Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетических представлений студентов художественно-графического факультета : на материале национального орнамента Валиева, Регина Завдатовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Валиева, Регина Завдатовна. Формирование эстетических представлений студентов художественно-графического факультета : на материале национального орнамента : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Валиева Регина Завдатовна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2011.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Одним из основных целей Национальной доктрины образования в Российской Федерации является реализация исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Главным среди задач государства в сфере образования ставится гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур, что подразумевает повышение уровня культуры и искусства в образовании, сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования. Исходя из этого, художественное образование призвано обеспечить подготовку творческих специалистов в сфере искусства, педагогов для системы художественного образования, а также приобщить граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

Проблема формирования эстетических представлений студентов является одним из важнейших пунктов теории и практики художественного образования. Тем не менее, исследования последних лет свидетельствуют о наличии определенных противоречий в данной области: с одной стороны, количественные показатели взаимодействия человека с искусством, а именно частота и продолжительность контактов вполне благополучны и не вызывают особой тревоги; с другой – уровень художественной воспитанности населения, особенно детей и молодежи, на протяжении последних лет не только не повышается, но и имеет тенденцию к снижению. В частности, наблюдается однообразие художественных интересов, преобладание интереса к видам и жанрам, не требующим интеллектуальных усилий. Отчасти причины сложившейся ситуации заключаются в существующей системе и способах художественно-эстетического воспитания.

Формально наиболее острыми недостатками в развитии эстетических представлений являются: снижение уровня художественной культуры молодежи, что проявляется в неразвитости художественных вкусов, художественно-образного восприятия и мышления; невостребованность потенциала художественного профессионального и традиционного народного искусства как средства эстетического развития личности; недоступность для городского населения народных художественно-эстетических ценностей в результате сокращения бюджетного финансирования учреждений культуры, а для населения регионов – богатств мировой и отечественной культуры (в музеях, по данным Министерства культуры России, экспозиции составляют не более 7% фондов); падение интереса к народному художественному творчеству, искусству в целом; отсутствие национально ориентированной системы художественного воспитания; ориентация учреждений профессионального искусства на коммерцию; невосполнимая утрата художественных ценностей, предметов народного творчества, религиозной утвари (разрушение, кража и вывоз за рубеж); утрата технологий народных ремесел и промыслов, традиционных форм семейного художественного творчества; превращение изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции за счет унификации центров народных ремесел и промыслов, создания на их базе промышленных предприятий; снижение уровня эстетического воспитания детей и подростков вследствие резкого сокращения дополнительного художественного образования в связи с коммерциализацией культурно-досуговых учреждений; отсутствие условий для художественного развития и дальнейшего профессионального самоопределения одаренных детей, подростков, молодежи.

Художественные традиции каждого народа представляют собой самостоятельную область эстетической культуры и являются основой для развития национального художественного творчества как индивидуального, так и профессионального. Изучение формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента особо актуально тем, что этническая художественная культура тюркских народов как метаэтническая общность содействует построению «диалога» культур разных народов, выявлению общего и особенного в их традиционных художественно-эстетических представлениях.

Отсутствие полноценных базовых знаний в области художественных традиций народа, обеспечивающих формирование эстетических представлений студентов художественно-графического факультета, объясняется разрозненностью и отсутствием целостности в знаниях из области ИЗО как своего народа, так и народов, генетически близких ему. Татарский орнамент в системе традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства позволяет иметь представление об особенностях национального колорита, символики предков тюркских народов. Этот эстетически богатый вид искусства призван выработать у студентов ценностные ориентации в художественно-культурном наследии родного края.

Естественно, что орнамент, являясь частью декоративно-прикладного искусства, должен изучаться комплексно как элемент целостного явления всего наследия тюркских народов с его символико-поэтическим содержанием, обрядами, обычаями, а также соблюдаться преемственность на всех этапах обучения, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями. Выпускники художественно-графических факультетов педагогического и художественного образования призваны реализовать эти условия в изучении национального орнамента.

Несмотря на определенную изученность Р.Р. Султановой (живопись, графика, монументально-декоративное искусство, скульптура), Ф.Х. Валеевым и Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой (древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья и Татарстана), С.М. Червонной (история изобразительного искусства и архитектуры) искусствоведческую и историческую сторон татарского изобразительного искусства; Л.Х. Кадыйровой (художественно-эстетическое воспитание учащихся средней общеобразовательной школы) и А.Р. Гатиной (формирование готовности студентов к художественному образованию учащихся на материале татарского декоративно-прикладного искусства) методического и воспитательного аспектов преподавания изобразительного искусства, вне поля зрения оставалась задача формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента.

Исходя из вышесказанного, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента и недостаточной разработанностью теории и практики рассматриваемой проблемы в его сущностном, системном и концептуальном смысле. Это общее противоречие выявило несоответствие между:

– повышенными требованиями общества и государства, предъявляемыми к системе художественно-эстетического образования, и отсутствием исследований по формированию эстетических представлений молодежи на материале национального искусства;

– потребностями современных вузов в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса художественно-эстетического обучения и воспитания и наличием пробелов в целостной системе вопроса формирования эстетических представлений студентов на материале национального орнамента;

– необходимостью установки на качественно новые направления образования и воспитания молодого поколения с учетом исторического опыта народа и недостаточной исследованностью задачи формирования эстетических представлений студентов на материале национального орнамента.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы педагогический потенциал национального орнамента, методы и организационно-педагогические условия формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента?

Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке, выявленные противоречия послужили основой для определения темы исследования: «Формирование эстетических представлений студентов художественно-графического факультета (на материале национального орнамента)».

Объект исследования: процесс художественного образования.

Предмет исследования: процесс формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента.

Цель исследования: раскрытие педагогического потенциала национального орнамента, выявление методов и организационно-педагогических условий формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента.

В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить содержание и дать определение понятия «эстетические представления студентов».

2. Выявить и обосновать педагогический потенциал национального орнамената как части народного художественного изобразительного искусства в формировании эстетических представлений студентов художественно-графического факультета.

3. Раскрыть методы формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета в процессе изучения национального орнамента.

4. Определить организационно-педагогические условия формирования эстетических представлений студентов средствами национального орнамента.

Методологическую основу исследования составляют системный подход, ориентированный на выделение, прежде всего, интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым или второстепенным; личностный подход, обращенный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельностный подход, организующий полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность; этнопедагогический подход, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуального; антропологический подход, отмечающий системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания; культурологический подход, предполагающий художественно-эстетическое развитие личности.

Теоретической базой исследования проблемы формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета явились теории личностно-деятельностного подхода к воспитанию (Н.М. Борытко, М.А Викулина, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.), воспитательные системы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова и др.), дидактические концепции формирования личности (Д.В. Вилькеев, В.Ф. Габдулхаков, Е.М. Ибрагимова, А.А. Кирсанов, М.И. Махмутов и др.), формирования гуманистического мировоззрения (Р.А. Валеева, А.Г. Козлова, Р.Ш. Маликов, Г.В. Мухаметзянова и др.), обучения и воспитания студентов вуза (Г.В. Ахметжанова, В.П. Ковалев, М.В. Лагунова, И.В. Непрокина, Г.В. Палаткина, Ф.В. Повшедная, Н.Я. Сайгушев, М.Г. Харитонов и др.)

Исследование художественного образования выполнялось с опорой на теорию и практику, выдвинутую Ю.Б. Алиевым, А.И. Буровым, С.А. Герасимовым, Ш.М. Германом, Г.С. Голошумовой, Б.Т. Лихачевым, И.Л. Любинским, Б.М. Неменским, В.К. Скатерщиковым и др.

В раскрытии проблемы использовались также труды по татарскому национальному искусству Ф.Х. Валеева, Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, Р.Р. Султановой, С.М. Червонной, методики преподавания национального искусства А.Р. Гатиной, Л.Х. Кадыйровой и др.

Источниковедческой базой исследования послужили Законы об образовании РТ и РФ, Концепция художественного образования, Концепция воспитания учащейся молодежи РФ и РТ о необходимости обогащения учебно-воспитательного процесса элементами национальной культуры, искусства и широкого использования народных традиций, постановления государства и Правительства в области художественного образования, программно-методические документы, учебники и учебно-методический комплекс, передовой опыт художественных учебных заведений и отдельных учителей республики по художественному образованию учащихся, татарское декоративно-прикладное искусство, материалы педагогической и общественной периодики.

В процессе исследования использовался комплекс методов: теоретическое изучение орнамента как исторического источника с привлечением памятников духовной и материальной культуры, обобщение передового опыта художественных учебных заведений и отдельных учителей республики по художественному образованию, педагогический эксперимент, наблюдение, диагностика, математическая статистика, анкетирование, опрос, беседа, тестирование, экспертная оценка, контроль и коррекция.

Экспериментальной базой исследования стали Набережночелнинский государственный педагогический институт, Бугульминский, Лениногорский, Мензелинский и Нижнекамский педагогические колледжи Республики Татарстан.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2004–2006 гг.) включал изучение соответствующей психолого-педагогической, философской, культурологической литературы; идей художественного образования; инновационной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в общеобразовательных школах, средних и высших специальных учебных заведениях; организацию эмпирического исследования по художественному образованию студентов; подготовку учебно-методического комплекса для студентов, художественных руководителей и учителей по художественному образованию средствами татарского декоративно-прикладного искусства.

Второй этап (2007–2009 гг.) состоял в сущностном изучении проблем формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета. На данном этапе также сформулирована гипотеза и началась подготовка к апробации результатов исследования, проведен педагогический эксперимент со студентами по формированию эстетических представлений средствами национального орнамента.

Третий этап (2010–2011 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено содержание и сформулировано определение понятия «эстетические представления студентов», которое следует понимать как многокомпонентное явление, включающее знания в области художественного творчества, развитие эстетических чувств (понимание прекрасного и усвоение эстетических оценок содержания и форм объектов), формирование на его основе умений и навыков по созданию произведений искусства, в частности, национального орнамента, что представляет собой сложный психолого-педагогический процесс.

2. Выявлен педагогический потенциал национального орнамента как части народного художественного изобразительного искусства в формировании эстетических представлений студентов художественно-графического факультета, что заключается в ознакомлении с историей народа в общем и историей художественного творчества в частности, обновлении художественной памяти народа; воспитании патриотических чувств, гордости за прошлое своего народа; экологическом воспитании путем ознакомления с фауной и флорой родного края; пробуждении интереса к орнаментальному творчеству других народов, в результате чего воспитываются интернациональные чувства и толерантность; организации мышления пространственными образами, ознакомлении с законами ритма и симметрии; воспитании художественного вкуса; пробуждении чувств и эмоций, обогащении духовности; расширении художественных способностей студента и т.д. Общеобразовательная, аксиологическая, гносеологическая, семиотическая, гедоническая, социальная и познавательная, воспитательная, идеологическая и эстетическая функции орнамента носят педагогизированный характер.

3. Раскрыты методы формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета в процессе изучения национального орнамента, в частности, объяснение для первичного восприятия орнамента (словесные), показ и демонстрация изучаемого материала (наглядные), практическая деятельность и творческое применение знаний (практические), обратная связь, диагностика и контроль знаний, умений, навыков, коррекция недостатков (тесты, упражнения, практические задания воспроизводящего и творческого характера).

4. Определены организационно-педагогические условия формирования эстетических представлений студентов средствами национального орнамента, куда следует отнести учет возрастных особенностей и потребностей; организация процесса обучения на основе интенсивной творческой деятельности и учет принципа развивающего обучения, обеспечивающего наиболее эффективное усвоение исторических и культурологических понятий, связанных с предметом изучения; переосмысление первоисточника (национального орнамента) и создание нового художественного произведения, орнаментальной композиции на основе системно-комплексного подхода к содержанию дисциплины; разработка методики формирования эстетических понятий; обеспечение учебно-воспитательного процесса специальным учебно-методическим комплексом.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы научно-методические основы формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета на материале национального орнамента, что подразумевает глубокие знания национального декоративно-прикладного искусства и умение применять эти знания на практике; нацеленность содержания учебного материала на национально-региональный компонент. Разработан новый учебно-методический комплекс по формированию эстетических представлений студентов на материале национального орнамента, доказана возможность использования национального орнаментального искусства в целях формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система формирования эстетических представлений студентов на материале национального орнамента может быть использована при организации учебно-воспитательного процесса в художественно-педагогических вузах и училищах, осуществляющих подготовку кадров по специальности 050602 (030800) «Изобразительное искусство»; в процессе преподавания на художественно-графическом факультете в рамках учебных дисциплин национально-регионального компонента «Основы декоративно-прикладного искусства», «Художественное оформление в школе»; учебно-методический комплекс спецкурса «Орнамент в традиционной системе татарского декоративно-прикладного искусства» может быть использован в процессе подготовки студентов, а также на курсах повышения квалификации учителей, художественных руководителей общеобразовательных и художественных школ; методические рекомендации могут быть использованы родителями, заинтересованными в художественно-эстетическом воспитании своих детей, органами управления образованием, учеными-методистами, широкими слоями педагогических работников с целью научной организации художественно-эстетического образования учащихся на материале национального орнамента.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкими методологическими позициями; адекватной целью, задачами и логикой исследования комплексного научно-исследовательского инструментария; целостным и системным подходами к исследованию проблемы; опорой на исследования о сущности человека и его формирования в деятельности; синтезом и сопоставлением данных педагогики, философии, психологии, социологии и художественной культуры; научной апробацией основных идей и полученных результатов в практике среднего специального и вузовского образования и использованием их в научных трудах автора.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в научных статьях, докладах и тезисах. Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях, проведенных в гг. Санкт-Петербург, Казань, Набережные Челны, Менделеевск и др.

Внедрение результатов исследования осуществлялось соискателем в процессе педагогической деятельности в качестве старшего преподавателя художественно-графического факультета Набережночелнинского государственного педагогического института.

Положения, выносимые на защиту:

1. Уточненное определение понятия «эстетические представления студентов». Эстетические представления студентов, сформированные на основе изучения национального орнамента, – это развитие орнаментальных образов или связанных с ними явлений, которые способствуют формированию более устойчивого личностного качества как эстетическое восприятие. Являясь по своему содержанию частью художественных, эстетические представления студентов формируются в процессе изучения духовного содержания национального орнамента, в свою очередь, возникающие эстетические чувства в данном процессе способствуют наиболее эффективному формированию сознательных и четких эстетических представлений. Эстетические представления студента художественно-графического факультета являются своеобразной внутренней моделью ожидаемых условий профессиональной деятельности, оказывающей влияние на процесс обучения. Для успешного развития полноты, правильности, ясности эстетических представлений в процессе изучения национального орнамента необходим интерес, в частности, к художественной деятельности (созданию орнаментальных композиций). Представления об орнаменте, его эстетических качествах тем прочнее и ярче, чем чаще он является объектом внимания и действий студентов. Пассивное повторное восприятие орнаментального образа в национальном искусстве не формирует эстетические представления о нём.

2. Выявленный педагогический потенциал национального орнамената как средства формирования эстетических представлений личности, что заключается в ознакомлении с историей народа, в том числе и с национальным художественным творчеством; обновлении художественной памяти; воспитании чувств гордости; вооружении знаниями о живом и неживом мире родного края; пробуждении интереса к художественно-эстетическому творчеству других народов, что реализует интернациональное воспитание и толерантность; пространственном мышлении; чувстве законов ритма и симметрии; воспитании вкуса; развитии чувств и эмоций; духовном обогащении; расширении способностей студентов.

3. Методы формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета в процессе изучения национального орнамента: словесные, наглядные, практические, обратная связь, диагностика и контроль и коррекция.

4. Организационно-педагогические условия формирования эстетических представлений студентов средствами национального орнамента, т.е. учет возрастных особенностей и потребностей; обеспечение интенсивного творчества и развивающего обучения; усвоение исторических и культурологических понятий; переосмысление национального орнамента и создание новых произведений искусства; разработка методики; использование специального учебно-методического комплекса.

Структура и объем диссертации.

Похожие диссертации на Формирование эстетических представлений студентов художественно-графического факультета : на материале национального орнамента