Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-методологические аспекты формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников при изучении географии родного края ... 14
1.1. Педагогические предпосылки развития географического краеведения 14
1.2. Географическое краеведение как элемент культуры в образовательном процессе 27
1.3. Содержание и сущность ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам родного края 41
1.4. Критерии и уровни сформированное ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам родного края 62
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностно-смысловых отношений старшеклассников при изучении географии родного края 77
2.1. Организация краеведческого поиска в процессе изучения географии родного края 77
2.2. Влияние краеведческой деятельности на формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам родного края 92
2.3. Педагогические условия эффективности формирования ценностно-смысловых отношений при изучении географии родного края 111
Заключение 128
Список литературы 134
Приложение
- Педагогические предпосылки развития географического краеведения
- Географическое краеведение как элемент культуры в образовательном процессе
- Организация краеведческого поиска в процессе изучения географии родного края
- Влияние краеведческой деятельности на формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам родного края
Введение к работе
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества успешность жизнедеятельности во многом зависит от творческого потенциала личности, умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и строить гармоничные отношения с окружающей природной средой и социумом. Поэтому воспитание у школьников устойчивой, личной позиции к системе общепризнанных ценностей в познании родного края становится необходимым условием и основой их повседневной жизни.
При этом формирование ценностно-смысловых отношений к природе и социальным объектам при изучении географии родного края у старшеклассников, находясь в зависимости от реальностей культурной, экономической и других сфер жизни общества, способствует воспитанию ребенка как гражданина мира, гармонично сочетающего общечеловеческие и личные ценности, мировую и национальную культуру.
Поскольку современная наука рассматривает ценностно-смысловые отношения как один из важнейших элементов структуры личности, формирующийся в процессе нравственного совершенствования, то возникает потребность осмысления этого явления с позиции современной культурной парадигмы, предполагающей становление личности школьника как субъекта культуры, индивидуального развития и собственной жизни.
В философии проблема ценностно-смысловых отношений рассматривается и трудах С.Ф. Анисимова, Г. Гегеля, М.С. Кагана, И. Канта, Г. Рик-керта, В.П. Тугаринова.
Феномен отношений, в том числе ценностно-смысловых, раскрывается в исследованиях Л.И. Буровой, А.Г. Ковалева, В.Л. Лыковой, В.Н. Мясищева, В.В. Николиной, А.Ж, Овчинниковой, С.Л. Рубинштейна, М.И. Старова, Д.Н. Узнадзе.
Формирование ценностно-смысловых отношений с позиций культурологического подхода находит отражение в работах Е.П. Белозерцева,
Е.В. Бондаревской, Л.Н. Голубевой, Н.Б. Крыловой, В.П. Кузовлева, СВ. Кульневича, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Т.Д. Сусловой, Н.Е. Щур-ковой. Культурологический подход ориентирует учебно-воспитательный процесс школы на повышение культурного потенциала личности посредством отбора, поиска и трансляции определённого объёма информации в виде предметных знаний, личностно значимых целей и ценностей, позволяющих воспитаннику самобытно реализовать его природное и социальное предназначение.
В контексте этого требования следует более полно использовать педагогический потенциал краеведения как системы определенных ценностей и элемента культуры. В отечественной педагогике краеведение традиционно рассматривается как важнейший фактор воспитания школьников. Осознание педагогической ценности географического краеведения в дореволюционной русской школе происходило в первой половине XIX века. Огромное значение «родиноведения», «отечествоведения» в воспитании подрастающего поколения отмечали передовые педагоги и общественные деятели этого времени В.Г. Белинский, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, Д.Д. Семенов и др. В дальнейшем значительный вклад в разработку теоретических и методических проблем школьного географического краеведения внесли СИ. Аржанов, Н.Н. Баранский, А.С. Барков, А.А. Борзов, А.В. Даринский, А.Е. Звягинцев, В.А. Кондаков, И.С. Матрусов, В.П. Максаковский, Э.Ю. Петри, А.А. Половинкин, Ю.Г. Саушкин, А.Е. Ставровский, К.Ф. Строев и др. Воспитательный аспект географического краеведения находит отражение в исследованиях Е.Н. Александровой, Е.М. Атласовой, С.Д. Бабишина, П.А, Бур-дейного, А.Я. Быстровой, С.А. Кирилловой, О.М. Кривошапкиной, Н.И. Ро-мас, А.З. Сафиуллина, В.И. Смирнова, М.М. Эльдарова и др.
На сегодняшний день накоплен определённый опыт включения в содержательную часть школьного образования краеведческого компонента, что нашло отражение в образовательных программах и стандартах. Значитель-
ную роль в данном процессе играет географическое краеведение, позволяющее обобщать жизненный опыт личности в нравственных категориях и объединять их в систему представлений о принципах и основах бытия.
Между тем современные психолого-педагогические исследования фиксируют тенденцию снижения нравственной устойчивости среди учащихся старшего школьного возраста. Сложившаяся социокультурная ситуация, свидетельствует о том, что в настоящее время значительная часть молодежи не стремится к присвоению общекультурного и нравственного опыта старших поколений. В немалой степени этому способствуют социальная нестабильность и кризис в духовно-нравственной сфере, при которых общество не в состоянии чётко обозначить пути и средства достижения заявленных целей.
Вместе с тем анализ научно-исследовательской литературы выявляет дефицит знаний об отдельных сторонах организации, содержания и методики формирования у старшеклассников ценностно-смысловых отношений при изучении географии родного края. Отчасти это объясняется недостаточностью конкретных экспериментально-педагогических исследований в этом направлении. Одновременно выявляется противоречие между существующим уровнем знаний о формировании ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам в процессе изучения географии родного края и возрастающей необходимостью в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
Актуальность и выявленное противоречие определили выбор темы исследования «Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников при изучении географии родного края».
Проблема исследования: каковы содержание и сущность, педагогические условия формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам при изучении географии родного края? Решение этой проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: обучение географии родного края старшеклассников общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс формирования ценностно-смысловых отношений к природе и социальным объектам при изучении географии родного края в старшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования основана на том, что процесс формирования ценностно-смысловых отношений к природе и социальным объектам у старшеклассников в процессе изучения географии родного края может быть эффективным, если:
участники образовательного процесса понимают содержание и сущность ценностно-смысловых отношений человека к природе и социальным объектам родного края;
выявляются и обосновываются следующие педагогические условия формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам при изучении географии родного края:
обеспечение культуросообразности краеведческого образования, т.е. нацеленность его не только на когнитивные, но и на культурные и нравственные ценности, на саморазвитие и самоопределение личности старшеклассника;
отбор содержания, форм и методов географического краеведения, ориентированных на формирование ценностно-смысловых отношений личности старшеклассника, позволяющих создать систему краеведческих знаний, обеспечить выбор нравственных смыслов собственной жизнедеятельности и включить учащихся в содержание различных видов краеведческой деятельности, в том числе деятельности исследовательского характера;
- методическое и организационно-педагогическое обеспечение крае
ведческой деятельности, которое предполагает взаимодействие учите-
лей различных дисциплин в реализации интегративной сущности краеведения, применение социально-педагогических технологий. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования определены для решения следующие задачи:
Уточнить содержание и сущность ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам при изучении географии родного края.
Определить критерии и уровни сформированное ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам родного края.
3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия фор
мирования ценностно-смысловых отношений к природе и социальным
объектам своего региона старшеклассников в процессе изучения гео
графии родного края.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философские концепции о сущности культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Н.С. Злобин, М.С. Каган); теории ценностей (С.Ф. Анисимов, Г.П. Выжле-цов, В.П. Тугаринов), философско-педагогические и психолого-педагогические теории культурной основы образования (Е.П.Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Л.Н. Голубева, Н.Б. Крылова, В.П. Кузовлев, СВ. Куль-невич, Т.Д. Суслова, Н.Е. Щуркова); теории отношений (Л.И. Бурова, Л.Г. Ковалев, В.Н.Мясищев, А.Ж. Овчинникова, С.Л. Рубинштейн, МИ. Старов, Д.Н. Узнадзе); теории содержания общего среднего образования, его структуре, эмоционально-ценностных и личностных компонентах (И.К. Журавлев, В.В. Краевскии, B.C. Леднев, И.Л. Лернер); исследования проблем развития личности (Ь.Г. Ананьев, К. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, О.С. Газман, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, Л.С. Рубинштейн); теории личностно-ориентированного и ценностно-ориентационного образования (А.Н. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сери-
ков, И.С. Якиманская); исследования проблем нравственного воспитания в процессе обучения (М.Н. Аплетаев, О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, З.И. Васильева, Д,М. Гришин, А.И. Дулов, А.В. Зосимовский, В.А. Ильина, Н.И. Монахов, Л.И. РувинскиЙ, И.Ф. Харламов), исследования конкретно-исторического, воспитывающего характера краеведения (А.В. Даринский, П.В. Иванов, И.С. Матрусов, Л.Н. Махинько, Т.Ф. Пушкина, А.З. Сафиул-лин).
В поисках средств решения задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философско-педагогической, психолого-педагогической литературы но проблеме формирования ценностно-смысловых отношений в старшем школьном возрасте, анализ научно-теоретических трудов по проблеме включения географического краеведения в учебно-воспитательный процесс школы, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности школьников, метод независимых экспертных оценок, статистические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МОУ СОШ №61 г. Липецка. Отдельные исследования проводились в МОУ СОШ №21 и МОУ СОШ №42 г. Липецка. Всего опытно-экспериментальной работой было охвачено 216 учащихся.
Научное исследование проводилось в несколько этапов.
На нервом этапе (2000-2001 гг.) определялись методологические и научно-теоретические аспекты исследования, изучались проблемы учебно-воспитательного процесса в краеведческой деятельности школьников, формировались гипотеза и задачи исследования, разрабатывалась методика диагностики уровней сформированности ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам родного края.
На втором этапе (2002-2004 гг.) проводились констатирующий, формирующий и уточняющий эксперименты, в процессе которых разработана и апробирована программа предметного курса «Социально-географическое краеведение» для учащихся 9-10 классов общеобразовательной школы.
На третьем этапе (2004-2006 гг.) осуществлялось обобщение и систематизация полученных результатов, оформление и редактирование текста диссертации.
Основные положения, выносимые на защиту:
Ценностно-смысловые отношения старшеклассника к природе и социальным объектам родного края - реальная связь личности с объектами окружающей действительности, в которой позитивные пространственно-временные характеристики объектов становятся личными смыслами школьника.
Географическое краеведение, являясь элементом культуры, через аксиологический, когнитивный, деятелыюстно-творческий и личностный компоненты содержания отображает пространственно-временные аспекты взаимодействия природы - общества - человека и реализует феноменологическую, ценностно-ориентационную и регулятивную функции в процессе формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников.
Уровни сформированности ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам при изучении географии родного края: низкий (негативные отношения), средний (неустойчивые отношения), высокий (нравственные отношения) определяются обобщенным критерием - нравственной воспитанностью личности, который включает когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий критерии.
Эффективное формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам в процессе изучения
географии родного края происходит при реализации совокупности следующих педагогических условий:
обеспечение культуросообразности краеведческого образования, т.е. нацеленность его не только на когнитивные, но и на культурные и нравственные ценности, на саморазвитие и самоопределение личности старшеклассника;
отбор содержания, форм и методов географического краеведения, ориентированных на формирование ценностно-смысловых отношений личности старшеклассника, позволяющих создать систему краеведческих знаний, обеспечить выбор нравственных смыслов собственной жизнедеятельности и включить учащихся в содержание различных видов краеведческой деятельности, в том числе деятельности исследовательского характера;
методическое и организационно-педагогическое обеспечение краеведческой деятельности, которое предполагает взаимодействие учителей различных дисциплин в реализации интегративной сущности краеведения, применение социально-педагогических технологии.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
уточнены содержание и сущность ценностно-смысловых отношений как реальной связи личности с объектами окружающей действительности, в которой позитивные пространственно-временные характеристики объектов становятся личными смыслами старшеклассника; определены их критерии и уровни сформированное;
выявлены тенденции и объективные потребности в современных подходах к географическому краеведческому образованию, ориентированному на нравственное становление личности школьника;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
выявлены и обоснованы педагогические условия формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам при изучении географии родного края;
обосновано включение географического краеведения в образовательный процесс школы как элемента культуры.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса краеведения для студентов географического факультета высшего профессионального педагогического учебного заведения, а также в практике работы Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Институте развития образования.
Объективность и достоверность исследования обеспечивается теоретической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса опытно-исследовательских методов, адекватных цели, задачам и логике предлагаемой работы, непротиворечивостью полученных результатов и подтверждается их апробацией и внедрением, репрезентативностью, выборочной совокупностью.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах научно-исследовательской работы. Программа курса «Социально-географическое краеведение», разработанная автором диссертации, использовалась в работе со старшими школьниками МОУ СОШ №61, №71 г. Липецка. Материалы диссертации нашли отражение в научных статьях, докладах и тезисах, опубликованных в гг. Белгороде, Липецке, Мичуринске, Санкт-Петербурге. Результаты исследования обсуждались на международных, региональных и межвузовских конференциях: «География и окружающая среда» (Белгород, 2002), «Инновационные технологии подготовки будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования» (Мичуринск, 2003), «Медико-психологические и педагогические проблемы каче-
ства жизни» (Липецк, 2003), «Художественно-эстетическая подготовка будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования» (Липецк, 2004), «Региональный аспект в образовании и воспитании учащихся» (Липецк, 2003), «Теория и методика обучения географии [вопросы научно-методического обеспечения регионального компонента общего образования]» (Санкт-Петербург, 2004).
Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении обосновываются актуальность темы исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, излагаются методологические и теоретические основы и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту и содержаться сведения об апробации и внедрении полученных результатов.
В первой главе «Теоретико-методологические аспекты формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников при изучении географии родного края» раскрыты содержание и сущность ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам родного края и географического краеведения как элемента культуры, включенного в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы; проведен анализ использования л о кально-региональной географии в практике работы школы; определены функции географического краеведения в процессе формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам родного края.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностно-смысловых отношений старшеклассников при изучении географии родного края» показана технология организации краеведческой учебно-воспитательной работы со старшеклассниками общеобразовательной
школы, представлен опытно-экспериментальный материал по проверке эффективности использования геофафического краеведения в формировании ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам родного края, обоснованы педагогические условия данного процесса.
В заключении сформулированы основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту; обобщены результаты исследования и обозначены перспективы их использования в учебно-воспитательной работе.
В приложении содержатся материалы, подтверждающие проведение опытно-экспериментальной работы, результаты диагностики, профамма курса «Социально-географическое краеведение».
Педагогические предпосылки развития географического краеведения
Важной составляющей частью нашего исследования является анализ положения географического краеведения в системе учебно-воспитательной работы средней общеобразовательной школы. Изучение научно-педагогической литературы, посвященной \ еографическому краеведению, проводилось с целью выявления существующих подходов в педагогической науке как особому виду педагогической деятельности, направленной на формирование ценностно-смысловых отношений школьников к природе и социальным объектам родного края.
Между тем педагогическая ценность преподавания географии на основе изучения родного края осознается давно. С момента зарождения его развитие происходит в виде общественной деятельности. Яркими представителями географического краеведения являются: П.И, Рычков (1712-1777), основоположник отечественного краеведения, который, будучи начальником Оренбургской губернской канцелярии, за свои краеведческие труды по предложению М.В. Ломоносова избирается (1759 г.) первым членом-корреспондентом Российской академии наук, ему принадлежит классический труд «Топография Оренбургская» (1762 г.), неоднократно переиздававшийся у нас и за рубежом; Е.А. Болковитинов (1767-1837), автор первой Воронежской географии «Исторического, географического и экономического описания Воронежской губернии» (1800 г.), учитель духовной семинарии, - киевский митрополит; Н.И. Второв (1818-1865) - этнограф, географ-статистик, чья краеведческая деятельность связана с Казанью, Воронежем, Санкт-Петербургом, советник Воронежского губернского правления, который за рукописный этнографический альбом, выпущенный в 1859 году, удостоился золотой медали Русского географического общества.
С развитием уровня просвещения, организацией первых школ - светских и церковных - со второй четверти XVIT1 века закрепляются научные основы краеведения. Главную роль в российском географическом краеведении играет Академия наук. Составляются первые историко-географические лексиконы, анкеты с «запросами» о настоящем и прошлом отдельных земель, состоящие из 30 вопросов об экономике и географии. В событии принимает участие М.В. Ломоносов, что способствующий созданию первого Российского атласа. Полученные результаты можно считать первой программой краеведческого изучения страны.
В дореволюционной русской школе принцип родиноведения в преподавании географии получает определенное развитие периода первой половины XIX века. В предисловии учебника Ф. Студитского (1840 г.) отмечается, что географию нужно начинать с «того места, где живут люди». Существенное влияние на развитие родиноведческого направления в географии оказывают идеи К.Д. Ушинского, отмечающего данный предмет как возможность развития школьников «инстинкта местности», основы изучения территории, где живут дети [175, с. 329].
Родиноведческий принцип находит отражение в первой русской методике преподавания географии «Педагогические заметки для учителей» (1864 г.) Д.Д. Семенова. В своей работе педагог указывает, что «если... во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюден постоянный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к трудному, то и в преподавании географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ребенок» [159, с, 246].
С начала XX века и особенно после революции 1905 года, в условиях усиления демократических тенденций возрастает значение краеведения в школьном образовании., которое активно развивается как научное направление, как общественно-просветительское движение и как часть образования. На I Всероссийском съезде учителей географии (1915г.) школьное краеведение в преподавании признается как необходимое методическое средство борьбы со схоластикой и догматизмом. Период 1917-1929 гг. не случайно называют «золотым десятилетием» в развитии отечественного краеведения. Однако не вырабатываются единые взгляды на определение понятия школьного краеведения, его педагогической сущности, но исследователи сходятся во мнении: краеведение - важное средство обучения и воспитания, подчеркивается его отличительная особенность от научного изучения края. Гак, «При научной постановке краеведение - цель, при школьном оно - средство» - пишет профессор И.М. Гревс, выражая общую точку зрения [66]. Среди прочих, вопросы географического краеведения получают широкое отражение в научных работах и методических рекомендациях Э.Ю. Петри, А.Е. Звягинцева, СИ. Аржанова.
Первые советские программы по географии в 20-х годах составляются на основе краеведения, в задачи которого входит изучение природных условий местности с целью выявления в них «экономических возможностей» поднятия производительных сил страны. При этом главным в краеведении выступает содержательный компонент, как система знаний о своей местности, где в старших классах оно рассматривается на уровне учебного предмета.
К тому же в данный период существуют и иные взгляды на положение краеведения в учебно-воспитательном процессе, что приводит к возникновению суждения о краеведении как методе, вооружающем школьников приемами научного исследования. Само же изучение учебного материала на краеведческой основе называют методом обучения, подбора материала, методом «введения краеведческого материала в учебный процесс». Такие термины имеют место в трудах Е.Д. Звягинцева, К.В. Сивкова, Н.К. Крупской.
Происходит переориентация и в самой краеведческой работе: если раньше главное внимание уделялось изучению содержания материала по географии своей местности в порядке общественной работы, то распространение термина «краеведческий метод» делает акцент на овладение приемами наблюдений практических работ на местности всеми школьниками. Повсеместно возникают общества и кружки изучения местного края, создается Центральное бюро краеведения (ЦБК) - организационный и научно-методический центр. Проведение переписи краеведческих организаций в 1927 году выявляет 1112 учреждений, ведущих краеведческую работу. При ЦБК организуется начально-краеведческая комиссия, в задачи которой входит разработка методики школьного краеведения. Вместе с тем, применение термина «краеведческий метод» продолжается до постановления ЦК ВКП(б) от 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». Устанавливается единая номенклатура методов обучения, среди которых «краеведческий» не упоминается. В этом же постановлении указывается на необходимость введения в школьные программы по обществоведению, литературе, географии и истории знаний, касающихся национальных культур народов СССР, а также элементов краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическое развитие). В педагогических статьях появляется новый термин - «краеведческий принцип».
С середины 30-х годов проблема школьного краеведения предается длительному забвению, причиной которого является известный отрыв обучения от жизни, сложившийся к концу 30-х годов XX столетия. Общую судьбу разделяет и школьное географическое краеведение. На страницах журнала «География в школе» с начала 1934 года по 1941 год помещается всего лишь 1 I статей краеведческого характера. Однако новый подъем школьного крае- ведения имеет место после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Внимание к вопросам краеведческого образования привлекает академик А.С. Барков, который, отмечая совпадение объектов, методов изучения географии и краеведения, определяет последнее как «малую географию» в учебно-воспитательном процессе школы, как важнейший принципом обучения и воспитания.
Но, в это время выгодно от других отличаются программы по географии, где значительно раньше, чем в других появляются указания о необходимости использования местного краеведческого материала в обучении учащихся. Первые рекомендации делаются в объяснительной записке к программе по географии в 1948 году, в которой говорится, что преподавание географии во всех классах должно по возможности опираться на изучение явлений и фактов из жизни своего района, что особенно важно для курса физической географии 5 класса. В 7 и 8 классах географический район или область, где находится школа, следует изучать значительно подробнее, чем остальные районы. Обучение географии на основе школьного краеведения, организация экскурсий на природу, в музей, на производство, организация наблюдений и практических работ - все это дает возможность подвести учащихся к непосредственному восприятию природы, жизни, хозяйственной деятельности людей и предохраняет от формализма в географических знаниях учеников.
Географическое краеведение как элемент культуры в образовательном процессе
На современном этапе развития образования происходит переосмысление его цели с позиции культурной парадигмы. В центр ставится человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития. В процессе исследования географического краеведения как элемента культуры, включенного в учебно-воспитательный процесс, на наш взгляд, целесообразно проанализировать понятие «культура».
Возникшее в период античности слово «культура» претерпевает множество понятийных переосмыслений. Под культурой подразумевается и обработка почвы, и образованность, и способность человека к раскрытию естественного потенциала, В работах античных философов Платона, Аристотеля, Эпикура становление и развитие культуры рассматривается как органичный единый процесс.
Как самостоятельное понятие со своим содержательным наполнением культура впервые появляется в трудах С. 1 Іуфендорфа (XVII в.) и определяется как совокупность того, что создано общественной деятельностью человека и существует благодаря ему. В это время закладываются основы глобального воззрения на историю человечества в целом, что приводит к поиску критериев исторического развития во внутренних ее законах. Первым рассматривает историю человечества как историю культуры И.Х. Аделунг. Не останавливаясь на частностях, он создает обобщенную картину возникновения культуры и культурного развития.
Более широко понятие «культура» начинает использоваться в Германии в конце XVTII века и определяется как показатель господства над природой с помощью знаний и ремесел с одной стороны, и как эквивалент социальным законам жизни с другой. В фундаментальном труде И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» излагается теория прогрессивного развития культуры, в основании которого лежит просвещение и воспитание. Культура выступает средством объединения людей, осуществляет развитие личности.[63].
Проблема культуры в русской философии наиболее полно представлена в творчестве Н.Я. Данилевского, НА. Бердяева, П.А. Сорокина. Идея «локально-исторических типов», существующих в замкнутом самобытном круговороте повторяющихся циклов, лежит в основе работ Н.Я. Данилевского, тождества в качестве целостного духовного «организма» обозначена в трудах Н.А. Бердяева [21].
В настоящее время в науке существует несколько подходов к определению культуры. Многочисленные определения понятия «культура» являются результатом реального многообразия ее проявлений в социальной жизни.
С позиции деятельностной концепции культура - это социально значимая творческая деятельность в диалектической взаимосвязи ее результативного (определенного в нормах, ценностях, традициях) выражения и ее процессуальное, предполагающей освоение людьми уже имеющихся результатов творчества [84]. Таким образом, культура определяется как специфичный способ деятельности, качественная характеристика жизнедеятельности человека - как общественной, так и индивидуальной. Здесь действует механизм экстериоризации - претворения человеческих сил и способностей в объективные социально-значимые продукты деятельности и ценности. Анализ самой человеческой деятельности, по мнению М.С. Кагана, в концепции культуры позволяет вычленить такие её стороны как познание, преобразование, общение, ценностная ориентация [177].
Личностный подход позволяет рассматривать культуру как среду, растящую и питающую развитие личности. Под ее определением понимаются все проявления человеческой субъективности, свойства и качества, характеризующие «меру» культурности общества, культурно-исторической эпохи в ее человеческом измерении: уровень свободы, образованности, нравственности, духовности людей, их способности к культурному саморазвитию. Как антропологический феномен культура предстает в диалоговой концепции М.М. Бахтина и B.C. Библера. Видение ее в данной теории трехаспектно:
1. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур;
2. Культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления, то есть культура - это форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности;
3. Культура- это изобретение «мира впервые» [25]. Таким образом, образованная диалогом среда понимания способствует реализации потенциала каждого отдельного «Я» а виде коммуникативных возможностей при соотнесении смысяосодержащих объективации духовности и их интеграции в совместный опыт других «Я».
Ценностная концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, где она рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное. Здесь действует механизм перевода культурных ценностей во внутренний мир личности. Особенностью этого рассмотрения культуры становится понимание ее в качестве некой объективной по отношению к человеку данности - совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии.
В аспекте развития и взаимодействия культур категория «ценность» исследуется русским философом П.А. Сорокиным: «... всякая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, существующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры чаще всего взаимосвязаны: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации» [168, с. 429]. Следовательно, ценности являются интегративной основой не только отдельно взятой личности, ио и всего социума.
Большое количество концепций и определений культуры порождается широтой использования данного термина в конкретных дисциплинах. В исследовательской работе Л.И. Махиныда отмечается контекстуальность понятия культуры. «Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано. Многогранность и полифункционалыюсть понятия «культура», ставит нас в необходимость осмысливать его конкретно, в определенном контексте» [132, с.32].
Организация краеведческого поиска в процессе изучения географии родного края
Активизация приспособления школьника к окружающей социальной жизни, согласование и присвоение существующих в обществе ценностей происходит через осознание значимости процессов непосредственного окружения. Специфика восприятия человеком пространства такова, что наибольшую ценность имеет место его действий, где в центре всегда оказывается собственное «Я». Таким образом, в основание понятия «родной край» изначально заложено ценностное отношение, механизм которого запускается в действие в результате переживания личностного смысла предметов и явлений. Преобразование нравственно ценных внешних общественных требований во внутренние к себе осуществляется в процессе социально ценной и личностно значимой деятельности.
Исследовательский метод выступает обязательным в реализации краеведческого принципа, как отмечает И.В. Душина, он предполагает сбор и обработку фактов, собранных непосредственно в природе и на производстве, а затем дальнейшее обсуждение полученных результатов и подведение итогов выполненной работы [79].
Краеведческий поиск, предоставляя возможность накопления знаний о социокультурной жизни региона и существующей системе социальных отношений, помогает в определении личностью своего места в обществе и культуре. По нашему мнению, исследование учащимися родного края должно быть ориентировано не только на конечный результат, но и на сам процесс приобретения знаний о культуре и опыта поведения посредством специально организованного проживания и переживания в деятельности.
Формирование системы знаний о культурных ценностях, потенциале среды жизнедеятельности и умений применять их на практике определяет процесс передачи старшеклассникам позитивного социального опыта, что приводит к возникновению специфического для нравственного формирования образования (функциональной системы), включающего в себя своеобразное сочетание нравственных знаний, чувств, привычек. Сформированный комплекс нравственных знаний и переживаний представляет собой основной структурный компонент нравственности личности, являясь результатом усвоения личностью реальных общественных отношений.
Принятие человеком тех или иных выводов как личностно значимых предполагает их соответствующую оценку, где самому процессу мышления сопутствует установление связи между знаниями и чувствами. Таким образом, процесс мышления способствует переживанию знаний. Психологическим механизмом, связывающим воедино рациональные и эмоционально-чувственные сферы личности, является самопознание - способность понимать, анализировать и оценивать свою внутреннюю жизнь, поведения и действия, свои способности и возможности, цели и средства их достижения. В нашем исследовании существенным обстоятельством возникновения у школьника потребности во внутренней психической деятельности становится окружающая действительность, где происходят события, оказывающие непосредственное влияние на его личный опыт.
Поисковая работа по краеведению позволяет старшекласснику анализировать социальные алгоритмы включения в сложившуюся практику культурного обмена, образ жизни людей данной среды, совокупность условий и форм, способов удовлетворения материальных и культурных потребностей в рамках данной системы общественных отношений, что способствует его вхождению в различные социальные роли. Успешность усвоения личностью социальной роли гражданина определяется уровнем ее нравственной культуры. По нашему мнению, становление нравственной культуры школьника зависит от степени сформированное у него умения видеть и оценивать поступки, находить примеры, свидетельствующие о высоких моральных достоинствах людей родного края, подтверждение данного факта мы установили в ходе констатирующего замера опытно-экпериментальной работы. Полученные данные показали, что в 21-й школе большинство старшеклассников имеют уровень сформированности нравственных ценностно-смысловых отношений выше среднего - 61,6%, тогда как в 42-й школе - 47,2% и в 61-й -46,2%.
Анализ педагогической деятельности коллектива 21-й школы выявил существующий в практике проблемно-тематический аспект краеведения. На протяжении четырех лет ведется поисково-исследовательская работа по теме «Выпускники школы - защитники Отечества». Результатом совместной деятельности педагогов А.И. Ильиной, Г.Е. Губиной, Г.К. Маскаляновой и учащихся старших классов стало создание Зала Боевой Славы, который отмечен 1-м местом в городском смотре-конкурсе школьных музеев, посвященном 300-летию города Липецка. Собранный материал о 50 выпускниках школы, воевавших в «горячих» точках России и за рубежом, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, размещен в экспозиции «России верные сыны». В течение учебного года старшеклассники проводят экскурсии для школьников среднего и младшего звена по темам: «Чернобыль - моя боль», «Землетрясение в Армении», «Первая Чеченская компания», «Новолакский котёл», «Афганистан», «Отношение к долгу». Такая форма взаимодействия учащихся разного возраста оказывает влияние на развитие у них коммуникативных способностей через передачу позитивного опыта от старших к младшим.
Проведение экскурсии вызывает интеллектуально-эмоциональное состояние, в котором происходит процесс выбора личностью собственной позиции. Многие старшеклассники пишут сочинения-отзывы, где представляют свою поведенческую модель с прогнозом последствий выбора поступков в жизненных обстоятельствах, обозначенных во время экскурсии. Таким образом, переживания выступают в качестве психологической реальности, в которой личность начинает испытывать потребности и, по мнению Л.И. Божо-вич, их возникновение создает неограниченные возможности для её психического развития.
Значительным воспитательным потенциалом обладают непосредственные встречи с героями, представленными в экспозиции зала. В своих суждениях, оценках, поступках они создают картину ценностного отношения, а своей конкретностью утверждают реальность данного отношения, оказывая тем самым влияние на процесс присвоения личностью старшеклассника смыслообразующих ценностей жизни.
Успешная организация внеурочной краеведческой работы в 21-й школе определена построением ценностно-значимой исследовательской деятельности на основе взаимопонимания и сотрудничества - ценностей «жизнедеятельности», составляющих мотивационную основу социального поведения и творческой активности с безусловной ориентацией на социально значимую самореализацию человека.
В современных условиях, когда человек выступает элементом единой системы «природа-общество», формирование ценностно-смысловых отношений личности невозможно без аксиологического осмысления природы в силу её уникальности, единственности и неповторимости. Влияние окружающей природы на эмоционально-психологическое состояние личности отмечал еще русский историк В.О. Ключевский. Он видел в среднерусском ландшафте источник своеобразия русского национального характера, выделяя значения образов леса, степи и реки в русской культуре и их роль в формировании психологических черт личности (степь - олицетворение широты натуры, река - порядка и умения коллективных действий).
Социальная роль гражданина определяет необходимость знаний о состоянии окружающей природной среды, возможность обретения которых предоставляет краеведческий поиск. В исследовательской краеведческой работе по мере расширения и углубления знаний об экологическом состоянии региона, уровня понимания проблем и идей происходит раскрытие нравственного потенциала личности учащегося.
Овладение теоретическими и практическими умениями способствует созданию творческой основы исследовательской деятельности: моделированию проектов решения проблемы, выдвижению гипотезы, прогнозированию результатов. Такая организация процесса получения знаний стимулирует у старшеклассника желание дать нравственную оценку выявленной проблеме, что приводит к соотнесению изучаемых объектов с его потребностями и интересами и способствует проявлению творческих особенностей сознания личности. При этом окружающая действительность выступает тем обстоятельством, приводящим к возникновению у школьника потребности во внутренней психической деятельности.
Влияние краеведческой деятельности на формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам родного края
Исследование географического краеведения как активного элемента процесса формирования ценностно-смысловых отношений к природе и социальным объектам родного края определяется одним из условий создания целостной личностной базы дальнейшего нравственного развития старшеклассника, овладение им в доступном объеме и соответствующей форме краеведческой деятельностью в силу материализации ценностно-смыслового отношения личности к какому-либо объекту непосредственно в деятельност-ном акте.
Раскрытие своего места в мире и утверждение себя как существа социального человеком осуществляется в деятельности, которая в зависимости от целей, может быть преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной [96]. Рассматривая краеведческую деятельность как форму взаимодействия перечисленных выше видов деятельности, следует выделить её способность осуществлять перевод социально-нравственных ценностей общества в личные смыслы человека.
Все виды деятельности потенциально обладают нравственно воспитывающими возможностями, которые зависят от характера их организации, получаемой человеком нравственной информации, процесса осмысливания им эмпирически накапливаемого опыта. Каждая такая деятельность содержит необходимые компоненты для усвоения лишь соответствующих ей знаний, переживаний, отношений, поэтому в нравственном воспитании личности возникает необходимость рассмотрения деятельности как интенгративной формы существования бытия. Такое понимание позволяет выявить её много-компонентность и сложную контекстность.
В основе интегративного подхода лежат идеи русской психологической и философской школы: 1) развитие индивидуальных способностей определяется интериоризацией социальных форм (Л.С. Выготский); 2) порождение в деятельности предметного бытия культуры происходит в развитии индивидуума (С.Л. Рубинштейн); 3) психическое развитие человека - это есть развитие его деятельности (А.Н. Леонтьев); 4) воспитание, образование - диалогичны, общение, жизнедеятельность играют в них основную аккумулирующую роль (М.М. Бахтин); 5) деятельность есть сложная структура или полиструктура и имеет разные планы описания (Г.П. Щедровицкий): объективно-объектный, логико-социологический (задачи - операции - средства) и субъ-ектно-психологический (понимание - способности - рефлексия - развертывание способностей); 6) деятельность как сфера активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь человека с миром (А.В. Петровский); 7) сила, производящая культуру (Э.С. Маркарян); 8) совокупность определенных видовых форм, необходимых в реальной жизни индивида и играющих поочередно ведущую роль в онтогенезе (Б.Г. Ананьев).
Определение содержания, структуры и специфики краеведческой деятельности необходимо начать с описания деятельности в общеметодологическом аспекте. При изучении теоретических основ деятельности, целесообразно её представление в виде идеальной модели, позволяющей свести разнообразные виды и формы деятельности к определенному теоретическому конструкту, в котором отражены общие для любой деятельности их связи. Ведущими при этом в построении функциональных систем выступают закон результата и закон динамической мобилизации структур, обеспечивающие формирование функциональной системы и получение данного результата. Анализ теоретических работ и эмпирический анализ различных видов деятельности позволяют выделить следующие основные функциональные блоки: мотивов деятельности; целей деятельности; программы деятельности; информационной основы деятельности; принятия решений; подсистемы деятелы-юстно важных качеств [186].
В контексте нашего исследования определяется необходимость более детального рассмотрения блока «информационной основы деятельности». Вместе с тем в дидактических целях необходимо выделение трех видов информации - необходимой для освоения академических знаний, необходимой для совершения предметного действия и необходимой для «познания себя». Человек может познать себя как индивидуальность, как неповторимое единство и своеобразие отдельных качеств, обращаясь к другим людям. Оценить себя личность может в зеркале социальных норм и ценностей, в рамках определенной социальной культуры [186, с. 155].
При изучении географии родного края старшеклассник как субъект и деятель культуры встречается с ценностями, отражающими особенности пространственно-временных сторон взаимодействия природы-общества-человека. Возникновение смысловых, логических, причинно-следственных связей в их объединении приводит к образованию интегрированной системы, в которой деятельность личности наполняется сокровенным смыслом и внутренней логикой.
Деятельность, имея двойную детерминацию, объективно входит в предметный мир, где находится человек и в то же время зависит от его субъективных действий.
В деятельности проявляется активное отношение личности к окружающему миру с целью его изменения и преобразования. Структура предусматривает наличие в ней как объективных свойств (предметности, целенаправленности), так и отражение внутренних состояний субъекта (мотивации, потребности, интереса, отношения). В понимании структуры краеведческой деятельности мы опираемся на положение А.Н. Леонтьева, анализирующего деятельность как основание личности и как процесс активности человека, побуждаемый и направляемый мотивом. В схеме структуры деятельности по Л.Н. Леонтьеву (мотив - цель - предметные действия - способы - операции -процесс - результат), отражаются отношения между мотивом деятельности и целью действия, соответствие друг другу которых определяется личным смыслом, представляющим собой субъективный аспект ценности, т.е. реальное жизненное отношение личности к тому, на что направлено ее действие.
Смысловые образования, являющиеся основными конструирующими единицами сознания личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни - к миру, к другим людям, к самому себе, осуществляя, тем самым, перевод любого вида деятельности в нравственно-смысловой план [39]. Таким образом, для субъекта деятельности ее нравственная ценность определяется целью и личным смыслом, через что и осуществляется влияние на интеллектуально-эмоциональные комплексы разнообразных процессуальных сторон поведения.
Предоставляя возможность избирательного, творческого общения людей разного возраста, краеведческая деятельность способствует обретению личностью смыслообразующих «ценностей созидания», «ценностей переживания», «ценностей отношения», что находит отражение в практическом раскрытии её способностей, построении своего нравственного опыта из элементов исторических и культурных практик, где в качестве цели ставится собственная культурная идея. Становление в сознании человека индивидуальной культурной идеи является тем механизмом, который позволяет ему осуществлять культурный отбор и поиск личностно значимых идей и ценностей. При этом мотивациоиным аспектом краеведческой деятельности старшеклассника выступают стремление самостоятельно и автономно действовать в мире, удовлетворение потребности в реализации внутреннего потенциала при общении с другими людьми. Таким образом, краеведческая деятельность становится одной из форм освоения и присвоения культурных ценностей, применение которой в организации учебно-воспитательного процесса способствует созданию практического нравственного опыта школьников.
Краеведческая деятельность позволяет структурировать социально-нравственный опыт, как отдельных индивидов, так и общества в целом. Становление элементом исторического опыта человечества через распредмечивание другими людьми и выдвижение новых проблем, определяет социальную значимость краеведческой деятельности. В результате происходит формирование системы ценностных ориентиров, содержащей такие категории как самореализация, самопознание, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка, а также те образования, в основе которых лежат нормы отношений к другому человеку с нравственным содержанием.
Выражая активное, сознательное, творческое воздействие на окружающий мир, краеведческая деятельность выступает специфической характеристикой человека. Как указывает Н.С. Злобин, «именно в социально значимом творчестве реализуется деятельностиая сущность человека, его способность превращать объективную необходимость в свободу, выступать в качестве субъекта культур но-исторического процесса» [84, с. 34].