Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Научно-педагогические основы детского театрального творчества 20
1.1. Творчество как фактор развития личности 21
1.2. Детское театральное творчество: историко-педагогический аспект проблемы 36
1.3. Педагогический потенциал игровой деятельности 48
1.4. Сущность творческого интереса 65
Выводы 76
Глава II. Театр юношеского творчества как педагогическая система .85
2.1. Педагогические основы организации ТЮ'Га 85
2.2. Изучение личности подростка на первом году обучения как условие развития творческого интереса 101
2.3. Создание спектакля как художественно-педагогический проект 114
2.4. Развитие творческих интересов подростков в процессе создания спектакля 121
Выводы 147
Заключение 150
Литература 151
Приложение
- Творчество как фактор развития личности
- Детское театральное творчество: историко-педагогический аспект проблемы
- Педагогические основы организации ТЮ'Га
- Изучение личности подростка на первом году обучения как условие развития творческого интереса
Введение к работе
Актуальность исследования.
Детский самодеятельный театр, в основе которого лежит драматическое искусство, и в котором интегрируются самые различные виды творческой деятельности, обладает, на наш взгляд, мощными ресурсами воспитания творческого Я человека, развития в нем творческой мотивации деятельности.
Однако современных педагогических исследований, посвященных изучению интегративной природы детского самодеятельного театрального творчества и исследованию его влияния наразвитие творческих интересов подростков, фактически нет. Между тем рост числа детских театральных коллективов требует научного осмысления развивающего потенциала детского самодеятельного театра, берущего свою историю в далеком прошлом, побуждает к исследованию этого феномена культуры, театральной и общей педагогики, изучению его с позиции теории творчества.
В последние 15 лет вопросы сущности творческого процесса, становления творческой личности всё чаще привлекают пристальное внимание научного сообщества. В психологии активно разрабатывается теория креативности (С.Ариети, Е.Григоренко, А.Ротенберг, Р.Стернберг, Е.Л.Яковлева,), театральная и паратеатральная психология (А.Л.Гройсман) и связанные с ней проблемы творческого становления актёра, в психотерапии стремительно развиваются направления, связанные с коррекцией личностных проблем средствами различных искусств: арт-терапия, драматерапия, психодрама, сказка-терапия и т.п.
В педагогике появляются исследования, изучающие различные пути создания благоприятной среды развития творческой индивидуальности и проявления творческого потенциала личности, в том числе средствами театрального искусства (Р.У.Богданова, В.Л.Борзенков, В.П.Волынкин,
ОАЛапина, АП.Трягащына, Ю.А,Халфмн)| "В|(^ЙЙЇЇЇІЇЕМРЙІЕЇЙЙ6^ сшдан
4 центр «Театр и школа», ведущий активную научно-практическую деятельность по разработке этого направления.
Однако в этих исследованиях творческая деятельность подростков исследуется в основном в контексте школьной педагогики и рассматривается, главным образом, какфактор оптимизации учебного процесса.
Сегодня очевидными стали обстоятельства, требующие системной модернизации российского образования, в котором приоритетным направлением становится проблема исследования ресурсов развития личности, особенно по отношению к подросткам. В документах по Модернизации образования в России отмечается, что в структуре ключевых компетентностей должна быть представлена компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). Это имеет прямое отношение к предмету данного исследования.
Можно с уверенностью говорить о том, что детское и юношеское самодеятельное театральное творчество является в Российской Федерации одним из самых массовых и популярных видов организации досуга, а следовательно, перспективным направлением дополнительного образования детей и подростков. Практически в каждой школе, подростковом клубе, не говоря уже о таких учреждениях дополнительного образования, как дома и дворцы детского и юношеского творчества, действуют театральные коллективы. В методическом объединении детских театральных коллективов Санкт-Петербурга и Ленинградской области числится около 50 коллективов, в которых занимаются более полутора тысяч школьников. Только в ТЮТ ежегодно записываются на прослушивание от 400 до 500 подростков в возрасте от 10 до 16 лет.
Специфика театра как особого вида художественного творчества заключается в том, что актёрская деятельность, помимо драматического искусства, требует владения навыками вокала и танца, кроме того, в работе над драматургачеслшгматерйалом принимают участие художник-сценограф, ху-
5 дожники по свету и по костюмам, мастера по изготовлению различных видов декораций, костюмов, гримов, бутафории и т.п. Таким образом, включение ребёнка в полноценный процесс создания спектакля даёт ему возможность познакомиться с широким спектром творческих профессий и реализовать свой творческий потенциал в одном или в нескольких направлениях. Эти обстоятельства обусловили выбор исследовательской проблемы, направленной на изучение возможностей детского театра как среды воспитания творческих интересов подростков, дали основание оценить и обосновать её социальную, научную и практическую актуальность.
В решении данной проблемы было необходимо разрешить ряд противоречий, аименно:
1. между длительной историей существования детских самодеятельных
театральных коллективов и малым количеством современных исследо
ваний, в которых даётся научное осмысление педагогической сущности
детского самодеятельного театра;
между разработанной системой научных взглядов и идей о роли творчества как фактора развития личности и слабой изученностью влияния детского самодеятельного театра на становление и развитие личности (социализацию, индивидуализацию, культурную компетентность, раскрытие творческого потенциала и т.д.);
между активным научным интересом к проблеме мотивации; различного рода интересам подростков и недостаточным вниманием к проблеме творческого интереса, который выступает в деятельности детского театра мощным активатором деятельности в условиях неопределенности и необходимости самостоятельного поиска решений;
между активно развивающейся сферой научно-педагогического проектирования и недостаточным вниманием к художественно-педагогическому проектированию, тогда как драматический спектакль есть художественно-педагогический проектов котором средствами искусства решаются педагогические задачи.
Актуальность выдвинутой исследовательской проблемы обусловила выбор темы исследования: «Детский самодеятельный театр как среда воспитания творческих интересов подростков».
Цель исследования - дать научное обоснование процесса развития творческих, интересов подростков в условиях создания и выпуска спектакля ТЮТа.
Объект исследования — детское самодеятельное театральное творчество (на примере деятельности Театра Юношеского Творчества).
Предмет исследования — процесс развития творческих интересов подростков в деятельности театра как специальной педагогической системы.
Гипотеза исследования заключается в следующих положениях. Детский самодеятельный театр становится оптимальной средой для развития творческих интересов подростков; если:
в основе деятельности детского театра лежит млея развития широкого спектра интересов подростка как фактора его творческого самоопределения;
детское самодеятельное театральное творчество рассматривав ется как педагогический феномен и ориентируется на решение педагогических задач, что отражено в истории детского самодеятельного театра;
формой организации жизнедеятельности детского театрального коллектива является ролевая игра;
в творческом процессе; реализуется интегративная природа театра, основанная на взаимодействии различных видов творческой деятельности, при постановке спектакля;
детский театр развивается и проектируется как педагогическая система со своими целями, ценностями, образовательными и учебными программами, технологиями обучения;
создание каждого спектакля; является художественно-педагогическим проектом коллективной и индивидуальной творче-
7 ской деятельности подростков, в которой органично решаются задачи сценического воплощения драматического искусства и задачи воспитания творческих интересов участников спектакля. Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
на основе анализа классических и современных концепций креативности показать значение творческой деятельности в развитии личности подростка и определить основные черты творческой личности,
представить детское самодеятельное театральное творчество в исто-рико-педагогической ретроспективе,
раскрыть педагогический потенциал ролевой игры, как формы организации жизнедеятельности детского коллектива,
обосновать интегративную природу детского самодеятельного театра, которое определяет его как благоприятную среду для воспитания творческих интересов подростков,
охарактеризовать ТЮТ как целостную педагогическую систему,
проанализировать процесс развития творческого интереса подростков в условиях создания спектакля ТЮТа, как художественно-педагогического проекта.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, который включал в себя теоретический анализ философской, культурологической, психолого-педагогической и, собственно, педагогической литературы, нормативных документов, образовательных программ, учебно-методической литературы, а также обобщение опыта художественно-педагогической деятельности Театра Юношеского Творчества (ТЮТа) Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, диагностические методы (включённое наблюдение, анкетирование, беседы, анализ результатов творческой деятельности).
Методологической основой исследования является деятельно -
стный подход,- представленный в работах М.С.Кагана, С.Л.Рубинштейна, Г.И.Щукиной. Этот подход выбран в качестве основного потому, что предметом исследования является развитие творческого интереса в процессе театрально-творческой деятельности подростков. Однако, поскольку центральное понятие нашего исследования - творческий интерес — есть элемент по-требностно-мотивационной сферы личности, в нашей работе мы опираемся также на личностный подход, раскрытый в работах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Д.И.Фельдштейна, Г.И.Щукиной. Третьей составляющей методологической базы настоящей диссертации является культурологический подход, который позволил представить феномен творчества, в целом, и театральное творчество, в частности, в широком общекультурном контексте, что подчёркивает философскую глубину проблемы и её социальную значимость. В данном случае мы обращались к работам Ю.М.Лотмана, Я.Мукаржовского, Й.Хёйзинги и др.
Теоретические основания исследования. В современной науке накоплена совокупность знаний, необходимых для решения выдвинутой исследовательской проблемы с позиций перечисленных научных подходов. На решение задач исследованш оказали влияние работы, в которых отражены:
научные взгляды на творчество как элемент системы видов человеческой деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, М.С.Каган, С.Л.Рубинштейн);
результаты исследований, посвященных анализу творческого акта и выявлению признаков творческой (креативной) личности (К.ААбульханова-Славская, Е.А.Алексеева, Г.Альтшуллер, В.И.Башта, В.Л.Борзенков, И.Вёрткин, Л.С.Выготский, Григо-ренко Е., А.Л.Гройсман, В.Г.Грязева, Я.А.Пономарёв, Р.Стернберг, М.Г.Ярошевский);
теоретические положения о развитии личности, становлении мо-тивационно-потребностной сферы (Н.П.Аникеева, Л.И.Божович,
9 А.В.Брушлинский, А.П.Ершова, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, Д.И.Фельдштейн,Г.И.Щукина,Д.Б.Эльконин);
результаты современных педагогических исследований по проблеме использования в педагогике гуманитарных методов познания, подходььк методам изучения творческой личности, обозначенные отечественными и зарубежными учёными (Б.М.Бим-Бад, Б.П.Битинас, Р.У.Богданова, Т.В.Галкина, Б.С.Гершунский, Г.Б.Корнетов, Г.Леман, Л.М.Лузина, АП.Огурцов, АС.Роботова, В.П.Тыщенко и др.);
теоретические основы коллективного творческого воспитания, в том- числе и; воспитания средствами театра; (М.АВерб, И.П.Иванов, Г.И.Камаева, С.Раппопорт, Ю.И.Рубина, Ю.У.Фохт-Бабушкин).
Эмпирическим,базисом исследования является анализ совокупного опыта отечественных и зарубежных педагогов (М.Г.Дубровин, Я.АКоменский, АС.Макаренко, Е.Ю.Сазонов, В.Н.Сорока-Росинский и др.), чья практическая деятельность и теоретические работы были связаны с детским театральным творчеством, анализ функционирования педагогической системы Театра Юношеского Творчества Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, а также собственный восьмилетний опыт работы в качестве педагога ТЮТа по актёрскому мастерству.
Этапы и организация исследования. Первый этап (1998-1999 гг.) был связан с разработкой программы исследования, включал анализ теоретико-эмпирической базы, выдвижение его ведущей проблемы, поиск и обоснование методологической основы исследования. Второй этап (1999-2001 гг.) состоял в проведении констатирующего эксперимента, который заключался в исследовании образовательной среды Театра Юношеского Творчества: анализ нормативных документов, образовательной программы, архивных материалов ТЮТа, изучение публикаций о ТЮТе. В этот же период в качестве экспериментального художественно-педагогического проекта была
выбрана работа над пьесой А.Н.Островского «Снегурочка» и осуществлена первичная диагностика уровня творческих интересов, занятых в проекте подростков. Третий этап (2001 -2002 гг.) включал опытно-экспериментальную работу по наблюдению динамики роста творческих интересов экспериментальной группы подростков в ходе подготовки- спектакля по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка». На заключительном этапе (2002-2003 гг.) была проведена работа по анализу, обобщению и оформлению полученных результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
Детский;самодеятельный театр создает педагогические возможности для организации различных видов творческой деятельности подростков и развитие его творческого потенциала, становление его как творче-скойличности.
Детское самодеятельное творчество, проявляющееся в различных формах/представляет собой ещё недостаточно изученный педагогический феномен, связанный с решением педагогических задач по развитию творческой мотивации и воспитанию творческих интересов подростков.
Эффективное педагогическое воздействие детского самодеятельного театра на процесс творческого самоопределения подростка обусловлено интеграцией в едином образовательном процессе различных видов деятельности (творческой, трудовой, общественной, художественно-эстетической), объединённых использованием принципов ролевой игры как формы организации жизнедеятельности детского коллектива.
А. Интегративная сущность театра как вида искусства реализуется в полной мере в период творческой работы над спектаклем, когда создаются условия вовлечения в творческую деятельность подростков с разной -направленностью интересов, появляется возможность создать ситуацию новизны, творческого поиска, и таким образом стимулировать творческую мотивацию, - то есть воспитывать творческий интерес, ин-
тегративный по своей природе и способный распространяться на различные виды деятельности.
5. Совокупность перечисленных в гипотезе исследования условий, а
именно:
ориентация воспитанников на творческое самоопределение,
вовлечение воспитанников в различные виды творческой деятельности (художественное, техническое, -. социальное творчество),
использование принципов ролевой игры как формы организации деятельности детского коллектива,
использование в развивающих целях комплекса видов художественно-творческой деятельности, имеющих отношение к театру как виду искусства,
системность и целостность педагогического руководства, ориентация педагогов на личностные ценности воспитанника, субъект-субъектные отношения в педагогическом процессе,.
использование, развивающего потенциача коллективной созидательной деятельности, при организации работы над спектаклем как коллективным творческим делом,
учёт перспектив творческого роста и личностного развития воспитанников в процессе художественно-педагогического проектирования,-
влияет на становление творческих интересов подростков (как сточки зрения уровня, так и предметной направленности), воспитывает направленность . личности на творческое самоопределение в различных сферах жизнедеятельности, и, в конечном итоге, позволяет считать детский самодеятельный театр средой воспитания творческих интересов.
6. Наиболее полно эта задача может быть решена в детском самодеятель
ном театре, который, развивается педагогическая система, со своими
целями-ценностями, образовательными и учебными программами,
циклами обучения, технологиями, а спектакль становится художественно-педагогическим проектом, в котором решаются в единстве педагогические и художественные задачи.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
с позиций педагогической науки обосновано понятие «творческий интерес» как элемент мотивационной сферы, обусловливающий творческую направленность личности подростка,
раскрыты развивающие возможности различных видов театральной художественно-творческой деятельности, интегрированных в едином педагогическом процессе, направленном на создание спектакля,
раскрыта специфика системно-ориентационного подхода к организации деятельности детского самодеятельного театра, в ходе которой развиваются творческие интересы подростков,
дана характеристика ТЮТа как уникальной педагогической системы, направленной на творческое развитие подростков,
обобщено историко-педагогическое знание о возникновении и
развитии детского самодеятельного театрального творчества.
Практическая:значимость исследования СОСТОИТ в том, что научно обоснованные в ходе исследования принципы педагогического руководства ТЮТа, апробированные почти 50-летним опытом работы педагогического коллектива, структура педагогической и творческой организации работы этого коллектива, сохраняющего преемственность профессиональных и творческих; традиций, принципы организации художественно-творческой деятельности детского коллектива могут быть широко использованы в работе детских самодеятельных театров, как в России, так и за рубежом. Кроме того, практической значимостью для дальнейших научных исследований процесса воспитания творческой личности могут стать данные, полученные в ходе изучения и обоснования понятия «творческий интерес».
Апробация результатов исследования осуществлялась через обсуждение основных положений исследования на педагогических и научно методических советах Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, через публикации и выступления на проблемных семинарах.
Структура и объём диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения; содержит 176 страниц, из которых 157 страниц составляют основной текст работы, включающий 4 таблицы и 1 диаграмму. Список литературы включает 275 наименований на русском и английском языках.
Творчество как фактор развития личности
Основой деятельности любого театра, в том числе и детского самодеятельного, является художественно-творческая деятельность. Поэтому при исследовании развивающих возможностей театральной среды с неизбежностью встаёт вопрос о природе творчества, о том, почему и как оно развивает личность. Трудность ответа на эти вопросы обусловлена природой искусства, спецификой искусства театра, многообразием источников, посвященных этим проблемам, неоднозначностью подходов к определению ключевых понятий, а также тем, что большая часть исследований всё-таки посвящена не ребенку, а взрослому человеку.
Задача данного параграфа - показать как в различных научных концепциях, исследующих феномен творчества, представлен личностно-ориентированный аспект этого вида деятельности. При ответе на этот вопрос мы обращаемся к анализу феноменологической структуры материальной и духовной культуры, в которой важное место занимают ценности художественного творчества и ценности игрового сознания ребенка (М.С.Каган).
Для решения поставленной задачи необходимо рассмотреть ряд теоретических вопросов, связанных с творческой деятельностью человека, а именно, вопросы: о сущности творчества, о творческой деятельности и об этапах творческого процесса, о качествах творческой личности, о перспективах целенаправленного использования творческой деятельности в интересах развивающегося человека.
В данном параграфе мы рассматриваем круг теоретических вопросов, связанных с творческой деятельностью человека, вопросов, касающихся определения сущности творчества, в целом, и художественно-творческой деятельности, в частности, этапов творческого процесса, качеств творческой личности и перспектив целенаправленного использования творческой деятельности в педагогическом процессе.
В наивной картине мира, отраженной в тезаурусе национального языка, творчество понимается как «созидание, деятельное свойство». Творить, по словарю Даля, значит «давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать». В этом широком значении творчество, или также «творение» по Далю, имеет трансцендентный характер, так как соотносится с божественным творением, актом создания (сотворения) мира. Однако, в словарной статье Ф.Батюшкова, составленной для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Нвфрона», уже подчёркивается прямая связь творчества в общепринятом смысле с созидательной деятельностью человека: «... понятие творчества предполагает личное начало... В этом общепринятом смысле Т. — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой и оригинальной форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (Т. научное, Т. поэтическое, музыкальное, Т. в изобразительных искусствах, Т. администратора, полководца и т. п.)». Очевидно, что в том и другом случае, исследуя проблему творчества, мы получаем возможность глубже постичь природу человеческого бытия. Попытки подойти к познанию творчества со строгим научным инструментарием привели к осознанию его многоаспектности и необходимости междисциплинарного подхода к данному феномену.
Творчество, как явление интегративное, есть предмет исследования ряда фундаментальных и прикладных научных дисциплин, раскрывающих различные аспекты этого вида деятельности. Рассмотрим основные подходы к этой проблеме с точки зрения современной философии, психологии и педагогики.
Будучи явлением культурно-историческим, творчество исследуется философскими науками, которые рассматривают вопрос о его онтологической сущности и месте в структуре типов человеческой деятельности. В разные исторические эпохи этот вопрос ставился по-разному. В исследовании Е.А.Алексеевой, посвященном проблемам творческого потенциала личности, выделены две наиболее общие исторически сложившиеся концепции творчества: теологическая и антропологическая (II, стр. 12-13). В соответствии с теологической концепцией творчества, наиболее характерной для эпох Античности и Средневековья, субъектом творчества является высшее существо - Бог, а творчество человека оказывается проявлением божественной воли. Антропологическая концепция творчества, зародившаяся в эпоху Возрождения, предлагает считать субъектом творчества человека, наделённого свободой и волей, реализующего свой внутренний потенциал в творчестве.
Существуют, однако, концепции, не укладывающиеся в рамки того и другого определения. В этом смысле чрезвычайно интересен подход к проблеме сущности творческого процесса, обозначенный в начале XX в. Н.А.Бердяевым, который рассматривал творчество личности как экзистенциальный принцип, невыводимый из объективного бытия: "Творчество не есть процесс имманентный, имманентно объяснимый, в нём всегда есть больше, чем во всякой причине, которой хотят объяснить творчество, т.е. прорыв в детерминирующей цепи" (27, стр. 249). Творческий акт, по мнению Н.А.Бердяева, возможен благодаря тому, что человек никогда "не находится в законченной и стабилизированной системе бытия". Именно потому, что мир (и природный, и социальный) не подчиняется только детерминистическим законам, что универсум включает хаос, нестабильность, становление, и как следствие - непредсказуемость, возможно привнесение нового "небывшего", "незаклточённого в данном мире", в творческом акте человека (27, стр. 247). При этом в своей книге «Опыт эсхатологической метафизики» Бердяев высказывает мысль об онтологической тождественности творчества и человеческой природы: «Человек творит свою личность и в творчестве выражает свою личность. В самосозидании «Я», личности человеческий дух совершил творческий акт синтеза. Нужно творческое усилие духа, чтобы не допустить разложения «Я», раздвоения и распадения на части личности. Человек не только призван к творчеству как к действию в мире и на мир, но он есть сам творчество и без творчества не имеет лица» (27, стр. 248). По Н.А.Бердяеву, "человек есть существо, преодолевающее себя и преодолевающее мир, в этом его достоинство. Но это преодоление есть творчество. Тайна творчества есть тайна преодоления данной действительности, детерминированности мира, замкнутости его круга" (27, стр. 248). По его мнению, смысл творчества состоит в том, что "творчество упреждает преображение мира, ... оно есть конец этого мира, начало нового мира" (27, стр. 249). Таким образом, в концепции Бердяева происходит объединение понимания творчества как трансцендентного экзистенциального принципа бытия и неотъемлемого свойства человеческой природы в осознании этого феномена как высшего предназначения человека.
Во многом концепция Н.А.Бердяева перекликается, на наш взгляд, с позицией современного психолога А.А.Мелик-Пашаева, который рассматривает творчество в аспекте самореализации человека-творца. Он допускает существование источника, трансцендентного по отношению к наличной действительности и связанного с потенциалом человека-творца. "Любая объективная данность - от типа нервной системы человека до обстоятельств его воспитания или расположения светил в момент его рождения - является одним из условий развития человека, его психологического облика, а не его первопричиной" (142, стр. 78). Мелик-Пашаев трактует понятие "развитие" как развёртывание, высвобождение чего-либо, существующего в сжатом состоянии, допуская, таким образом, что возможный результат этого развития уже потенциально существует в какой-либо форме. Следовательно, ведущая органическая потребность человека заключается в том, чтобы стать тем, кем он является в потенциальной глубине своего существа.
Детское театральное творчество: историко-педагогический аспект проблемы
Поиск материала по этой проблеме оказался трудным. Научная литература посвящена в основном театру как виду искусства. При этом имеется в виду взрослый театр. Для детского самодеятельного театра, в сущности, нет даже специальною названия. «Педагогический энциклопедический словарь» под редакцией Б.М.Бим-Бада (161) использует термины: «театр для детей и юношества», «школьный театр», «домашние театральные представления», «детский театр», «театр юного зрителя». Совершенно очевидно, что все эти названия не дифференцированы по назначению и исполнителям, что затрудняет выделение в них специфики детского самодеятельного театрального творчества.
Однако, несомненно, что детское театральное творчество тесно связано с историей взрослого театра, поэтому мы и рассматриваем его в связи с историей театра вообще, воспитательные функции которого стали осознаваться уже на ранних этапах человеческой истории. И лишь позднее, с развитием педагогики, стали выдвигаться идеи о значении театра в воспитании детей и подростков.
Современные исследователи указывают на многостороннее значение театрального творчества в развитии личности подростка. Ведется активная научно-практическая деятельность но изучению развивающего потенциала детского самодеятельного театрального творчества в его разнообразных формах. Эти проблемы рассмотрены в работах О.А.Лапиной, В.В.Никитина, Е.С.Роговера, Ю.И.Рубиной и др.
В этой связи нам представляется важным обратиться к истории приме нения театральной деятельности как средства воспитания с древних времён до наших дней. Эта тема рассмотрена в монографиях В.Брабич, В.А.Ильиной, Г.Плетнёвой, О.А.Лапиной, Д.И.Латышиной, Л.Н.Модзалевского, Ю.И.Рубиной, М.Е.Стеклова, В.Г.Ширяевой. Воспитывающее значение различных видов искусств и театра, в том числе, признавалось ещё с античных времён. Так, воспитание в Древней Греции было направлено на формирование личности, состоящей в гармонии с природой и с самим собой, соблюдающей соразмерность и стройность в деятельности, обладающей чувством прекрасного. В «Очерках по истории педагогики» Л.Н.Модзалевский пишет о том, что «идеалом этого воспитания была коЛокаувіа, то есть наружное и внешнее совершенство, гармоничное развитие всех телесных сил и способностей ...» (148, стр.65). В соответствии с целями воспитания, в Афинах существовало два типа начальных школ: муси-ческие и гимнастические (палестры). Мусическое воспитание охватывало все сферы культуры, которые находились под покровительством муз - дочерей богини Мнемосины. В их ведении были: поэзия, музыка, танцы, науки и творчество в целом. Изучая эти предметы, учащиеся занимались хоральным пением, танцем, мимической игрой, что в совокупности составляет элементы такого особого рода художественной деятельности как драма. По словам Модзалевского, драма, «соединяя в себе все поэтические элементы и всю нравственную силу народа во внешнем выражении, полнее всего олицетво 38 ряет тот идеал, который заключается в одном слове кссХокауОіа» (148, стр.73). Другой историк античной педагогики, Г.Е.Жураковский, подчёркивал, что Афинский театр был одним из наиболее сильных средств внешкольного образования. По свидетельству Геродота на театральные постановки расходовались колоссальные средства, и каждая новая постановка являлась событием, вызывающим волнение в городе. Такой популярности театра, несомненно, способствовали многочисленные театрализованные праздники и игры, как то: Олимпийские игры, Великие Панафинеи в Одеоне (литературные и музыкальные состязания), Анафистерии, Фрагелии и, наконец, Великие и Малые Дионисии, собственно, и положившие начало театральному искусству. Кроме того, театр выполнял функцию общественного рупора. Так, Г.Е.Жураковский отмечал, что афинский театр служил главным источником, откуда широкие круги афинского общества могли знакомиться с теми вопросами, которые волновали в данное время (95, стр. 107). Театр вовлекал всех граждан в мир героического прошлого и животрепещущих нравственных проблем. Греческий законодатель Солон так писал о театре: «Мы собираем людей в театр и даём им общественное воспитание, показывая на трагедиях и комедиях доблестные дела и пороки, чтобы удерживать зрителей от последних и поощрять к первым. Мы позволяем комическим актёрам издеваться над гражданами и поносить тех, поступки которых им кажутся недостойными нашего государства. Мы делаем это для пользы и самих осмеиваемых граждан, которые становятся лучше от порицания, и ради всех остальных, чтобы они впредь избегали заслужить подобное.,.» (35, стр. 15).
Древний Рим во многом перенял многие достижения греческой цивилизации, однако, социальные установки римского общества сместили ценности воспитания в сторону большего прагматизма. В это же время происходит формирование негативного отношения к актерскому искусству, хотя, безусловно, многие просвещённые представители римского общества, сохраняли верность эллинским традициям. Так, например, выдающийся римский ора 39 тор, философ и педагог Марк Туллий Цицерон брал уроки у лучших трагических и комических актёров (108, стр. 83).
В эпоху Средневековья управление образованием практически полностью перешло к церкви. Центрами распространения образования стали монастыри и городские епископские соборы, при которых повсеместно открывались школы. Основное внимание в этих школах уделялось воспитанию нравственности, которого добивались наставлениями, постами, отказом от пристрастия к богатству, чтением сочинений на религиозные темы и т.п. (108, стр. 123). Однако театр как вид искусства всё же продолжал существовать.
Средневековый театр был разделён на две части: театр религиозный и площадной. Религиозный театр выполнял задачи богослужения и приветствовался церковью, в отличие от театра народного, который подвергался всяческим гонениям. Однако, несмотря на это, театральное искусство занимало значительное место в жизни средневекового человека. В период становления городской культуры бурно развивались и жанры площадного театра. Как пишет исследователь средневекового театра А.Д.Михайлов, «в картине эпохи рядом с фигурами рыцаря, купца, ремесленника или монаха не затеряется и фигура забавника-лицедея. Его осуждали с церковных амвонов, ему отказывали в исповеди или погребении, его презирали и изгоняли из общества благопристойных бюргеров. Отвергнутый и гонимый, средневековый актёр был, тем не менее, неотъемлемой частью общества; он развлекал и веселил и во дворе рыцарского замка, и на городской площади, и даже в стенах монастыря...» (219, стр. 7-8). Разумеется, в такой ситуации не могло быть и речи об использовании профессии комедианта в процессе воспитания. Лишь с конца 50-х годов XVI в., вынужденная противостоять движению Реформации, церковь в лице ордена иезуитов разработала более совершенную, и потому привлекательную для людей, систему образования, куда были включены такие методы, как межклассное и внутриклассное соревнование, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и многое другое.
Педагогические основы организации ТЮ'Га
Материалами для исследования послужили публикации основателя ТЮТа М.Г.Дубровина, художесгвенного руководителя ТЮТа, заслуженного работника культуры России Е.Ю.Сазонова и других педагогов ТЮТа, архивные материалы, в частности, материалы «Дубровинского сборника», а также материалы Комплексной образовательной программы ТЮТа (1995).
Концептуальную основу системы педагогического руководства ТЮТа составляют идеи основателя и первого художественного руководителя театра, выдающегося режиссёра и педагога Матвея Григорьевича Дубровина (1911-1974). Вклад Дубровина в отечественную педагогическую практику гребуег особого изучения. В течение жизни ему удалось создать три жизнеспособных творческих коллектива, два из которых - ТЮТ и Хорогский музыкадъно-драматический театр (Таджикистан) - успепто существуют и по сей день. К сожалению, после смерти Дубровина осталось очень мало письменных источников, из которых можно было бы почерпнуть сведения о его педагогических взглядах и замыслах. Архив Дубровина - это несколько статей в различных педагогически* газегах, журналах и сборниках, посвященных художественной самодеятельности, а также письма, отрывки из записных книжек и записи бесед, собранные его учениками в уникальном рота-принтном издании «Дубровинский сборник». Однако масштаб личности этого человека был таков, что встреча с ним предопределила судьбу многих его учеников, среди которых впоследствии оказалось немало выдающихся деятелей культуры3.
С момента основания ТЮТа (1956 г.) его структура и оргаиизационно-недаї 01 ические условия реализации воспитательных задач претерпели немало изменений, однако педагогические прішцшш, заложенные М.Г.Дубровиным, по-прежнему оказывают влияние на деятельность вот уже нескольких поколений тютовских педагогов.
Замысел іМ.І Дубровина состоял в том, чтобы применить для решения педагогических задач уникальные возможности театра как особого вида искусства и социального института. Огромный развивающий потенциал театра Дубровин видел в комплексном воздействии на личность подростка различных видов художественною и технического творчества. Он писал: «Я выдумал идею такого театра, где высокое творчество сочетается с творческим физическим трудом. На основе этого создаются удивительные товарищеские взаимоотношения между людьми, делающими большое общее дело. Общественное и личное становятся единым для каждого тюювца. Это учит быть таким нужным для людей! Это даёт счастье каждому и его окружающим» (Дубровинский сборттик, архив ТЮТа). Практически эта идея была воплощена путём органического сочетания актёрского исполнительского творчества, художественно-производственной деятельности и детского самоуправления. Учебно-воспитательная работа ТЮТа была организована по трём направлениям: сценическая, цеховая и досуговая деятельность. Сценическая деятельность должна была включать в себя учебные занятия по овладению основами актёрского мастерства, подготовку и исполнение ролей в спектаклях, цеховая - создание художественного оформления и обслуживание спектаклей, досуговая - организацию межличностного общения во внеучебной деятельности.
На этапе создания детского коллектива ТЮТа была очевидна и закономерна связь с технологией формирования коллектива, разработанной в педагогической практике А.С.Макаренко: принцип гласности, ответственная зависимость, параллельное действие, опора на актив, дружеское единение, мажор , готовность к упорядоченному, деловому действию, формирование и сохранение коллективных градаций - вот педагогические ориентиры, следование которым, по-видимому, во многом определило успех, задуманного Дубровиным дела. На протяжении 34 лет детское самоуправление в ТЮТе было лабораторией «парламентской культуры» и генератором совместных творческих дел, многие их которых стали традиционными6.
По мнению одного из учеников Дубровина, участвовавшего в создании ТЮТа, нынешнего художественного руководителя театра, Е.Ю.Сазонова смысл создаваемого Дубровиным театра заключался в том, чтобы «дать детям и юношеству своего рода "поле" для развития и деятельности, предоставить пространство для осуществления и воплощения самых сущностных и возвышенных потребностей - потребности в правде и справедливости, дружбе, игре, свободе выбора, просто свободе, наконец!» (195). Так возник Театр Юношеского Творчества - театр детей, которые, играя, решают свои взрослые проблемы, и театр взрослых, которые прилагают все усилия к тому, чтобы их воспитанники обретали необходимый для взрослого человека жиз-
Каждая отдельная программа представляет собой определенную систему развития и воспитания детей в рамках той или иной театральной профессии. В каждой определены общие и специфические задачи, разработаны курсы профилирующих дисциплин, направленные на овладение основами определенной театральной специальности. Большое внимание уделено производственной работе, которая способствует закреплению приобретенных умений и навыков, повышению профессионального уровня подростков. В каждую программу ингеїрирован курс художесгвенных дисциплин, который направлен на художественное воспитание подростков и способствует расширению их представлений об избранной специальности.
Объединяют все программы общие взгляды на проблему воспитания, развития и обучения детей в сфере театрального искусства, единая методика, базовые цели-и задачи,-на-решение которых направлены усилия всех педагогов, а.также общие пришпшы организации, учебно-воспитательного процесса^ обеспечивающие использование различных элементов театрального искусства для раскрытия творческого потенциала подросгка, ею самоопределения и становления-как шдшцешю развитой личности.
Театр - искусство коллективное. В центре этого искусства стоит, несомненно, творчество актёра, но зрелищный характер театрального действия требует активного использования других видов пластических и прикладных искусств. Структура любого театра включает в себя актерскую іруппу и художественно-постановочную часть. Спектакль является плодом творческой и профессиональной деятельности этих двух основных составляющих театра. Таким образом, включение ребёнка в полноценный процесс создания спектакля даёт ему возможность познакомиться с широким спектром видов творческой деятельности и реализовать свой собственный творческий потенциал в одном из выбранных направлений.
Цели и задачи воспитательного процесса в ТЮТе обусловлены, с одной стороны, актуальными проблемами становления и адаптации личности подростка в современном мире и, с другой стороны, спецификой театрального искусства. В качестве основной цели учебно-воспитательного процесса «Комплексная образовательная программа ТЮТа» предлагает воспитание личности, способной к саморазвитию и самопроектированию, к сознательному и независимому выбору духовных и нравственных ценностей.
Изучение личности подростка на первом году обучения как условие развития творческого интереса
Задача данного параграфа состоит в том, чтобы проследить, каким образом происходит изучение личности подростков в процессе их обучения основам театрального дела. В основу данного параграфа легли исследовательские материалы, полученные в результате многолетних наблюдений за жизнью детского коллектива и профессиональной деятельностью педагогов ТЮТа, а также результаты собственного педагогического опыта автора.
Изучение подростков начинается ещё в период их приёма в ТЮТ. Во время записи на прослушивание проводится сбор самой общей информации о личности подростков, позволяющей произвести возрастную и тендерную дифференциацию, необходимую для соблюдения оптимального соотношения в коллективе мальчиков и девочек, детей младшего и старшего подросткового возраста.
Планомерное педагогическое изучение, цель которого - получить более полную информацию о свойствах личности и мотивах подростков, поступающих в ТЮТ, начинается в ходе творческого конкурса. Конкурсный отбор осуществляется по результатам выполнения творческих заданий (чтение басни, стихотворения, выполнение простейших актерских этюдов). Изучение ведется следующими методами: 1. педагогическое наблюдение в специально созданных ситуациях, 2. краткая беседа.
Творческий конкурс осуществляется в ходе трёх туров. Внешняя цель конкурса состоит в том, чтобы выявить подростков наиболее склонных к занятиям театральным творчеством и определить их основные психофизические показатели.
Первый тур носит рекомендательный характер. Его педагогическая цель - знакомство с поступающими в ТЮТ подростками, выявление склонности и интереса подростков к занятиям театральной деятельностью, а также выявление их соїгутствующих интересов. Результатом первого тура является формирование общей картины творческих интересов и уровня актёрской подготовки, записавшихся на прослушивание подростков.
Второй тур направлеи на выявление и оценку личностных характеристик подростка. Условно их можно разделить на две группы:
1. психологические характеристики (психологический тип личности, темперамент, эмоциональные особенности личности),
2. свойства личности, необходимые для занятий актерским творчеством (выразительность речи, пластическая выразительность, внутренние видения7).
Результатом второго тура является уточнение общей картины творческих интересов - выявление интересов в сфере художественного творчества, в целом, и в сфере театра, в частности, наличия опыта разнообразной предметной деятельности (со слов подростков), а также фиксация некоторых психологических характеристик и свойств личности, необходимых для занятий актёрским творчеством.
Третий тур, в отличие от двух гфедыдущих, проходит не в аудитории, а непосредственно на театральной сцене. Цель третьего тура состоит в том, чтобы выявить умение подростка осуществлять простейшие сценические действия, ориентироваться в сценическом пространстве и действовать в воображаемой ситуации. Результатом третьего тура становится подведение итогов творческого конкурса и анализ полученных в ходе прослушивания данных.
Наблюдения и беседы, проводившиеся в 1999/2000, 2000/2001 и 2001/2002 учебных годах на этапе приёма студийцев, позволили составить представление об интересах, любимых занятиях и мотивах поступающих в ТЮТ подростков.
Среди прочих вариантов доминируют три основных мотива, влияющие на выбор подростками данного коллектива: поиск интересной формы досуга, потребность в общении со сверстниками на основе общих интересов, потребность в профессиональном самоопределении.
Три указанных мотива действуют одновременно, дополняя друг друга, поэтому их разделение достаточно условно. Тем не менее, относительно каждой возрастной категории можно обозначить тенденции к доминированию того или иного мотива. Описание этих тенденций приведено в таблице 1. Данные приведены с учётом общего количества подростков, участвующих в творческом конкурсе. Их число ежегодно составляет примерно 400 человек.
Анализ данных, касающихся интересов подростков, позволил прийти к выводу о том, что в ТЮТ записываются подростки, стрежневые интересы которых связаны, как правило, со сферой игровых, или исполнительских, видов искусства (драматизация, пение, танец), реже - с литературным творчеством и прикладными видами изобразительного искусства (лепка, резьба по дереву, выжигание, вышивание и т.п.). Многие из них занимались или продолжают занятия по названным направлениям деятельности в других коллективах, многие занимаются деятельностью, напрямую не связанной со сферой художественного творчества (спорт, туризм, техническое творчество), что позволяет сделать вывод о наличии у большинства подростков опыта разнообразной предметной деятельности. Полученные предварительные данные о творческих интересах становятся основанием для включения поступивших в ТЮТ подростков в деятельность актёрских студий и студий производственных цехов. Обучение подростков в актерских студиях и студиях производственных цехов происходит параллельно, хотя учебный процесс в том и другом направлении организован по-разному.
Как уже было сказано выше (см. Гл. II, 2.2.), главная цель обучения на первом уровне - адаптация к новым условиям жизни в таком сложном организме как театр, знакомство с традициями и законами ТЮТа. На достижение этой цели направлены учебные программы актёрских студий и студий производственных цехов. Основная задача актёрских студий, помимо обучения основам актёрского мастерства, - это развитие коммуникативных умений и умений коллективной работы. Решение этих педагогических задач способствует успешному вхождению подростка в систему личностных взаимоотношений внутри коллектива, возникновению психологического комфорта и, как следствие, созданию среды, способствующей активной коммуникации и проявлению творческого потенциала личности подростка, развитию его творческих интересов. Решение всех этих задач осуществляется в ходе занятий по актёрскому мастерству, а также в ходе коллективной деятельности по созданию выпускной творческой работы. Различные тематические блоки актёрского тренинга, а именно, (а) тренинг коммуникативных умений, (Ъ) тренинг креативности, (с) личностный тренинг, направлены на развитие восприятия, совершенствование ассоциативного мышления, развитие фантазии и воображения, различных типов внимания, аффективной и образной памяти (зрительной, слуховой, осязательной, кинестетической), значительная часть занятий посвящена работе над двигательной координацией, физическим самоощущением подростка и его ориентацией в условном сценическом пространстве. Работа с детьми в этом направлении помогает им лучше узнать себя и понять других людей, расширяет их представления о применении своих творческих возможностей в целом, повышает самооценку и побуждает подростков к самосовершенствованию. Необходимость выполнять коллективные творческие задания и действовать на сценической площадке «в ансамбле» способствуют возникновению взаимопонимания между членами группы, которое проявляется в так называемом чувстве партнёра и помогает определить своё собственное место в микроколлективе.