Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки Ярошенко Валерия Сергеевна

Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки
<
Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ярошенко Валерия Сергеевна. Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ярошенко Валерия Сергеевна; [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина].- Липецк, 2007.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/3168

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование ценностно-смысловых отношений к выбору профессии учителя музыки как педагогическая проблема 14

1.1. Теоретические предпосылки исследования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки 14

1.2. Художественно-эстетическая направленность старшеклассников к выбору профессии 42

1.3. Развитие восприятия художественных произведений как основа формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки 77

Глава II. Опытно-экспериментальная работа формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки 97

2.1. Критерии и уровни сформированности ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки 97

2.2. Педагогические условия формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки 117

2.3. Педагогическая технология формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки 129

Заключение 149

Практические рекомендации 160

Библиографический список 168

Приложения 189

Введение к работе

Современный период развития общества соотносится с переоценкой ценностей. Актуализируется значимость человека, человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества. Государство и общество ставят перед учителями музыки более сложные задачи по обучению и воспитанию молодежи и предъявляют новые требования к формированию ценностно-смысловых отношений к данной профессии. Нормативным документом организации подготовки будущих педагогов-музыкантов является «Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.), в котором делается акцент на совершенствование путей и средств повышения качества подготовки старшеклассников к выбору данной профессии. В этой связи возникает необходимость более глубокого изучения процесса формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки.

Проблема формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки многоаспектна. Роль и функции ценностно-смысловых отношений в философии рассматриваются в трудах С.Ф. Анисимова, Н.А. Бердяева, Ю.Б. Борева, Л.П. Буевой, Л.Н. Голу-бевой, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, А.Ф. Лосева, В.П. Тугаринова, B.C. Ядова и др.

Формирование ценностно-смысловых отношений с позиций культурологического подхода находит отражение в работах Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Ф. Талызиной, Н.Б. Крыловой, В.П. Кузов-лева, В.А. Сластенина, Т.Д. Сусловой и др.

Феномен ценностно-смысловых отношений в психологии и педагогике рассматривается в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А. Маслоу,

В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Б.М. Неменского, А.Ж. Овчинниковой, А.С. Петелина, Л.П. Печко, С.Л. Рубинштейна и др.

Огромное влияние искусства на воспитание подрастающего поколения отмечали педагоги и прогрессивные деятели: В.Г. Белинский, Н.И. Новиков, В.Ф. Одоевский, Д.И. Писарев, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др. Данное положение получило развитие и в деятельности отечественных педагогов-музыкантов, психологов, искусствоведов - Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Л.А. Баренбойма, Н.А. Ветлугиной, М.А. Верба, Н.А. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, А.В. Луначарского, А.Н. Сохора, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой и др.

Многие процессы в культурном развитии личности старшеклассников невозможно осмыслить без конкретных исследований отношений молодежи к тем или иным явлениям социума. В этой связи глубоко осознаются огромные возможности искусства в развитии личности школьников, ориентированных на получение профессионально-педагогического образования, которое выступает как средство приобщения человека к явлениям бытия и самому себе. Необходимость формирования ценностно-смыслового отношения к искусству как основы художественно-эстетического воспитания предопределена осознанием личностью гармонии, красоты воспринимаемых предметов. Необходимо воспитывать избирательность в искусстве, формировать умения учащихся ориентироваться в мире эстетических ценностей, самостоятельно воспринимать, адекватно оценивать, творчески их интерпретировать, что в свою очередь приводит к формированию системы ценностей старшеклассников и выбору профессионального пути.

Интенсивное развитие, использование своих задатков, способностей к художественной деятельности, с одной стороны, непрерывное совершенствование методов и средств учебно-воспитательной работы в направлении повышения общей, художественной и духовной культуры личности, с другой,

- факторы, характеризующие на современном уровне объективную необходимость и реальную возможность проявления активности в самоопределении, саморазвитии и самореализации личности.

Однако, несмотря на широкое обсуждение проблемы формирования ценностно-смысловых отношений, остается ряд нерешенных проблем. Отмечается значительное снижение нравственности подрастающего поколения. Опрос старшеклассников, поступающих на музыкально-педагогический факультет, показал, что только 13% абитуриентов интересуются серьезным искусством (классической музыкой, живописью, художественной литературой), 55% абитуриентов умеют рассуждать, отстаивать свою позицию в оценке информационного потока текущей прессы, телевидения, культурных мероприятий, у 38% обнаружены знания истории зарубежной, русской, современной художественной культуры и только 10% имеют информацию о мире профессий в регионе, потребностях в тех или иных специалистах. Практически все абитуриенты не умеют анализировать поэтические тексты, интерпретировать содержание живописного полотна, прослушанного музыкального произведения. Такая ситуация, на наш взгляд происходит оттого, что в ряде школ г. Липецка в учебно-образовательном процессе сокращают часы на преподавание предметов эстетического цикла. Однако, искусство выступает средством приобщения человека к явлениям бытия и самому себе, определяя огромные возможности в становлении личности школьников. Художественно-эстетические занятия являются социально-культурным фактором формирования потребностей старшеклассников, базой создания благоприятной среды в формировании ценностно-смыслового отношения к искусству, а также к профессии учителя музыки.

Как показывает практика, не всегда даже музыкальное образование абитуриентов становится решающим фактором их адаптации к профессиональному обучению на музыкально-педагогическом факультете, а также их дальнейшему успешному обучению и получению профессии. Нередко более

успешными в плане профессионального становления становятся выпускники школ, не получившими основательного музыкального образования, но для которых получение профессии учителя музыки и последующая работа по специальности является ценностью, важным жизненным ориентиром. Таким образом, исключительно важным является формирование в школе таких отношений к будущей профессии, когда она становится жизненным смыслом и ценностью.

Несмотря на то, что психолого-педагогическая литература располагает большим материалом по проблеме формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки, у исследователей не нашла должного освящения данная проблема во взаимосвязи онтологического, культурологического, аксиологического, структурно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов; не определена совокупность педагогических условий формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки.

В контексте данной проблемы возникают наиболее существенные противоречия между:

- востребованностью абитуриентов со сформированными ценностно-
смысловыми отношениями к профессии учителя музыки и отсутствием целе
направленной подготовки старшеклассников к выбору профессии учителя
музыки;

- необходимостью целенаправленного организационно-педагогичес
кого обеспечения подготовки старшеклассников, избравших профессию учи
теля музыки, и недостаточной разработанностью педагогических условий
формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к вы
бору профессии учителя музыки.

Сложившиеся противоречия в образовательной сфере позволили выявить проблему исследования: каковы педагогические условия формиро-

вания ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: отношения старшеклассников к выбору профессии учителя музыки.

Предмет исследования: процесс формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки.

Гипотеза исследования основана на том, что процесс формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки может быть более эффективным, если реализуются следующие педагогические условия:

осознание старшеклассниками личностного смысла будущей профессии, необходимого для осуществления своих способностей в педагогической сфере;

создание в старших классах культурно-образовательной среды, способствующей выбору профессии учителя музыки;

обогащение информационного поля старшеклассников о содержательной деятельности учителя музыки за счет создания системы взаимосвязывающих и взаимодополняющих учебных и внеучебных видов деятельности;

- моделирование технологии процесса формирования ценностно-
смысловых отношений старшеклассников.

Для реализации цели исследования в соответствии с объектом и предметом определены следующие задачи:

уточнить содержание и сущность ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки;

разработать интегративную модель формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки;

- определить критерии и уровни сформированности ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки;

- выявить и обосновать педагогические условия формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки.

Методологическую основу исследования проблемы составляют: онтологический, культурологический, аксиологический, структурно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, в совокупности которых реализовывался анализ предмета изучения.

Теоретическая база исследования строится: на философских концепциях ценностей (С.Ф. Анисимов, Л.П. Буева, Л.Н. Голубева, А.Г. Здраво-мыслов, М.С, Каган, В.А. Ядов и др.); на психологических теориях личности (К.Д. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Ломов, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); на педагогических положениях профессиональной ориентации субъектов обучения (Е.П. Ильин, Е.А. Климов, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, Н.И. Шевандрин, Г.И. Щукина и др.); на работах по проблемам школьного обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Г.И. Гончарова, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Б. Крылова, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Н.Н. Толстых, К.Д. Ушинский и др.); на работах по проблеме художественно-эстетического воспитания школьников (Э.Б. Абдуллин, Б.М. Бим-Бад, Д.Б. Кабалевский, B.C. Кузин, Г.С. Костюк, А.Ж. Овчинникова, В.Д. Остро-менский, Т.Д. Суслова, Б.М. Теплов и др.).

В исследовании использовались методы исследования: теоретический анализ философско-педагогической, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников; педагогический эксперимент; диагностические методы (беседа, анке-

тирование, анализ результатов деятельности учащихся, методы статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы).

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: МОУ СОШ №№ 40, 54 г. Липецка. Опытно-экспериментальной работой было охвачено 108 учащихся общеобразовательных школ.

Исследование проводилось в три этапа:

первый этап (2000-2002 гг.) предусматривал: анализ и оценку современного состояния музыкальной подготовки школьников; разработку гипотезы, задач исследования, методики диагностики уровней сформированности ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки;

второй этап (2002-2005 гг.) включал организацию и проведение констатирующего, формирующего этапов экспериментов, в процессе которых разработана и апробирована программа факультативного курса «Художественно-эстетическое воспитание старшеклассников в процессе самоопределения» для учащихся X-XI классов общеобразовательной школы;

третий этап (2005-2006 гг.) содержал обобщение и систематизацию полученных результатов, проверочный этап адаптации старшеклассников, поступивших в педагогический вуз, литературное оформление диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ценностно-смысловые отношения к выбору профессии учителя музыки представляют собой отношения старшеклассников к профессии учителя музыки как ценности, определяющей мотивацию и потребность в получении профессии и реализации себя как профессионала в педагогической сфере. Как важное личностно-психологическое свойство, предполагающее у старшеклассников устойчивый интерес к профессии учителя музыки, соответствующие склонности и способности, ценностно-смысловые отношения включают в себя осознанную оценку социального и личностного значения пре-

имуществ учительского труда, статуса и перспектив, связанных с будущей работой.

  1. Интегративная модель формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки включает в себя две взаимосвязанные модели: структурную и технологическую. Структурная модель включает в себя когнитивный, мотивационно-потребностный, творческий компоненты и компонент самоопределения. Технологической моделью представлен процесс формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки. Она раскрывает основные этапы, педагогические условия и технологию их реализации.

  2. Ценностно-смысловые отношения старшеклассников к выбору профессии учителя музыки определяются следующими уровнями сформированное: недостаточный (отрицательные отношения), удовлетворительный (неустойчивые отношения), высокий (позитивные отношения) и характеризуются критериями, сгруппированными в информационный, ценностный, креативный, смысловой блоки.

4. Эффективность формирования ценностно-смысловых отношений
старшеклассников к выбору профессии учителя музыки зависит от следую
щих педагогических условий: осознание старшеклассниками личностного
смысла будущей профессии, необходимого для осуществления своих спо
собностей в педагогической сфере; создание в старших классах культурно-
образовательной среды, способствующей выбору профессии учителя му
зыки; обогащение информационного поля старшеклассников о содержатель
ной деятельности учителя музыки за счет создания системы взаимосвязы
вающих и взаимодополняющих учебных и внеучебных видов деятельности;
моделирование технологии процесса формирования ценностно-смысловых
отношений старшеклассников.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

разработана, обоснована и экспериментально реализована модель формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки;

определены критерии и уровни сформированное ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки;

- выявлены и апробированы педагогические условия и технология
формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбо
ру профессии учителя музыки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

конкретизировано понятие «ценностно-смысловые отношения», «ценностно-смысловые отношения старшеклассников к выбору профессии учителя музыки»;

теоретически обоснована интегративная модель формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к профессии учителя музыки, состоящая из структурной и технологической моделей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы «Художественно-эстетическое воспитание старшеклассников в процессе профессионального самоопределения» и практических рекомендаций по формированию ценностно-смысловых отношений к выбору профессии учителя музыки; в апробировании на практике модели формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки. Результаты исследования могут быть использованы в учебной и профориентационной работе со старшеклассниками, а также в подготовке учителей музыке в сфере высшего педагогического образования.

Объективность и достоверность исследовании обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, опирающихся на: научные подходы исследования; применение методов исследования, адекват-

ных природе изучаемого явления; репрезентативность опытных данных, полученных неоднократно в формирующемся эксперименте на протяжении трех лет; проверку их в адаптационный период обучения на музыкально-педагогическом факультете вуза (I курс) и сопоставимость результатов с массовой практикой.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах научно-исследовательской работы. Программа факультативного курса «Художественно-эстетическое воспитание старшеклассников в процессе профессионального самоопределения», разработанная автором диссертации, использовалась в работе с учащимися X-XI классов МОУ СОШ №№ 40, 54 г. Липецка. Материалы диссертации нашли отражение в научных статьях, докладах, тезисах, опубликованных в гг. Липецке, Москве, Тамбове. Результаты исследования обсуждались на международных, региональных и межвузовских конференциях: «Региональный аспект в образовании и воспитании учащихся» (Липецк, 2003), «Художественно-эстетическая подготовка будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования» (Липецк, 2004), «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2007).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (259) и приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования; определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методология и методы исследования; показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость; представлены основные положения, выносимые на защиту; указана опытно-экспериментальная база; охарактеризованы этапы работы и система внедрения результатов.

В первой главе «Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки как педагогическая проблема» представлен анализ научных трудов, уточняющих понятия «цен-

ность», «смысл», «ценностная ориентация», анализируется сущность процесса формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки» представлены технология реализации факультативного курса обучения школьников в условиях их профессионального самоопределения; анализируются результаты констатирующего исследования уровней сформированности ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки, динамика формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки в школьных условиях и в адаптационный период обучения в вузе (I курс); разработаны педагогические условия формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя му- > зыки.

В заключении излагаются основные выводы исследования, даются практические рекомендации к дальнейшей работе.

В приложениях содержатся материалы, дающие полное представление о внеклассной работе по формированию ценностно-смысловых отношений у старшеклассников к профессии учителя.

Теоретические предпосылки исследования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки

Проблема художественно-эстетического воспитания в России обнаруживается в научных материалах последнего десятилетия XVIII - начала XIX веков, значение которой глубоко осознается русскими мыслителями-просветителями: В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовым, Н.И. Новиковым, В.Ф. Одоевским, Д.И. Писаревым, А.Н. Радищевым, Н.Г. Чернышевским и др. как представителями образованности человека с эстетической подготовкой к воспитанию. Выражение отношения к музыкальному искусству, специальному и гражданскому воспитанию членов общества, пути в изменении социума демократы видели в нравственном их совершенствовании, воспитании эстетического чувства через искусство, рассматриваемого с позиций воспроизведения действительности общественной значимости и воспитательной силы характера.

Влияние прогрессивных эстетических и педагогических идей не могло не сказаться на теории и практике музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Признавалось необходимым с самых ранних лет развивать в детях художественное чувство, как элемент человечности. Высказывалась принципиальная идея о воздействии социальной окружающей среды на формирование личности ребенка: все действует и оставляет неизгладимое впечатление в детской душе - правильное и неправильное, что зависит от случая и от обстоятельств, в которые ребенок поставлен. Эта позиция относится и к музыкальной среде ребенка, выступающей важнейшим элементом воспитания. Данное положение получило развитие в деятельности отечественных педагогов-музыкантов, психологов, искусствоведов: О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Л.А. Баренбойма, Н.А. Ветлугиной, М.А. Верба, Н.А. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, А.В. Луначарского, А.Н. Сохора, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой и др.

Разработка педагогических концепций формирования ценностно-смысловых отношений в нашем исследовании опиралась на синтез отнологи-ческого, культурологического, аксиологического, структурно-деятель-ностного и личностно-ориентированного подходов.

Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, категория «ценности» используется в философии, социологии, психологии, педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей. Содержание понятия «ценность» соотносится с полезностью, потребностью, и большинство ученых (С.Ф. Анисимов, Л.П. Буева, В.О. Василенко, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган и др.) характеризуют ценность как значимость, полезность, необходимость, целесообразность и утверждают, что возникновение ценности связано с предметами, явлениями и их свойствами, способными удовлетворить потребности общества, человека. Ценность же выступает как осознанное и осмысленное суждение, связанное с оценкой существующего предмета или явления человеком, обществом. Понятие «ценности» в психологии соотносится с психологическими явлениями, определяющими: значимость (Л.И. Божович); жизненную позицию Б.И. До-донов); значение и личностный смысл (М.Ф. Добрынин); мотив (А.Н. Леонтьев); установку (Д.Н. Узнадзе); психологическое отношение (В.Н. Мяси-щев).

С учетом философского подхода к данной проблематике понятие «ценность» применяется в характеристике любого оценочного отношения. Наиболее общее и полное определение, отвечающее признакам всех ценностей, дает В.П. Тугаринов: ценность есть суть предмета, явления и их свойства, необходимых, полезных, приятных людям определенного общества, класса, отдельной личности, в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала. Понятие «ценность» используется для выделения значимости предметов человеческой деятельности, явлений общественно-политической жизни и природных явлений, взаимоотношений между людьми.

Таким образом, важным для нашего исследования является понимание ценности как положительной значимости объектов окружающей действительности для конкретного человека, класса, социальной группы и общества в целом, проявляемой через сферу жизнедеятельности, интересов, потребностей и общественных отношений. Критерии оценки значимости выражены в общекультурных нормах и принципах, идеалах, целях и установках. Так, ценности не только определяют жизненную позицию отдельного учащегося старшего школьного возраста, но и обеспечивают интеграцию социокультурного пространства, помогают старшекласснику осуществить социально-позитивный выбор своего поведения в жизненно важных ситуациях.

В настоящем исследовании мы исходили из того, что система ценностей - это внутренняя основа культуры, объединяющая звено областей духовного производства, форм общественного сознания, важный источник непосредственных мотивов поведения, стимул человеческой деятельности. Таким образом, с одной стороны, данная система должна включать идеальные, универсальные, высшие ценности (доброту, любовь, свободу), выработанные общественным сознанием в процессе исторического развития, с другой - интегрировать индивидуальные способы отображения действительности, реальные жизненные отношения, потребности и интересы.

Художественно-эстетическая направленность старшеклассников к выбору профессии

Современный этап развития социума характеризуется новым состоянием всех сфер общественной жизни. Глубокому переосмыслению в общественном сознании подвергается система ценностей в ее социокультурном контексте. Если еще в начале 90-х годов XX века для значительной части старшеклассников идеалом служил образ человека-героя прошлого или настоящего, то теперь ценностные приоритеты изменились в сторону развития и распространения прагматических утилитарно-потребительских установок. Кризисные явления в образовательной и социокультурной сферах, усложнение процесса воспитания, обучения и развития личности определяют актуальность теоретического и методического противоречий между объективной потребностью художественно-эстетического воспитания в современном социуме и недостаточным уровнем реализации этой потребности в образовании.

Анализ современной психолого-педагогической литературы показал, что образовательная сфера рассматривается, как правило, с точки зрения наличия возможностей создания условий, способствующих воспитанию и развитию личности, ее образовательного потенциала [Л.С. Выготский, Л.П. Буева, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.]. В широком смысле образовательная сфера представляет объект деятельности, где содержание педагогического процесса предполагает иерархизацию целей и задач образовательной политики государства, с учетом образовательных и социокультурных традиций общества [Б.М. Бим-Бад, В.Д. Шадриков и др.].

В качестве концептуальной установки художественно-эстетическое направление в образовании учителей всех специальностей обозначено гуманистической парадигмой педагогического образования (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.), что, по нашему мнению, является основополагающей в подготовке старшеклассников к музыкально-педагогической деятельности.

Феномен понятия «художественно-эстетическое» (воспитание) в образовательной сфере нами понимается как «эстетическое», реализуемое средствами художественных искусств: музыки, живописи, поэзии и др. его видов. Это понятие шире «музыкально-эстетического» за счет расширения культурных знаний учащегося, где, кроме музыкальных знаний и умений, формируются знания и умения других видов искусств, в частности живописи и поэзии. Существенное и неотъемлемое достояние педагога - его художественная образованность и эмоциональная культура, область человеческой деятельности, развивающая универсальные творческие способности, которая служит средством многостороннего воспитания, пробуждает продуктивное мышление, развивает способность к подлинному общению, обогащает интуицию и сферу чувств. В овладении ценностями мировой художественной культуры будущий учитель обретает опыт сопереживания, сочувствия, понимания и сотворчества, способность к диалогу с людьми русской и других национальных культур, пониманию различных культурных ценностей и смыслов [220. С. 19].

В современных условиях художественно-эстетическое воспитание опосредуется задачами общеобразовательной школы, направленными на: - формирование у школьников гуманистического мировоззрения; - формирование ценностных отношений к природе и искусству, самому себе и своей деятельности; - воспитание патриотизма и гражданственности, гражданской зрелости, общественной активности; - развитие моральных чувств, нравственных принципов, сознания общественного долга и личной ответственности в духе современных требований социума; - обеспечение разностороннего гармонического развития детей, их культуры, художественных вкусов, эстетических идеалов, умений понимать, ценить и создавать прекрасное в реальной действительности; - эстетическое воспитание учащихся, развитие их познавательных и творческих способностей, креативного мышления; - ориентацию школьников на профессию, выбор жизненного пути, подготовку к активной трудовой и общественной деятельности.

Художественно-эстетическое воспитание детей опирается на общечеловеческие ценности, освоение которых является сегодня одной их главных задач школы, социума. Выдвижение на первый план проблемы значимости общечеловеческих ценностей воспитания свидетельствует о необходимости существенного пересмотра нравственных ориентиров современного общества, отмеченного кризисными явлениями в экономике и культуре.

Как известно, развитие личности детерминируется обстоятельствами жизни, воспитанием, характером деятельности человека. Каждое внешнее воздействие преломляется в его сознании через сформированный внутренний мир, влияющий на личность, корригируя ее отношение, и, в определенной степени, зависящий от психического ее склада. Так, в младшем школьном возрасте психика ребенка утверждается равновесием между возбуждением и торможением, между первой и второй сигнальными системами, что влияет на адекватность восприятия, устойчивого внимания, развития логического мышления. Младший школьник в состоянии отметить существенные признаки предмета, оценить поведение людей, их моральное представление. На этой стадии формируются: непосредственно-опосредованное познание действительности, относительно устойчивые внутренние мыслительные и внешние действия, привычки поведения.

Критерии и уровни сформированности ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки

Формирование у старшеклассников профессиональной ориентации на профессию учителя музыки предопределено необходимостью совершенствования общественно значимой деятельности учащихся, их ценностно-смысловых отношений к избранной ими профессии. Если для учителя XXI века любой специальности свойственно сочетание характеристик наставника, воспитателя, репетитора - профессионально образованного, культурного и воспитанного специалиста, то в стратегическом плане необходимо расширить сферу художественного развития старшеклассников, активизировать художественно-творческие качества, ассоциативно-образное мышление, восприятие, воображение, чувственно-эмоциональную сферу и интеллект.

Культурологический подход к ориентации старшеклассников на профессию учителя музыки соотносится с использованием в учебном процессе художественных искусств, с решительным поворотом гуманистической направленности образования к личности школьника. Становится все более очевидным, что в развитии личности старшеклассника приобретает ценностно-смысловую значимость формирование способности к самосовершенствованию, самовыявлению своего «Я», где воспитание рассматривается в контексте реализации волевого, осознанного усилия учащегося на развитие интеллекта, эмоций и чувств. Активное включение учащихся в пласты духовной жизни общества через искусство, науку и другие сферы творчества способствует укреплению связей школы и социума, оказывая влияние на систему ценностей и смыслов.

Проблема формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки ставит перед необходимостью выявления уровней ее сформированности.

Цель данной части работы вытекала из общей цели исследования и состояла в определении уровней сформированности ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки на основе субъект-объетного взаимодействия в выявлении недостаточно сформированных компонентов и обосновании педагогических условий.

Для реализации этой цели был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 108 старшеклассников общеобразовательных школ города Липецка.

В ходе экспериментальной работы на основе созданной теоретической модели формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки нами были сформулированы и использованы критерии определения уровней сформированности исследуемых явлений, влияющих на их развитие в учебном процессе. В итоге критериями обозначены факторы, сгруппированные в блоки: информационный, ценностный, креативный, смысловой.

Информационный блок критериев включает три элемента: - полнота и глубина знаний старшеклассников о профессии учителя музыки, характере работы в условиях школы, статусе профессии учителя в социуме, роли его авторитета в школьном коллективе, профессионализме, компетентности, моральных качествах; - осознанность выбора данной профессии, жизненного пути, полезности реализации принципа преемственности школьного и профессионального образования; - адекватность восприятия художественно-эстетической деятельности, направленность на усвоение предметных (музыка) и художественно-эстетических знаний (живопись, поэзия, театр, архитектура, кино и др.).

Ценностный блок критериев представляет собой совокупность факторов, характеризующих потребности, мотивы, предпочтения, склонности, интерес: - устойчивость взглядов, убеждений, смыслов и ценностных ориентации на профессию учителя музыки; - стремление к развитию и формированию устойчивой доминирующей потребности к педагогической деятельности в предметной и общей сфере; - утверждение личностного смысла профессии учителя музыки в сознании старшеклассника (как системы ценностей).

Креативный блок критериев характеризует развитие специальных способностей, связанных с усвоением знаний и выработкой умений в музыке, живописи, поэзии и других видах искусств. Включает в себя следующие элементы: эмоциональность, оригинальность, мобильность, ассоциативность. В наиболее общем смысле они представлены: - развитием умений слушать, слышать, смотреть, видеть, прочувствовать и интерпретировать увиденное, услышанное в контексте художественно-эстетической культуры учителя; - формированием музыкальных способностей (музыкальный слух, память, ладовое чувство); становлением художественных способностей (объемно-пространственного мышления, ориентированного на интерпретацию зрительного материала, живописи, дизайна, архитектуры); - интерпретационно-аналитическими умениями (обобщение, сравнение, анализ, синтез).

Педагогические условия формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки

Теоретические исследования проблемы формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки позволили в условиях школы организовать факультативный курс, направленный на формирование смысложизненных ориентации старшеклассников и выработать педагогические условия в учебно-образовательной деятельности для их эффективной реализации.

Под условиями, в общем смысле, понимаются обстоятельства деятельности, обстановка, требования, ограничение и, применительно к условиям школьного процесса обучения, устойчивые факторы, влияющие и определяющие ход, специфику учебного процесса. Опора на системный подход в исследовании проблемы предопределила разработку условий формирования исследуемого явления как совокупность необходимых способов, методов, приемов проведения допрофессионального образования. Совокупность факторов, определяющих педагогические условия формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки, позволили нам определить цели и задачи подготовки учебно-консультационного материала, эффективные средства, методы и приемы, способствующие обеспечению организации и содержанию факультативного обучения.

Педагогические условия, обеспечивающие успешность и эффективность протекания учебного процесса формирования у школьников исследуемых качеств, учитывали структуру содержания программ нового материала в части влияния на предмет выбора профессии социума, региона, школы, семьи и другого социального окружения школьника, а также социокультурный фактор средств реализации предмета исследования.

В качестве средств эффективности реализации педагогических условий в формировании ценностно-смыслового отношения старшеклассников к выбору профессии учителя музыки нами использовались положения, высказанные различными авторами в работах, связанных с ориентацией на профессию учителя, по вопросам самоопределения и самореализации личности.

Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки требует принципиально иного подхода к построению образовательного процесса в сравнении со школьной моделью, а именно, создание определенных педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников. Таким образом, для эффективности формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки мы выделили следующие педагогические условия: - осознание старшеклассниками личностного смысла будущей профессии, необходимого для осуществления своих способностей в педагогической сфере; - создание в старших классах культурно-образовательной среды, способствующей выбору профессии учителя музыки; - обогащение информационного поля старшеклассников о содержательной деятельности учителя музыки за счет создания системы взаимосвязывающих и взаимодополняющих учебных и внеучебных видов деятельности.

Выделенные педагогические условия рассматривались нами как определенные процессы, способствующие качественному изменению субъективных отношений старшеклассников к профессии учителя музыки на основе художественно-эстетического воспитания. Реализация данных педагогических условий обеспечивалась личностно-ориентированным взаимодействием между учителем и учащимся и осуществлялась на основе разработанной программы.

Для успешного формирования ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки в образовательном процессе необходим комплексный учет вышеназванных педагогических условий. Поскольку лишь позитивное взаимодействие между преподавателями и старшеклассниками, основанное на диалоге, может способствовать формированию активности учащихся, способных самостоятельно принимать решения и делать выбор по поводу дальнейшей профессиональной деятельности, успешно переносить приобретенную систему знаний и умений художественно-эстетического характера в информационные ресурсы будущего педагога-музыканта.

Понятие «социокультурный фактор» характеризуется отношением взаимодействия культуры и социума, отражает диалектику их взаимодействия, различия и единства; ориентирует на осознание необходимости всемерного содействия развитию общей культуры личности и художественно-эстетической культуры в частности. В философском осмыслении это понятие определяется как концептуальный бином [М.С. Каган, 120], где качественная трансформация личностных характеристик старшеклассника, их рост, развитие находятся в гармонии с требованием социокультурной сферы общества. В условиях профессионально-педагогической ориентации учащихся (знаний, умений, убеждений, поведения, взглядов, вкусов, чувств, кругозора) формирование художественно-эстетических качеств личности средствами искусств составляет сущность ценностно-смыслового отношения старшеклассников к выбору профессии учителя музыки и отражает его специфику. При этом знания художественно-эстетического характера расширяют кругозор и информационную емкость культуры личности учащегося; убеждения определяют его смысловую направленность в оценке явлений действительности и искусства, а чувства окрашивают эмоциональную наполненность смысложизнен-ных ориентации старшеклассника в процессе его самоопределения.

Похожие диссертации на Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к выбору профессии учителя музыки