Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века Полякова Ольга Борисовна

Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века
<
Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Полякова Ольга Борисовна. Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.03.- Москва, 2000.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-24/11-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1.Традиции отечественных собирателей и формирование коллекционно -музейных интересов московских купцов-меценатов Щукиных 28

1.1. Традиции отечественного коллекционерства в XIX в. 28

1.2.Формирование коллекционерских и музейных интересов купцов-меценатов Щукиных 35

1.3.Институциональные формы организации музеев в России и щукинские собрания 46

Глава 2. Музей русской старины,отечественного и зарубежного прикладного искусства П.И.Щукина 53

2.1. Формирование коллекций П.И.Щукина 53

2.2.Состав и принципы построения музейно-коллекционного комплекса П.И.Щукина 61

2.3.Формы музейной коммуникации в практике П.И.Щукина 69

2.4.Музей П.И.Щукина в контексте русской культуры конца XIX -нач.XX в.в. 76

Глава 3. Галерея С.И.Щукина в музееведении и художественной и жизни России 1-й пол. XX века

3.1 История создания коллекции С.И.Щукина 87

3.2.Формы музейной коммуникации в практике С.И.Щукина 102

3.3 Щукинская галерея и художественная жизнь России 1900-1910 г.г. 117

3.4 Собрание С.И.Щукина и послереволюционная художественная жизнь страны 131

Заключение 146

Список использованных источников и литературы 151

Приложения.Сведения о перемещении коллекций Щукиных в различные музеи России 165

Список сокращений 190

Традиции отечественного коллекционерства в XIX в

М.А.Морозов Собирание коллекций всегда способствовало сохранению исторических реликвий и произведений искусства, их изучению, передаче достижений последующим поколениям.Музеи, созданные на основе таких ценных коллекций, являются своеобразной школой для ученых, для художников-профессионалов, для широкого круга образованных людей.

Систематизированные коллекции являются основой музея, но далеко не всегда частные коллекции становятся музеями. Иногда собрания переходили из рук в руки, частично вывозились за границу, отдельные их шедевры просто исчезали для будущих поколений. Частное коллекционирование лишь тогда становилось составным элементом отечественного музейного дела и культуры, когда к нему проявлялся общественный интерес и оно получало поддержку, способствующую стабильности таких коллекций, запрету их дробления,распродажи в интересах наследников. Частные собрания лишь тогда становились стабильными, когда они передавались либо государственным музеям, либо переходили под покровительство городских властей.

Решение проблем включения частных коллекций в процесс сохранения памятников и развитие отечественной культуры было обусловлено многими факторами - развитием меценатства, финансированием пополнения музейных коллекций.В значительной степени ускорение развития отечественной культуры, в частности, музеев в России зависело от ментальности нового, более богатого предпринимательского сословия, идущего на смену разоряющемуся дворянству. Иногда выходцы из крепостных, мещанства, новые миллионеры стремились к обеспечению большего доступа к шедеврам отечественного и мирового искусства, ибо это способствовало повышению общей культуры непосредственных производителей, российского населения в целом.

Анализ опыта и традиций российских собирателей включает рассмотрение вопросов формирования и сохранения коллекций, изучение традиций собирательства в контексте отечественной культуры. Сюда же входит выявление специфики различных типов и этапов коллекционирования, влияние купеческого менталитета и меценатства, различных форм организации музеев на этот процесс.

Развитие коллекционирования и создание музеев в России прошло через отдельные этапы :1/ создание коллекций императорской семьи, родовитой,богатой аристократии,формирование государственных музеев /ХУШвек/;2/возникновение государственных,дворянских частных коллекций и музеев, /конец XVIII - сер. XIX века/;3/переход инициативы создания новых общедоступных музеев не только к купцам-предпринимателям, но и к разночинцам-профессионалам(художники,врачи,юристы и др.) /2-я пол.XIX в. - 1917 г./.

Среди особенностей первого периода и типа коллекционирования следует назвать преобладающий у дворян интерес к классическому, особенно к западному искусству, что должно было подчеркнуть аристократизм их культуры в отличие от отечественной, иными словами, простонародной.Лишь отдельные высокообразованные и либерально настроенные дворяне /Н.П.Румянцев, М.А.Голицын, и др./ стремились сформировать общедоступные музеи; по их завещаниям в Москве были созданы румянцевский, голицынский музеи изобразительного и художественно-прикладного искусства.

Вместе с тем, дворянскому типу и периоду коллекционирования как феномену отечественной культуры присущ ряд существенных отрицательных моментов, и, прежде всего - ограниченность доступа к этим коллекциям, частным музейным собраниям.Для этого типа собирательства характерна и недостаточная продуманность в организации и юридическом оформлении коллекций музеев, что отражалось на их стабильности. Такие собрания и музеи, представлявшие часто подлинно национальное достояние, владельцы и особенно наследники, продавали, рассматривая их как одну из форм собственности, как обычные земельные владения или домовладения.

Параллельно с развитием дворянского собирательства по мере укрепления позиций третьего сословия в середине и более всего во 2-й пол. XIX века в России возникают два новых типа - купечес-ко-предпринимательский и разночинский /профессиональный/ типы коллекционирования . "Разночинцы (люди разного чина и звания) в России XVII 1-ХIX в.в. - межсословная категория населения, выходцы из разных сословий (духовенства,купечества, мещанства,мелких чиновников), юридически неоформленная категория населения, в основном, занимавшаяся умственным трудом, носители буржуазно-демократической и революционно-демократической идеологии" - так характеризует разночинцев, т.е. выходцев из различных сословий, "Энциклопедический словарь" 1984 г. издания(1).

Представители разных сословий - духовенства/Ф.И.Буслаев, Е.В.Барсов,И.В.Цветаев,В.М. и А.М.Васнецовы и др./, из чиновничества /А.Д.Торопов/, лиц свободных профессий /Е.Д.Тюрин, Е.И.Маковский, Н. П.Бартрам/,даже крестьянства /М.П.Погодин/ создают собственные коллекции, связанные с их профессиональной - профессорско-преподавательской, творческой деятельностью, научными исследованиями /книги, рукописи, иконопись, иконография, графика, утварь, костюм, этюды других художников и др.

Формирование коллекций П.И.Щукина

Академик живописи С.А.Виноградов В последней трети XIX в. постепенно обозначились особенности музейного дела в России: увеличение числа частных музеев, развитие специализации государственных и частных музеев, проведение общероссийских музейных и художественных выставок, участие российских музеев в международных выставках, издание специализированных журналов по искусству, формирование начал музейной педагогики, усиление общественного интереса к музееведению, укрепление его научной базы и стимуляция потребности к обобщению его опыта.Все это сказалось в процессе формирования музея П.И.Щукина.

Изучение собирательской и музейной деятельности П.И.Щукина позволяет установить их влияние на музейную практику России.Основатель нового московского музея Петр Иванович Щукин родился в 1853 году и первые годы жизни провел в Москве.Он получил высшее образование и в 1873-1877 г.г. изучал текстильное дело в Германии и Франции. С 1878 г. П.И.Щукин становится совладельцем фирмы по торговле мануфактурой вместе с братьями Сергеем и Николаем. П.И.Щукин вложил большой капитал в компанию Гюбнера,акционерами которой были французские промышленники Лукрейль, Сиферло, швейцарский коммерсант Фрауэнфельдер. На средства этой компании была построена новая ситценабивная фабрика, доходы от которой П.И.Щукин стал использовать на свое коллекционирование.

Формирование интереса к истории и музеям у П.И.Щукина происходило в процессе общения со многими известными российскими и за- рубежными деятелями науки и культуры, коллекционерами, в специально продуманных путешествиях по культурным центрам Европы. Он побывал в Берлине, Париже, Лондоне, Мадриде, Лиссабоне, Риме, Флоренции, Неаполе, Вене, Дрездене, Стокгольме, и везде обязательно посещал различные достопримечательности. Он выезжал даже в Алжир и Тунис, где знакомился с древнеримскими историческими памятниками (1).

П.И.Щукин отличался большой любознательностью и проявлял особый интерес к музеям и искусству. Во время посещения Лондона, Парижа, Лиссабона он непременно бывал в театрах и музеях: в Лондоне он осмотрел Британский музей, Национальную галерею, в Париже -Лувр, Уузей восковых фигур мадам Тюссо и другие музеи. Даже в южном городке Грассе /Франция/ он посетил дом художника О.Фрагонара и ознакомился с его художественным наследием. Во Львове он был в музее графов Оссолинских,в Стокгольме - в ряде музеев и имел беседу с директором Национального исторического музея(2).

Собственно музейный опыт П.И.Щукина наиболее отчетливо раскрывается через анализ специфики мотивов его коллекционерской деятельности. Прежде всего,исключительно обильным у него представлено собрание произведений художественно-прикладного искусства церковно- религиозного предназначения. Это обусловлено религиозностью московского купечества и самой семьи Щукиных. Появлялись мотивы, связанные с производственной деятельностью текстильных предприятий, в числе пайщиков которых состояли Щукины и сам П.И.Щукин: это касалось коллекции тканей.От увлечения подбором образцов тканей П.И.Щукин перешел к коллекционированию исторического и национального костюма, одежды.

На коллекционирование в жизни и деятельности П.И.Щукина оказывали воздействие самые различные факторы - традиции, мода, знакомство и влияние других коллекционеров, имевших значительный опыт и богатые коллекции.

Собирательство П.И.Щукина было связано со своеобразной конкуренцией между некоторыми молодыми собирателями, в частности, с Н.П.Рябушинским и художником И.С.Остроуховым,которые собирали русские иконы.Мотивами коллекционерской деятельности у П.И.Щукина были помимо этого поиск интеллектуального досуга, стремление выделиться из окружающей купеческой среды с ее скопидомством, чревоугодием, грубыми развлечениями и т.п.

На выбор тематики его коллекций оказывала влияние практика собирательства его коллег по коллекционированию.Б частности, его увлечение собиранием икон обусловлено влиянием опыта И.С.Остроухо-ва, Н.М.Постникова, с которыми П.И.Щукин поддерживал отношения как с видными московскими коллекционерами.Другой знакомый А.А.Мартынов оказал влияние на Петра Ивановича в развитии его интереса к истории и археологии. Благодаря знакомству с Н.С.Мосоловым меценат занялся коллекционированием офортов, под влиянием коллекционера С.С.Шайкевича П.И.Щукин увлекся собиранием гравюр(3).

История создания коллекции С.И.Щукина

В деятельности щукинских музеев и прежде всего галереи С.И.Щукина особое значение имеет социокультурный аспект, ибо она имела более широкий по сравнению с музеем П.И.Щукина круг влияния на художественную и общественную среду Москвы и России в целом. Просветительская роль московских предпринимателей, их роль в отборе, сохранении, осмыслении и популяризации памятников мировой культуры оказалась особенно многогранной, воздействие галереи распространялось не только на художественную и музыкальную общественность, но и на литераторов,на политических деятелей.

Сергей Иванович Щукин /1854-1936/ включился в процесс коллекционирования в 1897 г. в 43 года, будучи уже зрелым и опытным предпринимателем, известным в Москве общественным деятелем. С.И.Щукин сначала получил домашнее воспитание, затем окончил коммерческое училище в Гере (Германия). Вместе с братьями он вступил в торговый дом "И.В.Щукин и сыновья", созданный в 1878 г. и был единственным из сыновей, особенно проявившим деловые качества.

Финансовое и общественное положение позволяло С.И.Щукину тратить большие суммы на приобретение полотен французских художников. Как вспоминал А.П.Бахрушин, С.И.Щукин играл заметную роль в деловой жизни России, он был коммерции советником и купцом 1-й гильдии, входил в совет "Московского учетного банка",являлся совладельцем текстильных фирм "Циндель" и "Даниловская мануфактура".(1) За многие годы предпринимательства С.И.Щукин избирался на влиятельные и почетные должности среди московского купечества, что отражено в его формуляре 1908 г. Он к этому времени состоял коммерции советником по Министерству финансов, состоял членом московского отделения Совета мануфактуры и торговли, стал выборным от московского купеческого и биржевого обществ, гильдейским старостой, членом финансовой и ревизионной комиссии в московской купеческой управе. В 1897-1901 гг. С.И.Щукин был гласным Московской городской думы, а с 1899 г. заместителем представителя московского купечества по промышленному налогу в отделе торговли Министерства финансов.(2)

Благосостояние фирмы Щукиных зиждилось на прибылях от крупных текстильных предприятий. Щукины считались одними из богатейших текстильных фабрикантов наряду с Морозовыми,Рябушинскими и другими. По данным дореволюционного статистика и экономиста Ч.М.Йоксимо-вича, в ранний период развития хлопчато-бумажной промышленности вся оптовая торговля сосредотачивалась в руках 15-20 скупщиков, контролировавших одновременно и фабрики и рынок .Такими скупщиками на московском рынке были Харузин, Оконишников, Щукин, братья Щаповы. (3)

С.И.Щукин как коллекционер сформировался под влиянием целой системы внутренних и внешних факторов: деятельности и собирательских традиций своих родственников и современников - П.М.Третьякова, К. Т. Солдатенкова, Д.П.Боткина и других. Важным личностным фактором было общение с дальним родственником по матери с художником Ф.В.Боткиным, предложившим С.И.Щукину приобрести "Аржантейскую сирень "К. Моне в 1897 году. Повлияли и статьи видного живописца круга

"Мира искусства"- А.Н.Бенуа, напомнившего о важности меценатства для ознакомления российской художественной общественности с новейшими течениями в западном изобразительном искусстве(4).С течением лет дополнительным стимулом к собиранию коллекции стало своеобразное соперничество с И.А.Морозовым в приобретении ряда работ французских авторов и в заказах у французских мэтров тематических панно для особняков этих меценатов.

В мемуарах знаменитого танцовщика и балетмейстера С.М.Лифаря /русского по происхождению/ в 1906-1909 г.г. вполне обоснованно называется новый этап в процессе обратного влияния российской культуры на западное общество и его культурную элиту (после 70-х годов XIX в.,когда Запад ощутил воздействие романов И.С.Тургенева, Л. Н.Толстого, Ф.М.Достоевского). Именно в 1907-1909 т.г. начались знаменитые русские сезоны в Париже и Лондоне.На основании знакомства с архивом С.П.Дягилева, к чему С.М.Лифарь имел доступ, он утверждает, что С.П.Дягилев "побуждал русских коммерсантов и промышленников, приехавших с ним /Щукин,Рябушинский,Мамонтов/,приобретать шедевры парижской школы живописи /в то время они стоили недорого/.Сегодня ими гордятся русские музеи"(5).

Похожие диссертации на Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века