Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основания моделирования дидактической системы музыкально-эстетического развития школьников в школе искусств 12
1.1. Концептуальные идеи исследования проблематики творчества школьников
1.2. Педагогическое моделирование дидактической системы обучения школьников в школе искусств
1.3. Структурно-содержательные характеристики модели музыкально-эстетического развития школьников в дополнительном образовании
1.4 Теоретические основы интеграции дисциплин при обучении школьников в школе искусств в системе дополнительного образования
Выводы по первой главе 68
ГЛАВА 2. Дидактический комплекс по организации музыкально-эстетического развития школьников в системе дополнительного образования 72
2.1. Возрастные особенности обучения школьников в школе искусств 72
2.2. Структура и содержание занятий по музыкально-эстетическому развитию школьников
Выводы по второй главе
Заключение 104
Библиография 108
Приложения 126
- Концептуальные идеи исследования проблематики творчества школьников
- Структурно-содержательные характеристики модели музыкально-эстетического развития школьников в дополнительном образовании
- Возрастные особенности обучения школьников в школе искусств
- Структура и содержание занятий по музыкально-эстетическому развитию школьников
Введение к работе
Актуальность исследования. Стратегической направленностью школы XXI века согласно государственным документам (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года») становится подготовка ученика, обладающего опытом творческой деятельности, способного осмысленно, творчески и продуктивно реализовать знания на практике. Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений. Эти задачи можно решить в процессе интеграции школьного и дополнительного образования в условиях школы искусств.
Гуманизация, как современная стратегия совершенствования образовательной системы, предполагает ориентацию на личностно-ориентированную модель обучения, в которой каждый обучаемый - субъект педагогического процесса, а учебная деятельность предполагает творческое преобразование учебного материала, в процессе которого происходит внутренние изменения в самом действующем субъекте - развитие его творческих способностей. Суть современной личности - единство здоровья, гармонии, жизни и творчества. Поэтому проблема формирования способностей детей к творчеству как залог успешности их жизненной самореализации является в настоящее время чрезвычайно актуальной.
Творчество в любом виде деятельности способствует приобщению человека к материальной культуре общества, опирается на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность.
Анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы показал, что отечественные и зарубежные ученые выдвигали идею целенаправленного формирования творческой личности (Г.С. Альтшуллер, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс и др.)
Актуальность приобщения школьников к художественно-эстетической культуре охарактеризовали: А. Блахут, Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Н.Е. Щуркова и др.
Значению народного искусства в культуре, его влиянию на развитие современного художественного творчества посвящены труды А.В. Бакушинского, И.Я. Богуславской, B.C. Воронова, Н.А. Некрасовой, Т.Н. Разиной и др.
Специфику искусства и музыкальной деятельности исследовали такие
ученые как Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, А.Л. Готсдинер, М.С. Каган,
Н.И. Киященко, А.В. Лосев, Е.В. Назайкинский, Б.М. Неменский, А.С. Соколов,
Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов, Г. Уоллес, В.А. Цуккерман, Г.М. Цыпин,
Б.М. Целковников и др.; музыкальную культуру общества и личности
Г.А. Гонтарев, Р.И. Груббер, Л.Н. Коган, Э.В. Соколов, А.Н. Сохор,
Р.А. Тельчарова, В.А. Цуккерман и др.; особенности художественного и
музыкального образования, музыкально-педагогической деятельности,
личностные качества педагога-музыканта исследовали Э.Б. Абдуллин,
ІО.Б. Алиев, Л.Г. Аржачникова, Л.В. Горюнова, О.В. Дедюхина,
Д.Б. Кабалевский, Л.П. Маслова, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Г.Г. Нейгауз, М.А. Олейник, О.В. Ощепкова, В.Г. Ражников, ЯЛ. Рапацкая, Н.В. Серегин, Н.А. Терентьева, Б.М. Целковников, Н.П. Шишлянникова, Л.В. Школяр, А.Д. Яковлева и др.
Исследования ученых показывают, что приобщение учащихся к художественному творчеству необходимо осуществлять на протяжении всего обучения, как в общеобразовательной школе, так и в системе дополнительного образования. В последнее время появляются интересные исследования в этой области: разрабатываются различные варианты музыкально-эстетического, художественного воспитания школьников в различных кружках, секциях, школах. Идет поиск наиболее эффективного содержания и структуры учреждений дополнительного образования детей (В.А. Горский, О.В. Дедюхина, Л.В. Желондиевская, А.Я. Журкина, Г.А. Мочалов, СМ. Мурзина, М.С. Мырзаканов, О.Б. Передреева, Н.Н. Пучкова, Н.С. Ульянова и др.). Докторская диссертация Н.А.Рыбаковой посвящена художественно-творческой самоактуализации учителя музыки, кандидатская диссертация О.Б.Передреевой посвящена различным аспектам формирования творческой активности школьников в музыкально-эстетическом дополнительном образовании,
кандидатская диссертация А.ДЛковлевой посвящена анализу образовательной среды интегративного комплекса «общеобразовательная школа - школа искусств», кандидатская диссертация О.В. Дедюхинои посвящена особенностям подготовки педагога-музыканта.
Анализ психолого-педагогической литературы и современного состояния образовательной деятельности позволил выявить противоречия между:
-потребностью общества в творческих, инициативных работниках и реальным состоянием готовности выпускников образовательных учреждений к осуществлению творческой деятельности;
-накопленной богатой эмпирической базой обучения в системе дополнительного образования школьников и недостаточной разработкой содержательного и процессуального компонентов музыкально-эстетического образования.
Разрешение этих противоречий обусловило проблему исследования: какова должна быть дидактическая система обучения учащихся в школе искусств, которая бы в наибольшей степени содействовала развитию их творческих способностей в процессе интегрированных занятий в школе искусств.
Теоретическая и практическая значимость выдвинутой проблемы определили выбор темы исследования: «Дидактическая система обучения школьников в школе искусств».
Цель исследования - теоретически обосновать, практически разработать и апробировать модель дидактической системы развития художественного творчества школьников в процессе обучения их в школе искусств средствами интегрированных занятий в системе дополнительного образования.
Объект исследования - процесс обучения учащихся школы искусств в системе дополнительного образования.
Предмет исследования ~ моделирование дидактической системы обучения школьников в школе искусств в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: при обучении школьников в школе искусств в системе дополнительного образования (на примере интегрированных занятий
6 искусством) развитие художественного творчества будет эффективным, если:
- учтены исторические предпосылки и выявлены новые социально-
экономические и социокультурные особенности использования
музыкально-эстетических занятий в учебно-воспитательном процессе;
- спроектирована модель дидактической системы, раскрывающая
основные характеристики дополнительного музыкально-эстетического
образования и воспитания как совокупность структурных компонентов:
целевого, содержательного, процессуально-управленческого, диагностического
и оценочно-результативного, которая осуществляет развитие художественного
творчества учащихся;
- разработан учебно-методический комплекс музыкально-эстетического
развития школьников, включающий содержание обучения в виде учебной
программы, методические рекомендации для проведения занятий,
индивидуальные и групповые творческие задания с использованием
современных информационных технологий;
проведена апробация эффективности разработанной модели дидактической системы и учебно-методического комплекса при обучении детей младшего, среднего и старшего возраста в школе искусств.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
Выявить исторические, социально-экономические и социокультурные предпосылки музыкально-эстетического развития школьников в системе дополнительного образования.
Разработать модель дидактической системы музыкально-эстетического развития школьников в школе искусств.
3. Разработать дидактический комплекс по музыкально-эстетическому
развитию школьников в системе дополнительного образования в школе
искусств, предполагающий гибкость применения и воспроизводимость его в
образовательных системах разного типа.
4. Осуществить экспериментальную проверку предложенной системы обучения и комплекса методического обеспечения музыкально-эстетического развития школьников в системе дополнительного образования в школе
искусств.
Методологической основой исследования являются личностный, деятелыюстный и культурологический подходы как конкретно-методологические принципы педагогических исследований, идеи гуманизации и демократизации образовательной системы России, концептуальные положения о формах, методах и средствах обучения.
Теоретической основой исследования являются: гуманистическая направленность современного образования (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский и др.); положения о решающей роли деятельности в развитии личности (Л.В. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Заиков, Д.Б. Эльконин и др.); целостный подход к изучению и организации образовательных систем ведущих отечественных ученых дидактов (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др); положения личностно-ориеитированного подхода в педагогическом процессе (В.И. Андреев, М.А. Викулина, Л.В. Выготский, И.С. Якиманская и др.); концепция развития дополнительного образования (В.А. Горский, А.Я. Журкина, С.А. Иванов и др.); теория интеграции образования (А.Я. Даиилюк, В,Н. Максимова, Г.Ф. Федорец и др.).
Методы исследования. Для достижения поставленных задач использовались:
общенаучные методы исследования: анализ исторической, философской, психолого-педагогической и методической литературы, анализ и обобщение передового педагогического опыта по проблеме музыкально-эстетического развития школьников;
эмпирические исследования: наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся на интегрированных занятиях искусством, изучение продуктов деятельности учащихся, их концертной деятельности, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов. Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2003-2004) проводился анализ философской, научно-педагогической и методической литературы, уточнялся понятийный аппарат, определялась степень разработанности исследуемой проблемы и общих
подходов к ее решению, определение рабочей гипотезы.
На втором этапе (2004-2005) разрабатывалась модель дидактической системы, раскрывающая основные характеристики процесса музыкально-эстетического развития школьников на интегрированных занятиях искусством в учреждении дополнительного образования, был разработан вариант учебно-методического комплекса интегрированных занятий искусством с использованием новых информационных технологий.
На третьем этапе (2005-2006) проводилась корректировка программы и методики проведения интегрированных занятий по искусству, издана авторская программа курса по музыкально-эстетическому обучению и воспитанию детей, осуществлялся эксперимент по определению уровня творческой деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования, статистически обрабатывались результаты эксперимента. Оформлялись результаты диссертационного исследования.
База опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Детской школе искусств № 18 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода. Экспериментальным исследованием было охвачено 150 учащихся.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработанная
совокупность теоретических положений и выводов содержит решение
значимой научной задачи музыкально-эстетического развития школьников на
интегрированных занятиях искусством, а именно:
теоретически обоснована и разработана модель дидактической
системы музыкально-эстетического обучения школьников в учреждениях
дополнительного образования, раскрыта взаимосвязь и содержание
структурных элементов дидактической системы;
* разработан и реализован дидактический механизм
целенаправленной регуляции учебной деятельности на интегрированных
занятиях искусством;
разработана и внедрена идея о применении виртуальных средств
при музыкально-эстетическом обучении и воспитании учащихся.
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в
теорию и методику музыкально-эстетического развития школьников средствами интеграции музыкального, изобразительного искусств и литературы:
- Разработана система принципов, положенных в основу модели
дидактической системы музыкально-эстетического развития школьников при
интегрированном обучении искусству в процессе дополнительного образования
в школе искусств, обоснованы ее типологические характеристики и принципы
построения, выявлена взаимосвязь структурных и функциональных
компонентов, раскрыты особенности ее функционирования в условиях
интеграции музыкального, изобразительного искусств и литературы с
использованием современных информационных технологий.
- Дано авторское определение уровней (низкого, среднего, высокого)
творческой активности школьников в области музыкально-эстетического
образования и воспитания.
Разработана и внедрена авторская система проведения занятий в школе искусств, основанная на принципе межпредметной интеграции музыкального, изобразительного искусств и литературы.
Предложены научно-методические рекомендации о формах, методах и средствах обучения учащихся в школе искусств.
Практическая значимость исследования заключается в том, что освещение исторических, философских, психолого-педагогических, содержательных и процессуальных аспектов музыкально-эстетического обучения школьников позволяет определить конкретные пути, методы совершенствования процесса обучения в системе дополнительного образования.
Методически оснащенный процесс музыкально-эстетического обучения обеспечивает создание эффективной системы дополнительного обучения школьников в школе искусств.
Предлагаемый авторский вариант программы музыкально-эстетического образования и воспитания может способствовать в выборе учителем собственной модели музыкально-эстетического развития школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
ю результаты исследования обсуждались на Международных научно-методической конференциях преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н. Новгород: ВГИПУ, 2005, 2006); на Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Инновации в современном музыкально-художественном образовании» (г. Екатеринбург, 2006); на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы развития образования и производства»: (Н. Новгород: ВГИПА, 2005); на межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н. Новгород, Нижегородский филиал Университета РАО, 2006 г.); на заседаниях кафедры профессиональной педагогики ВГИПУ.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической аргументированностью исходных теоретических положений педагогического исследования, основными положениями дидактики и методики обучения, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленным задачам, всесторонним анализом экспериментальных данных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Модель дидактической системы музыкально-эстетического обучения школьников на интегрированных занятиях искусством в системе дополнительного образования, построенная па основе системного, интегративного и культурологического подходов, принципов системности, прогностичности, универсальности, принципа предпроектного моделирования и принципа культур ологичности и состоящая из компонентов, среди которых в качестве основных выделены голевой (цели и задачи дидактической системы), содержательный (система музыкально-эстетических знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности школьника), процессуально-управленческий (формы деятельности, методы, средства, используемые в процессе музыкально-эстетического развития
11 школьников), оценочно-результативный (характеристика результатов применения дидактической системы).
2. Дидактический комплекс целенаправленной регуляции учебно-
воспитательной деятельности учащихся, включающий в себя комплект
методического обеспечения, программу, творческие индивидуальные и
групповые задания, компьютерные программы, диагностические материалы;
являющиеся инструментом активизации творческой деятельности школьников
и направленные на музыкально-эстетическое развитие учащихся в школе
искусств.
3. Результаты практической реализации разработанной дидактической
системы подтверждают возможность использования интегрированных занятий
искусством для музыкально-эстетического обучения и воспитания школьников
с использованием современных информационных технологий.
Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Концептуальные идеи исследования проблематики творчества школьников
Изучением творчества занимаются ученые различных областей науки: философии, психологии, педагогики, при этом основной целью теоретического анализа исследований является выявление роли и влияния творчества на человека, в частности, на процесс становления личности.
В психолого-педагогической литературе утверждается [85, с.6] что «проблема творчества имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. История ее изучения насчитывает более двух тысяч лет. В течение многих веков сосуществовали различные взгляды - научные и околонаучные представления, здравый смысл и предрассудки. Постоянство возникновения этой проблемы заключено в динамике становления реальных человеческих потребностей и способностей, в их бесконечно разнообразных формах проявления в обществе. Поступательно развиваясь, основываясь на достижениях прошлого, каждое общество, тем не менее, будет нуждаться в совершенно новых людях, и будет оказывать влияние на формирование личности и таких ее социальных качеств и способностей, которые необходимы на данном этапе развития».
Творчество как философская категория предполагает по сути своей, междусубъектность. Творчество представляет своеобразную форму развития, характерную для человека, это и есть в высшей степени диалектический процесс.
В философском словаре [195, с. 516] творчество рассматривается как «возникшая в труде способность человека из доставленного действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.д.)».
Философское рассмотрение сути процесса творчества (Г.А. Батищев, С.С. Гольдантрихт, Г.А. Давыдова, В.Г. Сагатовский, А.Т. Шумилин, М.С. Каган и др.) позволило выделить в определении категории творчества его основные признаки.
По определению названных исследователей творчество выступает важнейшим качеством всей человеческой деятельности. Оно характеризуется поиском и достижением новизны, неповторимостью результатов или приемов, способов деятельности. Как процесс - творчество всегда оригинально. Как известно, творчество это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных идей, духовных и материальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры.
Метафизическую сущность процесса творчества в религиозно-этической интуиции занимались философы древности Августин, Фома Аквинский, Ксеиофои, Платон, Сократ, немецкий философ Шеллинг, российский философ B.C. Соловьев и др.
В эстетике раскрытием метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции интересовались Платон, Шиллер, Шопенгауэр, Шеллинг, Бергсон, Ницше и др. Ими изучались вопросы художественной интуиции в музыке, архитектуре, живописи, танцах. В их трудах получила отражение проблема зарождения художественных образов, происхождения и строения художественных произведений, восприятия слушателя и зрителя.
Психологическая наука определяет творчество как родовую черту человека, как характерную черту его деятельности, указывает на наивысшую форму его деятельности и является условием совершенствования человечества. По определению Я.А. Пономарева: «Творчество - необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества» [161, с.43].
В психологии развивалось два направления, раскрывающие проблемы творчества: - первое было связано с естествознанием и занималось рассмотрением проблем творческого воображения, интуитивного мышления, экстаза и вдохновения, объективизации образов, творчества первобытных народов, толпы, детей, изобретателей (эврилогия), особенностей бессознательного творчества (во сне) и т.п.; - второе направление было связано с психопатологией и рассматривало проблемы гениальности и помешательства, влияния наследственности, пола, суеверия и т. д. Подробно эту проблему рассматривали В.М. Бехтерев, Нордау, Ломброзо, Перти, Перэ, Тулуз, В.Ф. Чиж и др.
Ведущие психологи отечественной науки (Б.М. Кедров [84], А.Н.Леонтьев [102], Д.Н.Узнадзе и др.) считают творческий процесс управляемым.
Творческая деятельность рассматривается не как стихийное выражение неосознанных действий, а как вполне осознанную деятельность, в процессе которой человек постоянно совершенствуется и духовно обогащается.
Неоднозначность взглядов многих исследователей на сущность творчества, реальное наличие в любом творчестве логических этапов и рациональных элементов позволяет специалистам строить обобщенные модели творческого процесса. Однако разновидности модельных структур сохраняют значение его наиболее устойчивых и существенных сторон. В педагогической энциклопедии [152, с.216] описываются следующие общие стадии любого творческого процесса: -умение видеть проблему (постановка вопроса, требующего творческого ответа); -способность мобилизовать личный и общественный опыт для постановки гипотезы, определения путей и способов решения задачи; -специальные наблюдения, эксперименты и их обобщение в виде выводов и гипотез; -оформление возникших идей (образов) в виде логических, образных, математических, графических, предметных структур, создание художественного произведения и т. д.
В структуре первого этапа постановки проблемы принято выделять следующие подэтапы: осознание, постановка и формулировка проблемы; обоснование его актуальности; определение противоречия как несоответствия элементов системы, обуславливающей проблему; расчленение проблемы на подпроблемы и формулировка задач исследования. Второй этап - нахождения принципа решения проблемы. Принципом решения проблемы может быть гипотеза исследования в науке, идея изображения в техническом творчестве, замысел художественного произведения в искусстве. Поиск решения может осуществляться несколькими способами: на основе одного известного алгоритма; на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов; на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов; на основе принципиально нового решения.
Структурно-содержательные характеристики модели музыкально-эстетического развития школьников в дополнительном образовании
Выше нами было выявлено противоречие между потребностью общества в творческих, инициативных работниках и реальным состоянием готовности выпускников школ к осуществлению творческой деятельности. Поиск путей решения этого противоречия выявил необходимость применения метода моделирования.
На основе анализа научной литературы, учета предшествующего опыта музыкально-эстетического развития школьника, современных требований к его личности, опираясь на многообразие подходов и принципов в педагогической науке, нами предпринята попытка построения модели дидактической системы музыкально-эстетического развития школьников на интегрированных занятиях искусством в системе общего и дополнительного образования.
Основными концептуальными подходами в исследовании выступают личностно-ориентированный (В.И. Андреев, М.А. Викулина, Л.С. Выготский, И. С. Якиманская), деятельностиый (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), средством реализации которых служат педагогические технологии, обладающие систематизирующим фактором влияния на все компоненты дидактической системы обучения школьников и ориентирующие на развитие музыкальных и иных творческих способностей учащихся.
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к процессу музыкально-эстетического развития школьников направлен на развитие личностных качеств школьника, способного к активной, творческой деятельности, к осознанию себя субъектом в новых социально-экономических и социокультурных условиях.
С позиций личностно-ориентированного, деятельностного подходов, рассматриваемая нами дидактическая система представляет собой целостное образование, характеризующееся внутренним единством структур, образованных совокупностью целей, ориентацией на социализацию личности, интегрированным содержанием, формами, методами, средствами обучения, направленное на развитие художественного творчества школьников.
На основе анализа научно-методической литературы определены функциональные особенности процесса музыкально-эстетического развития школьников в школе искусств [2, 86, 162], которые послужили основополагающими характеристиками для построения дидактической системы музыкально-эстетического развития школьников. При разработке модели системы музыкально-эстетического развития школьников мы основывались на научном представлении о взаимосвязях компонентов системы, на принципах непрерывности, комплексности, междисциплинарности, универсальности, технологичности, социальной обусловленности, стадийности, социализации личности.
На основе анализа научной литературы, учета предшествующего опыта музыкально-эстетического обучения и воспитания школьника, современных требований к его личности, опираясь на многообразие подходов и принципов в педагогической науке, нами построена модель дидактической системы музыкально-эстетического развития школьников на интегрированных занятиях искусством в системе дополнительного образования (представлена на рисунке).
Основными концептуальными подходами в исследовании выступают личностно-ориентированный, деятелыюстный и культурологический подходы к процессу музыкально-эстетического развития школьников, направленные на развитие личностных качеств школьника, способного к активной, творческой деятельности, к осознанию себя субъектом в новых социально-экономических и социокультурных условиях. Для создания модели дидактической системы музыкально-эстетического обучения школьников были определены ключевые понятия: - система музыкально-эстетического развития школьников - система целенаправленных процедур учебно-познавательной и практической деятельности, характеризующаяся внутренним единством структур, образованных совокупностыо целей, ориентированных на развитие творческой личности, интегрированным содержанием, формами, методами, средствами обучения; - личпостпо-ориептировапиый подход — основополагающий принцип современной педагогики, понимаемый как опора на определенные личностные качества, направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, доминирующие мотивы деятельности и поведения; - деятельпостпый подход - система принципов, форм и методов, обеспечивающих первоочередное освоение знаний и умений, необходимых для эффективной и приносящей удовлетворение деятельности в различных областях практической жизни; - музыкально-эстетическое развитие школьников - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме, проявляющиеся в разных видах деятельности. Дидактическая система музыкально-эстетического развития школьников основана на принципах научности, доступности, системности, прогностичности, универсальности, культурологичности. Компонентами дидактической системы музыкально-эстетического развития школьников являются элементы структуры, к которым относятся: цель, принципы, содержание, процесс и результат. Дидактическая система является открытой системой и изменяется под влиянием внешних социально-экономических, социокультурных факторов. Теоретическими основами являются: личностно-ориентированный, деятельпостпый, подходы, идеи гуманизации и демократизации, концептуальные идеи о формах, методах и средствах обучения также педагогические закономерности процесса обучения. Предлагаемая нами модель дидактической системы музыкально-эстетического развития школьников основана на принципах научности, доступности, системности, непрерывности, технологичности. Компонентами дидактической системы музыкально-эстетического развития школьников являются элементы структуры, к которым относятся: цель, принципы, содержание, процесс и результат. Цементирующей основой модели дидактической системы является цель - начальный компонент педагогического процесса, в котором преподаватель и учащиеся уясняют конечный результат своей совместной деятельности. В данном случае цель - развитие творческих способностей школьников.
Возрастные особенности обучения школьников в школе искусств
В Концепции развития системы дополнительного образования (В.А. Горский, А.Я. Журкина) указано, что приоритетной задачей дополнительного образования является создание в образовательном пространстве условий для проявления и развития личности воспитанников.
Вопросы развития системы дополнительного образования дасвещаются многими учеными (О.С. Газман (50), В.П. Голованов (53), В.А. Горский (54), СВ. Евтушенко (60), А.Я. Журкина (66), Е.В. Леонова(ІОІ). В них подчеркивается, что учреждения дополнительного образования обладают всеми необходимыми предпосылками и условиями для всестороннего творческого развития; детей и школьников. Специфические условия дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, в исключительно высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, а также аутентичности, благодаря которой каждый может сам выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в учебно-воспитательный процесс дополнительного образования, ребенок и его родители, тем самым, доверяют педагогам свое самое ценное достояние - свободное время. А.Я. Журкипа в своем исследовании подчеркивает, что свободное время школьников - время жизнедеятельности, не только не противостоящее учебе, но и развивающее, дополняющее, завершающее то, что создается познанием опыта предшествующих поколений в духовном и физическом облике человека. (66, с.94).
Итак, нами выявлены следующие социально-педагогические предпосылки необходимости создания музыкально-эстетической среды в дополнительном образовании школьников: 1. Сложившаяся на макроуровне общемировая тенденция гуманизации образования и актуализации проблемы создания глобальной образовательной среды. 2. Установление личностно-ориентированной, гуманистической парадигмы российского образования. 3. Реализация провозглашенной Законом РФ «Об образовании» свободы выбора форм и содержания образования различных уровней. 4. Использование возможностей дополнительного образования для творческого развития школьников. Выявленные предпосылки необходимы для создания музыкально-эстетической образовательной среды формирования творческой активности школьников. В настоящем исследовании мы остановимся на одном из важнейших аспектов творческого развития личности - творческой активности - и определим педагогические условия эффективности использования музыкально-эстетического дополнительного образования для формирования творческой активности как высшей потребности личности в самоактуализации и самореализации. Выяснив концептуальные идеи проблематики творчества и художественного творчества как вида духовной деятельности подростка, мы переходим к рассмотрению возрастного аспекта, так как знание психолого-педагогических особенностей личности подростка необходимо для создания оптимальных педагогических условий и целенаправленного развития способностей подростка к художественному творчеству. Прежде всего, опираясь на определение И.П. Подласого [159, с. 100] установим, что «возрастными особенностями называют характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества».
Развитие человека песет па себе печать возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в учебно-воспитательном процессе. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж-Ж, Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Я.А. Коменский в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж-Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок о і природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать его природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.
Полезные идеи на этот счет имеются в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других ученых. Н.К. Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не сумеем хорошо осуществлять воспитание [89, с.97-98].
Эмоциональные переживания младшего школьника элементарны и сводятся в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Его увлекает не столько результат художественного творчества, сколько сам процесс музицирования, рисования, лепки, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией.
Проанализируем развитие и воспитание учащихся подросткового возраста, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности, в-третьих, на особенностях их поведения.
Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. Как утверждает С.А. Гапонова [51, с.74], именно в этот период наблюдается усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной позиции, причем соответствующие психологические и личностные процессы развития подростка совершаются не плавно, а очень сложно и противоречиво. Подросток в одно и то же время и ребенок, и взрослый, а точнее сказать - это уже не ребенок, но в то же время еще и не взрослый (рис.1).
Структура и содержание занятий по музыкально-эстетическому развитию школьников
Сегодня школа и учреждения дополнительного образования - партнеры в образовательно-вое питательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей. И в школах, и в учреждениях дополнительного образования складываются, развиваются воспитательные системы, отвечающие современным запросам общества, семьи, детей, конкретного социума. «...Опыт последних лет выявил негативные тенденции, а именно - утрату многими школами воспитательной функции, ограничение сферы воспитательного влияния школ на детей в основном учебной (урочной) деятельностью. Во многих школах разрушена создававшаяся десятилетиями внеурочная система воспитания», - утверждают В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова [80, с.56].
С начала 90-х годов XX в. в системе дополнительного образования и воспитания также произошли изменения, неоднозначные по своей направленности и результативности. В современных условиях необходимость взаимодействия двух типов государственных образовательных учреждений обусловлена потребностью в усилении внимания к вопросам воспитания детей, а для этого - в обогащении воспитательных систем каждого субъекта. Для решения задач нами была разработана авторская программа по музыкально-эстетическому развитию школьников, включающая в себя: - авторскую программу; - учебно-тематический план; - понятийно-терминологический словарь по искусству; - индивидуальные и групповые задания по искусству; - блок заданий для проверки качества знаний, умений, навыков; - список литературы для самостоятельного изучения. При разработке авторской программы по музыкально-эстетическому развитию школьников (Приложение 1) мы исходили из следующих основополагающих требований: Учебная программа является основным руководящим документом для учителя в школе и педагога дополнительного образования. Ее необходимо изучить, понять основное направление и содержание, усвоить цели и задачи обучения. Программа рекомендует широко использовать разные средства наглядности, для успешного освоения материала. Особенное внимание должно быть обращено на эстетическое воспитание учеников. Необходимо путем правильного подбора задач, развить у учащихся способности к художественному творчеству. А так же развивать мыслительную деятельность учащихся, формировать у них умение видеть, наблюдать, сопоставлять, сравнивать, анализировать и синтезировать. Данная учебная программа может быть использована в любом учреждении дополнительного образования школьников или школьном кружке для учащихся 5-7 классов. Цель программы - прививать учащимся навыки искусства, воспитывать и развивать у них способность эстетического восприятия произведений искусства, формировать способности к художественному творчеству, развивать вкус, творческую активность, воспитывать умение работать коллективно, добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе. Программа музыкально-эстетического обучения и воспитания учащихся 5-7 классов включает в себя: цели, отобранное содержание занятий, формы и методы работы, позволяющие интегрировать различные виды искусств (приложение 1). Перейдем к рассмотрению структуры занятий по музыкально-эстетическому развитию школьников. Под структурой занятия по музыкально-эстетическому развитию школьников мы понимаем совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами занятия, возникающую в процессе обучения и обеспечивающую его целенаправленную действенность. Элементом занятия считается временная часть занятия, обладающая свойствами единственности и целостности. Единственность предполагает невозможность дальнейшего расчленения элемента занятия на логически целостные и завершенные части. Для достижения эффективности обучения, необходимо соблюдать следующие требования к структуре занятия [11, с.29-32]: комплексность цели (обучающие, воспитательные, общеразвивающие, профориентационные); адекватность содержания поставленным целям, а так же их соответствие особенностям детского коллектива; соответствие методов работы поставленным целям и содержанию; оптимальный выбор типа занятия; определение места данного занятия с предыдущими и последующими занятиями; наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов; стремление к созданию благоприятной психолого-педагогической атмосферы на занятиях; активная позиция обучаемого (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого обучаемого в деятельность); г полное методическое обеспечение и оснащение занятий необходимыми средствами; обеспечение систематического и разнообразного контроля знаний и умений учащихся; составление системы повторения и закрепления изученного материала; У поиск оптимального места домашнего задания, которое является тщательно продуманным продолжением данного занятия и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывающим индивидуальные возможности учащихся. содержание, формы и методы обучения базируются не только на опыте прошлого, но и на современных достижениях теории и практики. обучение должно начинаться с раннего возраста и опираться на знания и умения по общеобразовательным гуманитарным дисциплинам, носить культурологический характер. обучение строится на существовавших народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях, учитывает социально-экономические изменения в жизни общества. Приоритетными в нем должны быть формирование и развитие личности, способностей учащихся к музыкально-художественному творчеству, возрождение, сохранение и приумножение культурного наследия народа.
Автором диссертации разработана и внедрена в Детской школе искусств программа по музыкально-эстетическому обучению и воспитанию детей, позволяющая связать индивидуальные интегрированные уроки по музыкально-эстетическому развитию школьников с посещением школьных и филармонических тематических концертов.