Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия гражданского воспитания студентов Пацора Ирина Викторовна

Педагогические условия гражданского воспитания студентов
<
Педагогические условия гражданского воспитания студентов Педагогические условия гражданского воспитания студентов Педагогические условия гражданского воспитания студентов Педагогические условия гражданского воспитания студентов Педагогические условия гражданского воспитания студентов Педагогические условия гражданского воспитания студентов Педагогические условия гражданского воспитания студентов Педагогические условия гражданского воспитания студентов Педагогические условия гражданского воспитания студентов Педагогические условия гражданского воспитания студентов Педагогические условия гражданского воспитания студентов Педагогические условия гражданского воспитания студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пацора Ирина Викторовна. Педагогические условия гражданского воспитания студентов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Пацора Ирина Викторовна; [Место защиты: Пятигорский государственный лингвистический университет].- Пятигорск, 2010.- 163 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Гражданственность как компонент воспитания в учреждениях высшего профессионального образования

1.1. Социально-педагогические аспекты гражданского воспитания студенчества

1.2. Задачи и содержание гражданского воспитания в современной высшей школе России

1.3. Принципы гражданского воспитания в вузе 52

Выводы по главе I 61

Глава 2. Модель гражданского воспитания студенческой молодежи

2.1. Воспитательная среда вуза: субъекты и направления взаимодействия

2.2. Формы и методы гражданского воспитания в вузе 93

2.3. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования гражданственности студентов вуза

Выводы по главе II 136

Заключение 139

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-культурные преобразования последних десятилетий XX - начала XXI веков оказали на студенческую молодежь неоднозначное влияние. С одной стороны, заметно изменились условия нравственно-психологической, правовой и духовной жизни студентов, молодежь играет все более значимую роль в экономических, политических и культурных процессах. Вырабатывая новые черты культуры и стандарты мышления, проявляя конкурентоспособность, готовность жить и трудиться в демократическом социуме, молодое поколение понимает свободу как необходимое условие для плодотворной деятельности, личностного самоутверждения и профессионального самоопределения. С другой стороны, изменения в обществе обострили целый ряд проблем, основной из которых является неготовность молодежи самостоятельно определять способы своей социальной деятельности, выстраивать партнерские отношения в обществе.

В современной России происходит становление правового государства и гражданского общества. В период реформирования российской государственности очевидна потребность в значительном изменении всей системы образования, путем выстраивания новой парадигмы воспитания и обучения. Деятельность учреждений высшего профессионального образования должна быть нацелена на создание максимально эффективной воспитывающей среды, которая не только способствует всестороннему развитию личности, но и увеличивает культуроемкость содержания высшего профессионального образования. Период обучения в вузе необходимо подчинить цели формирования активной гражданской позиции студенческой молодежи.

Актуальность решения проблемы гражданского становления молодежи обусловлена следующими противоречиями:

- между государственным заказом, ориентированным на воспитание личности, приоритетом для которой является выполнение гражданских обя-

занностей, и сложившейся практикой подготовки будущих специалистов к самоопределению в социуме;

между использованием опыта гражданского воспитания, накопленного в мире, и необходимостью опоры на ментальные особенности носителей российской культуры;

между общественной обусловленностью содержания высшего профессионального образования и потребностью его дифференциации для развития индивидуальных особенностей личности и среды ее развития;

- между направленностью заказа постиндустриального общества на
развитие прагматических качеств личности гражданина, реализующихся в
стремлении добиться карьерного роста, индивидуального материального бла
гополучия, независимости от окружающей действительности, и значимостью
нравственно-духовного воспитания каждого члена общества.

Образование, ориентированное на воспитание демократической гражданственности и правовой компетентности, является приоритетным направлением работы Совета Европы с 1997 г. В Российской Федерации, находящейся в процессе создания правового социального государства, разработана и внедряется программа «Приоритетные направления деятельности по гражданскому воспитанию учащейся молодежи» (2003 г.) и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», которые базируются на положении о том, что задачи формирования гражданских качеств личности должны стоять во главе требований профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Анализ научной литературы позволил выявить, что гражданское воспитание как самостоятельное звено целостного педагогического процесса стало рассматриваться только с середины девяностых годов прошлого века. Социальной политике демократического государства данного периода соответствует идея самоценности личности и концепция свободного развития индивида. Парадигма гражданского образования и воспитания предполагает свободу

личности как ее стремление к поиску жизненного смысла, самоопределению и самореализации в социальном творчестве (О.С. Газман, Б.Т. Лихачев, Н.Н. Михайлова, И.К. Никушев, СМ. Юсфин).

Многие авторы в целях воспитания патриота и гражданина обращаются к идее национальной культуры (А.Ю. Белогуров, А.С Гаязов, И.Ф. Гончаров, Б.Т. Лихачев, О.Н. Смолин, В.Ю. Троицкий, СМ. Елкин, В.В. Васильева, В.Н. Власова, З.Н. Иванова, Л.В. Каршинова, Е.И. Корнеева, Н.А. Матвеева, А.С Метелягин, Е.В. Ростовцева, Л.А. Харисова, Ф.Ф. Харисов).

Исследования других ученых ориентированы на изучение мирового опыта (Б.С Гершунский, Н.Н. Михалева, П.А. Сергоманов, А.К. Совеева, А.Н. Тубельский, Л.Ю. Уварин и др.).

Отдельным направлением поиска выделяется изучение вопросов соотношения гражданственности и мышления (З.В. Аракчеева, Э.С Аришина, А.В. Беляев, Н.М. Борытко, О.В. Лешер, Г.Н. Филонов).

Теоретические основы феномена гражданского воспитания личности достаточно полно освещены в исследованиях Л.И. Аманбаевой, А.В. Беляева, И.И. Валеевой, А.С. Гаязова, И.В. Суколенова. Особенности формирования основных гражданских качеств рассматривают СН. Беккер, Е.В. Бондаревская, Г.Я. Гревцева, Е.В. Ивашкевич, О.И. Ковалева, СВ. Лисак, Н.А. Савотина, А.И. Субетто. Формирование правовой и нравственно-правовой культуры учащихся исследуют B.C. Библер, Р.Н. Галиахметова, М.В. Кускова, B.C. Морозова, А.Ф. Никитин, патриотическое воспитание - СА. Константинов, Ю.В. Лазарев, Д.С Сенюк, Н.А. Сиволобова, Ю.А. Танюхин.

В то же время проведенный нами теоретический анализ литературы по теме исследования позволяет утверждать, что вопросы воспитания гражданственности рассматривалась учеными в основном в контексте школьного образования. В системе высшего профессионального образования проблема формирования гражданственности студенческой молодежи, как правило,

декларируется, но исследуется недостаточно. В этой связи труды названных авторов использованы нами в качестве ориентиров для решения проблемы воспитания гражданственности у студентов.

Необходимость решения проблемы эффективной организации процесса гражданского воспитания в вузе, недостаточная разработанность научного представления о гражданственности и отсутствие исследований, посвященных этой проблеме, обусловили выбор темы диссертации: «Педагогические условия гражданского воспитания студентов».

Цель исследования: создание модели гражданского воспитания студентов в вузе и выявление педагогических условий эффективности ее реализации.

Объект исследования: система воспитательной работы в вузе.

Предмет - процесс формирования гражданственности студентов в вузе.

Гипотеза, определившая весь ход исследования, сформулирована следующим образом: гражданское воспитание студентов вуза будет более эффективным при выполнении следующих педагогических условий: все субъекты воспитательной среды вуза готовы к работе по данному направлению; обеспечена открытость воспитательного процесса социально-экономическим, политическим, культурным реалиям социума посредством организации ценностно-смыслового восприятия и освоения студентами содержания образовательных дисциплин; высоко развита система студенческого самоуправления в вузе; осуществляется педагогический мониторинг гражданственности.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены его задачи:

  1. Осуществить анализ состояния теории и практики гражданского воспитания в истории отечественной педагогики с целью определения идеала гражданского воспитания студентов в начале XXI века.

  2. Выявить задачи и содержание гражданского воспитания студентов

на современном этапе развития российского общества.

  1. Дать характеристику субъектов воспитательной среды вуза и направлений их взаимодействия в системе гражданского воспитания.

  2. Разработать комплекс форм и методов гражданского воспитания в вузе, направленных на формирование у студенческой молодежи готовности к жизни в гражданском обществе.

  3. Опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность системы педагогических условий, способствующих результативной работе предложенной модели.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские идеи и концепции, раскрывающие диалектическое единство общего и частного, особенного и единичного, коллективного и индивидуального, общечеловеческого и национального; аксиологический и культурологический подходы; принципы детерминизма, системности, развития и активности; положения о сущности педагогического процесса, о роли общества и личности, о взаимозависимости процессов развития высшей школы как социального института и самого общества, о роли субъектно-объектных отношений в процессе воспитания личности, подготовки ее к профессиональной деятельности в условиях демократического общества; о преемственности в эволюции культуры, социальной жизни, о сущности . историко-педагогического процесса как неотъемлемой части мирового культурного процесса.

Поставленные цель и задачи обусловили выбор методов исследования: сравнительно-исторический и ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы; теоретический анализ и синтез, наблюдение, изучение учебно-методической документации, самоуправляемых студенческих организаций; педагогическое моделирование; педагогический эксперимент; анкетирование; интервьюирование; беседа; анализ и интерпретация результатов исследования.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2004-2005 гг.) проводился анализ философской и психолого-педагогической литературы по заявленной теме, разрабатывался научный аппарат.

На втором этапе (2006-2007 гг.) - разрабатывались концептуальные подходы к проблеме формирования гражданственности студентов в социокультурной среде вуза, проводилась корректировка выдвинутых положений, выявлялись и обосновывались педагогические условия формирования гражданственности студенческой молодежи в воспитательном процессе вуза.

На третьем этапе (2007-2009 гг.) осмысливались и обобщались полученные результаты исследования, уточнялись выводы, полученные в ходе экспериментальной работы, проводилась апробация результатов исследования путем внедрения их в практику учебно-воспитательной работы вузов, оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем представлена характеристика социально-педагогических аспектов гражданского воспитания студентов в учреждениях высшего профессионального образования России начала XXI в.; с современных методологических позиций выявлены цель, задачи, принципы, содержание, комплекс форм и методов гражданского воспитания в вузе; социокультурная среда вуза представлена как важный компонент воспитательной системы; научно обоснована система педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию модели формирования готовности студентов к жизни в гражданском обществе.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что проблема гражданского воспитания исследована на теоретико-методологическом уровне, создающем основу для разработки модели гражданского воспитания студентов с современных методологических позиций; на основе критического анализа подходов к пониманию сущности гражданского воспитания отечественными и зарубежными учеными уточнено и дополнено понятие «гражданст-

венность», которое мыслится как комплекс качеств личности, проявляющихся в различных видах деятельности и отношениях человека при выполнении им основных социально-ролевых функций; определены принципы гражданского воспитания студентов в России начала XXI века, положенные в основу модели гражданского воспитания студентов; обоснована необходимость использования системного, деятельностного подходов для обеспечения целостности в изучении оценочно-регулятивных компонентов гражданского воспитания и применения их в практической деятельности студентов; дана характеристика субъектов воспитательной среды вуза и направлений их взаимодействия в контексте формирования гражданственности; теоретически обоснована модель гражданского воспитания студентов вузов; выявлена система педагогических условий, при соблюдении которых формируются гражданские качества и обеспечивается развитие мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Вышеизложенное создает основу для определения новейших подходов к решению проблемы гражданского воспитания как фактора формирования готовности личности к жизни в гражданском обществе.

Практическая ценность исследования видится в том, что разработана модель гражданского воспитания студенческой молодежи, включающая цель, задачи, принципы, субъекты деятельности, формы и методы, а также педагогические условия взаимодействия элементов системы в социокультурном пространстве вуза с целью формирования гражданственности учащихся, и экспериментально проверена действенность данной модели. Выявленные педагогические условия гражданского воспитания в вузе могут быть положены в основу создания подобных моделей в различных образовательных учреждениях. Теоретические положения, методические рекомендации, публикации по материалам исследования представляют интерес для преподавателей и специалистов по воспитательной работе и могут быть использованы в воспитательной работе высших учебных заведений, других образовательных

учреждений.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена обширной базой авторитетных источников, методологическим обоснованием исходных положений, соответствием методов исследования цели, задачам и логике диссертационной работы, широкой апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Гражданственность на современном этапе развития общества понимается как готовность к участию в управлении обществом, в конкретных социально ценных делах; включенность в экономическую, политическую, культурную жизнь общества как самостоятельно, так и посредством участия в работе общественных организаций; реализация стремления развивать культуру, поддерживать закон и порядок, занимать активную жизненную позицию, проявлять инициативу в организации общественно значимых мероприятий, выступать в качестве организатора и организуемого, субъекта и объекта управления, в том числе субъекта управления самим собой, собственной жизнью и деятельностью.

  2. Успешность гражданского воспитания студентов обеспечивается комплексным решением задач нравственного, правового и социально-политического воспитания на основе следующих принципов: рефлексивности, обеспечивающего субъектность в становлении гражданской позиции личности в силу приоритета понимания и описания проявлений собственного

t опыта социального бытия перед познанием и объяснением; интерактивности,

і предполагающего оценку личностью своих знаний, умений и навыков с це-

лью понимания ею своих возможностей, качеств и роли в творческом преобразовании себя и социальной действительности; самореализации, направленного на концептуализацию гражданской позиции личности, на формирование личностной инициативы и базирующегося на предоставлении студенту права выбора способов жизнедеятельности в высшем учебном заведении как моде-

ли гражданского общества.

  1. Инвариантной целью разработки и внедрения модели гражданского воспитания студентов (модель включает в себя цель, задачи, принципы, субъекты деятельности, формы и методы, педагогические условия взаимодействия элементов системы в социокультурном пространстве вуза) является формирование воспитательного пространства как целостного образа среды, который складывается в представлении студента. Решению задач гражданского воспитания в процессе обучения в высшем учебном заведении способствует применение коллективных, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы. С учетом суждения о взаимосвязи социального, индивидуального и коммуникативного аспектов в воспитании личности в основу системы гражданского воспитания студентов должны быть положены рефлексивные, ценностные и проективные методы воспитания, которые реализуются через такие формы, как круглые столы, добровольческое движение, встречи с интересными людьми, школа студенческого актива, фестивали, конкурсы по профессиям, создание социально значимых ситуаций, дни самоуправления, мастер-классы, участие в работе Центров языков и культур, включение в деятельность студенческих клубов по интересам, награждение, освещение результатов работы на собраниях курса, факультета, на страницах студенческих и муниципальных СМИ, деловые, ролевые и организационно-деятельностные игры и др.

  2. Социокультурная среда вуза является фактором формирования гражданственности при выполнении следующих педагогических условий: все субъекты воспитательной среды вуза готовы к работе по данному направлению; обеспечена открытость воспитательного процесса социально-экономическим, политическим, культурным реалиям социума посредством организации ценностно-смыслового восприятия и освоения студентами содержания образовательных дисциплин; высоко развита система студенческого самоуправления в вузе; осуществляется педагогический мониторинг граж-

данственности.

Апробация и внедрение в практику. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»; на конференциях по итогам научной работы в том же университете. Материалы исследования были опубликованы в сборниках научных трудов, в том числе 2 статьи в изданиях из Перечня ВАК Минобрнауки РФ; представлены в выступлениях на секционных заседаниях V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру» (Пятигорск, 2007), на научно-методических чтениях ПГЛУ «Университетские чтения» (Пятигорск, 2008-2010); в практической педагогической деятельности автора.

Полученные результаты исследования используются в воспитательной работе ряда вузов Южного федерального округа в воспитательной работе, в системе повышения квалификации специалистов высших учебных заведений гг. Пятигорска и Ставрополя, при выполнении студентами вузов выпускных квалификационных и курсовых работ.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы. Работа содержит 3 таблицы, 3 схемы.

Во введении обосновывается актуальность исследования, сформулированы цель, объект и предмет исследования, изложены задачи и гипотеза. Раскрыты новизна, теоретическая и практическая значимость работы, охарактеризованы методология исследования, его основные этапы и апробация результатов, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе осуществлен ретроспективный теоретический анализ проблемы идеала гражданского воспитания с целью конкретизации понятий «гражданское воспитание», «гражданственность»; выявлены задачи и содержание гражданского воспитания в современной высшей школе России.

Во второй главе охарактеризована воспитательная среда вуза, рас-

смотрены ее ведущие субъекты и направления их взаимодействия; определена совокупность педагогических условий, способствующих более эффективной реализации модели гражданского воспитания студентов вузов; раскрыты формы и методы гражданского воспитания в вузе; описаны задачи, методика и ход экспериментального исследования.

В заключении диссертационного исследования приводятся выводы, полученные в ходе теоретического анализа; обобщаются данные, полученные в результате применения модели формирования гражданственности у современных студентов; определяются перспективы дальнейших исследований.

Список литературы включает 191 наименование.

Социально-педагогические аспекты гражданского воспитания студенчества

Воспитание как социальное явление — сложный, полный противоречий общественно-исторический процесс вхождения подрастающих поколений в жизнь общества. Являясь «смыслообразующей и всеобъемлющей категорией педагогики», оно как «главное, родовое понятие... из которого вырастают видовые категории, обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений» (Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. 1999. № 1. С. 12). Воспитание в социальном, философском смысле — функция общества по подготовке подрастающего поколения к условиям общественной жизни и производства. Такая подготовка осуществляется обществом, его социальными и гражданскими институтами. Появившись вместе с обществом, воспитание существует, пока живет само общество, отражая закономерные взаимосвязи и взаимозависимости этого явления с другими общественными явлениями и их интеграцию в жизнь отдельно взятого человека. Осуществляясь в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся отношений и образа жизни социума, воспитание способствует приведению в соответствие свойств и качеств личности требованиям жизни, позволяет вырастить полноправного члена общества, приближенного к понятию идеала, личностного образца.

Идеал воспитания рассматривается отечественной педагогикой как образ, являющийся воплощением совершенства, как объект притязаний социума и как цель воспитания. Идеал воспитания определяют социальные детерминанты, содержание которых зависит от типа социальных отношений, которые, как справедливо отмечает исследователь А.П. Булкин, выстраивая- социальную структуру общества, ее движение и изменение в ней, формируют систему требований к воспитанию, принципам организации, содержанию учебного процесса и т.д. (Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Изд. 2-е, стереотипное. Дубна: Феникс+, 2005. С. 6, 28).

