Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (На материалах калмыцкой традиционной педагогики) Шарманджиев Дорджи Адьянович

Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (На материалах калмыцкой традиционной педагогики)
<
Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (На материалах калмыцкой традиционной педагогики) Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (На материалах калмыцкой традиционной педагогики) Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (На материалах калмыцкой традиционной педагогики) Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (На материалах калмыцкой традиционной педагогики) Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (На материалах калмыцкой традиционной педагогики) Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (На материалах калмыцкой традиционной педагогики) Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (На материалах калмыцкой традиционной педагогики) Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (На материалах калмыцкой традиционной педагогики) Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (На материалах калмыцкой традиционной педагогики)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шарманджиев Дорджи Адьянович. Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (На материалах калмыцкой традиционной педагогики) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 138 c. РГБ ОД, 61:01-13/811-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Идеал совершенного человека как феномен калмыцкой народной педагогики и этики

1. Эволюция представлений о хорошем человеке, идеале личности 12

2. "Джангар" в контексте концепции совершенного человека 57

ГЛАВА 2. Содержание, методы и средства воспитания младших подростков на народном идеале человека

1. Народный идеал совершенного человека в условиях возрождения национальной культуры и образования 77

2. Методы и средства воспитания на народном идеале человека 90

3. История и культура калмыков в системе формирования личности на народном идеале человека. Результаты и итоги эксперимента. 104

Заключение 133

Список литературы 136

Приложение 148

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена научными и практическими задачами, стоящими в настоящее время перед национальной и общеобразовательной школами Калмыкии, необходимостью возрождения родного языка, традиционной культуры воспитания, исторической памяти народа.

Депортация калмыков в Сибирь (1943-1957 гг.), уничтожение древней письменносіги и оригинальной литературы, планомерное вытеснение калмыцкого языка, ликвидация буддийских храмов и священнослужителей поставили малочисленную нацию на грань духовного и физического вымирания.

Трагические события новейшей истории калмыков отразились и на состоянии национального самосознания и мировоззрения, составной частью которых является народный идеал совершенной личности.

В связи с этим, предпринимаемые в последние годы усилия по возрождению калмыцкого языка и культуры немыслимы без восстановления национальной системы образования, традиций народной педагогики, одна из основных целей которых - развитие этнического самосознания, формирование личности на народных идеалах человека, что в свою очередь предполагает научное осмысление содержания, методов и средств народного воспитания применительно к реалиям сегодняшнего времени, ибо как полагал К.Д.Ушинский, воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое1.

Идеал совершенного человека выражает самую общую задачу всего процесса воспитания личности (Волков Г.Н.). Его необходимо рассматривать и как

основополагающую идею этнической педагогики и какЛюеномен истории и

У В последние годы в бывших автономных образованиях Российской Федерации обозначилась проблема выработки нравственно-этических ориентиров для подрастающего поколения, а в более широком смысле создание национальной идеологии или так называемой "национальной идеи". Изучение эво люции народного идеала совершенной личности и его современного состояния позволит приблизиться к решению данной задачи.

Актуальность избранной темы диссертации обусловлена также тем, что в контексте возрождения калмыцкой культуры, языка, традиций этнопедагогики существует необходимость практической реализации этого процесса. Значение данного исследования также связано с задачей этнопсихологического и этно-педагогического сопровождения становления и развития калмыцкой национальной школы.

В то же время в проблеме идеала совершенного человека проявляется то общечеловеческое, которое объединяет различные народы. Это положение еще более усиливает актуальность избранной темы, когда наряду с возрождением национальной культуры обществу необходимы объединяющие, интеграционные подходы в регулировании межэтнических отношений.

Различные аспекты основополагающей этнопедагогической идеи — феномена идеала человека на примерах фольклора, обрядов, эпических произведений, народного искусства освещались в работах Бодиной Е.А., Бугаевой А.Л., Бурхинова Д.М., Волкова Г.Н., Данилова Д.А, Искакова Т.К., Леонова A.M., Мукаевой О.Д., Ормонова Т., Петровой Т.Н., Сайфуллаевой М., Тайчинова М.Г., Тамбиевой З.М., Ховратовича Б.М., Цаллаговой З.Б. и др.

Социально-философские проблемы понятий "идеал", "идеальное", "совершенство личности" раскрывались в работах Гачева Г., Дубко Е.Л., Дубровского Д.Й., Ильенкова Э.В., Канта И., Крауса В., Нарского Н.С., Татаркеви-ча В., Титова В.А., Фромма Э., Хайду П., Шпенглера О., Шпета Г.Г.

Методологические и психолого-педагогические основы нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях рассматривались в трудах Абульхановой-Славской К.А., Божович Л.И., Бреслав Г.М., Выготского Л.С., Коротова В.М., Лихачева Б.Т., Мудрика А.В., Мухиной B.C.

Этносоциальным, национально-психологическим факторам становления и развития личности уделяли внимание Гнатенко П.И., Горячева А.И. Дащда-миров А.Ф., Иванова А.А., Козлов В.И., Кон И.С., Кцоева Г.У., Кушнер П.И., Ле-вкович В.П., Панкова Н.Г., Мавродин В.В., Мухина B.C., Старовойтова Г.В.

Проблемы идеологии и мировоззрения тюрко-монгольских народов в той или иной степени затрагивали в своих работах Банзаров Д., Бартольд В.В., Влади-мирцов БЛ.Ь Викторова Л.Л., Гумилев Л.Н., Илюмжинов К.Н., Жуковская Н.Л., Златкин И.Я., Кычанов Е.И., Минаев С.А., Новгородова Э.А., Пюрбеев Г.Ц., Тре-павлов В.В., Эрдниев У.Э.

В то же время следует отметить, что феномен народного идеала совершенного человека не рассматривался специально применительно к историческому наследию народа. Между тем, история этноса есть не просто цепь исторических событий и явлений, но это и судьбы людей, их идеалы, образ жизни.

История народа, во-первых, отражает непрерывный воспитательный процесс, происходящий в данном этносе, раскрывает представление нации об идеале совершенного человека; во-вторых, историческое бытие само оказывает воспитательное воздействие на личность посредством исторической памяти народа, выраженной в легендах, преданиях и других произведениях народного и профессионального творчества.

Применение принципа историзма в изучении проблемы позволило затронуть некоторые неизученные или малоисследованные аспекты данной темы. Например, в современной этнопедагогической науке существует необходимость изучения феномена народного идеала человека в его развитии (генезис, эволюция понятия), что дает более полное представление о современном состоянии этических ценностей и возможность их педагогической реализации. Недостаточно разработаны также вопросы преемственности народно-педагогических представлений тюрко-монгольских народов об идеале человека, рассматриваемых на историческом материале.

В этой связи практический интерес представляет проблема воспитания детей на примере жизни и деятельности вьщающихся представителей своего народа, а также соотношение понятий "народного" и "реальных" идеалов человека в истории этноса.

Объектом исследования является учебно-воспитательная деятельность школы, государственных и общественных организаций по формированию личности на народном идеале совершенного человека.

Предметом исследования является народный идеал человека как средство формирования личности младшего подростка.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования младшего подростка на народном идеале человека будет более эффективным при условии, если:

- будет раскрываться содержание народного идеала человека в ходе всех составляющих учебно-воспитательного процесса школы и других воспитательно-образовательных учреждений;

- деятельность государственных и общественных организаций, национальной интеллигенции по возрождению родного языка, культуры, образования направлена на интеграцию усилий с инновационными и общеобразовательными школами республики;

- осуществляется этнопедагогизация целостного процесса учебно- воспитательЬюй работы в школе, основывающейся на идеях совершенной личности в народной культуре;

- в ходе занятий по этнопедагогическому предмету "Человек племени ойрат", другим предметам национально-культурной направленности у учащихся формируется интерес к истории и культуре своего народа, к народным и "реальным" идеалам личности.

Целью исследования является выявление воспитательных возможностей и педагогических условий развития личности младшего подростка на народном идеале человека в современной социокультурной и образовательной ситуации.

Достижение поставленной цели потребовало решения нижеследующих задач, отражающих логику исследования:

1. Изучить народно-педагогическую идею совершенного человека в ее развитии, применительно к конкретно-историческим условиям, рассматривая феномен народного идеала человека на историческом материале и Определяя соотношение народного и "реальных" идеалов личности.

2. Раскрыть идею совершенства человека на примере народного эпоса "Джангар"; выявить возможность воспитания детей на нравственно-эстетических ценностях эпоса.

3. Рассмотреть содержание и раскрыть методы и средства развития личности младшего подростка на народном идеале человека в современных условиях.

Теоретико-методологическая основа исследования сложилась из пси-хологическір теорий самосознания личности (А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.М.Леонтьев, В.С.Мухина, В.В.Столин и др.), социально-философских определений понятий "идеал" и "идеал человека" (Г.Гегель, И.Кант, В.Краус, Э.В.Ильенков, Э.Фромм, О.Шпенглер, Г.Г.Шпет и др.), этно-социологических и социально-педагогических теорий этнической идентичности (Ю.В.Бромлей, И.С.Кон, В.П.Левкович, Г.У. Кцоева, Н.Г. Панкова и др.), концепций этнопедагогической культуры (Г.Н.Волков, Г.И.Батурина, А.Л.Бу-гаева, З.Б.Цаллагова, М.Г.Харитонов, Т.Н.Петрова, В.МХригорьев и др.), фундаментальных работ по истории и культуре калмыцкого народа, становлению и развитию национальной системы образования (ИЛ.Златкин, У.Э.Эрдниев, А.ШКичиков, Н.Ц.Биткеев, А.В.Бадмаев, П.А.Дарваев, О.Д.Мукаева, А.Б.Панькин и др.).

В работе использованы комплексные методы исследования:

- изучение научно-педагогической, социально-философской, психолого-педагогической и другой литературы по теме диссертации;

- анализ и обобщение педагогического опыта по изучаемой проблеме;

- устные и письменные опросы младших подростков;

- анализ продуктов творческой деятельности учащихся;

- беседы и стандартизированные интервью;

- опытно-экспериментальная работа;

- статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в базовой экспериментальной школе "Алтн Гасн" ("Полярная звезда"), средних школах № 3, № 15, № 18, № 19 г. Элисты Республики Калмыкия.

Этапы исследования:

Данное исследование осуществлялось в течение 1992-1999 гг. в три этапа:

Первый этап (1992-1993 гг.) - рекогносцировочный - включал изучение философской, педагогической, психологической, исторической, этнографической литературы и фольклорно-исторических источников; составление и преподавание курса "История и культура родного края" в школах г. Элисты, изучение состояния преподавания данного предмета в районах республики; разработку методических рекомендаций по истории и культуре родного края.

Второй этап (1994—1996 гг.) - экспериментально-поисковый - составлен и апробирован этнопедагогический предмет "Человек племени ойрат" по истории и культуре калмыцкого народа, основной идеей которого является феномен народного идеала совершенного человека. Автором читались лекции по данному предмету для учителей калмыцкого языка, истории.

Третий этап (1997-1999 гг.) - контрольно-обобщающий - осуществлены анализ, обобщение и систематизация полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов. По итогам этой работы было выполнено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

-выявлена историческая преемственность представлений тюрко-монгольских народов об идеале человека;

- изучена роль традиции, религии, мировоззрения, природных и исторических условий в эволюции и формировании этого идеала;

- теоретически обоснована возможность воспитания детей на народном идеале человека, выраженного в истории этноса;

-рассмотрены организационно-педагогические условия воспитания учащихся на народном идеале личности в современной этнокультурной и образовательной ситуации.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в работе теоретических положений, выводов, научно-методических рекомендаций в учебно-воспитательном процессе общеоб

разовательных школ, при проектировании и реализации программ развития национальной системы образования.

Представленные в работе эмпирические материалы послужат основой для авторских учебно-развивающих курсов по истории и культуре Калмыкии, основной целью которых является воспитание детей на народном идеале человека.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в базовой экспериментальной школе "Алтн Гасн", средних школах № 3, № 18, № 15, № 19 г. Элисты.

Материалы исследования использовались в докладах и выступлениях на заседании кафедры педагогики и психологии Калмыцкого государственного университета, на Международной научно-практической конференции "Воспитание и развитие личности" в г. Москве (май 1997 г.), на Международной научно-практической конференции "Этнопедагогика калмыков и развитие национальной школы" в г. Элисте (ноябрь 1995 г.), курсах повышения квалификации Центра развития образования МО Республики Калмыкия и Калмыцкого филиала Центра интенсивного обучения языкам при МГУ им. М.В. Ломоносова, на Рериховских чтениях в Институте востоковедения РАН в г. Москве (декабрь 1993 г.).

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью его исходных посылок, использованием взаимосвязанных методов, адекватных предмету исследования, опытно-экспериментальной проверкой сформулированных нами выводов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мировоззрение калмыков, в том числе их представление об идеале человека, является составной частью традиции кочевых (тюрко-монгольских) народов Великой Степи.

2. Формирование личности младшего подростка на народном идеале человека осуществляется согласно идее регионализации образования, которая в свою очередь развивается в контексте единства федерального образовательного пространства.

3. Наиболее ценным и эффективным будет то обучение и воспитание, которое адекватно психологическим особенностям народа, специфике его традиционной культуры, мировоззрения; в этом случае народный идеал человека, как один из важнейших элементов этнопедагогики любого народа, следует изучать как в историческим развитии, так и в его современном состоянии.

4. Калмыцкий эпос "Джангар" в своей основе воспевает физическое совершенство и нравственную красоту человека. Его дальнейшее изучение с позиций народного воспитания поможет найти нравственно-этические и эстетические ориентиры для подрастающего поколения.

5. В основе разработанной системы воспитания личности на национальном идеале человека лежит методика включения ребенка в процесс познания истории и культуры калмыцкого народа.

Исходя из этого, задачей педагогов является использование богатейшего исторического материала, как один из примеров практического осуществления идей народной педагогики. Народный идеал человека и "реальные" идеалы, отраженные в исторической судьбе этноса, могут быть педагогически реализованы в спецкурсах и предметах, посвященных истории и культуре народа.

6. Факты истории и культуры, введенные в содержание предмета

і "Человек племени ойрат", наряду с развитием в детях этнического самосознания, показывают учащимся общность исторических судеб калмыцкого, русского и других народов, проживающих в Российской Федерации, способствуют взаимопониманию между людьми различных национальностей.

7. Практическая апробация авторского экспериментального учебно- развивающего предмета "Человек племени ойрат", внедрение основных положений диссертации в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной и национальной школ позволили сделать вывод, что история народа, как отражение идеала человека, в современных этнообразовательных условиях может послужить средством эффективного, истинно народного воспитания.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения] списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза, изложены новизна, теоретическое и практическое значение работы, ее достоверность и способы апробации.

В первой главе "Идеал совершенного человека как феномен калмыцкой народной педагогики и этики" рассматриваются генезис и эволюция этических ценностей у предков калмыков, народный идеал человека исследуется как один из элементов государственно-идеологической традиции кочевых народов Великой Степи, показана связь народной системы воспитания с национальным характером этноса, выявляется соотношение народного и "реальных" идеалов человека, анализируется их содержание и структура. В данной главе также рассматриваются нравственно-эстетические ценности калмыцкого народа на идеях и образах из героического эпоса "Джангар".

Во второй главе - "Содержание, методы и средства воспитания младших подростков на народном идеале человека" говорится о роли общественных, государственных организаций, представителей национальной интеллигенции, калмыцкой школы в целостной системе формирования личности на народных идеалах человека, рассматриваются содержание, методы и средства воспитания младших подростков на духовно-нравственных ценностях этноса. В этой главе также раскрываются роль и значение истории и культуры калмыков в процессе формирования личности среднего школьника на народном идеале совершенного человека] изложены результаты педагогического эксперимента.

В заключении диссертации сформулированы общие выводы исследования. Приложения содержат рабочие, методические и практические материалы.

Эволюция представлений о хорошем человеке, идеале личности

Необходимость рассмотрения понятий "идеал человека" и "совершенство личности" в контексте развития философской и педагогической мысли обусловлена прежде всего тем, что сущность данных феноменов связана с социально-философскими определениями "идеала" и "идеального", которые в свою очередь входят в методологическую основу нашего исследования.

Идеал (греч. idea - вид, образ, представление, понятие) согласно определению Ильенкова Э.В."... образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса". (78, с. 204). Он также называет идеал" "всеобщей формой целеполагающей деятельности" выступающей во всех сферах общественной жизни - социальной, политической, нравственной, эстетической и т.д."

Иммануил Кант определил идеал как состояние достигнутого совершенства человеческого рода. При этом философ конкретизирует понятие общественного идеала и идеала "внутри индивида". Общественный идеал Кант видит в полном преодолении противоречий между индивидом и социумом, а идеал "внутри индивида" в преодолении противоречий между всеобщим и единичным, между целым и частью, между умопостигаемым и чувственно - эмпирическим миром, между долгом и влечением и т.п. (85, с. 187). С феноменом "идеала" связаны понятия "совершенство", "совершенный человек". В.Татаркевич данные социально-философские категории выражает через представления о "счастье человека" или "идеале счастья": "... Наши самые общие идеалы - мудреца и гения, полноты и гармонии жизни - концентрируются в идеале совершенства. Он представляет собой позитивный критерий жизни на основе объективных ценностей". Далее этот исследователь дает объяснение термина "идеал" с позиции субъективного мироощущения (конкретного индивида): "... Люди же мечтают о другом аналогичном идеале, также позитивном критерии жизни, но на субъективной основе: это идеал счастья. Совершенным

будет тот, кто располагает всеми достоинствами, а счастливым тот, кто полностью доволен жизнью. Оба они эти идеалы, которыми измеряется действительная жизнь ..." (152 с.346). Определение В.Татаркевича затрагивает гуманистическое и педагогическое содержание понятий "идеала" и "совершенства". Философы и просветители различных эпох вкладывали в это содержание наиболее значимые на их взгляд этические ценности общества. Так к примеру, Платон и Аристотель основными добродетелями человека считали мудрость, умеренность, мужество, справедливость.

В эллинистический период, философы, продолжая традиции своих предшественников провозглашали идеальным героем мудреца достигшего внутренней независимости благодаря способности "жить согласно природе", т.е. довольствоваться малым ( 90, с. 72).

Влияние древнегреческой философии и педагогики сказалось и на нравственные идеалы Римской империи. Марк Туллий Цицерон (106 - 43 г.г. до н.э.) провозгласил идеал "совершенного оратора" и впервые ввёл понятие гуманизма. Это понятие развиваясь и наполняясь новым содержанием стало одним из основополагающих идей западной культуры ( 90, с.73).

В целом античная философия и педагогика видела педагогический идеал в индивидуальности человеческой личности, ее независимости, самостоятельности и свободе, развития ее воли (здесь имелась в виду личность свободного гражданина).

В период формирования основных мировых религий (Карл Ясперс называет его "осевым временем) (182, с. 209.) вводится понятие греховности человека. Совесть индивидуума связывается с его верой в единого бога, соблюдением обрядов, ритуалов и моральных принципов религии. В связи с этим, личность находится в постоянном процессе самооценки и самоконтроля.

В Дальневосточных религиозно - этических системах (особенно в конфуцианстве) основными человеческими добродетелями считались: человеколюбие, чувство долга, этикет, знание, верность, сыновняя почтительность. Буддийско - ламаистское учение, с начала 17 века ставшее официальной религией ойрат - калмыков (о педагогических идеях которого более подробно будет изложено ниже), в качестве своей воспитательной парадигмы ввело понятие самосовершенствования личности на основе этической самодисциплины, анализа деятельности умственной и эмоциональной сфер, преодоление суеты, страха и других проблем мешающих жить (119, с. 69).

Будда, как и Иисус Христос был воплощением Абсолютного Совершенства и Высшего Идеала. В то же время Будда в своей первоначальной жизни был человеком "сумевшим понять жизнь, преодолеть собственные проблемы и реализовать свои возможности". (119, с. 69 ).

В Христианстве мысль о "человечности" божественного и "божественности" человеческого выражалась в словах о том что человек был создан по образу и подобию Всевышнего. "Он (человек - Д.Ш.) непосредственно связан живыми личными узами с творцом всего природного) (46, с.409). Вместе с тем раннехристианское учение проповедовало зависимость человеческого разума, познания им мира от "божественной истины". Августин Блаженный (354 - 430 г.) был убежден, что не человек познает бога, а Бог позволяет, чтобы человек познал его (26, с.46).

Христианские педагогические идеалы раннего средневековья были основаны на принципах монашеской аскезы, превосходстве практического религиозно-нравственного воспитания над ученостью.

"Джангар" в контексте концепции совершенного человека

В калмыцком героическом эпосе "Джангар" наиболее ярко и характерно отразились образ жизни, мировоззрение и особенности национального характера ойратов. По мнению востоковеда Б.Я.Владимирцева "Джангариада" является "удивительной выразительницей народного духа, стремлений народа, его чаяний..." В то же время эпос "Джангар" на протяжении всего своего существования остается мощным средством народного воспитания. О.И. Городовиков, вспоминая эпизод связанный с периодом гражданской войны, говорит, что когда "убеленный сединами джангарчи пел о героях народной эпопеи, которые скакали "дневки не делая днем, не спя по ночам", - конармейцы-калмыки распутывали своих скакунов и с утроенной яростью мчались навстречу врагу". В эпосе "Джангар" нашел свое выражение народный идеал совершенной личности, вобравший в себя физическое совершенство и нравственную красоту человека, мужество и все другие "99 человеческих достоинств". В калмыцкой эпопее деяния героев происходят на фоне идеальной страны Бумба. Калмыки как бы хотели показать, что идеальный человек находится в гармонии лишь с идеальным государством. Описание в эпосе сказочной страны Бумба имело целью воспитать в ребенке, человеке любовь к прекрасному, развить в нем воображение, фантазию. Сорокаханная эта страна, Обетованная эта страна После двадцати пяти лет Не прибавлялись там года. Смерть не вступала туда. Люди не знали в этой стране Лютых морозов, чтоб холодать, летнего зноя, чтоб увядать Осень сменялась там весной. Ветер-колыханьем был Дождь - благоуханьем был. (61, с.21). Здесь будет уместно вспомнить наблюдение сделанное Иммануилом Кантом. По Канту идеал "внутри индивида" связан с категориями Прекрасного и Возвышенного. В работе "Наблюдения над чувствами прекрасного и возвышенного" (1764) он дает характерные примеры человеческих чувств: "Вид гор, снежные вершины, которые поднимаются над облаками, изображение неистовой бури или описание ада у Мильтона вызывает удовольствие, связанное, однако, с некоторым страхом . Вид покрытых цветами лугов и долин с бегущим по ним ручьями и пасущимися на них стадами, описание рая... также вызывает приятное чувство, но радостное и веселое. Чтобы первое из упомянутых здесь впе- чатлений имело надлежащую силу, мы должны обладать чувством возвышен- ного; для того же, чтобы как следует насладиться вторым, необходимо чувство прекрасного..." (173, с.376). Описание величественной природы Бумбы, гигантского дерева Галбар Зандан, океанов, морей, рек и гор этой страны вызывает в нас чувства Возвышенного и Прекрасного, воспитывает эти чувства в подрастающем поколении. Говорят: где лежат небеса I На вершине Орог-Йондон-Орза, Сотни тысяч бурханов святых Отдыхают в полуденный час. И еще повествует сказ, Что гора Арслангин-Алтай Воссияла, от горя вдали, Средоточьем небес и земли, А широкое море Шартаг Распростерлось, исполнено благ, Поднимая свои валы, Что, как обух меча, тяжелы, И, как жемчуг, сверкает волна II Иль по цвету с кораллом сходна. А когда над простором вод Рано утром туман встает, То прекрасные волны легки, Словно лотоса лепестки". (62, с. 81.) Из данного отрывка мы видим, что своеобразным средоточием Вселенной названа гора Арслангин-Алтай. Алтайские горы для предков калмыков были "символом величия и красоты". (Там же С.303). Недаром супруга Джангара прекрасная Шавдал сравнивается с этими горами: "А величава она, как Алтайский хребет". (62). Кроме того, как мы отмечали выше, у калмыков и киданей существовал культ гор и деревьев. В эпосе "Джангар" даются многочисленные описания различных гор, как реально существующих так и вымышленных, мифологических. Некоторые из них выполняют роль мировой или культовых священных гор. Гора Сумеру, считающаяся по буддийской мифологии центром мироздания упоминается, например, в связи с облечением Джангара эпитетом "Подобный вершине Сумеру". А богатырь Хонгор назван Джангаром: "Мой на Алтае столб золотой!" Золотой столб (или кол) (Алтн Гасн) в мифологии монгольских народов соответствует вершине мировой горы Сумеру. Как мы видим, образ священных гор используется в эпосе для характеристики главных героев народной эпопеи.

Народный идеал совершенного человека в условиях возрождения национальной культуры и образования

Народный идеал человека всегда соответствует национальному характеру и поэтому в образовательной системе каждого народа в той или иной степени присутствуют элементы воспитания связанные с представлением этноса о совершенстве личности. Насколько в народе (государстве) сохранены традиционная культура воспитания, родной "материнский" язык, историческое и культурное наследие, настолько в этническом самосознании присутствует народный идеал совершенного человека как концентрированное выражение целей национальной педагогики. Важнейшим фактором воспитания на народном идеале человека является родной язык. Между тем, за годы советской власти в Калмыкии планомерно проводилась политика по вытеснению и постепенному уничтожению калмыцкого языка. Одновременно была ликвидирована древняя калмыцкая письменность. Калмыки являются старописьменным народом. В 1648 г. ойрат-калмыцкий религиозный просветитель Зая-Пандита создал на основе монгольского алфавита письменность получившая название "ясное письмо". Эта письменность применялась в Калмыкии до 1926 года, когда она была заменена на кириллицу. Как отмечает Панькин А.Б. "калмыки были единственным в СССР письменным этносом у которого за этот же период (1926 - 1939 г.г. - Д.Ш.) смена графики была произведена трижды (131, с.64). На сегодняшний день, из-за многолетней этнической, культурной и языковой ассимиляции, политики геноцида со стороны тоталитарного государства калмыцкий народ находится у той черты, которая разделяет самостоятельное, самобытное существование нации от растворения ее в более многочисленных этносах. Депортация всего народа в Сибирь (1943 - 1957 г.г.) прервало не только духовное, национальное развитие этноса, но и поставило калмыков на грань физического вымирания. Если довоенная численность калмыцкого населения составляла 134 тыс. человек (31, № 6.), то по возвращении из ссылки в конце 50-х годов калмыки насчитывали всего 106 тыс. человек. Как отмечают исследования, калмыцкое население до сих пор не восстановило дореволюционных демографических показателей. По переписи 1897 года численность калмыков составляла более 200 тыс. человек (33, с. 31). На состояние 1989 г. калмыков насчитывалось в республике 146,3 тыс. человек. Малочисленный народ легче обречь на вымирание если лишить его духовных основ, родного языка, культуры. На наш взгляд, нравственным стержнем любой национальной культуры является народный идеал человека. Язык народа, по нашему мнению (помимо того, что он - фактор воспитания), говоря образно, представляет собой каркас или скелет этой культуры. Тоталитарный режим, задумав уничтожить или ассимилировать малочисленные народы решил начать с ликвидации каркаса национальной культуры - языка. Прошло всего несколько лет после возвращения калмыков из ссылки и в 1962 г. в республике закрываются последние национальные классы, где обучение велось на родном языке. Калмыцкий язык стал изучаться в школе как один из предметов, который рекомендовалось проводить последним уроком. Время существования СССР можно назвать годами медленного угасания в сознании калмыков народных идеалов человека, заменой их на утопические псевдонаучные коммунистические идеалы. Советская государственная идеология и образование были нацелены на формирование так называемого "человека новой формации", в котором, в конечном итоге, должны были исчезнуть этническая самобытность, неповторимость индивидуума. Одним из своеобразных индикаторов состояния народных представлении об идеале человека в этническом самосознании калмыков является проведение различных национальных, религиозных обрядов, обычаев, ритуалов, праздников. В предыдущей главе мы говорили о связи буддийских этических идеалов с народным идеалом человека, об их взаимовлиянии и взаимопроникновении. В годы "культурной революции", к середине 30-х годов в Калмыкии были физически уничтожены живые носители буддийских нравственных идеалов -гелюнги, ламы, другие священнослужители, были разрушены источники распространения религиозных и светских знаний среди калмыков дореволюционного времени - хурулы, сожжены и развеяны по ветру бесценные свитки, манускрипты, книги на заяпандитской письменности. Только демократические изменения в Советском Союзе второй половины 80-х годов позволили открыть единственный на то время буддийский хурул в Калмыкии. В советскую эпоху, несмотря на запреты и неодобрение официальных властей, в калмыцких семьях отмечались национальные праздники Зул, Цаган-Сар, проводились религиозные обряды и церемонии связанные с рождением ребенка, свадьбой, смертью и поминовением родственников. Вместе с тем этнолог Гучинова Э-Б.М., анализируя состояние ритуальной жизни калмыков, констатирует, что в советский период "семейные обряды, календарные праздники существуют главным образом в редуцированных формах или отмечаются лишь символически. (56, с. 53). И все же следует отметить важную роль бытования национальных обрядов и ритуалов в сохранении народных традиций и этических ценностей калмыков, в том числе и представлений об идеале человека. О этом говорит Э-Б.М.Гучинова: "В период депортации когда многие пути этнокультурного развития были закрыты, родины, свадьба и похороны аккумулировали в себе значительную часть народных традиций, сохранив их до лучших времен. После создания благоприятных условий ритуалы жизненного цикла заняли соответствующее традиции место в социальной жизни народа. (56, с. 64). Такие благоприятные условия возникли в конце 80-х годов, когда на волне демократизации и перестройки общества во всех без исключения республиках Советского Союза произошел небывалый всплеск национального самосознания. В эти и последующие за ними годы, названные историками "перестроечным" и "постперестрочным" временем видные представители калмьщкой интеллигенции в своих выступлениях неоднократно поднимали вопросы возрождения национальной культуры. Статьи Балакаева А.Г., Кугультинова Д.Н., Кичикова А.Ш., Минаева С.А., Церенова В.З. и других обращали внимание общественность республики на катастрофическое состояние функционирования родного языка, изучение подрастающим поколением традиций, истории и культуры народа. Бедственное состояние уровня знания родного языка вынудили тогдашнее партийное руководство Калмыкии принять в августе 1987 г. специальное постановление "О плане мероприятий по совершенствованию изучения калмыцкого языка в республике". Выход этого документа был первой попыткой спасти вымирающий язык, вернуть детей калмыков на уроки родного языка. В это же время начались занятия по калмыцкому языку в дошкольных учреждениях Калмыкии Импульсом к национально-культурному возрождению народа стало принятие в 1990 г. Верховным Советом Калмьщкой ССР - Хальмг Тангч Закона "О языках в Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч". Согласно этому документу государственными языками республики признавались два языка - русский и калмыцкий, определялись общие принципы языковой политики. Данный закон стал нормативной основой для принятия важных государственных программ по совершенствованию изучения калмыцкого языка, созданию национальной системы образования.

Методы и средства воспитания на народном идеале человека

Народный идеал человека является концентрированным выражением целей народного воспитания. Поэтому методы и средства этнического воспитания адекватны комплексу методов и средств развития личности на национальном идеале человека.

Методами народного воспитания, формирования личности на народном идеале человека являются: разъяснение, убеждение, рассказ, беседа, показ, пример, упражнение, приучение, благопожелание, поручение, поверье, моление, соревнование, поощрение, наказание, просьба, совет, укор, упрек, клятва, заповеди, запреты, наставления.

Данные методы воспитания можно разделить на три группы: 1. Методы убеждения: пример, беседа, упражнение, рассказ, просьба, совет. 2. Методы принуждения: наставление, поручение, укор, упрек, запреты, наказание. 3. Методы стимулирования: благопожелание, поощрение, похвала, одобрение, дарение. (169, с. 47.)

В контексте настоящей работы наиболее значимой, на наш взгляд, группой методов воспитания являются методы убеждения. Нравственные и эстетические идеалы народа легче проповедовать на обращении к сознанию подростка, к чувствам справедливости, любви и совести. В связи с этим, методы убеждения можно соотнести с " методами педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деятельности, самообращения к личности в жизненных ситуациях". (100, с. 218)

Б.Т.Лихачев классифицировал данные методы воспитания на подгруппы: 1. Методы и приемы обращения и самообращения к сознанию. 2. Методы и приемы обращения и самообращения к чувству. 3. Методы и приемы обращения и самообращения к воле и поступку.

Как мы видим, современная педагогическая наука и народная педагогика могут иметь в целом общие подходы к решению проблемы классификации методов воспитания.

Одним из распространенных воспитательных методов убеждения является беседа. Этот метод может применяться при общении родителей с детьми, старших с младшими. Метод беседы взаимодействует с другими методами убеждения. Беседа может состоять из поучений, совета, рассказа, разъяснения и т.д. С другой стороны рассказ, поучение могут проходить в форме беседы.

В предыдущей главе мы приводили примеры беседы-поучения, когда хан Дайчин наставлял внука Аюку каким должен быть идеальный правитель.

Беседа применялась и во время народных праздников Зул, Цаган-Сар, Урюс-Сар, во время участия в играх, церемониях национального характера, в ходе которых прививались знания по традиционной калмыцкой культуре, этике.

В беседе часто использовался пример какого-либо положительного поступка, героических деяний, людей прославивших свой народ, улус, семью. Пример может выступать и как самостоятельный метод воспитания.

Метод примера напрямую связан с воспитанием личности на народных идеалах человека, т.к. он "представляет собой способ воздействия, перерастающий в самовоздействие в результате усвоения ребенком нравственно-эстетически привлекательного идеала, образца" (100, с. 210). А что может быть более близким и привлекательным чем пример - идеал взятый из родной истории, родной культуры.

Г.Н.Волков пример, пример-символ определял не только как метод и средство воспитания, но и как фактор развития личности. (39, с. 62.). Он считает, что пример существует во всех факторах воспитания, суммирует их, "начиная с природы и кончая религией". Пример - идеал, согласно суждениям ученого, связан с такими понятиями как личность - символ, событие - символ, дело и слово - символ. Это утверждение находится в соответствии с мнением философа Освальда Шпенглера, который рассматривал отдельные значительные факты мировой истории как символы. "... Египетская система управления, античное монетное дело, аналитическая геометрия, чек, Суэцкий канал, китайское книгопечатание, прусское войско и римская техника постройки дорог, в равной мере понимаются как символы и как таковые истолковываются". (.174, с. 10.)

События-символы и личности-символы выражают не только состояние технического и общественного прогресса цивилизации на данный исторический период, но и отражают представление людей об окружающей действительности, об их идеалах и мировоззрении.

Г.Н.Волков считает, что такой личностью-символом был Чингис-хан, о котором мы говорили в предыдущем разделе диссертации.

Среди других знаменитых людей, символизировавших свою эпоху и народы он называл Лютера, Коменского, Ломоносова, Яковлева, Корчака, Штейнера, Фрейре, Сухомлинского.

В калмыцкой истории наиболее значительными личностями-символами были хан Эсен, объединивший в первой половине 15 в. ойратов и монголов и разгромивший в 1449 г. огромную китайскую армию в битве при Туму, князь Галдама, воспетый в песнях и названный непогрешимым "даже в самомалейших поступках", просветитель и создатель ойратской письменности Зая-Пандита, Аюка-хан, при котором Калмыцкое ханство достигло наивысшего могущества. На современном этапе личностями - символами, по нашему мнению, являются поэт Давид Кугультинов, писатель Алексей Балакаев, доктор педагогических наук, создатель технологии УДЕ П.М.Эрдниев, композитор Аркадий Манджиев.

Похожие диссертации на Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (На материалах калмыцкой традиционной педагогики)