Введение к работе
Актуальность изучения народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания усиливается в сви-зи с необходимость!) сглаживания возникши межнациональна противоречий. Эстетическое воспитание, приобщение детей к творчеству -падежный путь формирования человека высогсэй нравственности и культури.
Процесс познания и радость творчества в народном касусстве неотделимы друг от друга, тесно переплетены. Именно поэтому его роль в эстетическом, трудовом, нравственном воспитании подрастающего поколения волика.
Сегодня художественно-эстетическое воспитание является важным эвеном целостного образования. Это обусловлено как историческими оОстоятельства!.ш, так и требованиями современной жизпи.
Одним из средств решения задач художественно-эстетического воспитания являюіся занятия детой декоратипни-пникяіїднм'.. искус-ctbou.
В теоретическом аспекте вопросы эстетического воспитания искусством рассматривались Л.С.Выготским, Е.В.Волковой, М.С.Каганом, Н.И.Киященко, B.C.Кузиным, Н.Л.Лейзеровым, Л.Ш.Лосевой, -Б.М.йеменским, С.Х.Раппопортом, Г.Ридом, Р.Штеинером, Б.П.Юсовым и др.
В современную теории и практику эстетического воспитания и художественного образования школьников существенный вклад внесли известные научные разработки таких ученых, как А.Д.Алехин, П.А.Апраксина, Г.В.Беда, Н.С.Боголюбов, Н.А.Ветлугина, К.Е.Ералин, Н.С.Игнатьев, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Т.С.Комарова, B.C.Кузин, В.В.Корешков, Б.Т.Лихачев, Н.Н.Ростовцев, Я.П.Сакули-на, А.С.Хворостов, В.Н.Шацкая, Е.В.Шорохов и др.
Декоративно-прикладное искусство является преобразующим искусством - художественно-изменяющим окружающую материальную среду. Duo имеет два направления: образное воспроизведение действи-тельностн и декоративное ее преобразование. Как и любой другой вид искусства декоративно-прикладное искусство выполняет двойную функцию: с одной стороны, является носителем духовной культуры, а с другой, оно эффективно развивает эстетический вкус, творческое воображение, фантазию, трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.
Теоретико-методологическому обоснованию поставленной в диссертации проблемы способствовало изучение трудов ведущих философов, педагогоч и исследователей: Б.Г.Ананьева, А.И.Бурова, Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, В.В.Вансдова, Н.А.Дмитриевой, В.А.Запорожці, В.П.Зинченко, Е.И.Игнатьева, А.Г.Егорова, В.И.Киреепа, Б.Г.Лукьянова, Б.Т.Лихачева, Е.Ф.Ломова, Б.В.Непумова, М.Ф. Овсянникова,
- Б -
В.К.Скатерязікова, В.А.Сухошншского, Б.М. Теплова, П.М.Якобсона н
ДР-
Различные вопросы обучения школьников декоративно-прикладному искусству рассматривают авторы: Р.А.Бардина, Т.С.Комарова,С.В.Кузни, В.В.Ксрепков, О.С.Молотобаровз,Н.Б.Халезова, А.С.Хворостоп, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова и др.
В аспекте дополнительного образования, эстетическому воспитания посвящены исследования Е.Б.Евладовой, Е.В.Квптісовского, Л.А.Николаевой и др.
Психологические аспекты дополнительного образования обсуядяют-ся в работах В.В.Давыдова, Л.К.Мзгсснмоза, В.И.Слободчнкопа, Г.Л.Цукормана и др.
Для раскрытия теш исследования шел» определенное значение диссертационные работы К.Ж.Ашргазниа, СЮ.Бологопои, А.В.Молчевой, А.А.Прицепы, А.В.Скачкова, Г.Г.Оатхулиной, Р.М.Чумичевой и др.
' Данная работа имеет цэлью дальнейшую разроботісу перспективных направлений в области эстетического воспитания средствам:! дрісо-ративно-приклндного искусства.
Под эстетическим воспитанием средствами декоративно--прикяпдно-го искусства в данной работе понимается воспитание у человека способностей чувствовать, воспринимать и правильно оценивать прекраснее в'природе, жизни народа, искусстве, умение поплигать прекрасное з творческой деятельности и повседневной лизни.
3 условиях гуманизации и демократизации системы образование и воспитания интерес к соверженсгвоп&чш технологий обучения деко-рзтіївно-приАладішиу искусству все более углубляется, ведется поиск в направлении максимального использовании природных и приобретении:; ciiucoOitooTeii учазукся. Кроме этого, очетдпа воз-
- б -
моиюсть применения дачних технологий при обучении людей разных воьростов.
:>''-;лтил декорзтивно-иршиздным искусством в система дополнительного образования являются для учащегося специфической средой, где проявляется его индивидуальность, развиваются способности, происходит социологизацин « становление культуры. Вместе с тезл проблема эстетического воспитания детей в системе дополнительного образования, разработка лпчностно-ориентированных технологий эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства изучена еще не в полной мере. Принимая во внимание практическую актуальность этой проблемы и теоретическую ее неразработанность мы избрали ее темой настоящего иселедованіш.
ОГіт.слї иссшдаышя: эстетическое воспитание и худохіественное образование учащихся разновозрастных групп в процессе обучения декиратишга-прикладному искусству во внешкольных чдревдеииях.
Иііедют исследоканіїл: пути и средства совераенствовакил технологий обучения декоративно-прикладному искусству учащиеся в детских воскресных худокгственных сгалах.
Цнль ксвдодаидшк-і: разработка педагогически; технологші эстетического воспитания учацаеся. в системе дополнительного образования (на примере ооучаздей программы по отдельным видам декоративно-прикладного искусства, наиболее развитых в традициях Донского края).
Задачи ксследпвагааз:
1. Определить теоретические основы эстетического ЕОСПИТШШК II художественного образования учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.
-
Раскрыть роль и место декоративно-прикладного исісусства в системе художествешго-зстєтшіескога образования.
-
Разработать содержание и современную технологии обучешм учаяуисся. декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования.
Гипотезой исследования является предположение, что педагогическое обоснование эффективной методики художественно-эстетического воспитшшп учащихся в учреждениях дополнительного образования средствами деіюратілшо-прикладного искусства предполагает следующие условия:
раскрытие роли декоративно-прикладного искусствз в современной теории и практике художественно-эстетического воспитания при выделении регионального компонента образования;
установление и учет возрастных и индивидуальных особенностей, закономерностей художественно-творческого развития учащихся;
разработку результативной системы обучения декоративно-приклад-ному искусству.
Ыетцдологпчоспая основа исследовании:
основные положения гуманистической философии, этики, педагогнк.г
понятие культуры как философской категории и его использование для анализа содержания декоративно-прикладного искусства;
' - положения эстетической и художественной культуры как составной части общечеловеческой духовной культуры;
- теоретические основы воспитания эстотической культуры учащихся,
включающие: философские представления о ее сущности и структуре,
эстетические идеи и теории; особенности взаимодействия 1'РШЩИ пов и законов развития'эстетической культуры с практикой эстетического воспитания и образования;
- a
- положения теории педагогики о развивающей обучении, гуманитари
зации образования, гуманизации воспитания, проблемах дополни
тельного образования.
Методи исследования: ; изучение и теоретіг-іесіадй анализ философской, эстетической, пси-холого-педагогнческой, искусствоведческой и методической литература;
анализ школьной документации: учебных планов, программ, практической деятельности школы и внешколышх учреждений, определяющих содержание дополнительного образования в сфере эстетического воспитания и художественного образования: клубов, студий, центров, школ;
изучение и анализ условий организации дополнительного образования в массовой практике;
использовались методы опытно-экспериментальной работы; беседы с учащимися, родителями; анкетирование, тестирование;
методы педагогического проектирования и моделирования содержания образования и воспитания, разработки и' внедрения авторской программы по проблеме исследования.
База исследования: в работе использован 26-летний опыт педагогической деятельности автора, в том числе и учителя рисования н пенил сельской школы, воспитателя групп продленного дня СИ! N 35 } города Ростова-на-Дону, учителя рисования Ш NN Б7, 4, 38, учителя начальных классов СШ N 72 г. Ростова-на-Дону, .16-летний опыт работы в качестве педагога детской воскресной художественной школы на базе художественно-графического факультета Ростовского государственного педагогического университета - Центра эстетического воспитания.
Исследования проводились в три этапа, в течение 16 лет.
На первом этапе (1980-1986 гг.) изучалась философская, педагогическая, психологическая и искусствоведчесісая литература по проблеме, выявлялись теоретические предпосылки учебкой дисциплины - декоративно-прикладное искусство; определялись цели, объект, .предмет, задачи, методы и гипотеза исследования. Изучалось состояние художественно-эстетического воспитания в современной школо; проводился констатирующий эксперимент.
На второй этапе (1908 - 1993 гг.) проводилась экспериментальная проверка содержания обучения декоративно-прикладному искусству во внешкольных учреждениях. Определялись теоретические и методические основы ісурса декоративно-прикладного искусства. Изучался опыт работы учителей, руководителей кружков, школ эстетического воспитания различных народов России, проводился анализ учебных программ по изобразительному и дегаэративно-прикладному искусству для пкод. и внешкольных учреждений, осуществлялась разработка и апробация авторской программы, проводились экспериментальные уроки и занятия.
На третьем этапе (1994 - 1995 гг.) осущуствлялись анализ и обобщение полученного исследовательского материала, уточнение интегрированной модели* программы учебной дисциплины "декоративно-прикладное-искусство" во внешкольных учреждениях, кружках, разработка методических и наглядных пособий. Проводилась теоретическая работа по оформлению результатов исследования в диссертацию.
Научная новизна работы состоит в разработке, экспериментальной проверке и научно-педагогическом обосновании путей и методов художествешго-эстетичоского воспитания детой- в процессе
обучения декоративно-прикладному искусству во внешкольных учреж-яоігах, во внеклассной работа - в сфере, дополнительного обраэова-шш.
Теорокачгснля значимость исследования заключается в том, что в
Н9М: '
дан теоретико-методологический анализ содержания дополнительного образования школьников средствами декоративно-прикладного искусства;
разработаны личностно-ориентированные основания зстетичесісого развития учащихся в процессе овладения технологиями декоратив-но-прикладного искусства;
разработаны научно-методические основы обучения учащихся декоративно-прикладному искусству в детских воскресных .художественных юколах.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: шводы и рекомендации экспериментально-педагогической работы могут Сыть использованы для создания программ, методических разработок, учебных пособий по декоративно-прикладному исісусству на занятиях в классно-урочной системе общеобразовательных школ, в художественных юколах, студиях и в кружковой работе;
- работа в целом и отдельные ее фрагменты могут Сыть использова
ны в практшее углубленного эстетического образования и воспита
ния эстетической культуры, художественного образования учащихся в
гимназиях, лицеях, колледжах гуманитарного направления, на уро-
I»:; худолг"7тченного труда, в учреждениях дополнительного обраэо-
глнии по разделам декоративно-прикладного искусства, в лекциях и
і!р-"апчг'сі;н:: занятиях преподавателей ВУЗов, в системе повышения
|;ъ.ч.пЛ-шй-1Ш1н педагогических » кульгурно-просветлтрльеких кадров
-li-
no эстетическому воспитанию и художественному образованию подрастающего поколения.
На зтцкту выносятся следукщиэ положения:
-
Декоративно-прикладное искусство является важнейшим компонентой освоения школьниками художественной культуры, возможности которого состоят в приобпугнии учащихся к национальной и региональной культуре и ремеслам, развитии их художественно-прикладных способностей и умений, воспитании ориентации на творческий труд.
-
Эффективность содержания обучения декоративно-прикладнему искусству в детской воскресной художественной Еколе определяется культурологическим подходом - выделением в качестве специфического предмета изучения народной ісультурьі, деятельиостиым подходом -ВК2ЯЧЄШЄМ в содержание занятий разнообразных видов декоративно-прикладной деятельности (аппликация, вьитвка, керамика, роспись ткани, ручное ткачестЕО и др.), включением в содержание творческих умений, необходимых для создания ценностей народной icy ль туры, учетом возрастных особенностей и индивидуальных интересов и способностей детей, постепенном усложнением теоретического содержания п праістической деятельности учалриея; реализацией принципов природосообраности и личностного подхода.
-
Опытная проперка экспериментального варианта программы курса, который предусматривает три взаимосвязанных этана обучения декоративно-прикладному исіг/еству: ознакомительный, этап декоративно-игрового творчества и этап декоративно-прикладного творчества, указывает на подагогичесісую целесообразность ее использования в системе дополнительного образования.
Л.Авторские технологии обучения декоративно-прикладному искусству, особенностью которых является организация занятий в специально созданной предметной среде, в разновозрастных группах-, свобода выбора видов художественно-творческой деятельности, заданный подход, осуществляемый с учетом интересов учащееся, ннтег-ративность, профессиональная направленность, обеспечиваот высокую результативность художественно-эстетической деятельности и развития учащихся.
Достоверность научных результатов подтверждается соответствие!.! исходных теоретических положений исследования основным положениям концепции воспитании человека культуры, личностно-ориен-тировашюго образования и гуманистического воспитания, применением взаимодополняющие методов исследования, объективный анализом полученных результатов, их репрезентативностью, использованием разработанных автором программ и технологий обучения в практике дополнительного.образования.
Апробация рабоги осуществлялась в процессе шюголетного личного педагогического опыта диссертанта (25 лет) в ісачаство уздітола изобразительного искусства и музыки обЕ^образоватольпой esocj, руководителя кружков декоративно-прикладного искусства, преподавателя декоратнвно-прі!кладного искусства в детской восісресной художественной школе на базе худокествэнно-графическсго факультета РГПУ, руководителя творческой группы студентов ХТО по разделай ДЛИ, руководителя дипломных проектов выпускников ХГФ РГПУ, старшего преподавателя кафедры декоративно-прикладного искусства и проектной графики Ростовского государственного педагогического университета.
Иа протяжении 15-ти лет (1Q90-1995 г.г.) диссертант проводила занчтия п детской воскресной пколе по всей разделам ДГМ, чіпала лекции студентам ХГФ по большинству учебных курсов, проводила лабораторно-практические занятия, конференции, руїсоводила педагогической практикой студентов по ДГМ, создала научно-методическую базу, разработала программы, тематику ісурсових и реферативних работ для студентов ХТО, организовывала действующие художественные выставки студенческих учебных и дипломных работ и работ учащихся воскресной худояестпенной гсколы; читала легаши и проводила семи нары на курсах повышения квалификации учителей икол г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.
Основные результаты исследования обсуждены на заседаниях кафедр педагогики и дёксратишго-пртсладггага искусства и проектной графики РІ'ПУ, на сиутривузовских научно-теоретических конференциях.
Разработанные теоретические положения и предлагаемая программа внедрены в ряде икол г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.
Апробацій nporpai.aoj была осуществлена в детской воскреспой художественной июле Центра эстетического воспитания на базо ХІ'О РГПУ.