Проблема выявления идеала гражданского воспитания и разработки способов его достижения не нова. Еще древнегреческие и древнеримские философы делали попытки ответить на вопрос о том, каким должен быть образцовый гражданин, какие качества личности присущи ему. С возникновением античной демократии как определенного типа государственного устройства житель города-полиса приобретал особый статус и вместе с ним некоторую совокупность прав и обязанностей. Поэтому синонимом слова «гражданин» в античности выступало понятие «горожанин», «политик». Так, Платон в IV в. до н. э. в своих трудах говорил о том, что успешное развитие государства зависит от нравственного и физического состояния граждан, поэтому для его процветания необходимо с детских лет принуждать горожан вести здоровый образ жизни, постигать науки, необходимые для действенного служения Родине, заботиться о чести и достоинстве (Платон. Избр. соч. М., 1970. Т. III. С. 286-322).

В книге Аристотеля «Политика» впервые представлена концепция гражданства, определены основные параметры этого феномена, дано определение гражданина как члена политического общества. Аристотель утверждал, что не всякий человек является гражданином, т.к. не каждый человек добродетелен. Значимой добродетелью помимо деятельного участия в решении экономических и политических проблем является «гражданство родителей» (Аристотель. Политика: Афинская политика. М., 1997. С. 96). Хороший гражданин, по мнению философа, добросовестно трудится на благо полиса и вносит посильный вклад в его процветание (Там же. С. 97). Таким образом, идеалу гражданина, по мнению Аристотеля, присущи такие черты, как патриотизм, законопослушность и стремление к самосовершенствованию для того, чтобы вносить посильный вклад в процветание общества.

Цицерон ратовал за формирование из индивида, жаждущего «хлеба и зрелищ», сознательного гражданина, способного отстаивать интересы Римской республики как на форуме, так и на полях сражений, готового пожертвовать своим благополучием и даже жизнью, если этого потребуют интересы государства (Шендрик А.И. Теория культуры: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. С. 218).

Луций Анней Сенека проблему гражданского долга человека связывал с долгом перед семьей, близкими, наконец, перед самим собой. Он пришел к выводу, что гражданский долг - это не столько выполнение обязанностей перед государством, сколько стремление жить достойно, в соответствии с императивами морали (Салихова Р., Ахмеджанова Г. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. 2003. № 1. С. 6).

Идеал гражданского воспитания, по мнению философов древности, — это законопослушный член общества, знающий свои права и обязанности, любящий свою Родину и всемерно содействующий ее благополучию; это личность, нацеленная на нравственное самосовершенствование. Достоинство хорошего человека и гражданина они определяли по степени сформированное таких качеств личности, как мудрость и умеренность, храбрость и справедливость, а также способность отказаться от личной жизни, права создания семьи и выбора рода занятий. Однако, высказав весьма ценные для дальнейшего развития положения о гражданственности, древнегреческие мыслители игнорировали индивидуальность человека, подчиняя формирование личности задачам, отраженным в идеале гражданского воспитания рабовладельческой эпохи. Такой подход к воспитанию гражданственности стал отправной точкой в осознании идеала и активно использовался многими поколениями педагогов.

В средние века характер государственного управления определяла христианская система ценностей. Идеал гражданского воспитания-, приобрел иное, религиозное содержание. Понятие «гражданин» в философских и педагогических трудах того времени не используется, его заменило слово «христианин». Английский историк Э. Гиббон отмечал, что распространение христианства убило дух патриотизма и гражданственности (Gibbon Е. The history of the decline and fall of the Roman Empire, v. 1-7. London, 2005. P. 478). Категоричность суждений ученого, на наш взгляд, имеет под собой основания: вопрос о необходимости воспитания гражданина в западноевропейской средневековой педагогике не рассматривался.

Молодых аристократов воспитывали как рыцарей, верноподданных своего сюзерена. Степень преданности и готовность пойти на все ради его милости и признания являлись высшими добродетелями. Главными гражданскими качествами рыцаря, отраженными в кодексе рыцарской чести, являлись долг, честь и достоинство (Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987. С. 96).

Юные ремесленники тоже с детских лет должны были следовать непи-санному своду сословных нравственных законов. Кодексы чести ремесленных цехов, купеческих гильдий, финансовых корпораций включали в себя целый свод этических догм, которым необходимо следовать в обществе, чтобы блюсти «честь мундира»: ритуалов посвящения в рыцари, правил ношения оружия, выбора одежды (опознавательных регалий: формы головного убора, обуви, прически и т.д.) и других внешних сословных проявлений гражданственности (Лебедева О.В. Гражданское образование в России. М., 2004. С. 10-11).

Задачи и содержание гражданского воспитания в современной высшей школе России

Основной целью воспитательного процесса в высшем учебном заведении является выполнение социального заказа, отраженного в принципах государственной политики в области образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет воспитание как первостепенный компонент в образовании, а в качестве важнейших задач, стоящих перед системой образования, выдвигает развитие социальной ответственности личности, формирование ее правой компетентности и самосознания, высокой духовности и гражданской культуры, предприимчивости, самостоятельности, толерантности, способности к успешной интериоризации и социализации в обществе (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, №1756-р // Учительская газета. 2002. №31, 30 июля). Деятельность вуза должна быть направлена на воспитание у студентов гражданственности как интегративного качества личности, которое способствует вхождению человека в общество и самореализации личности в социуме.

Студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества. Оно отличается стремлением к личностно-профессиональному самоутверждению, творчеству, практическому участию в социальных преобразованиях России, собственным отношением к различным сторонам общественной жизни страны. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предполагает формирование у выпускника социально-личностных компетенций, включающих определенные умения и навыки, среди которых ведущее место занимают умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать особенности ценностно-смысловых ориентации различных социальных, национальных, религиозных и профессиональных общностей и групп в социуме; способность занимать активную гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях; навыки установления и поддержания социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающие адекватность социальных и профессиональных контактов; умение осуществлять различные формы социального взаимодействия в целях обеспечения сотрудничества в решении социальных и профессиональных задач; способности к самообразованию и постоянному совершенствованию в профессиональной деятельности. Кроме того, специалист с высоким уровнем социально-личностных компетенций овладевает наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общечеловеческих задач.

В свете данных стандартов содержание гражданского воспитания направлено на то, чтобы уже в период обучения в вузе молодой человек включался во все формы общественного бытия, активной социальной жизнедеятельности. Это, как показал исследователь B.C. Кагерманьян, обеспечивает формирование высокого уровня социально-личностных компетенций студентов и становление человека нового социокультурного типа, а именно: - духовного, отличающегося развитым желанием познать окружающую действительность и потенциал мировой культуры, потребностью в самопознании, поиске смысла жизни, общении с искусством, пониманием уникальности своего внутреннего мира; - гуманного, признающего высокую ценность человеческой жизни; - креативного, с развитым интеллектом, стремящегося к преобразующей деятельности, обладающего чувством нового, способного к активной жизни и творчеству; - прагматичного, владеющего новейшими технологиями реализации профессиональных знаний в новой экономической и социокультурной ситуации (Кагерманьян B.C. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов // Организация развивающего воспитательного пространства вуза: сборник научно-методических материалов; сост. И.И. Зарецкая. М.: АПК и ППРО, 2005. С. 14).

Гражданское воспитание современного студенчества должно соответствовать целям построения демократического общества, т.к. через воспитание молодого поколения на демократических началах можно создать социальную основу гражданского общества, реализовать демократические свободы.

Основными функциями процесса гражданского воспитания в вузе, как считает B.C. Кагерманьян, являются: - гносеологическая (познавательная) - направлена на адекватное отражение государственного режима в гражданской позиции личности с целью преобразования данного режима в соответствии с индивидуальными, групповыми и общественными интересами; - аксиологическая - заключается в восприятии субъектом содержания общественного устройства, в выражении отношения к данному способу организации жизни с точки зрения оценки его эффективности для общества; - регулятивная - устремлена на применение гражданственности и патриотизма в области регулирования политических и социальных отношений; - мировоззренческая - сосредоточена на формировании гражданского мировоззрения - предельно обобщенной личностной позиции, выражающейся в виде духовно-нравственных, политических, экономических убеждений, оценок окружающей действительности; - воспитательная - реализуется в систематическом и целенаправленном формировании у студентов определенных качеств, соответствующих общественным идеалам гражданственности; - коммуникативная - направлена на облегчение социального взаимодействия и общения и объединение подрастающего поколения в учебном заведении, различных организациях на основе общегражданских, общечеловеческих ценностей и интересов; - балансировочная - направлена на установление рационального равновесия в контексте этнополитической дихотомии; - контролирующая - мониторинг сформированности гражданских качеств личности, оценка субъектом воспитания результатов собственной общественно значимой деятельности, поиск способов коррекции поведения, выстраивание стратегии для достижения целей (Кагерманьян B.C. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов // Организация развивающего воспитательного пространства вуза: сборник научно-методических материалов; сост. И.И. Зарецкая. М.: АПК и ППРО, 2005. С. 16).

Воспитательная среда вуза: субъекты и направления взаимодействия

В современной теории и практике воспитания особое значение приобретает понятие бытия как категории, обозначающей «жизнь, существование». Ученые (Е.В. Бондаревская и др.) говорят о взаимосвязи содержания воспитания с содержанием жизни воспитанника, провозглашая воспитание педагогикой жизни. Воспитательный процесс в традиционном понимании рассматривается с точки зрения обладания: общество обладает личностью, личность - социальными и культурными ценностями, человек - человеком и т.д. Отстаиваемый современными учеными бытийственный подход к воспитанию воспринимает человека с позиций активной деятельности, субъектности (Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1999).

Исследователь Н.М. Борытко выделяет три аспекта воспитания: социальный (идентификация с социокультурным и профессиональным окружением: принятие его ценностей, в первую очередь), индивидуальный (выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация... и прочие «само», которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности) и коммуникативный (взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения) (Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-методич. пособие; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2004. С. 9-10). Первый аспект (социальный) раскрывает воспитание как инструмент продолжения социума в отдельной личности посредством принятия ею традиций, ценностей, ритуалов общества, общественного мнения и т.д. «Средо-вые влияния» при этом выступают эффективным средством гражданского воспитания, поскольку культура «программирует» не только деятельность, но и способ восприятия человеком отдельных фактов, явлений, событий, определяет его оценку и поведение. Принимая ценности профессиональной и социальной среды, студент становится частью общности, получает возможность гордиться этой сопричастностью, несет ответственность перед ней. Второй аспект (индивидуальный) определяет особую роль воспитания в гражданском становлении человека, которое немыслимо без поиска смысла собственного существования. Потеря (а подчас и не обретение) смысла существования - основная причина немотивированной агрессии в молодежной среде, отклоняющегося поведения. Третий аспект воспитания (коммуникативный) раскрывает механизмы достижения интеграции индивидуально-личностных и социальных проявлений в поведении человека. Этот механизм, не мыслится иначе как диалогическое взаимодействие личности с социумом, в ходе которого формируется позиция не потребителя, а созидателя жизненных благ (Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-методич. пособие; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2004. С. 9-20).

На наш взгляд, воспитательная деятельность становится более эффективной, если она основана на принципе сотрудничества преподавателя и студентов, их партнерского взаимодействия. Этот принцип предполагает гуманистический характер межличностных отношений, в контексте которых личность проявляет индивидуальность, активность, в том числе гражданскую. В этом случае высшее образовательное учреждение можно рассматривать как своеобразную общину, в которой человек становится субъектом, соединяя в себе личность и индивидуальность, а содержанием воспитания становится содержание жизнедеятельности студента.

А.П. Горбунов справедливо утверждает, что университет должен быть моделью гражданского общества. Это означает, что уже в период обучения в высшей школе молодой человек включается во все формы общественного бытия, активной социальной жизнедеятельности и таким образом происходит формирование гражданственности и высокого уровня его социальной компетентности (Самоуправление студентов как фактор развития социальной компетентности молодежи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 7-Ю декабря 2006 года. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. С. 24).

Высшая школа как социальный институт является целенаправленно организованным и управляемым учреждением - формой совместной деятельности преподавателей, студентов, административных сотрудников, учебно-вспомогательного персонала, организующих и обеспечивающих процесс обучения и воспитания молодых специалистов. Культурно-воспитательная среда вуза в контексте гражданского воспитания включает: - особую вузовскую среду — непосредственное окружение студента, материальные и духовные условия их жизнедеятельности; - межличностные отношения студентов и педагогов (в системе «преподаватель - студент», «студент - студент», «студент — академическая группа»); - контакты с окружающими людьми, взаимодействие педагогов и студентов с социумом, объектами культуры, природой. Все это позволяет определять вариативное содержание и формы, методы гражданского воспитания студентов. Анализ новейших исследований отечественных педагогов в области теории воспитания, в том числе трудов Ш.А. Амонашвили, А.Ю. Белогурова, Е.В. Бондаревской, Г.Н. Волкова, Б.Т. Лихачева, В.В. Макаева, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, В.К. Шаповалова, Е.Н. Шиянова и других, позволяет установить, что содержание и процесс воспитания у студентов гражданственности предполагает опору на следующие исходные теоретические положения (принципы): - научность: усвоение в процессе воспитания и образования устано вившихся в науке теорий, фактов, раскрывающих сущность и основные чер ты гражданственности, а также использование средств, форм, методов и тех нологий, приближающихся к методам, технологиям изучаемых наук, характеризующих гражданственность; - целостность педагогического процесса: внутреннее единство этого процесса, интегрированность его компонентов, их направленность на одновременное формирование целостной личности; - длительность и непрерывность формирования гражданственности: результаты педагогического процесса проявляются лишь в определенной ситуации, при преодолении определенных трудностей; - сознательность и активность студента в процессе воспитания и обучения: понимание цели и задач формирования гражданственности, понимание ее сущности, логических оснований и связей, осознание результатов своей познавательной и нравственной деятельности, умение самостоятельно использовать полученные знания, умения, интериоризация знаний, превращение их в собственные убеждения.

Формы и методы гражданского воспитания в вузе

Выполнение государственного заказа на воспитание человека социализированного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, невозможно без применения стройной, теоретически обоснованной системы методов воспитательной работы.

В педагогике под методом воспитания понимается специфическое воздействие воспитателя на воспитанников, целью которого является формирование определенных качеств личности. К методам воспитания традиционно относятся требование, разъяснение, принуждение, убеждение, приучение, изучение норм поведения, поощрение и порицание (наказание) (Педагогический энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 2003).

Рассматривая методы воспитания как общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение, Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров выделяют следующие группы методов воспитания: контроля и самоконтроля в воспитании (педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги); организации деятельности и опыта поведения (поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающей ситуации); самовоспитания (самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание), рефлексия, подражание); стимулирования деятельности и поведения (требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий); формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, конференция, анализ ситуации) (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. С. 175-180).

И.П. Подласый различает 4 группы методов воспитания: методы формирования сознания, методы организации деятельности, методы стимулирования и методы самовоспитания. Первая группа методов включает рассказ, разъяснение, этическую беседу, диспут, пример. Эти методы направлены на формирование взглядов, понятий и убеждений воспитанников. Во вторую группу методов входят упражнение, требование, приучение, поручение, метод воспитывающих ситуаций. С помощью этих методов происходит формирование общественно одобряемых качеств личности. Третью группу методов составляют соревнование, поощрение и наказание, субъективно-прагматический метод (контракты воспитателей с воспитанниками, личные карточки самосовершенствования, мониторинг, тесты воспитанности, штрафы и др.) которые способствуют координации действий воспитуемых. К методам четвертой группы ученый относит все методы из первых трех групп, используемые по выбору воспитанника и направленные на его совершенствование (Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2008. С. 448-478).

Для разработки методики гражданского воспитания студенческой молодежи более полным, на наш взгляд, является определение метода воспитания, данное Н.М. Борытко. Под методом воспитания исследователь понимает комплекс регулятивных правил и принципов организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и воспитанника, используемый для достижения воспитательной цели. Отмечается, что метод включает в себя правила действия и сами способы действия, совокупность принципов и внешнюю организационную форму их реализации. Прием воспитания рассматривается исследователем как одностороннее, локальное действие, относительно законченный способ осуществления воспитательной деятельности в определенных условиях, который не привязан к какой-либо педагогической задаче или слабо с ней связан (Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-методич. пособие; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2004. С. 68-75).

Форма воспитания трактуется как способ существования и выражения содержания воспитания, воплощенного в принципах. И.П. Подласый утверждает, что форма, не отражая цель взаимодействия воспитателя и воспитанника, представляет собой определенные рамки, в которых протекает это взаимодействие (Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2008. С. 477). Эффективность и педагогическая целесообразность выбора формы взаимодействия, по мнению Н.М. Борытко, обусловлены соответствием формы содержанию: соответствующая содержанию форма ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит дальнейшее его развитие (Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-методич. пособие; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2004. С. 170). В таком понимании формы акцент переносится с внешнего на внутреннее, а центром воспитательного процесса становится не мероприятие, а человек, его духовное бытие, в контексте которого педагог вступает во взаимодействие (прямое или опосредованное) со студентом в процессе обучения и внеаудиторной деятельности (Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-методич. пособие; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2004. С. 81).

Рассматривая педагогический процесс в вузе как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, обеспечивающее формирование личности в соответствии с общественным идеалом, раскроем систему форм и методов, которая применяется в рамках действующей модели гражданского воспитания студентов Пятигорского государственного лингвистического университета.

Инвариантной целью разработки и внедрения модели гражданского воспитания студентов ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» является формирование воспитательного пространства как целостного образа среды, который складывается в представлении студента. С учетом научного суждения о взаимосвязи социального, индивидуального и коммуникативного аспектов в воспитании личности, в основу системы гражданского воспитания студентов ПГЛУ положены рефлексивные, ценностные и проективные методы воспитания.

Педагогическая целесообразность опоры на рефлексивные методы воспитания обусловлена их направленностью на стимулирование творческой, смыслопоисковой деятельности студентов, формирование у них личностного отношения к окружающей социальной действительности, опыта гражданского действия. Ведущим методом этой группы является понимание. Рассматривая понимание как способность к самоосмыслению и готовность к осмыслению позиции другого человека, назначение этого метода мы видим в создании условий для дальнейшего развития смыслопоисковой активности студенческой молодежи.

Основным видом деятельности учащихся высших профессиональных учреждений является учеба. Содержание учебного процесса может и должно содействовать формированию гражданских качеств личности студентов. В этой связи переход от традиционных информативных форм и методов обучения к инновационным, направленным на формирование познавательной и социальной активности, требует пересмотра содержания дисциплин Государственного стандарта профессионального образования, поиска форм работы, обеспечивающих связь обучения с жизнью.

Похожие диссертации на Педагогические условия гражданского воспитания студентов