Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками Брылина Валентина Людвиговна

Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками
<
Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Брылина Валентина Людвиговна. Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками : ил РГБ ОД 61:85-13/967

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования эстетического идеала

1. Сущность эстетического идеала . 13

2. Структурный анализ процесса формирования эстетического идеала 28

3. Состояние эстетического идеала младших подростков 39

ГЛАВА II. Процесс формирования эстетического идеала младших подростков

1. Вокальное искусство как средство формирования эстетического идеала личности 64

2. Основные направления формирования эстетического идеала младших подростков в процессе вокальной работы 81

3. Результаты экспериментальной работы ИЗ

Заключение 133

Библиография 139

Введение к работе

Одним из главных условий строительства коммунизма в нашей стране является воспитание молодого поколения в духе коммунистических идеалов. Огромное место в этом процессе принадлежит искусству, призванному формировать марксистско-ленинское мировоззрение, коммунистическую нравственность, духовные потребности человека. Развитием ленинских идей о воспитательной роли художественного творчества стала концепция возрастания роли литературы и искусства в формировании эстетического идеала личности, разработанная в решениях ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, в постановлениях ЦК КПСС последних лет по вопросам идеологической и воспитательной работы. Особо подчеркивалась необходимость воспитания у школьников активной жизненной позиции, гражданской зрелости и коммунистических идеалов в материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии". В докладе тов. К.У.Черненко указывалось: "Надо активней ставить на службу нашим воспитательным целям великую притягательную силу коммунистических идеалов" /22, с.31/.

На Первой Сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва (II-12 апреля 1984 г.), одобрившей Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, отмечалось: "Молодежь, окончившая средние учебные заведения, должна хорошо понимать особенности нынешнего этапа общественного развития, обладать классовым самосознанием, уметь отстаивать наши идеалы, давать твердый отпор враждебной идеологии " /23, с.26 /.

Эстетический идеал является действенным фактором формирования духовной жизни личности, эталоном эстетических норм, включающих не только красоту человека, но и общества, отражает его интересы и моральные принципы, направляет и активизирует творческий

процесс.

Формирование идеала личности является многогранным сложным процессом, который должен рассматриваться во взаимосвязи с такими структурными компонентами сознания, как: эстетические взгляды, потребности, вкусы, интересы, чувства.

Борьба за коммунистическое сознание включает в себя не только воспитание людей в духе марксистско-ленинских идей, но и формирование совокупности связанных с этими идеями чувств, настроений, устремлений.

Проблема формирования эстетического идеала подрастающего поколения занимает одно из центральных мест в системе коммунистического воспитания, она тесно связана с воспитанием личности в целом, с ее отношением к художественному творчеству.

Опираясь на марксистско-ленинскую методологию, советские ученые внесли значительный вклад в теорию и практику формирования эстетического идеала. На огромную формирующую силу идеала указывали выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.ТЛацкий и др.

Практическое осуществление задач коммунистического воспитания молодого поколения, формирование коммунистических идеалов на лучших образцах искусства требует дальнеійіих исследований конкретных методов и форм воспитательной работы.

Анализ литературы по проблеме формирования эстетического идеала свидетельствует о том, что данный вопрос является объектом пристального внимания советских ученых. Предпринимаются попытки выявления механизма превращения мировоззренческих знаний в убеждения, определяются различные средства педагогического воздействия, выявляются условия, особенности влияния различных форм и методов работы на процесс формирования личности.

Задачи музыкально-эстетического воспитания очень многооб-

разны и наиболее полно отражены в работах О.А.Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, В.Н.Шацкой, где подчеркнута важность идейной направленности при их решении.

Психологические исследования Л.С.Выготского, II.Я.Гальперина, Б.Ф.Ломова, А.Р.Лурия, Д.Н.Узнадзе способствовали решению проблемы теории искусства как специфического рода деятельности человеческого сознания, художественного познания действительности. Психологические особенности мотивов эстетической деятельности человека раскрываются в работах Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна.

Различные аспекты формирования мировоззрения подрастающего поколения находят отражение в исследованиях Н.И.Болдырева, Н.К .Гончарова, М.П.Гусака, Н.С.Марьенко, Э.И.Моносзона, З.И. Рав-кина и др., в которых определены принципы и методы, пути и средства становления убеждений.

В содержание эстетического воспитания Б.Т.Лихачев включает идейную убежденность, мировоззрение, эстетические потребности, идеал, являющиеся ведущими компонентами в духовном развитии личности /115/ . Однако формирование всех компонентов следует рассматривать не как нечто отдельно взятое, а как целостную систему. Тесно взаимодействуя между собой, взаимнопроникая и обогащая друг друга, они не могут функционировать изолированно.

В научной литературе успешно разработаны такие вопросы, как формирование эстетической оценки средствами музыки (Л.Г.Коваль, 0.П.Рудницкая); художественного вкуса ( А.И.Буров, Л.П.Коган, А.Ф.Лосев, И.Л.Маца, М.Ф.Овсянников, В.А.Разумный, В.К.Скатерщиков, В.П.Шеетаков); эстетического суждения и потребности (О.А. Апраксина, Н.Л.Гродзенская, В.Н.Шацкая).

В работах А.Т.Гордиенко, Е.СГромова, Л.Н.Столовича теоретически разработаны проблемы эстетического идеала как способа

социальной регуляции. Эстетическому идеалу как критерию красоты посвящены работы А.ФЛосева, В#С.Корниенко, Е.П.Шудрй и др. В различных аспектах рассматривают эстетический идеал Л#МАрхангельский, Л.А.Калинников, В.И.Коровин, О.ВЛармин, Б.Т. Лихачев, В.И.Мазепа, В.А.Овчареико, Б.Ф.Сикорский, Н.А.Ястребова и др.

Вопросам формирования эстетического идеала средствами музыкального искусства у учащихся вечерних школ и студентов посвящены работы С.В.Косицыной, И.ЛЛисовской.

В работах Ю.Б.Алиева, Г.С.Вяликовой, В.А.Кан-Калик, Г.С.Ри-гиной, А.Я.Ростовского рассматриваются вопросы эстетического воздействия на школьников героической музыки как средства нравственно-эстетического воспитания.

Являясь важнейшей частью духовной жизни советского общества, музыкальное искусство не случайно становится объектом изучения философии, эстетики, педагогики, психологии, искусствоведения. Богатство мировой музыкальной культуры побуждает ученых к изучению ее в различных аспектах для выявления наиболее благоприятных путей формирования гармонически развитой личности. В социологических исследованиях, проведенных за последние годы, отмечается тот факт, что музыкальное искусство выступает на первое место среди других видов искусства в ряду предпочтений слушателей. Так, если в 60-е годы ему отводилось четвертое-шестое место /198, с.46,48/, во второй половине 70-х - уже второе /168, с.83/, то,по данным исследований последних лет, - оно занимает первое место /25, с.235/.

Актуальность разработки проблемы формирования эстетического идеала личности современного школьника обусловлена тем, что искусство сегодня выходит на передовые рубежи идеологического противоборства двух систем : социалистической и капиталистической.

Теория коммунистического эстетического идеала успешно проти-

востоит субъективизму и однобокости суждений буржуазной идеологии. Однако наличие в социалистическом обществе объективных условий для формирования эстетического идеала еще не означает,что сами условия могут привести к коммунистической направленности без соответствующего педагогического воздействия.

На формирование идеалов советских школьников могут иногда влиять случайные музыкальные впечатления от зарубежной поп-музыки, широко пропагандирующей идеалы буржуазного общества.

Информация, почерпнутая детьми вне школы из обложек импортных грампластинок, передач буржуазных радиостанций по.дчас служит не только антиэстетической, но и враждебной нашему обществу ориентации.

Данное исследование вызвано необходимостью поиска путей активизации самостоятельного ориентирования подростков в огромном стремительном потоке информации, правильного выбора эстетического идеала'. Актуальность разрабатываемой нами проблемы обусловлена назревшей необходимостью педагогического изучения закономерностей формирования эстетического идеала у младших подростков на уроках музыки и во внеклассной работе, где важнейшей предпосылкой этого процесса выступает осознанное восприятие нравственно-эстетического потенциала идеальных образов высокохудожественных произведений народной, классической, современной музыки.

Из всех видов музыкального искусства вокальное обладает наибольшей силой воздействия на слушателя в связи с тем, что содержит в себе конкретно семантическую информативность. Эстетический идеал, отраженный в вокальном искусстве, одобренный и принятый подростком, становится программой интеллектуального развития и самосовершенствования, внутренним критерием его поведения. При недостаточном внимании к изучению воздействия низкопробной вокальной музыки на психологию подростка, могут возник-

нуть идеалы, чуждые коммунистической нравственности.

Слепое подражание одежде, манере поведения, вокальному исполнительству супер-звезд приводит к тому, что у подростков вырабатывается ложное представление об эстетически полноценном звучании голоса и критериях певческой культуры (Н.С.Можайкина, Ю.Е.Юцевич).

В настоящее время существует обширная литература по вокальной педагогике и методике работы с детьми. Достойный вклад в разработку певческого обучения и воспитания внесли О.А.Апраксина, Б.А.Багадуров, В.К.Велобородова, Н.А.Ветлугина, Н.Л.Гродзенская, Е.Я.Гембицкая, Н.Н.Добровольская, Л.М.Жербина, А.Г.Манабени, П.Н. Николаенко, Н.Д. Орлова, М.А.Румер, Л.А.Хлебникова.

В научных трудах раскрываются различные аспекты певческого процесса: история происхождения пения, психофизиологические и художественно-творческие условрія его развития, формирование вокально-технических навыков, воспитание исполнительской культуры, охраны детского голоса и .др. Однако специальные научные исследования, посвященные вокальному искусству, как действенному средству формирования эстетического идеала школьников, отсутствуют. Поскольку эстетический идеал характеризует устойчивые установки личности, организует и направляет все стороны духовной жизни, в нашем исследовании певческая деятельность рассматривается в комплексном решении общеобразовательных, художественных и вокально-технических задач.

Объект исследования - процесс формирования эстетического идеала у учащихся средствами вокального искусства.

Предмет исследования - пути формирования эстетического идеала младших подростков.

Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать эффективные направления формирования эстетического идеала

- 9 -подростков средствами вокального искусства*

Гипотеза исследования: формирование эстетического идеала младших подростков будет эффективным при условии взаимодействия мировоззренческого, музыковедческого, исполнительского направлений, предопределяющих комплексное решение учебно-воспитательных задач и активизацию творческого освоения вокального

искусства.

Б соответствии с гипотезой и целью исследования были определены оле дующие задачи:

анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике;

раскрытие творетических предпосылок формирования эстетического идеала;

исследование уровней сформированноети эстетического идеала подростков;

разработка основных направлений формирования эстетического идеала подростков в процессе вокальной работы;

выявление динамики формирования эстетического идеала учащихся экспериментальных групп.

Методологическую основу исследования составляли: положенш марксистско-ленинского учения о всестороннем развитии личности, о социальной природе эстетического идеала, воспитательной функции искусства, а такне развитие этих положений в партийных документах, решениях ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам идеологической работы, коммунистического воспитания, народного образования, развития культуры и искусства, в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Методы исследования: изучение и анализ философской, педагогической, психологической, искусствоведческой литературы по проблеме; социологический опрос - анкетирование, беседа, интер-

выоирование; анализ и обобщение полученных материалов с целью выявления объема знаний подростков об эстетическом идеале, его содержании и ценности, мотивов выбора идеала, музыкальных предпочтений; педагогический консилиум, который позволил определить уровни сформированности эстетического идеала младших подростков; метод рейтинга - для фиксации результатов вокально-исполнительского мастерства учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Ведущее место в исследовании занимал педагогический эксперимент, который осуществлялся по трем основным направлениям: мировоззренческом, основанном на постижении идейно-эстетической сути высокохудожественных образов вокального искусства; музыковедческом, предполагающем осознанное восприятие единства формы и содержания произведений; исполнительском, способствующем воспитанию потребности в эстетической деятельности младших подростков.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

теоретически обоснованы аспекты формирования эстетического идеала подростков;

выявлена сущность и раскрыта специфика использования в школьной практике вокальной музыки как эффективного средства формирования эстетического идеала подростков;

экспериментально проверены и применены сформулированные положения о направлениях формирования эстетического идеала подростков, предопределяющие решение воспитательных и художественно-образовательных задач в единстве.

Практическая значимость работы:

- II -

теоретически обосновано наличие резервов для формирования эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками на уроках музыки и внеклассных занятиях;

использование предложенных направлений по формированию эстетического идеала младших подростков способствует духовному развитию личности;

определение уровней и динамики развития эстетического идеала школьников дает возможность прогнозировать и целенаправленно воздействовать на его становление.

На защиту выносятся положения:

восприятие идейно-художественного содержания вокальных образов выступает непременным условием формирования эстетического идеала младших подростков;

психолого-педагогической предпосылкой перерастания идеала в личностное достояние подростка является эмоциональное сопереживание и следование избранному идеалу;

процесс формирования эстетического идеала младших подростков предусматривает взаимодействие основных направлений, обеспечивающих эффективность формирования личности в целом с ее мировоззрением, ценностными ориентациями и этико-эстетическими установками.

Апробация исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в средних общеобразовательных школах города Винницы и области.

Основные положения и результаты исследования докладывались на отчетных научных конференцшх Винницкого государственного педагогического института им.Н.Островского (1979-1983 гг.), на заседаниях сектора эстетического воспитания НИИ педагогики УССР

(Киев, 1983-1984 гг.); на отчетной научной конференции НИИ педагогики УССР "Научные основы повышения качества учебно-воспитательного процесса, повышения трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся" (Киев, 1984 г.); на Всесоюзной научно-практической конференции "Формирование социальной активности личности" (Махачкала, 1984 г,).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

- ІЗ -

Структурный анализ процесса формирования эстетического идеала

Процесс формирования эстетического идеала личности является предметом комплексного исследования ряда наук: педагогики, психологии, эстетики, искусствознания, объединенных на основе методологических установок теории коммунистического воспитания В ленинском определении идеала отмечена важная особенность - неразрывная связь с целеполагающей деятельностью. Она рассматривается как конкретная цель деятельности и абстрактная цель стремления (т.е. идеал), ради которой осуществляется деятельность» Идеал, как абстрактная цель, представляет собой устойчивую общую цель, выражающую конкретные интересы личности, коллектива, общества. Конкретная цель деятельности предполагает не только отношение к цели - идеалу, но и конкретную непосредственную деятельность личности.

Идеал становится сложным интегральным образованием личности и выступает в аспектах познавательном и мотивационном, включая волевую, потребностную и интеллектуальную сферы. Высшая стадия развития идеала характеризуется усилением интегративных связей компонентов идеала: устойчивой социальной ориентации, обобщенностью идеала, развитым интеллектом с высокой адекватной самооценкой. Сформированность идеала побуждается обобщенными мотивами, имеющими мировоззренческую основу. Глубокое понимание общественной и личной значимости идеала перерастает в ценностное отношение к нему.

Эстетический идеал взаимосвязан с мировоззренческой областью, имеет важное значение в стимулировании идеологической деятельности личности, служит потенциалом активного запаса внутренних потребностей, т.е . именно ту ценностную шкалу, соответственно которой ведется отсчет идейной значимости явлений во всем процессе эстетического восприятия действительности.

Огромный вклад в теоретическую разработку проблемы формирования мировоззрения личности внесли советские философы, психологи, педагоги. В трудах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, її.И. Болдырева, Н.К.Гончарова, А.Н.Леонтьева, Н.С.Марьенко, Н.А.Менчинс-кой, В.Н.Мясищева, К.К. Платонова, С.Л.Рубинштейна, А.Г.Спирки-на, В.А.Сухомлинского, П.М.Якобсона и .др. - раскрыты сущность и основные черты коммунистического мировоззрения, определенные пути и методы, условия и средства его формирования. "Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природе и социальной среде" /188,с.14/.

Эстетический идеал каждой личности формируется под непосредственным идеологическим влиянием всей системы общественного воспитания, однако в значительной мере зависит от непосредственного окружения, принадлежности к определенной социальной группе, условий жизни.

В обществе нет сфер социально-общественной деятельности, которые бы не направлялись с точки зрения определенных социальных норм. Идеал, выступающий в роли ориентира и цели, выражается как самостоятельный регулятор жизнедеятельности человека. Следовательно, для того, чтобы понять соотношение идеала, цели и социальных норм, необходимо раскрыть это соотношение в процессе его реализации.

Особая природа объекта отражения идеала - социальная действительность, где историческая необходимость проявляется как борьба противоречивых тенденций, и идеал, как целостный образ будущего, соотносится с развивающимся настоящим, наполняется новым содержанием, уточняется. Социально-психологические механизмы образования идеала лежат в основе его предвосхищения возможных и желательных для развития личности взаимоотношений со средой.

Если эстетический идеал выступает для личности в виде мировоззренческой цели, направляющей и влияющей на конкретные виды деятельности, то функционирование идеала как цели характеризует уровень активности.

В эстетическом идеале произведений искусства, как в фокусе, концентрируются представления художника о должном, совершенном, желаемом. Художник выступает как выразитель общественных идеалов определенных социальных групп. Поэтому он не может стоять в стороне от насущных социальных проблем современности.

Б условиях социалистического общества, где не существует антагонистических классов, художник в своем творчестве выражает интересы общества в целом, посіюльку сформировавшийся социальный идеал принимается и разделяется всем советским народом. Наличие эстетической установки, представляющей собой устойчивое психологическое свойство, позволяет художнику ориентироваться в процессе своей творческой деятельности, пропуская сквозь призму своего идеала жизненные факты, планы и замыслы.

Состояние эстетического идеала младших подростков

В педагогической литературе в достаточной мере уделяется внимание изучению вопросов формирования эстетических чувств, восприятия, интересов, потребностей, вкуса, оценки, эстетического творчества у школьников средствами музыкального искусства и практически отсутствует систематическое исследование развития эстетического идеала подростков.

Учитывая то, что в настоящее время музыка занимает первое место среди других видов искусств в сфере слушательских предпочтений (этот факт констатируется в социологических исследованиях Э .К.Алексеева, П.Ф.Андрукович, Г.Л.Головинского/, возникла необходимость изучения ее воспитательного воздействия на формирование эстетического идеала подростков и использования ее как фактора гармонического развития личности Известно, что уровень музыкальной культуры человека определяется степенью овладения им эстетическими ценностями, существуїсь щими в обществе. Изучая уровень музыкальной культуры школьников, Б.С.Цукерман в социологических исследованиях отмечает у многих наличие низкого уровня: из 506 учащихся интересуются серьезной музыкой только 80 /198, с.161-162/. Многими исследователями отмечается односторонняя ориентированность школьников на эстрадно-развлекательную музыку. "Эта тенденция повышения интереса к музыке, характеризующая современную социокультурную ситуацию, далеко не однозначна. За оптимистичной, на первый взгляд, картиной скрывается одно из самых глубоких, острых и сложных противоречий между потенциальной ценностью всего музыкального искусства во всем его объеме и актуальной значимостью для большинства лишь той части, которая относится к категории "легкой11 музыки", - отмечается в социологических исследованиях Н.Е. Богатыревой, А.К.Троицкого, К.Н.Никитиной /139, с.120/.

Исходя из последних данных социологического анализа художественных интересов подростков, полученных лабораторией конкретно-социологических исследований НИИ ХВ АПН СССР, в этом возрасте интерес к музыке растет и проявляется больше, чем к другим видам искусства. Например, если среди младших подростков музыку предпочитают 33%t то среди старших интерес к ней увеличивается на 19% /158, С.58 /.

Исследуя условия и закономерности эффективного формирования эстетического вкуса школьников, Ю.У.Фохт-Бабушкин приходит к выводу, что этот процесс является плодотворным при сочетании художественно-образовательной с творческой деятельностью на основе углубления знаний /189, с.182-183/.

В нашем исследовании ставилась цель - изучить уровни сформированное эстетического идеала младших подростков (четвертых-шестых классов) и определить роль музыкального искусства в его утверждении.

Для изучения уровней сформированноети эстетического идеала подростков были применены следующие методы: анкетирование, беседы, педагогические наблюдения. Шссовое анкетирование проводилось в 1980 году в общеобразовательных школах города Винницы $ 1,4,6, 17,30,33 и двух сельских школах - Гальжбиевской и Белянской Ямпо-льского района Винницкой области методом случайного отбора. Всего анкетированным опросом было охвачено 1100 учащихся четвертых -шестых классов (366 - четвертых, 370 - пятых, 364 - шестых). В процессе исследования решались такие задачи: а) изучение объема знаний подростков об эстетическом идеале, его содержании, эстетической ценности; б) определение общего уровня его развития; в) выявление идейной направленности эстетического идеала подростков; г) музыковедческий и педагогический анализы музыкальных предпочтений учащихся.

Одной из главных задач было выявление представлений об эстетической ценности идеала, определение мотивов, по которым подростки признают или отрицают необходимость идеала для себя, выявление критериев, способствующих выбору достойных идеалов для подражания в музыкальном искусстве. Для того, чтобы вскрыть причины несформированноети эстетических идеалов, выяснить, насколько значительны усилия учителей музыки в их развитии, мы разработали анкету из двенадцати вопросов и предложили учащимся ответить на них. На первый вопрос: "Каких героев, воплощенных в музыкальных произведениях ты знаешь: а) Великой Октябрьской социалистической революции; б) гражданской войны; в) Великой Отечественной войны; г) других? были получены ответы, анализ которых показал, что более всего известны песни о В.И.Ленине, героях гражданской и Великой Отечественной войн. Однако, были перечислены только песни, изучающиеся по программе : " Песня о Чапаеве" - муз А.Новикова, ел. С.Болотина;"Песня о Щорсе" - муз. М.Блантера, ел.М.Голодного; "Гайдар шагает впереди" - муз. А.Пахмутовой, ел. С.Гребенникова и Н.Добронравова; "Алеша" - муз. С.Заславского, ел. А.Пришельца.

Вокальное искусство как средство формирования эстетического идеала личности

В утверждении эстетического идеала коммунизма огромное значение имеет музыкальное искусство. Отмечая большую роль искусства в формировании личности,А,ВЛуначарский писал ...искусство не только служит орудием познания, но и организует идеи и, в особенности, ЭМОЦИЙ. Организует через посредство образов, также через посредство музыкальных идей, организует эмоции, как боевую силу, как воспитательную силу" /121,с.124/. Оно призвано стать действенным средством коммунистического воспитания, гармонического развития, формирования нравственно-эстетических качеств личности школьников, выступающих как реальные результаты всей идейно-воспитательной работы в целом. Чтобы таковая была эффективной, нужно систематически пополнять знания школьника эстетическими нормами и правилами, высокими мотивами эстетического поведения. В связи с этим Н.К.Крупская писала: " Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других"/94, с,394/.

Музыкальное художественное творчество богато разнообразными жанрами. По основным исполнительским признакам оно классифицируется на две большие группы: а) вокальную, предназначенную для пения с сопровождением или без него; б) инструментальную, предназначенную .для исполнения на музыкальных инструментах. Основанием .для подобной классификации служат эстетические закономерности раскрытия содержания произведения, связанные с определенными его специфическими возможностями. Инструментальные жанры, в отличие от вокальных, передают содержание только при помощи музыкально-звуковых образов. Вокальные жанры связаны со словом, разговорной речью, облегчающей понимание идейной значимости песни, романса, арии и др. Вокальное искусство обладает огромной эмоциональной силой воздействия на слушателя. В слове доминирует конкретно-семантическая информативность. Характеризуя эту особенность, К.С.Станиславский дал определение значимости слова и музыки так: "Слово - что, музыка - как" /175, с.509/.

Воздействуя на слушателя с помощью художественных образов, вокальное искусство раскрывает различные явления действительности, обогащает духовный мир, расширяет жизненный опыт, развивает музыкально-творческие способности. На большую воспитательную роль певческой деятельности указывала О.А.Апраксина:"...пение является той формой активной музыкальной деятельности, которая вполне доступна для школы и в то же время необычайно эффективна как путь музыкального обучения и воспитания в их единстве"/ЗІ,с.І9/.

В нашем исследовании певческую деятельность мы рассматриваем в аспекте общевоспитательных задач и как эффективное средство формирования эстетического идеала младших подростков. Первоочередным формированием эстетического идеала является идейно-художественный репертуар с ярко выраженными идеальными образами и эмоциональной насыщенностью содержания. При отборе вокальных произведений мы исходили из основных ленинских принципов искусства социалистического реализма: партийности, народности, доступности, правдивости, художественной убежденности.

Воспитание на основе революционных, боевых, героических, трудовых традиций советского народа, отраженных в вокальном искусстве,- одна из сторон формирования эстетического идеала подростков, и ";..чем выше, ярче, возвышеннее идеал, к которому надобио поднять, возвысить душу моего питомца, тем очевиднее, нагляднее будет реальный мир, реальные вещи, из которых вытекает идеал Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного . города, надо только уметь видеть идеальность в реальности, а в этом и заключается один из секретов воспитания , - писал В.А.Сухомлинский /182, с.603-604/.

Б данном высказывании проводится мысль о том, что воспитательная работа взаимосвязана с жизнью, с борьбой советского народа за социальный прогресс, за утверждение идеалов коммунистического общества.

Певческая деятельность, являющаяся видом активного художественного творчества детей, передающая содержание музыкальных произведений посредством голоса, должна послужить воспитанию не только вокальных навыков, но и их духовному самосовершенствованию.

Перед учителем музыки общеобразовательной школы ставятся задачи повышения общего уровня вокальной культуры, требующей изучения новейших достижений наук: эстетики, педагогики, психологии, физиологии, фонетики, акустики.

Выдающийся советский физиолог, академик Л.А.Орбели отмечал: "Несомненно, что именно нашей Родине должна принадлежать первая роль в постановке вокального искусства,ибо мы более чем кто-либо обеспечены серьезными научными достижениями И.М.Сеченова, И.П.Павлова и других отечественных физиологов" /150, с.5/.

Основные направления формирования эстетического идеала младших подростков в процессе вокальной работы

Разрабатывая программу экспериментальной работы, мы исходили из того, что подростковый возраст наиболее благоприятен для формирования эстетического идеала.

В связи с интенсивным умственным и физическим развитием у подростков наблюдается тяга к самоконтролю, самоусовершенствованию, развивается способность к критическому мышлению. Проблема идеала в эту пору особенно притягательна и значима. Идеал овладевает сознанием и чувствами, следовательно, становится высшим мотивом поведенческих установок. Если подростка восхищает идеальный образ, то он стремится превратить этот идеал в программу самосовершенствования. Постепенно развивая способность к выявлению нравственно-зстетичесішх качеств идеала, оценивая деятельность и поступки, подросток обобщает и осмысливает их, перенося лучшие из них на свою модель поведения, на качество своей личности.

Приобретая навыки эстетической аргументации своих желаний в соответствии со сложившимся эмоционально-эстетическим опытом, он учится самоанализу, самоконтролю. Происходит постепенное формирование самосознания, как необходимой предпосылки самовоспитания "Это - возраст нарастающей энергии, самоутверждающейся личности. Это уже не "мягкий воск", из которого можно лепить что хочешь. Подростки - народ очень трудный, очень впечатлительный,возбудимый, не владеющий еще собой, но в то же время это возраст, когда ребята вглядываются в жизнь особенно внимательными глазами, когда они активно реагируют на окружающее",- так характеризовала подростковый возраст Н.К.Крупская /93, с.361/.

При рассмотрении воспитательной функции идеала, его влияния на поведенческую установку детей она отмечает:"...самое важное, психологически имеющее колоссальное значение для подростка - это то, что вслед за провозглашением известного идеала следуют вполне определенные, конкретные правила поведения, вытекающие из признания данного идеала. В этом связывании идеала и практического поведения - громадная сила" /95, с.38/.

На психологическую значимость воспитания самоконтроля указывал А.С.Макаренко, акцентируя внимание на роли волевых усилий и наличие образца для соотношения действий и поступков с этим образцом /128/.

Идеальными для подростков являются люди с героическими биографиями, исторические деятели, герои революционных и военных событий. Героическое в данном случае выступает как нравственно-эстетическая потребность подростков. Через восприятие идеального героя, оживающего в своей исторической и психологической достоверности, они всматриваются в его .духовный внутренний мир, сливая его чувства и переживания со своими /161/.

"Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности" /44 , с.347/. Эстетический идеал, являясь особой системой в сознании личности, утверждает ее ценностные ориентации в духовно-художественном опыте. В связи с этим жизненная объективная ориентация выступает опре делящей силой воспитания эстетического идеала. Музыкальные произведения, содержащие ярко выраженную идейно-политическую направленность и отражающие жизнь с позиции эстетического идеала общества, воссоздают художественно-образные модели совершенного и прекрасного.

Основными направлениями в процессе формирующего эксперимента были: а) мировоззренческое, основанное на постижении учащимися идейной сути музыкальных произведений; б) музыковедческое, предполагающее осознание формы и содержания произведения в их единстве; в) исполнительское, способствующее воспитанию потребности в эстетической деятельности. В процессе работы использовались методы: наблюдения, анализа, музыкально-художественных аналогий, способствующих накоплению личностно-чувственного опыта учащихся и подготавливающих их к осознанному восприятию.

При этом внимание концентрировалось на осмыслении нравственно-эстетического потенциала идеальных героев.

Выявление уровней сформированное эстетического идеала осуществлялось при помощи таких способов, как вербальный, отражающий знания школьников; эмоциональный, выражающий проявление эстетического отношения личности к эстетическим ценностям; исполнительский, характеризующий степень осознанности восприятия музыкального образа.

Процесс формирования эстетического идеала подростков включал решение нижеследующих задач:

1. Развитие эрудиции учащихся в области знаний об эстетических ценностях: а) эстетического идеала; б) музыкального произведения; в) певческого голоса и исполнительского мастерства.

2. Углубление познавательного интереса подростков в области музыкально-эстетических знаний.

3. Повышение степени активности музыкально-эстетической деятельности учащихся экспериментальной группы.

Большое значение уделялось созданию у учащихся эмоционально-эстетических установок мотивированности восприятия; развитию идейно-эстетического отношения учащихся к идеалу. Интенсификация процесса формирования идеала достигалась, прежде всего, путем воздействия на чувства школьников специально подобранным репертуаром. Ставилась педагогическая задача взволновать, пробудить чувство уважения к героям песен, используя их как педагогические образцы; расширить представления об идеале; сформировать знания, суждения, несущие мировоззренческую установку.

Похожие диссертации на Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками