Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации Радюхина Елизавета Ивановна

Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации
<
Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Радюхина Елизавета Ивановна. Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 1997. - 105 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Стр.

ВВЕДЕНИЕ , 5

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ШКОТЫ

УЧИТЕЯЯ КАК ПСЖОДОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА ..... 18

I.I, Теоретические основы формирования эсте
тической культуры (философские, психолого-
педагогические основы) 18

І.П. Место и роль эстетической культуры в

системе повышения квалификации учителей 45

Глава П. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РУКОВОДСТВА ФОРМИРОВАНИЕМ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
ОТЪТУРЫ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ 54

П.І. Содержание экспериментальной программы

формирования эстетической культуры учителей
в системе повышения квалификации в институ
тах усовершенствования учителей (институтах
развития образования) ... 54

П.П. Педагогические пути, методы и средства формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации 77

Л.Ш. Особенности педагогического руководства формированием эстетической культуры учителя в условиях самообразования ... 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89

ШНШОГРАЗИН 94

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе реформирования системы народного образования, в условиях ее демократизации и гуманитаризации особую важность приобретают две проблемы, имеющие приоритетное значение в педагогической науке в теории и практике обучения и воспитания. Это повышение квалификации учителя и формирование у него эстетической культуры в системе непрерывного профессионального и эстетического образования,

Острота постановки и решения этих, казалось бы традиционных проблем, вызывается реалиями нашего общества. Это, прежде всего, появление новых типов образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы и классы с углубленным изучением учебных предметов) , обновленное содержание образования, педагогические инновации, постепенное перемещение эстетического образования с периферии массового сознания учителей в фокус школьной жизни. Далее, усиление роли культуры во всей общественной жизни, возрождение традиций национальной культуры, профессионального и народного искусства, в условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной художественной и эстетической культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного и эстетического образования педагогов, раскрывающим детям красоту окружающей действительности и формирующим их личность, их духовный мир,

Как известно, квалификацией называют уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда. Квалификация любого работника нуждается в постоянном совершенствовании.

Это положение имеет особенно важное значение для профессии учителя.

В свое время еще видный русский педагог и психолог второй половины XIX - начала XX вв. ЇЇ.Ф. Каптерев утверждал необходимость постоянной работы учителя над своим собственным развитием и усовершенствованием. "Уча, учитель должен учиться и сам, - писал он, - ...Нет ничего хуже учителя, пришедшего к несчастной мысли, что он сам достаточно уже учен и развит; что ему не для чего и нечему больше учиться... Каким образом он, сам не развивающийся, может пробудить в других то, что угасло уже в нем самом, - потребность образования и развития?.. Обыкновенно покончившие со своим развитием учителя и не развивают других, они только учат, то есть сообщают затверженные формулы и знания, сообщают мертвенным, механическим способом то, что заучили сами, сообщают главным образом для заучивания же"

Повышение профессионального мастерства учителей включает совершенствование психолого-педагогической, методической и специальной их подготовки, постоянное повышение уровня эстетической культуры.

О важности и необходимости постоянного повышения уровня эстетической культуры личности учителя подчеркивается в Решении Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24 мая 1995 года "О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях".

В этом государственном документе отмечается, что эстетическое образование должно включать в себя народное искусство и

- 7 -профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства,

Б настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех народов России, реализовывать "связь времен", связь и целостность художественного развития музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, по-иному оценить вклад культуры народов России в мировую культуру.

Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре - таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.

Художественно-эстетическое образование должно помочь каждому человеку освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные.

Все сказанное, новые подходы и акценты в народном образовании, культуре определяют особую важность следующего пункта "Основных направлений развития эстетического образования", принятых указанной выше Коллегией: "Обеспечить общеобразовательные учреждения высокообразованными специалистами в области художественного образования, готовыми к профессиональной деятельности в контексте гуманитаризации образования, должны вузы и училища как в системе образования, так и в системе культуры, а

- 8 -также институты повышения квалификации кадров, реализующие моделирование новых образовательных систем, в том числе и художественно-педагогических. Введение новых специальностей (культуролог, преподаватель экранных искусств, педагог по народной художественной культуре, преподаватель театра, хореограф и др.) поможет в реализации обновления содержания художественно-эстетического образования" С fO*r ).

Следует подчеркнуть, что отдельным вопросам теории, методики и практики эстетического воспитания, формирования эстетической культуры подрастающих поколений средствами различных видов искусств посвящены труды Л.С.Выготского, П.П. Блонского, О.А.Апраксиной, В.Т.Лихачева, Д.Б.Кабалевского, Н.Н.Ростовцева, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, В.Г.Горецкого, Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Шорохова, Ю.У.Фохт-Бабушкина, И.Л.Лю-бинского, Т.Ф.Курдюмовой, Л.М.Предтеченской и других известных ученых.

Философские аспекты данной проблемы рассматриваются в работах по эстетике А.И.Бурова, М.Ф.Овсянникова, В.К.Ска-терщикова, Л.Н.Когана, А.И.Арнольдова, В.В.Ванслова, А.Я. Зуся, Б.Г.Лукьянова, М.Н.Афанасьева, Н.И.Киященко, Л.Н. Столович, Л.П.Печко.

К сожалению, до последнего времени вопросы формирования эстетической культуры учителя, так же, как и школьников, недостаточно изучались. А проблема формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации вообще не рассматривалась.

Восполнению указанного пробела в педагогической науке и посвящено данное исследование.

Проблема исследования: раскрытие теоретических основ формирования эстетической культуры, научная разработка и экспериментальная проверка эффективных педагогических путей, методов и средств формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации. Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: процесс формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации.

Предмет исследования: педагогические пути, методы и средства формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации.

Гипотезой исследования является предположение о том, что успешное формирование эстетической культуры учителя как необходимого компонента его профессиональной подготовки и важнейшего качества духовной культуры личности, ее составной части в системе повышения квалификации возможно при условиях: раскрытия теоретических (философских, психолого-педагогических) основ формирования эстетической культуры; определении места и роли эстетической культуры в системе повышения квалификации учителя; разработки, научного обоснования и экс^ периментальной проверки педагогических путей, методов и средств формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации (в условиях институтов усовершенствования учителей и самообразования).

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть теоретические (философские, психолого-педагогические) основы формирования эстетической культуры.

  2. Определить место и роль эстетической культуры в системе повышения квалификации учителя,

  3. Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить педагогические пути, методы и средства формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации в условиях институтов усовершенствования учителей и самообразования.

  4. Создать систему наглядных, учебно-методических пособий для эффективного формирования художественно-эстетических вкусов, интересов, потребностей, развития эстетического восприятия и эстетических чувств учителя - составных компонентов его эстетической культуры.

Теоретической основой исследования явились труды известных педагогов, психологов, видных деятелей искусства и культуры, а также работы, исследования по общей педагогике, дидактике, художественному образованию и эстетическому воспитанию, методике преподавания художественных дисциплин, эстетике и искусствознанию, системе непрерывного образования и повышения квалификации учителей.

Для решения поставленных задач использовалась следующая система методов исследования:

- изучение проблемы исследования в диссертационных и литературных источниках в области педагогики, психологии, эстетики, искусствознания, методики преподавания художественных дисциплин, повышения квалификации учителей;

- II -

изучение состояния формирования эстетической культуры учителя в профессиональной подготовке в педагогических институтах (университетах), педагогических училищах (колледжах) и в системе повышения квалификации (в институтах усовершенствования учителей и самообразовании);

беседы, анкетирование и интервьюирование;

- психолого-педагогический эксперимент,
Опытно-экспериментальная работа проводилась в Тульском

областном институте развития образования и в общеобразовательных школах Тульской области при участии диссертанта в разработке и реализации региональной программы "Развитие образования Тульской области в новых социально-экономических условиях*1, разработанной в 1993 году коллективом ученых, практиков, возглавляемым научным руководителем, доктором педагогических наук В.М.Петровичевым.

Исследование проводилось в три этапа с 1990 по 1997 г, На I этапе (I990-I99I гг.) изучалась и анализировалась философская, искусствоведческая, педагогическая и психологическая литература, инструктивные материалы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, выяснялось состояние формирования эстетической культуры у студентов педагогических институтов и училищ, у учителей в системе повышения их квалификации. Все это позволило разработать первый вариант содержания экспериментальной программы формирования эстетической культуры учителя в условиях повышения квалификации в Тульском областном институте и педагогические пути, методы и средства (включая

- 12 -учебно-методические наглядные пособия-таблицы) эффективного формирования эстетической культуры учителей в этой системе, разработать методику эксперимента. Следует отметить, что систематический анализ специальной литературы и состояние эстетического образования учителей осуществлялись и дальше, до момента завершения работы над диссертацией.

На II этапе (1992-1996 гг.) проводился психолого-педагогический эксперимент.

Сущность эксперимента заключалась в повышении квалификации учителей разных учебных предметов в экспериментальных группах Тульского областного института развития образования Сбывшего Тульского областного института усовершенствования учителей) и в системе самообразования по экспериментальной программе и методике, разработанной диссертантом и направленных на эффективное формирование у них эстетической культуры. Одновременно в параллельных - контрольных группах осуществлялась обычная система повышения квалификации учителей по традиционным программам и планам.

Содержание экспериментальной программы и педагогических путей, методов и средств, разработанных диссертантом, направлены на эффективное формирование эстетического вкуса и художественных интересов и потребностей, на развитие эстетического восприятия и чувств, на расширение знаний и представлений о видах и жанрах искусства, памятниках старины и культуры, изделий народного, декоративно-прикладного искусства, на обогащение сведений о мировой художественной культуре, то есть на то, что составляет сущность эстетической культуры, как "эстетических отношений личности и соответствующей им системы эстетических ценностей* {/32//6s)„

- ІЗ -

В экспериментальных группах использовались экспериментальная программа, проблемные задания, ситуации, доклады и рефераты, показательные уроки, оригинальные учебно-методические пособия. Широко проводились экскурсии к памятникам старины и культуры, в музеи, на выставки, в театры, организовывались лекции, доклады известных художников, мастеров прикладного искусства, музыкантов, вечера искусств и культуры.

В контрольных же группах не применялась экспериментальная методика, не использовалась экспериментальная программа*

В течение всего хода эксперимента сравнивались результаты в формировании эстетической культуры учителей в экспериментальных и контрольных группах. Здесь следует отметить, что разработанная диссертантом экспериментальная программа формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации не являлась самоцелью, а входила составной частью в общую программу (в соответствии с планом переподготовки учителей) повышения квалификации учителей разных категорий и возраста.

На III этапе (1996-1997 гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации,

На защиту выносятся следующие положения:

І, В настоящих условиях реформирования общеобразовательной школы и всего народного образования, требования гуманитаризации образования, эффективного управления инновационными процессами, учета региональных особенностей в

- 14 -образовании обусловливают постановку и решение проблемы формирования эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации как приоритетной проблемы в современной педагогической науке и народном образовании.

  1. Положение о тесной связи общетеоретического содержания в области эстетической культуры и искусства, предусмотренного в программах повышения квалификации учителей в институтах усовершенствования учителей и общеобразовательных учебных заведений в социально-культурными традициями края, области, города, села, с различными формами местной информации о культуре, искусстве, исторических памятниках регионального значения.

  2. Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации предполагает усвоение ряда эстетических понятий, категорий, знаний, представлений, умений

и навыков, которые должны постоянно расширяться и углубляться.

4. Одновременно с усвоением знаний, понятий, представ
лений в области культуры, искусства, формирование эстетиче
ской культуры предполагает активное использование всего
этого в процессе анализа художественных произведений, в об
щении с учащимися, своими коллегами, в творчестве (по инте
ресам) , в повседневной жизни. То есть эстетическая культура
должна стать составной, органической частью личности педа
гога-учителя и воспитателя.

Данные положения отражают собой сущность целостного подхода к формированию и дальнейшему развитию личности педагога и, прежде всего, его духовного мира, эстетической культуры (технологическая, социально-психологическая и

- 15 -духовно-личностная подсистемы структуры целостного процесса). Выносимые на защиту положения прошли неоднократную апробацию и получили подтверждение в нашей опытно-экспериментальной работе,

Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоят в том, что в нем: раскрыты теоретические (философские, психолого-педагогические) основы формирования эстетической культуры; определены место и роль эстетической культуры в системе повышения квалификации учителя; выявлены уровни художественно-эстетического развития учителей, выражающих собой динамическое развитие составных компонентов эстетической культуры; установлена корреляция в формировании эстетической культуры и художественных потребностей и вкусов, интерепов, развития эстетического восприятия и эстетических чувств.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке и внедрении экспериментальной программы формирования эстетической культуры учителей в системе повышения квалификации в институтах усовершенствования учителей; в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке педагогических путей, методов и средств формирования эстетической культуры учителя в условиях институтов усовершенствования учителей и самообразования; в создании комплекса, оригинальных учебно-методических пособий-таблиц к указанной программе.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных планов, программ, лекционных курсов и практических занятий в институтах усовершенствования

учителей, в педагогических институтах (университетах) и училищах (колледжах), при подготовке новых учебников, учебных и методических пособий по предметам художественно-эстетического цикла, эстетики, культурологии, а также по предметам остального цикла гуманитарных и естественно-математических наук, предметам психолого-педагогического цикла для различных учебных заведений и институтов усовершенствования учителей (институтов развития образования).

Степень достоверности и обоснованности полученных результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и формирования духовной культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Тульском областном институте развития образования, в общеобразовательных учебных заведениях Тульской области.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на областных научно-практических конференциях (г. Тула, 1993-1996 гг.), на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1995-1997 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1993-1997 гг.).

Материалы исследования внедрены также в виде опубликованных научных работ диссертанта.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. В работу вошли также таблицы.

- 18 ~ Глава I ІОРШРОВАНШ ЭСТЕШЧЕОС01 КУЯШШ УЧЙТШ КАК ПШХШОГО-ШЩДГОГЙЧШЕАІ ПРОБША

ІЛ, Теоретические основы формирования эстетической культуры (философские, психолого-педагогические основы)

Как известно, по общепринятому определению, культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики. Данное определение культуры охватывает как материальную культуру (техника, производственный опыт, материальные ценности, созданные в процессе производства), так и духовную (производство, распространение, потребление духовных и эстетических ценностей).

Культура - это часть более общей системы - общества как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем: производительные силы, производственные отношения, политическая и юридическая надстройка (социальные институты, организации и учреждения), определенные формы общественного сознания людей.

То есть, культура представляет собой сложное и многогранное явление, охватывающее все стороны существования человека в мире, все его многообразные связи и отношения с ним. Вот почему представляется правильным определение культуры, данное авторским коллективом под руководством

А.Й.Арнольдова в одном из трудов по культуре - культура есть исторический процесс развития человеческих сил и отношений, самого человека как общественного субъекта деятельности, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми предметной действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли. Пронизывая собой все стороны и сферы общественной жизни людей, культура здесь не только в теории, но и в действительности оказывается таким условием человеческой жизнедеятельности, которое обеспечивает прогресс и процветание общества в целом и каждого индивида в отдельности,

Во всех указанных компонентах общества имеется то, что входит в духовную культуру: ее материально-техническая база, духовные и эстетические ценности, творческая (научная и эстетическая, духовная вообще) деятельность, такие формы общественного сознания как мировоззрение, нравственные и эстетические взгляды, художественная культура, учреждения культуры и органы управления»

Здесь следует отметить, что в структуре целостной системы культуры выделяют две большие области: материальную культуру, связанную с изменением человека в процессе преобразования им природы, и духовную культуру, связанную с преобразованием духовного мира человека и его социального бытия. Это деление, конечно, условно, относительно. В реальной действительности, в жизни все эти элементы единой системы культуры тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

Анализ специальной литературы, практики культурного строительства в нашей стране позволяет нам определить духовную культуру как исторически обусловленную (не прямо и непосредственно, а опосредованно) определенным способом материального производства совокупность жизненных условий, духовных ценностей, идей, знаний, достижений общества в области идеологии, воспитания, просвещения, образования, науки и искусства, а также закрепление этих ценностей в произведениях искусства, научных трудах и т.п.

Вместе с тем, духовная культура - это и процесс творческой активной деятельности, направленной на создание, распространение и усвоение духовных богатств, и вся сумма созданных обществом духовных и эстетических ценностей.

А.И.Арнольдов, С.Н.Артановский, В.Г.Афанасьев и др. в материальную культуру включают: культуру труда, культуру производства, культуру быта, культуру отношения к природной среде (экологическая культура). А в духовную культуру они включают познавательную культуру (связанную с приобретением знаний и научной деятельности, то есть со средствами образования и науки), нравственную и эстетическую культуру. Отдельно они выделяют социально-политическую культуру, раскрывающую развитие сущностных сил человека в процессе преобразования общественно-политических отношений.

Причем духовная культура включает не только всю совокупность созданных данным обществом духовных и эстетических ценностей, но и сам процесс их создания, распространения и усвоения обществом и каждым отдельным человеком.

Говоря об эстетической и художественной культуре, необ-

- 21 -ходимо различать их социальный и индивидуальный уровни. Эстетическая культура общества - это совокупность всех эстетических (природных и созданных творческим трудом человека) ценностей, которые участвуют во взаимодействии общества с окружающим миром, действительно, в стремлении общества к совершенствованию, полному расцвету всей системы общественных отношений. Эстетическая культура личности - это совокупность ее способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармонического раскрытия всех сущностных сил человека.

Художественная культура общества - это совокупность
художественных ценностей, опыта создания, хранения, распро
странения и потребления их, то есть совокупность всех устой
чивых способов художественной деятельности. Художественная
культура личности формируется обществом в каждом из его чле
нов и определяется его потребностью и способностью осваи
вать и создавать мир ценностей искусства (Н.И.Киященко,
Н.Я.Іейзеров). ? ?'*~ ~~

Природа эстетического способа освоения мира обусловливает специфику функций, выполняемых эстетической культурой:

познавательная функция в первую очередь реализуется искусством как художественно-образное познание действительности;

преобразовательная функция заключается в том, что любой целесообразной человеческой деятельности, основанной на знании законов преобразуемых предметов и процессов объективной реальности, свойственен момент творчества по законам красоты;

- воспитательная функция проявляется в воздействии эстетической культуры на человека, строй его мыслей и чувств, его духовно-нравственный мир.

При этом анализ и обобщение научных исследований по эстетике, искусствознанию, теории и методике обучения и воспитания подрастающих поколений подтверждают вывод о том, что искусство как особая форма освоения мира является также элементом эстетической культуры» Причем, в научной литературе, как уже отмечалось выше, довольно четко наметилось разграничение эстетической и художественной культуры. Однако обоснования этого разделения у разных специалистов весьма различны. Например, А.Я.Зись, отграничивая эстетическую сферу от художественной, определяет эстетическую деятельность как метапонятие по отношению к художественной деятельности (37^/7^ ). Эстетическая культура должна присутствовать во всех областях человеческой деятельности.

Художественная культура - это не только культура производства, искусства, культура донесения его до потребителя, но и культура его "потребления", то есть его восприятия. Таким образом искусство, художественная культура - важнейшие компоненты эстетической культуры. "...От искусства, -замечает А.Г.Егоров, - от его идейно-художественной зрелости в решающей степени зависит общий уровень эстетической культуры общества" { 36932 )

Искусство и художественная культура образуют ядро эстетической культуры. Это происходит в силу того, что весь комплекс духовно-эмоционального воздействия на человека, на личность во всех ее структурно-психологических компонентах, наиболее полно и концентрированно реализует именно оно -

искусство. По существу художественная деятельность - это высшая форма эстетического освоения мира. В других видах человеческой деятельности эстетическая сторона не является ведущей, основной, она выступает лишь моментом того или ино го вида деятельности. Искусство же - это такая область деятельности, в которой эстетическое освоение мира является ее сущностью, целью и самоцелью. К тому же искусство - это ярко выраженная область творческой деятельности человека, что само по себе выражает один из критериев художественного, эстетического отношения к действительности. Искусство способно влиять на все многообразие социальной практики, на все виды общественных отношений, на все сферы сложного духовного мира человека. В этом - универсализм и незаменимость социальной роли и действенности искусства в системе эстетической культуры (,37/ fS-^^/s's)*

Особое место искусства в системе эстетической культуры обусловлено также тем, что оно придает определенный мировоззренческий смысл эстетическому развитию людей, оказывает свое влияние на формирование духовных качеств человека. К тому же, будучи художественно-образной формой познания, освоения мира, искусство представляет собой элемент идеологической надстройки общества, его духовной жизни. Оно испытывает воздействие других сфер духовной жизни и культуры, других форм общественного сознания - морали, философии и т.д.

Художник сознательно или несознательно, стихийно придерживается определенных идеологических позиций, установок, вольно или невольно включается в борьбу различных и даже

- 24 -противоположных взглядов, идейных направлений, позиций, социальных идеалов.

Но в отличие от других форм общественного сознания социальная природа искусства гораздо сложнее. Ее нельзя свести только к идеологическим взглядам конкретного художника. В искусстве живописец, композитор, писатель отражает жизнь в художественно-образной форме, воспроизводит ее, стремясь к максимальной правдивости. Идейная позиция художника проявляется в том, в чем он видит правду жизни, как он типизирует и обобщает явления действительности, на чем концентрирует внимание, а что совсем опускает, каков его идеал прекрасного. Любой художник - сын своего времени, носитель определенных социальных, политических и эстетических идей эпохи. Идеологическая ориентация искусства включает в себя вопрос о роли мировоззрения, вопрос о том, как влияют на судьбы искусства политические, религиозные, атеистические, нравственные, эстетические, философские взгляды его творцов и каким образом в творчестве художника проявляется его мировоззрение. При этом искусство воздействует на духовный мир человека, его склад мыслей и чувств прежде всего убедительностью художественного познания мира, правдивостью его образного воспроизведения, а не логикой идей и понятий, смысловой стороной содержания. Идейная основа как бы завуалирована в произведении его художественной тканью, эмоционально-чувственной оболочкой художественно-выразительных средств. Искусство убеждает логикой человеческих действий, реалистическим отображением жизни, исторической правдой, достоверностью. Влияя на чувства, воздействуя эмоционально, художественное произведение убеждает идейно, формирует сознание, мировоззрение.

Воздействуя на умы и сердца людей, влияя на формирование его духовного облика, искусство тем самым активно вторгается в жизнь общества, становится одним из эффективных средств перестройки общества. Поэтому его социальная роль тем выше и эффективнее, чем прогрессивнее, значительнее идеи, которые оно пропагандирует и несет собой, чем ярче и выразительнее, совершеннее художественное качество произведений искусства.

Рассматривая сущность и содержание формирования эстетической культуры личности средствами искусства, необходимо отметить - существуют такие элементы эстетической культуры, которые объективированы в предметах, социальных институтах, различных видах деятельности людей. Это своего рода опред-меченные, материализованные формы эстетической культуры, выступающие в качестве аспектов человеческой деятельности. Но в систему эстетической культуры входят и такие ее составляющие, которые неотделимы от непосредственной духовной жизни людей, духовного мира каждого человека как субъекта эстетического освоения мира. Речь идет об эстетическом общественном и индивидуальном сознании, то есть об эстетических потребностях, вкусах, оценках, теориях, эстетических идеалах личности и общества С 37, І62 ).

Как уже подчеркивалось, эстетическая культура личности - это единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков, норм деятельности и поведения. Поэтому сложная система личностных потребностей и способностей предстает как мера освоения эстетической культуры общества и мера творческой самоотдачи, что и определяет ее динамику, поэтапность

- 26 -и преемственность развития. Процесс формирования эстетической культуры личности представляет собой целенаправленное, постепенное и последовательное приближение к наивысшей степени развития всей системы качеств» Каждый этап ее развития характеризуется своими особенностями - возрастными, социально-психологическими и др.

Существенно и то, что компоненты эстетической культуры функционально связаны. Так, знания определяют кругозор личности, убеждения - направленность эстетических оценок, взглядов и вкусов, идейной позиции в целом, эстетические чувства - эмоциональную наполненность жизнедеятельности. Эстетические нормы выступают как инструменты регуляций практики. Эстетические отношения обусловливают предметную ориентацию, социальную конкретность реализации эстетической культуры в деятельности. То есть эстетическая культура выполняет определенные функции ( S3 ) информационно-познавательная функция связана с реализацией знаний личности; ценностно-ори-ентационная - с реализацией эстетических убеждений; деятельно-волевая - с реализацией эстетических способностей, которые определяют социально-творческую направленность эстетической культуры; коммуникативно-регулятивная функция выступает как модель эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности. Данные функции эстетической культуры отражают собой путь целостного процесса формирования личности в совокупности всех трех подсистем его структуры.

Как правило, эстетическая культура обусловливает содержательность, форму, объем, продуктивность в целом эстетической деятельности, а эстетические отношения определяют

- 27 -основные направления этой деятельности, ее избираемость. Поэтому вполне закономерно, что эстетические отношения сообразно структуре деятельности человека включают отношения к труду, социальному творчеству, природе, науке, искусству, общению, игре и спорту.

Обладает ли человек эстетическим кругозором, системой взглядов и развитым вкусом, умеет ли тонко чувствовать, освоил ли эстетические нормы поведения - это все показатели сформированное эстетической культуры. Эстетическая культура зрелой личности характеризует приобщенность к эстетическим и художественным ценностям, реализующуюся в избирательных предпочтениях, широте и глубине эстетической потребности общения с ними, в особенностях эстетических суждений и оценок, а также в готовности творчески переносить "по законам красоты1* накопленные эстетические впечатления, образно-выразительные структуры в свою профессиональную деятельность, во взаимоотношение с окружающими, в мироощущение и творческие увлечения, в досуг, в том числе занятия по интересам. Эстетическая культура личности проявляется во всех видах и формах деятельности, отражая как общий уровень духовной культуры человека, так и конкретное преломление индивидуальных эстетических представлений, отношений, эстетического сознания в действиях, поведении, мышлении и речи, организации жизни и труда, в межличностном общении.

Следует еще раз подчеркнуть, что эстетическое воспитание является существенной стороной всестороннего и гармонического роста личности. Под эстетически развитой мы понимаем

- 28 -личность, достигшую высокого уровня эстетической культуры, что определяется рядом показателей, которые не могут сводиться только к художественной эрудиции. Именно формирование эстетически развитой личности является специфической целью эстетического воспитания в нашем обществе.

Уровень эстетической культуры личности - сложное структурное образование, включающее ряд взаимосвязанных между собою элементов. В него входит как теоретическое освоение эстетики, истории и теории художественной культуры, различных видов искусства (хотя бы в общем виде, в основополагающих принципах и сведениях), так и, главным образом, практическое знакомство со многими классическими и современными художественными произведениями, которые человек прочитал, увидел или прослушал, то есть весь запас знаний, воспринятый личностью в течение жизни, а также закрепленной в памяти художественной информации. Уровень эстетической культуры личности включает и уровень овладения личностью тем или иным объемом специальных знаний, умений в конкретной художественной деятельности.

Обычно практические знания произведения искусства называют художественной эрудицией. Но одной ее, даже весьма обширной, недостаточно, чтобы быть высокоразвитой в эстетическом отношении личностью. Хотя знакомство со многими классическими и современными художественными произведениями, историей и теорией искусства, а также закономерностями их развития - естественная предпосылка достаточного уровня эстетической культуры. Эстетическое отношение к действительности - это оценочный вид познания. Для характеристики уровня эстетической культуры конкретной личности имеет большое

- 29 -значение, что эта личность оценивает в действительности и в искусстве как прекрасное или как безобразное, над чем смеется, а от чего приходит в восхищение ( 62;^f-^r).

Следовательно, вторым важнейшим элементом уровня культуры личности будет уровень ее эстетических и художественных оценочных представлений. К уровню первых относятся:

  1. развитость способности эстетического и художественного восприятия;

  2. развитость эстетического и художественного вкуса;

  3. характер эстетических идеалов личности.

Как правильно утверждают известные философы, специалисты в области эстетики, М.Ф.Овсянников, В.К.Скатерщиков, М.К.Афасиджев, О.В.Лармин и др., способность к эстетическому восприятию явлений природы появилась гораздо позднее, чем эстетическая оценка изделий человеческих рук и плодов человеческого труда. Это результат достаточно сложного и долгого развития чувств. Развитость способности к художественному восприятию, то есть восприятию произведений искусства, также результат длительного исторического и индивидуального развития. Художественное восприятие произведения искусства предполагает необходимость научиться понимать, эстетически оценивать и эмоционально переживать его. В целом развитость способности к эстетическому и художественному восприятию действительности и искусства есть фундамент и первичный показатель уровня эстетических и художественных оценочных представлений личности.

В процессе восприятия эстетических явлений действительности, общения с ними, в ходе эстетического освоения мира

- зо -

у людей формируются эстетические вкуси, взгляда и представления, При этой регулирующую функцию осуществляет художественная культура, непосредственно участвуя в форми* ровании и воспитании эстетических потребностей ( 92 )

Множество накапливающихся эстетических и художест-венных восприятий порождает эстетический вкус как способ* ность и определенный критерий оценки явлений действительности и искусства» То есть эстетический вкус - это способность понимать эстетическое, различать прекрасное или без* образное в природе, обществе, искусстве, давать оценки эстетическим явлениям* Следовательно, эстетический вкус имеет оценочный характер, представляет собой совокупность и систему эстетических оценок* Они складываются, как уже отмечалось, на основе накопленных эстетических и художественных восприятий, на основе уже имеющегося опыта общения с эстетическими явлениями, а также в соответствии с определенными эстетическими взглядами, убеждениями, представлениями данного общества и его отдельных членов*

Необходимо отметить, что эстетические взгляды людей -элемент эстетического сознания ( 37 )* В них особенно отчетливо проявляется его идеологическая направленность* Причем, зависимость эстетических взглядов от политических, нравственных, философских и других идей имеет сложный опосредованный характер* Нередко наблюдается, как человек, обладающий высокой сознательностью и руководствующийся в своем поведении принятыми нормами морали, одновременно мало культурен в эстетическом отношении, обладает неразвитыми

эстетическими потребностями, имеет примитивный эстетический вкус,

Одно из центральных мест в структуре эстетической культур» занимают эстетические потребности. Эстетические Потребности представляют собой вид духовных потребностей, содержат в с&бе главные особенности духовных* В современной философии, социологии и психологии богетсево человеческих потребностей раскрывается с позиций ценностного подхода* Так, В.П.Тугаринов, С.Ф.Акимов и другие относят к основным человеческим ценностям саму жизнь, труд, социально-политические идеалы, науку, мораль и искусство. В соответствии с этими ценностями рассматриваются потребности, обеспечивающие естественную жизнедеятельность человека, а также потребности в труде, общении, познании, эстетическом восприятии и творчестве»

Эстетическая потребность как устойчивое стремление людей к прекрасному и другим категориям эстетики, например, возвышенному, комическому, отражает, прежде всего, специфику самого предмета потребления ( **,*-*) Поскольку красота так же многолика, как и сама действительность, объект эстетической потребности присутствует в самых различных сторонах бытия: природе, труде, науке, искусстве и т.д. Вследствие этого эстетическая потребность, как и эстетическая деятельность, носит интегральный характер, она является "скво* зной" универсальной потребностью личности и самым тесным образом связана с другими потребностями, видами человеческой деятельности* Особенно близки эстетические и нравственные потребности, на что указывает Г.А.Праздников, О.А. Драздникова, В*Н*Толстых и другие исследователи* Универ-

- 32 -сальным, "сквозным" характером эстетической потребности объясняется и ее всестороннее влияние на духовный мир личности. Действительно прекрасное облагораживает нас, служит источником добра, нравственности. Искусство, художественная деятельность как важнейшие формы эстетического освоения мира объединяют людей, обогащают интеллектуальное, эмоциональное общение, способствуют развитию творческих начал, способностей в сфере познания, труда, общественной деятельности* Не случайно поэтому психолог С.Л.Рубинштейн назвал эстетическую потребность "человечнейшей из всех человеческих потребностей*.

Между эстетическими потребностями, чувствами, интересами, вкусами, способностями наблюдается сложная диалектическая зависимость* Очень часто интерес и чувство возникает на основе еще не осознанной потребности, но чаще сама потребность формируется в результате накопленного эмоционального опыта, возникших и закрепившихся интересов, предпочтений.

Критериями (признаками) сформированное эстетических потребностей являются:

а) разносторонность и широта запросов в области эсте
тики, искусства, прекрасного;

б) высокое качество предпочтений;

в) постоянство общения человека с прекрасным;

г) общественно-эстетическая активность;

д) нетерпимость к безобразному, уродливому;

е) соответствие индивидуальных потребностей идеалу
красоты.

Эстетические потребности удовлетворяются в трех основных сферах общественной жизни: в области профессиональной деятельности, в сфере потребления и в различных формах эстетической деятельности, прежде всего в искусстве» Развитость эстетических потребностей и их уровень у людей различны* Это обусловлено совокупностью объективных и субъективных факторов, социальных условий жизни как отдельных индивидов, так и целых социальных групп, больших и малых» Эстетические потребности - это потребности, которые реализуются в ходе постоянного общения с ценностями человеческого духа, с природой*

Однако главным показателем уровня оценочных эстетических представлений личности является характер ее эстетических идеалов. Причем, в эстетическом идеале конкретизируются эстетические потребности, вкусы, оценки, взгляды общества на сущность эстетического в природе, обществе, искусстве, представления о роли и значимости эстетического начала в жизни человека» Эстетические потребности и оценки, вкусы и взгляды так или иначе связаны с эстетическим идеалом и зависят от него» Эстетическая оценка действительности обусловлена прежде всего эстетическим идеалом, который представляет собой сложный сплав действительного и желаемого, отражения эстетической реальности и обоснования художественного совершенства, свидетельствует об опережающем характере эстетического сознания и всей эстетической культуры (137 ). Эстетический идеал часто является действенным стимулом развития не только эстетической, но и всей духовной жизни и культуры человека,

Наряду с эстетическим восприятием первоосновой эстетической культуры являются эстетические чувства» Эстетическими чувствами называются чувства, возникающие при восприятии произведений искусства, красивых продуктов труда, явлений в природе, обществе и человеке* Но своему содержанию и форме проявления они присущи только человеку как общественному существу. Эстетические чувства возникли в процессе общественной, трудовой деятельности человека и выполняют строго определенные социальные функции» "При этом эстетические чувства следует рассматривать как общественный продукт не только в том смысле, что они возникли исторически в процессе трудовой деятельности людей, но и потому, что каждый раз у каждого из нас они становятся "человеческими" в труде, в процессе личного участия в решении различных общественно значимых проблем (материальное производство, научная, педагогическая, художественная, организационная деятельность и т*д* ( J3S/^ ).

"Искусство, - подчеркивал I*С»Выготский, - есть социальное в нас... И поэтому действие искусства, когда оно совершает катарсис и вовлекает в этот очистительный огонь самые интимные, самые жизненно важные потрясения личной души, есть действие социальное * ( 30, 3/6

Эстетические чувства порождают в человеке способность наслаждаться трудом, познанием, любой другой формой творческой деятельности* Художник, осваивающий мир по законам красоты, сопоставляет эти законы с человечеством, оценивает с точки зрения их значения для всего человеческого рода* Поэтому переживания, вызываемые его творениями, являются

- 35 -одновременно и глубоко интимными, сокровенными для личности, и социально значимыми для нее» Благодаря эстетическим чувствам искусство представляет нам возможность пережить многие чужие жизни, как свою, обогатиться опытом многих поколений людей, сделать его фактом своей собственной биографии. В этом, прежде всего, источник воздействия искусства и вообще всего подлинно красивого в действительности на целостную личность человека, на формирование его идеалов, стремлений и поступков* Эстетические чувства побуждают в человеке стремление к гармоническому развитию всех его духовных и физических способностей*

Как правильно отмечает В.В.Журавлев, присутствуя фактически во всех сферах жизни общества - от труда до быта, от материального производства до духовной жизни, эстетическая культура вместе с тем имеет свою специфику («3^/)# Эстетическая культура содействует развитию и совершенствованию всей духовной сферы общества. Воздействие эстетической культуры на духовную жизнь многопланово. Например, эстетическое начало трудовой деятельности благотворно влияет не только на отношение людей к труду, но и на их общий духовно-нравственный настрой. Эстетическая сторона труда делает его более интересным и привлекательным для человека, рождает стремление не только воспринимать прекрасное, но и сохранять и развивать его* Духовный мир человека становится богаче и содержательнее. Красота труда вызывает новые эстетические потребности. В результате формируются эстетические критерии оценки природы, человеческих отношений, поступков и действий. Происходит становление эстетиче-

- 36 -ского сознания людей, что проявляется в функционировании эстетических оценок действительности.

При этом, как подчеркивают Н.Й.Киященко, НДДейзеров ( і55, у8 )» в современных условиях необычайно расширяется и углубляется сфера эстетической деятельности и духовной жизни, то есть сфера, проявления и приложения эстетических способностей и дарований человека* Одновременно расширяется и художественное освоение мира, которое начинает выходить за рамки сложившейся системы искусства. Трудно себе представить какую-либо сферу жизни и деятельности человека, которая не несла бы на себе эстетическую или художественную "нагрузку"» Наблюдается своего рода эстетизация, совершенствование образа жизни*

Расширение сферы эстетической и художественной жизни общества и личности определяет необходимость передачи от поколения к поколению не только опыта приобщения к знанию и его практического претворения, но и опыт восприятия, эмоционального переживания красоты мира и жизни людей и опыта умножения красоты в собственной жизнедеятельности каждого индивида» Дня реализации столь широко масштабной эстетически-художественной задачи необходимо формировать в людях с детства соответствующие потребности и способности. То есть, если ты хочешь наслаждаться всем эстетическим богатством мира, всей красотой окружающей действительности, ты должен быть эстетически образованным и чувствовать художественную ценность произведений искусства* Взаимодействие художественного и эстетического в развитии личности осуществляется самим образом жизни, всей атмосферой культурной жизни, все возрастающей ролью в жизнедеятельности

- 37 -человека искусств, массовых средств информации (печать, радио, телевидение, наглядная агитация), культурно-просветительных учреждений (особенно в сельской местности)» Особое значение, естественно, в этом важном, поистине государственном деле, имеет общеобразовательная школа*

Первостепенное значение в системе разновидностей эстетического имеет художественно-образное воплощение того,что уже оценено как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое и отобрано для специфического воплощения в искусстве с целью воздействия на духовную жизнь человека и его деятельность* Развитие искусств и породило понятие "художественность", а затем я категорию "художественное"* Само по себе художественное -это категория, отражающая результаты специфической образной формы эстетического познания, целью которого является создание произведений, способных вызывать у людей ответные чувственные эстетические реакции, эмоциональный отклик души, перерастающие в особого рода духовное удовольствие и наслаждение* Художественное - эюо высшая форма эстетиие-ского отношения человека к действительности ( /33, /у ).

Как свидетельствует анализ научных трудов, исследований по эстетической и художественной культуре, а также обобщение реального состояния художественной культуры школьников, всего населения, можно сделать вывод о том, что в качестве одной из подсистем духовной культуры (и как специфический вид человеческой деятельности) художественная культура включает такие наиболее существенные и важные компоненты, как:

— 38 —

создателей, авторов художественных произведений (писатели, композиторы, художники, артисты и т»д», художественная самодеятельность народных масс);

систему художественного образования (училища искусств, художественные вузы и консерватории, коллективы художественного самодеятельного творчества);

сам процесс художественного творчества, эстетическую деятельность, направленную на создание произведений искус» ства;

художественные ценности, результаты художественного творчества (произведения литературы, кино, изобразительного искусства), то есть то, что чаще всего определяют как искусство;

художественные учреждения и средства распространения, "доставки", тиражирования художественных ценностей (музеи, театры, дворцы культуры, радио, телевидение, периодические издания, полиграфическая база и т.д.);

реципиента, потребителя искусства (читателя, слушателя, зрителя);

системы эстетического образования и воспитания в детских садах, средней и высшей школе, учреждения, ведущие художественную пропаганду;

систему поощрения, стимулирования художников, писателей, композиторов, режиссеров (премии, конкурсы, смотры, присвоение почетных званий);

творческие союзы, объединяющие по профессиям деятелей литературы и искусства, выступающие как одно из средств управления художественной культурой;

теорию художественной культуры, эстетику как творческое обогащение опыта развития культуры, эстетические взгляды , потребности и вкусы;

литературно-художественную критику, призванную направлять развитие художественного творчества, формировать общественное мнение, способствовать воспитанию и развитию художественных вкусов, потребителей искусства, выступающую и как посредник между художником и реципиентом (потребителем), и как инструмент управления;

органы государственного руководства художественной культурой, эстетическим воспитанием школьников, всего населения страны*

В подавляющем большинстве современных эстетических работ признается тот факт, что основным структурным элементом эстетической, художественной культуры является искусство, Однако, одни авторы считают, что специфика искусства может быть осмыслена только если рассматривать его как определенную информацию, другие - рассматривают искусство как семиотическую систему, третьи - утверждают, что единственно правильное определение природы искусства может дать его изучение как "целостной системы психических процессов", четвертые - выделяют как главное "социально-коммуникативные" функции искусства.

Однако сущность искусства не может быть сведена ни к знаковым образованиям, ни к психическим процессам, ни к эстетической деятельности, рассматриваемой в ее чистом, так сказать, виде. Искусство, являясь одним из главных средств эстетического и художественного воспитания, играет особую

- 40 -роль в духовной жизни общества, прежде всего в силу присущей ему полифункциональности, синтетичности, сочетания функций как эстетических, так и внеэстетических.

Как известно, человеческая жизнедеятельность проявляется в следующих основных формах;

в познавательной, направленной на познание природы, общества и закономерностей» которые ими управляют;

в практически-преобразующей (трудовой, учебной практике);

в ценностной ориентации (выборе, предпочтении, оценке);

в общении (в повседневных контактах, коммуникациях людей, обрядах, праздниках, играх, спорте) ( */ )

Специфика искусства и состоит в том, что по своей природе оно как никакой другой компонент духовной культуры яв-ляется многофункциональной подсистемой эстетической и художественной культуры, синтетично удо влетворяющей как многообразие человеческих потребностей, так и воплощающей многообразие проявлений человеческой жизнедеятельности ( 70,ZS )т

Эстетическое воспитание, формирование эстетической культуры, как неотъемлемые стороны системы народного образования и просвещения, ставят перед собой задачу всестороннего и гармоничного развития личности, формирования всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, которые умеют все делать. Однако эстетическое воспитание идет к этой цели своими путями через осуществление своих специфических задач.

Специфическая задача эстетического воспитания заключается в формировании творческой, эстетически развитой

-41-личности ( 63 ) Решение именно этой задачи определяет незаменимость эстетического воспитания как особого вида воспитательной деятельности. В процессе реализации своей специальной цели эстетическое воспитание вступает в многообразные связи и отношения с другими формами воспитания личности, в свою очередь испытывая их воздействие. Своеобразие эстетического воспитания в этой связи проявляется не только в решении своих задач, но и в том, что оно так или иначе пронизывает собой все другие сферы воспитания, придавая ей эмоционально-личностный характер. Отсюда проистекает и особая роль эстетического воспитания как средства совершенствования современного образа жизни.

Следует еще раз подчеркнуть, что эстетическое воспитание, процесс формирования эстетической и художественной культуры не сводится к художественному воздействию, что их средства многообразны, а искусство - лишь одно из них. Но при этом необходимо подчеркнуть и другой момент: искусству принадлежит здесь особая, ничем не заменимая, исключительно активная роль.

Эта роль обусловливается тем, что только искусство раскрывает, обобщает, систематизирует исторически складывающийся опыт эстетических отношений человека к действительности и передает его в доступном множеству людей виде. Решая любые задачи, оно непременно отражает и осмысливает эстетические факторы действительности, а оценивая различные жизненные явления, как правило, подвергает их и эстетической оценке. При этом искусство вызывает у нас эстетические эмоции и доставляет эстетическое наслаждение, вызывает новый прилив интеллектуальных и физических сил. Все

- 42 -это делает искусство особенно эффективным и незаменимым средством эстетического воспитания, формирования эстетической культуры. В то же время участие в эстетическом воспитании, в формировании духовной и прежде всего эстетической культуры далеко не единственная функция искусства. Эта фун-кция искусства тесно, органически вплетена в сложную систему социальных функций, которые выполняет искусство и которые определяются его природой, его особым местом в общественной жизни, в сложном механизме жизнедеятельности человека (/<^//*").

Как полифункциональная система искусство характеризуется следующими функциями:

познавательная» Духовная культура в целом, отражая действительность в сознании человека, является средством познания мира, дает определенную сумму знаний о природе и обществе, о законах их развития и функционирования, способствует созданию в сознании человека целостного образа окружающего мира. Искусство выступает и как отражение, познание человеком объективного мира и как самопознание. Являясь одной из форм отражения действительности во всем ее многообразии и во всей сложности, искусство способствует более глубокому проникновению в объективные законы развития человеческого общества, в законы развития и формирования личности;

социальная. Связанная с социальной жизнью духовная культура выражает интересы, чаяния, стремления, симпатии и антипатии определенных социальных групп общества. Идеологические формы зависят от общественного бытия, воздействуют друг на друга и обладают способностью обратного воздей-

~ 43 -ствия на общественный базис. Будучи тесно связанным множеством зримых и незримых нитей с социальной жизнью общества искусство, как часть духовной культуры, выражает интересы, чувства, симпатии или антипатии (социальные, философские, нравственные, эстетические) того или иного класса, той или иной общественной группы» Познавательная и социальная функции определяют то, что искусство может служить средством целенаправленного воздействия на личность, средством воспитания;

средством ценностной ориентации, воплощая определенный эстетический идеал, выражающий идеал определенной социальной группы: борьба за торжество правого дела, образы положительных героев, воспроизведенные в искусстве, воспитывают высокие гражданские качества, служат примером. В результате этого определенным образом ориентируя читателя, слушателя, искусство выступает как социально-организующий фактор;

семиотическая» Создавая, сохраняя и передавая последующим поколениям в определенных системах знаков и символов (специфичных для каждого вида искусства), искусство накапливает свои достижения в области теории и практики;

коммуникативная. Передавая посредством своего художественно-выразительного языка знаков и символов по определенным каналам средств массовой коммуникации определенную информацию и сообщения, искусство выступает как средство общения художника и его реципиента (публики) и как средство общения между народами» В свое время Л.Н»Толстой считал эту функцию искусства определяющей;

~ 44 -

гедонистическая. Искусство способно возбуждать чувства, эмоции, доставлять эстетическое наслаждение, удовольствие, "радость", как говорил Аристотель;

зрелищная. Искусство выступает и как развлечение, зрелище, игра, как средство отдыха, источник глубокого наслаждения;

просветительная. Искусство, как правило, выступает своеобразным "учебником жизни";

эстетическая. Искусство создает "эстетическую реальность", в которой действительность находит свое воплощение в специфических художественных формах, в системе изобразительно-выразительных средств, индивидуальной художественной манере и стиле» Общение с искусством побуждает зрителя, читателя, слушателя к сотворчеству, пробуждает и формирует в нем художественное начало,

Таким образом искусство, как полифункциональная система эстетической культуры синтетически соединяет в себе такие существенные функции как познание действительности, социальную детерминированность, воспитательную, ценностную, ориентационную, социально-организующую, коммуникативную, зрелищную, гедонистическую и эстетическую С То )

Необходимо особо подчеркнуть, что говоря о различных сторонах эстетической культуры и способах целенаправленного формирования каждой из них, нельзя забывать о том, что подобное расщепление целостной эстетической культуры личности и целостного процесса ее эстетического воспитания может иметь место только в теоретическом анализе, в реальности же» в самой жизни мы видим многогранные целостные

-45 -образования, в которых каждая грань - часть целого, тесно взаимосвязана со всеми другими его частями. Тем более само эстетическое воспитание есть аспект процесса комплексного воспитания личности, которое только и способно формировать человека как целое, в единстве его трудовой и общественной активности, его нравственных установок, жизненных взглядов и убеждений»

І.Д, Место и роль эстетической культуры в системе повышения квалификации учителей

Эстетическое развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека. Начальные исходные этапы эстетического развития личности имеют ориентационно-познавательный характер. Позже, в период юности и затем в период зрелости, в период профессиональной деятельности, в силу качественных сдвигов в структуре деятельности личности начинают преобладать ценностно-ориентационные и деятельно-волевые мотивы» Эстетическое развитие человека представляет собой процесс восхождения к наивысшей полноте каждого из компонентов и их связей, Сформированность эстетических интересов, убеждений, вкусов, переживаний, восприятия, воображения, оценки и самооценки, с одной стороны, и актуализация эстетических отношений, способностей, потребностей - с другой - определяют в единстве содержание эстетического развития человека, Особенно это необходимо иметь в виду, рассматривая проблему эстетического развития личности учителя, формирования его эстетической культуры в условиях повышения квалификации, после профессиональной подготовки,

При этом следует иметь в виду, что внутренним механизмом эстетической культуры личности, определяющим ее поступательную динамику, является функционирование эстетического сознания, диалектика связи потребностей и способностей. Его содержательная направленность выражается в системе эстетических отношений к избирательно-предпочтительным (либо неприемлемым с точки зрения индивида) явлениям, вещам, суждениям, позициям, действиям и поступкам. Внешне границы эстетической культуры определяются контурами социальной деятельности личности: ее профессиональной деятельностью, творческим раскрытием, эстетическим общением в сфере искусства, реализацией ценностных ориентации,

Указанные компоненты структуры эстетической культуры, динамика и механизмы ее формирования, характер критериев -все это органично включается в специфический процесс формирования эстетической культуры личности учителя и отражает сущность, содержание этого процесса. Эстетическая культура -неотъемлемая личностная и профессиональная черта, составная часть характеристики каждого учителя, независимо от профиля учебного предмета, предмета, по специальности которой он получил профессиональную подготовку и образование»

Отсюда понятно, что формирование эстетической культуры учителя в современных условиях долдшо занимать одно из ведущих, центральных направлений во всей системе повышения квалификации, в деятельности институтов усовершенствования учителей (институтов развития образования) и общеобразовательных учебных заведений.

Этого требуют и условия системы непрерывного эстетиие-ского воспитания и художественного образования, которые

- 47 -набирают силы в последние годы в ряде регионов Российской Федерации. Одна из таких систем создана в Тульской области, Непосредственным организатором этой системы, которая является составной частью региональной программы "Развитие образования Тульской области в новых социально-экономических условиях*', разработанной в Департаменте образования и высшей школы администрации Тульской области при участии соискателя является заведующая кафедрой эстетического воспитания и художественного образования Тульского областного института развития образования Н, С, Иванова,

Данная система включает в себя четыре блока:

I - дошкольный,

П - школьный,

Ш - высшего специального образования, 17 - повышения квалификации педагогических кадров,

|У блок - повышение квалификации педагогических кадров разработан с учетом разных категорий слушателей (не только работников образования)

Получив специальное образование, учитель должен создать учебно-методический комплекс, который будет отражать его уровень знаний, умений, подготовку как мастера прикладного искусства и т.д.

Школа требует от педагогов обязательного поиска нового в работе с детьми. Совершенствуя свой учебно-методический

I В данном случае рассматривается категория слушателей - преподавателей предметов художественно-эстетического цикла,

- 48 -комплекс, учитель повышает педагогическое мастерство, он не останавливается на одной форме проведения уроков* В его работе всегда присутствует поиск нового, более совершенно* го, а значит, появляются новые разделы, направления У М К, новые пути в чудесный мир красок, линий»

Сделав анализ своей работы, учитель приходит к выводу, что ему необходимо повысить квалификацию, но уже на более высоком уровне и в другой форме. Допустим, что он прошел годичные курсы. Для него этого оказалось недостаточно* Значит, по своему желанию он может входить в творческую группу или работать по каким-то проблемам, но с обязательным участием в работе клуба творческой педагогики или творческой мастерской* Вид повышения квалификации выбирает сам учитель* Работая со своими коллегами, сравнивая свой опыт работы с опытом других и изучив требования аттестации, учитель выходит на разряд, определяет свое соответствие разряду*

Повысив квалификацию, учитель снова возвращается к УМК, но уже на новом витке, с более высоким профессиональным мастерством. Он вносит изменения, дополнения в план повышения квалификации, разрабатывает новые методические приемы, формы проведения занятий, ведет педагогические исследования на уровне группы детей, класса, школы и т.д. Так учитель включается в систему непрерывного образования (схема № I).

Необходимо отметить, что система непрерывного образования требует от педагога содружества со своими- коллегами, коллегами других швол не только своей области. Обязательны работа в творческой группе, участие в итоговых, постоянно действующих и персональных выставках, научно-практических

Схема I

ТГПУ

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИГГЕЛЯ
__«, Кафедра эет. зосп. ]

j в худ, образования j[__15

мес.

л е к ц и я

а к

т.

а н

цел.

КУРСЫ

ГОДИН. | О. - 3

проб, |

унив.

о н с

У л ь т а

и и

Обл.науч. - практ конференции

выставки

экскурс.

Ij обмен опытом

Творчі

уроки

внеклас работа

юские отчеты

творчес.

выстав.

материал

Областные выставки

темат. | персонал, передв

практич. занятия

семинары

Оказание методической помощи на местах

круглые стопы

открыт.

уроки ме-

тод,раб.

дискуссии

Учитель

П

конкурсы,

олимпиады,

выставки.

мастерские

юных художников

УЧАЩИЕСЯ

создание музеев, уголки искусств, творческих залов

творческие лаборатории

Творческие группы

Вернисаж - творчества " Учитель - личность "

J , , 1

Секция

клуба твор. педагогов

пасти;

Межобластная работа

икгегрі. мероприяг.

Институт общего образования МО РФ

Научно - исследоват. работ* рекоменд тіечат материал

Анализ работы

J

- 50 -конференциях, а также совместная исследовательская, поисковая работа с учеными-методистами в разработке новых форм и методов обучения по совершенствованию методики преподавания. То есть в современных условиях быть просто учителем нельзя. Поднять авторитет учителя, повысить уровень преподавания можно только педагогическим мастерством, личностью, создавая условия для воспитания новых поколений, обогащенных искусством, культурой общения, умеющих постигать дущу народа, их судьбы»

В итоге достигнуты ощутимые результаты в эстетическом воспитании школьников, формировании их эстетической культуры в ряде школ ї^льской области. Например, в средней школе № 71 г, Тулы:

  1. Обновилось содержание образования в школе.

  2. Исследовалось сочетание разных форм проведения уроков, использовались новые методы и приемы обучения с целью эффективности усвоения знаний, умений и навыков предметов гуманитарного цикла.

  3. Шли проведены педагогические и психологические исследования в области культуры, изобразительного творчества детей, интереса к познанию, выборности специализации с учетом индивидуальных способностей.

  4. Создан комплекс видеоматериалов по проблемам интегрирования предметов гуманитарного цикла.

  5. Повысился качественный уровень работ учащихся: только за 1993/94 учебный год 14 детей из 50 получили призы международных выставок, работы 12 участников экспонировались в Испании, в 1995/96 учебном году на конкурсе, посвященном 850-летию г. Тулы, 25 детей получили призы и благодарности.

б, Дети научились общаться на профессиональном языке искусства, повысился их культурный уровень*

В конечном итоге - это может быть одна параллель в школе или одна школа - Центр художественно-эстетического образования - на район или город, куда во^пут специализации других профилей: хореографического, театрального, музыкального, вокально-хорового и др., в зависимости от желания детей и их творческих возможностей.

С 1996/97 учебного года впервые в Туле и области открыта художественно-промысловая школа-лицей № 23, Основными целями и задачами ее является возрождение народного искусства Тульского края в условиях системы непрерывного эстетического воспитания и художественного образования. Уже работают мастерские по возрождению тульской и филимоновской народной игрушки, керамики, кружевоплетения, художественной обработки дерева и др.

Таким образом, тульское образование сегодня - это та сфера, которая в сложных социально-экономических и политических условиях является мощнейшим фактором стабилизации и организации вокруг себя нормального жизнеустойчивого пространства. Вся деятельность органов управления образованием направлена на нормальное развитие детей, их психическое и физическое здоровье, формирование мышления, сознания, других ценностей, эффективную и успешную социализацию. Все участники тульского образовательного пространства работают над единой проблемой: как на основе образования в условиях переходного периода организовать для ребенка полноценную среду жизнедеятельности и развития.

Основным механизмом решения этой проблемы является целенаправленная деятельность департамента образования и высшей школы совместно с педагогическими коллективами и управленческими структурами по проектированию и созданию адаптивного образовательного пространства в Тульском регионе.

Тульская изменяющаяся общеобразовательная школа сохраняет от прежней школы полноту образования, высокий уровень преподавания, академичность, но вместе с тем становится более гибкой, мобильной, превращая ученика из объекта учебного процесса в активного его участника, гуманизируя и демократизируя учебно-воспитательный процесс, вводя новые технологии, позволяющие создать ситуацию для успеха каждому ребенку»

Реализация этих процессов стала возможна прежде всего благодаря сложившимся в области новым подходам к практике взаимодействия педагогических и управленческих кадров с вузами, а также научными подразделениями различных ведомств и региона и других городов»

Одним из факторов, обеспечивающим введение новых моделей общеобразовательных школ, инновационных педагогических проектов, широкого выбора образовательных прогреми, является базисный учебный план и особенно содержание регионального компонента,

Введение базисного плана способствовало развитию творческой мысли педагогов, коллективов учреждений, применению новых педагогических технологий»

Но все это стало возможным благодаря активной роли Тульского областного института развития образования, который

- 53 -успешно осуществляет повышение квалификации учителей, вооружая их новыми педагогическими технологиями и повышая уровень их эстетической культуры, совершенствуя педагогическое мастерство.

Не меньшее, если не большее значение, приобретает Инс» титут развития образования и для формирования эстетической культуры учителей предметов гуманитарного, естественно-математического циклов. Об этом убедительно свидетельствуют и результаты проведенного нами экспериментального исследования. Эти результаты подтверждают - чем выше эстетическая культура учителя русского языка, иностранного языка, математики, физики и других предметов, тем выше результативность их педагогического труда, тем больше у них желания и возможности использовать новаторские, инновационные методы и приемы обучения и воспитания школьников,

И это понятно. Конец XX столетия характеризуется как период "глобальных инноваций во всех областях культуры, экономики, техники, общественной жизни". Сегодня, когда ломаются общепринятые стереотипы, культура отношений личности и общества, общества и личности выдвигаются на первый план. А эстетические отношения во многом определяют именно характер этих отношений, сущность и уровеньь эстетической культуры, как специфического вида отношений общества и личности.

Похожие диссертации на Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации