Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних 17
1.1. Нравственно-правовая культура личности, ее структура и функции . 17
1.2. Правовое, девиантное и противоправное поведение несовершеннолетних. 44
1.3. Педагогические условия формирования нравственно-правовой культуры личности несовершеннолетних в инновационном образовательном учреждении . 70
Выводы по первой главе 85
Глава 2. Система формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних и опытно-экспериментальная проверка ее эффективности 87
2.1. Описание констатирующего эксперимента . 87
2.2. Обоснование системы формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних . 99
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по формированию нравственно-правовой культуры несовершенно летних. , 123
Выводы по второй главе 144
Заключение 146
Библиографический список использованной литературы 154
Приложение 166
- Нравственно-правовая культура личности, ее структура и функции
- Педагогические условия формирования нравственно-правовой культуры личности несовершеннолетних в инновационном образовательном учреждении
- Описание констатирующего эксперимента
- Обоснование системы формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних
Введение к работе
Исторический опыт XX века огромен и неоднозначен. Он дал великие открытия в науке и технике. Человечество поставило себе на службу ядерную энергию, вырвалось в космос, проникло в собственное генетическое начало, осознало великую значимость гуманитарных прав и многого достигло в их законодательном установлении, находит оптимальные формы сосуществования внутри себя и во взаимодействиях с природой. Но для XX века были характерны и непрерывная цепь кровавых разрушительных войн, беспрецедентная гонка вооружений, вспышки социальной, расовой, национальной и религиозной нетерпимости. В этой связи представляют интерес относящиеся к 1945 году размышления Даллеса о реализации американской послевоенной доктрины против СССР: «Посеяв там хаос, незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания... Литература, театры и кино -все будет изображать и противопоставлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом всякой безнравственности...»1.
Самой большой опасностью для человечества, его демократического и экономического развития остается интенсивно растущая национальная и транснациональная преступность. Фактический уровень криминального поведения в мире, его тенденции, закономерности и перспективы выявлены доктором юридических наук, профессором В.В. Лунеевым . Преступность
1 .. .И предатели нашлись // Литературная Россия. - 1992. - 31 июня
2 Преступность XX века. М., Изд-во НОРМА. 1997. - 525 с.
(ужесточающаяся, организующаяся, интеллектуализирующаяся, вооружающаяся и неуклонно растущая постоянно омолаживающаяся) является зеркалом, в котором мы можем более или менее объективно видеть, как функционирует наше общество. Она становится решающим фактором при оценке качества нашей жизни. У каждого народа такая преступность, насколько он исторически способен к самоконтролю, насколько он хочет себя контролировать, насколько on умеет себя контролировать, насколько он осознал диалектику свободы и необходимости.
Преступность - проблема вечная для любого общества, сопровождающая его не одно тысячелетие. На протяжении столь длительного времени люди пытались понять природу этого явления, определить истоки его существования. Было много написано о преступности и ее причинах, мерах воздействия на нее. Эта проблема волнует не только юристов, но и социологов, психологов, педагогов, философов, медиков. Все чаще они констатируют критическое состояние правовой культуры и традиционной нравственности. Насколько быстро сегодня принимаются новые законодательные акты, настолько же неудержимо нарастает вал качественно новых антиподов правовой культуры, нигилистического отношения к закону. Среди молодежи распространены корыстные установки, эгоистические устремления, душевная черствость, нетерпимость ко всему чужому. На этой основе совершается значительное количество преступлений. Преступность ожесточается, омолаживается и проникает во многие сферы общественной жизни. На наш взгляд, существенное влияние на негативные изменения преступности оказали такие процессы, как развивающаяся деморализация общества, утрата значительной частью населения страны многих нравственных принципов, отрицание ранее признаваемых моральных ценностей. Все большее число граждан России теряет основные черты и характерологические особенности российского этноса, духовно-нравственные стереотипы поведения, складывающиеся и существовавшие веками. Сказанное актуализирует исследование проблемы формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних, что позво-
лит выявить причины, условия и механизмы, обуславливающие противоправное поведение молодежи и разработать систему развития нравственно-правовых качеств личности, систему мероприятий индивидуально-профилактического характера по предупреждению преступности.
В атмосфере стремительной деморализации общества все ценности, в том числе правовые, культурные, нравственные, теряют свое значение, а без реставрации традиционной, общечеловеческой нравственности не может быть и речи о повышении правовой и нравственной культуры молодежи. Следовательно, первопричину кризиса нравственно-правовой культуры следует искать в падении нравственности, бездуховности молодых людей, т.е. не только во внешних, но и во внутренних, личностных факторах, определяющих облик самого человека, его достоинства и недостатки. А поэтому, не зная свойств и характерных особенностей личности каждого отдельного человека, невозможно понять истинные причины его индивидуального противоправного поведения, без знания которых невозможно вести речь о воздействии на нее.
Глобальные проблемы, возникшие в результате процесса перестройки и перехода к рыночным отношениям, отвлекли внимание государства от состояния воспитательно-идеологической работы с молодежью. Система правового всеобуча, созданная в 70 начале 80-х годов XX в., была разрушена. Сейчас принимаются меры по реализации системы правового воспитания и правовой пропаганды, но они еще далеки от совершенства. В последние годы разрабатываются и реализуются различные программы правового образования и воспитания учащихся (А.Я. Азаров, СИ. Володина, В.В. Луховицкий, Л.И. Семина, В.В. Спасская, Н.И. Элиасберг и др.).
В последние годы в нашей стране наблюдается весьма устойчивая тенденция роста беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. На это еще в начале 90-х годов было обращено внимание в Указе Президента РФ от 06.09.1993 «О профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Однако осуществляемых мер оказалось не-
достаточно для решения возникшей проблемы, и в конце 90-х гг. был принят ряд дополнительных нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с этим негативным явлением и прежде всего:
Федеральный закон от 24.06.99 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», утвержденная постановлением правительства РФ от 25.08. 2000;
Постановление правительства Российской Федерации от 13.03.2002 № 54 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности, и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г.» и др.
Одновременно с нормативной деятельностью идет научный поиск эффективных путей решения задач борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью, профилактики правонарушений несовершеннолетних. Разработкой науковедческих основ предупреждения преступлений средствами и методами криминалистики, активно занимаются С.И.Кириллов, В. Д.Мал ков, И.М.Мацкевич и др.
В современных условиях нравственно-правовая культура человека - это необходимая предпосылка формирования правового государства, осуществления правовой реформы. Отсутствие же ее самым отрицательным образом сказывается на эффективности всего процесса правового регулирования, особенно на стадии его реализации.
Вот почему сегодня проблема формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних, соотношения права и морали является своевременной и актуальной. Мораль, нравственность - это высшая форма регулирования отношений между людьми, она пронизывает культурные ценности, обогащает и подпитывает их.
Мы строим правовое социальное государство, ведущим принципом которого является приоритет права. Общечеловеческая мораль и право в концепции правового государства становятся тождественными понятиями. В этих условиях человек может и должен творить добро, быть достойным гра-
жданином своего государства, не только занимаясь благотворительностью, оказывая моральную и духовную поддержку всего, но и активно используя действующие правовые средства для защиты нарушенных прав и свобод.
Понятно, что активно действующую высокоморальную личность нужно специально формировать, воспитывать на всех уровнях образования. При этом полагаем, что в целевой направленности воспитания, формирования личности следует сместить акцент: формирование должно быть не просто нравственным, а нравственно-правовым, сегодня право и нравственность должны преподаваться вместе, потому что без нравственных начал право и его реализация - не что иное, как произвол.
Но совершенно очевидно, что проблема нравственно-правового формирования личности не может быть решена простым введением каких-либо дополнительных дисциплин или расширением участия церкви в образовательном процессе. В современных условиях личность находится под влиянием теорий пропагандирующих индивидуализм, насилие, культ денег и наживы, поэтому поиск путей и действенных методов нравственно-правового формирования личности требует обстоятельного теоретического анализа, методологической ориентации современного воспитания представителями как юридической, так и педагогической науки, научного обоснования культуроцентри-стской модели образования, ее нравственной составляющей, обеспечивающей воспроизводство ядра национальной культуры, общечеловеческой культуры, куда вошли достижения других культур. Актуальность проблемы формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних как одной из главных проблем нашей эпохи объясняется и тем, что современное общество охвачено эпидемией социопатии, той ее разновидности, чьи симптомы можно называть по-разному - двоемыслием, двойным стандартом в оценке людей и событий, наконец, просто лицемерием (В. В. Краевский.) .
Объективные требования времени к совершенствованию процесса формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних выявили
'В. В. Краевский. // Высшее образование в России, № 3, 2003, 55.
целый ряд противоречий между: возросшим уровнем правонарушений и преступлений в стране и ослаблением охраны правопорядка и законности, недостаточно эффективным обеспечением благоприятных условий и системы защиты нравственного, духовного, физического здоровья молодежи от негативных и общественно опасных воздействий, от криминогенных влияний; требуемым и существующим уровнями нравственно-правовой культуры несовершеннолетних; потребностью в модернизации системы нравственно-правового воспитания в учебных заведениях и отсутствием научного механизма построения этого процесса. Вышеизложенные противоречия позволили на теоретико-методологическом уровне определить проблему настоящего исследования, которая состоит в поиске условий и адекватных путей проектирования системы формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних.
Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы, наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения обусловили выбор темы настоящего исследования: «Формирование нравственно-правовой культуры несовершеннолетних в инновационном образовательном учреждении».
Проблема формирования нравственно-правовой культуры лицеистов достаточна ёмка и неоднозначна. Ее понятийный базис находится на пересечении исследовательских полей педагогики, психологии, философии, культурологии, права, социологии. В этой связи анализ существующей литературы в диссертационной работе был проведен по различным аспектам: от историко-философского обоснования категории «культура» (А.И.Арнольдов, Н.А.Бердяев, В.С.Библер, А.Ф.Лосев и др.) до психолого-педагогических исследований понятий «нравственная культура», «правовая культура» (Л.П.Буева, С.И.Гессен, В.Е.Гурин, В.Е.Гурин, Н.Я.Данилевский, Л.Н. Седова, Г.Д.Турчин, И.Т.Фролов и др.).
Цель исследования - заключается в научном обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности системы формирования нравст-
венно-правовой культуры несовершеннолетних в инновационном образовательном учреждении.
Объект исследования - нравственная и правовоспитательная работа в инновационной образовательной системе лицея.
Предмет исследования - система формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних в инновационном образовательном учреждении.
В процессе исследования нами была выработана следующая гипотеза:
формирование нравственно-правовой культуры будет эффективным, если:
она рассматривается как единое целое, проявляющееся в трех сферах: как внутренняя культура, сконцентрированная в духовно-нравственном мире, в нравственном и правовом сознании воспитуемого, направляющим его поведение; как информационная, обеспечивающая хранение, создание и передачу нравственно-правовых знаний, норм, ценностей; как функциональная, связанная с поведением в обществе и непосредственным общением;
формирование осуществляется в рамках системы, представляющей собой комплекс организационно-педагогических условий, конгруэнтных индивидуальностям воспитуемых, «питающих» воспитательный процесс через цепочку положительных эмоций, создающих установку на глубокое изучение и усвоение нравственно-правовых знаний, общечеловеческих ценностей и атмосферы, в которой «нужно» и «должен» совпадает с «могу» и «хочу», дидактических средств, форм взаимодействия с личностью;
в воспитательной работе инновационного образовательного учреждения четко отрефлексирована идея ориентации на изучение реального ученика во всей сложности и противоречивости его уникального внутреннего мира, поведения и деятельности, а воспитуемые включены в повседневную нравственно-правовую деятельность по тренировке в исполнении нравственных и правовых норм и правил поведения, выработки ответственности за свое поведение.
Цель, предмет и выдвинутая гипотеза обусловили следующую совокупность задач исследования:
выявить сущность нравственно-правовой культуры через характеристики ее структурных компонентов, определить ее функции;
внести дополнительные смысловые оценки в значение традиционных научно-педагогических понятий: правовое, девиантное и противоправное поведение воспитуемого, нравственно-правовая культура, функции нравственно-правовой культуры;
разработать и научно обосновать авторскую систему формирования нравственно-правовой культуры; систематизировать организационно-педагогические условия ее реализации.
Теоретико-методологической основой исследования явились идеи:
системно-целостного подхода в образовании (Е.П.Белозерцев, В.С.Ильин, В.В.Краевский, В.М.Монахов, Н.Д.Никандров, Н.К.Сергеев, В. А. С л астении, И.Д.Чечель и др.), позволяющего обнаружить внутренний механизм действия, вскрыть внутреннее единство и органическую взаимосвязь структурных компонентов в нравственно-правовой культуре; ци-вилизационного подхода, обеспечивающего нравственно-правовое развитие личности в контексте социо-культурного развития российского общества как цивилизации, сложившейся на базе множества самобытных культурных традиций;
личностно-деятельностного и аксиологического (ценностного) подходов (В.П.Бездухов, Е.В.Бондаревская, В.И.Данильчук, В.В.Сериков, И.С.Якиманская, Б.С.Братусь и др.).
Принципиально новое звучание в определении методологии исследования получили фундаментальные работы в области: теории единства сознания и деятельности (С. Ф. Анисимов, Э. С. Маркерян), связи личности и общества (Я. П. Буева, Ю. В. Сычев, Э. Г. Юдин); теории взаимодействия личности и среды (В. Г. Бочарова, В. Ш. Масленникова, А. В. Мудрик, Я. И. Новикова и др.); исследования теории культуры (В.С.Библер, И.Г.Гердер, В.Е.Гурин,
Н.Я.Данилевский, Э.Дюркгейм, А.И.Кравченко, К.Леви-Стросс, Э.А.Орлова, А.Р.Радклифф-Браун, А.Д.Тойнби и др.); труды по уголовному праву и криминологии (А.И.Гуров, А.Н.Варыгин, А.И.Долгова, В.Н.Кудрявцев, Г.И.Чечель и др.); концепция девиантного поведения Е.В.Змановской, Ю.А.Клейберга, В.Д.Менделевича; теория превентивной психопедагогики (С. А. Беличева); федеральная программа по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г.; нормативно-правовая документация по вопросам ювенологии и др.; основополагающие положения в работах педагогов и психологов (И. С. Кон, Б. Ф. Ломов, Р. X. Шакуров, Д.И. Фельдштейн); о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентации (Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев).
Ведущими методами исследования стали следующие методы: теоретический анализ философской, культурологической, юридической, психолого-педагогической литературы по проблемам нравственно-правового развития личности несовершеннолетнего; моделирование, педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение и анализ законотворческой документации; педагогический эксперимент. Исследование носит междисциплинный характер при разработке его проблематики учитывалась современная тенденция к интеграции различных гуманитарных знаний.
Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (2002-2003 гг.) изучалась научная и методическая литература по проблемам нравственно-правового развития личности; анализировались общие тенденции состояния сформированное нравственно-правовой культуры у несовершеннолетних учащихся лицея; была определена проблема исследования, уточнен ее понятийно-терминологический аппарат, осуществлялся констатирующий эксперимент, разрабатывалась модель системы формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних.
На втором этапе (2003-2004 гг.) осуществлялся формирующий эксперимент по организации и обеспечению организационно-педагогических условий эффективного развития нравственно-правовых качеств, ценностных
ориентации, установок у несовершеннолетних, формирования нравственно-правовой культуры в целом.
На третьем этапе (2004-2005 гг.) осуществлялась апробация разработанных дидактических материалов, рекомендаций и оформление результатов проведенного исследования в форме публикаций и диссертации.
Экспериментальная база. Констатирующее исследование и экспериментальный опыт осуществлялись на базе лицея-интерната естественных наук при СГАУ имени Н.И. Вавилова, гуманитарно-педагогического лицея-интернета г. Балашова, татарской гимназии г. Саратова.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем предложено уточненное определение понятия «нравственно-правовая культура», представляющее собой исторически развивающуюся систему созданных человеком материальных и духовных ценностей, социо-культурных норм, способов организации поведения и общения, процесс его творческой нравственно-правовой деятельности, социально значимой по своей сущности и направленной на освоение и изменение его внутреннего мира. Установлено, что нравственно-правовая культура как единое целое проявляется в 3-х сферах: 1) как внутренняя спонтанная культура, сконцентрированная в духовно-нравственном мире человека; 2) как информационная система, обеспечивающая хранение, создание и передачу нравственно-правовых знаний; 3) как функциональная система, связанная с поведением людей в обществе и их непосредственным общением. Выявлены специфические функции нравственно-правовой культуры: познавательно-преобразовательная, праворегуля-тивная, ценностно-нормативная, коммуникативная и прогностическая.
Предложена, спроектирована и реализована авторская система формирования нравственно-правовой культуры, которая, входя в целостную систему воспитания личности более высокого порядка и находясь в строго определенных отношениях координации и субординации с другими направлениями воспитательной работы, обладает известной самостоятельностью, определенной степенью свободы функционирования. Все внешние взаимодействия
системы, а также взаимодействия ее внутренних компонентов служат источником, объективным фактором, обусловливающим ее непрерывное развитие и постоянное совершенствование в соответствии с меняющимися условиями и задачами современного воспитания несовершеннолетних.
Исследованы организационно-педагогические условия эффективного формирования нравственно-правовой культуры: 1) наличие воспитывающей среды инновационного образовательного учреждения, способствующей приобретению воспитуемым нравственно-правовых знаний, умений, навыков, качеств и привычек правового поведения; 2) теоретическая и практическая подготовленность педагогов к организации нравственно-правовой работы с воспитуемыми, основанной на принципах целенаправленности, непрерывности, преемственности, систематичности, индивидуального подхода к личности; 3) направленность воспитателей на вовлечение несовершеннолетних в деятельность по формированию нравственно-правового сознания, убеждения, поведения.
Теоретическая значимость исследования.
Полученные результаты дополняют и конкретизируют существующую концепцию нравственного и правового воспитания подрастающего поколения: а) осуществлена целостная системная разработка проблемы повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях на основе использования соответствующих современным требованиям методов, приемов, средств развития нравственных и правовых качеств; б) расширены сферы применения принципа взаимодействия морали права; в) внесены дополнительные смысловые оценки в значение традиционных научно-педагогических понятий правовое, девиантное и противоправное поведение, нравственно-правовая культура, функции культуры; г) обоснованы критериальные показатели уровней сформированности нравственно-правовой культуры несовершеннолетних.
Результаты и выводы исследования пополняют научно-теоретический потенциал знаний о нравственно-правовой культуре несовершеннолетних.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью широкого использования в практике полученных результатов по проектированию воспитательной системы образовательных учреждений. Полученные результаты могут служить базой для дальнейшей разработки актуальной проблемы формирования нравственно-правовой культуры учащихся, а также в системе подготовки и переподготовки учителей в аспекте модернизации содержания воспитания молодежи. Особую целесообразность представляет использование результатов исследования в преподавании педагогических и правоведческих курсов, в педагогической практике студентов, создании программ, методических разработок и учебных пособий в педагогических институтах и классических университетах. Предложенная системная диагностика позволяет не только объективно оценивать эффективность процесса формирования нравственно-правовой культуры, но и прогнозировать результаты внедрения авторской системы в практику работы учебных заведений.
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается использованием широкого круга современных методов, адекватных предмету и задачам исследования; основательным анализом теоретического материала, содействующим подтверждению рабочей гипотезы; корректным выбором исходной теоретической модели, получением надежных положительных результатов влияния спроектированной и реализованной модели системы на поведение и сознание воспитуемых; решением наличных задач; своевременным и оперативным внесением корректив в гипотезу, организацию и проведение исследования; внедрением полученных выводов и рекомендаций в широкую педагогическую практику; полнотой рассмотрения предмета исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через представление материалов на заседаниях кафедры педагогики и психологии СГАУ; кафедры педагогики СГУ; на Международных заочных научно-практических конференциях (Саратов, 2004, 2005); на межвузовской конферен-
ции в Саратовском военном институте ВВ МВД РФ (2004); на методсоветах в лицее-интернате естественных наук при СГАУ. Основные теоретические положения, практические разработки, результаты выполненного исследования отражены в 11 публикациях автора и внедрены в практику работы татарской гимназии и лицея № 37 г. Саратова, лицея-интерната при СГАУ, гуманитарно-педагогического лицея-интерната г. Балашова.
На защиту выносятся:
1. Организационно-педагогические условия формирования нравственно-правовой культуры воспитуемых: а) наличие воспитывающей среды инновационного образовательного учреждения, способствующей приобретению воспитуемым нравственно-правовых знаний, умений, навыков, привычек правового поведения, ответственности за свои поступки, формированию нравственно-зрелой личности, наделенной положительными качествами, вытекающими из общепризнанных норм, правил, принципов морали и права; б) теоретическая и практическая готовность педагогов к организации нравственно-правовой работы с учащимися, основанной на принципах целенаправленности, непрерывности, преемственности, систематичности, индивидуального подхода к личности, наличие у них высокого профессионализма, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости, терпения; в) направленность воспитателей на вовлечение учащихся в деятельность по формированию нравственно-правового сознания, устойчивых нравственных и правовых убеждений, поведения, морально правовых отношений к культурным ценностям, к людям и к самим себе, готовности к активной нравственной, правовой и духовной позиции.
2. Система формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних в инновационном образовательном учреждении, функционирование и качественное своеобразие которой определяется следующими факторами: а) набором основных составляющих ее компонентов; б) способами
взаимосвязи и взаимодействия данных компонентов; в) целевой установкой; г) характером взаимодействия с внешней средой.
3. Функции нравственно-правовой культуры: познавательно-преобразовательная, которая связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора; праворегулятивная, направленная на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой культуры; ценностно-нормативная, проявляющаяся в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании несовершеннолетних и их поступках; коммуникативная, обеспечивающая общение несовершеннолетних в нравственной и юридической сферах, существующая через это общение и влияющая на него; прогностическая, охватывающая правотворчество pi реализацию права, обеспечение правомерного поведения воспитуемых, их социальной и нравственной активности.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения. Общий объем работы составляет 170 страниц машинописного текста, содержащего 4 таблицы, 5 рисунков.
Нравственно-правовая культура личности, ее структура и функции
Для исследования нравственно-правовой культуры особое значение приобретает категория «культура», с помощью которой в науке обозначают многогранное, полифункциональное и в силу этого достаточно сложное для интерпретации явление. Последнее обстоятельство породило обилие трактовок культуры и подходов к ее анализу, подтвердив тем самым мысль, что, «чем богаче подлежащий определению предмет, ...тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции» [30, С. 413]. В философской литературе насчитывается свыше 500 определений «культура». С методологической же точки зрения важно не количество определений, а принципиальные различия в подходах, которых меньше, чем дефиниций. От того, какой подход в исследовании будет взят за основу, во многом зависит и решение вопросов формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних.
Человек живет в среде, отличающейся от среды других живых существ. Специфической чертой человеческой среды обитания, отличающей человека от животных, является то, что он создает ее сам в результате своей целенаправленной деятельности. Возделывая (обрабатывая) природу, человек в дополнение к естественной среде - природе, создает искусственную среду - культуру. Таким образом, человек живет в среде, в которой можно выделить две составляющие: естественную или природу и искусственную или культуру. Культуру создает человечество, в ней зафиксированы объективно, в виде культурных фактов, способы эффективного взаимодействия с естественной средой и другими людьми, средства, при помощи которых человек может обрести относительно комфортное существование.
Культура как совокупность культурных фактов, создаваемая человечеством становится, таким образом, для него «второй природой», она во многом определяет каким человеку должно быть для того, чтобы жить комфортно «по-человечески», т.е. быть «не хуже других».
Американский географ К.Зауэр рассматривает среду обитания человека с двух позиций, выделяя природный и культурный ландшафт. При этом культура полагается им как активный агент, а природная среда является средством, культурный же ландшафт он считает результатом их взаимодействия. Культурный ландшафт является свидетельством борьбы культуры за свое существование с природным окружением. Таким образом, посредством культуры человек формирует свою среду.
При этом необходимо иметь в виду, что само по себе стремление к культурной жизни не всегда сопровождается реальным улучшением жизни человека как социального существа, т.е. росту нравственности. На это указывали многие мыслители и среди них такие великие люди как Платон, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н.Толстой и др.
Культура, являясь средой, в которую попадает человек с момента появления на свет окружает его своими специфическими предметами и способами действия с ними (культурными фактами), таким образом она задает основания своих про-образов (термин М.Хайдеггера [145; 146; 165]). Прообразы культуры - это некоторые обобщенные представления о человеке, который мог бы в ней полноценно жить, своей жизнью поддерживая существование этой культуры.
А.Моль в семидесятых годах XX века насчитал около двух сот определений культуры [93]. Поэтому для дальнейшего практического исполь 19
зования понятия «культура» необходимо определиться в этом многообразии. Мы, вслед за В.С.Библером, будем ориентироваться на три основных смысла, которые заложены в это понятие [16; 17].
Во-первых, под культурой мы будем понимать форму одновременного бытия и общения людей различных культур прошлого, настоящего и будущего. Время этого общения - настоящее. Смысл культуры в жизни человека, при таком понимании, проявляется на грани различных культур, в момент их взаимоперехода, благодаря чему культура определяет саму себя.
Во-вторых, культура рассматривается как форма самодетерминации индивида, в его движении к личности, то есть культура - это форма свободного решения человеком своей судьбы в контексте ответственности.
В-третьих, культура - это изобретение «мира впервые», что позволяет как бы заново порождать мир, бытие как предметов, так и свое собственное бытие. Этот создаваемый мир воспринимается как независимо существующий от человека и только угадываемый им.
В культуре как системной совокупности культурных фактов содержатся устойчивые характеристики взаимоотношений человека с миром и самим собой, отражающие его представления об истине. Поскольку культурой, согласно А.Ф.Лосеву, является «...определенная общность основных слоев исторического процесса (экономических, социально-политических, идеологических, практически-технических, художественных, моральных, религиозных, философских, национально-народных, бытовых)» [85], необходимо попытаться выявить и четко определить основу этой общности. На наш взгляд, в качестве такой основы может выступить определенная форма рациональности, детерминирующая способ, которым пользуется человек, перенося окружающую его действительность во внутренний план, т.е. способ осмысления действительности, ее рационализации. .
Попытки описать различные культуры так, чтобы было возможно их сравнить между собой, предполагают выделение общих для всех них признаков, что возможно только при условии формализации их характеристик, т.е. введением некоторых инвариантов разных культур, дающих возможность говорить о существовании единых для разных культур размерностях.
В.С.Степин назвал такие размерности мировоззренческими универсалиями [133]. Мировоззренческие универсалии дают возможность посмотреть на различные культуры с единых позиций. И благодаря этому следует не просто говорить о существовании непохожести, но определять конкретное выражение этой непохожести.
Система мировоззренческих универсалий является основой оценки и осмысления человеком окружающего мира. Она дает возможность свести в организованную целостность все явления действительности, попадающие в сферу индивидуального опыта.
Описание мировоззренческих универсалий позволяет увидеть то, какими основными чертами образа должен обладать человек для того, чтобы он был востребован культурой. Сопоставление желаемых образов человека в условиях различных культур дает возможность проследить различие соответствующих образовательных сред, а, следовательно, и определить требования к содержанию образования.
Выделяют универсалии, описывающие атрибутивные характеристики объектов, включаемых в человеческую деятельность, и универсалии, связанные с определением человека как субъекта деятельности.
В своем взаимодействии то, что определяет видение и способ осмысления человеком мира (т.е. то, что он считает «истиной»), выступает как система мировоззренческих универсалий, которая составляет основания той или иной культуры (категории культуры). Система мировоззренческих универсалий обеспечивает воспроизводство определенного образа жизни и необходимых ей типов личности. Для каждой исторической эпохи характерна своя культура, а в каждой культуре присутствует свое понимание действительности, т.е. формируется свой способ ее разумной интерпретации. Культуре присущ свой особый разум, при помощи которого она понимает мир, наполняет его смыслом. Здесь необходимо воздержаться от отождествления «разума» и «познающего разума», поскольку речь идет о способе понимания мира вообще.
Культура представляет собой живой организм, основные характеристики которого изменяются во времени как в целом, так и парциально. Трансформации культуры влекут за собой перемены в образовательной среде, что, в свою очередь, не может не сказаться на личностных особенностях образуемого субъекта. Другими словами, для каждой культуры характерен свой обобщенный тип личности.
Педагогические условия формирования нравственно-правовой культуры личности несовершеннолетних в инновационном образовательном учреждении
Исследование проблемы формирования нравственно-правовой культуры непосредственно связано с установлением причин, факторов, условий, детерминирующих преступное поведение несовершеннолетних применительно к новым процессам и изменениям, происходящим в обществе.
Известно, что под причинной связью понимается такая общественная связь между явлениями, когда одно из них (причина) порождает другое (следствие). Исходя из этой общей посылки, под причинами преступности принято понимать те негативные социальные процессы и явления, обусловленные закономерностями функционирования общества, которые порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие [68, С. 56].
Выделяют такие виды причинной связи: временная связь, связь в пространстве, связь состояний, функциональная связь, корреляция (Краевский В., Церетели Т. В., Кребер Т. [66; 148]).
Временная связь отражает действие явления или процесса по принципу «раньше - позже» и отличается большим разнообразием, возникает и зарождается на определенном временном отрезке точно так же, как изменяется либо вовсе исчезает на другом временном этапе.
Связь в пространстве выражает распределение преступности на территории, распространенность тех или иных ее видов в зависимости от социальных, экономических, географических, демографических, этнографических и других различий в отдельных регионах страны. И в этом смысле принято говорить о территориальных различиях преступности и ее причинах.
Связь состояний определяется как опосредование одного состояния другим. С изменением состояния отдельных видов, категорий, групп пре 71
ступлений, меняются состояние и структура всей преступности. На ее состояние, в свою очередь, влияют уровень правовой культуры, правовое мышление, законность и другие социальные факторы.
Функциональная связь выражает математическую зависимость двух величин - независимой переменной и функции. Примером такой связи может быть зависимость между системой регистрации заявлений и сообщений о совершаемых преступлениях и уровнем ее латентности.
Корреляция - многофакторная связь в массовых системах, при которой изменения в одном ряду факторов в сторону возрастания или уменьшения вызывают изменения в другом их ряду.
Все виды связи явлений принято называть детерминизмом. В этом смысле причинность понимается как одна из форм детерминации, отражающих существенную особенность бытия - всеобщую связь, взаимозависимость явлений и процессов. В широком смысле она включает: причину, условие, результат, связь между причиной и следствием (условием и причиной, условием и следствием), обратную связь между следствием и причиной (условием).
Под причиной преступности или девиантного поведения понимается явление, которое при определенных условиях порождает, производит другое явление, рассматриваемое как следствие.
Значительную роль в существовании преступного и девиантного поведения играют и условия, им способствующие.
Условиями являются различные явления социальной жизни, которые не порождают преступность, но содействуют ее возникновению и существованию. Если причина создает возможность определенного следствия, то условие способствует реализации этой возможности.
Анализ психолого-педагогической, социологической и юридической литературы [2; 4; 5; 10; 11; 14; 18; 21; 22; 25 и др.] показывает, что причины формируются не одномоментно и не одной группой условий, а целым их комплексом и, как правило, в течение довольно длительного времени -чаще всего в детском возрасте.
Условия подразделяются на три основные группы:
1) сопутствующие (они образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени); 2) необходимые (без таких условий событие могло бы не наступить); 3) достаточные (совокупность всех необходимых условий) [70; 71; 72]. Когда все эти условия налицо, можно говорить об их целостном комплексе. Изучение причинного комплекса преступности в современной России свидетельствует о несводимости ее истоков, корней к какой-либо монопричине. В качестве наиболее важных причин и условий выступают экономические и распределительные отношения, политические факторы, социальная нестабильность, недостатки культурно-бытовых условий жизни людей, низкий уровень культуры, основными характеристиками которого являются: а) ограниченный объем знаний, отсутствие или ситуативный интерес к интеллектуальным формам занятий, низкий образовательный уровень (ин теллектуальные качества); б) отсутствие стремления к расширению объема нравственных и пра вовых знаний и представлений о жизненно важных ценностях; в) бедное содержание духовно-нравственных ценностей, находящихся в арсенале индивида; г) эмпирический уровень познания правовых явлений, который дает лишь разрозненные, случайные и эпизодические представления о праве и нравственности; д) низкий уровень нравственного и правового сознания. Знание причин, условий, факторов, порождающих преступление или девиантное поведение, позволяет организовать процесс формирования нравственно-правовой культуры личности в позитивном направлении и обеспечить получение благоприятного результата, или хотя бы уменьшить рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности человеческого существа, свести на нет или придать форму, которая не препятствует активной нравственно-правовой деятельности человека. В юности происходят глубокие изменения в системе жизненных ценностей, совершается ломка представлений, отказ от иллюзий, появляются новые взгляды, убеждения и оценки. Эти процессы происходят на фоне включенности личности в общественные процессы. К сожалению, темпы социализации в последние десятилетия снизились. Как следствие, получили распространение такие негативные качества, как апатия, инертность и социальное отчуждение молодежи. Для многих молодых людей, только вступающих в жизнь, характерны уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам, отсутствие активной гражданской позиции, основанной на положительных нравственных принципах, уважении к своей стране, положительном отношении к ее идеалам и ценностям.
Описание констатирующего эксперимента
Проведенное в первой главе теоретико-методологическое исследование позволяет перейти к обоснованию и экспериментальной проверке эффективности системы формирования нравственно-правовой культуры лицеистов. Проблема формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних теоретически не разрабатывалась в педагогике и экспериментально не исследовалась, а потому является актуальной и в таком аспекте осуществляется впервые.
Экспериментальное исследование проводилось нами в следующей логике:
— проведение констатирующего эксперимента по изучению различных сторон формирования нравственно-правовой культуры школьников;
— обоснование в ходе моделирующего эксперимента системы формирования нравственно-правовой культуры лицеистов;
— описание уровней нравственно-правовой культуры лицеистов;
— проведение формирующего эксперимента по проверке эффективности разработанной авторской педагогической системы;
— статистическая проверка достоверности полученных результатов.
Перейдем к рассмотрению констатирующего эксперимента. В ходе его проведения нами были решены следующие задачи:
1) рассмотрено состояние проблемы формирования нравственно правовой культуры в современных условиях РФ;
2) проанализированы особенности осуществления правового образования учащихся общеобразовательных школ г. Саратова и г. Балашова;
3) проведен анализ сформированности различных компонентов нравственно-правовой культуры учащихся лицея-интерната естественных наук при СГАУ им. Н.И. Вавилова.
Проблема формирования нравственно-правовой культуры в современных условиях чрезвычайно актуальна, так как она является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности и права воплощаются в поведении и деятельности человека. О нравственно-правовой культуре судят по поступкам, стилю поведения, отношению к обществу в целом, к отдельным людям, образу жизни. К сожалению, объективная реальность в России характеризуется неуклонным нарастанием преступности. По данным Криминологической ассоциации России уровень преступности в нашей стране на 100 тыс. населения с учетом латентной преступности составляет 6-6,5 тыс. человек, превышая предельно-критическое значение в мировой практике [84, С. 90]. В результате к концу девяностых годов в российском обществе отчетливо себя проявили торжество криминальной культуры и криминализации культуры официального общества, которое все труднее считать легалистким. Особое криминологическое значение приобрели следующие аспекты взаимодействия культуры общества и преступности: 1) роль культуры в детерминации преступного поведения, преступности и - особо - в процессах причинности; 2) характеристики криминальной культуры и закономерности ее функционирования, развития; 3) влияние криминальной культуры, преступности на общую культуру человечества; 4) преступность в духовной сфере; 5) культура борьбы с преступностью. Такое положение в значительной степени вызвано изменениями в ценностных приоритетах молодежи, трансформацией геополитической ситуации в мире («прозрачностью» границ, интернацио-лизацией преступности и т.д.), социально-экономическими издержками проводимых в стране реформ, неспособностью правоохранительных органов и структур адекватно противодействовать росту преступности. Криминализация общества есть не что иное, как наиболее опасное проявление его деградации. В криминализации фокусируются, концентрируются процессы культурной инволюции, вспышки культурной мутации, поскольку наиболее зримо культура превращается в свой антипод стихийно, скачкообразно и именно в эти стихийные периоды общество криминализируется самыми быстрыми темпами. Иначе говоря, криминализация представляет собой закономерный процесс и результат вандализации искусственного разрушения культурного ядра данного общества, замены его эрзац образцами.
Говоря о подростковой преступности, следует отметить, что если раньше воспитание детей опиралось на трех китов: семья - школа - общественность, то сейчас можно с горечью констатировать, что на этом фронте наблюдается только противостояние правоохранительных сил и улицы. Отсюда удручающая картина с преступностью вообще и увеличение преступлений, совершаемых на наркотической почве, в частности, за 1996 г. их число увеличилось на 91%. Среди молодежи и несовершеннолетних употребление наркотических средств стало доминантой их жизненных идеалов. Для них это свидетельство приверженности определенной культуре, отличающей их от других граждан. Главной причиной является социальная безысходность личности перед сегодняшней жизнью. Духовности у несовершеннолетних не остается, о нравственно-правовой культуре не приходится и говорить. Сегодня слышны голоса о необходимости издания Закона о нравственности, о создании Комитета по духовному возрождению России. Наверное, это нужно и важно. Но может быть на фоне нынешней бездуховности, когда нравственность становится все случайнее, просто необходимо позаботиться о законности. Уголовно-правовой запрет способен и должен усиливать действие норм морали.
Обоснование системы формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних
На современном этапе развития общества усложняются задачи и организация нравственно-правового воспитания молодежи, сужается круг органов и лиц, которые активно участвуют в нравственной и правовоспитательной деятельности молодежи.
Говоря о нравственно-правовом воспитании, формировании нравственно-правовой культуры несовершеннолетних, необходимо отметить, что мы имеем дело с комплексной задачей, решение которой предполагает формирование правомерного нравственного поведения, которое должно стать привычкой, прочными убеждениями нравственного и правового сознания. Формирование нравственно-правовой культуры непосредственно связано с экономическими, социальными, политическими и культурными преобразованиями, происходящими в нашей стране. Но вместе с тем следует иметь ввиду, что изменение условий жизни людей, развитие и совершенствование их социальных связей и отношений создают лишь объективные возможности для воспитания человека. Важнейшую роль играет целенаправленная деятельность образовательных заведений, семьи, общественных организаций в формировании нравственного и правоправного поведения, сознания, как организованной целенаправленной целостной системы формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних.
Входя в целостную систему нравственно-правового воспитания, как систему более высокого порядка, и находясь в строго определенных отношениях координации и субординации с другими направлениями воспитательной работы, система формирования нравственно-правовой культуры в то же время обладает известной самостоятельностью, определенной степенью свободы функционирования. Это проявляется в специализации нравственно-правовой культуры, в специфике ее содержания, внутренней структуры, методов и форм нравственного и правовоспитательного процесса. Это, во-первых.
Во-вторых, входя в систему нравственно-правового воспитания как часть в целое и активно взаимодействуя со всеми его участниками, система формирования нравственно-правовой культуры обладает всеми основными системными свойствами. Диалогическое взаимодействие системы нравственно-правового воспитания с системой нравственно-правовой культуры представляет собой комплекс ее внутренних структурно-функциональных связей. Для того, чтобы раскрыть внутренние структурно-функциональные связи системы формирования нравственно-правовой культуры, необходимо изучить ее внутреннее строение, т.е. установить, из каких компонентов она образована, каковы ее структура и функции, а также силы, факторы, обеспечивающие ее целостность, относительную самостоятельность.
Структура предложенной нами системы формирования нравственно-правовой культуры как и всякой целостной системы, рассматривается по ее основным системообразующим признакам, т.е. по целям, субъектам, содержанию, организации и результатам функционирования. Целостность же предложенной системы обеспечивается ее структурой, причем связь между элементами не носит жесткого характера, т.е. всегда существует возможность инвариантного выбора. Система носит открытый характер и фактически выполняет сервисную функцию в социуме, т.к. окружена средой с иными активностями и модальностями.
В соответствии с этим в системе формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних выделяем следующие компоненты: целевой, субъектный, содержательный, организационный (средства, методы, формы формирования нравственно-правовой культуры, применяемые для достижения цели), диагностический и результативный.
Таким образом, система формирования нравственно-правовой культуры выступает перед нами не как однонаправленное воздействие субъекта на объект, а как сложный динамический процесс взаимодействия разных структурных компонентов системы. Причем все внешние взаимодействия системы формирования нравственно-правовой культуры, а также взаимодействия ее внутренних компонентов служат источником, объективным фактором, обусловливающим ее непрерывное развитие и постоянное совершенствование в полном соответствии с меняющимися условиями и задачами современного воспитания молодежи.
Системообразующим элементом, придающим системе такие свойства, которыми ее структурные компоненты по отдельности не обладают, является цель. Цели, как известно, могут формироваться с учетом: а) внутренних процессов интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика; б) учебной деятельности учащихся; в) изучаемого содержания; г) деятельности учителя.
Ставя во главу угла авторской системы формирования нравственно-правовой культуры лицеистов цель «формирование нравственного и правового сознания, навыков высоконравственного правового поведения», мы так должны осуществлять педагогический процесс, чтобы лицеисты усваивали систему способов целенаправленной нравственной и правовой деятельности по отношению к себе, обществу, природе, науке, искусству, технике. Для осуществления этой деятельности необходимы упорядоченные нравственные и правовые знания, выступающие в качестве инструмента, регулирующего его мышление и поведение, т.к. количество неупорядоченных знаний не гарантирует правомерного поведения учащегося. Система формируемых упорядоченных знаний, на основании которых формируются конкретные умения и навыки в области морали и права, что в совокупности определяет содержательный компонент проектируемой нами системы.
Общая цель конкретизируется, формируются промежуточные, ближние, частные, определяются наиболее существенные из них. В одних случаях это может быть воспитание чувства уважения к нормам морали и права, убежденности в необходимости их исполнения; в других - привитие навыков правомерного поведения, выработка привычки соблюдать законы, действовать правомерно и активно, формирование стремления, побуждения к правомерному поведению. Будучи ориентированными на цель, сознание лицеиста приводит в движение чувства. В результате этого воздействия сцементиро-ванность чувств с сознанием рождает убеждение, установку, которые и определяют поступок. Иными словами целевые установки ориентируют педагога на выстраивание педагогического процесса в горизонте личности учащегося. Лицеист сам определяет для себя перспективы жизненного продвижения, производя «ревизию» своих возможностей, выявляя противоречия между наличным и желаемым уровнями своей подготовленности к жизни, создает личностное мотивационное обеспечение культурного саморазвития, а затем и начинает целенаправленное самостоятельное развитие в себе важнейших качеств, от которых будет зависеть успешность его самореализации в предстоящей профессии.