Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования Чухин Степан Геннадьевич

Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования
<
Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чухин Степан Геннадьевич. Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Омск, 2001 222 c. РГБ ОД, 61:02-13/444-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Нравственный идеал человека и психолого-педагогические особенности моделирования его актуализации в процессе этического образования 18

1.1. Теоретический анализ феномена нравственного идеала человека, его сущности, структуры, функций и критериев оценки 18

1.2. Психологические особенности моделирования актуализации нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования 39

1.3. Педагогические особенности моделирования актуализации нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования 58

Глава 2 Актуализация нравственных идеалов старших школьников в экспериментально-опытном процессе этического образования 82

2.1. Диагностика актуализации нравственных идеалов старших школьников 82

2.2. Разработка и реализация программы актуализации нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования 108

2.3. Эффективность индивидуально ориентированной модели актуализации нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования 128

Заключение 155

Библиография 158

Приложения 177

Введение к работе

Актуальность исследования. Поиск новых социальных, психологических, педагогических оснований актуализации нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования обусловлен целым рядом обстоятельств.

Во-первых, общей демократизацией и гуманизацией общественной жизни, которая выдвигает проблему свободы избрания человеком своего нравственного идеала (нравственной цели жизни) и актуализации им данного нравственного идеала в изменяющемся обществе в качестве одной из важнейших не только для педагогики, но и для всех гуманитарных направлений.

Во-вторых, особенностями переживаемого Россией периода, когда происходит смена приоритетов в системе социально - педагогических ценностей: от концепций, ориентированных на социоцентрический ценностный подход, к представлениям, в основе которых лежит антропоцентрический ценностный подход, а главной стратегической целью этического образования стало бы развитие человека, способного к самоопределению и наиболее полной самореализации через осознание своего Смысла жизни, своего нравственного идеала.

В-третьих, недостаточной разработанностью в теории и практике этического образования проблемы моделирования актуализации нравственных идеалов старших школьников. Процесс актуализации нравственного идеала молодого человека в современной педагогической практике протекает стихийно и далеко не всегда успешно, учащиеся нуждаются в целенаправленной педагогической помощи.

В-четвертых, состояние метапатологии, или «экзистенциального вакуума», порожденное проблемой отсутствия Смысла жизни нравственного идеала) человека, создает предпосылки для развития в молодежной среде таких пороков, как: наркомания, самоубийства, преступность.

Это и определило проблему исследования, которая заключается в новом теоретическом осмыслении специфики процесса актуализации нравственного идеала человека на современном этапе развития российского общества, в выявлении основных направлений педагогической деятельности, обеспечивающих актуализацию нравственных идеалов старшими школьниками в процессе этического образования.

Степень разработанности проблемы. Актуализация нравственного идеада человека - многоаспектная проблема, исследованием которой занимались ученые в различных областях науки: философии, социологии, психологии,педагогики.

С древнейших времен проблематика актуализации нравственного идеала человека, поиска человеком своего Смысла жизни была и остается краеугольным камнем философской мысли человечества. Естественно, что философия внесла наибольший вклад в разработку этой многоаспектной проблемы.

Проблема актуализации нравственного идеала человека и взаимосвязанных с ним этических феноменов подвергалась осмыслению многими философскими теориями. В учении И. Канта о категорическом императиве, в основе которого - идеал ничем не запятнанного человеческого достоинства. С точки зрения нашего исследования, наибольший вклад в разработку вышеуказанной проблемы внесли представители философии экзистенциализма: А. Камю, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс. По содержанию художественной прозы к представителям данного философского направления можно отнести Э.М. Ремарка. Свобода человека понимается в экзистенциализме как свобода выбора самого себя (Сартр), самосозидание себя своими действиями и поступками, то есть, актуализация своего нравственного идеала. Человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет, при этом свободный человек несет ответственность за собственный выбор. Безусловный приоритет свободы в нравственном совершенствовании человека отстаивал Н.А. Бердяев. Э. Фромм в своей работе «Бегство от свободы» указывает на проблему отчуждения современного человека от своей нравственной сущности, от актуализации своего нравственного идеала. Л.Н. Толстой развивал идею свободного воспитания личности, как единственно возможном способе обретения воспитанником своей нравственной сущности, своего Смысла жизни (нравственного идеала).

Проблема актуализации нравственного идеала человека и взаимосвязанных с ним этических феноменов рассматривается практически во всех современных учебниках и учебных пособиях по этике. С нашей точки зрения, наиболее продуктивные учебники и учебные пособия в данной области разработаны А.А. Гусейновым и Р.Г. Апресяном, Е.Л. Дубко, И.Л. Зеленковой и Е.В. Беляевой, Л.А. Поповым, Ю.А. Шрейдером.

Психологи и педагоги неоднократно обращались в исследованиях к отдельным аспектам актуализации нравственных идеалов школьников. В современной этически ориентированной психологии личности накоплен достаточно обширный теоретический и эмпирический материал по отдельным аспектам проблемы актуализации нравственного идеала человека. Однако, феномен нравственного идеала человека рассматривался исследователями преимущественно эпизодически, в той мере, в какой он затрагивается при изучении той или иной основной проблемы - будь то проблема ценностей и ценностных ориентации, мотивационно - целевой структуры деятельности, формирования мировоззрения, структуры нравственного сознания личности. Среди представителей этически ориентированной отечественной психологии личности, напрямую или косвенно занимающихся изучением

6 рассматриваемой нами проблемы, можно выделить таких, как: Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, Л.С. Славина, В.И. Слободчиков; в зарубежной психологии личности: А. Маслоу, К. Роджерс, В.Э. Франкл. В частности, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Славина представили в своих работах определение основных этапов становления и развития нравственного идеала человека.

Анализ степени исследованности проблемы актуализации нравственного идеала человека собственно в педагогической области, с точки зрения нашего исследования, будет целесообразно произвести на основании структуры актуализации нравственного идеала, которая включает в себя три основных компонента: практико - деятельностный, эмоционально - волевой, познавательно - ценностный. В работах психолога А.Н. Леонтьева; педагогов Д.И. Водзинского, В.М. Гайнулиной, С.Л. Копотева, И.С. Марьенко, Л.И. Рувинского, З.Г. Сафоновой, Л.Ю. Сироткина, М.И. Шиловой отмечается важнейшая роль практической деятельности в системе процесса актуализации нравственного идеала человека. Педагогическое представление роли механизма деятельности (в том числе и практической деятельности) в процессе актуализации нравственного идеала человека предлагается концепцией нравственной деятельности, разрабатываемой

М.Н. Аплетаевым, Г.П. Синицыной, СВ. Шмачилиной. Согласно положениям данной концепции, актуализация практико - деятельностного компонента нравственного идеала старшего школьника предполагает совершение им системы поступков, которые бы соответствовали императивам нравственного идеала данного человека и нравственно мотивировали тем самым его жизненную позицию.

В работах психолога В.Ф. Сержантова; педагогов Д.И. Водзинского, И.С. Марьенко, A.M. Полуэктовой, Л.И. Рувинского, Н.Ф. Яковлева, М.Г. Яновской отмечается важная роль эмоций человека в процессе актуализации им своего нравственного идеала. Благодаря эмоциональному восприятию образа нравственного идеала происходит его интериоризация в сознании человека, именно вследствие этого он приобретает характер главной жизненной цели субъекта, способность оказывать нравственно-позитивное воздействие на его жизнедеятельность. Психологи Е.П. Ильин, Е.П. Щербаков; педагоги Д.И. Водзинский, В.Н. Казанцев, И.С. Марьенко, В.А. Матвеев, Л.И. Рувинский, П.А. Рудик, В.И. Селиванов, М.Н. Станкин, И.А. Черкашин отмечают важнейшую роль волевого механизма в актуализации как нравственной сферы человека в целом, так и нравственного идеала в частности. Именно волевой компонент нравственного идеала выполняет роль «связующего звена» между идеальным образом нравственного идеала и его воплощением в жизнедеятельности субъекта. Решение такой важнейшей этической проблемы как единство слова и дела человека невозможно без наличия у него достаточно развитой воли.

Область познавательно - ценностного компонента актуализации нравственного идеала человека является наиболее широко изученной представителями отечественной педагогики по сравнению с двумя другими компонентами структуры актуализации нравственного идеала. Можно выделить работы таких исследователей данной области как специалисты по этике Л.М. Архангельский, В.В. Борзых, Ю.Н. Дорофеев, А.П. Желобов, Л.Н. Коган, СВ. Кузнецов, В.П. Тугаринов; по психологии С.Ф. Анисимов, Л.Ю. Дукат; по педагогике М.Н. Аплетаев, Е.В. Бондаревская, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Л.И. Рувинский, З.Г. Сафонова, В.Н. Соболев, Н.И. Судаков, М.И. Шилова. Данными исследователями были определены основные механизмы процесса актуализации познавательно-ценностного компонента структуры нравственного идеала человека.

Проблема актуализации нравственных идеалов старших школьников, педагогического ее решения, несмотря на многообразие работ, посвященных различным ее аспектам, представлена в педагогической науке недостаточно. Это связано с тем, что процесс актуализации нравственного идеала человека не рассматривается исследователями в своей целостности, то есть в единстве всех трех компонентов структуры актуализации нравственного идеала: практико -деятельностного, эмоционально - волевого, познавательно - ценностного. А без целостного подхода к разрешению данной проблемы невозможно продуктивно осуществить моделирование актуализации нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования. Кроме того, в педагогике до сих пор остается недостаточно разработанным, если не сказать более, вопрос о свободе выбора человеком своего нравственного идеала.

Отсюда возникает ряд противоречий: -между необходимостью актуализации нравственных идеалов старших школьников в современных условиях и ее неудовлетворительной реализацией в теории и практике этического образования; -между нравственными потребностями человека, в том числе в нравственном идеале и недостаточное удовлетворение их образовательной системой.

Таким образом, необходимость решения проблемы актуализации нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования определила выбор темы исследования: «Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования».

В тему исследования введены следующие ограничения: -границы изучаемого в жизни молодого человека периода определяются нами как возраст ранней юности, охватывающий период развития примерно от 15 до 17-18 лет. Исследования ученых - психологов (Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Р.С. Немов, Л.С. Славина) позволяют нам заключить, что одним из «качественно новых личностных образований» для старшего школьного возраста является становление более или менее устойчивой нравственной позиции человека, которая определяется нравственным идеалом человека и в свою очередь способствует его дальнейшей актуализации. Именно в старшем школьном возрасте происходит становление обобщенной, или отвлеченной формы нравственного идеала человека, которая является наиболее зрелой из возможных форм; -второе ограничение связано с выделением в этой возрастной группе такой типичной для нее категории молодежи, как старшие школьники (10-11 классы) общеобразовательных школ.

Основные понятия исследования:

Актуализация нравственного идеала - это осуществление своего нравственного идеала человеком. Данный процесс осуществления характеризуется переходом нравственного идеала из состояния возможности (идеальный образ) в состояние действительности (нравственная деятельность). Таким образом, процесс осуществления своего нравственного идеала человеком происходит только в единстве всех трех компонентов этого этического феномена: практико -деятельностного, эмоционально - волевого, познавательно - ценностного.

Моделирование - это метод исследования объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности [178. С.255].

3. Модель - мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [111. С. 185].

Теоретический анализ феномена нравственного идеала человека, его сущности, структуры, функций и критериев оценки

Раскрытие этико - философского аспекта нравственного идеала человека обуславливает необходимость определения этических позиций исследования.

Важное значение для обоснования этической позиции нашего исследования имеет характеристика кризиса современной морали и обусловленного им феномена этического отчуждения человека. Современный кризис морали: «в основе своей есть кризис современного поступка. Образовалась бездна между мотивом поступка и его продуктом. Но вследствие этого завял и продукт, оторванный от онтологических корней» [133. С.43]. Иначе говоря, кризис современного поступка выражается в том, что наша этическая рефлексия часто замыкается в области нашего сознания и не может перейти в конкретное нравственное действие, нравственный поступок. И наоборот, наши поступки оторваны от нашего внутреннего мира, часто мы поступаем против собственной совести. Можно выделить три основные причины современного кризиса морали или кризиса нравственного поступка:

Следствием современного кризиса морали (кризиса нравственного поступка) в нашей стране стало этическое отчуждение человека. В словаре по этике дается следующее определение термина «отчуждение»: «философская категория: означает превращение результатов и продуктов деятельности в нечто, не зависящее от человека и господствующее над ним; извращение характера человеческой деятельности так, что она лишается творческого содержания, а сам человек деперсонифицируется, поскольку общественные отношения людей приобретают форму отношений вещей» [198. С.238]. В специфически этическом плане отчуждение понимается нами как процесс, лишающий человека его экзистенциальной сущности: деятельного, свободного, творческого, ответственного субъекта. Этическое отчуждение «подменяет» внутреннюю природу нравственной деятельности, отношений, сознания человека внешней моральной деятельностью, отношениями, сознанием. Это приводит к тому, что человек перестает считать свой нравственный идеал, высшие нравственные ценности, ответственность за свои поступки, даже собственную совесть своим индивидуальным достоянием и подчиняет их внешней, не зависящей от него необходимости: обществу, господствующей политической идеологии, религиозному культу и так далее. Это и есть отчуждение человека от того, что может быть творимо и определяемо только им самим.

Результатом этого отчуждения является человек моральный, но безнравственный. «Человек, всегда руководствующийся только моральными нормами, хорошо адаптирован к социуму. Но такая адаптация приобретается дорогой ценой: полной или частичной потерей способности к личностному общению, рефлексии; человек оказывается в жесткой зависимости от обстоятельств, внешних факторов, что закрывает для самого человека возможность превращения в личность нравственную, способную поступать по своей воле» [8. С. 10]. Такой отчужденный человек привык, что за него этическую ответственность несет морально-идеологическая система, а не он сам. Это позиция «ребенка», который без своего «родителя» не знает, как себя правильно вести.

Итак, процесс этического отчуждения бросает человеку вызов, ставит его в ситуацию нравственного выбора, которая предполагает только два пути: либо подчиниться, стать комформным, обезличенным, отчужденным от своей экзистенциальной сущности: деятельного, свободного, творческого, ответственного субъекта; либо искать подлинную этическую реальность. В истории этической мысли было и есть много направлений, стремящихся обрести эту подлинную этическую реальность. Человек в экзистенциализме понимается как Абсолют: «нравственность отнюдь не является детерминантой человека извне, космической или метафизической обусловленностью или заданием его действия. Она напротив представляется способом самовыражения уникально-личностного, неповторимо-уникального в человеке» [63. С. 184]. Согласно позиции экзистенциализма, «смысл нравственности (Сартр) ...состоит не в том, чтобы «быть», стать чем-то, а в том, чтобы «делать», что-то предпринимать и совершать» [63. С. 190]. Это нравственное самоопределение человека, согласно позиции экзистенциализма, проявляется в пограничных ситуациях или ситуациях нравственного выбора. Наиболее ярко в художественном плане концепция пограничных ситуаций отражена в творчестве А. Камю и Э.М. Ремарка. Иначе говоря, приближение человека к подлинной этической реальности, преодоление его этического отчуждения должно произойти вследствие реализации его экзистенциальной сущности (деятельного, свободного, творческого и ответственного субъекта) в нравственном поступке, нравственной деятельности. «Базовым компонентом нравственной деятельности, ее основной клеточкой является нравственный поступок, добродеяние, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств» [11. С.1]. Таким образом, преодоление кризиса морали должно происходить через единство нравственной деятельности, отношений и сознания человека. Тогда человек будет представлять себя свободным творцом, деятелем этической реальности, не зависящим от социальной конъюнктуры. Такой нравственно целостный человек не может быть отчужден от ответственности за свои поступки. «Мера личной свободы есть мера личной ответственности. Только тогда человек несет бремя ответственности перед самим собой, своей совестью и перед людьми» [7. С.79].

Психологические особенности моделирования актуализации нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования

Задачи: -осуществить теоретический анализ психологических источников по проблеме актуализации нравственного идеала человека и рассмотреть психологическую сущность данного процесса; -раскрыть процесс образования нравственного идеала в структуре личности; -определить факторы, способствующие актуализации нравственного идеала человека; -определить этапы развития форм нравственного идеала человека; -раскрыть возрастные особенности в актуализации нравственных идеалов старших школьников (основные тенденции).

Прежде всего уточним, что мы понимаем под понятием «актуализация». За основу мы взяли следующее определение: «актуализация - осуществление; переход из состояния возможности в состояние действительности» [220. С. 13]. Под возможностью мы понимаем объективную тенденцию становления предмета, выражающуюся в наличии условий для его возникновения [219. С.62]. Для перехода возможности в действительность необходимо реализовать совокупность каких-либо условий (в нашем случае - педагогических). Тогда возможность переходит в действительность - объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности. В психологическом словаре представлено следующее определение: «актуализация связей - (от лат. actualis - деятельный) -воспроизведение имеющихся у школьника знаний, умений и навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, а также отдельных психических процессов (представлений, мыслей, движений чувств), перевод из латентного, потенциального состояния в актуальное действие» [169. С. 15]. Но для того, чтобы перевод осуществить, следует реализовать совокупность необходимых для этого условий. Надо также отметить, что переход возможности в действительность открывает путь для возможностей следующего, более высокого уровня.

Мы полагаем, что в психологическом плане процесс актуализации нравственного идеала целесообразно рассматривать через процесс становления индивидуальной модели мира человека. Как указывает О.А. Веселкова, индивидуальные модели мира - это система представлений человека об окружающей действительности, себе самом, своих отношениях с этой действительностью и окружающими людьми. Как система представлений о действительности, имеющих для человека ценностное значение, модели мира являются основным субъективным регулятором жизнедеятельности. Модели мира имеют стабильные центральные ядра, которые во многих случаях не изменяются, даже несмотря на явную несогласованность с требованиями среды. Индивидуальные модели мира представляют собой своеобразную «сетку координат», при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании. Индивидуальные модели мира - это не направленные извне, а именно внутренние регуляторы поведения, общения, жизнедеятельности человека, характеризующие его нравственную состоятельность [41. С.37].

Обращение к своему внутреннему опыту жизнедеятельности дает возможность индивиду не только понимать, что он делает, осуществлять свою деятельность осмысленно, а не по поведенческому принципу «стимул - реакция», но и перестраивать, развивать свой внутренний мир, свой опыт. Таким образом, мощным средством нравственного развития старших школьников выступает актуализация ими своих нравственных идеалов, так как она способствует образованию гуманистических моделей мира, являющихся внутренними регуляторами деятельности человека.

Областью психологической науки, где изучается феномен нравственного идеала, является психология личности (персоналогия). Традиционное направление в психологии личности целенаправленно не исследует феномен нравственного идеала, ввиду следующих основных причин: -психологи не употребляют характеристик в оценочном значении (то есть, не делят личности на «хорошие» и «плохие»), что затрудняет сопоставление этического и психологического понятийных аппаратов; -традиционно психология личности рассматривает человека, как существо, развитие и существование которого определяется нахождением между двумя полярностями: биологическими (инстинктивными) факторами и социальными (общественными) факторами. Нравственная сфера жизнедеятельности человека не рассматривается как определяющее для его сущности начало. Нравственный идеал, таким образом, понимается лишь как часть процесса социализации человека, что совсем не удовлетворяет его понятийному содержанию.

Альтернативой традиционному подходу к проблеме нравственного идеала человека может быть этически ориентированное направление в психологии личности. Психология все больше стала привлекать этические категории для интерпретации психологической природы человека, а этика стала все более пользоваться методами психологии для определения реальных границ между сущим и должным. В.Э. Франкл, обосновывая необходимость выделения особого направления в психологии, которое бы изучало нравственную сферу человека, указывал на существование некой «ноэтической» составляющей структуры личности, в которой локализуется смысл ее жизни. Данная смысловая реальность, по мнению В.Э. Франкла, «...не поддается объяснению через психологические и тем более биологические механизмы и не может изучаться традиционными психологическими методами» [224. СИ]. Из этого В.Э. Франкл заключал, что требуется иной подход, нежели традиционный, к исследованию нравственной сферы человека в психологии. Сущности данного альтернативного подхода наиболее соответствует название: «этически ориентированная психология личности». В отечественной психологии можно выделить таких его представителей как: Б.С Братусь, Л.И. Божович, Л.С Славина, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев; в зарубежной психологии: А. Маслоу, К. Роджерс, В.Э. Франкл.

Диагностика актуализации нравственных идеалов старших школьников

В ходе констатирующего этапа эксперимента мы определяли, в какой степени актуализируются нравственные идеалы старшими школьниками в процессе этического образования. Наше диагностическое исследование проводилось в школах №№ 101, 162, 75, 125 г.Омска, были задействованы ученики десятых классов, всего 250 человек. Выбор данных школ обусловлен следующими обстоятельствами: -осуществлением процесса этического образования на основе разных программ (школы №№ 101, 162 - программа ГНПЦ «Основы этики человека», №№ 75, 125 - авторские программы); -нахождением на разных этапах опытно-экспериментальной работы: от общеобразовательной школы до гимназии (школы №№ 101, 162 -общеобразовательные, №№ 75, 125 - гимназии); -различной предметной ориентацией (естественнонаучной, гуманитарной, общего профиля). Для анализа и систематизации полученных результатов мы использовали определенные нами критерии и показатели оценки актуализации нравственных идеалов старших школьников. Критерий (от греч. kriterion) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки. Критерий проявляется на основании системы показателей. Понятие «показатель» не включает в себя всеобщность измерения, так как не содержит необходимых и достаточных свойств для полной характеристики того или иного явления. Показатели отражают отдельные свойства и признаки познаваемого объекта и служат средством накопления количественных и качественных данных для критериального обобщения [32. С.56-70,108]. С целью соблюдения требования изучения нравственного идеала человека как целостного явления, мы применили при разработке нашего диагностического исследования метод системного анализа. Поэтому, в качестве критериев процесса актуализации нравственных идеалов старших школьников определены три критерия: «проявление практико -деятельностного компонента нравственного идеала», «проявление эмоционально - волевого компонента нравственного идеала», «проявление познавательно - ценностного компонента нравственного идеала». Интегративным диагностическим элементом, который объединяет критерии и признаки во взаимозависимую систему, является понятие «качество нравственного идеала человека». «Качество нравственного идеала человека» - это экзистенциальное свойство нравственного идеала человека, которое имеет свое внешнее (в нравственных поступках и деятельности) и внутреннее (нравственное сознание) существование; выступает как интегративный элемент структуры нравственного идеала, создавая тем самым единство трех его компонентов (практико -деятельностного, эмоционально - волевого, познавательно - ценностного). Определение уровней процесса актуализации нравственных идеалов старших школьников можно представить следующим образом: Теперь перейдем к осуществлению диагностики актуализации познавательно - ценностного компонента структуры нравственного идеала старшего школьника. Н.И. Судаков указывает, что «нравственные идеалы учащихся представляют собой сложные многокомпонентные функциональные системы, включающие в себя наглядно-образные и обобщенно-понятийные элементы» [204. С.83]. Эту внутреннюю структуру нравственного идеала целесообразно будет сопоставить с традиционной для психологии структурой сознания (3. Фрейд). Таким образом, процесс диагностики актуализации качеств нравственного идеала 85 на уровне познавательно-ценностного компонента идеала необходимо осуществлять через два основных направления: диагностику актуализации качеств идеала на уровне области бессознательного (идеальные образы) и диагностику актуализации качеств идеала на уровне области собственно сознания (идеальные ценности). Обозначим следующие уровни актуализации качеств нравственного идеала человека относительно познавательно-ценностного компонента данного идеала: Рассмотрим диагностику качеств идеала на уровне области бессознательного. Задача учителя - помочь ученику «перевести» его идеальный образ из сферы бессознательного в сферу собственно сознания (актуализировать идеальный образ), где он посредством овладения субъектом механизмами нравственной рефлексии и целеполагания может быть преобразован в идеальную ценность, а затем и в определенные качества нравственного идеала.

Разработка и реализация программы актуализации нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования

Задачи: -разработать программу «Основы этики человека» для учащихся 10-11-х классов общеобразовательной школы; -представить систему занятий по актуализации качеств нравственных идеалов старших школьников. Актуальность данной программы обусловлена противоречием: между потребностью российского общества на современном этапе развития характеризующимся сложными социально-экономическими преобразованиями, в человеке автономном, ответственном, способном самостоятельно определять Смысл своей жизни, осуществлять нравственный выбор и недостаточной способностью сферы образования удовлетворить данную потребность. Мы считаем, что программа «Основы этики человека» поможет растущему человеку в обретении Смысла своей жизни. Так как, именно фактор отсутствия Смысла жизни (нравственного идеала) у человека, лежит в основе таких социальных «болезней» молодежи, как наркомания, преступность, распространение венерических заболеваний, самоубийств. Базовое содержание программы ориентирует старших школьников на актуализацию своих нравственных идеалов, осознание и осуществление своей нравственной цели, на выбор своей нравственной позиции в жизни. Именно человек, имеющий свой нравственный идеал, отстаивающий его всей своей жизненной позицией, способен противостоять негативному влиянию среды, и не только противостоять, но и активно преобразовывать ее в нравственно-позитивном направлении. Методологической основой программы этического образования являются основные положения гуманистической этики, в частности нравственной философии экзистенциализма; формулировки категорического императива И. Канта; положение о деятельностной сущности человека, о проблемах взаимоотношений личности и общества, о диалектической взаимосвязи сущего и должного; дифференцированно -проективный подход к процессу актуализации нравственных идеалов старших школьников. Определение содержания основных понятий программы можно представить в следующем виде: Целью программы «Основы этики человека» является создание необходимых предпосылок для самостоятельного нравственного развития человека. Данная цель соответствует стратегической цели этического образования: человек, способный к самоопределению и наиболее полной самореализации, через осознание своего Смысла жизни, своего нравственного идеала, через приобретение опыта нравственной деятельности. Человек, способный к проектированию своей жизненной цели (нравственного идеала) и осознанно осуществляющий нравственный выбор в жизни, нацеленный на этическое преобразование общества. Данная цель может быть реализована через решение следующих задач: -осознание потребности в выборе своей нравственной цели в жизни; -проектирование человеком актуализации своего нравственного идеала; -овладение опытом нравственной деятельности, необходимым для достижения человеком своего нравственного идеала; -выработка (тренировка) волевых качеств, необходимых для достижения своего нравственного идеала. Основное содержание программы курса составляют конкретные знания и умения по системе проектирования учащимися процесса актуализации своих нравственных идеалов, а также приобретение опыта нравственной деятельности, овладение средствами эмоционально-волевой регуляции в процессе данной актуализации своего идеала. Поскольку актуализация нравственного идеала человека находится в неразрывной связи с процессом совершенствования нравственной деятельности, отношений и сознания субъекта, то в структуре программы определены разделы, посвященные целостному освоению старшим школьником этических знаний и опыта нравственной деятельности по их осуществлению. Так как, человек, актуализирующий свой нравственный идеал, тем самым совершенствует свою нравственную деятельность, отношения и сознание; становится способным к регуляции своей моральной деятельности, отношений, сознания. В связи с вышеизложенным содержание программы представлено разделами: 1. Основы нравственной философии; 2. Нравственный идеал и его поиск; 3. Индивидуальный нравственный идеал и современное общество. Программа «Основы этики человека» носит концентрический карактер (10, 11 классы), что дает возможность трансформировать ее структуру от 10-го к 11-му классу, расширяя и углубляя теоретический (этические знания) и практический (система добротворческих дел) материал. При построении программы мы руководствовались следующими принципами: -принцип гуманистической направленности выражает ведущее требование к системе ценностей, предлагаемой в качестве основы содержания этического образования. Этим принципом утверждается, что педагог имеет право выбирать любую систему ценностей, в которой человек как ценность занимает ведущее место; -принцип деятельности на пользу других и собственного духовно-нравственного развития основан на понимании того, что человек развивается в том направлении, в котором им организована его жизнедеятельность. Это означает, что становление нравственной позиции человека осуществляется благодаря участию его в добротворческих делах на благо других людей и собственного развития; -принцип свободы в этическом образовании как способность человека действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями, целями и желаниями, по внутренней детерминации, по доброй воле; -принцип интегративности строится на понимании того, что учебные предметы в общеобразовательной школе оказывают влияние на нравственное развитие человека с различных сторон, без учета которых немыслимо его становление как субъекта жизнедеятельности. В целом во всех учебных предметах общеобразовательной школы должен ставиться акцент на нравственное развитие учащихся, способствующий повышению их интереса к практике и познанию нравственного и морального образа жизни;

Похожие диссертации на Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования