных предмету и задачам исследования; позитивными данными опытно экспериментальной работы и возможностью ее повторения; репрезентативностью объема выборки, статистической значимостью экспериментальных данных и личным опытом работы исследователя в учреждениях дополнительного образования. На защиту выносятся следующие положения: 1. Авторское определение понятия «опыт творческой деятельности» обогащенное основными положениями, идеями продуктивного подхода и представленное как уникальный материально-духовный продукт, предполагающий единство теоретических знаний, (реализуемых в различных видах деятельности), умений и способов поиска новых проблем, путей их практического разрешения, и ведущий к преобразованию личности, ее отношения к окружающему миру. 2. Педагогическая система формирования опыта творческой деятельности учащихся как совокупность взаимосвязанных структурных компонентов: состоящих из: ведущей цели, направленной на достижение высокого уровня сформированности опыта творческой деятельности; содержания, предполагающего организацию различных видов творческой деятельности; соответствующих форм, методов, средств, результата, и функиионалъных компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, организационного и коммуникативного. 3. Аппарат критериально-диагностических методик, соотнесенный с компонентным составом опыта творческой деятельности учащихся и позволяющий определить уровни, проследить динамику их формирования на различных этапах проведения педагогического эксперимента. Апробация работы и внедрение результатов исследования проводилось на заседаниях, научно-практических и научно- методических конференциях, аспирантских семинарах кафедры педагогики Педагогического института СГУ им.Н.Г.Чернышевского (2000-2002), кафедры философии и социальной психологии Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии (2000-2001), кафедре естественных и гуманитарных наук Международного института Управления (филиал) (Калач на Дону, 2002), научных дискуссиях по проблемам развития дополнительного образования (СарИПКРО, 2002). Результаты исследования внедрялись в практику деятельности муниципальных образовательных учреждений «Муниципальная школа искусств», «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга», «Дом детского творчества» г.Калач-на-Дону и «Дом творчества детей и молодежи», «Центральный дом творчества», «Дом детского творчества «Солнечный» и «Дом творчества» г.Саратова. Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в семи публикациях. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В качестве иллюстраций представлены таблицы, схемы, диаграммы.
Сущность, специфика и компонентный состав опыта творческой деятельности учащихся
В данном параграфе предпринята попытка, рассмотреть сущность, специфику и компонентный состав опыта творческой деятельности учащихся (далее ОТДУ).
Исследование данной проблемы в нашей работе осуществляется по следующим направлениям: использование продуктивного подхода к проблеме формирования опыта творческой деятельности учащихся; осмысление специфики деятельности, творчества и творческой деятельности учащихся; уточнение компонентного состава опыта творческой деятельности учащихся; определение сущности основополагающего понятия — опыта творческой деятельности учащихся. Рассмотрим подробнее каждое из направлений.
Изменение социально- экономической ситуации в обществе приводит к смене основных ориентиров современного образовательного процесса, одним, из которых является формирование, и развитие творческих начал каждой личности. Личность — творчество (творческая деятельность) — саморазвитие (свободное развитие) образуют неразрывную триаду ценностей современного образования.
Традиционно цель образования понималась как обобщённо сформулированный социальный заказ, однако сегодня цель и содержание образования не могут быть однозначно заданы для всех воспитанников, не могут быть унифицированы.
Возникает новая проблема - переход от знаниево -ориентированной парадигмы образования к продуктивной, которая ориентирует на формирование личности каждого ребенка (учащегося), на приобретение им в процессе обучения различных видов опыта — личностного, социального, опыта той или иной практической деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений (45, 67, 74, 91, 157). Этот процесс многоаспектен и многовариантен и одним из его возможных вариантов может быть продуктивное образование.
Обращаясь к теории и практике продуктивного образования необходимо, очень коротко, остановится на самой идее продуктивности, ее воплощении в своеобразный продуктивный подход в образовании, который и будет использоваться нами в качестве отправного в исследуемой проблеме.
Идея, принцип продуктивности вошел в педагогический обиход довольно давно — корни его уходят в теорию трудовой школы.
Понятие трудовой школы впервые было выдвинуто в педагогическом наследии И.Г.Песталоцци (162). В противоположность существовавшей профессиональной школе он предлагал систему образования, в центре которой стояли бы не только и столько интересы государства, которому нужны были специалисты тех или иных специальностей (врачи, инженеры, военные и др.), а интересы образующейся личности. В своем труде «Лингард и Гертруда» он проводит мысль о труде, как развивающем личность источнике образования. Дьюи развивая идеи Песталоцци, доказывал, что практическая деятельность в интересах конкретной личности является мощным стимулом общего ее развития. При трудовом образовании узкая практическая деятельность, по его мнению, приобретает всеобъемлющее значение, понимается как органическая часть всей совокупной жизни природы и человечества и потому служит общим источником общего образования личности (45, с.8). Кершенштейнер на практике попытался создать действующие трудовые школы. В основном это относилось к дополнительным школам, тесно связанных с мелким ремеслом учащихся, однако идея облагораживающего, всеразвивающего труда была реально доказана на практике. Причем Кершенштейнер отстаивал позицию, что нельзя сужать смысл 1,1 трудовой школы до сугубо физического, ремесленного труда, суть в том, чтобы всякий труд, как физический, так и умственный, необходимо сделать источником целостного развития личности: «Написанные или сказанные учеником слова, так же как и действия его рук должны отражать в себе и созидать собою личность ученика. Тогда ученик не только станет незаменимым участником совокупной работы класса, но и определит свое место в мире, научившись всякую деятельность связывать с целостностью природы и культуры» (45, с. 12). Идеи трудовой школы нашли свое отражение в трудах «. С.И.Гессена (45), которые и послужили основой для разработки современной теории продуктивного образования.
Особенности формирования опыта творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования
Проблема формирование опыта творческой педагогической деятельности учащихся, как уже отмечалось ранее, весьма актуальна для всей системы образования, но, понимая ее глобальность и учитывая собственные научные и практические интересы, мы постарались рассмотреть ее в ракурсе деятельности учреждений дополнительного образования, с их спецификой и оригинальностью содержания и видов деятельности. Этому и будет посвящен данный параграф диссертационного исследования. Теория и практика дополнительного образования в последние десятилетия претерпевает значительные изменения. К концу 80-х - началу 90-х годов учреждения дополнительного образования (далее УДО) становятся сложными многоуровневыми социокультурными педагогическими системами. Реформирование образовательной системы России, развитие рынка образовательных услуг на рубеже веков, создание новой социокультурной ситуации дали мощный импульс модернизации дополнительного образования. Однако сегодня по отношению к дополнительному образованию сложилась двоякая позиция. С одной стороны очевидным является необходимость не только существования, но т и развития ее системы. Тем более, что изменение социокультурной ситуации, сужение возможностей для позитивного вхождения ребенка в окружающий социум, принятия и освоение его норм и ценностей, определения своей собственной жизненной позиции, своего «Я», приводит к тому, что именно в деятельности учреждений дополнительного образования видят потенциал, резерв для творческого, культурного, интеллектуального развития подрастающего поколения.
С другой стороны, вхождение всей системы образования в новые условия рыночных отношений, поставили ее в особые, весьма жесткие условия экономического и материального существования (а иногда и выживания). Прекратили свое существование многие из учреждений этой системы (подростковые клубы, музыкальные школы, клубы по интересам и др.)» а оставшимся приходится выполнять нагрузку с возросшим объемом.
Несмотря на то, что у дополнительного образования прочный фундамент и замечательные традиции внешкольного образования и воспитания, все- таки следует заметить, что наука о собственно дополнительном образовании является достаточно молодой. Теоретические исследования по различным аспектам деятельности учреждений дополнительного образования значительно активизировались с конца 90-х годов XX века. Однако в связи малочисленностью выполненных исследований еще весьма сложно четко определить научные школы в разработке проблем дополнительного образования, можно лишь наметить некоторые из направлений.
Так психологические аспекты деятельности УДО рассматриваются в работах В.В.Давыдова, В.И.Слободчикова, Г.А.Цукермана, Т.А.Матис, Л.К.Максимова, Р.С.Немова и другие (52, 147,169,170,105, 115).
Вопросами определения и расширения образовательных потребностей в рамках дополнительного образования занимались А.С.Землянский, М.Р.Катунова, Н.А.Смирнова, А.А.Хохлов, Н.А.Чиркова (82, 148, 168, 58). О Развитию региональной системы дополнительного образования посвящены исследования А.Н.Чернова, Н.И.Фунтикова, В.И.Аксельрод (174, 165, 5). Особенностями творческого саморазвития личности в учреждениях дополнительного образования весьма обстоятельно занимались В.И.Андреев, А.Г.Андрейченко, Н.Б.Дворцова, И.А.Киршин, А.Л.Соломин, А.И.Щетинская и другие (10, 11, 12, 54,83,149, 181). Развитие социальных функций системы дополнительного образования детей, в том числе и в аспекте становления жизненного опыта разрабатывали И.О.Бережная, О.Е.Лебедев, А.В.Золотарева, А.Н.Николаев (22, 58, 66, 118). Однако анализ всей исследовательской литературы показал, что формирование опыта в учреждениях дополнительного образования относится к числу практически неисследованных, а поэтому и перспективных проблем.
Сегодня учреждения дополнительного образования рассматриваются как составной, полноправный компонент единой системы непрерывного образования, «...призванный обеспечить ребенку дополнительные возможностям для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей в сфере досуга» (86, с.29).
Поисковый этап эксперимента
Вторая глава диссертации посвящена раскрытию характера, этапов организации и результатов опытно-экспериментальной работы. Ее цель - проверка эффективности разработанной педагогической системы формирования опыта творческой деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования средствами искусства.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Дом детского творчества» города Калач-на-Дону Волгоградской области; МОУ «Дом творчества детей и молодежи» города Саратова; МОУ «Центральный дом творчества» Ленинского района города Саратова; МОУ «Дом творчества» Фрунзенского района города Саратова. В эксперименте участвовало четырнадцать различных кружков, секций, клубов по интересам художественно-творческой направленности с общим охватом детей 728 человек. Из них 546 учащихся, посещающих учреждения дополнительного образования города Саратова и 182 ребенка - кружковцы из города Калач-на-Дону. Но для непосредственного описания, анализа и обработки данных опытно-экспериментальной работы мы выбрали четыре кружка: музыкально-эстетический, художественный, театральный и флористический МОУ «Дом детского творчества» города Калач-на-Дону. Экспериментальную группу составили 52 учащихся в возрасте 8-14 лет. Контрольную группу составили 53 учащихся в возрасте 8-14 лет. Таким образом, возрастной состав и численность контрольной и экспериментальной групп на начало эксперимента было приблизительно одинаковым.
Каждый из перечисленных выше четырех кружков состоял из двух групп примерно одинаковых по численности участников, но занимающихся по разным расписаниям. Так, группы школьников кружков «Музыкальный калейдоскоп», «Озорные краски», «Маскарад», «Флористика», занимающиеся в понедельник, среду и пятницу составили экспериментальную группу (Э). Группы детей, занимающихся в этих же кружках, но по вторникам, четвергам и субботам составили контрольную группу (К).
Уточним, что учебные план и программы занятий в контрольной и экспериментальной группах были аналогичные.
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период 1998 по 2002 гг.:
На первом поисковом этапе (1998 - 1999 гг.) осуществлялось обоснование и разработка уровней формирования опыта творческой деятельности учащихся; уточнялся выбор задач на каждом этапе эксперимента; определялся набор методик; выявлялись трудности в организации экспериментальной работы и прогнозировались способы их преодоления; проводилась экспертная оценка программы опытно-экспериментальной работы.
На втором констатирующем этапе (1999 — 2000 гг.) определялся исходный уровень сформированности опыта творческой деятельности учащихся в экспериментальной и контрольной группах; изучались запросы детей, их родителей на художественно-творческую деятельность и ее опыт; выявлялось отношение педагогов к выбранному направлению организации экспериментальной работы, педагогический потенциал для решения поставленных задач. На этом этапе были установлены индексы удовлетворенности всеми субъектами педагогического процесса.
На третьем преобразующем этапе (2000 — 2002 гг.) осуществлялась реализация педагогической системы формирования опыта творческой деятельности учащихся. Подводились промежуточные и окончательные итоги, проводился анализ, вносились необходимые коррективы и дополнения.
При проведении исследования были использованы следующие методы: включенное наблюдение за учащимися контрольной и экспериментальной групп; беседы с педагогами учреждений дополнительного образования, учителями школ, родителями; тестирование; педагогический эксперимент; индивидуальные и групповые беседы с учащимися; изучение творческих работ кружковцев; математические методы, метод корреляции.
Констатирующий этап эксперимента
Апробация и внедрение предложенной педагогической системы как целостного механизма, направленного на достижение поставленной цели - наиболее эффективного и продуктивного формирования опыта творческой деятельности о учащихся в учреждениях дополнительного образования потребовало решения следующих задач: исследование состояния массовой педагогической практики по организации формирования опыта творческой деятельности учащихся средствами искусства; составление характеристики участвующих в эксперименте детей, на основе разработанных уровней сформированности опыта творческой деятельности учащихся в ф учреждении дополнительного образования, с целью определения у них исходного уровня.
Реализация поставленных задач потребовала разработки программы констатирующего этапа эксперимента. Напомним, что в эксперименте участвовало четырнадцать различных кружков, секций, клубов по интересам художественно-творческой направленности с общим охватом детей 728 человек. Но для непосредственного описания, анализа и обработки данных опытно-экспериментальной работы мы выбрали четыре кружка: музыкально-эстетический, художественный, театральный и # флористический. Экспериментальную группу (Э) составили 52 учащихся в возрасте 8-14 лет. Контрольную группу (К) составили 53 учащихся в возрасте 8-14 лет. При проведении констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы: анкетирование педагогов учреждений дополнительного образования города Калач-на-Дону, города Саратова; собеседование с учителями общеобразовательных школ; включенное комплексное наблюдение за учащимися контрольной и экспериментальной групп; - индивидуальные и групповые беседы с учащимися; о - изучение творческих работ детей; методы математической обработки результатов констатирующего этапа эксперимента.
Как уже было сказано выше в программу констатирующего этапа эксперимента входило изучение состояния массовой педагогической практики по организации формирования опыта творческой деятельности учащихся средствами искусства. С этой целью мы провели собеседование с учителями общеобразовательных школ, преподающими предметы гуманитарного цикла. В нем приняло участие 87 человек. Собеседование проходило по следующим направлениям: изучение отношения учителей к формированию опыта творческой деятельности школьников; технологическое обеспечение данного процесса; анализ авторских методик формирования опыта творческой деятельности школьников. Результаты собеседования показали, что большинство учителей (89%) рассматривают педагогическую категорию «опыт» как некое образование, характерное только для взрослого человека. В связи с этим целенаправленное формирование опыта творческой деятельности школьников данная группа учителей не ставит в виде конкретной образовательной задачи. Относительно небольшая группа учителей (11%) считают, что опыт творческой деятельности возможно и нужно начинать формировать именно в школьном возрасте. Однако отсутствие специальной научной литературы, методических разработок в этой области затрудняет работу учителей. Данная группа педагогов организует процесс формирования опыта творческой деятельности школьников интуитивно, без четко разработанной технологической системы.
К сожалению, авторских методик по формированию опыта творческой деятельности учащихся средствами искусства среди учителей, принявших участие в собеседовании, выявлено не было.
Далее, для выявления полной картины состояния массовой педагогической практики по проблеме формирования опыта творческой деятельности учащихся средствами искусства, мы провели анкетирование педагогов учреждений дополнительного образования города Калач-на-Дону и города Саратова, в котором приняло участие 32 человека. Представим содержание анкеты: