Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете Штретер Юлия Николаевна

Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете
<
Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Штретер Юлия Николаевна. Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2004 255 c. РГБ ОД, 61:05-13/167

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы проблемы нравственного воспитания студентов в императорском казанском университете

1.1 Приоритетные подходы исследования нравственного воспитания в Императорских российских университетах 18

1.2 Базовые понятия исследования: нравственное воспитание, цели нравственного воспитания, нравственные ценности, ценностные ориентации, условия нравственного воспитания, нравственная культура, мораль, этикет, духовность, духовное и светское воспитание 48

1.3 Социально-политическая обстановка и особенности университетской политики Российского государства в XIX веке 80

Выводы по главе I 91

ГЛАВА II Теоретический анализ нравственного воспитания в императорском казанском университете

2.1 Педагогические условия, формы, методы и средства нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета 95

в период действия устава 1804 года 97

в период действия Устава 1835 года 117

в период действия Устава 1863 года 137

в период действия Устава 1884 года 153

2.2 Теоретический анализ содержания, целей, ценностей и идеала нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета 171

3.2 Творческий перенос традиций, традиционных целей и ценностей нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета в современные условия 195

Выводы по главе II 213

Заключение 220

Список литературы 231

Приложения 245

Введение к работе

Одна из актуальных проблем модернизации высшего образования в России - это исследование проблем воспитания студенческой молодежи с высоким уровнем развития нравственной культуры, нравственных ценностей. Поэтому в разработку педагогической модели нравственного воспитания студентов университетов входит исследование его приоритетных целей и ценностей, педагогических условий, методов, средств и форм. В советский период истории педагогические цели и ценности нравственного воспитания подменялись идеологическими призывами — лозунгами, или были настолько абстрактными, что не учитывали конкретного субъекта воспитательного процесса, поэтому не могли быть в полном объеме и содержательно представлены в реальном педагогическом процессе.

В XIX веке в педагогической теории и практике было наработано огромное наследие, которое еще не изучено до конца.

В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема осмысления философского, теоретико-методологического и педагогического наследия, традиций нравственного воспитания студентов XIX века, его целей и ценностей в одном из старейших вузов России — Казанском Императорском университете, которому в 2004 году исполняется 200 лет.

Императорский Казанский университет сложился как учебный, научный и культурный центр, осуществлявший научно-методическое руководство всеми учебными заведениями округа. В XIX веке в Казанский учебный округ входили 13 губернских и 129 уездных городов, он органично вошёл в хозяйственно - экономическую и духовную жизнь России, сделавшись одним из ведущих экономических и культурных регионов. Этому способствовало географическое положение, особенности руководства университетом, законодательное устройство, просветительская деятельность преподавателей университета и ряд других факторов.

В Императорском Казанском университете накопился не только богатейший образовательный, но и воспитательный опыт, сложилась своя система нравственного воспитания российской элиты, совершенствования качества образования и подготовки педагогических кадров. Прогрессивные педагогические идеи получали развитие, распространение и воплощались в Казанском округе, который в отличие от других многонациональных регионов не имел межнациональных конфликтов. Поэтому, знание историко-педагогического наследия Императорского Казанского университета особенно актуально с позиции насущных проблем нравственного воспитания студенческой молодежи современной высшей школы.

В историко-педагогической литературе описание содержания
нравственного воспитания в XIX веке, часто подменялось описанием
общественно-освободительного и революционно-демократического

движения. А сам процесс нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета XIX века излагался либо с классовых позиций коммунистической морали, либо был настолько идеологизирован, что его содержание в полном объеме не были предметом специальных педагогических исследований.

Вместе с тем как положительную тенденцию следует особо отметить педагогические исследования о Казанском университете, проведенные в 1940-50-е годы Б.П. Рождественским, Т.В. Шуртаковой, в 1970-е годы, Г.А.Петровой, Г.И Королевой, которые в основном касались особенностей и условий подготовки учителя к воспитательной деятельности в Императорском Казанском университете.

Известные дореволюционные исследователи Казанского университета Д.А. Корсаков, Н.П. Загоскин, Н.Н. Булич изучали и описывали исторические факты, личности профессоров, общую академическую атмосферу.

В ряде исследований, посвященных 200 летней юбилейной дате проведенных: Е.А. Вишленковой, СМ Михайловой, А.С.Хакимовои В.В.Астафьевым, Ю.И.Смыковым и др., были заново осмыслены

исторические факты университетской жизни, научные исследования, проводившихся в период XIX века. Однако богатейший опыт нравственного воспитания студентов Казанского Императорского университета не подвергался целостному, содержательному анализу с педагогической точки зрения.

Сложившиеся в первую половину XIX века в системе университетского образования, механизмы нравственного воспитания, основанные на ценностях христианского православия, вступили в противоречие с развитием рыночных отношений, возвышением разночинского сословия. Это привело к возникновению ряда противоречий в педагогическом взаимодействии преподавателей и студентов, так как качественно изменились требования общества к идеалам, целям и ценностям личности, между:

необходимостью создания системы нравственного воспитания в высших учебных заведениях и не удовлетворительным для этого уровнем подготовленности педагогических кадров;

государственным заказом на определенные нравственные цели, ценности и недостаточным нравственным уровнем выпускников университета;

сильно выраженной регламентирующей деятельностью педагогов через способы передачи ценностного отношения к миру «в готовом виде» и желаниями самой личности студента к саморазвитию и актуализации собственных целей и ценностей.

целями государства, состоящими в воспитании преданных самодержавию образованных врачах, ученых, педагогах, юристах, чиновниках и собственными целями личностного саморазвития студенческой молодежи;

проводимыми Императорским Казанским университетом воспитательными мерами и получаемым нежелательным результатом -революционными настроениями у студентов разночинской прослойки;

потребностью университетов в научном осмыслении процессов, происходящих в студенческой среде, и недостаточным количеством научных исследований, охватывающих весь спектр актуальных педагогических проблем, в том числе проблем духовно-нравственного воспитания.

Эти противоречия усугублялись еще и тем, что идеальные целя как предвосхищение весьма отдаленного результата нравственного воспитания проецировались на конкретный социальный институт, занимающийся образованием, и на конкретную личность. И поскольку реализовать эти цели в короткий период жизни, связанный с образовательным периодом было невозможно, то даже призрачное приближение к ним создавало ощущение реальных достижений университета и государства.

Выявленные противоречия обусловили выбор проблемы исследования: каковы приоритетные цели и ценности, а так же условия нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете.

Объект исследования: процесс и результат нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета в период XIX века.

Предмет исследования: приоритетные цели, ценности и социально-педагогические условия нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете.

Цель исследования: определить и выявить педагогические цели и ценности нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета.

Гипотеза исследования: строилась на основе предположения о том, что если осуществить историко-ретроспективный анализ сущности целей и ценностей с учетом социально-педагогических условий, включая содержание, формы и методы нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета, то это позволит объективно

описать процесс и результаты нравственного воспитания студентов в XIX столетии.

А так же переосмыслить как положительный, так и отрицательный опыт нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета, и тем самым восполнить пробел в истории Российских Императорских университетов в области осмысления нравственного воспитания студенческой молодежи. А так же создаст возможность творческого переноса целей, ценностей и традиций в современные условия университетского образования.

Задачи исследования:

  1. Выявить и описать содержание целей и ценностей нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете в XIX веке в контексте анализа понятий, «нравственное воспитание», «нравственная культура», «нравственные цели и ценности», «нравственный идеал».

  2. Осуществить теоретический анализ социально-педагогических условий нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете в XIX столетии в период действия университетских уставов 1804, 1835, 1864, 1881гг.

  3. Установить приоритетные цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете.

  4. Раскрыть особенности содержания, форм и методов нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете в XIX

столетии.

5. Выявить возможности творческого использования опыта
нравственного воспитания в Императорском Казанском университете в
современных условиях.

Методологической основой исследования являются: диалектика как общий метод познания, заключающийся в целостном рассмотрении явлений и процессов в их развитии, взаимозависимости, взаимодействии и взаимообусловленности, а также синтез философских, исторических и

педагогических концепций раскрывающих педагогические основы нравственного воспитания студентов в условиях университетского образования в дореволюционный период с опорой на традиционные исторически сложившиеся ценности православия, принципы гуманизма, ценности человеческой личности и ее свободы.

Исследование построено на методологической основе,
соответствующей специфике историко-педагогического исследования.
Первоначальное представление о степени исследованности было получено с
помощью методов историографии. Был использован комплекс методов:
ретроспективный, сравнительно-исторический, сравнительно-

сопоставительный, историографический. В основу исследования были положены принципы: системности, историзма, культуросообразности, аксиологический, деятельностно-личностный. Принцип соотношения логического и исторического.

Методы исследования: системный и сравнительно-сопоставительный педагогический анализ фактов и материалов, отражающих педагогические условия, цели, ценности и содержание нравственного воспитания; систематизация и обобщение теоретических данных и фактов;

Частными методами явились: выявление и отбор фактического материала, его историко-педагогический анализ, сопоставление литературных данных с архивными документами, выявление тенденций и закономерностей.

Источниками исследования являлись: Материалы и документы, отражающие развитие истории педагогики и образования в России. Концептуальные идеи русских педагогов: М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, Г. Генкеля, А.П. Медведкова, Л.Н. Модзалевского, СИ. Миропольского, Н.И. Пирогова, М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.М.Карамзина и др. Педагогов и профессоров Казанского Императорского университета: А. Анастасиева, А.А. Красновского, Н.И. Лобачевского Н.П., Загоскина и др.

Нормативные документы российского государства в области народного просвещения и воспитания, различные программно - методические материалы. Архивные материалы: сборник постановлений по Министерству народного просвещения, общие уставы Императорских Российских Университетов, инструкции инспектору студентов Императорского Казанского университета, диссертации. Труды отечественных русских философов Н.А. Бердяева, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, B.C. Соловьева. Министров народного просвещения и видных государственных деятелей А.В. Головина, В.Н. Каразина и др.

Труды историков, педагогов; философская, социологическая и культурологическая литература, а также работы по истории, религии, антропологии, психологии и другим отраслям обществознания и человековедения, содержащие в себе материалы по проблематике диссертационного исследования. Законодательные акты; справочные издания, педагогическая, философская, культурологическая энциклопедии, словари, мемуары, воспоминания, публицистическая литература.

Православные первоисточники, творения: Иоанна Златоуста, Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника; Исаака Сирина, Феофана Затворника, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, профессора архимандрита Платона Игумнова, профессора Н.И. Ильминского, митрополита Владимира Богоявленского, священника Б.П. Вышеславцева. Основные этапы исследования.

Первый этап — (2000-2001 год) - первоначальное знакомство с источниками по обозначенной проблеме, трудами историков университета; с педагогическими исследованиями по нравственному воспитанию, работами культурологов, с трудами социологов, архивные материалы по истории и чтение истории и трудов педагогов Казанской Духовной Академии.

Второй этап - (2001-2002 год) - попытка создания концептуального видения политических и педагогических целей нравственного воспитания, изучение образовательной политики Министерства Народного Просвещения,

)0

влияния личностей министров на образовательную политику. Знакомство с архивными материалами, с трудами отечественных философов, педагогов XIX века в контексте нравственного воспитания.

Третий этап - (2002-2004 год) - Проведение анализа и систематика приоритетных целей и ценностей нравственного воспитания студентов в Казанском Императорском университете по различным источникам: протоколам педагогического общества, личным воспоминаниям различных авторов и изучение системы нравственного воспитания по различным литературным источникам. Изучение форм и методов нравственного воздействия в ХГХ веке и на современном этапе. Сравнение педагогических целей и социально-педагогических условий в XIX и XX - начале XXI веков, обобщение полученных результатов, их отражение в публикациях, в процессе практической педагогической деятельности со студентами Казанского государственного университета.

Научная новизна работы состоит в следующем;

Впервые осуществлено целостное историко-педагогическое исследование нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета, с учетом анализа таких системообразующих элементов, как цели, ценности, идеалы, педагогические условия, содержание, методы и формы.

Исследование особенностей нравственного воспитания в Казанском Императорском университете позволило выявить устойчивую, целостную, динамическую систему воспитания, где на всем изучаемом отрезке истории педагогической основой нравственного воспитания было христианское православие и его базовые нравственные идеалы и ценности, которые трансформировались в соответствующую систему личностных качеств, на воспитание которых была ориентирована вся система нравственного воспитания в Императорском Казанском университете.

Установлено, что в качестве нравственных основных ценностей-идеалов были христианские добродетели: святость, жертвенность, верность,

милосердие, трудолюбие, воспитание уважения и любви к добродетельной жизни;

Было выявлено, что процесс нравственного воспитания происходил

через взаимообусловленное усвоение светских и православных нравственных ценностей:

Содержание, формы и методы нравственного воспитания тесно связаны с методами обучения и воспитания в Казанской Духовной Академии (Казанской Духовной семинарии), так как университет, особенно в первые годы своего существования был тесно связан и общностью профессорско-преподавательского состава.

Цели нравственного воспитания оказывались достигнутыми, если у студента университета, были сформированы следующие ценности, которые позволяли впоследствии эффективно и профессионально действовать, являясь критериями нравственной воспитанности:

S любовь к Богу, что выражалось в соблюдении Десяти заповедей и регулярном соблюдении таких православных обрядов как: Евхаристия, исповедь, посещение богослужений;

^любовь к Царю и Отечеству через служение им и обязательное принесение профессиональной пользы;

S долг и честь;

S уважение к родителям;

f любовь ко всему национальному русскому; S забота об общественном достоянии;

S поддержание общественного порядка через поддержание сословности;

S товарищество и взаимопомощь, гуманное отношение к людям S умение мыслить; S энциклопедизм; Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

Систематизированы и конкретизированы представления о политических и педагогических целях, ценностях и теоретических основах нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете;

Дано современное представление о педагогических условиях нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете в период действия Уставов 1804, 1835, 1863, 1884 гг.;

Описаны педагогические основы нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете в контексте социально-исторической обстановки;

Обоснованы критерии нравственной воспитанности студентов в Императорском Казанском университете.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей нравственного воспитания российской интеллигенции в Казанском Императорском университете, включение их в активный фонд концепций воспитания, возможностью активного использования этих материалов при формировании современных концепций воспитания студентов в Казанском государственном университете и других высших учебных заведениях России. Результаты выполнения исследования помогут учесть негативный опыт и создать более продуктивные, практические варианты решения основных проблем нравственного воспитания студентов в современных условиях, кроме того, они могут быть использованы при составлении учебных программ, пособий, курсов, особенно психолого-педагогического цикла.

Императорским Казанским университетом ценой проб и ошибок был приобретен бесценный опыт, благодаря которому были наработаны основополагающие педагогические приемы нравственного воспитания (система руководства, система занятий, система педагогических целей и ценностей, содержание, формы, методы и условия и пр.). Это явилось немалой заслугой того, что в области естественных наук в Казанском университете сформировались такие крупнейшие научные школы, как математическая, химическая, медицинская, геологическая, геоботаническая, электрофизиологическая и др. Залогом успешного становления и развития этих школ послужили отечественные системы образования и воспитания, а так же хорошо поставленное правовое обеспечение и непрерывное совершенствование нормативной базы высшей школы в XIX веке.

Апробация и внедрение результатов исследования Апробация основных положений и выводов была проведена на пяти Всероссийских конференциях. Результаты исследований были опубликованы в материалах научно-практических конференций: VIII, IX, X, XI, XII Всероссийских научно-практических конференций: VIII Всероссийской научно-практической конференции "Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования", Казань 2000 г.; IX Всероссийской научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования», Казань, 2001; X Всероссийской научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования», Казань, 2002; XI Всероссийской научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества воспитания», Казань, 2003; XII Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности», Казань, 2004. Результаты исследований опубликованы так же в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Формирование духовности личности: история, теория, практика» на вторых Равки неких

чтениях конференции Москва - Йошкар-Ола в 2001 году, В коллективном сборнике статей «Мониторинг качества воспитания в контексте педагогического образования», под научной ред. В.И. Андреева, В научно-публицистическом альманахе факультета журналистики, социологии, психологии Казанского государственного университета «Тонус». Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Сложившаяся система нравственного воспитания в Императорском Казанском университете имеет внутреннюю, воспроизводящуюся во времени структуру, состоящую из следующих компонентов: целей, ценностей, идеалов, содержания, педагогических условий, методов и форм, а также субъектов педагогического процесса - преподавателей и студентов.

  2. Содержание учебных дисциплин в изучаемый период заключало в себе черты светского университетского образования европейского типа, в то же самое время университет являлся учебным заведением полузакрытого типа, особенно на его начальном этапе, а его организация жизни и воспитательная деятельность заключались в приоритетной нравственной направленности.

  3. Нравственный идеал, влиявший на формирование приоритетных целей и ценностей нравственного воспитания, представлял собой взаимосвязанную совокупность трех компонентов: традиционных нравственно-религиозных основ православия, идей народности и служения Богу, Царю и Отечеству, а так же ценностей, сформированных университетской культурой,

  4. Воспитываемые нравственные качества в первой половине XIX века: вера в Бога, гражданственность, любовь к Родине, воля, терпимость, смирение, послушание, скромность, честность, правдивость, нравственная чистота, простота, незлобие, уступчивость и сострадание. В приоритетные воспитываемые профессиональные качества входили: долг, честь, ответственность.

  1. Важным показателем результативности нравственного воспитания студентов являлись качества, которые приобретали деятельностный аспект: благородство, благовоспитанность, благонадежность, доверие -приоритетные ценности, создающие идеальный образ будущего государственного служащего, наделенного особым доверием, чиновника, которым можно гордиться как образцом нравственности и служения царю и отечеству.

  2. В Казанском Императорском университете были так же эффективно реализованы педагогические идеи, воспитывающие гражданственность и патриотизм, они состояли в сочетании предметов гуманитарного цикла: российской истории, российской географии, российской словесности; российской литературы в относительно оптимальном сочетании с предметами естественно-математического и профессионального цикла.

  3. Базовой основой нравственного воспитания являлось христианское православие, нравственные ценности которого были гармонично вплетены в учебный процесс, являясь его системообразующей философско-методологической основой.

  4. Нравственное воспитание активно осуществлялось через всю систему обучения через: наличие специального воспитателя - инспектора, совершаемые религиозные обряды, проповеди, состав предметов гуманитарного цикла, актовые речи ректоров, активное личное влияние преподавателей, всевозможные инструкции, учебные и внеучебные формы контроля, к которым относился гласный и негласный надзор.

  5. Педагогическим содержанием нравственного воспитания являлись:

Патриархально-православная традиция воспитания - в период действия Устава с 1804 по 1835 гг.

Православная воспитательная традиция и теория официальной народности в период действия Устава с 1835 по 1861 гг.

Православная воспитательная традиция, отечественная философия и гуманистические взгляды западноевропейской философской,

антропологической и педагогической мысли в период действия Устава с 1861 по 1884 гг. и в период с 1884 по 1917 гг.

Достоверность научных результатов обеспечивается опорой на общефилософские положения теории познания, традиционные общечеловеческие ценности, постулаты православия, широким привлечением архивных материалов и сравнением с исследованиями различных авторов истории Казанского Императорского университета.

Достоверность научных результатов обеспечивается опорой на общефилософские положения теории познания, традиционные общечеловеческие ценности, постулаты православия, широким привлечением архивных материалов и сравнением с исследованиями различных авторов истории Казанского Императорского университета.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав (семи параграфов), заключения, приложений и списка литературы.

, Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, дается краткая характеристика этапов и методов исследования, характеризуется его научная новизна, практическая значимость и достоверность.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируется цель, гипотеза, задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов работы, выдвигаются основные положения выносимые на защиту. Представлены данные по апробации и внедрению результатов исследования.

Первая глава «Теоретико-методологические основы проблемы нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском Университете» содержит два параграфа, в которых раскрываются приоритетные принципы исследования нравственного воспитания в

Императорском Казанском университете. Обосновывается принцип системности, историзма, культуросообразности, деятельности о-личностного подхода и др. А так же раскрываются базовые понятия исследования: «нравственное воспитание», «нравственная культура», «нравственные идеалы», «нравственные цели и ценности». Дается анализ социально-политической обстановки и особенностей университетской политики Российского государства в XIX веке

Вторая глава - «Теоретический анализ нравственного воспитания в Императорском Казанском университете» Раскрывает педагогические условия, формы, методы и средства нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета в период действия различных уставов: 1804, 1835, 1863 1884 года, а так же осуществлен теоретический анализ содержания, целей, ценностей и идеала нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета.

Раскрыты педагогические традиции нравственного воспитания студенческой молодежи.

В заключении формулируются основные выводы, и положения.

Приоритетные подходы исследования нравственного воспитания в Императорских российских университетах

История университетов это не только история науки и научных учреждений, это история людей, история индивидуальностей. Сложность исследования этих объектов явилась причиной того, что отечественная историография ещё не выработала особого направления исследований университетов как отдельной отрасли науки.

Н.И. Пирогов сказал, что «российские университеты являются важной органической частью отечественной истории, а их всестороннее изучение -одной из актуальных проблем науки. Каждому из университетов свойственна борьба мнений и идей его представителей. Ни один них никогда не выступал в роли консервативно-охранительного власть имущих учреждения, равно как не мог он олицетворять и только идею прогресса» [62, 4].

Потому, для того чтобы описать и выявить теоретико-методологические основы нравственного воспитания в университетах, необходимо очертить круг приоритетных принципов для данного исследования. «Не рискуя впасть в преувеличение, можно сказать, что разыскание, выборка литературных, архивных, документальных и других, относящихся к данной теме источников, их рассмотрение, их оценка и все другие историографические процедуры — суть производное от методологии» [103, 8].

Прежде всего, нравственное воспитание студентов в Императорских Российских университетах в период XIX столетия - это сложный динамический процесс, обладающий многофакторным единством трех состояний: прошедшего, настоящего и будущего, обусловленный взаимосвязью и взаимозависимостью факторов: политических, экономических педагогических и общекультурных. Поэтому было бы уместным рассмотрение такого сложного для анализа объекта как процесс нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете во взаимообусловленности, взаимосвязи, взаимозависимости. Выделим подходы, как приоритетные принципы исследования: системный, личностно-деятельностный, аксиологический, антропологический, культурологический, иерархический, цивилизационный, а так же принцип единства исторического и логического, а так же подход христианского православия. Особенностью современного научного подхода является познание систем и их закономерностей. Опираясь на труды А.Н. Аверьянова, В.П. Беспалько, А. А. Кирсанова, Н.В. Кузьмина, В.П. Садовского, П.П. Щедровицкого, Р.В. Шакирова и других, можно сделать вывод, что в системном анализе, как способе научного исследования сложноорганизованных объектов, на первое место становится не анализ составных частей объекта, как таковых, а его характеристика как определенного целого и раскрытие организационных форм, обеспечивающих данную целостность. А так же «Признаками любой системы являются: наличие компонентного состава, структурность; многоуровневость, иерархичность (субординация) компонентов; присутствие системообразующего компонента; зависимость функций каждого компонента от его места в системе; обусловленность действия системы свойствами ее структуры; несводимость свойств системы к простой сумме свойств ее компонентов; взаимосвязь с другими системами, способность входить в состав более «широких» и содержать в себе более «мелкие» в качестве подсистем» [64, 55].

В данном исследовании, которое касается системы нравственного воспитания студентов Императорских Российских университетах в XIX столетии, было бы уместным применение принципов и методов системного анализа. Необходимо отметить, что воспитательные системы, принадлежащие к разряду социальных объектов, обусловлены многообразными социальными связями и отношениями, следовательно, имеют свою специфику. Существенным для воспитательных систем является то, что они всегда целенаправленны, динамичны, способны к саморегуляции, самоорганизации, т.е. могут за счет внутренних ресурсов изменять и совершенствовать свою структуру. Процесс развития воспитательной системы идет неравномерно и требует непрерывной корректировки, что осуществляется путем управления извне и саморегуляции.

Любая воспитательная система включает: комплекс воспитательных целей; общность людей, их реализующих; их деятельность, направленную на реализацию целей; сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятельности; часть окружающей среды, которая освоена для реализации принятых педагогических целей воспитания; управленческая деятельность по обеспечению жизнедеятельностью воспитательной системы.

Исследование опиралось на определение нравственного воспитания, данное в Российской педагогической энциклопедии: «Нравственное воспитание - одна их форм наследования нравственности в обществе» [139, 59]. Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Так как оно является результатом всех взаимосвязанных компонентов целостной социально-политической системы образования и воспитания. Государственный заказ обусловил особенности образовательно-воспитательной политики, и задал качественное своеобразие целей и воспитываемых приоритетных ценностей нравственного воспитания студентов Императорских Российских университетах в XIX столетии.

Системообразующими факторами нравственного воспитания являлись: цель - деятельность - личность, Поэтому, описание процесса нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском Университете XIX века осуществлялось при опоре на философскую методологию личностно-деятельностного и антропологического подходов, которые предусматривают выделение системообразующих характеристик процесса, определяющих его сущностную природу и качественное своеобразие.

Нравственное воспитание личности студента Императорского Казанского университета - это, с одной стороны, процесс и результат действия системы: Государство - Министерство Народного Просвещения -Устав - Университет - Воспитываемый. С другой стороны, «опосредованность личностью всех элементов процесса» [38, ПО]. Понятие «нравственность» может быть рассмотрено и координировано в системе с такими понятиями, как «личность», «общество» и «человеческая деятельность». «Общество» — это и коллективный субъект человеческого действия, взятый в предельно обобщенном плане; и отношения и связи, образующие социальную систему. «Деятельность» - это социально направленная активность людей. С этой точки зрения личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые реализуются через содержание, ценности и смысл совместной деятельности.

Наше исследование касается педагогического взаимодействия преподавателей и студентов как деятельности, « ... в основе, которой осуществляется их обучение, воспитание и развитие... В зависимости от вида деятельности с учетом ее целей, содержания, формы, методов, средств, условий, меняется сама методика и технология учебно-воспитательного процесса...» [5, 28].

К деятельности обращаются многие исследователи в русле своей концепции либо как к инструменту, позволяющему изучать систему педагогических средств, либо как к ведущему средству воспитания. «Любая деятельность человека, - писал Б.Г. Ананьев, - осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, т.е. социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо-личность, субъекта и объекта исторического процесса» [3, 5].

Социально-политическая обстановка и особенности университетской политики Российского государства в XIX веке

В первой половине XIX в. Российская империя являлась одной из крупнейших европейских держав. Её территория включала огромные пространства Восточной Европы, Северной Азии (Сибирь, Кавказ), Северную Америку (Аляска). Её территория расширилась с 16 млн. до 18 млн. кв. км. В 1795г. в России, по данным переписи насчитывалось 37.4 млн. человека, а в 1857г. - 59.3 млн, человек за счет естественного прироста и присоединения Финляндии, Царства Польского, Бесарабии, Кавказа и Казахстана. Политической формой российского государства в период создания университетов являлась монархия, возглавляемая Александром 1 (1801-1825 гг.).

Территория Российской империи делилась на губернии, области, уезды. Россия являлась абсолютистским и крепостническим государством. Во главе Российской империи стоял император, обладавший всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. Население России делилось на сословия. Самым состоятельным, образованным, привилегированным и господствующим сословием было дворянство. Важнейшей привилегией дворянства было владение крепостными крестьянами. Дворянство было освобождено от всех податей и повинностей, от обязательной службы, имело преимущество в получении наград, в занятии должностей в гражданской и военной службе. В начале 30-х гг. XIX в. насчитывалось около 500 тыс. чел. дворян (примерно 1% населения страны). К числу наиболее привилегированного сословия относилось и духовенство.

В первую половину XIX века университеты комплектовались дворянами. Согласно «Своду законов Российской империи»: потомственное дворянство делилось на 6 разрядов: 1) дворянство жалованное или действительное; 2) дворянство военное; 3) дворянство, приобретенное за получение чина или ордена; 4) иностранные дворянские роды; 5) титулованное дворянство; 6) древние благородные роды (нетитулованные). К началу XX века только титулованных дворянских родов числилось более 830 (около 250 русских князей; 310 графов; 3 маркиза; 1 герцог).2 Богатого дворянства в России было немного, основная масса русского дворянства была средним и даже бедным. Значительная часть дворян не владела ни землей, ни крепостными. Среднее и бедное дворянство все служило. Чаще это были личные дворяне. К личным дворянам примыкали чиновники.3 Дворянами были учителя гимназий, архитекторы, художники, врачи и инженеры, писатели и поэты. Исследователь русского дворянства прошлого столетия Г.А.Евреинов писал о совпадении понятий интеллигент и дворянин. Он подчеркивал, что понятия дворянина, военнослужащего, чиновника, землевладельца и образованного человека почти совпадают, поэтому почти все дворянское сословие состояло из просвещенных людей России. Дворянство сотни лет являлось служилым сословием и именно из его представителей, прежде всего, комплектовались ряды военачальников, ученых, государственных и политических деятелей, людей культуры. (См.1. Буганов В.И. Российское дворянство, ж. Вопросы истории. - 1994 - №1.; 2. См.: Водарский Я.Е. Население России за 400 лет. (XVI - начало XX), М., 1973, с. 79.)

С открытием университетов, к середине XIX в. воспитание образование становится важнейшими функциями государства.

Во второй половине XIX века образованная университетская элита формировалась в основном из так называемых разночинцев. Разночинцем в России считался тот, кто не был приписан к определенному сословию, не продолжал дело родителей, а также тот, кто получал чин или звание по праву образования.

Вызванный к жизни пореформенным буржуазным развитием страны, слой разночинной интеллигенции состоял в основном из нетрудящихся классов, но по преимуществу из наименее обеспеченных их слоев - обедневшего дворянства, мелкого чиновничества, низшего духовенства и др. Интеллигенция оказывалась своеобразным «осадком» общественных структур, межклассовым и межсословным образованием. К середине XIX века она начала набирать силу и создавала свою культуру.

Университеты, включились в воспроизводство образованной национальной элиты, должны были готовить чиновников в аппарат управления страной — надежду и опору государства, а так же учителей и врачей вносить значительный вклад в развитие русской национальной культуры. Именно эти идеи были заложены в основу университетской организации.

Предпосылки в социально-экономической и политической жизни России для учреждения университетов были следующие: разраставшийся бюрократический управленческий аппарат, который требовал создания надежного источника чиновников, а также «распространение русской народности на юг европейской части страны и на зауральские территории, государственное становление Российской империи и выход ее на широкую международную арену, «... формирование всероссийского рынка, развитие горнозаводской промышленности» [129, 73].

С самого начала возникновения высшее образование в России формировалось на двух основных принципах: Первый - сочетание профессиональной, воспитательной и интеллектуальной подготовки студентов, а второй - объединение в единый организм науки и подготовки кадров всех ступеней (гимназия университет - Академия Наук). Университетские округа (их поначалу было шесть), во главе которых стояли полномочные представители центра, попечители. Это обеспечивало единство образовательной и воспитательной политики. Российская университетская система формировалась сразу как государственная, тесно связанная с политическими и гражданскими институтами управления страной. В становлении и развитии отечественной системы образования участвовали такие выдающиеся правоведы, государственные деятели, организаторы образования и культуры, как Каразин, Сперанский, Уваров, Путятин, Штернберг, Пирогов и другие. Университеты являлись единственными высшими общеобразовательными заведениями, и одновременно они являлись центрами всей научной и культурной жизни страны. До конца XIX в, им принадлежала монополия в научных исследованиях. Немногочисленные тогда самостоятельные научные учреждения были тесно связаны с университетами. Даже Академия Наук в значительной степени состояла из профессоров университетов. Университеты были также центрами пропаганды научных знаний и образования в широких слоях общества.

На основе университетов и при их активном участии создавались разнообразные культурно-просветительские учреждения и новые высшие учебные заведения. Первыми исследовательскими организациями, которые раньше всего развились на базе высших школ, были различного рода естественные и гуманитарные научные общества.

Создавая университеты в начале XIX века правительство хотело получить могущественное орудие Российского государства. Университеты, как сословно-представительские учреждения находились под попечительством самого Императора, и назывались Императорскими. Коренное отличие Российских университетов от университетов Западной Европы то, что они финансировались правительством. Но цели государственной политики, преломляясь через различные постановления, уставы, местные особенности не всегда достигали нужного результата, а порой он получался прямо противоположный. Но, тем не менее, развитие идеи университетского образования в XIX веке, как феномена культуры обнаруживает тенденцию увеличения университетского влияния на окружающее общество.

Университеты освобождались от многих пошлин и налогов, имели свою печать, могли приобретать недвижимую собственность, открывать типографии и книжные лавки. Каждый университет был построен со стратегическими целями, поэтому каждый университет имел свою специфику, свои социально-педагогические условия.

Отношение к университетам даже среди крупных ученых было неоднозначным. Например, Н.И. Пирогов характеризовал университет следующим образом: «Он не есть учреждение реальное, ни свободно-научное, ни специальное, ни общеобразовательное, ни воспитательное, ни сословное, ни средневековое корпоративное, ни филантропическое, ни чисто-бюрократическое» [61, 64].

Уставы первых Российских университетов были сняты в общих чертах с подобных учреждений Германии. Они отличались синтезом обучения и науки. На протяжении XIX века вплоть до 1917 года их было четыре - 1804 г., 1835 г., 1863 г., 1884 г. Они определяли структуру и порядок функционирования университетского образования в России.

Устав 1804 сделал университеты самостоятельными (сами преподаватели выбирали своё руководство). Устав 1835 по инициативе Уварова С.С. подчинил университеты чиновникам - инспекторам учебных округов. Устав 18 июня 1863 возвратил самостоятельность (автономию), а устав 1884 вновь подчинил университеты государству.

Концептуальным документом, определившим основания

университетского образования, стали Утвердительные Грамоты Императорских: Московского, Харьковского, Казанского и Петербургского университетов. Грамоты устанавливали их «особые права и преимущества», цели университетского образования, структуру управления, права на выдачу документов об образовании и возведения в университетские степени, права собственности, а также порядок чинопроизводства и материального обеспечения профессорского состава. Сущность стремлений, вызвавших перемену уставов, сводится к борьбе за автономию университетов, к борьбе за самостоятельность, с одной стороны, с другой стороны борьбе министерства со студенчеством, в котором оно хотело подавить «революционный дух» то мерами крайней строгости, то мерами временных уступок, когда строгость оказывалась бессильной. Эта борьба представляет собой печальные страницы университетской истории, в основе которой лежит очевидное недоразумение; «уставная регламентация» имеет большое значение для профессуры, но для жизни студенчества, уставы играли незначительную роль. Оно жило интересами общества, являясь чувствительным барометром его политических настроений, и теми «философскими и научными запросами, которыми русский студент поражает профессоров заграничных университетов» [140, 338].

Выпускники университета должны были вынести из него общие навыки интеллектуального труда, с помощью которых они были бы в состоянии освоить не только все частности специального предмета занятий, но и сделать шаг вперед в развитии общей теории, опередив время путем универсальности образования. Университет обязан был создать человека в лучшем и самом возвышенном смысле этого слова. На университеты наряду с учебными и научными возлагались и административно-педагогические функции. Они должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа, в связи, с чем при советах университетов создавались училищные комитеты, и профессора университетов должны были выполнять функции методистов и инспекторов («визитаторов»).

Педагогические условия, формы, методы и средства нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета

Эффективность нравственно-воспитывающего влияния зависит от условий, при которых реализуется воспитательное действие: место и время протекания ситуации, различные факторы, а так же особенности взаимоотношений воспитателя и воспитуемого и др.

Под педагогическими условиями нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета в XIX веке, в контексте историко-педагогического исследования понимается взаимосвязанная совокупность педагогических мер, социально-исторических факторов, законодательного регулирования через различные уставы, а так же различных мер, проводимых Министерством Народного Просвещения, а так же ответственными за нравственное воспитание студентов — чиновниками (попечителями), ректорами, инспекторами, которые имели отношение к нравственному воспитанию в учебно-воспитательном процессе и обеспечивали достижение учащимися более высокого уровня нравственной воспитанности. Педагогические условия взаимно влияли на формы, методы, средства, что создавало систему нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете XIX века.

Напоминаем, что данное исследование опирается на определение понятия «метод» данное В.И. Андреевым с позиции процессуальной характеристики деятельности. «Метод воспитания - это разработанная с учетом педагогических закономерностей (дидактических) и принципов система приемов и соответствующих им правил воспитательной (обучающей) деятельности педагога, целенаправленное применение которых позволяет существенно повысить эффективность управления соответствующим видом деятельности и общения воспитуемых (обучаемых) в процессе решения определенного типа воспитательных (дидактических задач)» [5, 206].

«Методы воспитания с позиций основных этапов педагогического управления должны включать в себя: целеполагание, планирование, организацию, стимулирование, релаксацию, нормирование, учет, контроль, педагогический анализ и коррекцию» [5, 210].

Методы, характерные для воспитания (преподавания) в целом, выделенные Андреевым В.И. применимы и к нравственному воспитанию.

Особенно важно с историко-педагогической точки зрения, отметить, что наряду с прямым педагогическим воздействием форм, методов и содержания нравственного воспитания важнейшее влияние на студентов и преподавателей оказывает стиль управления учебным заведением. Характер нравственной воспитанности зависит от академической атмосферы, которая создается не только приглашением преподавателей в учебное заведение, но самим стилем отношений, складывающихся между ними, что в известной мере зависит от того, будут ли эти отношения организованы администрацией или самостоятельно выстроены самими участниками научно-образовательного коллектива. Стиль управления влияет так же и на взаимоотношения профессорско-преподавательского состава университета со своим руководством, что находит прямое отражение в уставе. Важно не только схематическое противопоставление стилей: демократизм или бюрократизм, автономия или авторитарность — но и то, насколько педагогически эффективным становится отражение этого стиля управления в учебной деятельности и насколько адекватным задачам нравственного воспитания станет психолого-педагогическое взаимодействие профессоров и студентов в той или иной атмосфере академической жизни. Историко-педагогический анализ позволяет проследить процесс в динамике — от декларативного заявления в статьях устава республиканского или авторитарного стиля управления, взаимоотношений профессорско педагогического состава, как с администрацией, так и со студенческим контингентом до их реализации в научной и образовательной и воспитательной деятельности высшего учебного заведения. [ с.23].

Поэтому, одним из педагогических условий нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета в XIX веке является особенность организации и управления университетом.

Педагогические условия нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета XIX века в период действия Устава 1804 г.

Учебное и административное устройство университета основывалось на положениях устава 1804г. проект, которого был предложен В.Н. Каразиным. Этот устав относился к Московскому Императорскому университету, и с незначительными изменениями должен был быть применен к университетам Харьковскому и Казанскому. Еще ранее утверждены аналогичные уставы - Дерптского (12 декабря 1802 г.) и Виленского (18 мая 1803 г.) университетов. Университет подчинялся Министру Народного Просвещения, Исполнительным органом университета являлось Правление, которое состояло из ректора, деканов и особого непременного заседателя, назначаемого попечителем из среды ординарных и экстраординарных профессоров. Правление ведало всей хозяйственной, административной и финансовой стороной деятельности университета [50, 10].

Университетский устав 1804 года предоставил широкую автономию советам профессоров, которые выбирали ректора, проректоров, деканов четырех факультетов и профессоров на вакантные кафедры при тайном голосовании, автономию правления университета утверждать в ученых степенях, открывать кафедры и т.п. Профессора и адъюнкты утверждались министром, который мог назначить их и по своему усмотрению, остальные попечителем. После 25 лет службы профессору присваивалось звание заслуженного, а его кафедра объявлялась вакантной.

Каразин В.Н. Сочинения. Харьков, 1910; Каразин В. Н. Г773-1842 гг. Биобиблиография. Харьков, 1953; Мироненко СВ. Самодержавие и реформы. М., 1989 Университету вменялось в обязанность вести научную деятельность, распространять научные знания; он должен был ежемесячно созывать для этого собрания Совета. В университетах должны были быть основаны научные и литературные общества, организовываться конкурсы, устанавливаться премии. «...Университет может споспешествовать им печатанием трудов их и периодических сочинений на иждивении хозяйственной суммы...» [118, 37].

Ставя перед университетом задачи формирования необходимого для него типа гражданина, государство все более последовательно занималось совершенствованием системы нравственного воспитания.

Согласно Университетскому уставу, университеты становились центрами управления всеми учебными заведениями своего округа. На базе университетов проводилась подготовка преподавателей средних учебных заведений. При каждом университете должен был быть учрежден педагогический институт для подготовки учителей и «училищный комитет» для управления гимназиями, уездными и другими училищами.

В 10 главе устава, в 109 говорилось, о тех, кто хочет поступить в университет, "...должен представить Правлению Университета свидетельство о своем состоянии, и свидетельство Директора Гимназии о поведении, прилежании и успехах..." [118, 17]..

Ректор был обязан заботится о соблюдении порядка и благопристойности во всем, принадлежащим к университету, и в чрезвычайных случаях иметь право требовать помощи от военного или гражданского начальства..."[118, 37]. В главе 15 за университетом закреплялось "...назидание за учением и воспитание в губерниях, округ его составляющих, прилагают особенное и неутомимое попечение, дабы гимназии, уездные и приходские училища, где оным быть положено, учреждены и снабжены были знающими и благонравными учителями..." [118,37]. Этот устав, подвергаясь с течением времени разным изменениям, просуществовал более тридцати лет. Он был снят в общих чертах с подобных учреждений Германии. Деление университета на факультеты или отделения, соответствовало делению в немецких университетах.

Личность преподавателя, жесткий отбор профессорско-преподавательского состава, а так же поддержка их авторитета государством через приравнивание ученой степени к чинам государственной службы являлось условием нравственного воспитания;

Наличие нравственно воспитанного преподавателя, обладающего возможностью транслировать нравственные знания через учебную и внеучебную деятельность, являлась решающим фактором нравственного воспитания. Идеальный преподаватель в этот период представлялся человеком, траектория жизненного пути которого существует в пространстве духовно-православных ценностей. Его воспитательное влияние заключается в том, что воспитатель прямо или косвенно раскрывает смысл социальных идей, отражающих те или иные ценности, побуждает их к самостоятельному открытию этих идей, их мысленной или опытной проверке, и накоплению личного опыта поведения в соответствии с этими идеями.

Поэтому, профессорско-преподавательский состав подбирался в соответствии с критерием - яркий убежденный консерватизм, исполнительность и личная преданность монарху.

Теоретический анализ содержания, целей, ценностей и идеала нравственного воспитания студентов Императорского Казанского университета

Долгое время различными исследователями Россия XIX века описывалась как реакционное и полицейское государство, где система образования находилась в состоянии кризиса, а основная масса населения была малограмотной. Многочисленные исторические источники XIX века, ставшие доступными в последнее время, рисуют совершенно иную картину развития России, и, в частности, системы отечественного народного образования [57 48]. Традиционно духовно-нравственное воспитание и образование, направленное на внутренние ценности личности было в России важнейшей государственной и церковной заботой. До революции, в начале XIX века, существовало почти 35000 церковноприходских школ и школ грамоты, в которых проходили обучение свыше одного миллиона ста тысяч учащихся - почти треть всех учеников начальных училищ Российской империи. «Согласно анкете, проведенной уже при советской власти, в 1920 году - 86 % молодежи от 12до 16 умели читать и писать. К 1914 году по сравнению с 1894 бюджет Министерства народного просвещения вырос более чем в шесть раз, число учащихся в государственных средних учебных заведениях возросло почти в 2, 3 раза, и составило более 733 тыс. человек.. Столь І интенсивное развитие народного образования в стране недавно отменившей крепостное право, вряд ли было возможным без продуманного государственного регулирования» [57, 48-49]. В условиях монархической формы правления оно проходило на основе всемерного и поступательного совершенствования общероссийского законодательства, основы которого приобрели устойчивый действенный характер [57, 48-49].

Существовавшая система образования и воспитания, неразрывно связанная с бытом, и культурой России, способствовала сохранению нравственных ценностей, основанных на христианском православии. С открытием университетов, к середине XIX в. воспитание становится одной из важнейших функций государства. Его основанием стала любовь к Богу, Царю и Отечеству, готовность при необходимости отдать жизнь за эти великие святыни.

Министерство народного просвещения, созданное среди прочих в 1802 году, впервые в России занялось созданием системы нравственного воспитания в том числе и в университетах. В Манифесте «Об учреждении министерств» имелся ряд параграфов, из которых видно, какое содержание и цели нравственного воспитания должно было преследовать российское просвещение и какие духовные ценности должны были быть в центре воспитания и образования: «благоденствие» народа, как одно из высших государственных благ, представлялось в неразрывной связи с «правилами государственного правления», счастье каждого члена общества - с твердостью и стройностью «политического тела».

Первый директор Департамента народного просвещения, созданного в России в 1803 году, Иван Иванович Мартынов (1771-1833), известный ученый, переводчик, публицист и преподаватель также участвовал в обсуждении новых представлений об идеале человека-патриота в России. И. И. Мартынов много говорил о том, что родной язык для россиянина должен стать опорой его национального самосознания и предметом гордости. Мода на иностранные языки, проникшая в быт русского дворянства, представлялась ему угрожающим фактором, разрушительно влиявшим на развитие патриотических чувств и национальной гордости.

Российская государственность, самодержавие и церковь рассматривались как единое и обязательное условие существования и как главная ценность для каждого гражданина. Верность великодержавному патриотизму стала основной целью воспитания юношества, впервые зафиксированной в официальном документе российского государства. В Манифесте было записано, что «следуя ... внушениям сердца нашего (имеется в виду царя Александра I), следуя великому духу преобразователя России Петра I, оставившего нам следы своих мудрых намерений, по коим старались шествовать достойные его преемники, ... мы (Александр I) заблагорассудили разделить государственные дела ... и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров, ... мы ожидаем от них верности, деятельности и усердия ко благу общему...» [100, 1-4]. «Дух Петра» - важный показатель наличия определенного идеала, идеала человека преобразователя и созидателя.

Содержание, цели, ценности и нравственный идеал всегда отражали государственную политику в области нравственного воспитания, являясь системообразующими факторами государственной системы образования и воспитания.

Особенностью государственной политики, в период первой половины XIX века являлось то, что по замыслу Императора и правительства, целью университетского образования была не только профессиональная подготовка, не менее важной государственной задачей было нравственное воспитание, результатом которого являлось воспитание образованных носителей духовно-нравственной культуры, которые по замыслу правительства, должны были воздействовать на глубокие духовно-нравственные основы всего российского народа. Происходило слияние, нравственного воспитания с политическими целями, что обеспечивало связь компонентов целостной системы нравственного воспитания на государственном уровне.

Государственные цели нравственного воспитания студентов в Российских Императорских университетах были следующими: В первую половину XIX века: воспитание любви к Богу, Царю и Отечеству и развитие различных добродетелей. Во вторую половину XIX века: воспитание человека и гражданина на основаниях православной веры. Эти государственные цели нравственного воспитания трансформировались в педагогические и проводились во всех Российских университетах через уставы, инструкции инспектору, правила внутреннего распорядка и поступающую информацию нравственного характера. Они определяли направление проводимой воспитательной деятельности. Важность осуществляемой политики проявлялась в методах повышенного контроля, гласного и негласного надзора и жесткой регламентации всего образа жизни. Результат нравственного воспитания в Российских университетах до революции имел специфическую особенность - образование открывало доступ к высшим эшелонам власти, работе в органах государственной власти. Поэтому цели нравственного воспитания для государства были не менее важны, чем образование специалистов определенного профиля, имеющего определенные навыки. Этим результатом являлась образованность и нравственная воспитанность человека и гражданина как важнейшее качество, необходимое в нравственной позиции служения.

Похожие диссертации на Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете