Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков Копусова Вера Валентиновна

Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков
<
Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Копусова Вера Валентиновна. Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ярославль, 2000 208 c. РГБ ОД, 61:01-13/699-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование нравственных ценностных ориентации сельских школьников как педагогическая проблема с. 16

1.1. Сущность и структура понятия «нравственные ценностные ориентации» с.18

1.2. Механизмы формирования нравственных ценностных ориентации с.28

1.3. Критерии и показатели сформированности нравственных ценностных ориентации подростков с.58-

1.4. Особенности развития нравственных ценностных ориентации сельских школьников с.76.

Глава II. Реализация педагогических условий развития нравственных ценностных ориентации сельских школьников

2.1. Опыт формирования нравственности сельских школьников с.118

2.2. Программа формирования нравственных ценностных ориентации подростков села с. 141

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы..с.156

Заключение с. 173

Список использованной литературы с.178

Приложения с. 194

Введение к работе

В истории государства каждый этап политического и общественно-экономического развития характеризуется определенной системой ценностей как совокупности культурных достижений конкретной эпохи. Система общественно значимых ценностей, с одной стороны, проецируется на систему ценностей каждого члена общества, а с другой - состоит из взглядов и убеждений последних. По мнению большинства исследователей, основным показателем общественного развития является система нравственных ценностей, которая существует в конкретный исторический период в отдельно взятом государстве и которая представляет собой «совокупность норм, принципов, правил поведения людей, а также убеждений и общественных идеалов» (139,181).

Историко-педагогическое обобщение процесса развития нравственных представлений российского общества последних десятилетий позволяет выявить основные доминанты данного процесса в каждый конкретный исторический период. Так в послереволюционные годы «одной из характерных черт нравственного воспитания была тесная взаимосвязь и единство его с идейно-политическим и трудовым воспитанием» (119,5). По мнению В.И. Ленина, именно идейно-политическая направленность обеспечивает действенность морали, «нравственно то, что служит делу построения коммунизма» (77,313). В связи с подобной категоричностью наблюдалось явное несоответствие целей и средств по их достижению. Как считает А.А. Гусейнов, «...если бы политические и иные прагматические цели, пережитые нравственно, становились нравственными, тогда бы в истории не было бы сколько-нибудь серьезных нравственных проблем. В том -то и дело, что у нас политические цели в 20-30-е годы были пережиты нравственно, буквально отождествлены с нравственными ценностями до такой степени, что между ними не оставалось никакого зазора. Именно это обернулось нравственной трагедией народа» (100,37). В условиях культа личности общечеловеческие приоритеты уступают место социально-политическим и идеологическим установкам. В этих условиях «человек рассматривался не как цель, а как средство развития общественной структуры» (100,28).

Великая Отечественная война вносит свой вклад в развитие теории и практики нравственного воспитания. По утверждению Н.А. Петрова (чьи педагогические исследования проводились в 1946-1948 гг.) «В советской школе сформировались новые качества личности социалистического типа: доблесть и геройство, ясный ум и стойкий характер, благородство и беззаветное служение Родине, горячее чувство патриотизма и национальной гордости, интернационализм, гуманное отношение к людям, бодрость и терпение, и др.» (109,15). Однако, несмотря на гуманистическую направленность представленных ценностей, общественно важными признавались также «ненависть к врагам трудящихся», «приоритет коллективных интересов перед личностными», «критическое отношение к буржуазной идеологии».

Начало 60-х годов характеризуется усилением внимания представителей различных общественных наук к вопросам формирования нравственности в связи с рядом объективных причин: удлинение сроков образования, улучшение условий быта детей, урбанизация стиля жизни, «идеологическая борьба за мир между двумя общественными системами» (119,20), акселерация, «породившая проблему нравственно-полового воспитания» (119,21). В связи с этим, в 60-70-е годы был принят ряд законов и постановлений, в которых в числе главных задач средней общеобразовательной школы называли «воспитание у учащихся высоких нравственных качеств в духе требований морального кодекса строителей коммунизма» (104). Данные требования нашли отражение в программном документе «Примерное содержание воспитания школьников» (под редакцией И.С. Марьенко). Попытки углубленного анализа процесса формирования нравственности предпринимались также в 80-е годы в работах М.Г. Казакиной и И.Ф. Харламова.

Таким образом, вплоть до середины 80-х годов основной тенденцией в развитии теории и практики нравственного воспитания являлся примат ценностей, общественно значимых и продиктованных политикой государства. С одной стороны, при подобном подходе сводилась к минимуму роль общечеловеческих и личностно значимых ценностей. Но с другой - молодые люди все же имели четко обозначенную систему нравственных ценностей и приоритетов. Результаты социологического исследования, осуществленного в 1981-1984 гг. и направленного на изучение «моральных ориентиров» молодых людей в возрасте 14-20 лет, свидетельствуют, что около 20% опрошенных основным мотивом своей деятельности считают «желание принести пользу обществу», перспектива же материального вознаграждения привлекает лишь 10% респондентов. Основными же жизненными целями молодежи того периода были «желание иметь настоящих друзей» (79), «желание иметь работу по душе» (78), «жить с чистой совестью» (67), «не ронять своего достоинства» (65). Наименьшей привлекательностью обладало «стремление достичь высокого служебного положения» (6) и «желание большого материального достатка» (15) (см. источник №102).

Этап перестройки общественного сознания, который продолжается в нашей стране с середины 80-х годов, характеризуется неопределенностью системы нравственных ориентиров. «Частная собственность», «свобода», «демократия» - внедрение данных понятий в сферу морального сознания создает определенные условия для реальной свободы слова, свободы воли, свободы нравственного выбора. Но демократические процессы также в значительной степени изменили характер влияния на ребенка различных общественных институтов: семья в условиях рынка значительно больше времени и сил вынуждена тратить на материальное обеспечение условий жизни, чем на становление нравственности детей; педагогам трудно выбрать верную стратегию воспитания в связи с недостаточностью методического обеспечения данного процесса; по мнению ряда исследователей, в настоящее время на ребенка все большее влияние оказывают различные неформальные объединения (в том числе асоциальные) и секты. В таких условиях необходимо уделять повышенное внимание формированию нравственности подрастающего поколения. Наиболее важным этапом развития человека является подростковый возраст, когда происходит рост самосознания личности и активно идет процесс формирования ценностных ориентации.

Ряд исследователей, в частности И.Ю. Кулагина (74), выделяют три уровня морального развития человека: предморальный уровень (4-10 лет), - для детей данного возраста характерна наивно-потребительская ориентировка на поощрение или наказание; уровень традиционной морали (11-15 лет), - в этом возрасте для детей характерна ориентация на образец хорошего ребенка или реальный авторитет; уровень сознательно принятых нравственных принципов (старше 15-16 лет), - в этом возрасте молодой человек должен сознательно ориентироваться вначале на договор, на добровольно принятые им моральные обязательства, а затем - на общечеловеческие моральные нормы.

Однако, по данным И.Ю. Кулагиной, в реальной практике лишь 10% людей поднимаются на третий уровень морального развития. Этот факт также доказывает необходимость повышенного внимания к процессу формирования нравственности подростков, т.к. именно этот сложный и кризисный период предшествует нравственной зрелости личности.

Богатство ценностного содержания морали, многообразие нравственных норм и идеалов порождают необходимость исследования нравственных ценностных ориентации (ЦО) как ядра человеческой личности. Безусловно, что система ЦО человека многообразна, как и система ценностей. Однако мы считаем именно нравственные ЦО определяющими в процессе формирования гуманной современной личности, так как любой тип ЦО имеет нравственную основу.

Развитые нравственные ЦО позволяют максимально реализоваться личности в современной культуре, социуме. Особенно это актуально для подростков села, где в настоящее время возникает ряд специфических проблем, обусловленных переменами в экономической сфере, удаленностью от очагов культуры, изменением традиционного уклада жизни, что создает определенные трудности в процессе формирования нравственных ЦО сельских школьников.

Исследуемая нами проблема недостаточно изучена в современной педагогической науке и практике. В работах О.А. Казанского и Ю. Подгурецки проблема нравственного становления личности рассматривается в контексте формирования ее нравственного самосознания. В трудах Н.А. Войцехович и Н.Д. Зотова-Матвеева внимание уделяется социальным факторам, влияющим на нравственность человека. Однако изучаемый нами феномен в данных исследованиях не рассматривается. Термин "нравственные ЦО" используется в исследованиях Ф.Ю.Гогоберидзе, Т.И. Пороховской, И.А. Скворцовой. В этих работах также предпринимается попытка определить место нравственных ЦО в структуре личности. Работы Т.С.Анисимовой и А.С. Метелягина посвящены ценностным ориентациям сельских школьников, однако определение особенностей развития нравственных ЦО у учащихся сельских школ и выявление механизмов данного процесса не входило в задачи их исследований.

Анализ проблемы формирования нравственных ЦО сельских подростков позволил зафиксировать объективно существующие противоречия, которые актуализируют проблему исследования. Это противоречия: -между требованиями современного общества к молодому человеку как личности, обладающей сложившейся системой нравственных ЦО, и неопределенностью, неустойчивостью ЦО подростков, обучающихся в сельских школах; -между стремлением педагогов к эффективной организации процесса формирования нравственных ЦО подростков и недостаточным уровнем необходимого для этого научно-методического обеспечения в условиях сельской школы.

Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования: каковы педагогические средства, способствующие формированию нравственных ЦО сельских подростков?

Цель исследования - выявление и обоснование педагогических средств, позволяющих наиболее эффективно организовать процесс формирования нравственных ЦО сельских подростков.

Объект исследования: процесс формирования нравственных ЦО у учащихся сельских школ.

Предмет исследования: педагогические средства формирования нравственных ЦО подростков села.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития нравственных ЦО подростков села будет более эффективным, если: -формирование нравственности является осн-овой всех педагогических воздействий, направленных на воспитание качеств члена сельской общины; -осуществляется интеграция воспитательных воздействий семьи, социума, школы и других учреждений культуры села, средств учебной и внеучебной деятельности; -обеспечивается расширение связей детей с окружающим миром, нравственно обогащается взаимодействие подростков разного возраста; -стимулируется развитие мотивационной сферы личности, и прежде всего потребности в самоактуализации и самореализации; -осуществляется расширение системы нравственных знаний, организуется созидательная творческая деятельность в социуме и школе, направленная на сохранение и обогащение фольклорного наследия, развитие местных традиций, преобразование сельского социума.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: -определить сущность понятия "нравственные ЦО"; -охарактеризовать основные механизмы формирования нравственных ЦО; -разработать критерии и показатели уровней сформированности нравственных ЦО; -определить особенности формирования нравственных ЦО сельских школьников; -разработать систему педагогических средств, обеспечивающих процесс формирования нравственных ЦО.

Теоретической основой исследования являются: философские концепции о морали как деятельностном способе духовного самоопределения человека (О.Г. Дробницкий, Н.Н.Крутов, И.Т. Фролов и др.); теория социального взаимодействия (Л.В. Байбородова, Х.Й. Лийметс и др); положения о психологическом развитии личности в деятельности и общении (К.А. Абульханова-Славская, А.А.Бодалев и др.); теории социального воспитания (А.В.Мудрик, М.И. Рожков, Б.З. Вульфов и др.); принцип единства и взаимосвязи нравственного знания, чувств и поведения (О.С. Богданова, И.А. Каиров, И.С. Марьенко и др.); теория человеческой мотивации (Б.Г. Ананьев, А.Г.Маслоу, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); культурологические и психологические подходы к толкованию творческой личности (А. Адлер, А.В. Азов, Т.С. Злотникова и др.); теоретико-методологические основы организации учебно-воспитательного процесса в условиях малочисленной сельской школы (П.А. Жильцов, М.И. Зайкин, А.Е.Кондратенков и др.); труды, отражающие специфику воспитательной работы в сельской малочисленной школе (У.Б.Агбаева, М.А. Арипов, В.М. Басова, А.В. Демчинская, Н.С. Захарова и др.).

Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: анализ психолого- педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, моделирование, аналогия и обобщение; эмпирические методы исследования: изучение и обобщение опыта работы по формированию нравственности в условиях сельской малочисленной школы, создание воспитывающих ситуаций, наблюдение, опросные методы. Важное место было отведено опытно-экспериментальной работе. Использовались также педагогические измерения и компьютерная обработка полученных результатов.

База исследования. Исследование проводилось на базе сельских школ Ярославской области: Полянской малочисленной, Вышеславской малочисленной, Шопшинской (Гаврилов-Ямский район); Красноткацкой, Сарафоновской (Ярославский район); Левашовской, Некрасовской (Некрасовский район); Семибратовской (Ростовский район); Мокеевской малочисленной (Некоузский район); а также школ № 62,74,87, гимназии №2 г.Ярославля.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1996-1997 гг.) осуществлялся подбор и анализ научной и методической литературы по проблеме, изучался и обобщался практический опыт, определялись гипотеза и методологическая база исследования, разрабатывался понятийный аппарат, осуществлялось пилотажное исследование уровня развития нравственных ЦО сельских и городских школьников.

На втором этапе (1997-1998 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой разрабатывалась программа формирования нравственных ЦО сельских школьников подросткового возраста, осуществлялась апробация отдельных элементов программы.

На третьем этапе (1999-2000 гг.) обобщались теоретические и практические результаты исследования, проводились обработка и анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

Достоверность результатов исследования обеспечена всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных цели и задачам исследования, систематической обработкой данных и сопоставлением результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования: -выявлены особенности нравственных ЦО сельских школьников подросткового возраста; -определены факторы, влияющие на процесс формирования нравственных ЦО в условиях сельской школы; -разработан комплекс педагогических средств, позволяющих с наибольшей эффективностью осуществлять процесс формирования нравственных ЦО подростков, обучающихся в сельских школах.

Теоретическая значимость исследования: -рассмотрены и соотнесены различные толкования понятий "ценности" и "ценностные ориентации"; -охарактеризованы механизмы развития нравственных ЦО; -определены показатели и критерии сформированности нравственных ЦО.

Практическая значимость исследования заключается в том, что составлен комплекс методик для определения сформированности нравственных ЦО подростков; разработана программа развития нравственных ЦО детей подросткового возраста для типичной сельской школы; составлен спецкурс "Нравственность и мы", направленный на пополнение системы нравственных знаний родителей и педагогов; разработан учебный план и программы для подготовки студентов по специализации "Теория и методика нравственного воспитания"

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения, выводы, рекомендации были изложены в выступлениях на конференциях преподавателей и аспирантов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (1997-2000 гг.); на конференциях молодых ученых ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (1997-2000 гг.); на конференции по проблемам обучения и воспитания в сельской малочисленной школе (Ярославль, 1999); на региональной конференции «Библиотека как уникальная среда сохранения культуры и нравственности» (Ярославль, 1999); на педагогических чтениях им. К.Д. Ушинского (Ярославль, 2000). Материалы исследования апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы на базе типичной сельской школы Ярославской области. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогических технологий ЯГПУ (1997-2000 гг.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, осуществлен анализ уровня теоретической разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования; определены предмет и объект исследования, обозначена его методологическая основа, излагаются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе - «Формирование нравственных ценностных ориентации сельских школьников как педагогическая проблема» - рассматриваются существующие научные подходы к проблеме ценностей, вводятся основные понятия, рассматриваются механизмы формирования нравственных ЦО, определяются критерии и показатели исследуемого процесса, выявляются особенности его протекания в условиях сельской школы, проводится сопоставительный анализ нравственных ЦО сельских и городских школьников.

Во второй главе - «Реализация педагогических условий формирования нравственных ЦО сельских подростков» -обобщается опыт работы по формированию нравственности; предлагается программа развития нравственных ЦО сельских школьников подросткового возраста; описываются результаты опытно-экспериментальной работы по реализации отдельных компонентов данной программы.

В заключении даются выводы исследования, определяются основные направления дальнейшей работы.

В приложениях отражаются комплекс диагностических методик, результаты статистической обработки материалов исследования, предлагаются конспекты конкретных форм работы по формированию нравственности учащихся.

Сущность и структура понятия «нравственные ценностные ориентации»

Изучаемый нами процесс в педагогической науке традиционно был обозначен как процесс нравственного воспитания. «Нравственное воспитание - процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения» (115,247). По мнению ряда ученых, в том числе О.С.Газмана, результатом процесса нравственного воспитания является формирование нравственной культуры как элемента базовой культуры личности. «Нравственная культура» предполагает освоение человеком всей совокупности духовных ценностей - общечеловеческих, принятых в современном ему обществе, ценностей социального окружения и семьи. Поэтому для раскрытия сущности понятия «ценностные ориентации» целесообразным представляется дать определение базовому для данного вопроса термину «ценности». Проблема ценностей - одна из вечных философских проблем. Вокруг данной проблемы на протяжении нескольких столетий существует особый раздел философии - аксиология. «Стремление выделить аксиологию как особый аспект в рассмотрении философских проблем, -писал О.Г.Дробницкий, - в частности, основывается на представлении о необходимости дополнения точки зрения «чистого знания» постановкой вопроса о том, каков смысл бытия, каково назначение человека, что движет им в практической и духовной деятельности» (44,31).

Анализируя различные подходы к проблеме ценностей на протяжении всей истории философской мысли, мы можем выделить несколько различных точек зрения, дифференциация которых осуществляется по принципу модальности бытия ценностей.

Первая группа представлений может быть обозначена как трансцедентализм. Данное направление начинается с

«Критики чистого разума» И.Канта, который развивает представление о мире должного (мире ценностей и норм) в отличие от мира сущего, мира вещей, того, что есть. В его концепции мораль, сам факт ее существования -доказательство существования трансцендентного блага, имманентного природе человека представления о добродетели. Мир должного достраивает мир сущего, а значит и достоверного до целостности, до системы. Действие, по Канту, невозможно без включения его в структуру должного. Эта линия представлений о ценностях была развита неокантианцами В.Виндельбендом, Г.Риккертом, Манкгеймом. Для них ценности - это критерии отбора фактов в истории, которая, как наука о культуре, описывает единичные события с точки зрения неизменного царства ценностей, которые не могут быть придуманы или сотворены, а «открываются для понимания подобно звездам на небе» (116,9).

Таким образом, в данной аксиологической концепции апология ценностей представлена в виде панкультурной доминанты должного, коренящейся в самой природе человека.

В противовес кантианству и неокантианству, трактующему ценности как идеальное бытие, надличностное «нормативное сознание», можно выделить ряд направлений, решающих проблему ценностей по-другому.

Механизмы формирования нравственных ценностных ориентации

Формирование нравственных ценностных ориентации -сложный и многогранный процесс. Попытки осмысления данного процесса предпринимаются представителями различных наук - философии, социологии, педагогики и психологии, каждая из которых анализирует тот или иной аспект проблемы. Нам очень верным представляется интегральный подход к вопросу формирования ценностных ориентации личности.

Впервые мысль о необходимости тесного взаимодействия различных «человековедческих» дисциплин для решения проблем воспитания выдвинул СИ. Гессен в работе «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923 г.). В настоящее время ряд зарубежных философов (Б.Вильсон, Бэрроу и др.), также как и СИ. Гессен, пытаются обосновать необходимость интегрального подхода к процессам воспитания с позиции философии воспитания - «той сравнительно новой отрасли общественных знаний, которая включает в себя педагогические, психологические, философские, социологические и особенно этические знания, касающегося воспитательного, поведенческого аспекта» (147,17). Существует целый ряд научных школ, развивающихся в данном направлении, но всех их объединяет проблема формирования у человека тех ценностных ориентации, которые бы отвечали «подлинным интересам человека, гуманным отношениям между людьми в обществе и -что особенно важно в современных условиях - возникновению и проявлению социальной ответственности за судьбы мира, за выживание человечества...»(147,7).

Обсуждая проблему формирования «нравственных» ценностных ориентации, представители философии воспитания настаивают на необходимости учета связи последних с моральными потребностями личности: «Философия воспитания, во-первых, должна определить моральные потребности личности, во-вторых, открыть метод и способ их формирования, а на их основе - формирование моральных ценностей и моральных отношений. Если передача знаний (обучение) требует главным образом обращение к интеллекту личности, то передача ценностей... связана с воздействием на эмоции и чувства человека, способствующие превращению тех или иных ценностных установок в его убеждения» (147,20).

К.А.Шварцман пытается выделить основные направления, существующие в русле философии воспитания, разделение которых философ предлагает «проводить, исходя из основополагающих принципов философских школы или течения, разделяемых представителями той или иной концепции нравственного воспитания» (147,23). Данные направления напрямую соответствуют аксиологическим школам, обозначенным в 1.1 нашей работы.

Опыт формирования нравственности сельских школьников

Необходимость целенаправленной работы по формированию нравственности детей безусловна. Осознание важности данной работы прослеживается как в прошлом, так и в условиях современной школы. Анализ имеющегося опыта по формированию нравственности сельских школьников позволяет, с одной стороны, определить степень реализации выявленных психолого-педагогических условий на практике, а с другой - выявить наиболее эффективные средства и способы их реализации, на основе чего разработать целостную программу формирования нравственных ЦО сельских подростков.

В XIX веке в России имелись два типа сельских школ -церковно-приходские и светские. В школах первого типа дети крестьян могли, в лучшем случае, получить элементарные навыки чтения и письма, остальное же время было посвящено изучению Священного Писания и воспитанию в духе христианской морали. Однако, такое образование было очень далеко от тех гуманистических принципов, которые проповедуются философами: изучение Библии состояло в простом заучивании догматов Церкви, а такие нравственные качества, как послушание и смирение воспитывались зачастую при помощи телесных наказаний. Другой тип школ это школы светские (для детей более обеспеченных слоев сельского населения). Школы эти создавались по образцу школ иностранных, и их программы, по мнению В. Лясковского, « ...не сообразовывались нисколько с запросами русской народной жизни».

Однако, и в современной философам-моралистам прошлого-начала нынешнего столетия действительности предпринимались попытки как разработки концепции нравственного воспитания, так и создания отдельных школ для крестьянских детей, в которых практически осуществлялись принципы педагогической антропологии. «Антропологизм -философская концепция, представители которой усматривают в понятии человека основную мировоззренческую категорию, более важную по своему значению, чем все другие, исходя из которой только и можно разработать представления о природе, обществе, мышлении» (139,18). Также в XIX веке появляется термин «педагогическая антропология», данное понятие в научный обиход ввел Константин Дмитриевич Ушинский. Именно этот великий педагог, по мнению многих исследователей, первым в России «вступил на стезю систематического исследования нравственного воспитания». Система взглядов К.Д. Ушинского на нравственное воспитание велика и многосложна, но, в целом его идеи перекликаются с идеями философов-гуманистов.

Похожие диссертации на Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков