Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности С. 13
1.1 Эволюция взглядов на феномен эстетической культуры в философии, психологии и педагогике С. 13
1.2 Современные подходы к формированию эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности G32
1.3. Критерии эффективности формирования эстетической культуры старшеклассников С. 58
Выводы по I главе С.77
ГЛАВА II. Педагогические условия формирования эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности С.79
2.1 Уровни сформированности эстетической культуры как показатель эстетического развития старшеклассников С.79
2.2 Педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности С. 112
Выводы по II главе С.143
Заключение С.146
Библиография С.151
Приложения С.174
- Эволюция взглядов на феномен эстетической культуры в философии, психологии и педагогике
- Современные подходы к формированию эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности
- Уровни сформированности эстетической культуры как показатель эстетического развития старшеклассников
- Педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности
Введение к работе
Состояние социально-культурной ситуации, которая характеризуется
сложными и неоднозначными тенденциями на постсоветском
образовательном пространстве, позволяет говорить о необходимости
целенаправленного формирования эстетической культуры
старшеклассников. В современном российском обществе существенно изменилось функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных общественных объединений, религиозных организаций, а также социокультурная жизнь молодежи в целом. Стремительное развитие средств коммуникации и введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле и, следовательно, воспитательное пространство. Материалы, распространяемые через прессу, телевидение, радио, Интернет, нередко представляют собой поток информации, противоречащей нравственным ценностям, пропагандирующей бездумный и праздный образ жизни. Снижение культурно-образовательного уровня населения продолжается, и старшеклассник, вращаясь в атмосфере бездуховности, все больше отчуждается от моральных, культурных и общечеловеческих ценностей.
Данное положение привело к необходимости разработки новых требований к организации и содержанию школьного образования, которое призвано стать средством развития культурно-нравственного и интеллектуального потенциала нации, самоопределения человека в системе социальных и профессиональных ценностей. В связи с этим одной из важных педагогических проблем является подготовка старшеклассников, обладающих высоким духовно-нравственным и эстетическим потенциалом, способных к эстетическому восприятию ценностей России. Школа должна рассматривать себя и свой учебно-воспитательный процесс не как «образовательную услугу», а как культурное пространство, воспитывающую среду, активно способствующую становлению человека культуры. Данная
4 цель находит свое отражение в основных документах, регламентирующих работу образовательных учреждений (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция воспитательных систем, Федеральный компонент ГОСТа общего образования): «Основная цель общего среднего образования - подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной позиции в обществе и самостоятельному жизненному выбору,... к самообразованию и самосовершенствованию.» (Проект федерального компонента ГОСТа общего образования). Исходя из того, что в качестве приоритетного выделяется развитие способности создавать свой внутренний духовный мир, созрела необходимость в организации такого психолого-педагогического сопровождения, которое позволило бы каждому ученику старших классов устранить преграды для творческой самореализации и самосовершенствования.
Условием для развития внутренних потенций личности, раскрытия творческих способностей и творческих проявлений должно стать непрерывное формирование эффективной системы эстетического воспитания. При анализе научной литературы, освещающей проблему формирования эстетической культуры как высшего проявления эстетического воспитания, выяснилось, что в современном образовательном пространстве проблема непрерывного формирования эстетической культуры ребенка недостаточно разработана. Актуальность формирования эстетической культуры в современной общеобразовательной школе особенно остро возрастает на старшей ступени обучения, связанной с резким сокращением предметов гуманитарного цикла. Данная проблема актуализируется на современном этапе развития школьного образования и в связи с изменившимися приоритетными принципами обучения: обучение должно быть воспитывающим.
Противоречия между изменившимися требованиями к личности
выпускника образовательного учреждения, связанные со становлением и
развитием деятельностной и творческой жизненной позиции, с одной
стороны, и отсутствием четких теоретических ориентиров и организационно-
педагогических условий для формирования жизненных ориентиров
выпускников, с другой, обозначили выбор темы диссертационного
исследования: «Формирование эстетической культуры
старшеклассников в учебной деятельности».
Проблема исследования заключается в определении необходимых педагогических условий для формирования эстетической культуры старшеклассников в процессе учебной деятельности, так как гуманизация и модернизация образовательного пространства неосуществима без внесения эстетического начала в процесс обучения. Исследуемая проблема, будучи принадлежностью теории и практики эстетического воспитания, концентрирует в себе пограничные аспекты научных дисциплин, базируясь на межнаучном и междисциплинарном подходах в рассмотрении принципов формирования компонентов эстетической культуры.
Объект исследования; эстетическое воспитание старшеклассников в учебной деятельности.
Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры старшеклассников.
Цель исследования заключается в выявлении эффективности педагогических условий организации и осуществления учебной работы старшеклассников по формированию их эстетической культуры. Достижение поставленной цели потребовало выдвижения следующих задач исследования:
1. Провести сопоставительный анализ существующих в философии, психологии, педагогической теории и практике концептуальных подходов к пониманию феномена культуры.
Изучить и проанализировать теоретические основы педагогического обеспечения личностного развития старшеклассников в процессе формирования их эстетической культуры.
Определить педагогические условия формирования эстетической культуры старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности.
Охарактеризовать модель формирования* эстетической' культуры личности.
Разработать учебно-методические рекомендации по обеспечению условий формирования эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности будет эффективным в том случае, если:
модель преподавания учебных предметов, как гуманитарного, так и естественного циклов, будет строиться на основе сочетания культурного триединства (Истина - Добро - Красота);
содержание, формы и методы учебно-познавательной деятельности на уроке будут ориентированы на формирование эстетической культуры;
будет организована среда обучения, обеспечивающая усвоение мировых культурных ценностей;
- будет обеспечено активное включение учащихся в самостоятельный поиск
эстетических элементов в изучаемых предметах;
- формирование познавательных интересов будет осуществляться как
целенаправленный и систематический процесс, применяемый на уроках и во
внеклассной работе.
Методологическую основу исследования составляют:
- теория ценностных форм сознания (Ю.Б. Борев, Г.Г. Гадамер, Э.В. Ильенков, Ю.М. Лотман, Л.Н. Столович и др.);
7 -теория потребностей личности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Тарасов и др.);
-теория формирования личности в воспитательном процессе (А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, К.А. Шварцман и др.);
теоретические положения, анализирующие психолого-педагогические особенности развития детей в подростковом и юношеском возрасте (И.С.Кон, А.Р. Лурия, Д.И.Фельдштейн и др.);
концепция развивающего и воспитывающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова и др.);
концепция эстетического воспитания, эстетического и педагогического значения искусства в формировании личности (Л.А. Безбородова, Ш.М. Герман, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, А.Н. Малюков, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская, В.А. Разумный и др.);
культурологический подход к образовательному процессу (И.Ф. Гончаров, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, Д.С. Лихачев, Л.П. Печко, А.А. Радугин и
ДР-).
Для реализации поставленных целей и задач использовались следующие методы исследования:
теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы для обоснования теоретических и практических положений исследования;
социологические: опрос учителей-предметников и учащихся старших классов СОШ, их анкетирование, тестирование, наблюдение за учебной деятельностью старшеклассников, их общением с одноклассниками и учителями;
педагогический эксперимент;
анализ продуктов учебно-познавательной деятельности учащихся: устных ответов, творческих работ.
Достоверность исследования обеспечивается применением комплекса методов, соответствующих его объекту, целям, задачам и логике изучения
8 результатов деятельности образовательного учебного заведения, путем сопоставления данных, полученных в результате экспериментальной работы, дополнительных педагогических наблюдений, экспертных оценок, а также многолетним опытом работы автора в Иркутском педагогическом университете и Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры.
Научная новизна исследования заключается втом, что:
дано авторское определение понятия «формирование эстетической культуры старшеклассников», сформулированное на основе сравнительно-сопоставительного анализа сущностных характеристик, сопряженных с данным понятием;
разработаны критерии оценки сформированности показателей эстетической культуры старшеклассников;
обоснована целесообразность работы по формированию эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности;
выявлены педагогические условия организации учебно-воспитательной деятельности учащихся старших классов СОШ по формированию эстетической культуры;
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
расширены имеющиеся теоретические представления об эстетической культуре личности;
раскрыта совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешность проведения процесса формирования эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности;
выявлены структурно-содержательные характеристики, функции, показатели и уровни формирования эстетической культуры старшеклассников;
выявлена и обоснована возможность включения в темы уроков и внеурочную деятельность материалов о российских культурных
9 ценностях, позволяющая развить познавательные интересы старшеклассников, их эстетическую культуру. Практическая значимость исследования состоит в следующем:
разработано учебно-методическое пособие по обеспечению педагогических условий формирования эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности;
сделанные теоретические обобщения и выводы позволяют осуществить перенос выбранных подходов по формированию эстетической культуры старшеклассников на разные возрастные категории обучающихся;
теоретические выводы и практические материалы исследования возможно использовать для разработки лекционных и практических занятий в учебных заведениях разных статусов;
разработаны научно-практические рекомендации по формированию эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (теоретико-обобщающий, 2001 год) был посвящен изучению и анализу научных исследований по проблеме (философских, социологических, психолого-педагогических и др.); производился выбор методологических основ диссертационного исследования; формулировались гипотеза и задачи, определялись цель, объект, предмет исследования; обобщался передовой педагогический опыт по формированию эстетической культуры обучающихся, а также анализировался многолетний опыт работы автора с различными категориями слушателей курсов повышения квалификации работников образования.
Второй этап (конструктивно-поисковый, 2002-2003) был посвящен изучению и организации педагогического процесса в образовательных учреждениях Мурманской области в соответствии с целью исследования, при этом:
выявлялись условия, способствующие повышению и эффективности формирования эстетической культуры учащихся старших классов СОШ;
разрабатывались показатели уровня сформированное эстетической культуры старших подростков;
оценивалась подготовленность к восприятию эстетических категорий школьников Кольского Заполярья на разных этапах возрастного развития.
Третий этап (экспериментально-обобщающий, 2004 - 2006) включал проведение экспериментальной проверки обозначенных в задачах и гипотезе положений; математическую и статистическую обработку данных, полученных в ходе педагогического исследования, анализ и интерпретацию полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Основные положения, выносимые на зашиту:
Формирование эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности определяем как их приобщение к восприятию, переживанию, оценке произведений искусства, явлений природы, человеческих взаимоотношений, трудовой деятельности и общей жизнедеятельности, организованных по законам красоты на основе взаимодействия учителя и учеников в специально организованных условиях.
Модель формирования эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности включает три основных блока (методологический, технологический и оценочно-результативный), в которых последовательно реализуются концептуальные основы организации образовательного пространства школы, междисциплинарный синтез культурологических и психолого-педагогических знаний с целью формирования эстетической культуры старшеклассников; определяются задачи и содержание деятельности, педагогические условия, методы, формы и принципы, обеспечивающие деятельность в данном направлении, критерии сформированности показателей эстетической культуры старшеклассников.
Педагогическое обеспечение процесса формирования эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности рассматривается как создание педагогических условий, направленных на саморазвитие его личности: организационно-педагогических, позволяющих выработать систему оптимальных путей и средств педагогической деятельности по эстетизации процесса обучения старшеклассников и специальной подготовке к этому процессу педагогов; социально-педагогических, обеспечивающих личностное проецирование усвоенных на уроке знаний, умений и навыков на окружающую действительность; личностных, обеспечивающих активное участие в самостоятельном закреплении на практике полученных эстетических знаний и умений для организации собственного жизненного пространства «по законам красоты».
Реализация комплекса педагогических условий в учебной деятельности способствует формированию эстетической культуры старшеклассников, помогает их самосовершенствованию и самоопределению.
Апробация результатов исследования. Представленные в работе результаты исследования нашли свое отражение в выступлениях автора на международных научно-практических конференциях: «Государственно-общественный характер управления образованием как механизм формирования духовно-нравственных ценностей» (Мурманск, 2004); «Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития» (Москва, 2005); всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и инновации в современном мире: правовая, акмеологическая и социально-психологическая поддержка» (Москва, 2005); региональных научно-практических конференциях: «Развитие гуманитарного образования: культуроведческий аспект» (Мурманск, 1998); «Качество образования: содержание и управление» (Североморск, 2001); «Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе непрерывного педагогического образования» (Мурманск, 2005); в публикации материалов
12 исследования в журнале «Дополнительное образование и воспитание» (Москва, 2006).
Внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации статей, отражающих его ход, содержание и результаты, в сборниках Международных, Всероссийских и региональных конференций. Материалы диссертационного исследования включены в процесс проведения курсов и семинаров на базе Мурманского областного ИШСРОиК в 1997-2006 годах.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Библиографический список включает 267 источников, в том числе 11 диссертаций. В приложении представлены: 4 анкеты, творческие работы учителей и старшеклассников.
Эволюция взглядов на феномен эстетической культуры в философии, психологии и педагогике
Эстетическая культура — обширный сложный комплекс теоретических знаний и представлений об искусстве, эмпирико-эмоционального опыта и навыков творчества, позволяющих осуществлять эстетическое освоение мира в теории и на практике. В основе эстетической культуры лежит понятие эстетика (от греческого «эстезис» — «ощущение», «чувственное восприятие»). Понятие «эстетика», тонко реагируя на общественный строй, этническую культуру, развитие наук и искусств, условия быта и деятельности людей, индивидуальность личности претерпевало естественные качественные изменения на протяжении всего эволюционного пути человечества. Многочисленные культурные пласты, оставленные нам в наследство, характеризуют эстетику как науку общечеловеческого достоинства. Традиционное понимание эстетики как философской науки «о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, восприятии, оценке и освоении, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах бытия, восприятия, функционирования и развития искусства» [17; С.22] можно охарактеризовать как науку о прекрасном.
Рассматривая эстетику как «философскую науку об искусстве» [92; С.6], отметим, что она обладает особой природой: биполярной и междисциплинарной. Действительно, эстетическое знание являет собою и логическую конструкцию из обобщений и норм, и живую импульсивную эмпирику, сиюминутную, полную парадоксов и субъективности. «Территория действия» эстетики огромна, в ходе развития этой науки менялись не только концепции и базисные положения, но и круг изучаемых ею вопросов, сам ее предмет и задачи.
За время существования эстетики как науки к ней обращались для реализации философских, религиозных, идеологических, социальных, культурологических и многих иных замыслов. Она служила созданию картины мира, анализировала устройство государства, решала проблемы поэтики, примыкала к богословию и отмежевывалась от него, стремилась то сформировать незыблемые каноны, то разрушить их, соприкасаясь с исследованием психики, с этикой, социологией. Взаимосвязи эстетики с другими науками и сегодня достаточно тесны и обусловлены.
Развитие феномена эстетической культуры тесно связано с эволюционным развитием человечества, которое соответствует следующей исторической периодизации: Античность (VI в. до н. э. -IV в. н. э.), Средневековье (У-ХП вв.), Возрождение (ХШ-ХУ1 вв.), XVII век, XVBT век, ХГХ век, XX век, конец XX века - начало XXI века). Каждый из этих эволюционных периодов обладает базовыми ценностями, присущими эпохе в целом, трактовкой категории прекрасное. Также периоды отличает введение новых категориальных понятий, продвигающих эстетику по пути усложнения и обогащения теории. Для античных мыслителей (Гераклит, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ, Платон, Аристотель и др.) основами жизни и всего мироздания являлись целесообразность и красота, объединенные понятием «гармония», находившие отражение в соразмерном контрасте, слиянии противоположностей, как, например, высокие и низкие тона в музыке, вместе образующие мелодичное звучание. Показательно то, что древнегреческое слово космос означало мир, порядок и украшение (отсюда «косметика»). Эстетические суждения о предмете базировались на утилитарном применении: прекрасное приравнивалось к полезному, а все бесполезное к безобразному. По утверждению Сократа, «все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и... дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено» [124; С.95]. Черты данной концепции обнаруживаются в фольклоре разных народов: «Красоту в миску не положишь» (татарская пословица), «Лепешки лучше цветов» (японская), «С красотой в лес по дрова не ходят» (даргинская), «С погляденья сыт не будешь» (русская), «Не красна изба углами, а красна пирогами» и т.п. Но более продуктивными оказались суждения Платона. Не пытаясь упростить красоту, он провозглашает: «Прекрасное—трудно». Красота для Платона — идея, познать которую человек может, лишь находясь в состоянии вдохновения, близкого к одержимости. Философ впервые акцентировал внимание на процессе эстетического восприятия, увидев не внешнюю, природно-предметную сторону красоты, а ее духовную сущность, эстетическое воздействие на созерцающего. Прекрасное в жизни и в искусстве — это одно из тех звеньев, которые, по мнению Платона, передают человеку энергетические флюиды божественного начала, подобного магниту. Христианская эстетическая концепция Средневековья (Аврелий Августин, Боэций, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Бернар Клервоский, Ульрих Страсбургский) унаследовала многое из теории Платона. Принципы средневековой эстетики были сформулированы Фомой Аквинским в трактатах «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Схоласт-доминиканец выделил две разновидности прекрасного: чувственное и интеллектуальное; причем чувственное — лишь отблеск интеллектуального, без которого оно не может существовать. Прекрасное покоится на трех основаниях: гармонии (пропорции), отсутствии изъянов, ясности; оно наиболее адекватно отражает божественную благодать и неразрывно связано с нравственным началом, ибо добрые вещи являются прекрасными, а прекрасные — добрыми. Фома Аквинский впервые заводит речь о незаинтересованном, то есть бескорыстном, неутилитарном характере эстетических чувств и переживаний. Вступая в контакт с прекрасным, человек не ищет практической выгоды, не ориентируется на достижение какого-либо результата, не занимается целеполаганием. В «Сумме теологии» им высказана мысль о том, что люди, ничего не требуя от искусства, все-таки вознаграждаются, ибо их эмоции и впечатления уже сами по себе бесценны. Хотя искусство приносит человечеству колоссальную пользу, дать прагматичное объяснение, в чем именно она заключается, невозможно; кроме того, смысл художественного произведения не сводится к информации, которую можно из него извлечь. Таким образом, средневековая эстетика наметила перспективные позиции, созвучные будущим столетиям.
Современные подходы к формированию эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности
Российское общество, долгие годы находившееся в глубоком социально-экономическом кризисе, практически утратило достигнутые позиции не только во всех сферах жизнедеятельности, но и в образовании. Изменение ценностных ориентиров в жизни общества, бесцензурное (поэтому, как правило, низкопробное) западное искусство, заполонившее постсоветское культурное пространство, низкий уровень средств массовой информации, формирующих образ псевдокультуры, смена приоритетов в образовании (главное - знания, умения и навыки, гарантирующие успешную сдачу тестов Единого государственного экзамена) не могли не сказаться на эстетическом развитии детей. Там, где главным показателем эффективности деятельности педагогических коллективов является процентная форма учёта успеваемости учащихся, выражение сложности духовной жизни, эстетического развития личности становится невозможным. Учение - лишь одна из форм детской, подростковой и юношеской деятельности, развивающее преимущественно интеллектуальную сферу человека, а в развитии нуждаются и физическая, и волевая, и эмоциональная, и образно-творческая, и потребностно-мотивационная сферы личности. В условиях гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности, российского самосознания и самоидентичности, заявленных «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве важнейших задач, стоящих перед современным образованием, проблема формирования эстетической культуры старшеклассника становится особенно актуальной. Это связано с тем, что старший школьный возраст, по мнению психологов и педагогов, как раз и отличается от остальных активным формированием самосознания и самоидентичности личности. (Л.И. Божович, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.В. Петровский и др.)
На первом этапе школьной жизни (до 13 - 14 лет) ведущим видом деятельности является деятельность познавательная, которая реализуется в урочной деятельности в основном через воспитательные ЗУНы (на уровне знаний об эстетических и художественных ценностях). На втором этапе, в старших классах, первичной становится ценностно-ориентационная деятельность, выражающаяся в поиске смысла жизни, нравственном самоопределении, нормах человеческих взаимоотношений. На этом этапе физиологического и психологического развития познание культурного наследия и развитие познавательного потенциала эстетической деятельности способствуют их духовному взрослению, ускоряют приближение к умственной и нравственной зрелости. Психологический портрет старшего школьника, несмотря на довольно четкое определение границ подросткового и юношеского возрастов учеными (А.С. Белкин, ПЯ. Гальперин, И.С. Кон, В.Г. Крысько, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдштейн и др.) в последнее время приобретает смытые очертания, так как в последнее время акселерация часто уступает место инфантилизации, отчего взросление поколений происходит медленней.
Традиционно считается, что отроческий, или подростковый, возраст охватывает период от 11 до 14 лет. В качестве его характерных черт обычно называют половое созревание, формирование личностного самосознания и активное проявление индивидуальности. Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) — время завершения физиологического и психологического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду, гражданской ответственности [96, С.236]. Юношеский возраст представляет собой своеобразный «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически - это этап завершения физического развития человека. И.С.Кон отмечает, что на долю этого возраста выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет и его отношение к учению: гораздо важнее то, что процесс обучения дает для его будущего. Поэтому ведущим видом деятельности для данного возраста становится учебно-профессиональный. Пятнадцать лет, а для нашего региона 15 - 17 лет, т.к. у детей, проживающих на Крайнем Севере, происходит значительное отставание от физиологического развития из-за проживания в данных природных условиях, — это промежуточный этап психофизического развития личности: учащиеся старших классов находятся между подростковым и юношеским возрастом, поэтому в их поведении, эмоциональной сфере и познавательной деятельности естественным образом уживаются признаки этих этапов развития. Это проявляется в том, что ученики старшей ступени обладают собственным мнением и взглядами, видя проявление самостоятельности именно в наличии позиции, а не в делах и поступках, но подростковые черты препятствуют духовному созреванию. Д.И. Фельдштейн, описывая юношеский возраст, делает акцент на том, что «у подростков нет еще вполне осознанной позиции по отношению к ценностям определенной социальной группы и общества. Отсутствие необходимого жизненного опыта приводит к частой смене взглядов» [230; С.59]. Учащиеся, по его мнению, желают самоутвердиться любым, даже нелепым, разрушительным путем, зависят от «инстинкта толпы» и разрываются между двумя полярными стремлениями: «выделиться» и «быть как все». Подростковый негативизм, порой превращающийся в скептицизм и цинизм, бравирование внешней взрослостью, демонстрация каждому своей независимости приводит детей старшего школьного возраста к духовной и нравственной инфантильности и беспомощности.
Уровни сформированности эстетической культуры как показатель эстетического развития старшеклассников
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Кроме того, от уровня эстетической культуры зависят возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, которые в свою очередь определяют характер развитости образного мышления, сформированное навыков анализа эстетических явлений.
Градации уровня эстетической культуры, характеризующие развитие эстетического отношения к искусству и действительности, эстетического вкуса, эстетического восприятия действительности представлены в работах многих исследователей. Многие исследователи представляют трехуровневую структуру определения уровней эстетической сформированности.
Б.Т. Лихачевым выделены поверхностный, специализированный и оптимальный уровни эстетического отношения к искусству и действительности. Поверхностный, наиболее низкий, характеризуется разрывом между развитием анализаторов и эмоциональным реагированием: ребенок слышит мелодию, но она на него не воздействует; ученик видит портрет и не понимает, что может вызывать восхищение в изображении чужого человека. В литературном произведении такой школьник улавливает только фабулу. Второй уровень, специализированный, отличается «ремесленным» подходом к творчеству и односторонним развитием. Дети, посещая кружок и углубляясь в тонкости мастерства, одновременно ограничивают в себе стремление к многообразию, теряют эмоциональность, подавляют вдохновенное отношение к художественной деятельности. Третий, высший уровень Б.Т. Лихачев называет оптимальным. Под ним подразумеваются широкий диапазон эстетических реакций, активность, желание творить, нормальное развитие анализаторов, психических эмоциональных процессов. Те же три уровня: поверхностный, специализированный и оптимальный — исследователь отмечает и в сфере художественно-эстетической образован ности. В первом случае искусство для школьника является средством развлечения или времяпрепровождения. Поверхностному уровню свойственны легкая смена предпочтений, вызванная следованием моде, и неспособность к анализу, эстетическому суждению. В памяти такого ученика теснится множество хаотичных впечатлений, но ни одно не является прочным и дорогим. Однобокость увлечений присуща специализированному уровню: ребенок, что-то зная досконально, к остальным проявлениям искусства равнодушен. Оптимальный (высший уровень) представляет собой синтез интеллектуального и эмоционального начал. Характеризуется данный уровень твердыми знаниями, дополняющимися умением чувствовать и делиться переживаниями, а индивидуальная эстетическая позиция опирается на взвешенные аргументы, на обширный запас сохраняемых в ученической памяти зрительных и слуховых образов. Ю.У. Фохтом-Бабушкиным выделяются три уровня отношения к произведению: - нехудожественный интерес - это низшая ступень, при которой в картине, фильме или романе видится лишь изложение житейской истории, а идейное наполнение, структура, авторское мастерство остаются незамеченными; - художественно-элементаристский уровень, «при котором внимание обращается на отдельные стороны произведения..., а не на его идейно-художественную целостность» [237; С. 132]. - художественно-концептуальный уровень, который позволяет проникать в замысел, чувствовать нюансы, не нарушая цельности восприятия. Ю.У. Фохт-Бабушкин также охарактеризовал три уровня художественного интереса: нулевой, умозрительный и деятельный.
Нулевой уровень представляет собой отсутствие интереса; умозрительный — склонность отвлеченного характера, практически ничем не подкрепленную, мнение, не подтверждаемое поступками, когда, например, «назвав литературу как наиболее интересное для себя искусство, человек при этом... совсем не читает» [237; С. 133]. Деятельный уровень интереса «связан с переходом человека от умозрительной направленности на тот или иной вид искусства к практическому общению с ним. Такой интерес, реализующийся либо в потреблении художественных произведений, либо в приобретении искусствоведческих знаний, либо в собственных творческих опытах, а зачастую и несколькими способами сразу» [237; С. 133], подразделяется еще на три подуровня. Те, кто находится на первом из них, не причисляют искусство к важнейшим личным интересам, не увлечены каким-либо из его видов, но реализуют свое отношение в деятельности. Это уровень приобщенности к искусству. Вторая стадия деятельного интереса наступает при появлении установки на определенный вид искусства, что позволяет развиться повышенной заинтересованности, подкрепляемой поступками. Подобный интерес Ю.У. Фохт-Бабушкин называет активным. Третья стадия — увлечение искусством, переместившимся с периферии общей структуры интересов в ее центр. На данном этапе старшеклассники «считают искусство одним из своих основных интересов, имеют любимые виды искусства и реализуют свою склонность в деятельности» [237; С. 139]. Увлеченность обретает новый статус: она становится значимым фактором внутреннего мира личности. Г.В. Арзямовой рассматриваются три типа эстетической оценки [4;С91]: Ітип - оценка-восприятие (элементарная одномоментная реакция на эстетический объект);
Педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности
Современная школа, провозгласившая, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений, стремится к созданию системы благоприятных условий для осуществления личностного самопознания, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе.
Достижение этого идеала связано прежде всего со значительной перестройкой всей организации жизни школы, ее уклада, изменением содержания образования и средств педагогической деятельности [226; С. 10]. Попытки изменения содержания образования традиционно были связаны с изменениями в учебном материале (новые темы, новые предметы), а также с внедрением новых и часто весьма эффективных методов обучения, позволяющих детям лучше усваивать предлагаемый программой учебный материал. Следует также отметить, что предпринимались и предпринимаются попытки гуманизировать образование путем изменения отношений учитель-ученик, введения факультативов и дополнительных предметов по выбору, введение уровневого обучения и т.п. Однако все эти попытки, оставляя неизменными педагогические основания содержания образования - информационный подход к обучению при полном равнодушии к индивидуальному развитию ребенка, лишь усугубляют отставание отечественной массовой школы от принципиально новых условий жизни современного человека и тенденций мирового развития [226; С. 11].
В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т.п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это. Например, отмечена прямая зависимость овладения специальностью, мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей. Слова КДеткин о том, что «школа должна не вдалбливать знания, а воспитывать и формировать цельного человека во имя развития, расцвета, раскрытия всех сторон его сущности» [240; С. 343] становятся особенно актуальными для современного российского образования. Чтобы стать личностью, человеку необходимо сформировать целостное представление о мире, осознать в нем себя и свое предназначение. Эстетическое освоение мира в форме образного осознания и преобразования происходит в рамках противоположностей «прекрасное» и «безобразное». С помощью противоположностей «добра» и «зла» этика осваивает действительность оценочно-императивным способом. Теоретическое познание идет от «незнания» к «знанию» (истине). Три взаимодополняющих друг друга способа освоения мира своеобразны и незаменимы в силу своей специфики: научного, эстетического, морального сознания, сторон сложного синтетического процесса мышления. К сожалению, в массе своей, педагоги предлагают детям теоретический путь познания мира, недооценивая, а зачастую игнорируя два других. А ведь эстетические понятия (как и нравственные нормы) имеют социальное происхождение, они формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества, прежде всего в этнических ценностях и произведениях искусства. Не случайно многие современные исследователи видят выход общества из бездуховности в организации культуросообразного воспитания, которое заключается в организации воспитательного процесса с учетом языковой среды, культурных традиций народа, страны, региона. Только через общение с культурным наследием своей страны возможно полноценное формирование современного человека, способного к глубокому осмыслению мира, себя, общественных и личных проблем. Воспитывает все, что окружает человека, «начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой, каплей росы». Для русского человека священное дерево - береза, она символ родины. Любовь к родине начинается с березки у крыльца. О ней поют песни. Но почему именно береза, а не сосна, ель или дуб? Из ее древесины сделаны и топорище, и соха, и борона, и метла, и веник... Из бересты - посуда и обувь и первая русская «бумага». Березовая лучина -источник света, дрова - источник тепла. Березовый сок, сережки, гриб -лекарства. Березовая роща - краса земли. «Есть дерево об четыре дела,-говорили на Руси, - первое дело - мир освещает, другое дело - крик утишает, третье дело - больных исцеляет, четвертое дело - чистоту соблюдает (береза - лучина, деготь на колеса, береста на обвой горшков, банный веник)» [28; С. 130]. Вот один из примеров, способных пробудить познавательный интерес школьников, увести их от пассивного восприятия учебного материала, приобщить к российскому культурному наследию. Слишком мало, к сожалению, мы заботимся о воспитании наблюдательности, о развитии культуры чувств, способности удивляться, за обычными явлениями видеть глубинные процессы. Велико влияние культурных ценностей России в трудовом воспитании школьников. Труд в культуре России - праздник. Эстетическое воспитание, главным образом, осуществлялось в процессе труда. Сочетание трудового и эстетического воспитания проявлялось в том, как искусно и тонко украшали и отделывали труженики орудия труда, как слагали песни о труде (песни бурлаков, ткачих, крестьян и т.д.).