Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТЙШО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ 23
1.1. Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом и художественном воспитании учащихся на занятиях изобразительным искусством 23
1.2. Вопросы периодизации основных направлений в теории и практике преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе (I9I7-I960 гг.) 36
1.2.1. Принципы и содержание работы в 20-е годы 37
1.2.2. Принципы и содержание работы в 30-40-е гг. 63
1.2.3. Принципы и содержание работы в 50-60-е гг 77
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВОМ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 91
2.1. Содержание работы по декоративно-прикладному искусству в современной практике школ и внешкольных учреждений РСФСР (1970-1980 гг.) 91
2.2. Развитие художественно-образного восприятия окружающей среды и ее преобразования как специфическая задача занятий декоративно-прикладным искус-
2.3. Перспективы совершенствования преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 178
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом и художественном воспитании учащихся на занятиях изобразительным искусством
- Вопросы периодизации основных направлений в теории и практике преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе (I9I7-I960 гг.)
- Содержание работы по декоративно-прикладному искусству в современной практике школ и внешкольных учреждений РСФСР (1970-1980 гг.)
Введение к работе
В Вопросы эстетического воспитания и художественного образования подрастащего поколения, повышение интеллектуального уровня и эмоционального развития, как компонентов формирования всесторонне развитой личности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Поэтому внимание партии вопросам трудового обучения, духовного обогащения учащихся, становления их нравственно- эстетических качеств находит прямое отражение в Постановлениях ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Сессии Верховного Совета СССР о реформе общеобразовательной и профессиональной школы. В документах предусмотрено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Принято решение поднять работу школы на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям общества развитого социализма.3^
Особое внимание эстетическому воспитанию было уделено на Пленуме Ш КПСС в июне 1983 года, на котором указывалось, "где как не в школе может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству ? ... Все мы видим, как по мере роста культурного уровня усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь.,,хх'
В Программе КПСС подчеркивается, что "от культурного роста населения в огромной мере зависит подъем производительных сил, х' Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профес- сиональной школы.- Правда, 13 апреля. О дальнейшем со-с вершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшения условий работы общеобразовательной школы.- Правда, 1984, 29 апреля.
Ю.В.Андропов. Речь.- В кн.:Материалы Пленума Центрального комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г.- М.Политиздат, 1983,с.5-26. прогресс техники и организации производства, повышения общественной активности трудящихся, развития демократических основ самоуп-равления, коммунистическое переустройство быта . '
Одним из показателей культурного роста человека является эстетическая воспитанность, способность личности к восприятию прекрасного во всех его проявлениях, что составляет основу эстетического воспитания,
В Постановлении ХХУІ съезда КПСС "Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года" указывается на необходимость расширять возможности для гармоничной духовной жизни людей, доступа всего населения к культурным ценностям, обеспечения дальнейшего подъема образования и культуры, совершенствования форм и организации досуга, особенно молодежи, развития социалистической культуры и искусства, повышения их роли в более полном удовлетворении многообразных потребностей советских людей.**'
Современное производство, строительство городов, рост благосостояния народа, бурное развитие НТР создают реальные предпосылки для всеобщего эстетического и художественного воспитания. Это доказывают исследования в области философии, психологии, эстетики.
Эстетическое и художественное воспитание школьников неразрывно связано с изучением искусства и с их непосредственной посильной деятельностью в какой-либо сфере художественного творчества. Важная роль в осуществлении этой задачи принадлежит школе, так как развитие сознательного эмоционального отношения к окружающей дей- *> Программа Кошушстической партии Советского Союза: Принята XXII съездом КПСС. - М.:Изд.полит.литературы, 1976.-- 144 с. ^ Материалы ХХУТ съезда КПСС. - М.:Политиздат, 1981,0.137-182. - 6 ~ ствительности, к искусству и к труду - такая же необходимая задача школы, как развитие математического мышления и грамоты письма,
В настоящем исследовании эстетическое воспитание рассматривается в связи с непосредственной художественной деятельностью школьников в области декоративно-прикладного искусства, в частности, в связи с архитектурным пространством, преобразованием посредством искусства материальной среды» в тесном единстве с художественным трудом» При изучении художественной деятельности в области декоративно-прикладного искусства мы стремились проследить выход художественного воспитания школьников в более широкую сферу, касались тех сторон влияния этого искусства, которые непосредственно играют важную роль в общем эстетическом воспитании.
Настоящее исследование ставит своей основной задачей определить воспитательное воздействие на учащихся практической деятельности в области декоративно-прикладного искусства, с точки зрения анализа педагогической работы в данной области в истории советской общеобразовательной школы.
Обращение к этой области искусства вызвано несоответствием между современным развитием общества (НТР, уровень промышленного производства) и уровнем культуры, эстетической воспитанности основной массы школьников.
Область декоративно-прикладного творчества является как раз тем видом искусства, который соединяет в себе две одинаково важные функции: художественную и социальную. Художественно-прикладная деятельность специфична по своей природе, так как развивает способ -ность к творческой деятельности, к посильному участию в создании полезных и красивых вещей посредством художественного труда. Ее отличает утилитарность, подчинение формы предмета его функции, соот- _ 7 - ветствие художественного решения и внешнего оформления практи -ческому назначению вещи и условиям ее применения. Декоративно -прикладное творчество предполагает ознакомление с различными видами художественного труда, такими как ткачество, художественная обработка дерева, металла, камня, декоративная роспись, вышивка, лепка из глины и многое другое, что является важным с точки зрения элементов политехнизации (навыков работы ножницами, всевоз -можными инструментами и приспособлениями, знакомства с различными свойствами материалов).
В настоящее время в результате социологических исследований, проведенных советскими учеными, можно с уверенностью сказать, что учащиеся, которые получили знания в области какого-либо вида ху -дожественного творчества, не будут безразличными созерцателями в своей будущей жизни. Степень воздействия этого искусства на человека, его воспитательная роль определяется не только ценностью произведений, но и способностью человека художественно организовывать окружающее предметное пространство посредством произведений декоративно-прикладного искусства. Поэтому цель изучения декоративного искусства в школе - не только создание художественных изделий, но и осмысление художественной организации пространства.
В современном ускорившемся ритме жизни не всегда есть воз -можности и условия для долгого и вдумчивого осмысления художественного произведения. В этом смысле элементы и изделия декоративного искусства, ежедневно сопутствуя человеку и воздействуя на него, подсознательно создают определенный багаж художественных впечатлений.
Настоящее исследование носит историко-теоретический характер. Основной акцент . изучения опыта школьной практики в области пре- подавання декоративно-прикладного искусства в советской школе приходится на художественно-образное решение предметного пространства.
Содержание изучения прикладного искусства в школах нашей страны в разные исторические периоды не было однозначным. Хотя во многих диссертационных исследованиях последних лет, посвященных области преподавания декоративно-прикладного искусства, имеются исторические обзоры программ разного времени, еще не проведен научный анализ тенденций преподавания этого искусства в советской школе.
Специфику воспитательных возможностей декоративно-прикладного искусства, его образного языка, имеющего определенные особенности в обучении детей в разные возрастные периоды, впервые раскрыл в своем исследовании выдающийся искусствовед и педагог А.В.Бакунинский. Совместно с учителями Г.И.Журиной, Г.В.Лабунской, В.Е.Пестель, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной, В.Ф.Шехтель он сформулировал психологические особенности разных сторон изобразительного творчества детей (живопись, рисунок, декоративно-орнаментальное искусство, скульптуру, конструирование), характер его изменения от самого раннего возраста до юношеского. Согласно его исследованиям, декоративное искусство имеет свои эстетико-воспитательные возможности в обучении детей изобразительному искусству и в развитии у них эстетической восприимчивости к окружающему.
В первые годы советской власти декоративно-прикладное искусство имело определенную социальную направленность. Декоративность и конструктивизм в решении художественных задач в те годы оказали большое влияние на все искусство в целом. Поэтому школьная практика преподавания изобразительного искусства была представлена разнообразными видами и методами в художественном воспитании учащихся.
Период 30-40-х годов в области изучения декоративно-прикладного искусства характерен изображением орнамента и элементов украшения отдельных предметов бытового назначения, что не всегда увязывалось с полноценным использованием возможностей декоративно-прикладного искусства. Начиная с 50-х годов декоративное искусство перестало быть предметом обучения в школе. Рисование орнамента использова -лось как предлог для усвоения детьми некоторой суммы технических приемов, необходимых в рисунке и живописи. В таком упрощенном виде преподавание декоративно-прикладного искусства за последние тридцать лет переходило из одной программы в другую без учета факторов социально-исторического развития общества, в отрыве школьного ис -кусства от общего развития культуры, ведущих направлений в искус -стве, от народного творчества, нередко сводилось к формальному украшательству.
Авторы современных диссертационных исследований, исследуя роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании учащихся (Ю.П.Желтоухов, А.О.Камаков, П.В.Лосгок, Л.Н.Любарская, Ю.В.Максимов, А.С.Меликсетян, Э.Х.Мурадова, Д.Г.Пилипенко, Г.В.Похолкин, В.Ф.Сюзева, Р.Н.Хакимова, Т.Я.Шпикалова), рассматривают многие виды декоративного искусства (чеканку, мозаику, декоративную роспись, резьбу, национальное искусство и так далее), однако единой системы преподавания данного вида творческой деятельности пока не разработано. Комплексное исследование становления и развития общей системы преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе в соответствии с общественными и историческими требованиями еще не проведено, не сформулированы принципы отбора содержания обучения его основам.
Современная практика школ в области преподавания изобразитель- ного искусства, несмотря на имеющийся значительный теоретический материал по эстетическому и художественному воспитанию, не всегда отражает в обучении декоративному искусству задачи художественного воспитания и формирования у школьников эстетического восприятия окружающей действительности. Обучение направлено, главным образом, на формирование практических навыков изображения. Самостоятельная деятельность, которая предусматривала бы изготовление в материале каких-либо изделий декоративно-прикладного искусства, не находит достаточного воплощения в обязательных занятиях. Не развиваются умения и навыки восприятия и посильного преобразования окружающей среды, архитектурного пространства.
На основе вышеизложенного определена тема диссертационного исследования :"Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (І9І7-І980 гг.)".
В исследованиях советских ученых в области философии, искусствознания, психологии, педагогики общие проблемы эстетического и художественного воспитания средствагли искусства представлены достаточно широко. Изучены аспекты применения искусства в различных сферах деятельности, раскрыта специфика воздействия на чувства человека каждого вида искусства, их возможности для формирования гармо -нично развитой личности.
Особьііі интерес для нас представляют социально-философские исследования, связанные с декоративно-прикладным искусством (Л.П.Бу-ева, В.В.Ванслов, А.Я.Зись, М.С.Каган, К.М.Кантор, С.Х.Раппопорт, Б.А.Эренгросс), в которых раскрыта роль и значение данного вида искусства в жизни отдельного человека и общества. Авторы рассматривают декоративное творчество как искусство и определяют его место в общей классификации искусств. - II -
Специальные исследования в области искусствознания (В.Л.Гла-зычев, А.Ф.Лосев, Е.Н.Елизаров, В.И.Тасалов, Л.Н.Тасалова, В.Ф.Ро-жанковский, А.В.Рябушкин, С.О.Хан-Магомедов, Л.К.Шепетис)л посвящены вопросам связи декоративного искусства с окружающей средой, расширяют представления о роли этого искусства в формировании художественного образа окружающего предметного пространства, жилого и служебного помещения, как составной необходимой части архитек -турной среды, имеющей важное значение в жизни любого человека.
Для разработки основных положений выбранного нами вопроса большое значение имеют работы по истории советского декоративного искусства и его непосредственной связи с народным творчеством (В.М.Василенко, В.С.Воронов, Е.И.Прибыльская, Х.Рацка, Р.Розен -таль, А.Б.Салтыков, В.К.Скатерщиков, С.М.Темерин, А.К.Чекалов).
Психологические исследования (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе, Д.Б.Эльконин) возрастных закономерностей восприятия искусства и его воздействия на личность школьника явились в настоящем исследовании основополагающими при разработке принципов преподавания декоративно-прикладного искусства в современной школе.
В раскрытии роли декоративного искусства в эстетическом и художественном воспитании учащихся мы исходили из концепции НИИ художественного воспитания АПН СССР и теоретических исследований ученых-педагогов (А.И.Буров, Е.В.Квятковский, Н.И.Киященко, Л.Н. Лейзеров, Б.Т.Лихачев, В.А.Разумный).
На основе социологических исследований (Ю.Р.Вишневский, Л.Н. Коган, Е.П.Крупник, Р.Г.Рабинович, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Е.К.Чухман) мы учитывали предпочтения и интересы учащихся к различным видам искусства и практической деятельности.
Труды по педагогике, касающиеся практической значимости изобразительной деятельности в художественном и эстетическом воспитании учащихся (В.В.Алексеева, О.А.Апраксина, А.В.Бакушинский, В.Н. Ветров, Н.А.Дмитриева, И.П.Глинская, Г.В.Лабунская, Й.Л.Любинский, Б.М.Неменский, Н.Н.Ростовцев, А.В.Щербаков, В.С.Щербаков, Б.П. Юсов), определили наши поиски учебно-воспитательных возможностей декоративного творчества.
Основа настоящего исследования -проблемы эстетического и художественного воспитания учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством, в частности, изучение вопросов организации среды с учетом требований декоративно-художественного решения и формирование навыков цельного восприятия вещей и явлений окружающей действительности (организованного предметного пространства).
Историю преподавания названного вида искусства в школе мы рассматриваем с точки зрения данных, представленных в программах изобразительного искусства для массовой общеобразовательной школы. Исследование строится с учетом широкого круга факторов, имеющих место за пределами урока (в городе, в школе, в семье), а также уровня художественного качества современных промышленных изделий и строительства. Главное направление исследования - анализ содержания и принципов преподавания декоративно-прикладного искусства в школах и внешкольных учреждениях, начиная с первых лет советской власти до настоящего времени.
Объект данного исследования: эстетическое и художественное воспитание школьников средствами декоративно-прикладной деятельности на занятиях изобразительным искусством.
Предмет исследования - теория и практика преподавания декоративно-прикладного искусства в истории советской общеобразо- - ІЗ - вательной школы.
Цель исследования - совершенствование содержания и методов преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе с учетом специфики декоративного искусства и его прогрессирующего значения в эстетическом и художественном воспитании учащихся*
Задачи исследования:
Изучить основные направления в теории и практике занятий декоративно-прикладной деятельностью в истории советской школы.
Провести исторический анализ содержания и методов худо -жественного и эстетического воспитания школьников на занятиях декоративно-прикладным искусством в советской школе.
Сформулировать современные принципы преподавания декора -тивно-прикладного искусства в советской школе.
Определить перспективы совершенствования преподавания декоративно-прикладного искусства на современном этапе развития советской школы.
Рабочая гипотеза исследования определилась следующими положениями: преподавание художественной декоративно-приклад -ной деятельности в общеобразовательной школе может решить задачу эстетического и художественного воспитания учащихся с целью формирования гармонично развитой личности, если основным содержанием преподавания будет развитие у школьников активного восприятия, представлений и навыков в деятельности по художественной организации среды, понимания роли декоративного искусства в эстетике окружающей действительности в соответствии с требованиями экономического и культурного прогресса общества и подготовки школьников к труду и жизни.
В современной школе преподавание декоративного искусства более успешно решит воспитательные и образовательные задачи, если оно будет опираться на следующие принципы организации работы:
I. Связь занятий декоративно-прикладныгл искусством с современными требованиями общества к искусству и к его роли в организации окружающей среды (общественной, производственной, бытовой).
2. Развитие умений и навыков восприятия окружающего матери ального пространства как художественной среды для деятельности и жизни человека.
Формирование правильных понятий о соотношении художественной и утилитарной функций предмета и пространства.
Формирование посильного умения самостоятельно сделать художественную вещь.
Применение разнообразных техник и видов практической декоративно-прикладной деятельности (на плоскости, в объеме, в пространстве) .
Сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Процесс занятий, на наш взгляд, должен быть организован в определенной последовательности с учетом возраста учащихся: а) знакомство с декоративным решением отдельных предметов с учетом среды (младший школьный возраст); б) создание среды при помощи вещей (средний школьный возраст); в) подчинение предмета среде (старший школьный возраст).
Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, государственные и партийные документы, материалы съездов Партии и Постановления ЦК КПСС о формировании гармоничной личности, совершенствовании эстетического воспитания молодежи в период развернутого социализма.
В исследовании использовались следующие методы: исторический анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, касающейся темы исследования. Обработка и анализ архивного материала, школьной документации,программ, пособий, предметов детской творческой деятельности по теме исследования; социолого-педагогический анализ современного передового опыта и массовой работы школ и внешкольных учреждений по декоративно-прикладному искусству; констатирующий педагогический эксперимент по определению знаний учащихся различных возрастных групп в области декоративного искусства, специфики его понимания и значимости. Определение предпочтений учащимися видов творчества в этой области, умения школьников разных возрастов организовывать жилой интерьер, активность детей в этой деятельности.
Исследование проводилось с 1978 по 1983 год.
Основой исследования является изучение истории преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе с 1917 года по настоящее время. Мы пытались установить основные тенденции со- . держания, системы и методов преподавания этого вида искусства на различных этапах становления советской школы и внешкольных учреждений. Стремились раскрыть определяющие идеи преподавания данного вида искусства у различных авторов и учителей-практиков, их проявление в школьных программах по изобразительному искусству. Исследован опыт работы современных школ и внешкольных учреждений в данной области. .-16-
Базой исследования явились школа № 38 и внешкольные учреждения г. Нижнего Тагила Свердловской области и школы $ 245и№180 г. Москвы, В целом,экспериментом было охвачено более 260 учащихся трех возрастных групп (4,6,8-е классы).
В констатирующем эксперименте использованы три вида анкет: анкеты-вопросники, анкеты для определения спектра предпочтений, анкеты с качественным анализом предпочтений. При изучении практических умений школьников разного возраста художественно организовать среду (жилая комната или уголок для занятий) использовались цветные слайды и рисунки уголков.
В ходе эксперимента было собрано: 262 анкеты - вопросника, 262 анкеты на предпочтение, 84 анкеты с качественным анализом, 125 слайдов домашних утолков детских интерьеров.
Тема настоящего исследования соответствует проблематике лаборатории преподавания изобразительного искусства в школе НИИ художественного воспитания АПН СССР и общему направлению исследований, связанных с определением содержания преподавания изобразительного искусства в школах СССР (Ш государственной регистрации 78058967).
Материалы исследования оформлены в виде текста диссертации, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе - "Содержание и методы эстетического и художественного воспитания учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством в советской школе" определяется роль занятий декоративно-прикладным искусством в практике преподавания изобразительного искусства в школе, раскрывается специфика этого вида творческой деятельности художников и ее место в системе других видов изобразительного искусства. Рассматриваются принципы органи- запий содержания преподавания декоративно-прикладного искусства в различные периоды становления советской школы.
Во второй главе - "Развитие художественно-образного восприятия окружающей среды и ее художественного преобразования как специфическая задача занятий декоративно-прикладным искусством" отражена роль данного вида искусства в художественной организации предметной среды и ее "значение в практике работы школ и кружков по изобразительному искусству. Обобщается современный опыт работы школ и внешкольных учреждений. Сформулированы принципы преподавания декоративно-прикладного искусства в современной школе на основе анализа истории вопроса, документальных источников и опыта практической деятельности. Даны практические рекомендации по осуществлению работы в этой области в массовой общеобразовательной школе.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
Занятия расширяют представления учащихся о социальной значимости декоративно-прикладного искусства, активизируют собственную творческую деятельность учащихся в этой области.
Близость декоративно-прикладного искусства и народного творчества _формирует у учащихся понятие об историческом развитии культуры общества, воспитывает любовь к народному творчеству, родному краю, истории, глубже знакомит ребят с традиционным искусством различных национальностей. У учащихся появится живой интерес к результатам творческой деятельности человека и бережное отношение к предметам, которые их окружают.
Применение различных видов художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства, в которую входит и дизайн, приобщает учащихся к творческому труду, формирует понятия ценности и целесообразности, умения использовать цвет и освещенность в устройстве интерьера с учетом эстетических требований к обстановке квартиры, рабочего места.
На основании анализа изученного опыта практической деятельности школы в области декоративно-прикладного творчества в разные исторические периоды становления советской школы следует подчеркнуть основные направления.
Школьная практика 20-х годов отличалась широким разнообразием видов декоративно-прикладной деятельности и методов художественного воспитания учащихся на этой основе. Существенное влияние на это оказало общее развитие профессионального искусства, которое в значительной мере способствовало развитию декоративных видов творчества, а также общей тенденции к конструктивизму.
В школе царил дух коллективности и социальной сплоченности. Революционное настроение присутствовало во всех проводимых мероприятиях и выступлениях. В клубах и школах создавались маленькие театральные коллективы.
Для уроков декоративного искусства в школе периода 30-40-х годов характерно увлечение орнаментом и элементами украшения отдельных предметов и изделий бытового назначения, что не всегда увязывалось с полноценным представлением о декоративно-прикладном творчестве. Широко внедрялась в практику внеклассная работа по различным направлениям художественного изобразительного творчества. Учебные задачи предмета в период 40-х годов с уклоном в сторону рисунка усилились в ущерб более широким воспитательным задачам предмета. .
Увлечение образовательной стороной предмета с преобладанием узких задач школьного рисования,что оттеснило вопросы эстетического воспитания и творческой деятельности учащихся на второй план.
Период 50-60-х годов не внес принципиальных изменений в область преподавания декоративного искусства.
Рисование орнамента использовалось как дополнительная возможность для развития умений и навыков,необходимых в рисунке и живописи, что искажало природу этого вида искусства, и оно постепенно утратило свою специфику в школьном курсе обучения изобразительному искусству, было полностью заменено декоративным рисованием.
Задания по декоративному рисованию часто носили украшательский характер, что оказывало отрицательное влияние на формирование эстетических вкусов учащихся.
В последние десятилетия, несмотря на значительное число исследований в области психологии, искусствознания, философии и педагогики, касающихся вопросов преподавания изобразительного искусства в школе, содержание раздела декоративной деятельности в программах по предмету претерпевает изменения порою без учета факторов социально-исторического развития общества. Это приводит к отрыву школьного курса изобразительного искусства от развития культуры, ведущих направлений в искусстве и традиций народного творчества. Учитываются только элементарные представления о декоративно-прикладном искусстве и не раскрывается образный характер данного вида творчества. Отсутствует элементарная связь с трудом, со средой и пространственным окружением. Нет практической деятельности в материале .
Для того, чтобы деятельность учащихся в области декоративно-прикладного искусства имела художественно-эстетическую направленность и отражала все стороны этого вида творчества,обучение долж- но быть поставлено на научную основу и отражать психологические закономерности каждого возраста. Этому способствует соблюдение выше изложенных принципов содержания преподавания декоративно-прикладного искусства, направленных на: связь занятий с изучением требований общества к искусству; умение правильного восприятия и преобразование окружающего пространства; формирование понятий художественной и утилитарной функций предмета и пространства; посильное самостоятельное творчество; сочетание различных технических приемов и видов деятельности; индивидуальную и коллективную формы работы с детьми.
На основе изучения психолого-педагогической литературы наи - больших результатов творческая деятельность учащихся в области декоративно-прикладного искусства достигает в подростковом возрас те, когда учащиеся наиболее сильно тяготеют к практическому приме нению освоенных навыков в какой-либо деятельности. Поэтому наи - более удачной формой работы с учащимися 7-10-х классов, на наш взгляд, являются факультативные занятия, направленные на преобра зование окружающей предметной среды, " " на конкретную деятельность.
Деятельность в сфере эстетического преобразования окружающей среды нельзя рассматривать вне связи с трудом, так как она требует определенных умений и навыков работы с красками, изготовления макета, эскизов, требует практического применения накопленных знаний в работе над реальным объектом.
В обучении важно стремиться к тому, чтобы вся деятельность в области декоративно-прикладного искусства была направлена на формирование правильных эстетических понятий, представлений, развивая их в творческом направлении.
Научная новизна исследования заключается в широте исторического анализа развития системы преподавания декора -тивно-прикладного искусства и его совершенствования в советской школе за годы ее формирования; в определении системы принципов преподавания данного вида творческой деятельности в современной школе и перспективы ее совершенствования в советской школе и внешкольных учреждениях.
Инструментальный аппарат исследования содержит новые способы изучения умений и навыков учащихся в области анализа художественной организации окружающей среды (рисунки и слайды жилых интерьеров в сочетании с тремя видами анкет).
Практическая значимость. В диссертации дано научное обоснование принципов организации содержания преподавания декоративно-прикладного искусства в школе на основе исторического опыта применительно к потребностям современной теории и практики. Эти принципы могут быть использованы при изучении декоративного искусства в различных учебных заведениях.
Собранный и классифицированный материал по истории преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе может найти применение в практической работе школ, училищ, педвузов (в курсе преподавания изобразительного искусства) и непосредствен -ной практической деятельности педагогов.
Даны практические рекомендации по повышению эффективности эстетического и художественного воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.
Достоверность исследования обеспечена большим объемом изученной литературы, архивного и научно-методического материала, сравнением практической деятельности школ и внешкольных учреждений разных городов страны.
Апробация» Материалы исследования освещались на научно-практических конференциях аспирантов НИИ художественного воспитания АПН СССР в мае 1982 и январе 1983 годов; на Всесоюзном семинаре учителей-экспериментаторов в июне 1983 года; отражены в публикациях. Результаты исследования осуществлялись при руководстве курсовыми и дипломными работами студентов 4-5-х курсов художественно-графического факультета Нижнетагильского пединститута путем проведения консультаций, практических занятий по методике худо -жественного труда, чтения лекций.
В заключении даны основные выводы исследования.
В приложении представлены конкретные материалы исследования: образцы анкет, применявшихся в ходе исследования, таблицы с ре -зультатами эксперимента, рисунки со слайдов домашних уголков учащихся различных возрастных групп.
Основное содержание работы отражено в статьях и публикациях в журналах "Художник" и "Декоративное искусство СССР".
Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом и художественном воспитании учащихся на занятиях изобразительным искусством
Уже в первые годы советской власти проблема эстетического и художественного воспитания учащихся имела такое же важное значение, как формирование логического мышления и грамота письма. В борьбе за новую школу, за осуществление идей всестороннего развития личности, опираясь на ленинское учение о культурной революции и значение в этой революции искусства, А.В.Луначарским, Н.К.Крупской, М.И.Калининым были разработаны теоретические основы эстетического и художественного воспитания учащихся в советской школе. А.В.Луначарский подчеркивал, что основная цель этого воспитания состоит в том, чтобы "воспитывать человека, который был бы возможно более гармоничен в нравственном и духовном отношении, имел бы полное общее образование и мог бы легко приобрести мастерство в какой-либо отрасли".х Признавая важную роль искусства в эстетическом воспитании, Н.К.Крупская неоднократно указывала на то, что искусство поможет научить детей вглядываться в жизнь, что совместные занятия детей искусством объединяют и сплачивают их. В этом она видела красоту детской жизни и их воспитания, в процессе которого у детей создаются наиболее благоприятные условия для развития чувства коллективизма, воспитываются нравственные качества. Особый вклад в разработку теории и практической деятельности в области художественного и эстетического воспитания внесли выдающиеся советские педагоги П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т.Шацкий, которые определяющую роль в этом воспитании отдавали искусству.
В общей современной теории воспитания подрастающего поколения, разработанной советскими учеными (О.С.Богданова, Б.Т.Лиха чев, Э.Г.Костяшкин, И.С.Марьенко), вопросы эстетического воспитания рассматриваются как один из компонентов общего педагогического процесса. Особенно подчеркивается, что, наряду с такими качествами как верность коммунистическим идеалам, способности противостоять влияниям зарубежной идеологии, активно отстаивать свои убеждения и потребности, постоянно повышать свои знания,у учащихся должны быть развиты эстетические вкусы. Школьник должен ценить и беречь природу, тонко чувствовать прекрасное, уметь отличать истинно красивое от подделки.30
Вопросы периодизации основных направлений в теории и практике преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе (I9I7-I960 гг.)
В ходе настоящего историко - теоретического исследования мы пытались определить методы преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе в разные периоды ее становления. Большое значение для нас имели документы прошлых лет, архивные материалы, школьная документация, учебные программы, пособия, каталоги выставок детского творчества. Мы пытались установить зависи -мость между условиями жизни людей, развитием искусства и учебной практикой школ. Стремились определить влияние эстетически-оформ-ленной среды на формирование художественно-образного мышления учащихся и ее роль в эстетическом и художественном воспитании в целом.
Параллельно с констатацией фактов истории развития системы преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе в разные периоды ее становления, мы считали необходимым привести историческую справку об общей направленности профессионального искусства в этой области в рассматриваемый период.
Взаимосвязь науки, культуры, искусства и системы школьного преподавания не является прямолинейной, однако, полностью отрицать эту взаимосвязь нельзя Ш.П.Блонский, П.Я.Гальперин, Т.А. Ильина). Анализ истории развития искусства и художественного об- X разования учащихся показывает, что, когда это развитие идет парал - 37 лельно и художественная общественность заинтересована в общем художественном образовании детей, школьная практика становится полноценным звеном в общем поступательном развитии художественной культуры. Поэтому в раскрытии принципов и методов преподавания изобразительного искусства, в оценке воспитательной роли занятий декоративно-прикладным искусством мы касаемся вопросов состояния дел в рассматриваемый период не только в контексте непосредственной школьной практики и внешкольной работы, но и развития в эти годы профессионального искусства.
Первый период становления советской школы с 1917 по 1960-е годы расчленен нами на три отрезка: 1917 - 20- годы, 30 - 40-е годы, 50 - 60-е годы. Такое деление оправдано основными событиями в истории советского государства, которые имели существенное значение в изменении общего направления в развитии общества, искусства и системы преподавания в школе.
Содержание работы по декоративно-прикладному искусству в современной практике школ и внешкольных учреждений РСФСР (1970-1980 гг.)
Раскрытые выше направления в развитии декоративно-прикладного искусства в разные периоды становления советского государства позволяют сделать вывод, что каждое новое поколение художников, отвечая на запросы времени, делает свой вклад в развитие искусства, предлагает свои средства изображения, свой материал и присущую ему основную тематику произведений.35" Так, например, начальный период становления советской власти можно коротко охарактеризовать существовавшим в двадцатые годы в области художественной деятельности лозунгом "Искусство в производство", "Искусство в массы"; 30-40-е годы - расширением работы над массовыми изделиями, становлением социалистического реализма в нашем искусстве. В 50-е годы художники старались придать своей продукции современную стилистику, возрождалось национальное искусство; 60-е годы выдвигали на повестку дня проблему "Искусство в быт", развертывалась выставочная деятельность, постепенно приобретало свои черты, свой характер декоративно-прикладное искусство. 70-е годы, современный этап в развитии декоративного искусства, можно определить как период развития тесной связи художника и промышленности, слияния творческой деятельности художников-станковистов и художников-прикладников с архитектурой. Последнее десятилетие отмечено "чрезвычайным вниманием к этой области художественного творчества со стороны советского государства" , вниманием к повышению материального благосостояния народа к расширению производства и повышению качества бытовых изделий.
Художественная деятельность в области декоративно-прикладного д-искусства в последние годы достигает значительных успехов. Углубляются задачи этого вида творчества в области эстетики, расширяется сфера его влияния в общественной жизни, увеличивается количество и улучшается качество произведений прикладного искусства на постоянно проходящих выставках изобразительного искусства. Появляются новые виды декоративного творчества, возрождаются старые, растет профессиональное мастерство художников. Широкое развитие этого творчества и общее внимание к нему обуславливаются, главным образом, его социальной значимостью, тем, что оно формирует человека, воспитывает его посредством воздействия художественно-организованного материального пространства. Последнее обосновано тем, что художественная сущность этого искусства проявляется наиболее активно в тесной связи с архитектурным пространством.