Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи Магиярова Зиля Миннегаяновна

Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи
<
Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Магиярова Зиля Миннегаяновна. Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 1998 224 c. РГБ ОД, 61:99-13/104-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ СВЯЗНОЙ РОДНОЙ РЕЧЬЮ

1.1. Сущность нравственного воспитания и понятийный аппарат исследования 15

1.2. Воспитательные возможности средств связной речи в усвоении детьми норм нравственного поведения 44

1.3. Психолого-педагогические модели формирования нравственных качеств у детей в процессе овладения связной родной речью 67

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РОДНОЙ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

2.1. Словесные средства как формирующие условия нравственного поведения детей

2.2. Методика формирования навыков нравственного поведения в процессе развития связной речи на родном (татарском) языке

2.3. Результаты формирующего эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150

ЛИТЕРАТУРА 157

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Современная система образования является ключевой сферой, главной целью которой является формирование в будущем человеке духовности и культуры, утверждение в сознании и поступках общечеловеческих нравственных принципов во имя самого человека и общества. Формирование готовности личности к нравственным поступкам - главная задача воспитания.

Воспитание, основанное на неосознанном, субъективно не принятом безоговорочном подчинении нормам общественного поведения без учета духовных, гуманистических традиций народа, приводит всего лишь к некоторому уменьшению числа безнравственных поступков, случаев антиобщественного поведения.

Средством активизации личности ребенка, поиска собственных нравственных ценностей, утверждения их в жизни является родная речь. Существенные положительные изменения, которые происходят в изучении родного языка, способствуют более раннему овладению детьми родной речью и своевременному педагогическому управлению внутренним саморазвитием детей, освоением нравственного опыта, являющегося частью духовной культуры народа.

Язык (речь)1, принадлежащий определенной нации, народности, представляющей собой национальное единство, - явление очень подвижное. Развиваясь в процессе общественной исторической практики, он отражает социальный опыт, накапливаемый народом в процессе жизни и деятельности. Нравственный опыт, являющийся частью социального опыта, включает в себя знания о моральных нормах поведения, нравственное отношение к окружающему миру, нравственные привычки, 1 Язык здесь и дальше мы будем называть речью, подчеркивая тем самым, что речь идет о ее функции как носительницы общеисторической практики и средства передачи этой практики в процессе нравственного воспитания умения, навыки. Знания о морали - моральные принципы, нравственные понятия, а также нравственные нормы и правила, заложенные в ярких образцах родного языка, способствуют формированию у человека собственного индивидуального нравственного сознания. Овладевая родной речью, ребенок усваивает знания о морали той среды, в которой он живет.

С развитием речи в дошкольном возрасте у ребенка формируются личные нравственные представления, понятия, взгляды, убеждения и суждения. Посредством языка ребенок учится высказывать моральные суждения, давать моральную оценку поступкам родных и близких, литературных героев, товарищей, собственным поступкам. Умелое педагогическое управление формированием основ нравственности ребенка в процессе становления родной речи побуждает к творческому нравственному саморазвитию и самостоятельному выбору поведения в различных жизненных ситуациях. Поэтому родной язык в педагогике и психологии рассматривается как важнейшее орудие развития личности.

Актуальным остается утверждение К.Д. Ушинского, К. Насыйри, Г. Тукая о необходимости обучения и воспитания детей на родном языке. Современная наука и практика подтверждают мысли великого русского педагога К Д. Ушинского о том, что главным предметом в общем гуманном развитии человека являются родной язык и родная литература. Позиция выдающегося педагога сегодня представляется особенно важной, поскольку основывается на сущности педагогического понятия о единстве общечеловеческого и национального.

Исследования Д.Б. Годовиковой, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой и других в области развития речи детей позволяют констатировать, что развитие общения ребенка со взрослым посредством родной речи проходит три этапа: довербальный (до 1 года), вербальный (от 1 года до 2х лет) и этап развития связной речи на родном языке. Третий из выделенных этапов развития речи охватывает период от появления у ребенка первых слов до конца дошкольного возраста и продолжается в младшем школьном возрасте (до 8-10 лет).

Достигнутый уровень развития родной речи представляет благоприятную возможность формирования нравственной культуры детей средствами родной речи. Нас интересует именно этот период развития речи, наиболее богатый воспитательными возможностями, так как интенсивное и целенаправленное приобщение к общечеловеческой информации начинается в дошкольном и начале младшего школьного возраста. Завершается же развитие этой функции родной речи далеко за пределами младшего школьного возраста.

Обращение к литературным произведениям татарского народа, других народов открывает удивительную схожесть нравственности людей и их различие. Изучение литературы для детей, произведений устного народного творчества показывает, что татарский народ накопил богатый опыт нравственного воспитания молодого поколения. Татарский фольклор - это поистине неисчерпаемое хранилище народной мудрости, его традиций. Дошедшие до нас колыбельные песни, сказки, стихи, загадки, пословицы отражают быт татарского народа и нравы, содержат лучшие гуманистические идеи народной педагогики: положительное отношение к матери, родным, родной земле, Родине, дружбу, братство, героические поступки во имя дружбы и единства.

На огромную воспитательную роль родного языка указывали такие педагоги и видные татарские просветители, как Каюм Насыйри, Габдулла Тукай, Галимджан Ибрагимов. Они призывали создавать и сами создавали произведения, воздействующие на внутренний мир, чувства детей с помощью ярких образов, жизненных примеров. Сторонником воспитания любви к родному языку был известный филолог И.А. Фазлуллин. Он является автором первой работы на татарском языке, посвященной проблеме мышления и речи ("Как ребенок начинает говорить"). Исследования Ф. Ибрагимова, С. Исмагиловой и других также раскрывают воспитательные возможности детской литературы.

Современные ученые А.Ш. Асадуллин, В.И. Баймурзина, Х.М. Батчаева., А.Л. Бугаева, Л.А. Высотина, В.Г. Закирова,

Р.Ш. Маликов, З.Г. Нигматов, А.Г. Хузина и другие посвящают свои исследования вопросам воспитания в школе и семье, изучению научно-педагогических основ воспитания, совершенствованию форм, методов воспитания, разработке рекомендаций для практических работников.

Для современной теории и практики воспитания характерны поиски эффективных средств формирования у детей интереса к произведениям родной литературы. Речь идет о воспитании эмоционально отзывчивого человека, любящего и умеющего ценить произведения искусства, слова, обладающего качествами истинного гуманиста. Интерес к художественным произведениям совпадают с естественными и гуманитарными потребностями ребенка. Интуитивно он стремится к обогащению знаний о себе, других людях, у него огромна потребность в информации на интересующие темы, в реальном положительном общении. Эти потребности должны находить отражение в произведениях, которые будут использованы для формирования гуманистического мышления, стать основой его личностных ориентации.

Решение этой важной проблемы стало возможным благодаря тому, что в отечественной педагогической науке определяется единое общее направление в разработке теории нравственного воспитания. Это направление наиболее полно представлено в трудах психологов и педагогов А.Г. Асмолова, Н.И. Болдырева, Д.В. Вилькеева, СМ. Ковалева, Д.Б. Лихачева, И.С. Марьенко, Л.И. Рувинского, Л.Ю. Сироткина, И.Ф. Харламова и других. Оно существенно отличается от прежних догматических установок на процесс воспитания. Во-первых, оно учитывает необходимость диалектического единства объективных и субъективных сторон воспитания, а ребенок рассматривается не только как объект воспитательных воздействий на него родителей, педагогов и других взрослых, но и как активный субъект воспитания. Во-вторых, субъективная сторона воспитания представляется как процесс творческого и критического освоения детьми опыта старшего поколения, в частности, нравственного опыта. В-третьих, воспитание должно максимально стимулировать самовоспитание детей, формировать внутреннюю потребность в самосовершенствовании (Д.В. Вилькеев).

Анализ литературы по проблеме, предварительные наблюдения за процессом нравственного воспитания детей в детских дошкольных учреждениях и в начальном звене общеобразовательных школ привели к выводу о том, что в процессе накопления ребенком собственного нравственного опыта возможности родного языка изучаются и используются недостаточно. При всеобщем признании важности проблемы специальных исследований, рассматривающих воспитательную роль средств связной речи в формировании нравственности также почти нет. Этим вызвана необходимость изучения формирования нравственного поведения детей в процессе развития связной родной речи.

Изучение реальной практики воспитательной работы позволило получить и обобщить информацию об учебных планах и программах дошкольных учреждений и школ. Их сопоставление показьгеает нарастание стремления обогащения содержательной стороны речевого материала. Учебный материал в программах, методических рекомендациях обновлен, расширен за счет произведений нравственного содержания. При этом наблюдается тенденция увеличения количества произведений стихотворного жанра. Теоретико-практическую же значимость сконцентрированного материала на уровне целостной педагогической технологии еще предстоит оценить.

Однако, отдельные проблемы уже четко вырисовываются. Так, действующие программы, методические рекомендации для национальных детских дошкольных учреждений и начальной школы не всегда учитывают сущность воспитания как единства ею объективных и субъективных сторон. Чаще всего, нравственное воспитание рассматривается как процесс планомерного, систематического, одностороннего воздействия на личность ребенка с целью привития ему нравственных качеств, желательных взрослым, коллективу, обществу. При этом воспитывающая роль родной речи сводится к словесным разъяснениям нравственных понятий, норм, правил, регулирующих поведение ребенка.

Игнорирование необходимости активного, творческого самовыражения личности, ее внутренней потребности к самоутверждению приводит к разрыву связи между нравственными знаниями и нравственными поступками. Речевой материал с нравственным содержанием, вошедший в программы дошкольных учреждений (в особенности татарских), младших классов начальной школы не подвергался глубокому научному анализу, отвечающему сущности, целям и задачам нравственного воспитания. Словесные воспитательные мероприятия, как правило, являются коллективно - массовыми по форме, что снижает возможность учета индивидуальных потребностей и возможностей ;i проявления их в поведении каждого ребенка. Развлекательный характер, редкое применение активных методов, проблемных ситуаций нравственного выбора снижают воспитательный эффект проводимых мероприятий.

Нравственные качества и основы нормативного поведения закладываются задолго до начала систематического обучения в школе, в старших группах детского сада. Однако трудно прослеживается преемственность в личностной нравственной подготовке детей в детском саду и школе, что вызывает трудности в адаптации их к учебной деятельности. Кроме того, многие дети поступают в школу с шести лет и этим вызвана необходимость включения в объект исследования детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, сказанное выше позволяет обозначить противоречие между реально сущестующими воспитательными возможностями родной речи и неразработанностью проблемы использования их в формировании нравственных качеств и нормативного поведения у детей. Это вызывает необходимость научно обоснованной разработки путей его решения.

Отсюда вытекает проблема исследования: выявление и использование возможностей связной родной речи в процессе ее развития в нравственном воспитании детей.

Недостаточная теоретическая разработанность обозначенной проблемы и ее практическая значимость обусловили выбор темы диссертационной работы и объекта исследования - процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования - педагогические возможности средств связной родной речи в формировании нравственных качеств и нормативного поведения детей.

Цель исследования - разработка, экспериментальная проверка и внедрение эффективной технологии формирования нравственных качеств и нормативного поведения младших школьников в процессе развития связной речи детей на татарском языке.

Рабочая гипотеза исследования основывалась на следующих предположениях: возможности формирования основ нравственного поведения дошкольников и младших школьников значительно усиливаются в возрасте 5-8 лет в процессе развития у них связной родной речи; традиционная практика воспитания в детском саду и начальной школе нуждается в совершенствовании существующей методики формирования нравственного поведения средствами родной речи; - эффективное использование воспитательных возможностей средств связной родной речи обеспечивает преемственность в дошкольных учреждениях и начальной школе в формировании нравственных качеств и нормативного поведения детей, определяющих положительные результаты в учебной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

Охарактеризовать значимые в успешном обучении в школе нравственные качества, формируемые в процессе развития связной речи у старших дошкольников и младших школьников.

Определить воспитательный потенциал средств родной речи по формированию нравственных качеств у старших дошкольников и младших школьников.

Выявить педагогические условия формирования нравственных качеств и нормативного поведения старших дошкольников и младших школьников средствами родной речи.

Экспериментально проверить эффективность формирования нравственных качеств и нормативного поведения у детей в процессе развития связной родной речи.

Методологической основой и теоретической базой исследования являются: философия образования как качественно новое знание, рассматривающее оптимальное соотношение объективного и субъективного факторов в педагогическом процессе и, в частности, концепция о роли родного языка как общественного явления и нравственно-педагогического средства воспитания; концепция о ведущей роли деятельности как источника развития и формирования личности; педагогическая психология как наука, исследующая психологические закономерности обучения и воспитания, а также деятельности учителя и, в частности, концепция о социальной обусловленности и индивидуальном выражении Интелектуального, эмоционального и волевого развития; теория и методика воспитания и обучения и, в частности, теория и методика развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Системный, целостный и исторический подход к решению поставленных задач предопределил выбор методов исследования: теоретические, эмпирические, практические.

Теоретические методы: аналогия, моделирование, системный подход позволили выявить специфические для воспитательного процесса противоречия, критически их проанализировать и предложить эффективную систему нравственного воспитания детей средствами родного языка.

Эмпирические методы основаны непосредственно на опыте, связаны с наблюдением, анкетированием, изучением документации, результатов деятельности. Частные методы эмпирического исследования дополнялись общими - экспериментом, обобщением педагогического опыта. Это способствовало выявлению в ходе эксперимента ряда зависимостей, фиксирующих общее, повторяющееся в доступных чувственному восприятию явлениях.

Методологические основы и поставленные задачи определили ход исследования, проведенного в три этапа. На каждом из них в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап (1988 - 1990 гг.) был связан с выбором темы исследования, определением методологической основы и теоретической базы, уточнением цели, задач, основных вопросов исследования, выявлением состояния и оценки исследуемой проблемы в теории и практике воспитания детей старших, подготовительных к школе групп дошкольных учреждений и младших классов общеобразовательных школ с татарским языком обучения.

Второй этап ( 1990 - 1995 гг.) характеризуется тем, что на основе теоретической базы были выявлены условия организации воспитательной работы с детским коллективом и отдельным ребенком в процессе становления связной родной речи, определены и обоснованы воспитательные возможности средств родной речи и эффективность их использования в нравственном воспитании старших дошкольников и младших школьников.

Третий этап (1996 - 1998 гг.) охватывает теоретическое осмысление, обработку и обобщение полученной информации и оценку результатов эксперимента; определение эффективности средств родной речи в нравственном воспитании детей в процессе развития связной речи; разработку рекомендаций и практического материала для внедрения результатов исследования в практику; научное и техническое оформление диссертационной работы.

Базой исследования явились детские дошкольные учреждения и начальные классы общеобразовательных школ и гимназий с татарским языком обучения города Казани, Арского, Балтасинского районов Республики Татарстан.

Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлены воспитательные возможности средств связной родной речи в формировании нравственного поведения детей; определены условия эффективного использования средств связной родной речи в воспитательном процессе на этапе прогнозирования и программирования педагогической деятельности и ее результатов; выделены базовые нравственные качества детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, формируемые в процессе развития связной родной речи и необходимые для успешного обучения в школе; - предложена методика формирования нравственных качеств и нормативного поведения детей средствами родной речи с учетом развития речи в системе нравственного воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические и практические положения и выводы вносят реальный вклад в теорию и практику нравственного воспитания детей на современном этапе и обогащают методику воспитания в частности.

Предлагаемые методические рекомендации, прошедшие опытно-экспериментальную проверку, будут полезны воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы, родителям.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в подготовке воспитателей, учителей начальных классов в соответствующих учебных заведениях и в системе повышения педагогической квалификации.

На защиту выносятся:

Выявленные, ранее не использованные возможности средств связной родной речи в формировании нравственного поведения младших школьников.

Совокупность нравственных качеств личности ребенка, закладывающихся в процессе развития связной речи и являющихся основой нормативного поведения учебной деятельности детей.

Технология эффективного использования средств связной родной речи в формировании нравственных качеств и нормативного поведения дошкольников и младших школьников.

Апробация результатов исследования

Основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики КГПУ, ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава КГПУ (1991-1998 гг.), на научных конференциях молодых ученых и специалистов КГПУ, сообщались на зональном совещании учебно -методического объединения Поволжского регионального метод ического центра в г. Набережные Челны (1992 г.), на межвузовской научно-практической конференции ЕГПИ в г. Елабуге (1993 г.), на республиканской научно-практической конференции в г. Арске (1995 г.), на совещании-семинаре учебно-методического объединения высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию в г. Шадринске (1996 г.), на международной научно-практической конференции в г. Арске (1996 г.), на международной научно-практической конференции в г. Елабуге (1997 г,), на международном тюркологическом конгрессе в г. Уфе (1997 г.) Основные положения исследования представлены в выступлениях перед педагогическими коллективами Арского педагогического колледжа, средних школ NN 52, 95, 140, гимназии N 3 г. Казани, дошкольных учреждений NN 141, 383 г. Казани, Арского, Балтасинского районов Республики Татарстан. Материалы диссертации составили основу спецкурса по педагогике в КГПУ.

Теоретические позиции и некоторые методические предложения были апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы в школах Атнинского, Высокогорского районов Республики Татарстан.

Основное содержание исследования опубликовано в работах, методическом пособии, статьях, тезисах, перечисленных в автореферате.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Сущность нравственного воспитания и понятийный аппарат исследования

Идея о решающей роли воспитания детей с раннего возраста осознавалась и ставилась в педагогике с давних времен, с момента ее возникновения как самостоятельной науки. В своем "Наставление нравов" ЯЛ. Коменский приводит изречение древнегреческого философа Сенеки "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Так, например, в XVII веке решающую роль в воспитании личности отводил нравственному воспитанию и выдающийся педагог-демократ И. Г. ГТесталоцци. В соответствии с этим главной задачей учебно-воспитательного учреждения он считал нравственное воспитание, так как, по его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Следует отметить, что творчество и практическая деятельность большинства татарских просветителей были также направлены на воспитание нового человека - грамотного, обладающего высокими нравственными качествами, горячо любящего свой народ, отечество. Так, Мифтахетдин Акмулла - известный народный поэт, просветитель XVI века, которого в равной степени своим считают казахи, татары и башкиры, большое внимание в своем творчестве уделил нравственно-этической проблематике. Осмысливая окружающую действительность через призму нравственных оценок, Акмулла вышел к широким философским обобщениям. В познании он видел ту пружину, с помощью которой можно преобразовать общество на началах справедливости. С этим связано его стремление дать народу образование на родном языке. Акмулла выступал за светское образование, видя в этом одно из средств нравственного просвещения. Деятельность выдающегося просветителя, писателя, ученого-энциклопедиста Ризаэтдина Фахретдина тесно связана с культурой не только тюркских народов, но и всех народов, приобщенных через ислам к арабо-мусульманской культуре. "Для того, чтобы разум был свободным, необходимы знания, наука. Если отсутствует знание, то разум сам по себе не может сделать многого, 1 - писал Ризаэтдин Фахретдин. Как видно, мыслитель отдавал приоритет знаниям. В отличие от многих ученых-богословов того времени он выступал за ново-методные формы обучения. Такой подход присущ просветителю-педагогу Каюму Насыйри, всецело посвятившего себя задаче нравственного воспитания человека. Одно из его произведений "Китаб-эт-тэрбия" ("Книга о воспитании") содержит более ста советов молодому человеку о том, как стать грамотным, обладающим высокими нравственными качествами, любить свой народ, Отечество.

Сегодня все чаще обращаются к воспитательному потенциалу мусульманской морали, проповедующей ценности нравственного образа жизни человека, многие из которых соответствуют гуманистическим идеалам современного общества. Большой воспитательный потенциал заложен в содержание нравственно-этических заповедей и норм морали основных религиозных источников (Коран и Сунна), а также теологических сочинений (например, "Адаб-аль-Ислам") ("Ислам о наследственности"). Многие из норм нравственности сохранились в традициях и обычаях нашего народа, например, каз емесе, сабантуй и других, связанных с проявлением заботы, помощи друг другу в беде и в радости, тогда, когда кто-то нуждается в помощи, заботе. Таким образом, изучение сущности нравственного воспитания в историческом развитии показывает, что по существу учение о нравственности издавна обладало многими глубоко гуманистическими идеями и ценностями, что подтверждает необходимость использования этих ценностей в нравственном воспитании детей.

Но прежде чем рассматривать сущность процесса нравственного воспитания, необходимо уточнить понятие нравственности. Говоря о нравственности, мы исходим из того, что в качестве его синонима употребляется также термин "мораль". Мораль (нравственность) является необходимым звеном общественной системы, регулирующей с определенных позиций и при помощи соответствующих средств поведение людей в различных сферах жизни и деятельности. Общественные нравственные требования реализуются в приемлемых для общества поведенческих актах. Однако, любое нравственное требование должно перейти в личное убеждение, в мотив поведения. Таким образом, регулятивное и формирующее воздействия являются двумя основными функциями морали (138).

Нравственность принадлежит к самым ранним формам общественной жизни. Она складывалась по мере того, как человек выходил из первобытного состояния и осознавал себя, свое отношение к окружающим. С возникновением организованного труда, мышления и речи у людей появилась необходимость регулировать свои отношения, поведение подчиняя их интересам коллектива и общества. Цельную же картину генезиса морали можно представить лишь опираясь на современные представления о сознании.

Воспитательные возможности средств связной речи в усвоении детьми норм нравственного поведения

Прежде чем рассмотреть особенности и воспитательные возможности средств связной речи в усвоении детьми норм нравственного поведения остановимся на понятии "средства воспитания"; определим место словесных средств в системе средств воспитания. Как отмечалось выше, программа нравственного воспитания охватывает цель, содержание, пути и средства достижения желаемого результата. Для реализации целей используются соответствующие средства педагогического воздействия.

Средство воспитания определяется как предмет среды или жизненная ситуация, преднамеренно включенное в воспитательный процесс. Средства материальной культуры (игрушки, одежда, посуда и др.) связаны с развитием практического интеллекта, а средства духовной культуры, представленные в знаковой форме (язык, книги, живопись и др.), более значимы для развития теоретического мышления, речи и других психических процессов.

Л.С. Выготский выделяет четыре стадии развития личности в зависимости от освоения средств деятельности. Первая - естественно-примитивных, простейших культурных форм поведения (владение ложкой, вилкой, ножом и т.п.), приобретаемых в процессе воспитания. Вторая -освоение средств культурного поведения, представленных в знаковой форме и выраженных в устной речи. Третье - накопление опыта использования знаковых средств и появление привычек культурного поведения. Четвертая - самовоспитание, когда внешний знак заменяется внутренним; появляется духовная потребность в саморазвитии.

Если нравственное воспитание - это целенаправленное воздействие на личность, то воспитательная цель требует соответствующих средств достижения желаемого положительного результата в процессе овладения ребенком нравственной культуры, созданной человечеством. Знаковые, то есть речевые средства воспитания, выполняют по крайней мере две функции. Во-первых они являются коммуникативными средствами, обеспечивающими связь воспитанников с воспитателями, а также между сверстниками. Во-вторых, речевые средства используются взрослыми для воздействия на ребенка с целью решения воспитательных задач. Материальные и символические средства совместной деятельности, связанные с речью, образуют сложную систему, в которой последние направлены на развитие абстрактного мышления, формирования сознания, нравственных качеств личности. Под их влиянием сознание впервые приобретает такие характеристики, как системность, обобщенность и действенность. Причем для обеспечения данных характеристик нравственного сознания требуется целая система разнообразных средств, так как воспитательные возможности единичных средств весьма ограничены. Зависимость уровня воспитанности детей от использованной системы средств педагогического воздействия представляет собой один из основополагающих законов педагогики.

Уместно отметить, что средства воспитания связаны со всеми компонентами процесса взаимодействия воспитателя и воспитанников. Выбор средств нравственного воспитания зависит от возраста и воспитанности учащихся. Так, в начальной школе основным является личный пример и требования учителя, которые ребенок распространяет на всех людей, пользующихся у него авторитетом. От них ребенок наследует нравственное отношение к окружающим взрослым, сверстникам и самому себе.

Кроме того, в качестве средств педагогического воздействия широко используются знаковые (речевые) средства воспитания: произведения устного народного творчества, художественная литература (рассказы, сказки, стихи, басни и т.п.) с нравственным содержанием.

Воспитательные возможности речевых средств наиболее полно реализуются при их соответствии следующим требованиям:

- возможно более полное и реальное отражение жизни ребенка данного возраста;

- учет разносторонней деятельности ребенка, особенно ведущего вида учебной деятельности;

- удовлетворение духовных запросов и потребностей ребенка в активном действии: в игре, труде, быту;

- создание атмосферы творческого восприятия, радости сопереживания (согласия или несогласия с автором);

- наличие романтического начала, мечты, характерной для младшего слушателя;

- соответствие потребности в активном эмоциональном общении;

- способность вызвать желание к активным целенаправленным действиям.

Детская литература обращена к растущему человеку. Поэтому к ней издавна предъявлялись высокие требования как важнейшему средству формирования личности ребенка, его нравственного воспитания. Известная критика, проводимая в течение многих десятков лет так называемого вербализма в воспитании, была связана с имеющимся на практике односторонним морализованием, высказыванием высоких, часто непонятных и не принятых ребенком слов нравственности, часто приводили к разрыву между нравственными знаниями детей и их поступками.

Известно, что ответы на все новое, на формально декларированное, дети ищут и находят далеко не из лучшего источника. Еще в XVIII веке И.Г. Песталоцци писал: "Дети больше нуждаются в указаниях при каждом конкретном случае, чем в общих повседневных правилах поведения..." (172). Понятно, что излишнее, неумелое повторение указаний даже из благородных целей не приводит к желаемому результату. И более старшие дети могут слушать и воспринимать, но поступать по-своему, сообразуясь с собственными желаниями и интересами. Словесные средства - это обоюдоострое оружие, могущее принести не только пользу, но и вред. К.Д, Ушинский обращал внимание на отрицательные последствия одностороннего применения в воспитательном воздействии на детей словесных методов: "Что касается до моральных сентенций, то они едва ли не даже хуже наказаний... Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров" (210).

В аспекте нашего анализа главный "недостаток" словесных методов не в переоценке их, а в формализме самого воспитания. "Йезен кара булса, кезгегэ упкэлэмэ" (Если лицо кривое, на зеркало не пеняй) гласит татарская народная пословица.

Словесные средства как формирующие условия нравственного поведения детей

Социально одобряемые нравственные нормы органично входят в структуру личности школьника и являются определяющими для морального выбора в постоянно изменяющихся ситуациях. В нравственном опыте ребенка, накапливаемом еще с дошкольного периода жизни, намечается два аспекта: реальный, действенный, проявляющийся в нравственном выборе (поступках) в подлинных ситуациях его жизни и вербально-интеллектуальный, касающийся представлений о нормах, нравственных ценностях, а также суждений о нравственной сфере.

Вопрос о соотношении между двумя этими сферами имеет принципиальное значение для определения путей формирования личности в поведении которой слово и дело, знание и поступок должны быть нераздельными. По существу, обеспечение связей между представлениями и знаниями о нравственности и нравственным выбором определяется в условиях становления связной родной речи ребенка. А само развитие младшего школьника вместе с интенсивным развитием связной речи на родном языке создает благоприятные предпосылки для эффективного воспитания нравственной устойчивости личности.

Применяя философскую категорию "условие" раскроем ее сущность. Условие - это то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое), сущностный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), а из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. В соответствии с этим определением в педагогике приняты понятия "педагогические условия" и дидактические условия". Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Педагогические условия означают совокупность объективных возможностей содержания обучения и воспитания, методов, организационных и материальных форм их существования, обеспечивающая успешное достижение поставленных задач.

Под формирующими условиями подразумевается совокупность педагогических условий, необходимых для осуществления поставленных задач развития нравственной устойчивости детей. Исходя из современного понимания сущности и структуры воспитания в целом и обобщая изложенное во многих исследованиях, посвященных проблемам нравственного воспитания детей, выявлены различные условия, обеспечивающие этот процесс (23, 37, 80, 183).

В качестве условий формирования нравственных качеств младшего школьника можно выделить следующие:

1 условие. Личность рассматривается как системное образование. Установлено, что личность развивается неравномерно. Прежде всего это касается переходов количественных накоплений (духовных, интеллектуальных) в качественные изменения характеристик личности, которые осуществляются неодновременно. Развитие указанных процессов обеспечивается на основе системного подхода к организации воспитательного процесса (192).

2 условие. Личность рассматривается как субъект деятельности. Процесс нравственного воспитания детей должен быть организован как целенаправленная и мотивированная деятельность детей. В целом личностный деятельностный подход выражается: во-первых, в признании деятельности основой духовно-практического освоения ребенком опыта отношений к людям, к природе, культуре, опыта общения и поведения в обществе; во-вторых, в соответствии деятельности возрастным потребностям и интересам детей; в-третьих, в осуществлении целостного воздействия на интеллектуальную, эмоционально-воле вую и действенно-практическую сферы личности (23, 132). 3 условие. Регулирование субъективно-объектных отношений. Оно вызвано различными подходами к осмыслению объектно-субъектных отношений, а именно односторонностью и прямолинейностью воспитательного воздействия взрослых на детей как на пассивный объект (3,8). В отличие от имеющихся подходов целесообразно более продуктивным считать воспитательное воздействие педагога на ребенка в процессе деятельности как предпосылку перехода от объективной стороны воспитания к субъективной, то есть к самовоспитанию. Важнейшая функция воспитания - побуждать школьника к самовоспитанию (37). 4 условие. Личностная ориентированность воспитательного процесса. Поскольку от нравственной сферы личности ребенка зависит эффективность его учебной деятельности, очень важно знать личностно-психологические возможности младшего школьника. В свою очередь, личностно-ориентированное воспитание, как и обучение, предполагает индивидуальный подход к каждому ученику и избирательное применение тех или иных форм воспитательной работы. В связи с этим важное значение имеет возникновение в младшем школьном возрасте особого аппарата самосознания, который выполняет контрольно-регулятивную роль во всех видах деятельности. В психологии он обозначается термином "Я" и трактуется обычно как центр личности. Однако, эта область развития личности младшего школьника мало изучена.

Похожие диссертации на Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи