Введение к работе
Актуальность исследования
Современные исследователи указывают на необходимость изменений в образовании, но аргументируют это по-разному: как поиски путей выхода из кризиса, потребность в новых технологиях образования и, наконец, как возможность возврата к классическим основаниям и идеям образования. В этом плане характерны работы А.П. Валицкой, Б.С Гершунского, В.В. Кумарина, Н.Д. Никандрова, П.Г. Щедровицкого и др. Х.Г. Тхагапсоев, обнажая обостряющиеся противоречия образования в современной реальности, предлагает новую методологию и стратегию образования, которая обеспечит движение от репродуктивно-информационного и предметно-дифференцированного подхода к интегрированным знаниям и метапредметам, от созерцательного к деятельностному (к культуротворчеству), от эмпирического к концептуальному, от тематического к проблемному, от гносеологического к культурно-личностному, а в обшем - к культуроконтекстной и культуротворческой модификации (парадигме) образования. При этом «увеличение дозы культуры» в содержании образования предлагают многие современные исследователи. В.Д. Симоненко проанализировал религиозно-догматическую (до XV века), информационно-репродуктивную (XV – первая половина XVIII вв.), инструментальную (XVIII – вторая половина XIХ вв.) парадигмы и предложил в начале XXI века культурно-технологическую образовательную парадигму.
Современный исследователь Т.А. Полозова указывает на несоответствие программного обеспечения жизнедеятельности системы культуры, законов, «алгоритмов» ее жизненной активности во всех пространствах бытия человека и социума и механизмов обратной связи процессуального уровня организации, перспективного планирования и управления передачей, трансляцией ее содержания, информационно-сущностных качеств. По мнению исследователя, важное значение приобретает выстраданная временем идея глубинного сущностного духовно-деятельностного включения каждого развивающегося человека и группы в ментально-духовную сокровищницу отечественной национальной культуры, в мир ее эстетико-нравственных смыслов, ценностей, поведенческих установок. Представляется стратегически и методологически важным фундаментальное философско-психологическое акмеолого-антропологическое видение и обоснование новой человекомерной, природосообразной и кулътуросообразной парадигмы образования.
Речь идет о таком образовании, которое перестает быть «знаниевым», «рационально-просвещенческим», упрощенно «зуновским», а становится механизмом культурологизации социума и человека, организации индивидуальной траектории развития человека. Мы полагаем, что антропокультурологический подход способен углубить и развить гуманитарно-культурологические, этико-эстетические и нравственные доминанты в системе образования, что явится, на наш взгляд, важнейшим условием воспитания культурного человека XXI века.
Осознание ценностей отечественной и мировой культуры является важнейшей задачей современного воспитания, ибо культура – это то, что «делает людей, населяющих определенное пространство из простого населения – народом, нацией» (по Д.С. Лихачеву). В осознании себя субъектом культуры, причастности к культуре своего народа находятся корни духовности, нравственности, патриотизма, гражданственности, уникальности личности и общества.
Актуализация воспитания культурного человека в настоящее время обусловлена, с одной стороны, изменениями в личностном и общественном сознании, кризисными явлениями в социуме (кризис моральных ценностей, утрата ценностно-смысловых ориентиров бытия человека, рост негативных явлений в молодежной среде); с другой, – особенностями социально-педагогической ситуации (отсутствие системы воспитания культурного человека в социальных институтах; излишняя демонстрация СМИ сцен жестокости, насилия, убийств, распущенности, асоциальных и противоправных эталонов поведения и др.).
В современной педагогической теории и практике выделяются следующие типы концепций воспитания:
концепции социального воспитания (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова и др.), основанные на идеях системно-социального проектирования;
концепции, ориентированные на коллективное воспитание (В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова и др.), основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания;
личностно-ориентированные культурологические концепции (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Е. Щуркова, Е.Ш. Ямбург и др.), основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах;
личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания (С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук и др.), основанные на идеях синергетического подхода и педагогической феноменологии.
В них представлены общие и особенные позиции. Однако, научно-педагогические исследования в сфере методологии процесса воспитания культурного человека в ходе образовательной деятельности носят контурный характер. Система образования есть важнейший механизм передачи ценностей культуры, идеалов, жизненно-смысловых ориентиров, детерминированных национально-культурным миром: историей, языком, литературой, психологией, музыкой, традициями и др. Взаимосвязь между культурой и образованием, их возможности способны оказывать существенное влияние на духовное производство общества. Понимание образования как фактора духовного производства общества обусловлено его важнейшей ролью в культурной преемственности и духовно-нравственном развитии человека. Образовательная деятельность обеспечивает развитие и воспитание человека в соответствии с идеалами, нормами, традициями, имеющимися в недрах культуры народа, в его религиозно-философских, этно-педагогических и психологических концепциях. Образование воспроизводит целостный субъект культуры, именно возможности образования сохранять и развивать специфику отечественной культуры позволяют рассматривать его в качестве ведущего условия воспитания человека, духовного развития общества, от чего в конечном счете зависят экономические и политические позиции.
Необходима разработка методологии образовательной деятельности и базовых воспитательных процессов, составляющих содержание воспитания современного культурного человека. В связи с этим был сделан выбор темы исследования «Антропокультурологический подход к образовательной деятельности педагога». Проведенное исследование относится к фундаментальным теоретико-методологическим исследованиям и отвечает его критериям:
создание общетеоретических концепций педагогики: обоснован антропокультурологический подход к образовательной деятельности как ведущий методологический подход; предложена концепция воспитания педагога – субъекта культуры;
открытие новых направлений в развитии современного образования: охарактеризована образовательная деятельность как фактор национальной безопасности государства и духовной безопасности человека;
углубление системы научных знаний в педагогике, раскрытие закономерностей воспитания и обучения: введено концептуальное, генетическое, номинальное, операциональное, дескриптивное, структурное, функциональное научные понятия образовательной деятельности; раскрыты закономерности в методике процесса воспитания субъекта образовательной деятельности – субъекта культуры на различных ступенях системы образования;
развитие методологии науки: охарактеризован антропокультурологический подход как ведущее методологическое основание образовательной деятельности.
Основная проблема исследования связана с противоречиями в современной педагогической практике между:
потребностью общества в высоком уровне культуры молодежи и неразработанностью методических средств ее воспитания;
ростом информированности, образованности молодежи и низким уровнем ее духовно-нравственной культуры;
сложившейся традиционной структурой авторитарного межсубъектного взаимодействия и педагогикой сотрудничества, инновационными идеями;
административным руководством, заданным сверху, и творческими авторскими концепциями в области образования и воспитания, рождающимися снизу;
идеалами, ценностями культуры народа и стихийным влиянием субкультуры молодежи, экспансией стандартов асоциальных и противоправных форм поведения, разрушающих национальную отечественную культуру. «Культурное самостояние» есть залог величия народа и независимости бытия (по И.А. Ильину).
Проблема исследования сформулирована следующим образом: какова совокупность теоретико-методологических положений, закономерностей, принципов и технологий, психолого-педагогических условий, обеспечивающих воспитание культурного человека в образовательной деятельности?
Решение данной проблемы составляет цель исследования: теоретико-методологическое обоснование антропокультурологического подхода к образовательной деятельности и разработка концепции воспитания педагога – субъекта культуры.
Объектом исследования является образовательная деятельность на различных ступенях системы образования; предметом – антропокультурологический подход к образовательной деятельности как методологическое основание и ведущее условие процесса воспитания будущего педагога – субъекта культуры.
Гипотеза исследования
Процесс воспитания культурного человека в образовательной деятельности будет осуществляться успешно при наличии следующих условий:
1. Антропокультурологический подход к образовательной деятельности выступает ведущим методологическим основанием, способствующим воспитанию культурного человека. Обоснована сущность образовательной деятельности как социокультурного феномена.
2. Обогащен научно-категориальный аппарат педагогической науки концептуальным, генетическим, номинальным, операциональным, дескриптивным, структурным, функциональным определениями образовательной деятельности и охарактеризованы ее функции.
3. Проанализирована теория, методика и практика образовательных заведений, разработана методика и выявлены закономерности, принципы и оптимальные условия процесса воспитания культурного человека на основе антропокультурологического подхода к образовательной деятельности:
а) осуществляется оптимизация социокультурной среды личностного развития на основе актуализации ее культурно-исторической уникальности, ценностей отечественной и мировой культуры; обеспечено соответствие содержания образовательной деятельности ценностям культуры народа.
б) актуализируется личностно ориентированное образование на культурологической основе, способствующее формированию индивидуального стиля деятельности ее субъектов и обеспечивающее культурное восхождение личности в субъект-субъектном взаимодействии;
в) содержание образовательной деятельности основывается на идеалосообразности отечественной культуры, культурно-исторической преемственности;
г) осуществляется со-трудничество, со-творчество, со-бытие субъектов образовательной деятельности;
д) реализуется культурологическое содержание образовательной деятельности на основе баланса в структуре связей социальных институтов с учётом мегафакторов, макрофакторов, мезофакторов и микрофакторов; актуализируется антропокультурологическая доминанта, активизирующая включенность человека в универсум, философское осмысление личностной и социальной значимости деятельности культурного человека в системе: «Человек – человек – коллектив – общество – человечество».
4. Разработана концепция воспитания будущего педагога – субъекта культуры.
5. Спроектирована ценностно-нормативная модель культурного человека ХХI века на основе антропокультурологического подхода и модель организации образовательной деятельности с целевой установкой воспитания субъекта культуры на различных ступенях системы образования; обоснована методика процесса воспитания культурного человека.
6. Феномен образовательной деятельности выступает важнейшим условием национальной, а также духовной безопасности человека в информационном обществе.
7. Трансформация ценностей отечественной и мировой культуры в образовательной деятельности выступает условием личностного и общественного развития, фактором национальной безопасности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
-
Осуществить историко-педагогический анализ образовательной деятельности как социокультурного феномена и выявить ее сущность в различных типах культуры, моделях образования, научных направлениях педагогики и философско-педагогических учениях. Обосновать антропокультурологический подход к образовательной деятельности как методологическое основание, способствующее воспитанию культурного человека.
-
Обогатить научно-категориальный аппарат педагогической науки концептуальным, генетическим, номинальным, операциональным, дескриптивным, структурным, функциональным определениями образовательной деятельности и охарактеризовать ее функции.
-
Проанализировать теорию, методику и практику современных образовательных заведений, разработать методику и выявить закономерности, принципы, технологии и оптимальные условия воспитания культурного человека на основе антропокультурологического подхода к образовательной деятельности.
-
Разработать концепцию воспитания будущего педагога – субъекта культуры.
-
Спроектировать ценностно-нормативную модель культурного человека на основе антропокультурологического подхода и модель организации образовательной деятельности с целевой установкой воспитания субъекта культуры на различных ступенях системы образования, обосновать методику процесса воспитания культурного человека.
-
Раскрыть роль образовательной деятельности как важнейшего фактора национальной, духовной безопасности человека в информационном обществе.
-
Охарактеризовать этапы, уровни, принципы трансформации образовательной деятельности и её роль в личностном и общественном развитии и обосновать как фактор национальной безопасности.
Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития; принципы историзма, объективности, единства исторического и логического, конкретности истины, единства теории и практики, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов.
В качестве специальной методологии исследования выступают: культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский), основополагающие идеи педагогической антропологии (К.Д. Ушинский), идеи о воспитании человека как социокультурном процессе (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л.П. Буева, С.И. Гессен, И.А. Ильин, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никадров, Г.Н. Филонов и др.); методологические подходы: аксиологический, системный, личностно-деятельностный, структурно-функциональный и др.
Теоретическую базу исследования определяют идеи культурологического подхода к образованию (Е.И. Артамонова, Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, А.С. Запесоцкий, А.В. Иванов, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, А.К. Костин, А.В. Мудрик, В.Д. Симоненко, В.А. Сластенин, Л.В. Суходольская-Кулешова, Н.Е. Щуркова и др.).; идеи о роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Г.С. Батищев, А.Н. Леонтьев, Э.С. Маркарян, В.И. Межуев, А.Г. Мысливченко, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина и др.); идеи о сущности человека, его месте и роли в развитии общества (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, П.С. Гуревич, Э.В. Ильенков, В.В. Ильин, М.К. Мамардашвили, Н.Н. Моисеев, М.М. Рубинштейн и др.); научные теории, идеи о человеке как субъекте, личности и индивидуальности; системные представления о личности как высшей ценности; представления учёных о профессиональной подготовке педагога, а также труды, раскрывающие различные аспекты целостного образовательного процесса (Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, В.П. Борисенков, К.В. Гавриловец, Л.П. Илларионова, С.Н. Климов, Т.С. Комарова, Н.В. Кузьмина, М.В. Лазарева, Е.А. Леванова, И.Я. Лернер, Г.П. Новикова, В.А. Попков, Н.Х. Розов, А.И. Савостьянов, Г.П. С.Ю. Сенатор, Скамницкая, Э.И. Сокольникова, Д.Л. Теплов, Г.П. Щедровицкий, И.С. Якиманская и др.).
Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и взаимодополняющих друг друга: историко-педагогический, сравнительно-сопоставительный, библиографический, онтологический, логико-методологический, гносеологический, аксиологический, системно-структурный, причинно-следственный анализ; наблюдение, опрос, исследовательская беседа, интервью, тесты, анализ продуктов деятельности, изучение педагогического опыта, анкетирование, сравнение, измерение, мониторинг, опытно-экспериментальная работа, педагогическое моделирование; экспертная оценка, шкалирование, ранговый анализ, корреляционный анализ, факторный анализ и др.
Базой исследования являлись: Мозырский государственный педагогический университет, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, МГУ им. М.В. Ломоносова (на констатирующем этапе), Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.
Исследование проводилось с 1990 по 2013 и осуществлялось поэтапно.
Первый этап (1990-1995 гг.) – аналитический, в ходе которого осуществлялось изучение массового и передового педагогического опыта в различных типах образовательных учреждений с целью выявления целеполагания, методологии, содержания, технологий, результатов образовательной деятельности; анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
Второй этап (1996-2009 гг.) – исследовательский, который включал: разработку основных положений концепции; апробацию экспериментальных программ по проблеме исследования; оценку результативности апробированных программ, внедренных в практику рекомендаций, концепции исследования; анализ полученных результатов;
Третий этап (2010-2013 гг.) – обобщающий: обработка полученных теоретических и эмпирических данных; систематизация результатов исследования, прогнозирование направлений дальнейшего исследования проблемы; оформление материалов в виде диссертации.
Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования; применением комплекса методов исследования, адекватных природе исследуемого объекта, предмета, цели и задачам; источниковедческой базой.
Научная новизна исследования:
-
-
Обоснован антропокультурологический подход, который представляет собой совокупность составляющих: цели, ключевых понятий, принципов, условий, способствующих воспитанию субъектов культуры в образовательной деятельности. Данный подход: а) обусловливает гуманизацию процессов воспитания и обучения; б) активизирует личностные возможности, развитие человека в культурно-образовательном пространстве; в) актуализирует социокультурный потенциал содержания образовательной деятельности и др.
-
Обогащена педагогическая теория следующими определениями исследуемого феномена: а) генетическим: образовательная деятельность выступает одной из форм социальной практики по воспитанию, развитию, обучению человека в рамках единого историко-педагогического процесса человечества; б) номинальным: образовательная деятельность есть деятельность культуро- и человекотворческого характера, осуществляемая специалистами образования и направленная на понимание роли человека в современном мире и формирование ценностного сознания и поведения; в) концептуальным: образовательная деятельность есть социокультурная ценностно-ориентированная деятельность субъектов по развитию, воспитанию, обучению, формированию мировоззренческих универсалий личности, обретению компетентности в различных сферах жизнедеятельности.
-
Обоснована методика и выявлены оптимальные условия процесса воспитания культурного человека на основе антропокультурологического подхода.
-
Разработана концепция воспитания будущего педагога – субъекта культуры, содержащая методические основы процесса воспитания в вузе; концепция включает целеполагание, содержание, принципы, технологии, методы, средства, условия воспитания субъекта культуры и позволяет спрогнозировать процесс воспитания субъекта культуры не только в педагогическом вузе, но и в вузах других профилей.
-
Спроектирована ценностно-нормативная модель культурного человека XXI века и модель организации образовательной деятельности с целевой установкой воспитания субъекта культуры на различных ступенях системы образования; обоснована методика процесса воспитания культурного человека.
Важнейшими условиями становления субъектов образовательной деятельности субъектами культуры выступают: создание культурно-образовательного пространства в образовательном заведении; развитие способностей к самопроектированию жизненного и профессионального пути на культурологической основе; содействие в выборе нравственных идеалов, духовных ориентиров, жизненных ценностей, идеалосообразность в воспитании; систематическое включение субъектов образовательной деятельности в социокультурное пространство образовательного заведения, микросоциума, общества посредством проведения конкретной практической деятельности; утверждение в повседневной практике общечеловеческих и национальных ценностей и др.
Установлены закономерности процесса воспитания субъекта культуры: идеалосообразность содержания теории и практики активизирует мотивационно-потребностную сферу субъектов образовательной деятельности. Опора на имеющийся жизненный опыт развивает самосознание, стимулирует самовоспитание. Педагогика со-трудничества в общении, деятельности, отношениях способствует становлению когнитивного, эмоционально-чувственного ценностно-мотивационного, деятельностного компонентов личности учащегося (студента); создание культурно-образовательной среды, моральной атмосферы с ценностно-смысловой ориентацией активизирует процесс воспитания субъекта культуры.
-
-
Дополнен научный взгляд на образовательную деятельность как условие национальной безопасности государства и духовной безопасности человека в информационном обществе.
-
Уточнены и научно обоснованы принципы, функции, трансформации образовательной деятельности на глобальном, региональном, локальном, частном уровнях. Трансформация ценностей отечественной и мировой культуры в образовательной деятельности выступает важнейшим условием личностного и общественного развития, фактором национальной безопасности.
Теоретическая значимость исследования:
осуществлен сравнительный анализ организационно-процессуальных, содержательных, структурно-функциональных характеристик образовательной деятельности как в рамках мирового историко-педагогического процесса (антропологическое, естественнонаучное, социологическое, философское, опытническое, провиденциалистское, тоталитарное научные направления), так и в моделях университетского образования в России; результаты анализа позволили обосновать антропокультурологический подход как ведущее методологическое основание образовательной деятельности;
Ведущими принципами реализации образовательной деятельности в различных типах современных образовательных заведений на основе антропологического подхода выступают: антропологизм, гуманизм, культуросообразность, идеалосообразность (опора на идеалы отечественной и мировой культуры), культурно-историческая премственность, соборность, содержательная целостность, системность, популяризация универсальных ценностей, диалог между культурами, открытость, сбалансированность отечественной и зарубежной культурной продукции и др.
установлены закономерные связи взаимодействия культуры, образования и образовательной деятельности:
процессуально-функциональные связи позволяют обосновать образование как процесс, способствующий становлению культурного человека, выделить основные функции образовательной деятельности, образования и культуры: целеполагающую, культуросозидающую, мировоззренческую, воспитательную, креативную, социализирующую, ценностно-ориентированную, трансформирующую, когнитивную, воспитательную, развивающую и др.;
исторические связи указывают на детерминированность модели образования и образовательной деятельности типом культуры. Они основываются на принципах: зависимости от государственной политики; культурно-исторической преемственности; детерминированности образовательной деятельности; единства и взаимодополняемости; отражения бытия человеческого и др.
содержательные связи вытекают из признания приоритета культуры в социуме, являющейся главным источником содержания образования и образовательной деятельности
установлены также закономерные связи в культурологическом содержании образовательной деятельности: межкурсовые и внутрикурсовые, содержательно-информационные, ориентационно-деятельностные, что позволяет актуализировать: 1) отождествление обучающихся с персоналиями, великими личностями с целью осознания смыслообразующих жизненно важных ориентиров; 2) субъект-субъектное взаимо-действие, воз-действие, со-бытие, со-трудничество, со-творчество, способствующие приобретению культуры жизнедеятельности; 3) культурологическую идеалосообразность (реализацию идеалов, образцов, норм, эталонов, традиций отечественной культуры); 4) создание культурно-образовательного пространства в учебном заведении с педагогически управляемым воздействием на ценностное самоопределение личности;
представлена диагностическая шкала определения уровней культуры субъекта образовательной деятельности; выделены критерии и показатели, отличающие субъекта культуры;
обоснованы ценностно-смысловые ориентиры, образующие группы ценностей: общечеловеческие, отечественной культуры, гражданина, личностные, реализация которых в образовательной деятельности создает возможность культурного роста субъектов образовательной деятельности;
осуществлен сравнительный анализ процесса духовно-нравственного воспитания в высших образовательных учреждениях России, Беларуси, Болгарии.
Практическая значимость исследования:
внедрены антропокультурологический подход к образовательной деятельности и идеи концепции воспитания субъекта культуры в подготовке специалистов педагогического вуза, а также других профилей; в последипломной практике – «Школе молодого специалиста», имеющей целевую установку: обогащение культурологической компетентности;
разработана методика духовно-нравственного воспитания субъектов образовательной деятельности, основанная на культурологических, антропоцентрических и трансцендентных ценностях; предложены рекомендации по решению задач духовно-нравственного воспитания субъектов образовательной деятельности, способствующие развитию духовных, культурных, национальных традиций народа, национального самосознания;
внедрены в учебный процесс высшей школы программы, учебные пособия, методические рекомендации, спецкурсы для студентов и преподавателей по проблеме исследования, что активизирует процесс воспитания субъекта культуры в вузе («Профессиональная культура», «Профессионально-педагогическая культура» и др.);
изданы монографии, учебные пособия, апробированные в образовательном процессе вузов;
результаты исследования внедрены в образовательный процесс курсов повышения квалификации Московского института открытого образования, факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования в Ставропольском государственном университете, в Брянском институте повышения квалификации работников образования, в Брянском государственном университете им. академика И.Г. Петровского, Мозырском государственном педагогическом университете, Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова.
Выводы исследования целесообразны и значимы в системе повышения квалификации работников образования в соответствии с учетом профессионально-аксиологических, деонтологических требований, предъявляемых к педагогу как представителю мирового сообщества, определенного социума, этнокультуры, социально-профессиональной группы, индивидуальности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Антропокультурологический подход есть совокупность цели, задач, принципов, условий , активизирующих развитие человека в соответствии ценностно-нормативной моделью культурного человека; данный подход выступает важнейшим условием развития общественного и личностного сознания.
Образовательная деятельность, осуществляемая на основе антропокультурологического подхода, есть одна из форм практики культурно-исторического развития человека и общества в универсуме человечества; способ социализации, развития, самоизменения человека и общества; ценностно-ориентированная деятельность субъектов по обретению компетентностей в различных личностно значимых сферах жизнедеятельности и воспитанию культурного человека.
2. Закономерности, принципы, технологии, оптимальные условия воспитания культурного человека на основе антропокультурологического подхода к образовательной деятельности. Основными закономерностями воспитания культурного человека выступают следующие: идеалосообразность содержания теории и практики активизирует мотивационно-потребностную сферу субъектов образовательной деятельности. Опора на имеющийся жизненный опыт развивает самосознание, стимулирует самовоспитание. Педагогика со-трудничества в общении, деятельности, отношениях способствует становлению когнитивного, эмоционально-чувственного ценностно-мотивационного, деятельностного субъектов образовательной деятельности.
3. Определения феномена образовательной деятельности: генетическое (происхождение, способы обновления); номинальное (сущность образовательной деятельности в различные эпохи, транскультурное содержание); операциональное (операции, свойства действий, составляющих исследуемый феномен); дескриптивное (описание феномена в данной социокультурной ситуации); концептуальное (основополагающая идея, сущность феномена); структурное (структурные компоненты); функциональное (функции).
4. Концепция воспитания педагога – субъекта культуры направлена на: формирование высокого уровня культуры педагога и учащихся; трансляцию творческого освоения внешнего мира культуры во внутренний мир человеческой субъективности; актуализацию ценностей отечественной и мировой культуры. Концепция включает: цель, задачи, принципы, технологии, этапы, функции и др. Ведущие идеи концепции: воспитание субъекта образовательной деятельности - субъекта культуры; формирование личностной позиции; развитие ценностей отечественной и мировой культуры. Реализации концепции послужит развитию культурно-образовательной среды.
5. Ценностно-нормативная модель культурного человека XXI века синтезирует характеристики, свойственные: а) человеку как представителю человечества; б) представителю макро- и микросоциума, этнокультуры; в) специалисту профессиональной сферы; г) индивидуальности. Модель организации образовательной деятельности с целевой установкой воспитания субъекта культуры на различных ступенях системы образования и методика процесса воспитания культурного человека позволяют обеспечивать как развитие субъектов образовательной деятельности, так и развитие различных образовательных структур.
6. Образовательная деятельность является условием национальной безопасности государства и духовной безопасности человека в информационном обществе.
7.Трансформация образовательной деятельности позволяет вырабатывать программу культурно-исторического развития. Этот процесс имеет свои этапы, уровни, принципы и направлен на культурологизацию социума и культурное восхождение субъектов образовательной деятельности. Социальная и личностная значимость антропокультурологического подхода к образовательной деятельности заключается в том, что исторический опыт, духовный потенциал народа, многовековое культурное наследие, трансформирующиеся через образовательную деятельность на различных ступенях системы образования, призваны: обеспечить развитие духовно-нравственных ценностей народа; утверждать моральную атмосферу в обществе, противодействовать псевдокультуре; поддерживать общественную стабильность, гражданское единение, межконфессиональный мир; воспитывать молодежь на духовно-нравственных, патриотических традициях отечественной культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международных конгрессах и конференциях, симпозиумах, семинарах (Минск, 1995, 1996, 1997, 1998, 2000, 2002, 2003; Мозырь, 1999, 2001; Брянск, 2000, 2003, 2004, 2005, 2006, 2008, 2009, 2010; Благоевград, Болгария, 2001; Ярославль, 2004; Гомель, 2005; Екатеринбург, 2005; Калуга, 2005; Ставрополь, 2010; Москва, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013; Белгород, 2013, Липецк, 2013).
Внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации (монографии, учебные пособия, статьи), проведение диалогово-дискуссионных семинаров в ходе исследовательской работы с педагогами, аспирантами, студентами, а также в педагогической деятельности соискателя в ходе преподавания учебных дисциплин, спецкурсов в вузе. Материалы исследования внедрены в образовательный процесс Мозырского государственного педагогического университета, Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, Брянского института повышения квалификации работников образования, Московского института открытого образования, Ставропольского государственного университета, Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, четыре главы, заключение, библиографический список и приложения.
Похожие диссертации на Антропокультурологический подход к образовательной деятельности педагога
-
-