Введение к работе
Двадцатый век был отмечен глобальными переменами в сфере культуры, коммуникации и распространения информации Одним из главных механизмов этих изменений явилось то, что ведущая роль, наряду с письменным языком, печатным словом, стала все в большей степени принадлежать экрану Вся современная культура построена на приоритете аудиовизуальной коммуникации
При использовании обозначения «аудиовизуальное» имеют ввиду искусственно созданные объекты, в которых осмысленно объединены звук и изображение, предназначенные для тиражирования, трансляции, распространения на различных носителях и по разным каналам.
«Аудиовизуальная («звукозрительная») или экранная культура - новая коммуникативная парадигма, дополняющая традиционные формы общения между людьми - культуру непосредственного общения и культуру письменную (книжную)»1
Аудиовизуальная культура - «область предметной культуры цивилизации и личностной культуры человека, связанная с восприятием, порождением, переработкой и передачей звуковой и визуальной информации Термин получил широкое распространение с появлением новых технических способов записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, системы мультимедиа)»
Исследованию специфики аудиовизуальной культуры посвящены труды Вихалемма В О, Гинзбурга С С , Кара-Мурзы С Г , Кирилловой Н Б, Маклюэна М , Разлогова К Э , Овакимяна Ю О., Пустовойтова В П и др
Благодаря своим возможностям особо выделять чувственное восприятие явлений (общественно-политических, культурных и др.) аудиовизуальная культура создает перевес чувственного над
' Новые аудиовизуальные технологии Отв Ред К Э Разлогов М, 2005, с 15
2 Овакимян Ю О, Пустовойтов В П Аудиовизуальные информационные технологии и образование М,
2002, с 41
интеллектуальным Это имеет особое значение для массовой культуры, в которой реализуются наглядно-просветительные функции
На сегодняшний день основная масса школьников имеет доступ к продуктам аудиовизуальной культуры. О воздействии современных средств массовой коммуникации на человека, и ребенка в частности, написано и сказано много, но в реальной жизни воздействие на школьников аудиовизуальных средств массовой информации ни родителями, ни учителями не корректируется и практически не учитывается Именно в этой связи такое большое значение приобретает проблема развития у студентов педагогических вузов аудиовизуальной культуры
Принципиально важным параметром информационного
взаимодействия в современном обществе следует считать то обстоятельство, что пропасть между современной аудиовизуальной культурой и школой увеличивается, поскольку потребление информации учителем и школьниками происходит, согласно вкусам каждого, и не совпадают Это необычайно серьезная проблема, обусловленная не только возрастными отличиями, но и, по сути, принадлежностью к разным пластам восприятия
Реальное положение дел в школе сегодня характеризуется тем, что пронизывающие различные сферы деятельности человека информационные технологии разделяют людей на тех, кто ими овладел (школьники) и тех, кто этими средствами еще не овладел (основная масса учителей) Таким образом, имеет место информационное разделение участников в сфере образования Чтобы его преодолеть, нужны не чисто технические возможности доступа к информационным и коммуникационным технологиям, но и формирование адекватного, критического восприятия современных аудиовизуальных продуктов Это возможно лишь при целенаправленном обучении учителя еще в вузе
Проблему формирования аудиовизуальной культуры рассматривали в своих трудах Л М Баженова, Е А Бондаренко, Ю Н Усов, А В Федоров и др Эти работы касаются, в основном, школьников. Но без высокого уровня
аудиовизуальной культуры учителя все разработки и методики невозможно применить на практике
В настоящее время при подготовке будущего учителя аудиовизуальной культуре его уделяется не столь большое внимание, как того требует современное положение
Преподавание в этой сфере, опирающейся на образно-пространственный, невербальный тип мышления, ведется на основе абстрактно-логического, вербального подхода Тем самым идет замена эстетического анализа на социологический
Это связано, несомненно, с тем, что сегодня большинство даже образованных людей, учителей в том числе, ориентированы на элементарное, поверхностно-натуралистическое восприятие аудиовизуальных продуктов культуры - с сюжетно-повествовательной, можно сказать литературной, точки зрения Все иные, более сложно выраженные смыслы и построения образной структуры не улавливаются и зачастую отторгаются В немалой степени причина такого состояния аудиовизуальной культуры традиционная система образования, берущая начало в те времена, когда филология была единственной академической наукой, включавшей в сферу своего внимания проблему уровня культурного развития учащихся При формировании современной системы образования ведущая роль в культуре того времени принадлежала слову- устному, письменному и печатному Вслед за этим в обучении отдавалось предпочтение словесному искусству, пониманию в первую очередь языка художественной литературы В визуальных искусствах внимание невольно привлекалось к тому, о чем легко рассказать словами, к сюжету, к литературной стороне произведений Эту направленность можем видеть и в современной образовательной системе, хотя общая культурная обстановка значительно изменилась. Между тем, подход к визуальному и аудиовизуальному продукту культуры сквозь призму литературного повествования ограничивает возможность постижения иных, имеющих не словесную природу, культурных ценностей У будущего
учителя не формируется понимание специфики аудиовизуального языка, специфики продукта аудиовизуальной культуры.
Таким образом, есть основания утверждать, что выявляется реальное
неразрешенное противоречие между влиянием на современное общество
аудиовизуальной информационной среды и недостаточной
разработанностью целостного системного подхода к формированию аудиовизуальной культуры будущего учителя.
С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования. «Аудиовизуальная культура будущего учителя и пути ее формирования», проблема которого сформулирована следующим образом каковы эффективные пути формирования аудиовизуальной культуры будущего учителя.
Цель исследования на основании результатов анализа философской, искусствоведческой, педагогической, психологической и методической литературы, экспериментального поиска сформулировать, научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и основные методы, способствующие формированию аудиовизуальной культуры будущего учителя
Объект исследования' образовательный процесс в педагогических вузах при обучении студентов дисциплине «Технические и аудиовизуальные средства обучения»
Предмет исследования теоретические основы, педагогические условия и методика обучения, способствующие активизации формирования аудиовизуальной культуры будущего учителя при изучении дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства обучения».
Гипотеза исследования предполагает, что эффективно формировать аудиовизуальную культуру будущего учителя в процессе обучения дисциплине «Технические и аудиовизуальные средства обучения» возможно если:
- данный аспект будет вычленен в качестве специальной цели обучения в курсе «Технические и аудиовизуальные средства обучения»;
-будет разработана модернизированная программа обучения дисциплине «Технические и аудиовизуальные средства обучения», направленная на формирование аудиовизуальной культуры будущего учителя,
-теоретические знания будут обосновываться на примере художественных произведений экранного искусства,
-в процессе обучения будут использоваться задания творческого типа,
-будут созданы дидактические условия и применены педагогические установки, активизирующие творческую деятельность студента и стремление к самообразованию в данной области
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть основные понятия и категории аудиовизуальной культуры;
-раскрыть специфические особенности восприятия аудиовизуального произведения;
-изучить состояние аудиовизуальной культуры учителя и школьников,
-проанализировать образовательные модели в сфере аудиовизуальной культуры в современной школе,
-выявить педагогические условия эффективного формирования аудиовизуальной культуры будущего учителя,
-разработать научно обоснованную методику обучения, обеспечивающую формирование аудиовизуальной культуры будущего учителя, исходя из этого модернизировать существующую программу дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства обучения»,
-экспериментально проверить, проанализировать и уточнить эффективность предложенной методики
Методологическую основу исследования составляют системный подход, основанный на поиске целостных и взаимосвязанных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений, комплексный подход к построению методов и способов исследования явлений педагогической действительности, принципы единства сознания и деятельности, развития, детерминизма, субъектности деятельности и познания
Теоретической основой исследования выступают положения концепции о развивающем обучении и роли теоретических знаний в формировании учебной деятельности, а также информационный подход в обучении
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования Теоретические методы категориальный синтез, комплексный теоретический анализ, метод искусствоведческого и культурологического анализа, моделирование Эмпирические методы обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение), диагностические (тестирование, экспертные оценки), интерактивные (групповые поисковые методы), формирующие (педагогический эксперимент) Методы математической статистики сравнительный анализ данных, процентное соотношение
Опытно-экспериментальной базой исследования выступали студенческие группы химического, дошкольного факультетов и факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета Всего экспериментальной работой бьшо охвачено 27 групп, численностью 720 студентов
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2003-2004) изучалось состояние проблемы в теории и практике психолого-педагогических исследований, проводился теоретический анализ проблемы, формулировалась цель, задачи, гипотеза, разрабатывались методики опытно-экспериментальной работы, определялись критерии оценок
На втором этапе (2004-2006) осуществлена опытно-экспериментальная работа, проводилась проверка основных положений выдвинутой гипотезы.
На третьем этапе (2006-2007) выполнен обобщающий анализ материалов исследования, апробированы полученные результаты и сделанные на их основе выводы, проведено литературное оформление диссертации
Научная новизна исследования заключается в следующем
-установлено, что процесс формирования аудиовизуальной культуры будущего учителя наиболее эффективен при соблюдении следующих педагогических условий содержание обучения должно включать постижение эстетического материала аудиовизуальных продуктов, в качестве иллюстрирующих примеров должны выступать художественные аудиовизуальные произведения, при организации занятий необходимо строить обучение таким образом, чтобы эффективно шло развитие творческой активности студентов, их стремления к самообразованию в данной сфере, необходимо добиваться, чтобы от репродуктивной деятельности, студенты перешли к действительно творческой работе,
-экспериментально установлено, что процесс формирования аудиовизуальной культуры будущего учителя активизируется при использовании следующих педагогических установок: постижение учебного материала как теоретического, так и практического необходимо закреплять самостоятельной творческой работой, применять полученные знания в подготовке к профессионально направленной деятельности (подготовка к занятиям, практике в школе) и повседневной жизни,
-выявлено, что при этом, формирование аудиовизуальной культуры представляет собой целенаправленное развитие личности в системе трех видов деятельности на материале аудиовизуальных продуктов* 1) освоение знаний о продуктах аудиовизуальной культуры; 2) работа по интерпретации и анализу результатов восприятия аудиовизуальных продуктов, 3) творческая
деятельность по анализу и созданию аудиовизуальных продуктов, в том числе профессионально направленных;
-на основании приведенных выводов, разработана методика формирования аудиовизуальной культуры студентов при обучении дисциплине «Технические и аудиовизуальные средства обучения»
-экспериментально доказано, что такая методика активно способствует осмыслению социально-философского содержания аудиовизуальных продуктов, овладению при восприятии аудиовизуального продукта процессом «прочитывания» эмоционально-образного содержания формы аудиовизуального продукта
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
-определены и систематизированы теоретические положения (искусствоведческие, психологические и дидактические), которые позволили разработать эффективную методику развития аудиовизуальной культуры у студентов педагогических вузов,
-выявлены когнитивные, деятельностные и личностные критерии оценки уровня аудиовизуальной культуры,
-разработаны и экспериментально проверены эффективные пути развития аудиовизуальной культуры будущего учителя,
-данное обоснование нового подхода к решению проблемы развития аудиовизуальной культуры студентов педагогических вузов может быть применено в последующих теоретических исследованиях по теме «Аудиовизуальная культура будущего учителя».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в области формирования аудиовизуальной культуры будущего учителя при обучении студентов различных педагогических вузов и колледжей Материалы исследования могут быть использованы в разделах педагогики воспитании и дидактики, для совершенствования учебных планов и программ по дисциплине «Технические и аудиовизуальные средства обучения» в педагогических
учебных заведениях, а также могут послужить основой для организации спецкурсов и факультативных занятий со студентами для расширения форм образования на факультетах педагогических вузов Также могут быть учтены при подготовке методических пособий по дисциплине «Технические и аудиовизуальные средства обучения» для студентов педагогических вузов
Достоверность результатов исследования базируется на теоретических положениях философской, искусствоведческой, психологической и педагогической литературы об особенностях аудиовизуальной культуры, Подтверждается экспериментальной проверкой положений данного исследования, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных условий, приемов и методов обучения
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные выводы и результаты исследований нашли отражение в 8 публикациях, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры аудиовизуальных технологий обучения Московского педагогического государственного университета, на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Московском педагогическом государственном университете
На защиту выносятся следующие положения:
1 Аудиовизуальная культура современного учителя и школьника
является фактором, определяющим возможность их включения в
информационную среду современного общества
2 Аудиовизуальная культура будущего учителя представляет собой
совокупность личностной культуры человека и области предметной
культуры современного общества, связанная с восприятием, созданием,
переработкой и передачей аудиовизуальной информации Высокий уровень
аудиовизуальной культуры позволяет учителю активно использовать
возможности современного информационного поля, помогает ему понять и
донести до учащихся язык произведений аудиовизуальной культуры
Формирование аудиовизуальной культуры будущего учителя может осуществляться в системе изучения педагогических дисциплин, в пределах специально организованного курса «Технические и аудиовизуальные средства обучения».
3 Условия, определяющие эффективное формирование
аудиовизуальной культуры будущего учителя, содержание обучения должно включать постижение эстетического материала аудиовизуальных продуктов, в качестве иллюстрирующих примеров должны выступать художественные аудиовизуальные произведения, при организации занятий необходимо строить обучение таким образом, чтобы активно шло развитие творческой активности студентов, их стремления к самообразованию в данной сфере, необходимо добиваться, чтобы от репродуктивной деятельности, студенты перешли к поисковой, творческой,
Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения