Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Педагогические условия общеобразовательного хореографического обучения подростков 15
1.1. Современные предпосылки выделения сферы хореографического обучения подростков 15
1.2. Социально-культурная ситуация образования индивидуально-танцевальных предпочтении подростков
1.3. Танец в системе гуманитарного образования и эстетического развития учащихся 48
Выводы I Главы 65
ГЛАВА II. Психолого-хореографические основы педагогического взаимодействия с подростками 69
2.1. Социально-психологические закономерности развития телесно-пластической выразительности поведения в хореографических культурах 70
2.2. Психолого-педагогические основы взаимодействия хореографа с подростками 94
Выводы II Главы 106
ГЛАВА III. Приобщение подростков к новой хореографической системе в условиях опытно-экспериментальной работы 109
3.1. Общепринятая практика приобщения подростков к хореографии 111
3.2. Преобразующий эксперимент дифференцированного обучения и методические особенности его организации 136
Выводы III Главы
- Современные предпосылки выделения сферы хореографического обучения подростков
- Социально-культурная ситуация образования индивидуально-танцевальных предпочтении подростков
- Социально-психологические закономерности развития телесно-пластической выразительности поведения в хореографических культурах
- Общепринятая практика приобщения подростков к хореографии
Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для современного общества насущно необходимо воспитание у молодежи, подростков способности воспринимать духовно и практически значимые ценности, формирование эстетической культуры во всех сферах жизни. За последние десятилетия в педагогике предпринимались попытки решения проблемы средствами танцевального обучения, как со стороны общеобразовательного развития учащихся, так и со стороны профессионального хореографического обучения. Роль танца рассматривалась в системе воспитания младших школьников в работах М.С.Боголюбской, Р.Т. Акбаровой. Роль танца рассматривалась в системе воспитания культуры поведения старшеклассников на занятиях факультатива в работах З.И.Гуцу. Разработаны методики обучения основам классического танца (А.Я.Вагановой, В.С.Костровицкой и другими специалистами) народному танцу (А.И.Климов), современным, бальным танцам (В.И. Уральская). Педагогические требования представленных направлений основаны на танце, где движения тела подчиняется лишь музыкальной метрике, ориентированию на «правильность» исполнения заученного танцевального упражнения под музыкально-хрестоматийное сопровождение. Существующее традиционное танцевальное обучение не предполагает элементов импровизации, свободы хореографического действа, не развивает творческой, телесно-пространственной формы мышления у подростков, осмысленного отношения к координационным навыкам, реализующим «пластичность всей мозговой организации человека" (В.Г.Ананьев). В связи с этим танцевальные формы регламентированного обучения и разучивания т.н. "традиционных танцев" оказываются отчужденными от современных подростков. В то же время наиболее притягательной формой освоения новых индивидуальных
телесно-пластических возможностей становится дискотека, открывая подросткам перспективу их ритмо-пластического самовыражения. Однако незнание подростками правил грамотного "общения" с музыкой, текстом, отсутствие такта и уравновешенности в динамическом восприятии и воспроизведении танцевальных ритмов мелодий ведет их к элементарному подражанию. Танец подменяется «топтанием» либо буйством телодвижений. Дефицит развития эстетической культуры в этой сфере сохраняется на многие годы. Поэтому необходимо выявление возможностей совершенствования процесса гуманизации и гуманитаризации общего образования подрастающего поколения в сфере эстетического образования. В условиях широкого распространения звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств, поп-музыка, по данным исследователей (Т.Голубевой, И.Плаксий), занимает ведущее место среди индивидуальных предпочтений подростков. Возникшая новая музыкально-акустическая среда воздействует на моторику телодвижений подростков, выявляет их телесно-пластические ощущения. Она открыла возможности реализации творческого потенциала подростков в области создания хореографических, авторских текстов индивидуального, группового, массового танца среди сверстников, разные способы, новые средства педагогического преобразования первозданных интересов к танцу, формирования их эстетико-хореографичес-кой культуры в различных условиях педагогического взаимодействия с подростками.
Практика показывает, что педагогически целесообразно хореографическое сознание пробуждать в подростковом возрасте. В этом возрасте пластические ощущения тела актуализируются ценностными ориен-тациями в современной выразительной манере движений. Сознание подростков способно фиксировать приобретаемый опыт личных впечат-
лений и оценивать собственный облик, преодолевая эмоциональную неустойчивость. При этом результаты действий личности заметно изменяются. Важным для подростков становится познание способов переключения с одного вида чувственного проявления на другой, овладение контролем над плавностью и скачкообразностью таких переходов.
При этом новый тип педагогической организации массовой хореографии как вида невербально-коммуникативного искусства, обладает возможностями совершенствования морально значимых качеств личности в коллективных, образно-созидательных пластических действиях. Известно, что массовые хореографические действа в различных цивилизациях всегда способствовали социальной адаптации подрастающего поколения. Современный процесс воспитания и развития личности требует раскрытия широкого потенциала массовой хореографии, исследования возможностей эстетического воспитания подростков пластическими средствами современного хореографического искусства.
При этом в эстетике, в культурологии, в педагогике понятие «эстетическая культура» различными авторами трактуется по-своему (В.И.Межуев, М.С.Каган, Л.П.Печко, Л.Н.Столович, Ю.Н.Усов). Педагогическое осмысление обогащает становление этих подходов в области хореографического образования, содействует обоснованию и вычленению проблемы, разработке конкретной программы хореографического обучения в практике общего образования школьников. Но в искусствоведении сам термин «Хореография» истолковывается узко, с ограничением лишь сферой создания сценического танцевального номера, балетного спектакля либо воспроизведением фольклорного наследия вне педагогического аспекта. До настоящего времени отсутствует теория и методика специальной подготовки хореографов, способных работать с подростками в общеобразовательной школе, в у слови-
ях функционирования классно-урочной системы преподавания. Между тем в педагогике, искусство рассматривается как часть духовной культуры, (М.М.Бахтин, Е.А.Бодина, Л.С.Выготский, К.В.Кулаев, Д.С.Лихачев, Б.М.Неменский), как духовный опыт приобщения личности к социуму (Г.М.Андреева, В.Н.Шацкая, В.И.Шепель), возможность социальной, познавательной активности личности и творческого саморазвития (А.П.Ершова, В.В.Медушевский, Е.М.Торшилова, Л.В. Школяр, Г.М.Цыпин, Б.П.Юсов).
Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией». Ее актуальность обусловлена следующими предпосылками и противоречиями гуманизацией и гуманитаризацией общего образования подрастающего поколения: необходимостью развития достаточно высокой общеэстетической культуры школьников; отсутствием педагогического руководства в становлении хореографических знаний большинства школьников; недостаточностью навыков элементарного хореографического творчества; тяготением подростков к поп-культуре и низким уровнем танцевальной грамотности подростков; стихийностью в развитии индивидуальной культуры танца.
Методологические и теоретические основы исследования определяют отечественные и зарубежные труды по философии и эстетике (теория эстетической выразительности М.М.Бахтина, А.В.Лосева), психологии (теория развития личности К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович,В.П.Зинченко, Е.И.Головахи, А.А.Крони-ка), психофизиологии (теория телесно-ориентированной психотерапии и психотехники Э. Бейке, В.Райх, Д.Фейдмана, Ф.Александера^ педагогике (теории деятельности и ее развития в процессе обучения (Ю.Бромлей, Ю.В.Ильенкова, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова), по ис-
кусствоведению (теории о роли искусств в развитии личности (B.C.
Селиванов, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б.П.Юсов), по искусству хореографии (М.Бежар, Л.Д.Блок, А.Л.Волынский, М.М.Габович, Ф.В.Лопу-хов, Ю.В.Рождественский, В.И.Уральская), по балетоведению (ВТ. Асафьев, П.М.Карп, Е.А.Суриц, Э.И.Шумилова), по искусству танца
(Р.Арнхейм, М.В.Васильева-Рождественская, А.Дункан, Г.Хельмут, К.Закс, А.Левинсон, Э.А.Королева), по воспитанию эстетической и художественной культуры личности (А.И.Буров, Н.И.Киященко, Л.П. Печко, Е.В.Квятковский), по культурологии (теория информационного подхода Ширшова Е.И., теория моделирования Штоффа В.А.).
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - разработать и научно обосновать систему хореографического обучения подростков.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс обучения и воспитания подростков в хореографической деятельности.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - формирование эстетической культуры подростков средствами телесно-пластической выразительности на занятиях хореографией.
ГИПОТЕЗА — формирование эстетической культуры может осуществляться в системе педагогического взаимодействия на занятиях хореографией, если осуществляется процесс созидания танцевальных движений с учетом поэтапного сопоставления первоначальных пластических представлений подростков, осмысления многообразия телесно-пластической выразительности, создания авторского, подросткового, хореографического произведения.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) проанализировать предпосылки образования сферы хореографического взаимодействия современной теории и практики эстетического воспитания подростков в общеобра-
зовательной школе; 2) выявить социокульурные предпосылки образования индивидуально-танцевальных предпочтений подростков; 3) изучить педагогические задачи обучения танцу в истории гуманитарного и эстетического образования; 4) выявить социально-психологические закономерности развития бытовых форм хореографии; 5) разработать основы психолого-педагогического приобщения подростков к новой практике хореографического обучения; 6) выявить содержание уровней хореографических достижений подростков, прошедших опытно-экспериментальное обучение; 7) рассмотреть методические особенности хореографического взаимодействия в педагогической, общеобразовательной практике.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретическое изучение и анализ специальной хореографической литературы, психологической, педагогической, философской, культурологической, методической по проблеме исследования; наблюдение за подростками на дискотеке, на занятиях хореографией в условиях самодеятельного творчества, на уроках по предмету "Танец: ритм, пластика"; анкетирование; диагностирование; анализ педагогического опыта.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Первый этап (1979-1983 гг.) носил преимущественно поисковый характер; осуществлялся сопоставительный анализ научной педагогической, эстетической, культурологической литературы по проблеме молодежной субкультуры, проводилось изучение своеобразия индивидуального танца подростков на дискотеках, в частности, рассматривались массовые формы хореографической культуры. Второй этап (1983-1988 гг.) связан с апробацией разработанных нами тестов и методов корректирования танцевальных движений, изучением пластической выразительности школьников на дискотеке, с анализом диагностирующих методик в педагогике, психологии, с
изучением теории эстетического воспитания и состояния практики эстетического образования. Третий этап (1988-1992 гг.) был посвящен разработке программы экспериментального обучения в условиях классно-урочных занятий по предмету "Танец: ритм, пластика", а также ее апробации, изучению трудов по искусствознанию. Четвертый этап (1993-1997 гг.) посвящен обобщению результатов опытно-экспериментального исследования, теоретическому анализу материалов исследования и работе над текстом диссертации.
ОСНОВНАЯ БАЗА исследования - общеобразовательная школа № 209 имени Д.Б.Кабалевского г. Москвы, являющаяся экспериментальной школой Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, дискотеки (в г. Дзержинске Московской области и Методическом центре организации досуга молодежи в Москве), Студия современной пластики и импровизации (во Дворце культуры энергетиков ТЭЦ-22 Мосэнерго).
НАУЧНАЯ НОВИЗНА - выделена методика невебально-комму-никативного процесса хореографического обучения и развития подростков, определена ее роль как одной из важнейшей сторон формирования эстетической культуры школьников, ее значение в обновлении содержания художественного образования, впервые рассмотрен педагогический потенциал массовой, бытовой хореографии; выделены хореографические параметры обучения (место, пространство, условия, действие), выделено содержание подростковой культуры танца,разработаны хореографические подходы разноуровневого обучения (интерпретация различных источников хореографического текста танца, изучение их основ в хореографическом творчестве и телесно-пластической импровизации). Разработаны компоненты процесса хореографического обучения (темпоритм учебных занятий, пластическая, одновременная
ориентация в звучащем и исполнительском пространстве, координация выразительности телесно-пластических ощущений в танцевальных движениях группового и индивидуального исполнения); научно обоснованы условия психолого-педагогического взаимодействия хореографа с подростками в урочной и внешкольной деятельности; выявлена универсальность значения начального этапа хореографического обучения, возможного при взаимодействии хореографа с различными возрастными группами; составлена методика невербально-коммуникативного процесса эстетико-хореографического обучения и развития подростков, определена ее роль как одной из важнейших сторон формирования эстетической культуры школьников, ее значение в обновлении содержания художественного образования.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. В теоретическом анализе проблемы выделены существенные для педагогического процесса основные понятия массовой хореографии. Даны рабочие определения педагогического аспекта понятий "Танец", "Хореография", "Танцевальная культура", "Хореографическая культура". Разработан новый научный подход к осуществлению процесса формирования эстетико-хореографической культуры подростков, выявлены его функции (моделирующая, информационная, адаптирующая, творческая). Сформулированы научно-методические и психолого-педагогичесческие основы взаимодействия хореографа и подростков в учебной деятельности дифференцированного обучения. Рассмотрены различные аспекты содержания хореографического обучения и развития подростков -педагогический, культурологический, музыкальный, ритмо-пластичес-кий, методический, их место в образовательных контекстах.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в разработке и апробации современных основ хореографического обуче-
ния, реализованных в созданной нами программе "Танец: ритм, пластика" с поурочными разработками. Новое содержание может быть использовано также во внеклассной и внешкольной деятельности. Отдельные разделы могут быть применены как вспомогательный и дополнительный материалы на уроках (музыки, изобразительного искусства, литературы, кино) в различных образовательных учреждениях.
ДОСТОВЕРНОСТЬ исследования обеспечивается опорой на анализ трудов как отечественных, так и зарубежных исследователей в области философии, эстетики, психологии, педагогики, хореографии, культурологии и искусствоведения, учетом различных концепций решения данной проблемы, апробацией теоретических посылок в условиях опытно-экспериментальной работы, 20-летним личным опытом автора и участием учителей-хореографов в обучении подростков.
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах № 209 им. Д.Б.Кабалевского; № 52 г. Москвы; № 555 г. С-Петер-бурга; № 46 г. Улан-Удэ; М?№ б и 5 г. Рогачева Гомельской области Республики Беларусь; в Студии современной пластики и танцевальной
импровизации г. Дзержинский Московской области, при проведении учебных дискотек в Методическом центре организации досуга молодежи г. Москвы.
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования. Программа хореографического образования подростков была обсуждена на конференции «Комплексная программа эстетического воспитания населения», проведенной НИИ культуры в 1987 и 1988 годах. Итоги практической апробации системы приобщения подростков к хореографии были рассмотрены на совещании-семинаре "Углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла", проведенном Министерством
образования Российской Федерации в 1990 году. Результаты исследования использовались в обучении педагогов на "экспресс-курсах" ВВЦ (1992 г.). Обсуждению результатов проведенного хореографического обучения были посвящены научно-практические семинары для хореографов Москвы и Московской области, преподавателей хореографии педагогических училищ и институтов различных регионов (1993-1994 гг.). Диссертантом прочитаны лекции на семинаре кафедры гуманитарного образования РИПКРО по теме: "Танец в системе образов и понятий", "Танец в системе общественного образования" для учителей музыки и мировой художественной культуры. На конференции "Проблемы преподавания предметов художественно-эстетического цикла в социокультурных условиях" прочитан доклад "Проблемы содержания хореографического образования школьников" (1994 г.). На Второй Международной Христианской конференции прочитан доклад "Сакральный танец в светском духовном образовании" (1995 г.). Содержанию начального образования были посвящены авторские семинары для хореографов различных ведомств и учреждений (г. Пермь, 1996 г.). Особенности развития системы хореографического образования рассмотрены на секции общеобразовательной хореографии во время проведения Всероссийской конференции "Проблемы и перспективы развития эстетического образования" в Самаре в 1996 г. Различные направления учебного, хореографического процесса продемонстрированы на первой Всероссийской выставке "Культура. Интеллект. Творчество", во Всероссийском центре художественного творчества Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (г. Москва, 1996 г.). Методика хореографического обучения была продемонстрирована на открытых уроках со студентами хореографического отделения Самарского ГПУ и колледжа культуры г. Йошкар-Ола (1997 г.).
Результаты исследования могут быть учтены при разработке общеобразовательных программ эстетического образования подростков, при разработке учебника по хореографии для массовой школы, использованы в процессе обучения в различных танцевальных и хореографических формах обучения не только подростков, но и студентов по дополнительному профессиональному образованию, в системе повышения квалификации практикующих хореографов и в подготовке будущих школьных хореографов.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе «Педагогические условия общеобразовательного хореографического обучения подростков» раскрываются и анализируются предпосылки выделения в педагогике сферы хореографического воспитания и развития подростков, рассматривается современная ситуация образования индивидуально-танцевальных предпочтений подростков, рассматриваются педагогические задачи обучения танцу в истории гуманитарного и эстетического образования. Во второй главе «Психолого-хореографические основы педагогического взаимодействия с подростками» выявляются социально-психологические закономерности развития хореографических явлений в культуре, выделяются главные свойства хореографии как учебного предмета, принципы сотворчества с подростками. В третьей главе «Приобщение подростков к новой хореографической системе в условиях опытно-экспериментальной работы» раскрываются различные педагогические подходы, реализуемые в различных учреждениях с различными одновозрастными группами подростков, выявляются уровни ценностных ориентации подростков, прошедших опытно-экспериментальное обучение.
Современные предпосылки выделения сферы хореографического обучения подростков
Сегодня достижения педагогической науки в области гуманизации и гуманитаризации общества выражены в статьях Закона "Об образовании". Под образованием в настоящем Законе понимается "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека..." ). Законодательное определение отличается от прежнего педагогического толкование термина воспитание , при котором воспитание рассматривалось как процесс управления и руководства деятельностью ребенка. Этот процесс обосновывали и психологи. С.Л Рубинштейн обосновывал педагогический процесс как "деятельность учителя-воспитателя, который формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит его деятельностью" . Такой путь вел к авторитарности педагогической практики, что нашло отражение в практике ритмического и музыкального воспитания, где танец рассматривается как средство воспитания, а культура поведения как образцово-исполнительское сравнение с искусством сценического или конкурсного выступления. Ведущим признавался метод соподчи-нения двигательных навыков сильной доли такта и резкому акцентирующему хлопку; усиления командной побудительной интонации взрослого, что не способствовало обмену культурными ценностями хореографа и подростков.
Теоретические исследования в области общей педагогики выделяют в качестве универсального принцип эстетической выразительности. В течение ряда десятилетий в советской педагогике и эстетике под эстетическим воспитанием понималось идеализированное построение воспитательного процесса, который должен был содействовать формированию такого воспитательного процесса, который был бы призван способствовать формированию чувств, вкусов, взглядов нового поколения в соответствии с абстрактным идеалом прекрасного в условиях дошкольного воспитания, школьного образования, профессионального и специального обучения" - отмечает в своих исследованиях Л.П.Печко. "Это обусловлено тем, - отмечает ученый, - что теория марксизма понимала эстетическое воспитание как органический вид, составную часть коммунистического воспитания, направленного на формирование узко идеологического пласта, выводившего все основные эстетические категории - кроме прекрасного, возвышенного, отчасти, трагического в зону сомнительных ценностей" 3\
Демократические преобразования в педагогической науке определили законодательное содержание статьи 14 "Общие требования к содержанию образования", где обращается внимание общественности на то, что "содержание образования... должно быть ориентировано на:
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира..."
Социально-культурная ситуация образования индивидуально-танцевальных предпочтении подростков
Выявление социокультурной природы индивидуально-танцевальных предпочтений подростков, наблюдения за танцующими в различных условиях группового и индивидуального исполнения, позволяют осуществить анализ социокультурных предпосылок образования индивидуально-танцевальных предпочтений подростков. Используя культурологический подход в проводимом исследовании, опираясь на информационный метод исследования, мы в предыдущем параграфе выделили значения преходящих и непреходящих ценностей культурных программ хореографии. В этом параграфе мы рассматриваем одну из программ хореографического явления - его бытовой жанр. Одно из направлений данного жанра представлен до образованием индивидуально-танцевальных импульсов, спонтанно развивающихся в условиях дискотеки.
Долгое время бытовой жанр хореографии воспринимался в обыденном сознании как сфера развлечений, сфера буржуазного влияния, сфера контркультуры.
В достаточной степени образованию такого стереотипа способствовали постановления в области культурной политики, регламентиро-вавшие и определявшие, что танцевать советской молодежи и каким танцам нужно учить. Не имея возможности подробного анализа факторов и их проявления, вспомним Постановление ВКП(б) от 1932 года и Постановление Министерства культуры от 1983 года в области репертуарной политики в отношении культурно-просветительных учреждений.
Наши системные наблюдения за танцующими подростками учитывают сложность изучения танцевальных явлений. В настоящее время существует множество точек зрения на природу танца. Различные взгляды на природу танца высказывают известные балетмейстеры, хореографы, исполнители России, Европы и Америки (Агнес де Миль, Джордж Баланчин, Джон Кранк, Морис Бежар, М.Плисецкая и другие)
Их мнения, высказывания непохожи, как и их творческие устремления, индивидуальный опыт хореографического мастерства. Различные взгляды на природу танца высказывают и ученые, исследователи других областей научного познания. Рассмотрим авторские позиции некоторых из них.
Содержание исследований зарубежных ученых (У. Сорелл, Р.Арнхейм, А.Ломакс, Р.Лобан, М.Шитте, К.Закс) сосредоточено на "не общественных" качествах форм танцевального искусства.
В этих теориях рядом с трактовкой биологического происхождения танца (танец человека ведет свою родословную от "танца" животных) современного американского историка и теоретика У.Сорелла существует космологическая концепция известного английского физиолога и исследователя искусства X. Эллиса. Известный американский эстетик и психолог искусства Р.Арнхейм обосновывает "физиологическую" природу танцевальных движений, сводя восприятие их форм к действию на нас чисто "физических сил". В своей книге "Искусство и визуальное восприятие" он пишет: "
Социально-психологические закономерности развития телесно-пластической выразительности поведения в хореографических культурах
С психологической точки зрения танец представляет собой весьма сложное явление. Психология танца не изучена. С одной стороны, танец как игра и развлечение дает одни переживания танцующему, а другие зрителям, с другой — танец как сценическое действо, по-видимому, подчиняется закономерностям создания сценических образов. С третьей стороны, массовый танец рождает совершенно особые пережи-, вания, характерные для социальной психологии и подлежащие изучению как факт массового сознания. Для выделения главной, универсальной психологической функции педагогического взаимодействия в хореографическом обучении и выяснения основ хореографии как учебного предмета мы обратились к сопоставлению и анализу различных культур хореографии.
Рассмотрим первоначальные структуры танцев разных народов. Прежде всего это мимическая деятельность, направленная в первую очередь на формирование человека в социально-психологическом аспекте. Этот аспект мы охарактеризовываем как свое образни К? готовность к самостоятельной деятельности, как ощущение ожидания этой деятельности, предвосхищение будущей деятельности. И это ожидание оптимистическое, воодушевленное. В танце как эстетической форме выражения этих переживаний, оптимистические переживания - основа телесно-пластической выразительности, как у исполняющих танец, так и у тех, кто на танец смотрит. Ощущение радостного воодушевления характеризует то, что отмечается всеми людьми, исполняющими народный танец как несценическое искусство.
Идея готовности к деятельности не развивается без идеи собственного совершенства в этой готовности и естественно вытекает из природы танцевального движения. Эта идея, строго говоря, не является тем, что может быть понятием, названным словом. Хотя в народном танце при его изучении выделяются специальными терминами понятия фигуры, отдельного движения с колена, название танца, отмечаются связи между музыкой и танцем, выраженном единством ряда названий. Эта идея зависит не от музыки, хотя музыка помогает реализовываться хореографическим образам и хореографическим эмоциям. Она становится средством заражения хореографическими эмоциями и образами, поводом для переживания, но не самим переживанием. Подмечено, что люди, исполняющие народный танец как фольклор, всегда танцуют друг у друга, устанавливают добрые отношения, и в принципе, не могут увлечься настроениями литературного героя или настроением горя. Поэтому идея оптимистического переживания воодушевленная радостным самочувствием, происходит от внутренней предрасположенности взрослеющего человека к ожиданию самостоятельных действии и готовности к этим действиям, предварительно реализуемым в освоении способов самосовершенствования.
Кроме этой самоь-созидательной, природной предпосылкилкаж-дого человека существуют и другие.
У йекоторых народов, в культуре которых хореография занимает важное место, например у ряда народов гвинейского побережья (таких, как Иоруба, Бомона, Эве, народов Банту)7 существует правило, по которому каждый человек должен танцевать не реже одного раза в месяц. Это особенно касается людей, связанных с металлом, таких, как кузнецы, водители автомобилей, людей, ведущих слесарные работы. Считается, что общение с металлом приводит людей в агрессивное состояние, ибо металл связан с оружием. Предписание танцевать строго исполняется, считается, что танцевальные исполнения могут сократить возможные вспышки агрессивных настроений. Народный обычай предписывает регулярное участие в массовых танцах, которые обычно организуются с вечера и проводятся до утра, так как в этом случае накопившиеся обиды в отношениях между родственниками и соседями полностью снимаются. Оказывается, что ночь, проведенная в танце несколько часов, полностью умиротворяет настроения людей.
Общепринятая практика приобщения подростков к хореографии
Чтобы танцевать лучше, подростки этой группы считают, что они недостаточно смелы, им не хватает внутренней свободны, знаний разнообразных движений.
Что такое импровизация в танце, он не знает, но хотел бы научиться импровизации, и для этого, он считает, нужно научиться быстро придумывать движения и овладеть более раскованной пластикой тела.
Респондент в свободное время общается с друзьями, учит уроки, гуляет на улице.
Незначительное место среди "средних" подростков (7%) занимают лидирующие подростки, достаточно активные в оптимистичных ответах - "все им нравится". При сопоставление ответов наблюдается диспропорция между эталонами и стремлениями, способами достижения собственных эталонов. Например, хочет танцевать лучше, но не считает важным для этого систематическое обучение, ограничивается определением способа — "быстро придумывать движения или знание разнообразных движений ".
"Лидирующие" подростки считают, что хорошо исполняют танец. При этом называют его следующими определениями: медленный, быстрый, спортивный.
Изучение "танцевальных" предпочтений подростков обнаружило отсутствие того, что мы понимаем под танцем как художественным произведением, незнание специфики хореографического процесса создания танца.
Для нас оказались важными следующие выводы, определившиеся в ходе изучения "подростковых" интересов: - посетителей дискотек отличает потребность новизны "танцевальной" информации; - они не понимают особенностей танцевальной выразительности исполнения; - низка самооценка индивидуальных качеств собственного исполнения; - показатели эстетико-хореографической культуры находятся на уровне плясовой характеристики.
Обратимся к студии современного танца и пластической импровизации .
Диссертант руководил занятиями в этой студии на протяжении семи лет. Создавая ее при Дворце культуры энергетиков (г. Дзержинский Московской области), мы учитывали прежде всего интересы подростков, которые пожелали совершенствовать свои танцевальные умения. Посещение было свободное. Каждому подростку предоставлялась возможность выбирать режим занятий: в группе постоянного разучивания танцевальных движений или в ансамблевой группе, для последующего выступления перед зрителями.
Основной контингент подростков предпочел заниматься в группе разучивания танцевальных движений и не был ориентирован на сценическую практику обучения. Ведущими мотивами посещения занятий были: желание научиться танцевать (70,4%), выучить новые танцы (54,8%), разучить модные танцы (63,5%). Таким образом, большинство подростков отличала установка на обучение новому -качеству движений танцевального ритма.