Введение к работе
Актуальность темы исследования. Театральная кукла является важным элементом культуры ее знаково-символические и функциональные возможности используют в ритуально-обрядовой, театральной и музейной сферах, активное применение она находит в кино, анимации, на телевидении На сегодняшний день не существует универсального определения театральной куклы, что вызвано состоянием современного театра, отмеченного тенденцией движения к зрелищу, перфомансу, синтезирующему разные театральные традиции, формы и знаки Эпоха «тотального театра», создающего представления универсального масштаба, обращается к театру кукол как к мощному средству иносказательности Метаморфозы последних лет меняют традиционное представление о театральной кукле, что позволяет ряду исследователей включать в это понятие все средства художественной выразительности кукольного искусства, объединенные двигательной функцией В рамках данной работы театральная кукла рассматривается в качестве объекта театральной и музейной деятельности в следующем значении «Театральная кукла — это художественный образ, рожденный замыслом режиссера и художника, воплощенный художником и конструктором в материальный предмет, позволяющий актеру оживить его, создать сценический образ»1
В наши дни человечество вступило в эпоху «киборгизации» или постепенного сращивания с искусственным, а это значит, что свою идентичность оно все с большей готовностью соотносит с искусственным образом робота, манекена, механической куклы, терминатора, киборга и пр Театральная кукла, благодаря своей склонности к иносказанию, имитационности и способности моделировать действительность, выгодно отличающуюся от реальности, становится необычайно актуальной в переломные моменты истории В XX в человека часто посещают чувства изменчивости и нестабильности мира, тоска по утраченной целостности мировосприятия, что приводит к возникновению художественно-эстетических, философских, социальных стратегий формирования «нового человека» Трагические социальные, военные, классовые конфликты заставили людей задуматься о хрупкости Земли и всего живого Именно XX в с его ошеломительными научными победами показал «оборотную сторону медали», воочию продемонстрировав зловещие последствия великих научных открытий, предельно обострив тревогу за судьбы Земли В этой ситуации кукла, и театральная кукла в том числе, как подобие, имитация человека, как элемент специфического отношения к действительности посредством искусственной материи, приковывает к себе пристальное внимание Как писала Л Г Шпет, « когда настоятельно требуется философское размышление о судьбах мира, осмысление глобальных проблем культуры, искусство театра кукол со своим специфическим языком приобрело моду, потому что попадает в масштабную
1 Советов В М Театральные куклы (технология изготовления) — Спб, 2003 — С 9
линию возможность вести разговор о вещах не в лоб, а с определенной смысловой «подкладкой»2
Подобно рубежу XIX—XX вв, когда опытами с марионеткой были увлечены многие представители творческой интеллигенции, что стало основой профессионализации театра кукол, так и сегодня интерес к театральной кукле вышел на новый виток Свидетельством этого является все возрастающее количество проводимых в разных городах России фестивалей театров кукол (Международный фестиваль театров кукол стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Мир кукол во Владивостоке» с 1999 г, Международный кукольный фестиваль имени Сергея Образцова в Москве с 2001 г, Международный фестиваль театров кукол «Оренбургский арбузник» с 2001 г , Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир Чайаан» в Абакане с 2003 г , Международный театральный фестиваль «Чаепитие в Мытищах» с 2004 г и др), издаются специализированные журналы («Кукарт» с 1990 г, «Театр чудес» с 2001 г и др), организуются музеи театральных кукол (Музей театральной куклы имени А А Веселова при Воронежском государственном театре кукол «Шут» в 2001 г, Музей при Омском государственном театре куклы, актера, маски «Арлекин» в 2005 г и др), проводятся выставки, коллекции театральных кукол привлекаются к участию в проектах, организуемых другими музеями, открываются кукольные отделения в ряде высших учебных заведений страны
Несмотря на возросший интерес к искусству театра кукол данная проблематика остается недостаточно изученной Театр кукол продолжает занимать маргинальное положение в силу отождествления его исключительно с искусством для детей Театральную куклу можно отнести к числу предметов, долгое время не попадавших в сферу специального научного интереса Это вызвано рядом причин незначительным оседанием в музейных коллекциях предметов кукольного искусства, отсутствием широкого круга специалистов, заинтересованных в данном виде источника Изучение театральной куклы как артефакта музейной культуры способно показать уникальность и потенциал кукольного искусства, дать анализ его как меняющегося во времени целостного феномена культуры, получив возможность общения с прошлым, наметить перспективы развития в будущем Важно сфокусировать внимание современных исследователей на театральной кукле, которая дает возможность проникнуть в закономерности общественного развития, являясь свидетелем движения вкусов, нравов, политических, экономических, идеологических и художественных тенденций определенного времени
На современном этапе истории театральные куклы, вовлеченные в жизнь музеев, способны стать перспективными объектами игровой музейной коммуникации, обеспечить контакт между посетителем и экскурсоводом Отличие театральной куклы от других музейных предметов по истории театра состоит в том, что она является подлинным свидетельством и непосредственным участником спектакля и с переходом в музей она не теряет
2Цит по Москалев ИМ Ленора Шпет уроки жизни и театра —М,2005 —С 135
своих «игровых» способностей Это дает возможность активно использовать театральную куклу в деле реконструкции сценических представлений разных эпох, в том числе и тех, которые не находят применения в современной практике и могут быть утеряны безвозвратно
С сожалением приходится констатировать, что в области сценической культуры и театра кукол в частности, нередко отмечается пренебрежение к опыту предшествующих поколений Это выражается, в лучшем случае, в виде голого копирования приемов предыдущих театральных практик или их отторжения, в худшем случае — полного неведения, что ведет к тому, что «довольно часто «открывают» художественные приемы, задолго до наших дней открытые и усвоенные традиционным театром»3 Осмысление предыдущего опыта через понимание памятников культуры может дать плодотворные результаты в построении современных концепций, «необходимо актуализировать и превращать в позитивную традицию разные пласты наследия и в особенности те его части, которые составляют многовековой фонд отечественной культуры, в том числе вошедшие в музейные собрания»4
Таким образом, актуальность темы обуславливается значимостью социокультурных процессов, свидетельством которых является театральное искусство и кукольное искусство в том числе, необходимостью аналитического подхода к проблеме использования театральных кукол в музейной деятельности, новизной материала, вводимого в научный оборот, существующим противоречием между потребностью комплексного изучения театральной куклы как источника по истории кукольного искусства и отсутствием соответствующей методической литературы
Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования носит междисциплинарный характер, что предполагает опору на исследования по истории отечественного кукольного искусства, работы по театроведению, музееведению, культурологии
Основное внимание следует уделить работам ведущих театральных деятелей и исследователей сценической культуры России XX в ТИ Бачелис, А Н Бенуа, А А Блока, Е Б Вахтангова, Н А Велеховой, В М Гаевского, Н П Герасимовой, С С Дрейдена, Н Н Евреинова, Д И Золотницкого, Г Крэга, П А Маркова, В Э Мейерхольда, А Г Образцовой, А М Смелянского, А Я Таирова Работы указанных авторов не только составляют сокровищницу театральной мысли, но и протягивают цепочку в сегодняшний день Идеи ведущих театральных деятелей о создании синтетического театра, реконструкции сценических представлений прошлых эпох, сближении сцены и зала, актера и зрителя, возрождении традиций площадного театра дают почву для плодотворного творчества современных режиссеров, сценографов, актеров, исследователей
Соломоник И Н Человек на сцене традиционного и нового театра кукол// Международный симпозиум историков и теоретиков театра кукол — М , 1984 — С 54
4 Шулепова Э А Музеефикация памятников как механизм использования культурного наследия в регионе Авгореф дисс д-ра культурологии —М,1998 —С 6-7
Исторически сложилось, что отечественное кукольное искусство занимает особое маргинальное положение в русской сценической культуре История изучения данной проблематики отмечается изъятием кукольного искусства из общего театрального контекста Поэтому основой послужили труды, посвященные вопросам изучения театральной куклы и трансформации данного понятия, эволюции форм и способов репрезентации театральной куклы в России XX в
В контексте общекультурных проблем о куклах писали Ю М Лотман, П А Флоренский, И П Уварова Наиболее ранний опыт философской рефлексии по поводу театральной куклы как иносказательного образа отражен в трудах Шарля Маньена, Эрнеста Мендрона, Йорика (Пьетро Ферриньи), А Д Алферова, В Н Перетца Указанные работы несут характер исторических очерков, систематизирующих разрозненную информацию по кукольному искусству Европы, которое рассматривается как цепь имен и событий Попытка выявить основные тенденции и закономерности его развития вела к выстраиванию основных типов, сменяющих друг друга
При всем разнообразии подходов и оценок роли театральной куклы в культуре, сложился некоторый багаж теоретических текстов, позволяющий наметить основные стратегии в изучении феномена театральной куклы Это работы А Н Васильковой, Е С Деммени, А А Ивановой, Е И Ковычевой, Е Б Коренберг, М М Королева, А П Кулиша, С В Образцова, Н Я Симонович-Ефимовой, Ю Л Слонимской, Е В Сперанского, А Я Федотова, X Юрковского и др
С эволюцией театра кукол модифицируется определение театральной куклы в попытке включить в себя все многообразие изменяющегося кукольного искусства Ряд современных исследователей (А Н Василькова, А А Иванова, Е И Ковычева), отмечая расширение границ кукольного искусства, расширяют и само понятие театральной куклы, исключая из него элемент театральности В их интерпретации театральной куклой может называться предмет, человеческая рука, одежда актера Такая формулировка автору представляется неправомерной
Чтобы более четко очертить границы понятия театральной куклы и изъять из него все инородное, ряд петербургских исследователей (А Ф Некрылова, В М Советов) возвращаются к традициям Серебряного века и отмечают, что театральная кукла должна не только отражать замысел драматурга, режиссера, художника, вписываться в идейную направленность спектакля, но и непременно быть произведением искусства
При рассмотрении вопросов эволюции, форм и способов репрезентации театральной куклы в России XX в отмечается изучение данной проблематики с точки зрения оценки событий, фактов, имен, анализа отдельных тем, при этом остается много «белых пятен» Среди работ обобщающего характера — труды Б П Голдовского, Н А Костровой, А Ф Некрыловой, О И Поляковой, Н И Смирновой, И П Уваровой, Л Г Шпет
Представляются перспективными для дальнейших исследований направления, заданные И П Уваровой и Б П Голдовским В своем диссертационном исследовании «Традиции старинного театра и русские сценические искания начала XX века» И П Уварова обращается к проблеме влияния традиционного фольклорного театра на профессиональное театральное искусство начала XX в В основу анализа положены спектакли, созданные в период с 1902 по 1917 гг Это постановки Н Евреинова, Н Дризена, Н Вашкевича, В Мейерхольда И П Уварова отмечает, что многие театральные деятели начала XX в пытались совмещать элементы традиционной культуры балагана, народной драмы, комедии дель арте и т д Подобные тенденции прослеживаются и в современном театре, что может представлять интерес для дальнейших исследований
В диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения «Историческое развитие и сценическая жизнь русской драматургии театра кукол XVIII-XX вв » Б П Голдовский обратился к принципиально новой до этого области исследований — проблемам исторического развития и сценического воплощения русской драматургии для театра кукол
Проблема взаимосвязи театральной куклы и музея — новая для отечественной науки, поэтому важно при изучении поставленной темы опираться на труды, посвященные разным сферам музейной деятельности Отдельные аспекты взаимодействия музея и общества находят отражение в работах музееведов В П Грицкевича, В Ю Дукельского, М Е Каулен, Е Н Мастеницы, А А Сундиевой, Л М Шляхтиной, Т Ю Юреневой и др Проблемам коллекционирования и роли музеев в системе культуры уделено внимание в работах отечественных исследователей Н Г Макаровой, М С Кагана, И Ю Хитаровой, С В Пшеничной, Т П Калугиной В работах указанных авторов музей рассматривается в различных аспектах как социально-эстетический феномен (Н Г Макарова), как феномен культуры (М С Каган, С В Пшеничная), как одна из культурных форм (Т П Калугина) Проблемы научного проектирования музейной экспозиции, ее языковой структуры и зрительского восприятие отражены в трудах А Ю Волькович, М Б Гнедовского, М Т Майстровской, Н А Никишина, Т П Полякова, К И Рождественского, О С Хижняка и др Среди исследователей, занимающихся изучением взаимодействия музея и посетителя с учетом психологических, социологических и культурологических составляющих через создание специальных программ по моделированию интерактивных экспозиций и самостоятельных программ ознакомления с музейными предметами, можно выделить имена Т П Мышевой, Л М Шляхтиной, М Ю Юхневич и др
В данной работе музей выступает в качестве транслятора исторической памяти, дающего возможность следующим поколениям считывать позитивную для них информацию Основные критерии определения объектов наследия, подлежащих сохранению, выявления роли культурного наследия в жизни общества, общие принципы преобразования памятников культуры в объекты музейного показа сформулированы в теоретических трудах М Е Каулен, И К
Кучмаевой, В П Максаковского, Е Н Мастеницы, Е Н Селезневой, Э А Шулеповой и др
Оценивая степень разработанности проблемы диссертационного исследования, можно сделать вывод, что существует достаточное количество материалов для решения поставленных задач исследования, но назрела необходимость комплексного и междисциплинарного подхода к осмыслению феномена театральной куклы
Объект исследования — совокупность музеефицированных театральных кукол, имеющих свои типологические и технологические особенности
Предмет исследования — историко-культурный потенциал данной совокупности музеефицированных кукол
Цель исследования — создать целостную картину разнообразных проявлений, форм и способов репрезентации театральной куклы в России XX в, отразить ее изменчивость, подвижность с помощью комплексного анализа выявленных из ряда музейных собраний театральных кукол
В соответствии с поставленной целью определяются задачи диссертации
Дать определение театральной куклы как артефакта музейной культуры, показав трансформацию данного понятия в зависимости от метаморфоз внутри театра кукол
Выявить основную совокупность музеефицированных театральных кукол, рассматриваемых как объекты культурного наследия
Используя средства культурологического анализа, провести типологизацию выявленных театральных кукол
Анализировать формы выражения феномена театральной куклы в непрерывном, постоянно меняющемся явлении кукольного искусства России XX в , а также в области музейного использования
Показать как театральная кукла прошлых театральных традиций включена в проблематику современной культуры, отобразить вопрос преемственности и трансформации идей
Сформировать сводный каталог театральных кукол из музейных собраний России по истории отечественного театра кукол XX в
Хронологические рамки исследования охватывают XX в — время становления и развития профессионального театра кукол в России
Методология исследования обусловлена проблематикой, целью и задачами диссертации В качестве базовых в работе используются конкретно-исторический и сравнительно-типологический методы При работе с широким кругом источников конкретно-исторический метод позволяет протянуть хронологическую цепочку важных событий в истории осмысления феномена театральной куклы и выстроить точный событийный ряд из дат и имен
Сравнительно-типологический метод позволяет проанализировать типологические модели репрезентации театральной куклы в культурном пространстве через конкретные музейные предметы Таким образом, указанный метод позволяет реконструировать целое, сотканное из событий, фактов, имен, явление путем сравнения, сопоставления
Научная новизна исследования:
Предпринята попытка определения многофункциональной природы театральной куклы в отечественном музееведении как объекта изобразительного искусства и предмета материальной культуры
Впервые в отечественной науке поставлена проблема изучения музеефицированных театральных кукол и их использования в качестве исторического источника для ряда искусствоведческих, культурологических, исторических исследований
Выделены основные типы театральных кукол в России XX в на основе разработанной периодизации становления и развития профессионального театра кукол
Осуществлен анализ и выявлены характерные черты генезиса репрезентации театральной куклы в России XX в
Показан потенциал театральной куклы в деле музейной коммуникации и реконструкции театральных традиций прошлых лет
На основе комплексного изучения музеефицированных театральных кукол подготовлен каталог соответствующих музейных предметов по истории отечественного кукольного искусства России XX в
Введены в научный оборот малоизвестные факты и документы из истории отечественного кукольного искусства XX в
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе исторически изменчивого феномена театральной куклы, в попытке актуализировать идеи прошлого в современном культурном пространстве Теоретический анализ проблемы и сделанные выводы углубляют и расширяют представление о сущности и эволюции понятия театральной куклы и форм ее репрезентации в историческом контексте и музейном пространстве, что может стать основой для будущих исследований в этой области Осмысление данного феномена, его потенциальных возможностей позволяет рассматривать музеефицированные театральные куклы как важный исторический источник
Практическая значимость исследования состоит во введении в научный оборот ранее не фигурировавших по рассматриваемой проблематике документальных источников, данных о музеефицированных театральных куклах, их научном изучении Полученные в результате исследования выводы и предложенный аналитический материал могут быть использованы при разработке учебных курсов и пособий по теории и истории культуры, в процессе обучения работников кукольных театров и студентов творческих специальностей Представленный в приложении каталог театральных кукол может послужить базой для организации совместных экспозиций и выставок, проведения театрализованных экскурсий и других акций
На защиту выносятся следующие положения: 1 Театральная кукла анализируется как составляющая театральной и музейной практик, объект культурного наследия и важный исторический источник для ряда направлений исследовательской деятельности
Вариативность современных взглядов на природу и сущность театральной куклы привела к парадигмальному раздвоению — от понимания ее как произведения изобразительного искусства, символа, в руках актера являющегося выразителем идей режиссера и художника, к образу, характеризующему все разнообразие театра кукол, дающему размытое определение театральной куклы с множеством составляющих сценического решения спектакля
Попадая в музей, театральная кукла теряет колдовскую силу оживления, но сохраняет достоверность непосредственного участника представления, что делает ее более «говорящей» по сравнению с другими музейными предметами и дает возможность использовать ее как транслятор мировоззренческих представлений
Наиболее полными специализированными коллекциями театральных кукол по истории отечественного кукольного искусства обладают музеи при театрах, позволяющие выявить основные типы театральных кукол в России ХХв
Типологизация театральных кукол базируется на основе периодизации истории развития театра кукол в России XX в и системы управления куклы Главными критериями являются образное решение, материал, техника управления театральной куклы Выделены следующие типы куклы традиционных кукольных представлений рубежа XIX — XX вв, куклы Серебряного века, куклы агитационного театра 1920-х — 1930-х гг, куклы профессионального театра кукол 1920-х — 1930-х гг, куклы времен Великой Отечественной войны, куклы эпохи натурализма конца 1940-х — 1950-х гг, куклы экспериментальных спектаклей конца 1950-х — 1960-х гг, куклы и новые средства выразительности театра кукол 1970-х — первой половины 1980-х гг, театральные куклы конца 1980-х — 1990-х гг как синтетический вид творчества
Театральная кукла как артефакт музейной культуры благодаря аутентичности и сохранению своей функциональности в любой момент может принять активное участие в творческом процессе, стать непосредственным участником театрально-музейных экспозиций, игровых и театрализованных экскурсий, что позволяет воссоздавать в музейном пространстве представления, которые в силу разных причин были утеряны
Апробация результатов исследования была осуществлена автором в докладах «История музея ГАЦТК им С В Образцова, создание каталога-путеводителя по музею» (Научно-практическая конференция МГУКИ «Сохранение культурного наследия народов мира», 2003 г), «Предпосылки возникновения коллекций театральных кукол» (I международная научно-практическая конференция МГУКИ «Научно-исследовательская работа в музее», 2007 г), в работе Дальневосточного театрального форума (2008 г) Внедрение результатов исследования в практику нашло отражение в следующих публикациях «Вопрос реконструкции идей прошлого в театре кукол XX в», «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С В Образцова»,
«Силы любви и волшебства» (творческие искания в области кукольного искусства начала XX в)» и др
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, каталога театральных кукол, библиографического списка и иллюстраций