Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования духовно- нравственной культуры будущего учителя 11
1.1. Духовно-нравственная культура будущего учителя как актуальная педагогическая проблема 11
1.2. Сущность понятия «духовно-нравственная культура» 28
1.3. Образовательный процесс вуза как фактор формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя 46
1.4. Модель формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя 57
Глава 2. Опыт формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя 81
2.1. Изучение сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя 81
2.2. Реализация педагогических условий формирования духовно- нравственной культуры будущего учителя 95
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной культуры будущего учителя 115
Заключение 129
Список литературы 132
Приложения 158
- Духовно-нравственная культура будущего учителя как актуальная педагогическая проблема
- Образовательный процесс вуза как фактор формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя
- Изучение сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя
- Реализация педагогических условий формирования духовно- нравственной культуры будущего учителя
Введение к работе
Актуальность исследования. Для информационного общества начала XXI века характерно развитие науки и рост искусственного интеллекта, расширение рамок индивидуальной свободы, доступность разнообразного знания для всех людей в любой точке планеты. Изменение социально-экономических условий отражается на системе ценностных ориентации. Современное молодое поколение отличается прагматичностью, стремлением к получению материальных благ. Вместе с тем, процессы глобализации, охватившие весь мир, требуют сохранения отечественных традиций, самобытности культуры, для которой характерно превалирование духовных ценностей. В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ отметил, что духовное единство народа - такой же важный фактор развития России, как политическая и экономическая стабильность. В связи с этим целью образовательного процесса в вузе должен быть человек, умеющий принимать решения не столько с позиций полезности, сколько моральной обоснованности. Необходимы новые подходы к формированию личности будущего учителя, который бы обладал высоким уровнем духовно-нравственной культуры и мог бы выступить в качестве транслятора ценностей и норм, определяющих жизненную позицию человека.
Проблема духовности человека нашла отражение в произведениях античных философов: Платона, Демокрита, Аристотеля и др.; православных: Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина и др., а также в современных исследованиях Л. П. Буевой, И. М. Ильичевой, Т. И. Петраковой, Н. М. Романенко, Д. В. Чернилевского, В. Н. Шердакова и др.
Психологический аспект понятия «духовность» освещен в работах
В. В. Знакова, И. М. Ильичевой, Е. И. Исаева, Д. А. Леонтьева,
В. И. Слободчикова, В. Д. Шадрикова и др.
Сущность духовно-нравственного воспитания, его содержание и формы разработаны С. И. Гессеном, Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинским, Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским и другими, а также
К. А. Абульхановой-Славской, В. И. Андреевым, О. С. Богдановой,
Е. В. Бондаревской, Ю. П. Вавиловым, Г. Н. Волковым, Б. 3. Вульфовым, В. Д. Ивановым, Б. Т. Лихачевым, В. А. Мудриком, А. И. Шемшуриной, Н. Е. Щурковой и др.
Культура как совокупность лучших творений человеческого духа
рассмотрена П. С. Гуревичем, Б. С. Ерасовым, А. С. Карминым,
В. А. Разумным, В. С. Степиным, В. П. Тугариновым, А. Я. Флиером и др.
Образовательный процесс в вузе проанализирован в исследованиях В. Л. Абрамова, Е. П. Белозерцева, Т. С. Буториной, С. В. Владимировой, И. М. Ильинского, Э. В. Онищенко, С. И. Плаксия, В. А. Садовничего, В. А. Ситарова и других.
Подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности
посвящены труды О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского,
Л. В. Байбородовой, А. А. Вербицкого, М. М. Левиной, Ф. И. Кевля, Н. В. Кузьминой, Т. В. Лодкиной, И. Д. Лушникова, Л. В. Поздняк, Т. С. Поляковой, М. И. Рожкова, Л. Г. Семушиной, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, А. И. Щербакова и др.
Анализ теоретической литературы по данной проблеме и ее современного состояния позволил выявить основные противоречия между:
- преобладанием индивидуализма, прагматизма, ориентацией на
материальные ценности и стремлением человека к жизни, детерминированной
духовными ценностями;
- объективной необходимостью в квалифицированных учителях с
высоким уровнем духовно-нравственной культуры, способных к дальнейшему
совершенствованию образовательной сферы, и низким уровнем ее развития у
выпускников педагогических вузов.
Исходя из вышеизложенных противоречий, возникает проблема: при каких педагогических условиях будет эффективно формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия эффективности формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя.
Объект исследования: образовательный процесс вуза.
Предмет исследования: педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя будет эффективно, если
вуз выступает как культурно-образовательное пространство, где целостность процесса детерминирована духовными ценностями;
- организация мотивационно-ценностной деятельности студентов
осуществляется на основе антропологизации образовательного процесса и
интеграции всего профессорско-преподавательского состава вуза;
- логика процесса заключается в движении от установления личностно
значимой связи между духовной ценностью и индивидом через ее
осмысливание, переживание к ее принятию, «присвоению»;
- творческая деятельность предусматривает овладение будущими
учителями интерактивными методами формирования духовно-нравственной
культуры.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования духовно-
нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза как
актуальную педагогическую проблему.
Раскрыть содержание понятий «духовность», «духовно-нравственная культура».
Разработать модель формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя.
4. Выявить и реализовать педагогические условия эффективности формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя.
Методологическую основу исследования определяют подходы: системный (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Г. П. Выжлецов, В. А. Ганзен, Т. В. Лодкина, Л. Ф. Спирин и др.); философско-антропологический к исследованию образовательного процесса (О. Ф. Больнов, Б. С. Гершунский, Л. М. Лузина,); средовой (Т. С. Буторина, Б. Ф. Ломов, М. С. Каган, В. И. Слободчиков и др.); субъектно-деятельностный (Л. И. Божович, В. П. Зинченко, Е. И. Исаев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); культурологический (П. С. Гуревич, С. Н. Иконникова, Н. Е. Щуркова и др.).
Теоретическую основу диссертационного исследования составили: философская концепция развития духовности как высшей ценности человека (Б. Т. Лихачев, К. Д. Ушинский, В. Д. Шадриков и др.); концепции формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования (Л. В. Байбородова, Л. В. Загрекова, Н. Б. Крылова, М. И. Рожков,
B. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.); идеи личностно ориентированного
образования и воспитания (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. В. Сериков и
др.); идеи педагогической герменевтики (В. Дильтей, Л. А. Микешина,
C. И. Тягунов и др.); идеи экзистенциализма (Б. М. Бим-Бад, М. И. Рожков,
В. Франкл и др.); когнитивно-эволюционная теория Л. Кольберга.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; моделирование; беседа, наблюдение, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности; опытно-экспериментальная работа, методы математической статистики.
База исследования: Вологодский государственный педагогический университет, Вологодский институт бизнеса.
Исследование проводилось в три этапа:
/ этап (2002-2003 гг.) - изучение философской, психологической и педагогической литературы, определение цели, задач, гипотезы, обоснование методологии и методов научного исследования.
этап (2003-2004 гг.) - разработка модели формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя, проведение опытно-экспериментальной работы; выявление педагогических условий.
этап (2004-2007 гг.) - анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, формулировка выводов, литературное оформление диссертации.
Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:
- уточнено понятие «духовно-нравственная культура учителя» в
контексте образовательного процесса педагогического вуза;
- охарактеризованы педагогические условия эффективности
формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя в
образовательном процессе вуза;
- выявлены критерии, показатели и уровни сформированности духовно-
нравственной культуры будущего учителя.
Теоретическая значимость исследования:
- раскрыта концепция формирования духовно-нравственной культуры
будущего учителя в образовательном процессе вуза;
- обоснована модель формирования духовно-нравственной культуры
будущего учителя, эффективно функционирующая на основе опредмечивания
ее теоретико-методологического, психологического и технологического блоков.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработана и апробирована программа спецкурса «Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя», определены возможности педагогических дисциплин в формировании духовно-нравственной культуры будущего учителя. Подготовлен учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика», в котором уделено серьезное внимание формированию духовно-нравственной культуры будущего учителя.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций работы;
репрезентативностью исследовательских данных; результатами опытно-экспериментальной работы, свидетельствующими об успешности процесса формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя; их непротиворечивостью.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в публикациях, выступлениях на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, семинарах: «Ненасилие как образ жизни» (Санкт-Петербург, 15 апреля 2004 г.); «Доступность высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями» (Москва, 2005 г.); «Актуальные проблемы современной педагогики» (Москва, 22-23 декабря 2004 г.); «Исследовательская культура: теория и практика» (Вологда, 2005, 2006 гг.); «Профессиональное становление специалиста в вузе» (Вологда, 2004 г.); «Духовная культура как основа безопасности и здоровья личности, семьи, общества» (СПб, 2006 г.). Материалы исследования многократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ВГПУ, педагогики, психологии и профессионального обучения АГТУ.
Положения, выносимые на защиту:
Духовно-нравственная культура - процессуальная целостность, где создаются условия для интериоризации духовных ценностей в качества личности, детерминирующие и регулирующие ее мотивацию, выражающиеся в творческом опыте самосовершенствования. Составляющими духовно-нравственной культуры будущего учителя являются: духовно-нравственная направленность личности; специальные знания; педагогические умения; система качеств личности; нравственная саморегуляция; культура поведения и взаимоотношений; понимание самоценности человеческой жизни, своего места в мире, предназначения.
Модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя состоит из взаимосвязанных блоков: теоретико-методологического, психолого-педагогического и технологического, имеет
основным системообразующим фактором цель, реализуемую в ходе успешного функционирования каждого компонента данной системы, и представляет культурно-образовательное сотворчество всех субъектов.
3. Эффективность формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя обеспечивается следующими педагогическими условиями: вуз выступает как культурно-образовательное пространство, где целостность процесса обусловлена духовными ценностями; организация мотивационно-ценностной деятельности студентов осуществляется на основе антропологизации образовательного процесса и интеграции всего профессорско-преподавательского состава вуза; логика процесса заключается в движении от установления личностно значимой связи между духовной ценностью и индивидом через ее осмысливание, переживание к ее принятию, «присвоению»; творческая деятельность предусматривает овладение будущими учителями интерактивными методами формирования духовно-нравственной культуры.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, раскрываются методологические основы, этапы и методы исследования; приводятся положения, выносимые на защиту, данные об апробации и внедрении ее результатов.
В главе I - «Теоретические аспекты формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя» - рассмотрены методологические основы исследования, сущность и структура духовно-нравственной культуры будущего учителя, проанализировано состояние проблемы формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя в педагогической науке, охарактеризован образовательный процесс в вузе, сконструирована модель формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя.
}
В главе II - «Опыт формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя» - описано состояние проблемы сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза, представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной культуры будущего учителя и инновационный опыт.
В заключении излагаются выводы проведенного исследования.
В приложениях представлены практические материалы, используемые в работе со студентами.
Библиографический список насчитывает 272 источника.
Духовно-нравственная культура будущего учителя как актуальная педагогическая проблема
Определение значимости проблемы формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя на современном этапе обусловливает необходимость обращения к истории вопроса. В различные эпохи к личности учителя предъявляются требования, точно соответствующие запросам, ценностям и образцам данного времени. Для X - XVII вв. характерно, как отмечают В.И. Блинов, В. А. Калачева, преобладающее положение православной церкви и ее мировоззрения в жизни народа. Она являлась хранителем духовно-нравственных канонов, которые определяли и идеал человека, и цели воспитания; объединяла мирян в приходы, поддерживая и развивая православную общинность [27; 94].
Образование носило церковно-религиозный характер, целью которого ставилась «душеспасительность, стремление сделать людей лучше, научить их премудрости и страху Божию» [98, с. 104]. Так, по «Домострою» следовало учить детей смирению, кротости, терпению, мужеству, вежливости, почитанию старших, трудолюбию, «всякому благочинию», любить, заботиться об их духовном росте, при этом разрешались телесные наказания [65, с. 66].
Учителя можно представить следующим образом: образованный в соответствии с греческими образцами человек, философ-богослов, религиозный, верующий, нравственный пример для подражания, что отражено в древнерусском афоризме из «Пчелы»: «Уча учи нравом, а не словом, но слово - образ души» [66, с. 243]. Ему должны быть присущи такие качества, как любовь к детям, трудолюбие, дисциплинированность, правдивость, умение прощать, милосердие, смирение и кротость, почитание старых людей и родителей [186; 205].
XVII век - начало нового периода русской истории, он характеризуется становлением государственной педагогики. Как отмечает В.А. Калачева, на передний план выходит интеллектуальное воспитание на основе латыни, греческого, риторики, философии, основ математики, подкрепляемое духовно-нравственным, то есть религиозным [94].
На рубеже XVII - XVIII вв. в период петровских преобразований начинает стремительно возрастать роль государства, происходит утверждение абсолютной монархии, расширяются экономические и политические связи с европейскими странами, изменяется положение церкви. Государство начинает понимать практическую необходимость профессионалов в разных областях и необходимость распространения среди населения официальной идеологии. В это время возникают новые требования к человеку. Он должен быть светски образованным, обладать широким взглядом на мир, сохранять национальные традиции, готовым на подвиг ради Отечества. Происходит сословное разделение педагогических моделей, утрата главенствующего характера нравственно-религиозного идеала.
При этом развитию русского образования в XVIII веке мешает недостаток учителей. Необходимость специальной их подготовки для учебных заведений высказывали И.И. Бецкой [24], М.В. Ломоносов [139], Н.И. Новиков [164], И.Т. Посошков [185], Ф. Прокопович [188], А.Н.Радищев [190], В.Н. Татищев [223], Ф.И. Янкович де Мириево [262] и другие.
Так, И.Т. Посошков выступал за распространение «во всех епархиях» школьного обучения среди детей духовенства, а те, кто из них «учение грамматическое твердо приимет», то «таковых надлежит и риторики поучить или и философии», по окончании этих курсов они могли стать и учителями. При подготовке будущих педагогов, по его мнению, важным является изучение божественного писания, необходимо, чтобы «учили б их и страху божию и книжному чтению и церковному обхождению, паче того, как бога знать и как его почитать и как к нему молитвы своя приносити, и божественна литоргия с каковым страхом служити...». При этом выпускники должны были способствовать распространению православной религии, чтобы «отпор дати ... раскольнику, лютеру и римлянину» [185, с.24-27].
М.В. Ломоносов высказал мысль о создании при Академии наук специальных учебно-научных центров, в которых можно было бы вести подготовку высококвалифицированных специалистов. Кроме того, он разработал требования к личности и деятельности учителя: «Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамильярно. Первое производит к ним ненависть, второе - презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и словом, учитель должен не токмо словами учение, но и поступками добрый пример показывать учащимся». Он считал, что педагог должен любить свою Родину, быть образцом нравственности для учащихся, трудолюбивым, культурным, высокообразованным [139, с.201].
И.И. Бецкой представляет следующий образ добродетельного светского человека: «Повиновение начальствующим, взаимная учтивость, кротость, воздержание, равенственное в благонравии поведение, чистое, ко добру склонное и праводушное сердце, ...скромность и великодушие...» [24]. Учителя должны быть культурны, образованы, честны, скромны, трезвы и кротки. О том же пишет и Ф.И. Янкович де Мириево, к перечисленным качествам добавляет любовь, то есть необходимость «поступать со всеми учениками отечески», а также бодрость, терпение и прилежание [262].
В разработанном Г.С. Сковородой курсе этики раскрывается задача учителя, деятельность которого - деликатная помощь ученику, занятому поиском своего истинного призвания, а не внушение и интеллектуальный диктат. Именно такие взаимоотношения способствуют формированию человека доброго, великодушного, чистосердечного [207, с.21-22].
В «Уставе народных училищ» (1786 г.) впервые сформулированы государственные требования к учителю, который в первую очередь является воспитателем, поэтому он должен обладать «христианским благочестием, добронравием, учтивостью, прилежанием [230, с.306].
Функцию подготовки учителя выполняли сами школы. Только к концу XVIII века российское государство, готовя образовательные реформы, начинает создавать систему педагогического образования. Так, были открыты педагогическая семинария при Московском университете (1779 г.), учительская семинария при Главном Петербургском народном училище (1786 г.), где много внимания уделялось религиозно-нравственному воспитанию [170].
Для этой эпохи, как отмечает А.Н. Шевелев, было характерно расхождение государственных и общественных требований к учителю [251]. Общими чертами можно назвать следующие: образованность, понимание натуры ребенка, необходимость видеть в ней задатки будущих способностей как пригодность для будущей профессиональной деятельности; нравственность педагога как образца поведения для воспитанников.
Вместе с тем, на представления о нравственном человеке начинает влиять Европа, в которой рациональные способности ребенка абсолютизировались, а разум возвышался над верой, поэтому и в России процесс образования все более секуляризировался и приводил к господству материалистического мировоззрения. Представляется, что религия становится на службу государственной идеологии. При этом огромное значение в воспитании нравственности приобретают светские манеры обращения в обществе, этикет, заимствованные на западе, в Европе, которые, в частности, описаны в «Руководстве к Благонравию или Правила жизни с присовокуплением относящихся к тому рассуждений» [195].
В результате проведенной в начале XIX века первой в России либерально-демократической реформы образования были расширены возможности обучения и воспитания детей граждан свободного сословия, а также актуализирована необходимость создания государственной системы педагогического образования.
Образовательный процесс вуза как фактор формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя
Социально-экономические преобразования в России характеризуются изменениями и в образовании. Как отмечает И.М. Уманский, целью политики РФ в данном направлении является переход к устойчивому инновационному развитию, ориентированному на достижение высоких результатов, соответствующих мировым стандартам, создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности, соответствующих потребностям общества и экономики знаний [229, с.ПЗ]. Уровень образованности членов общества играет важную роль в обеспечении безопасности, сохранения культурного своеобразия страны. Недостатки системы ослабевают конкурентоспособность страны на международной арене.
К характерным признакам высшего профессионального образования в XXI веке относятся процессы: демократизации, то есть общедоступность, непрерывность в звеньях «школа-техникум-вуз-организация», соучастие педагога и учащегося; диверсификации, под которой имеется в виду многовариативная по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям личностно-ориентированная система разноуровневых учебных заведений; интернационализации, подразумевающей академическую мобильность учащихся и преподавателей, международное признание документов об образовании, ученых степеней и званий; прогрессивности, то есть превращение образования в ключевой компонент всей деятельности по развитию научно-технического прогресса, экономическому росту и обеспечению занятости населения; информатизации, связанный с трансформацией содержания и методов на основе широкого внедрения новых технологий; гуманитаризации, обозначающей поворот всей системы от человека как объекта, пассивного преемника к человеку - субъекту, способному к самообразованию [40]. В связи с этим направленность преобразований требует пересмотра приоритетов в пользу формирования личности.
Современное общество называют информационным, где решающую роль играют информация и научные знания. В нем изменяются культурные и социально-экономические условия, приводящие к изменению системы ценностных ориентации. Как отмечают В.В. Грачев, А.Г. Кадагидзе, укрепляется в целом отчуждающая тенденция, при этом гуманизм не получает заметного практического воплощения. Процесс обучения становится все более деперсонализированным, меняется роль учителя. Они выделяют следующие задачи образования: развитие способности сосуществовать в современном мире разнообразных точек зрения; прививание терпимости к различиям и готовности уважать право быть другими; укрепление критических способностей и мужества, необходимых для принятия ответственности за свой выбор и его последствия [56; 93].
Для современной России, как отмечает Л.И. Шершнев, характерен личный и национальный эгоизм, система ценностей определяется главным образом материальной обеспеченностью, а не высокими идеалами [254]. Образование, по мнению О.К.Поздняковой [182], Т.Б. Соломатиной [218], превращается в сферу услуг, ставит своей целью не развитие нравственности, а формирование успешного, ориентированного на получение прибыли. В связи с этим при разработке стратегии развития высшего образования следует вкладывать ресурсы в человека-творца, создателя своей жизни и окружающей среды, что позволит преодолеть духовный и другие кризисы общества [268].
Следует согласиться с А.Э. Воскобойниковым, что «образование важно превратить в непрерывное, целостное, многосвязное, постоянно обновляющееся, а также принципиально ориентированное на глобальные проблемы и духовные (особенно нравственные) ценности» [45, с. 139].
Высшее учебное заведение XXI века должно готовить специалистов, способных совершать свободный выбор, умеющих самостоятельно думать, работать в коллективе, решать нестандартные задачи, принимать оперативно решения, применять творчески полученные знания; способных быстро осваивать новые технологии и включаться в систему непрерывного образования и повышения квалификации, обладать обширной фундаментальной подготовкой, активной позицией. К личностным качествам можно отнести толерантность, целеустремленность, свободу, гуманность, ответственность, мужественность.
Изучение сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования осуществлялся в Вологодском государственном педагогическом университете, а также в Вологодском институте бизнеса. Контингент составлял 337 человек.
В процессе опытно-экспериментальной работы была поставлена задача: проверить на практике разработанную модель и педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя. Для получения данных по теме исследования были использованы такие методы, как наблюдение, анкетирование, беседа, ранжирование, методика незаконченного предложения.
В исследования принимали участие студенты 17-25 лет. Выбор данной категории респондентов обусловлен тем, что на этом этапе жизни формируются социальные ожидания, вырабатывается система ценностных ориентации, интересов, идеалов, человек становится активным полноправным членом общества. Студенческий возраст - период высокой социальной активности, своеобразный этап завершения процессов интеллектуального и социального интегрирования молодого человека в систему общественных отношений. Именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он вступит в новую для него сферу профессиональной деятельности. На этом этапе сталкивается с необходимостью осознать свои жизненные цели, выбрать пути саморазвития, определить смысл существования [88; 200]. Как отмечает Л.В. Загрекова, особенность данного возраста в том, что происходит открытие своего внутреннего мира, создание своей индивидуальности, неповторимости, становление самосознания и формирование «образа Я», идет становление личности [71].
Представляется необходимым проанализировать те изменения, которые произошли в последние годы в сознании людей, в том числе в их представлениях о феномене духовно-нравственная культура, интересах, ценностях, общественном идеале. В связи с этим рассмотрим исследования, проведенные О.Д. Волкогоновой, Т.В. Лодкиной, А.В. Меренковым, Н.Л. Пановой, В.Г. Рындак, Л.Н. Соколовой, попытаемся выделить некоторые тенденции.
Так, А.В. Меренков [157] отмечает, что студенты, отвечая на вопрос, каким должно быть подрастающее поколение, говорили: «быть хитрым, не давать себя провести», «иметь хватку», «уметь возвыситься над другими», «достигнуть за счет другого», при этом реже упоминались честность, порядочность, прямота («говорить то, что думаешь», «быть самим собой»). Среди чувств преобладают безразличие, одиночество, незащищенность, страх, обида, растерянность, отчаяние, ожесточение, агрессивность.
Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного под руководством О.Д. Волкогоновой [42], из-за изменившейся духовной атмосферы в обществе у поколения 17-30 летних отмечается повышение роли личных жизненных ценностей (и понижение общественно значимых) -удачный брак, здоровые дети, материальный достаток, крепкие дружеские связи. В совокупности 74,7% опрошенных отдали приоритет индивидуальному будущему и будущему своей семьи. Примечательно, что судьба семьи волнует почти в два раза больше, чем собственная (соответственно 49 % и 25,7 %). В исследовании отмечается, чем острее перед человеком стоят проблемы выживания, то есть он ощущает их наличие, тем короче радиус социальной окружности, которую чертит наше сознание вокруг «я»; для молодежи самопожертвование как ценность традиционного общества уже не типична. Студенты для достижения своего социального идеала наиболее охотно жертвуют свободным временем, развлечениями, карьерным ростом. В разряд самых значимых попали ценности, связанные с внутренним миром человека: дружеские связи и счастливая семейная жизнь. Отмечается то обстоятельство, что ценности материального характера занимают в сознании среднее, промежуточное положение.
Представляют интерес результаты анкетирования преподавателей и студентов по вопросу об их отношении к таким понятиям, как «культура педагогической деятельности» и «культуросообразно действующий педагог». Респонденты ставят задачей: 51,3 % - дать студентам хорошие знания по предмету; 41,2 % - выпустить специалиста; 27,9 % - сформировать культурного, творческого, ответственного человека; 11,3 % - считают «несерьезно говорить о культуре, когда не знаешь, что тебя ждет завтра». Результаты исследования показывают, что в вузе сохраняется тенденция передачи прагматических данных различных наук, не обращается внимание на воспитание будущего учителя. Вместе с тем, для педагога нравственные качества и поведение являются ведущими, он должен быть примером. Ему предстоит донести красоту мира, созданную за многовековую историю, до сердца каждого воспитанника и претворить ее в эстетическую культуру личности и нравственные отношения между людьми [200, с. 170].
Результаты исследования, проведенного Т.В. Лодкиной и Н.Л. Пановой в 1997-1998 гг., свидетельствуют, что интересы студентов становятся более индивидуалистически окрашенными; ценностные ориентации носят ситуационно-приспособленческий характер, поэтому не могут служить прочной базой для адаптации в современных условиях [136].
Реализация педагогических условий формирования духовно- нравственной культуры будущего учителя
В процессе формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя необходимо учитывать влияние окружающей среды на становление личности. Оно не может осуществляться путем отдельных мероприятий, специально организуемых время от времени; необходимого синтеза нравственных чувств и поступков учащихся можно добиться лишь тогда, когда данная цель находится в центре внимания всего процесса воспитания, протекающего как в целом в обществе, так и в семье, школе и вузе. Следует обратить внимание, прежде всего, на личность преподавателя вуза, на то, как он общается, на уровень взаимопонимания его и студентов. Существуют различные уровни диалога: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, игровой, деловой, но для нашего исследования важным является духовный, при котором один из собеседников способен проникнуться особенностями внутреннего мира другого, почувствовать глубинные импульсы, сформировавшие его точку зрения и позицию в целом [161, с.42-43].
Необходимо отметить, что воздействие, влияние педагога не должно быть назидательным, предписывающим какие-либо правила. Работа по формированию духовно-нравственной культуры может проходить только в атмосфере доброжелательности, свободы и понимания. Преподаватель сам должен помнить о том, что от его профессионализма и человеческого поведения, от меры ответственности, от его нравственных решений во многом зависит результат взаимодействия.
Взаимопонимание представляет собой, прежде всего, особое авансирующее взаимное отношение, которое выстраивается на вере, надежде и доверии старшему, способному поддержать. Доверие выступает предпосылкой самоанализа, личностного самораскрытия, в целом саморазвития. Взаимопонимание не только определяет благоприятный для обучения и воспитания нравственно-психологический климат образовательного учреждения, но и помогает отыскивать все новые и новые продуктивные формы познания, позволяя осваивать пространство обучения как жизненное пространство, помогая соединять в сознании собственную жизнь с деятельностью, которая становится не функциональной, а жизненно важной [120].
В процессе формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя необходимо дать знания, умения и навыки, выработать отношение, обеспечить адекватные переживания, стимулировать интенсивность волевых устремлений в реализации нравственных поступков, добиться их устойчивости, помочь сделать моральный и осознанный выбор идеалов и норм, выработать уважение к человеческой личности. Необходимо отметить, что при формировании духовно-нравственной культуры важно опираться на эмоции и культивировать такие чувства, как сопереживание, гордость, жалость, стыд и т.д., так как эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира помогает постигать его не только с помощью разума, но и сердцем, пропуская через свою душу. Организация нравственного выбора и опыта нравственного поведения позволяет включить интеллектуально-волевую, мотивационно-ценностную и чувственную сферу личности.
Для организации работы по формированию духовно-нравственной культуры будущего учителя был изучен опыт по данной проблеме в других вузах. Интерес представляет совместная духовно-просветительская деятельность светских и церковных преподавателей в Центре православной педагогической культуры Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина [231]. Значение имеет опыт работы вуза по воспитанию и развитию у студентов духовных и нравственных ценностей отечественной культуры, подготовке будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе теории и практики светской и православной педагогической культуры России. Преподавателями под руководством В.А. Беляевой разработаны, в частности, методические рекомендации, даны определения таких терминов, как «духовно-нравственное воспитание», «духовные ценности бытия», «душа человека», «душа» и другие, изучение которых помогло при написании исследования.
В Институте бизнеса, психологии и управления г. Химки ведется работа по созданию условий для развития целостного человека: духовного, телесного, знающего, переживающего, социально-родового; по воспитанию у студентов чувства прекрасного; уделяется внимание эстетической стороне образовательного процесса, культуре отношений [218].