Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы исследования
1. Проблема гуманизма в педагогической теории и практике воспитания:
а) анализ литературы по проблеме; .
б) исходная концепция исследования 15-32
2. Музыкальное искусство как фактор гуманистического воспитания личности 32-53
3. Специфика формирования гуманных чувств подростков средствами музыки 53-79
ГЛАВА II. Изучение воспитательного воздействия музыки на процесс формирования гуманных чувств подростков
1. Педагогическая характеристика первоначального уровня гуманистических представлений подростков (методика констатирующего этапа опытной работы) 80-94
2. Музыкальный лекторий как форма организации опытно-экспериментальной работы по теме исследования 94-121
3. Включение подростков в музыкально-творческую деятельность как средство формирования гуманных чувств (методика формирующего этапа опытной работы) I2I-I46
Заключение 147-153
Библиография 154-175
Приложение 176-185
- Музыкальное искусство как фактор гуманистического воспитания личности
- Специфика формирования гуманных чувств подростков средствами музыки
- Педагогическая характеристика первоначального уровня гуманистических представлений подростков (методика констатирующего этапа опытной работы)
- Музыкальный лекторий как форма организации опытно-экспериментальной работы по теме исследования
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
В отчетном докладе ЦК КПСС ХШ съезду партии Л.И.Брежнев сказал: "Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства - это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства. В этих словах - признание большой роли искусства в формировании духовных основ социалистического образа жизни. Общество развитого социализма одной из главных своих задач ставит заботу "об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения
их культурного уровня" . Тем самым подчеркивается, что проблема нравственного совершенствования человека, базирущаяся на основе творческих возможностей личности, выдвигается в нашей стране на уровень общегосударственных задач. На достижение этой высокой цели направлена вся система коммунистического воспитания подрастающего поколения.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" (декабрь, 1977) подчеркивает необходимость комплексного подхода к идейно-политическому, трудовому, нравственному и эстетическому воспитанию,школьников, отмечает возрастающую роль школы в решении поставленных партией за-
ІБрежнев І.И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС ХХУІ съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики* 23 февраля 1981 г. - М.: Политиздат, 1981, с.85.
^Конституция (Основной Закон) СССР. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. - М.: Юридич. лит-ра, 1980, ст. 27, с.8
- 4 -дач. Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (апрель, 1979) ориентирует ученых-педагогов на то, что основная цель исследований на современном этапе - глубокий, всесторонний анализ духовной жизни общества, от чего во многом будет зависеть полная реализация возможностей развитого социализма в воспитании подрастающих поколений. В свете этих документов советская педагогическая наука и школа, решая задачу воспитания всесторонне развитой личности, осуществляют поиск оптимального сочетания условий, форм и методов эстетического воспитания, являющегося сегодня основой государственной культурной политики.
Современная концепция воспитания средствами искусства основывается на глубоком убеждении в том, что искусство, как форма общественного сознания, обладает огромной мощью воздействия на человека. Сегодня искусство, в том числе музыка, является одной из составных частей коммунистического воспитания, призванной формировать не только эстетическую культуру человека, но личность в целом, отношение человека к себе, к другим людям, к жизни; формировать психику человека, влиять на его личностные качества.
Сущность проблемы воспитания посредством музыки заключается в использовании тех средств педагогического воздействия, с помощью которых музыка реализует свои воспитательные возможности. Музыку слушают не только для того, чтобы получить удовольствие, испытать наслаждение, ею доставляемое, при том что гедонистическая функция музыки занимает достаточно важное место в комплексе ее социальных функций. Однако, основное, эстетико-воспитательное назначение музыкального искусства в нашей стране состоит в формировании нового человека, духовном обогащении общества. Воспитывать человеческое в человеке - главное назначение музыки в об-
- 5 -щественной жизни, в силу чего музыка становится могучим оружием в борьбе гуманизма и антигуманизма. Обостряющаяся идеологическая борьба двух социальных организмов - социализма и капитализма -наиболее ощутима именно в области музыки. Через "экспортируемые" к нам развлекательные музыкальные программы, модные "диски" буржуазная пропаганда насаждает чуждые нам взгляды и идеалы, используя естественное увлечение сегодняшних подростков музыкой в современных ритмах, делая ставку на их недостаточно сформировавшийся духовный мир, несколько облегченное восприятие жизни. Осознавая эту опасность, школа усиливает внимание к вопросам эстетического развития личности советского школьника.
< Выступая одним из важнейших факторов формирования эстетической и нравственной воспитанности подростков, музыка может оказывать влияние на развитие гуманистической направленности их личности, формируя чувства учащихся, а также внутриколлективные отношения в процессе совместной музыкальной деятельности. Целенаправленное педагогическое руководство музыкальной деятельностью, учитывающее специфические особенности ее содержания, позволяет раскрыть многообразные воспитательные возможности, интегрированные в музыке.
Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи эстетического и этического воспитания раскрываются в трудах А.И.Бурова, М.С.Кагана, Е.В.Квятковского, Б.Т.Лихачева, И.Л.Любинского, В.А.Разумного, В.К.Скатерщикова, В.И.Толстых и др. В ряде фундаментальных работ названных авторов, объединенных общей концепцией о взаимосвязи искусства и морали, этического и эстетического в искусстве, отмечается все возрастающее его влияние, комплексное воздействие на все стороны развивающейся личности, на усиление функционирования искусства в области познания, общения и воспитания.
Специально исследовались вопросы эмоционально-осознанного восприятия музыки, значения этого процесса в формировании социально-ценных психологических состояний: Беляева-Экземплярская С.Н., Выготский Л.С., Кечхуашвили Г.Н., Назайкинский Е.В., Теплов Б.М. и др. В работах этих авторов достаточно широко освещен вопрос о способности правильно воспринимать содержание музыкального образа, роли жизненного опыта в восприятии музыки; вместе с тем, подчеркивается необходимость изучения непосредственного отклика на музыку с целью выяснения воспитательных возможностей ее слушания.
Достаточно полно разработаны вопросы методики слушания музыки (Брюсова Н.Я., Гродзенская H.I., Румер М.А., Шацкая В.Н., Яворский Б.Л.); становления теории и практики музыкального воспитания (Апраксина О.А., Асафьев Б.В., Ветлугина Н.А., Кабалевский Д.Б., Цыпин Г.М.); музыкального восприятия школьников (Алиев Ю.Б., Белобородова В.К., Гембицкая Е.Я., Ригина Г.С.).
Проблема воспитательного воздействия искусства на нравственное сознание личности освещается в диссертациях Бильченко Г.О., Васильева А.С., Зеленковской Р.И., Литвиненко А.А., Масловой Н.Н., Полуянова Ю.А., Ростовского А.Я., Хижняк Ю.И., наиболее близких по проблематике теме настоящего исследования. В частности, вывод о том, что гуманные чувства занимают ведущее место в системе эстетического отношения подростков к художественному образу (Васильев А.С.), находит подтверждение также в работах других исследователей гуманных чувств (Сизый А.А., Юрьева М.В., Аргетки-на К.М., Кульчицкая Б.И.). Хижняк Ю.Н. и Маслова Н.Н., анализируя вопросы воспитательного воздействия музыки на формирование социально-значимого эстетического опыта, гуманистических взаимоотношений подростков, обосновывают положение о том, что общение
- 7 -с музыкой способствует формированию культуры чувств, межличностного общения.
Гуманистическая миссия музыки и состоит в расширении "реальной сферы человеческого общения благодаря созданию новых партнеров общения" (Каган М.С); это - образы музыки, которым мы сочувствуем, сопереживаем, эмоционально участвуем в их судьбах.
Однако, если в современной педагогике общевоспитательная функция музыки нашла соответствующее отражение, в школьной практике этот важнейший аспект музыкального воспитания находит лишь частичное применение. Анализ состояния музыкально-воспитательной работы в школах гг. Москвы, Минска и др. городов свидетельствует, что возможности уроков музыки используются в исследуемом направлении слабо. За редким исключением, в школе не проводится работа по различению учащимися эмоциональных состояний, выражаемых музыкой; по выявлению и оценке школьниками чувств, которые испытывает герой музыкального произведения, автор по отношению к герою и сами учащиеся в процессе слушания музыки. Даже передовые учителя включают юспитательный аспект воздействия музыки в систему своей педагогической деятельности эпизодически, от случая к случаю. Недостаточное внимание уделяется нравственному аспекту воздействия музыкального искусства и во внеурочной работе, что тормозит процесс усвоения школьниками нравственно-эстетических ценностей для обогащения своей личности. Между тем, в любой из сторон формирования личности учащегося, будь то воспитание нравственное или эстетическое, трудовое или физическое, есть элементы, которые развиваются более эффективно именно средствами музыки.
Несмотря на очевидную актуальность проблемы, мы не имеем еще до настоящего времени исследований по воздействию музыкального искусства на формирование гуманистически направленной личности
подростков. Несомненная важность проблемы, ее неизученность обусловили необходимость настоящего исследования.
Цель исследования - теоретическое обоснование и опытная проверка основных педагогических условий повышения эффективности формирования гуманных чувств подростков в процессе внеклассного слушания музыки.
Объектом исследования является внеучебная музыкальная деятельность подростков, направленная на осуществление взаимосвязи художественно-эстетического и гуманистического развития учащихся.
Предметом исследования явился процесс формирования гуманных чувств подростков во внеучебной музыкальной деятельности.
Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
Анализ специфики, возможностей и закономерностей воспитательного воздействия коллективного слушания музыки на формирование гуманных чувств подростков.
Определение содержания, форм и методов воспитательной работы с подростками в ходе совершенствования сферы их чувств во внеучебной музыкальной деятельности.
Выявление процесса формирования и дальнейшего развития нравственно-эстетических форм выражения (в поступках, высказываниях) гуманных чувств подростков.
В ходе теоретической и экспериментальной работы проверялась гипотеза, согласно которой формирование гуманных чувств подростков осуществляется на внеклассных занятиях музыкой наиболее успешно при соблюдении следующих условий: а) если музыкальные произведения подобраны в определенной системе, включащей образцы с гуманистической направленностью в содержании - ярко выраженная идея
- 9 -добра и зла, чувство радостного жизнеощущения; б) при соответствующей методике воспитательной работы, основанной на диалектическом единстве этического просвещения и музыкально-эстетического развития учащихся; в) при выявлении воспитательных возможностей коллективного прослушивания музыки для организации совместной деятельности, внутриколлективных отношений, общения подростков; г) при учете "отсроченной во времени" реакции нравственного воздействия музыки ("последействие", по Выготскому Л.С.).
Методологическую основу исследования составили: марксистско-ленинская концепция о всестороннем развитии личности; о социалистическом гуманизме; о взаимосвязи чувственного и рационального в познании мира и социальной деятельности; о воспитательной функции искусства; разработанная В.И.Лениным теория отражения, являющаяся теоретическим фундаментом для научного объяснения творческой познавательной деятельности человека; важнейшее положение диалектического материализма о взаимозависимости явлений - с этих позиций рассматривалось диалектическое единство творческой и воспроизводящей деятельности. В процессе исследования диссертант руководствовался директивными документами КПСС по вопросам искусства и литературы, указаниями ХХУ и ХТО съездов КПСС о необходимости комплексного подхода к воспитанию, в которых эти идеи нашли дальнейшее развитие.
Методика исследования. Основными методами исследования были: изучение и анализ философской, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы для обоснования теоретических и практических положений исследования; опытно-экспериментальная работа; целенаправленное педагогическое наблюдение; методы социологического опроса - анкетирование, музыкально-воспитательные беседы, анализ письменных работ учащихся (сочинения, рецензии-отзывы); метод создания педагогических ситуаций взаимо-
- 10 -действия подростков в процессе совместной музыкальной деятельности, с использованием методик, разработанных сектором нравственного воспитания НИИ общих проблем воспитания АШ СССР (руководитель О.С.Богданова); социометрические методы для измерения внут-риколлективных отношений. Для получения количественно-качественных характеристик были использованы процедуры измерения уровней сформированности способности к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости, табличное и графическое их изображение.
Исследование носило этапный характер. / На первом этапе (1977-1978 гг.) работа велась в ряде направлений:
изучалась философская, психолого-педагогическая и искусствоведческая литература, выявлялись теоретические предпосылки разрешения проблемы;
изучалось состояние музыкально-воспитательной работы и проводилось наблюдение уроков музыки (раздел "слушание музыки") в общеобразовательных школах и школах-интернатах гг. Москвы , Минска;
формулировались гипотеза и первичная концепция исследования.
На втором этапе (1978-1980 гг.) проводилась опытная проверка гипотезы, корректировка первичной концепции исследования;
обработка результатов констатирующего эксперимента (1978-1979 гг.), содержание которого составили поиск педагогических условий и средств эффективности формирования гуманных чувств подростков во внеклассной музыкально-воспитательной работе, выявление уровня гуманистических представлений подростков;
формирующий эксперимент (1979-1980 гг.), позволивший определить действенные пути включения учащихся в музыкально-твор-
- II -
ческую деятельность, способствующую формированию гуманных чувств подростков, проявляющихся в форме сопереживания и отзывчивости, как чувств, которые могут быть воспитываемы в результате преимущественного воздействия музыки;
контрольный эксперимент (ноябрь 1980 г.), преследовавший цель - выявить, насколько сформированные в результате музыкально-воспитательной работы чувства сопереживания и отзывчивости сохраняются в структуре личности учащихся экспериментальной группы;
была разработана и подвергнута опытно-экспериментальной проверке программа двухгодичного музыкального лектория для подростков (1978-1980 гг.).
В процессе исследования принимало участие: на предварительной стадии 547 человек, экспериментальная группа в московской школе-интернате # 16 составила 77 человек из двух опытных классов.
На третьем этапе (I980-I98I гг.) было осуществлено теоретическое обобщение материалов исследования, оформлялись теоретические позиции автора;
- были проведены корректировка и обобщение материалов опыт
но-экспериментальной работы;
- сформулированы выводы по исследованию.
На защиту выносятся следующие положения:
Использование музыкального искусства как средства формирования гуманистически направленной личности подростков, осуществляемое по определенной системе и методике, позволяет разрешить проблему взиамосвязи музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников.
Специальная организация внутриколлективных отношений подростков в процессе совместной музыкальной деятельности высту-
- 12 -пает как педагогически необходимое дополнение к содержанию воспитательной работы в школе.
3. Эффективность методики формирования гуманных чувств средствами музыки заключается в использовании воспитательного потенциала чувств, возникающих от музыкального восприятия, для сообщения им гуманистической ориентации.
/ Базой исследования был избран коллектив подростков 4-7 классов, форма проведения опытной работы - двухгодичный музыкальный лекторий; проводилось изучение опыта работы учителей музыки в СШ Ш 101,130,41,42,44, школе-интернате Л I г.Минска, а также - опыта музыкально-воспитательной работы в средней специальной музыкальной школе при Белорусской государственной консерватории, ДМШ им. Н.И.Аладова г.Минска. /
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно раскрывает возможности использования музыкального искусства в качестве средства гуманистического воспитания подростков. Это позволило углубить сложившееся к настоящему времени представление о сущности и характере музыкального воспитания и в определенной мере расширило сферу использования музыкального искусства в воспитательном процессе.
Научная разработка методов взаимосвязи художественно-эстетического и гуманистического воспитания подростков представляет новую и актуальную для музыкальной педагогики проблему, отвечающую современным требованиям системного подхода к эстетическому и нравственному воспитанию школьников.
Вместе с тем, такое исследование обеспечивает в известной мере решение проблемы на основе интегративных данных нескольких наук - философии, социологии, психологии, педагогики, этики, эстетики, искусствоведения, музыкознания.
- ІЗ -
В исследовании научно обоснована и экспериментально подтверждена необходимость широкого использования музыки в общем воспитании школьников, учитывая их перегруженность логической информацией, дефицит чувств, эмоций, непосредственных совместных переживаний.
Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций по организации и педагогическому руководству процессом формирования гуманных чувств подростков средствами музыки. Разработанная в исследовании методика вне-учебной музыкально-воспитательной работы, основанная на диалектическом единстве этического просвещения и музыкально-эстетического воспитания, может оказать действенную помощь учителям музыки общеобразовательных школ, школ-интернатов, воспитателям и организаторам внеклассной работы, материалы исследования могут быть использованы в спецкурсах, факультативах, посвященных практике воспитания личности средствами музыки на музыкально-педагогических факультетах пединститутов, педагогических и музыкально-педагогических училищах, институтах культуры; руководителями педагогической практикой студентов.
Апробация результатов исследования осуществлялась в обсуждениях на заседании лаборатории музыки и танца НИИ художественного воспитания АПН СССР (февраль, 1981), на заседании Ученого совета НИИ ХВ (апрель, 1981); на заседании отдела теоретико-методических проблем воспитания школьников НИИ общих проблем воспитания ASM СССР (июнь, 1981); в выступлении диссертанта на Всесоюзном симпозиуме по проблемам теории и методики эстетического воспитания школьников (Тбилиси, 1980); в сообщениях на республиканском совете Педагогического общества БССР (1980 г.); в выступлениях на научных конференциях и семинарах молодых ученых и
- 14 -аспирантов НИЙ ХВ (І979-І98І гг.), на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Минского госпединститута им. А.М.Горького (1977-1978 гг.); в выступлениях на педагогическом совете экспериментальной базовой школы-интерната J6 16 г.Москвы (1980 г.); через публикацию автором рада статей в сборниках научных работ, в педагогических журналах.
Использование рядом учителей в школах гг. Москвы и Минска основных рекомендаций, творческих заданий по разработанным темам, методике проведения внеклассных музыкально-воспитательных занятий, методических рекомендаций по организации музыкального лектория для подростков подтвердило выявленные закономерности исследуемого процесса и особенности управления им.
Достоверность выводов исследования обеспечена общим методологическим подходом к разрешению проблемы формирования гуманных чувств подростков средствами музыки; соответствием научного аппарата предмету исследования; адекватностью методики исследования его задачам и содержанию; репрезентативной выборкой, а также использованием взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов исследования. Достоверность и обоснованность проведенной работы подтверждена положительными результатами, полученными в ходе исследования; использованием необходимых и достаточных данных для качественной характеристики исследованных процессов и явлений.
Структура диссертации, диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Тема исследования является частью плановой темы лаборатории музыки и танца НИИ художественного воспитания АШ СССР.
Музыкальное искусство как фактор гуманистического воспитания личности
Исследование проблемы воспитания современного человека невозможно сегодня без ознакомления с тем, как ставится эта проблема в истории учений об эстетическом воспитании. С другой стороны, история эстетического воспитания, тесно смыкающаяся с историей гуманистических учений, неразрывно связана с проблемами воспитания нового человека. Поэтому, изучая историю эстетики, мы находим и пути развития современной гуманистической культуры.
Несколько тысячелетий тому назад в древнем Египте, Китае, Риме, античной Греции были официально признаны воспитательные возможности музыки. Для античной эстетики традиционной была мысль о том, что воспитание интеллектуальное, нравственное или физическое оказывается одновременно и воспитанием эстетическим, поскольку главная цель последнего - гармония тела и духа, добра и красоты. Причем, античная теория эстетического воспитания строилась на общегосударственных началах, т.е. воспитанный, гармонически развитый человек - это главное богатство государства, главное его достояние. У древних греков понятие "калокагатии" одновременно синонимом "доброго" и "прекрасного".
Лучшие представители античной эстетической теории (Пифагор, Платон, Аристотель, Гераклит, Демокрит) создали систему взглядов, исходившую из признания огромной общественно-воспитательной роли музыки. Главным достижением древнегреческой эстетики является учение об этосе, исходное положение которого - связь между характером музыки и душевными переживаниями, которые музыка способна вызывать, т.е. учение об этосе исходит из огромной социальной роли искусства, в том числе музыки. Сама же музыкальная теория у древних греков не ограничивалась изучением только музыки, в нее входили учения о сценическом и ораторском искусстве, построение стиха, учение о движении и строении небесных тел; сам термин "musica " обозначал "искусства муз", "мусические искусства", т.е. искусства, призванные служить воспитанию души. Образованным человеком в древней Греции считался тот, кто получил "мусическое" (т.е. музыкальное) воспитание.
Музыка начала свое существование как организатор поведения и движений человека. На основании учения об этосе (по греч. "этос" - нравственный обычай, характер) уже Пифагор ставит вопрос о педагогическом значении музыки как средстве воспитания характера, он "установил в качестве первого - воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда-происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей" .
Аристотель ставит музыку в соотношение с моралью: музыка -это движение, движение - есть действие, а действие - суть внешнее выражение этических качеств, следовательно - музыка обладает силой воздействия на нравственность; "изменяя характер движения, воспитание человеческого характера" . Аристотель вводит в эстетику категорию катарсиса, которую трактует как очищение посредством сочувствия и сострадания.
Платон видит воспитательное значение музыки в том, что доставляя наслаждение человеку, восхищая его красотой, музыка формирует в нем способность замечать всякий недостаток в окружающем мире вещей. По Платону - триада наивысших ценностей есть добро + истина + красота.
В Греции различным употреблявшимся тогда звукорядам (ладам) приписывали разное воздействие на людей: одни из них одобрялись, другие отрицались, как "распущенные". В целом, постановка вопроса о воспитательной роли музыки в античной эстетике находится в непосредственной связи с сегодняшними задачами, стоящими перед музыкальным искусством; "в толковании музыки эстетика всегда смыкалась с педагогикой и этикой: незнание музыки ощущалось не просто пробелом в образовании, но было сигналом какого-то изъяна во внутреннем мире человека" .
К мысли о воздействии музыки на нравственный мир человека возвращались в каждую новую эпоху. Передовым идеологическим направлением эпохи Возрождения становится гуманизм, это основное направление и в науке, и в философии, и в культуре, музыканты и художники, писатели и поэты называли себя гуманистами (от лат. "гуманус", т.е. человеческий).
Специфика формирования гуманных чувств подростков средствами музыки
Специфика нравственного воспитания состоит "в его включенности в процессы умственного, трудового, идейно-политического, эстетического и физического воспитания. Педагогическая задача поэтому состоит в том, чтобы видеть и целенаправленно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности и от-ношений" .
Очень многое из того, чаю относится к нравственности, непосредственно связано с чувствами. Чувство лежит в основе процесса воспитания, с ним связано формирование любого нравственного качества: "подлинный нравственный поступок никогда не является результатом сознательного волевого акта, а всегда есть результат мораль т ного чувства и моральной привычки" .
Чувства выступают как форма закрепления социального опыта в сознании человека. Многократно повторяющиеся чувства осознаются и постепенно превращаются в качества личности: чувство выступает проявлением качества, а качество внешне выглядит как эмоциональное состояние человека.
Советские ученые - психологи, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, рассматривают чувства как своеобразную форму отражения действительности, как развитие целостной человеческой личности в определенных общественно-исторических условиях (Благонадежина Л.В., Гальперин П.Я., Ковалев А.Г., Кульчицкая Е.И., Платонов К.К., Симонов П.В., Рубинштейн С.І., Шингаров Г.Х., Яішбсон П.М. и др.). Специфика чувств как формы отражения состоит в том, что явления окружающего мира отражаются в них не понятийно, а в форме переживания, через призму личностных отношений. Чувства выявляют направленность личности, ее потребности и связанные с ними интересы и оценки, вкусы и убеждения.
Чувства-переживания не возникают стихийно, они изменяются в процессе деятельности человека, с изменением его отношений к окружающему, "нельзя произвольно по заказу вызывать у себя чувство: чувство в своей непосредственности прямо не подвластно извне на него действующей воле, оно - своевольное дитя природы. Но чувства можно косвенно, опосредованно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они проявляются и формируются"1.
Чувства - это сложное образование, составными элементами которого являются рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Рациональный компонент обеспечивает процесс научного постижения действительности; он характеризуется наличием познавательных процессов, принимающих участие в развитых формах чувств (восприятие, воображение, фантазия, представления, память, внимание). Эти процессы имеют определенную специфику, обусловленную отношением индивида к объекту воздействия. Эмоциональный компонент обеспечивает личностную (субъективную) сторону процесса отражения действительности, это - переживаемая внутренняя психологическая действительность человека; эта сторона чувств определяется такими личностными показателями, как потребности, мотивы, оценки, интересы, через которые человек обнаруживает свою сущность, свое содержательное отношение к окружающей действительности. В поведенческом компоненте чувства проявляются; благодаря отношениям и чувствам, которые возникают в результате человеческих взаимоотношений, действия человека приобретают значение поведения. По Гальперину П.Я., чувства есть сублимированное, "свернутое" действие , т.е. возникающее чувство активизирует мысль и проявляется в волевой активности.
Все вышесказанное относится и к гуманным чувствам, являющимся сложными эмоционально-нравственными образованиями и несущими основные признаки высших (нравственных и эстетических) чувств. Однако, при этом гуманные чувства обладают объективными особенностями и имеют свою субъективную сущность. Психологически гуманные чувства характеризуются как переживания, они выражают активное взаимодействие внешнего и внутреннего в деятельности, при этом сам человек выступает как субъект деятельности. Объективные особенности гуманных чувств состоят в том, что в них проявляется эмоциональное отражение наиболее значимых отношений личности к другим людям, к коллективу людей, определяемое принципами социалистического гуманизма. Субъективная же сущность гуманных чувств в том, что они проявляются в доброте, душевной чуткости, человечности в форме сопереживания, сострадания, сочувствия, отзывчивости через гуманные отношения.
Мы рассматриваем гуманные чувства в двух аспектах: как переживание (многократно повторяясь, эти переживания становятся значимыми для личности) и как отношение (гуманные переживания преобразовываются в устойчивые психологические состояния и выступают как качество личности).
"Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания"1. Целенаправленное воздействие на эмоциональную сферу приводит к тому, что чувства постепенно превращаются в устойчивое эмоциональное отношение, входят в характеристику личности. Понимание связи чувств и отношений помогает правильно определить линию формирования гуманных чувств, которые не существуют вне человеческих отношений.
Педагогическая характеристика первоначального уровня гуманистических представлений подростков (методика констатирующего этапа опытной работы)
Данная работа посвящена теоретическому и экспериментальному изучению проблемы воспитательного воздействия музыки на формирующуюся личность, в частности, на процесс формирования гуманных чувств подростков. Неразработанность данной проблемы ставит перед ее исследователем задачу определить границы изучаемого явления, выделить круг вопросов, которые могут быть экспериментально проверены в ходе опытной работы.
Для построения педагогического исследования чрезвычайно важным является изучение динамики формирования исследуемых качеств личности в процессе совместной деятельности, направленной на социально-значимые цели. Такой подход наглядно демонстрирует, во-первых, правомерность проводимой работы, во-вторых, дает возможность наметить пути повышения эффективности воспитания в целях сформированноети исследуемых качеств; в-третьих - сформулировать научно обоснованные выводы и рекомендации.
Уровень гуманистических представлений школьника определяется прежде всего уровнем его нравственного сознания, которое является продуктом взаимоотношений, человека с объективной действительностью. Следовательно, уровень гуманистического развития подростка зависит от того, как он, подвергаясь влияниям внешнего мира, так или иначе воздействует на этот мир. Согласно замыслу исследования, проявление у подростков положительного отношения к нравственно-этическим нормам находится в прямой зависимости от глубины усвоения и личностного отношения к знаниям, раскрывающим суть основных компонентов гуманности.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа предварялась изучением знаний учащихся о гуманистических представлениях и понятиях, выделением среди множества компонентов гуманности тех, которые могут быть воспитываемы преимущественно под воздействием музыки; отбором приемов и методов работы для формирующего этапа эксперимента; нахождением формы проведения опытной, работы.
В учебной деятельности подростки овладевают некоторой совокупностью гуманистических знаний,, которые ориентируют их на социальную действительность и правильно направляют на поступки, подчиненные определенным моральным целям. Интериоризация их личностью ведет к формированию таких качеств гуманистически направленной личности, как доброта, душевная чуткость, отзывчивость, способность к сопереживанию, взаимопониманию и др., которые далее, в процессе внеучебной деятельности, переходят в убеждения, характеризующие отношения подростков к различным проявлениям гуманности между людьми, а также являющиеся регулятором взаимоотношений подростков в классном коллективе. Последнее обстоятельство мы считаем показателем уровня гуманистической воспитанности.
Методика изучения уровня гуманистических представлений подростков предусматривала: 1) проверку уровня знаний учащихся о компонентах гуманности; 2) отбор на базе информативных данных критерия значимости гуманных чувств для подростков. I. Проверка фактического уровня знаний учащихся о компонентах гуманности. Изучение знаний учащихся проводилось совместно с коллективом учителей школы-интерната № 16 г.Москвы, школ $ 42, 130 и школы-интерната $ I г.Минска.
В процессе исследования принимало участие: на предварительной стадии 547 человек, экспериментальная группа в московской школе-интернате В 16 составила 77 человек из двух опытных классов. Основные сведения получены в результате анализа педагогических наблюдений, письменных работ учащихся, коллективных и индивидуальных бесед с подростками, воспитателями, родителями; данных анкетирования. Все письменные работы писались в классе, в присутствии экспериментатора, поэтому здесь значительно ослаблен элемент постороннего влияния. Эти материалы давали возможность выяснить, как реализуются поставленные нами задачи, отметить удачные моменты в работе, исправить недочеты, переакцентировать внимание на наиболее сложные участки.
В структуру анкеты для учащихся 4-5 классов входили прямые и косвенные вопросы, что было сделано для удобства последующего сравнительного анализа. Форма проведения анкетирования во всех изучаемых группах была единообразной, целью чего была необходимость получения непредвзятых оценок, внутренне присущих каждому из учащихся. Этому же способствовало соблюдение анонимности ответов, на что было указано в тексте, предварявшем анкету.
Анкета целиком приводится нами в приложении к диссертации, здесь же мы заостряем внимание преимущественно на тех вопросах, которые дают возможность показать методику проведения констатирующего этапа опытной работы.
Мы исходили из того, что в результате овладения гуманистическими представлениями и понятиями учащиеся познают определенные закономерности и нормы общественной жизни; на основании знаний о гуманности они могут глубоко осмыслить нравственные нормы. Для подростков эти представления и понятия имеют важное значение: в тех случаях, когда воспитательные воздействия не противоречат полученным знаниям, учащиеся руководствуются ими в своих взаимоотношениях, эти знания служат ориентиром при оценке ими нравственного облика членов ученического коллектива.
В отдельных случаях навыки гумастических отношений предшествуют знаниям - это относится прежде всего к обычным нормам нравственности. Что же касается более сложных нравственных качеств, таких, как гуманизм, патриотизм, коллективизм и др. -подростки (в особенности, младшие) не могут осмыслить эти понятия без осознания их сущности.
На основании изучения педагогической литературы по нравственному воспитанию подростков нами были выделены основные понятия, которые учащиеся должны усвоить: доброта, чуткость, доброжелательность, отзывчивость, благородство, искренность, великодушие, сердечность, бескорыстие, тактичность. Усвоение данных понятий, характеризующих положительные качества личности, связывалось с анализом содержания отрицательных качеств, выражающих негуманные отношения: эгоизм, лицемерие, равнодушие, высокомерие, жестокость, зависть, мстительность, злорадство, безразличие, злоба.
Музыкальный лекторий как форма организации опытно-экспериментальной работы по теме исследования
Музыкальный лекторий для подростков был организован нами с целью - проследить, какие качества гуманистически направленной личности учащихся эффективно развиваются под воздействием музыки.
Его задачей было также выявление возможных форм организации внеклассной музыкальной деятельности подростков в условиях школы-интерната с одновременным наблюдением за взаимоотношениями учащихся, формами их общения. Поскольку успешное формирование личности в коллективе возможно лишь при условии развитости форм общения, проводимый нами музыкальный лекторий явился той формой организации коллективной работы, которая позволяла осуществлять единство управления деятельностью и общением.
Музыкальный лекторий предоставляет возможности не только для приобщения учащихся к музыке, но и для организации опыта практических отношений подростков, создания специальных и, в то же время, естественных ситуаций реального взаимодействия школьников, в которых новые мотивы рождаются и постепенно становятся устойчивыми потребностями личности.
Внеклассная воспитательная работа в значительной мере имеет своим источником урок, представляет собой логическое его продолжение. Возникающий у некоторой части школьников интерес к музыке практически невозможно удовлетворить в рамках учебной программы, поскольку для овладения основами музыкального искусства в учебном плане общеобразовательной школы предусмотрен только один урок в неделю. Поэтому важную роль попрежнему продолжает играть организация внеклассной музыкально-воспитательной работы. Внеклассная работа необходима для накопления положительного опыта, для практической подготовки учащихся к полноценному усвоению воспитывающего материала, для обострения мыслей и чувств.
Внеклассные занятия музыкой позволяют дольше остановиться на отдельных темах, заинтересовать ими учащихся. Не ограниченные временем, они способствуют более свободному проявлению творческой инициативы и активности школьников, а поскольку внеклассная работа не нормируется учебными программами, то в подборе музыкального материала педагог-экспериментатор может исходить из конкретных задач исследования, личного опыта, интересов учащихся. Чем шире практикуется в школе работа музыкальных лекториев, клубов и т.п., чем серьезнее ее содержание, тем выше поднимается эстетическая культура школьников, а вместе с тем решаются и общие воспитательные задачи, поскольку воздействуя на эстетическое чувство, мы формируем у подростков и эстетический мотив поведения.
За редким исключением, в школе не проводится работа по различению учащимися эмоциональных состояний, выражаемых музыкой, по выявлению и оценке подростками тех чувств, которые испытывает герой музыкального произведения, автор по отношению к герою и сами учащиеся в процессе слушания музыки. Даже передовые учителя включают воспитательный аспект воздействия музыки в систему своей педагогической деятельности эпизодически, от случая к случаю. С нашей точки зрения, это является недостатком в музыкальном воспитании, поэтому мы предприняли попытку провести специальную работу по формированию у учащихся умения правильно понимать и выражать в речи эстетико-этическую сторону содержания музыкальных образов, дать понятие о различных чувствах, их оттенках и особенностях, научить ребят "видеть" соответствующее чувство в содержании музыкального произведения. Во-первых, учащиеся узнают, как эмоционально откликается композитор на самые различные явления окружающей дизни; во-вторых - анализ эстетико-этического содержания музыкальных образов поможет школьникам уточнить понятие о чувствах. Все это позволит развить наблюдательность в отношении эмоциональной выразительности музыкальной речи, а отсюда - наблюдательность к формам жизненного проявления оттенков человеческих чувств. "Самые гуманные чувства - сочувствие в горе, переживание печали, торжества победы, светлой радости - музыка вызывает легко и непосредственно своим звучанием и тем самым эмоционально воспитывает человека, подготавливая его к реальным переживаниям"1. Советскими психологами коллективные переживания трактуются
как "тождество эмоционального состояния людей, входящих в соци р альную общность" . Школьников объединяет не только коллективная
деятельность, которая имеет решающее значение, но и само коллективное восприятие. В процессе коллективного восприятия создается атмосфера эмоциональной напряженности, заостряющая переживания каждого из воспитанников. "Организовать радостную коллективную жизнь детей, полную содержания, полную творческой деятельности - вот что должен сделать воспитатель, любящий и понимающий детей. Это будет много полезнее для детей, чем сострадание к ним воспитателя"3 - пишет Н.К.Крупская в предисловии к книге Я.Корча-ка "Как любить детей (интернат)".
С мыслями - проследить воспитательное значение чувств, возникающих при восприятии музыки, придав им гуманистическую ориентацию, мы пришли в школу. Систематическая работа по проведению музыкального лектория была рассчитана на два года: школьная практика дает нам основание полагать, что два года - это тот необходимый период, когда воспитанные в результате целенаправленного восприятия музыки гуманные чувства могут существовать уже как устойчивый феномен в личностной характеристике подростка.