Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся по курсу технологии Шамсидинов, Шухратджон Муминович

Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся по курсу технологии
<
Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся по курсу технологии Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся по курсу технологии Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся по курсу технологии Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся по курсу технологии Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся по курсу технологии Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся по курсу технологии Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся по курсу технологии Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся по курсу технологии Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся по курсу технологии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шамсидинов, Шухратджон Муминович Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся по курсу технологии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Худжанд, 2006

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении технологии .

1.1. Психолого-педагогические основы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии 11

1.2. Возможности оптимизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии 26

1.3. Организация игровых форм обучения как необходимое условие в активизации познавательной деятельности учащихся 45

Выводы по I - ой главе 60

ГЛАВА 2. Методические основы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении технологии .

2.1. Методика проведения эксперимента 62

2.2. Игра во внеклассной работе 68

2.3. Структура, содержание, формы и методы игровых форм обучения в активизации познавательной деятельности учащихся 87

2.4. Описание хода экспериментальной работы игровых форм обучения в активизации познавательной деятельности учащихся 138

Выводы по II - ой главе 160

Заключение 162

Библиография 165

Приложения 176

Введение к работе

Актуальность темы. Современная школа ставит задачу - обеспечение учащихся прочными знаниями основ наук, развитие их мировоззрения в соответствии с возрастающим уровнем развития науки и техники, учётом потребности общества, способностей, желаний и дальнейших планов воспитанников в области производственной деятельности и образования.

Школа выполняет социальный заказ общества, она призвана готовить учащихся к жизни, правильному выбору профессии, творческому труду в сфере производства. Об этом сказано в материалах национальной концепции системы образования школы Республики Таджикистан, что является основой определения актуальности проблемы исследования.

В условиях социально-экономических перемен в обществе должны происходить изменения и в области системы образования. Организуются учебные заведения с определённой ориентацией в обучении предметам гуманитарного и естественно-научного циклов. При этом идёт процесс уточнения требований к статусу учебных учреждений, к содержанию (стандарту) образования, учебному плану, программе, учебникам, пособиям и дидактическим материалам, с одной стороны, к уровню подготовки учащихся к современным условиям общественных отношений в материальной сфере деятельности, с другой стороны; подготовке их к участию в общественно-политической жизни общества с учётом региональных и культурных особенностей республики.

Актуальность исследования определяется ещё и тем, что опыт, накопленный человечеством, усваивается каждым новым поколением в процессе своей деятельности. Анализ исследований по проблеме практики работы школ позволяет сделать вывод о том, что одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у учащихся рациональных приёмов познавательной деятельности, умения самостоятельно добывать и анализировать новые знания.

Проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и труду, разработка научных основ осуществления в условиях учебных заведений со средним образованием находят отражения в трудах педагогов-исследователей: Ю.К. Бабанского, М.А.Данилова, В.А.Сухомлинского И.Я. Лернера, В.А. Крутецкого Т.И. Шамовой и д.р. Раскрыты основные принципы системного подхода к содержанию школьного образования. М.Н. Скаткин, В.В. Давидов, М.И. Махмутов, и др. внесли определённый вклад в разработку психолого-педагогических и дидактических проблем развития у учащихся умственных способностей. Нельзя не отметить работы Л.П.Аристовой, Е.Я. Голанта, М.А.Данилова, Б.П.Есипова, П.И. Пидкасистого, И.С. Якиманской и других, посвященных проблеме анализа формирования у школьника активизации познавательной деятельности как важнейшего показателя учебной деятельности. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения профилирующих дисциплин разрабатывались А.Д. Ботвинниковым.

Вместе с тем, эти проблемы приобрели особую актуальность, так как процесс развития общества перешёл на новый этап. В научных исследованиях последних десятилетий проблема единства учебно-познавательной деятельности ставится всё более отчётливо. Целый ряд работ убедительно свидетельствуют: теоретические виды деятельности не только занимают ведущее место в интеллектуальных видах труда, но и определяют успех практической деятельности. В свою очередь, успешному овладению новыми умственными действиями помогают действия внешние, материальные.

Проблема исследования состоит в том, чтобы выявить возможности использования дидактических игр в процессе обучения технологии для активизации познавательной деятельности учащихся. Решение указанной проблемы составляет цель исследования.

Предмет исследования: дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.

Объект исследования: активизация познавательной деятельности учащихся V-VII классов с использованием дидактических игр.

Исходя из проблемы, цели, предмета, объекта исследования было выдвинута следующая гипотеза: активизация познавательной деятельности учащихся будет развиваться устойчиво, если на уроках технологии использовать дидактические игры, способствующие активизировать учебно -познавательную деятельность учащихся.

Задачи исследования:

1. Психолого-педагогический анализ состояния развития познавательной
деятельности учащихся на основе дидактических игр на уроках технологии.

2. Определение возможности использования дидактических игр в
процессе обучения технологии.

  1. Разработка системы дидактических игр в соответствии с материалами программы по технологии.

  2. Разработка методики организации учебных занятий с дидактическими играми в активизации познавательной деятельности учащихся.

  3. Экспериментальная проверка роли дидактических игр в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.

Методологической основой исследования является системный анализ и системный подход (В.Г. Афанасьев, П.Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.), теория деятельности (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) теория поэтапного формирования умственных действий (П.Х Гальперин и др.), фундаментальные работы по дидактике (В.В. Краевский И. Лернер и др.) - как основные положения методики преподавания технологии.

- работы в области философии образования и методологии психолого-педагогических наук (Л.А. Беляева, В.И. Загвязинский, А.Я. Наин, Н.К. Чапаев, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов и др.)

- ориентированные подходов к обучению (Н.А. Алексеев, И.С. Якиманская и др.)

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Познавательная деятельность на уроках технологии в V-VII классах рассматривается как общая готовность ученика к деятельности. Следует пересмотреть традиционную позицию, существующую в практике школы, в соответствии с которой самостоятельность в рамках данного учебного предмета трактуется как умение школьника выполнять практическую работу репродуктивным способом (по технологической карте). Познавательная деятельность предполагает самостоятельную ориентировку в знании, умение выбрать способы действий, адекватные поставленной задаче (в том числе соответствующие инструменты, материалы, способы их обработки и пр.) и реализовать их на практике, умение контролировать и корректировать содержание и способы работы.

  2. Система формирования познавательной деятельности у учащихся V-VII классов на уроках технологии включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: а) обеспечение для учащихся интереса и личностного смысла учебно-поисковой деятельности (мотивационный компонент); содержание учебно-поисковой деятельности; в) организацию учебно-поисковой деятельности (процессуальный компонент).

  1. Поисковая деятельность на уроках технологии программируется содержанием различных видов игровых форм, предполагающих развитие различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и логического). Содержание материала с игровыми формами на уроках практического труда должны учитывать специфику заданий, которые могут иметь рационально-логическую или эмоционально-художественную направленность.

  2. По содержанию и организации учебно-познавательная деятельность должна представлять собой систему работ, которая развивается от

сотрудничества с учителем к самостоятельности и создаёт для учащихся на первой ступени обучения возможность реального участия в поиске;

- в соответствии с принципами отбора определено содержание игровых
форм учебных занятий, способствующих также активизации познавательной
деятельности учащихся во внеклассной работе;

- сформулированы требования к учебному материалу с игровыми
формами в активизации познавательной деятельности учащихся.

Для решения задач, поставленных в диссертации, применялись следующие методы исследования.

  1. Изучение трудов основоположников методологии теории обучения технологии как зарубежных, так и отечественных учёных;

  1. Изучение материалов и Постановления Правительства Таджикистана по вопросам школьного образования и их реализации для совершенствования игровых форм учебных занятий;

  2. Анализ дидактической, педагогической и методической литературы по технологии на основе использования дидактических игр;

  3. Изучение дополнительной научно-методической литературы с целью отбора содержания материала с дидактическими играми для обучения учащихся V - VII классов по предмету технологии;

  4. Анализ учебного плана, стандарта, программы и учебных пособий с целью внедрения в практику преподавания технологии дидактических игр;

6. Опытно-экспериментальная работа проводилась в средних
общеобразовательных школах №№ 10, 15, 31 Бабаджангафуровского района
и №№ 4, 6, 12, 24 г. Худжанда Республики Таджикистан.

Научная новизна исследования состоит в том, что в результате проведения дидактических игр на занятиях:

- уточнены принципы отбора содержания дидактических игр в активизации учебно-познавательной деятельности на уроках технологии;

- теоретически обоснована и экспериментально подтверждена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование познавательной деятельности учащихся V-VII классов на уроках технологии;

- определена и проведена опытно-экспериментальная работа путём методики формирования познавательной деятельности на уроках технологии, основанная на теории развивающего обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленный в нём анализ сущности познавательной деятельности учащихся и теоретическое исследование основных аспектов её формирования с учётом психолого-педагогического механизма практической познавательной деятельности способствуют созданию нового научно-теоретического подхода к трактовке и решению проблемы познавательной деятельности на уроках технологии. Предложенный подход позволяет приблизить уроки технологии к требованиям времени, реально приобщить их к системе общего образования.

Практическая значимость результатов исследования заключается в:

а) разработке научно обоснованного содержания методики
дидактических игр в V-VII классах, которые способствуют активизации
познавательной деятельности учащихся средних общеобразовательных школ
и повышают интерес и интеллектуальный уровень обучающихся;

б) полученные результаты могут быть использованы в разработке
учебно-методической программы по технологии в V-VII классах;

г) разработанные научно-методические рекомендации помогают учителю-методисту технологии проводить уроки, консультации, внеклассную работу и экскурсии.

Организация и этапы исследования.

Настоящее исследование проводилось в четыре этапа с 2000 по 2004 год. На первом этапе (2000-2001 г.) соискателем проведён ориентировочный

поиск с целью выявления актуальных проблем в области технологии и определения основного направления исследования.

На втором поисковом этапе 2001-2002 г. осуществлён анализ философской и психолого-педагогической литературы, трудов по методологии и теории развивающего обучения и формированию познавательной деятельности, а также анализ литературы по теории и методике технологии с точки зрения интерпретации проблемы познавательной деятельности в наиболее распространённых и известных концепциях данного учебного предмета.

Результатом данного этапа явилась теоретическая постановка проблемы, определение цели, объекта и гипотезы настоящего исследования.

На третьем констатирующим этапе (2000-2003 гг.) проведено исследование проблемы познавательной деятельности на основе игровых форм обучения в массовой школе по технологии. На основании полученных выводов разработана программа и в соответствии с ней определены этапы формирования познавательной деятельности учащихся на уроках технологии. На этой стадии была также разработана программа спецкурса "Формирование познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии".

На четвёртом, формирующем этапе (2003-2005 гг.) завершена опытно-экспериментальная работа, проведён анализ результатов исследования, систематизированы и интерпретированы полученные данные, организовано внедрение экспериментальной программы в школах г. Худжанда, Бабаджангафуровского района, литературное оформление диссертации.

На всех этапах исследования проводился качественный и количественный анализ, результаты которого представлены в выводах, графиках, таблицах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на целостные методологические позиции,

использованием апробированных, надёжных и взаимодополняющих методов исследования, сочетанием количественного и качественного анализа, а также широкой опытно-экспериментальной работой в V - VII классах.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе преподавания в ходе опытно-экспериментальной работы в V-VII классах общеобразовательных школ г.г. Худжанда, Исфары, Канибадама, Истаравшана, Душанбе и в педагогических вузах. Результаты работы внедрены в практику школ и вузов. Основные положения и результаты исследования обсуждены и получили одобрение на международных, республиканских и областных конференциях (2001,2002,2004 г.г.), а также на научно-практических конференциях Худжандского Государственного университета (2001, 2002, 2003, 2004, 2005 г.г.), на заседаниях кафедры технологии и предпринимательства Худжандского университета (2001, 2002, 2003, 2004, 2005 г.г.).

Основной базой опытно-экспериментальной работы явились учащиеся V-VII классов школ №№ 4, 6, 12, 24 г. Худжанда, №№ 10, 15, 31 Бабаджангафуровского района Согдийской области.

Исследованием на разных этапах было охвачено свыше 400 учащихся V-VII классов, 60 учителей технологии, 120 студентов дневного и заочного отделений физико-технического и художественно-графического факультетов Худжандского Государственного университета им. академика Б. Гафурова.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Психолого-педагогические основы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии

В последние десятилетия в развитии образования во всём мире происходят глубокие качественные изменения. Под воздействием научно-технической революции наблюдаются изменения в структуре народного хозяйства и выдвигаются новые требования к профессиональной и общей подготовленности тех, кому предстоит включиться в число трудящихся в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, культуре, управлении. Поэтому уже в среднем звене (12-15 лет) ведётся работа по профессиональной ориентации учащихся на дальнейшие виды деятельности, что требует развития их активности в познании различных отраслей человеческого труда. Развитие познавательной активности учащихся - это забота всех учителей независимо от того, какой предмет каждый из них преподаёт. Данные психологической науки свидетельствуют о том, что умения активно овладевать знаниями, приобретёнными в процессе обучения одному предмету, имеют свойство переноса в другой вид учебной деятельности. Таким образом, активная познавательная деятельность на уроках технологи развивает активность учащихся как личностное качество, которое затем проявляется на уроках естественно-научного и гуманитарного циклов. В то же время, учёт путей развития познавательной активности школьников при обучении различным научным дисциплинам может способствовать развитию познавательной активности учеников на уроках технологи при соблюдений межпредметных связей. Проблема активной учебной деятельности учащихся обсуждается представителями психолого-педагогических наук на протяжений многих столетий. Ещё на заре педагогической мысли древнегреческие учёные и философы Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит высказывали суждения о необходимости проявлять активность и самостоятельность при овладении знаниями, указывали на то, что мышление протекает успешно только в деятельности, а развитие способностей - путём самопознания. Философ-трибун Сократ, ведя беседы, путём вопросов побуждая слушателей отыскивать истину самим, не давал им готовых ответов или выводов. Позднее из такой беседы развился «метод наводящих вопросов».

Демокрит утверждал, что «учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда», (61, с. 18). Гуманисты эпохи Возрождения Витторино да Феетре, Франсуа Рабле и другие стремились развить в ученике любознательность, выступали за создание таких условий и режима, которые дали бы возможность для развития самостоятельного мышления, творчества и активности.

Английский мыслитель-гуманист Томас Мор в своей книге под названием «Золотая книжка», столь же полезной, сколь и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия показывает, что «утопийцы» в свободное время активно занимаются самообразованием. Томазо Кампанелла и Мишель де Монтень выдвигали требования воспитывать вдумчивого критически мыслящего человека.

Великий чешский педагог Я.А.Коменский в книге «Великая дидактика» сформулировал ряд принципов обучения, в том числе принцип сознавательного усвоения знаний. Он рекомендовал педагогам-наставникам не заставлять учеников ничего заучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком. Обращаясь к тем, кто обучается, Я.А.Коменский предупреждал: «Остерегайтесь любезные, чтобы не случилось с вами, как с большинством смертных, которые в течение всей жизни так и не начинали мыслить» (60, с.43).

В XVIII веке И.Г.Песталоцци, развивая идею самораскрытия сил, заложенных в каждом человеке, считал, что обучение должно давать умение активно действовать, а от умения действовать зависит развитие способности наблюдать, мыслить и выражать мысль.

А. Дистервег - прогрессивный деятель германской педагогики высоко ценил в процессе обучения лишь те методы, которые содействуют пробуждению умственных сил учащихся. Говоря о руководящей роли учителя в учебном процессе, он указывал, что плохой учитель сообщает истину, а хороший учит её находить.

Значительную роль в развитии теорий активной учебной деятельности сыграли просветители России. Так А.И.Герцен настойчиво рекомендовал молодым людям активно и самостоятельно овладевать различными знаниями. В работе «Опыт бесед с молодыми людьми» он пишет: не хотелось бы указать вам тропинку в дремучем лесу ..., дать вам нить, которая довела бы вас до других, уже более опытных проводников и, если вы того захотите, до собственного наблюдения (39, с. 190).

Я.Г.Чернышевский (129) огромное внимание уделял пропаганде идеи активного овладения разнообразными знаниями учащимися. Важным средством развития мышления учащихся и умения самим приобретать знания он считал самостоятельное обращение к книгам. Он глубоко верил в могучие возможности детского ума. Так он указывал: «Мы не всегда умеем ценить по достоинству, например, ум детей ..., Мы думаем, что детский рассудок слаб, что детский ум не проницателен, о, нет, напротив, он только неопытен, но, поверьте, остёр и проницателен. ... Нужно только умеючи приняться за дело. Приведённые выше высказывания великих философов древности, гуманистов, представителей педагогики и дидактики мы принимаем как должное для руководства в нашем исследовании Более глубокое освещение проблемы активное учебной деятельности ребёнка мы находим в трудах К.Д.Ушинского. Его идеи имеют непреходящее значение. Их используют в практической учебно-воспитательной деятельности педагоги современной школы.

К.Д.Ушинскому глубоко импонировала идея самодеятельности учащихся в обучении. Её он противопоставлял скуке как источнику множества детских проступков и пороков. Он указывал, что все явления психики, и познания в том числе, объясняются активностью человека, его стремлением к деятельности. Процесс учения по К.Д.Ушинскому предлагается строить с учётом действительных потребностей учащихся. Основной же их потребностью он считал свободную деятельность. Любая работа в начале, в конце, в середине может сопровождаться приятными или неприятными чувствами, которые является побочными. «В минуту же напряжённой деятельности нет ни страдании, ни наслаждений, а есть только деятельность» (125, с.510). Для плодотворной деятельности учащегося характерна установка творческого поиска.

Теорию обучения и учения К.Д.Ушинский выводил из анализа психологических моментов познания. Для нашего исследования представляется важным его указание о том, что в обучении надо заботиться не только о развитии памяти, но и о развитии воображения, так как воображение наряду с памятью создаёт условия для работы мышления. Если память сохраняет материал первоначальных впечатлений, то задача воображения обеспечить мышлению возможность творческой переработки материала, сохранённого памятью.

Мысли К.Д. Ушинского о логике активной познавательной деятельности ученика на основе усвоения через наглядность действительных связей между предметами многое объясняют в процессе обучения детей посредством использования игр. К.Д.Ушинский освещает важную сторону процесса развития познавательной активности через деятельность. Он указывает, что активность развивается, когда ученик преодолевает трудности, препятствия, которые лежат на пути любой деятельностю. Но человек стремится не к трудностям ради трудностей, а к достижения поставленной цели. Поэтому любая познавательная задача, поставленная перед школьниками, должна быть ими осознана, с тем чтобы приобрести для каждого личностный смысл.

К.Д.Ушинский считал, что обучение - это активный волевой процесс. Для успешного обучения необходимо проявить волю. А воля формируется в учении. Таким образом, успех в познании и воля достигаются во взаимосвязи.

Большой вклад в развитие понятия активной учебной деятельности внёс Л.Н.Толстой. Особенностью его подхода к решению этого вопроса является учёт жизненного опыта ребенка, предоставление ему максимальной свободы в действиях в процессе обучения. Он считал, что каждый ученик способен усвоить соответствующий его возрасту учебный материал, а также проявить оригинальное творчество. Это он доказывал не только в своих теоретических трудах, но и в практике работы школы в Ясной Поляне, в процессе которой использовал личные впечатления учащихся, материалы из окружающей среды, откуда они черпали необходимые сведения для того, чтобы включаться в познавательную деятельность; Л.Н.Толстой умел заинтересовать детей, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать жизнь.

Организация игровых форм обучения как необходимое условие в активизации познавательной деятельности учащихся

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре как важнейшему виду подростковой деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мировоззрение субъекта обучения.

Известный педагог В.А.Сухомлинский (118, с. 212, 213, 238) подчёркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". Организация игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания психологии детей, учёта их возрастных и индивидуальных особенностей, а также от правильного методического регулирования учителем взаимоотношений детей, чёткой организации проведения всевозможных игр.

Психолого-педагогические исследования, в том числе и наше, доказывают, что начало развития творческих способностей детей выпадает на школьный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с дошкольным возрастом. Игровые формы деятельности Л.С. Выготский (36, с 62-76) характеризует как переход к творческой деятельности, если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности школьника возникают совершенно своеобразные отношения содержания, восприятия и мышления к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от объекта к познанию. Возьмёте ли вы игры, возьмёте ли вы труд, - везде и во всём вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ученика. В обучении, особенно в процессе использования его различных форм, школьники должны во всех деталях обдумать предстоящую выполняемую работу.

Во всех случаях замысел игры заключается в игровых действиях, которые предлагаются школьнику. Игровые действия всегда включают в себя обучающую и развивающую задачу, т.е. то, что является для каждого школьника важнейшим условием его личного успеха. Решение обучающей задачи игры требует от школьника активных умственных и практических разделено усилий, и в то же время даёт наибольшее удовлетворение от выполняемой игры. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, найти нужную картину за определённое время и др. Важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания школьника её замысел, игровые действия и обучающую задачу. Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения.

Некоторые игровые правила могут помочь ученикам усвоить правила вежливости, необходимые в процессе урока, оживить активность и другие значительные элементы деятельности.

"Элемент занимательности является важным фактором повышения познавательной активности учащихся. Она реализуется в ходе использования в игровой деятельности". Сама занимательность - "это свойство явлений, процессов, которое способно вызвать у учащихся чувство удивления, обострение внимание".

Опытно-экспериментальные исследования показывают, что в настоящее время в школе очень неохотно и редко вовлекают во внеклассную работу слабоуспевающих, а также не проявляющих интереса к внеучебной деятельности детей.

Следует отметить, что на основе использования игровых форм обучения воспитания можно повысить интерес к предмету. В практике школы, к сожалению, крайне редко используются игры на уроках технологии и во внеклассной работе.

К.Д.Ушинский отмечал, что в игре «формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребёнка, то это верно в двойном смысле: не только в игре высказываются наклонности ребёнка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу». (125, с 516).

Игра является средством всестороннего развития личности ребёнка, широко используемым в дошкольных учреждениях, но пока она ещё не заняла подобающего места в школе. Педагоги должны быть вооружены теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для организации игровой деятельности школьников, для использования её в целях воспитания, обучения и всестороннего развития (132).

Французский учёный Луи Де Бройль утверждал "что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного, В том и другом случае сначала привлекают поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение прёодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Склонность к игре - удел не только детства или ранней юности... Разве нельзя думать, что склонность к игре, которая является чем-то ребяческим, также способствует развитию науки? На этот вопрос следует дать положительный ответ"(27).

Очень ясно конкретизировала Н.К.Крупская (65) указывая, что "есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т.д. Путём игры можно воспитать зверя, путём игры можно воспитать и любого человека. Педагог и психолог П.П.Блонский (24, с. 308-309) тоже отметил, что если игра не регулируется педагогом, то она может принести вред как для самого ребёнка, так и для окружающих". Поэтому чрезвычайно важно педагогически регулировать игры так, чтобы удовлетворялись потребности ребёнка в движении, но без вреда для него и окружающих. В связи с этим наметим области жизнедеятельности школьников, чтобы она способствовали их всестороннему развитию, в которых находят или могут найти место различные игры. Главная особенность игры состоит в том, что в ней учебные задания выступают перед ребёнком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребёнок как бы не замечает учебного задания, но в результате игры он чему-то научится. Поэтому здесь протекает учение. В этой непреднамеренности и кроется глубокий смысл дидактической игры. При создании и применении дидактических игр и игрушек учителю важно осознавать, решению каких дидактических задач должна сопособствовать данная игра или игрушка, на развитие каких психических функций она рассчитана. Одни игры могут преимущественно упражнять и развивать наблюдательность, внимание, другие - творческое мышление, третьи - речь, четвёртые математические способности и т.п. Это даёт возможность учителю целенаправленно подбирать и использовать игры в соответствии с решающими дидактическими задачами.

Разработано и подготовлено много различных дидактических игр для дошкольников, гораздо меньше - для школьников. Некоторые дидактические игры, предназначенные для старшей и подготовительной групп десткого сада - по математике, развитию речи, природоведению, могут быть использованы и в младших классах школы. Игровые элементы занимательности особенно целесообразно использовать для предупреждения и преодоления отставания в учении, поскольку, как показали исследования, причинами отставания часто являются недостаточный уровень общего развития школьников, инертность, отсутствие у них интереса к учению.

Психологи различают в игре её сюжет и содержание. Сюжет игры - эта та область действительности, которая воспроизводится в игре. Содержание игры - это то, что воспроизводится детьми в качестве характерного момента деятельности и отношений между взрослыми во всей трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребёнка в деятельность взрослых. В одних случаях (особенно у детей младшего возраста) оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности - только то, с чем и как действует человек. В других случаях в содержании игры отражаются отношения человека к своей деятельности, к другим людям, общественный смысл человеческого труда. Д.Б.Эльконин (142, с. 302) считает, что, "нормы лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребёнка...."

Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду... Все эти воспитательные эффекты опираются как на своё основание на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребёнка, на становление его личности.

Методика проведения эксперимента

Экспериментальное исследование проводилась на физическо техническом и художественно-графическом факультетах Худжандского государственного университета им. акад. Б. Гафурова, филиале политехнического университета им. акад. М. Осими, в ряде средних школ г. Худжанда и Бабаджангафуровского района с использованием системы дидактических игр, включающих в себя эвристические методы обучения, творческие дидактические задачи и игры, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся средних образовательных школ.

В педагогическом эксперименте приняли участие 120 студентов, более 400 старшеклассников и около 60 учителей технологии Согдийской области.

Экспериментальное исследование включило в себя ориентировочный, поисковый, констатирующий и формулирующие эксперименты. Проведено за период 2000-2005 г.г.

На первом этапе (2000-2001 г.г.) соискателем проведён ориентировочный поиск с целью выявления актуальных проблем в области технологии и определения основного направления исследования.

Второй этап поискового эксперимента состоял в том, чтобы показать, каких результатов достигли на основании введения в процесс обучения предлагаемых нами средств и методов обучения.

Для выявления факторов, влияющих на процесс деятельности, была проведена серия экспериментов в следующих направлениях:

- обучение по разработанному нами специальному курсу;

- изменение логики подачи содержания учебного материала; - введение ранее не изучавшегося нового материала по курсу технологии;

- включение в процесс обучения заданий и упражнений с новым содержанием;

- использование индивидуальных программ обучения;

- включение обучаемых в творческую исследовательскую деятельность;

- введение в процесс обучения новых дидактических игр с целью активизации познавательной деятельности учащихся по курсу технологи.

По итогам данного эксперимента нами были разработаны рекомендации для проведения поискового, констатирующего и формирующего эксперимента. Они включили в себя следующий материал :

1. Методические рекомендации к занятиям. Особое внимание обращено на определение задач обучения, воспитания развития у студентов познавательной активности с целью изучения курса технологии. Для некоторых занятий выделялись объекты углублённого изучения, на которые ориентировалась познавательная деятельность студентов (в %).

2. Учебные дидактические игры и задачи, развивающие познавательную активности мышление студентов, специально разработанные по составу и структуре их решений.

3. Методические комментарии к дидактическим играм и задачам, включающие указания по способу их решения.

4. Задачи для итоговой проверки. Эффективность предлагаемых задач и заданий проверялась в ходе экспериментального исследования с помощью разработанных нами дидактических игр.

Вместе с тем нами изучалось влияние предлагаемой методики на качество знаний, получаемых при изучении основных разделов курса. Итоговая проверка проводилась с помощью традиционной контрольной работы. Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня знаний и подготовленности студентов, сформированности у них специальных умений, диагностики и выявления активизации познавательной деятельности. Студенты, обучавшиеся в 2001-2002 годах, были приняты за контрольные группы. Студенты, обучавшиеся по разработанной нами методике в 2002-2004 годах, были отнесены к экспериментальной группе.

Экспериментальная работа была направлена на выявление исходного уровня подготовки студентов, сформированности у них навыков и умений, творческих способностей, диагностики и активизации познавательной деятельности.

В этой связи необходимо было определить исходный уровень подготовленности испытуемой группы студентов, сформированности у них специальных навыков и умений. Выявление степени подготовленности студентов проводилось по итогам выполнения тестов-заданий и рассчитывалось по схеме;

Описание хода экспериментальной работы игровых форм обучения в активизации познавательной деятельности учащихся

Организация и методика проведения педагогического эксперимента. Основной целью педагогического эксперимента явилась проверка эффективности разработанной методики организации и игровых форм обучения на уроках по технологии в V-VII - классах средней общеобразовательной школы.

В соответствии с гипотезой исследования, познавательная деятельность учащихся развивается устойчиво, если на уроках технологии обучения системно использовать различные формы учебных занятий с игровыми элементами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся по предмету «технология».

Исходя из цели исследования, был проведён педагогический эксперимент, и поставлены следующие задачи:

1.Выявить влияние отобранных игровых форм обучения с игровыми элементами на формирование мировоззрении и интересов учащихся на занятиях по технологии в V-VII - классах.

2.Проверить доступность отобранного учебного материала для усвоения учащимися данной возрастной группы.

3.Выявить эффективность содержания учебного материала с игровыми элементами к концу урока: в каком месте урока его следует вводить без нарушений логики учебного материала по технологии, сколько времени следует отнести на его рассмотрение.

4.Выявить возможность различных форм учебных занятий в ходе их практического проведения, экскурсий с элементами игры.

5.Выявить влияние знаний учащихся с игровыми элементами на качество усвоения ими программного материала на уроках по технологии в V-VII классах.

Этапы исследования лг лг і " Констатирующий (2000-2002 г.г) Ориентировочный (2000-2003 г.г) Поисковый (2001-2002 г.г) Обучающий (2002-2004 г.г)

На первом этапе (2000-2001 гг.) проводится констатирующий эксперимент, в задачи которого входил ориентированный поиск с целью выявления актуальности проблемы в области технологии учащихся и определения основного направления исследования.

В ходе констатирующего эксперимента проводились наблюдения за учебно-воспитательным процессом (посещения уроков), собеседование с учителями и их анкетирование.

Кроме того, проводились анкетирование и опрос учащихся. В эксперименте принимали участие учащися школ №24,22,6, г Худжанда и СШ №10 г. Истаравшана (около 40 - 80 учащихся). Основная цель анкетирования и опроса учащихся состояла в выявлении уровня сформированности политехнических знаний на основе использования игровых форм учебных занятий и их познавательной деятельности. Результаты констатирующего эксперимента изложены во второй главе.

На втором этапе (2001-2002 гг.) вводился пробный эксперимент, целью которого явилось выявление возможности курса технологии при использовании игровых элементов, способствующих активизации познавательной деятельности, отбор содержания игровых элементов для учебных занятий, проверка содержания и объёма отобранного материала на основе дидактического принципа доступности; разработка элементов и их первичная проверка.

В эксперименте принимали учащиеся VII классов средних общеобразовательных школ: № 24. г. Худжанда в количестве 60 человек и №10 Бабаджангафуровского района в количестве 45 человек. Эксперимент проводил учитель технологии Косимов М. Для учителя был подготовлен материал с содержанием элементов игр, наглядности и другие материалы.

В процессе проведения второго этапа эксперимента нами отмечено, что каждый новый материал с содержанием игровых элементов подобран с учётом дидактических требований, способствующих формированию интереса к технике и технологии. Об этом свидетельствовали оживление интереса учащихся на занятиях, вопросы учащихся, участие в обсуждениях содержание материала с игровыми элементами и познавательными основами.

Эти выводы явились основой для проведения следующего этапа эксперимента, обучающего: На третьем этапе (2002-2004 гг.) проводился расширенный обучающий эксперимент, в общую задачи которого входила проверка эффективности игровых элементов с познавательным содержанием, а также корректировка некоторых разработанных методик. Данный эксперимент носил систематический характер и проводился на протяжении 2002-2004 учебных годов.

На последнем этапе осуществлялась количественная оценка результатов всего педагогического эксперимента и его теоретического анализа. В эксперименте принимали участие учащихся V-VII классов школы №24, учитель Касимов М. отличник народного образования школы №10 Бабаджангафуровского района, учитель технологии, имеющий 30 лет стажа работы. Очень важным являлся вопрос отбора экспериментальных и контрольных классов для проведения обучающего эксперимента. Этот отбор был выполнен на основе сравнительного анализа успеваемости учащихся по труду.

Отличием обучения по технологии в экспериментальных классах было использование материалов с игровыми элементами, активизирующими познавательную деятельность учащихся.

Учителя экспериментальных классов вели занятия по разработанной нами методике. Им были предоставлены тексты и материалы с игровыми элементами на уроках по технологии, подобранные на основе анализа литературы методические и наглядные пособия - коды, слайды, плакаты; важное значение отводилось использованию наглядности при рассмотрении материалов с игровыми элементами.

В процессе эксперимента было уточнено содержание отобранного материала и его место в системе урока. Разработан аппарат, с помощью которого устанавливалась педагогическая цель сообразности реализации в учебном процессе разработанной методике, использовования в учебном процессе форм учебных занятий с игровыми элементами в учебном процессе.

Во время проведения эксперимента по каждой теме курса технологии в V-VII классов были проведены контрольные срезы, целью которых явилось выявление эффективности рассмотрения на учебных занятиях тех их форм, которые включают игровые элементы.

На данном этапе помимо урока были использовании и другие формы учебных занятий, викторин и др., в задачу которых входит работа учащихся с наглядностью и научно-популярной литературой, формирование умений выбора информации из нескольких источников.

С целью окончательной проверки эффективности разработанной методики и внесения в неё корректив на рабочих этапах проводился контрольный эксперимент. Эксперимент осуществлялся с декабря 2003 г по май 2004 г.; количественный анализ результатов педагогического эксперимента осуществлялся на основе использования методов непараметрической статистики. Для этого был разработан уровень усвоения знаний формы учебных занятий с игровыми элементами. По ним оценивалась педагогическая целесообразность реализации в учебном процессе наших идей, применяемой нами методики ознакомления учащихся с элементами игры, способствующей активизации их познавательной деятельности.

Похожие диссертации на Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся по курсу технологии