Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII - XIX вв. Каск, Анна Николаевна

Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII - XIX вв.
<
Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII - XIX вв. Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII - XIX вв. Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII - XIX вв. Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII - XIX вв. Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII - XIX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каск, Анна Николаевна. Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII - XIX вв. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Каск Анна Николаевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2011.- 316 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/97

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая XVIII век

1.1. Графика аллегорий и умопостроений в русских журналах XVIII в 26

1.1.1. Виньетка 26

1.1.2. Фронтиспис 35

1.2. Наивное мышление и научно-техническая иллюстрация XVIII в 54

1.3. Появление описательно-информационной графики в русских журналах XVIII в 64

1.3.1. Модная картинка 64

1.3.2. Этнографические изображения 70

Глава вторая XIX век

2.1. Эволюция портрета в русских журналах XIX века 79

2.2. Военный изобразительный репортаж в русской прессе XIX в 109

2.3. Графика сатирическо-юмористических журналов 130

2.4. Иллюстрация в массовых еженедельниках конца XIX века 150

Заключение 172

Список литературы 179

Список иллюстраций 204

Приложение I: Хронологический перечень русских журналов XVIII-XIX века с иллюстрациями (выборочная библиография) 218

Приложение II: Указатель журналов XVIII-XIX вв., упоминающихся в диссертации 242

Приложение III: Альбом иллюстраций 248

Введение к работе

Актуальность темы данного исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью изучения русской графики в разных ее проявлениях и ответвлениях. История этого искусства в России не может быть полной без изучения огромного корпуса печатных изображений - журнальных иллюстраций. Вклад журнальной графики в удовлетворение художественных потребностей общества достаточно весом. Множество похороненных в архивах и библиотеках изображений заслуживают реабилитации как ценнейший материал для понимания идей, эстетических устремлений, творческих методов своего времени, как значимая и красноречивая составляющая отечественного историко-культурного и художественного наследия. Что же касается хорошо известных памятников, которые никогда и не выпадали из поля зрения историков искусства, то уточнение их места в системе графических искусств, с учетом общих закономерностей и специфики журнальной графики, дополняет представления о процессах развития русского изобразительного искусства.

Научная разработанность темы исследования. Первыми опытами по осмыслению иллюстрации как особого жанра графических искусств можно считать заинтере-

4 сованные отзывы о журнальной и книжной графике, появившиеся в 1830-40-х годах: рецензии на книги и альманахи, предисловия и послесловия к отдельным изданиям содержали комментарии по поводу изобразительного сопровождения, а иллюстрированные журналы («Живописное обозрение» (М.: 1835-1842, 1844), «Иллюстрация» (СПб.: 1845-1849)) в обращениях к читателям нередко сами акцентировали внимание публики на достоинствах и недостатках предлагаемого изобразительного ряда.

Первичному накоплению информации о русской иллюстрации мы обязаны собирателям гравюр и литографий, которые при составлении каталогов указывали сведения о художниках и граверах, давали собственную характеристику работ. Наиболее значительной фигурой среди собирателей в истории русской гравюры является знаток-коллекционер Д.А. Ровинский - основоположник русской иконографии. Крупным проектом Ровинского стал выпуск в свет четырехтомного собрания «Подробный словарь русских гравированных портретов» (Т. \-4. - СПб., 1886-1889). Это издание само впоследствии стало источником оригиналов для воспроизведения в журналах конца XIX века. Богатейшие документально-фактические сведения, во многом не потерявшие своей ценности до сих пор, содержит капитальный труд Д.А. Ровинского «Подробный словарь русских граверов XVI-XIX века» (СПб., 1895). В издании помещено введение под названием «Исторический обзор гравирования», хорошо известное всем исследователям русской гравюры, где коллекционер предпринял попытку перейти от простой регистрации и систематизации фактов к их характеристике, анализу и обобщению. Данные Ровинского позже дополнялись и уточнялись Н.П. Собко, Е.В. Тевяшовым, И.М. Остроглазовым, Н.М. Обольяниновым, В.Я. Адарюко-вым, С.П.Виноградовым, И.Д. Орловым.

В советское время методы научного искусствознания были применены к русской иллюстрации в трудах А.А. Сидорова. В 1922 году в журнале «Печать и революция» вышла серия его очерков, посвященных этому вопросу. Во втором томе монографии «Книга в России» (М., 1925) был опубликован серьезный труд А.А. Сидорова «Искусство русской книги XIX-XX веков», в котором в научный оборот введено множество новых имен и фактов, так же как и в его «Истории оформления русской книги», выпущенной в свет уже в 1946 году (доработанное переиздание в 1964 г.) и ставшей заметным явлением в отечественном искусствоведении. В обеих работах исследован и сие-

5 тематизирован огромный по объему материал по русской книжной иллюстрации, однако оформление журналов и их иллюстрирование специально не рассматривались.

Значительную часть искусствоведческих трудов по вопросам иллюстрации составляют публикации о жизни и творческой деятельности художников-иллюстраторов и граверов. Среди авторов таких исследований В.Я. Адарюков, В.А. Верещагин, К.С. Кузьминский, Л.Р. Варшавский, Н.П. Собко, Г.Ю. Стернин, Л.А. Кольцова и др. Первые работы появились уже в конце XIX века.

В ходе рассмотрения заявленной темы особенно востребованными стали работы, посвященные конкретным жанрам прикладной печатной графики. Наибольший интерес у исследователей вызывала карикатура. Известны дореволюционные общие обзоры Д.М. Городецкого (1902) и С.С. Трубачева (1903). В 1954 году в Третьяковской галерее прошла выставка «Русский сатирический рисунок первой половины XIX века». В каталоге к выставке была опубликована вступительная статья Э.Н. Ацарки-ной, где автор не просто касается истории вопроса, а освещает явление в искусствоведческом ракурсе. Корифеи отечественного искусствознания - В.А. Верещагин, Л.Р.Варшавский, К.С. Кузьминский, Г.Ю. Стернин - проделали огромную работу по изучению развития сатирической графики в России. Истории возникновения и гибели первого русского журнала карикатур, детищу А.Г. Венецианова, посвящены специальные работы: статья В.А. Верещагина в «Русском библиофиле» за 1911 год и исследование СМ. Бабинцева, опубликованное в 1948 году в журнале «Искусство». Ситуация вокруг «Журнала карикатур на 1808 год» кратко излагалась и в позднейших статьях и монографиях разных авторов (Алексеевой Т.В., Корниловой А.В. и др.) о А.Г. Венецианове.

Период становления русской политической карикатуры изучали Д.А. Ровин-ский, В.А. Верещагин, В.В. Садовень, Т.В. Черкесова. Из дошедших до нас сатирических графических листов (около трёхсот изображений), посвященных событиям Отечественной войны 1812-го года, значительная часть (более четверти) являются иллюстрациями к статьям из журнала «Сын Отечества» (СПб., 1812-1852).

Знаменитое, пронизанное мягким юмором, издание пушкинской поры «Волшебный фонарь» (СПб., 1817-1818) отмечали многие исследователи русской графики. Д.А. Ровинским была выдвинута гипотеза о принадлежности иллюстраций резцу Венецианова, на основании созвучности идей реализма творческому духу именно

этого русского художника. Это предположение разделяли, в частности, В.А. Верещагин, К.С. Кузьминский, Г.Е. Лебедев, А.Ф. Коростин. Традиционную атрибуцию офортов журнала впервые в 1947 году оспорил А.Н. Савинов, назвав автором К.А. Зеленцова. В защиту этой версии убедительные аргументы привела Т.В. Алексеева в книге «Художники школы Венецианова» (М., 1982). Венцом интереса к журналу стало его факсимильное переиздание в 1988 году, сопровожденное отдельной брошюрой-приложением «Рождение и жизнь "Волшебного Фонаря"», подготовленным, как и все переиздание, писателем, историком и библиофилом Е.И. Осетровым.

Эволюция сатирического рисунка и его восприятия в обществе прослежена в книге «Очерки русской сатирической графики», принадлежащей перу известного искусствоведа и культуролога Г.Ю. Стернина. Его книга, изданная в 1964 году, до сих пор является ценнейшим, наиболее полным «путеводителем» по целой области отечественного художественного наследия - дореволюционной изобразительной сатире. В «Очерках» автор касается всех её форм и жанров, анализирует пути и этапы развития, дает характеристики впечатляющему числу художников, работавших в этом жанре. Журнальная карикатура не могла не оказаться в самом центре такого исследования. В фокус внимания автора попали журналы 1860-х: «Искра», «Будильник», «Гудок» и др.; русские сатирические журналы 1905-1906 годов; предреволюционные «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Большое внимание в книге уделено политической графике, изобразительной сатире как средству выражения идейных позиций художников и издателей.

Акцент на «жанровой» журнальной сатире и юморе 60-х годов девятнадцатого столетия сделала в своих работах Л.А. Кольцова, открывая практически неизученный пласт в русской печатной графике. Исследовательница сосредоточила свое внимание на московских журналах «Развлечение» и «Зритель», рисунки для которых создавали, в частности, художники М.С. Башилов и П.М. Шмельков. В книге Л.А. Кольцовой «Художественная иллюстрация в России середины XIX века. М.С. Башилов и его современники» (М, 2008) одна из глав полностью посвящена участию этих художников в периодике. Дана атрибуция значительного числа рисунков, сделаны выводы о ведущей роли названных мастеров в московской карикатуре 60-х годов XIX века.

Классические работы К.С. Кузьминского и Г.Е. Лебедева посвящены жанру иллюстрации к художественной литературе. В 1937 году вышел в свет обстоятельный труд искусствоведа и книговеда К.С. Кузьминского «Русская реалистическая

7 иллюстрация XVIII и XIX вв.» (М.), в котором автор исследует зарождение реалистической иллюстрации в русском искусстве. Ученого преимущественно занимают вопросы изобразительной интерпретации художественных произведений. Эту тему продолжает Г.Е. Лебедев в книге 1952 года «Русская книжная иллюстрация XIX века». В работах Кузьминского и Лебедева собран огромный иллюстративный материал, даны краткие характеристики творчества ведущих графиков девятнадцатого столетия, в том числе работавших для журналов.

Первым шагом в исследовании документального журнального рисунка стала историко-библиографическая статья Д.Н. Чаушанского «Начало журнального художественного репортажа на Западе и в России» опубликованная в сборнике «Книга. Исследования и материалы» (Сб. 2, М., 1960). Чаушанский указал на истоки возникновения и развития журналов, содержащих изобразительный документальный репортаж. Коротко осветив историю художественного репортажа в Европе (а именно Англии и Франции) и подчеркнув европейское влияние на первые опыты русских изданий в этом направлении, автор остановился на русских иллюстрированных журналах 1830-1860-х годов, и среди них - на не имеющем в мире аналогов «Русском художественном листке» В.Ф. Тимма.

Блестящему рисовальщику В.Ф. Тимму посвящена недавно защищенная в Санкт-Петербурге диссертация А.Н. Алексеевой «Василий Федорович Тимм и русская журнальная графика второй половины XIX века» (2002). В работе заслуженно много внимания уделено «Русскому художественному листку» — первому иллюстрированному журналу, запечатлевшему широкую картину русской жизни.

Из широко известных работ Ю.Я. Герчука по графике и искусству книги для данной диссертации особенно значимы его книга «Эпоха политипажей. Русское типографское искусство первой трети XIX века» (М., 1982), где, в частности, обстоятельно рассмотрен жанр виньеток и орнаментальных композиций в книге начала девятнадцатого столетия, и статья «Искусство русской книги 1830-х годов» из сборника «Книга. Исследования и материалы» (Сб. 33, М., 1976), в которой автор подробно останавливается на коротком, но значимом периоде, когда стройная традиционная система художественного облика русской книги претерпевает кардинальные изменения.

В диссертации (М, 1956) и работах Г.В. Алямовской исследован еще один жанр книжной графики - естественнонаучная иллюстрация, и определены типические

особенности изображений из русских научных книг XVHI-XIX веков, прослежены пути развития естественнонаучной иллюстрации на конкретных примерах - лучших образцах отечественной специальной иллюстрации.

Первый наиболее полный обзор, посвященный отечественным журналам мод, появился в 1902 году в «Библиографическом отделе 1-ой Международной выставки исторических и современных костюмов и их принадлежностей». Графика из журналов мод заинтересовала искусствоведов сравнительно недавно. Гравированные модные картинки из первых русских журналов мод исследовала в конце прошлого века И.Г. Нехорошева. В диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Графическое оформление первых русских журналов мод в последней четверти XVIII века» (СПб., 1999) автор указывает на ряд французских первоисточников русских журнальных гравюр, обнаруженных ею в Эрмитаже.

Дореволюционные петербургские журналы мод стали предметом научного интереса А.К. Курбатовой. Ею составлен энциклопедический обзор специализированных модных журналов, выходивших в Петербурге в XIX - начале XX веков.1 Иллюстративный материал как существенная, наиболее значимая часть модных журналов рассматривается А.К. Курбатовой в докладе «Графика петербургских модных журналов 1850-1910-х гг.», отраженном в материалах Шестой Международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (СПб., 2003). Исследователь приходит к выводу об отсутствии в России XIX — начала XX вв. профессиональных художников-графиков в области модного костюма, соответственно журналы представляли французские, венские, немецкие, английские и в начале XX века американские моды, заимствуя иллюстрации из зарубежных модных журналов.

Изучение журнальной иллюстрации как художественного явления предполагает понимание технологических процессов: способов репродуцирования изображений и специфики полиграфического производства. В статье «Техника иллюстрированной книги XVIII века» опубликованной в первом томе монографии «Книга в России» (М., 1924) художник и искусствовед М.А. Добров описал процесс производства книжной гравюры на меди, реконструировав его на основе анализа оттисков XVIII века. Известный исследователь тиражной графики О.Р. Хромов для изучения этого же техно-

1 Курбатова А.К. Петербургские журналы мод XIX - начала XIX века // Мода и дизайн: исторический опыт -новые технологии. - СПб.: СПГУТД, 2004, с. 76-92.

9 логического вопроса обратился к письменным источникам XVIII столетия, содержащим сведения о металлографском (граверном) производстве2.

Технологии литографии и ксилографии - основных способов воспроизведения и тиражирования иллюстраций в XIX веке - подробно описаны, например, в таких изданиях как «Искусство литографии» П.И. Суворова, «Техника гравюры на дереве и линолеуме» (1952) И.Н. Павлова и М.В. Маторина, «Гравюра на дереве» (1977) А.П. Журова и Е.М. Третьякова. Тема различных способов иллюстрационной печати, в том числе фотомеханических, разрабатывалась в трудах Г.А. Брылова, М.И. Флекеля, Е.Л.Немировского.

Поскольку иллюстрирование печатных изданий исторически связано с возникновением и развитием гравюры, ценные фактографические и технические сведения можно почерпнуть в исследованиях, посвященных истории развития различных техник гравюры и литографии в России - работах В.Я. Адарюкова, А.Ф. Коростина, П.Е.Корнилова, Э.Ф. Голлербаха и др.

Огромная роль в изучении художественной жизни России XIX века принадлежит блестящему искусствоведу Г.Ю. Стернину. В своих статьях и книгах ученый неизменно освещает проблемы бытования книжной иллюстрации и печатной картинки в искусстве и художественной жизни на разных исторических этапах.

В завершение краткого обзора литературы, следует акцентировать внимание на том, что, хотя существует значительное количество трудов по различным вопросам русской графики и искусства книги, на которые опиралось данное исследование, русская журнальная иллюстрация тем не менее изучена лишь фрагментарно.

Методологические основы исследования. В области, где доступен столь объёмный корпус памятников, представляется разумным применение индуктивного метода исследования, выстраиваемого не на гипотезе, но на сопоставительном изучении фактов. Наиболее эффективным представляется комплексный метод исследования, в основе которого лежат как объективно-аналитический подход, предполагающий исследование произведений при помощи стилистических, иконографических и других искусствоведческих методик, так и историко-культурный, выявляющий отношение рассматриваемого визуального ряда к различным социокультурным феноменам своего

2 Хромов О.Р. Металлографское (граверное) дело в русской книге граїкданской печати XVIII столетия // Букинистическая торговля и история книги. Сб. науч. трудов. Вып 4. - М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995, с. 103-115.

10 времени, позволяющий оценить художественную преемственность, межнациональные заимствования и взаимопроникновения, а также проследить выходы в современность.

Цель данной работы - представить картину журнального иллюстрирования в России с момента его возникновения до начала XX века. По ходу исследования необходимо решить следующие задачи. Выделить из общего числа отечественных иллюстрированных периодических изданий группы журналов, в которых аккумулируются иллюстрации, принадлежащие к тому или иному жанру журнальной графики. Проследить эволюцию каждого жанра на материале этих изданий. Определить особенности взаимосвязей общего программного направления журнала и репертуара изображений. Выявить факторы, влияющие на стилистику и эстетику визуального ряда русской периодики. Установить значимость изобразительного материала из отечественных журналов для изучения культуры и искусства XVIII-XIX веков.

Объектом исследования стали иллюстрации из отечественных журналов XVIII-XIX веков.

Предметом исследования является жанровая структура, сюжетика и эстетика иллюстрации из русской журнальной периодики XVIII-XIX вв., ориентированной на широкую публику.

Хронологические рамки исследования, вынесенные в название работы, требуют уточнения. Первые русские журналы появились только во второй четверти XVIII века. «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях»* издавались с 1728 года, а единственная книжка «Кратких описаний комментариев Академии Наук» вышла в 1729 году. Дизайн первого из двух изданий строг и абсолютно утилитарен: никаких украшений, виньеток или наборного орнамента, в оформлении доминирует исключительно шрифтовое решение. И хотя «Краткие описания комментариев Академии Наук» содержат некоторый графический материал, подготовленный еще для латинского издания, говорить о порядке иллюстрирования российских журналов возможно лишь начиная со следующего периодического издания журнального типа- «Ежемесячных сочинений, к пользе и увеселению служащих», выходивших с 1755 года. Верхняя граница исследования условно определена концом XIX века, так как следующий век характеризуется становлением других принципов общественно-

Вопрос о первом журнале на русском языке являлся предметом острой научной полемики. Часть исследователей истории русской журналистики придерживается мнения, что «Примечания» еще не журнал, а лишь прообраз научно-литературного журнала.

политической жизни, новых идеалов - духовных и внешних. Лишь самые первые годы XX века сохранили основные тенденции предшествующего столетия. Революционные события 1905-1906 гг. и новые законы о печати инициировали экспансию сатирических изображений в прессе и сместили акценты в иллюстрировании многих журналов. Эта новая ситуация в российской печати требует специального рассмотрения. Научная новизна исследования.

  1. В данной работе впервые сделана попытка системного изучения иллюстраций из отечественных журналов XVIII-XIX вв. К исследованию привлечены памятники, ранее не рассматривавшиеся в качестве материала для изучения русской графики.

  2. Показан широкий спектр журнальных иллюстраций XVIII-XIX веков в их жанровом многообразии, проведено исследование жанров виньетки, аллегорического фронтисписа, технической и научной иллюстрации для XVIII века; для XIX века — жанров портрета и карикатуры. Хроникальное иллюстрирование девятнадцатого столетия рассмотрено на примере изобразительного военного репортажа, где впервые большое место уделяется рисункам с Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

  3. Выявлены оригинальные артефакты, относящиеся к XVIII веку, и проведен их искусствоведческий анализ. Обнаружены зарубежные первоисточники ряда гравюр из русских журналов XVIII века.

  4. На материале научно-технической иллюстрации из русских журналов XVIII века рассмотрен феномен сопряжения научного знания и наивного художественного творчества, для определения которого предложен термин «Научный наш».

  5. Проанализировано смысловое содержание, художественная форма и общественное функционирование изобразительного ряда массовых иллюстрированных еженедельников последней трети XIX века

  6. В целях отражения динамики развития иллюстрированной журналистики в России подготовлен «Хронологический перечень русских журналов XVIII-XIX веков, содержащих иллюстрации», с комментариями автора, включающий в себя более 200 наименований отечественных изданий.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Проведенный анализ подтверждает существование собственного пути развития русского журнального иллюстрирования, нетождественного книжному, но подчиненного многим родственным художественным тенденциям - от ориентации на

12 зарубежные образцы и вспомогательных заимствований до проявления национального своеобразия.

  1. Журнал, являясь совершенно особым полем для презентации изображений, в силу своих типологических особенностей (актуальности, программности и периодичности) определяет характер развития журнальной графики, так как именно программа, направление и тематика журнала формируют диапазон жанров иллюстрации и диктуют выбор сюжетов; кроме того, потребности периодической прессы, завязанной на жесткий график выхода, стимулировали совершенствование техники полиграфии и освоение новых способов репродуцирования в нашей стране, которые вносили свои коррективы в эстетику изображений.

  2. Вектор эволюции иллюстрирования отечественной периодики направлен от графики аллегорий и умопостроений, характерной для XVIII века, к графике, отражающей актуальную реальность. Происходит постепенное вытеснение «сочиненных» и фантазийных произведений реалистичной, документальной иллюстрацией.

  3. Журнальная военная художественная хроника представляет собой уникальный, ничем не заменимый источник изобразительной информации о самых разных аспектах и обстоятельствах двух крупных, исторически значимых войн, которые Россия вела во второй половине XIX века. Эта информация как никакая другая была востребована при творческом осмыслении этих драматических периодов в станковых произведениях пластического искусства и повлияла на их художественный язык и композиционные приемы.

  4. С появлением в 1870-х годах массовых иллюстрированных еженедельников наиболее интенсивно расширяется жанровый диапазон и стилистика изобразительного материала. Русская журнальная графика последней трети XIX века отражала художественные поиски мастеров разных направлений и стилей в жанровом диапазоне и эстетике, нередко ориентированных на потребности читающей публики. Именно социальная заданность, которая определяла некоторые аспекты иллюстрирования, но не исчерпывала их, долгое время мешала говорить о журнальной графике как о самоценном явлении, имеющем собственную историю возникновения, развития и зрелости, в том числе собственную историю художественных достижений.

13 Теоретическая її практическая значимость исследования.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в исследовательской работе, а также в учебно-педагогической практике при составлении учебников и пособий для чтения лекций и проведения семинарских занятий по разделам «Русская графика», «История журналистики» и др.

Апробация исследования Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях сектора «Языки культур» Российского института культурологи. Отдельные положения диссертационного исследования изложены в сообщениях и докладах, представленных на Восьмой Всероссийской конференции-семинаре «Науки о культуре - шаг в XXI век» (РИК, Москва, декабрь 2006); Международном симпозиуме «Время культурологии» (РИК, Москва, май 2007 г.); Международной научной конференции «Язык искусства как система символов. Распознавание и интерпретация», (РГГУ - ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, июнь 2008 г.); Шестой Международной научной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации», (Москва, 30 окт. - 1 нояб. 2008 г.) и др.; в публикациях в научных сборниках и периодических изданиях.

На основе диссертационного исследования подготовлен спецкурс под названием «Журнальная иллюстрация в РоссииXVIII-XIXее.» Спецкурс прочитан в 2007 году в Национальном институте дизайна (Москва) и в настоящее время читается на факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на разделы, заключения и научного аппарата - библиографии и трех приложений. Приложение первое: Хронологический перечень русских журналов XVIII-XIX веков, содержащих иллюстрации. Приложение второе: Указатель журналов XVIII-XIX вв., упоминавшихся в тексте диссертации. Приложение третье, представляет собой альбом копий журнальных иллюстраций XVIII-XIX века, а также других изображений, привлекаемых для исследования.

Виньетка

В практике отечественного искусствознания и книговедения слово «виньетка» является неким обобщающим термином для небольшой иллюстрации. Согласно энциклопедическому словарю «Книговедение», виньетка (от фр. vignette) — это «небольшое, композиционно завершённое графическое изображение предметного или сюжетно-тематического характера (часто с символическим или аллегорическим значением) или неизобразительная орнаментальная композиция, помещаемое на внешних элементах книги или особых её страницах (титульных, начальных, концевых). Будучи украшением, виньетка в то же время может отражать содержание книги или отдельной её части в обобщённой художественно-образной форме»3 .

Именно виньетка - аллегорическая, эмблематическая или декоративная - самый распространенный вид изображений на страницах русских журналов XVIII века. По технике исполнения виньетки были двух видов: политипаж-ные и гравированные на меди. В убранстве русских полиграфических изданий того времени, и, конечно, в оформлении периодики, когда условия ограниченности во времени диктовали упрощенный подход, широко использовались стандартные типографские украшения - политипажные виньетки, отлитые с деревянных клише. Перекликаясь с орнаментами барельефов, архитектурных деталей, памятных досок, медалей, вышивок, пластика политипажей отражала художественные и эстетические тенденции XVIII века. В типографиях середины столетия применялись политипажи с барочным орнаментом, который постепенно вытеснял растительные композиции. С середины 1760-х годов, а именно в это время налаживается издание журналов в России, стали распространяться эмблематические политипажи .

Графический язык техники обрезной гравюры на дереве, ее линеар-ность, контурность, ясно прочитывается в политипажах. Очевидное доминирование черного штриха, являющееся главной художественной особенностью продольной ксилографии, унаследовано и отлитой с клише виньеткой.

Часто встречающиеся элементы культурной эмблематики и символики - это цветы (венок, букет, гирлянда); чаша (ваза, урна, кубок); плющ и другие растения; лира и флейта; книга, весы, а также путти с самыми различными атрибутами. Эти изображения можно в изобилии обнаружить на страницах журналов «Дело от безделья» (1792), «Иппокрена, или Утехи любословия» (1799-1801), «Московский журнал» (1791-1792), «Приятное и полезное препровождение времени» (1794-1798), «Трутень» (1769-1770) и других. Виньетки носили декоративный характер и либо не были связаны с содержанием журналов, либо эта связь была поверхностна, неконкретна.

Типографии располагали ограниченным набором политипажей, да к тому же клише для них нередко получали из одного источника. Поэтому одни и те же виньетки не только неоднократно повторяются на страницах одного издания, но и встречаются в самых разных книгах и журналах того времени. Так, титульный лист третьей части журнала «Академические известия» (1779-1781) украшен эмблематической композицией с символами наук и искусств - глобусом, книгами, палитрой, лирой и жезлом Меркурия. Эта же виньетка помещена на титулы книг: «Притчи» А.П. Сумарокова (1762), «Пересмешник» (1766) М.Д. Чулкова, «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772) Н.И. Новикова, «Энеида» Вергилия в переводе В.Д. Санковского (1775).

Тип титульного листа, сочетающего в себе наборный текст и политипажную виньетку (иногда в сочетании с рамкой из наборного орнамента), -самый распространенный для журналов XVIII века. Таковы, например, титульные листы знаменитых сатирических журналов «Трутень» (его первого издания 1769) и «Живописец» (1772), издававшихся Н.И. Новиковым. В обоих случаях мы видим увитую гирляндой рамку и виньетку с аллегорическим сюжетом: на титуле «Живописца» изображен у постамента амур с луком; крылатый амур с лавровым венком в руке — сюжет виньетки журнала «Трутень».

Специальная гравюра для украшения титула существенно удорожала издание, но делала его оригинальнее и самобытнее. Заказная виньетка выполнялась в другой технике - технике медной гравюры. Титулом с гравированной на меди виньеткой открывалось второе русское периодическое издание журнального типа - «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755-1764). Этот журнал под редакцией Герарда Фридриха Миллера, издаваемый Академией наук, имел научно-литературную направленность. На его титульном листе изображен герб - двуглавый орел под короной с вензелем Елизаветы, знаком покровительства императрицы, и всходящее над глобусом солнце, в лучах которого надпись: «Для всех». Солнце -атрибут персонифицированной истины, в его свете все становится ясным. Таким образом, эмблема одновременно имела и декоративное, и смысловое, и идеологическое значение. В качестве другого примера гравированной виньетки можно привести титульный лист к первой части «Трудов Вольного экономического общества» (1765-1915) - первого русского экономического и сельскохозяйственного журнала. Один из лучших граверов того времени Иоганн Кристоф Набгольц (1752-1797) выполнил заставку, в центре которой под надписью «Полезное», помещен улей, окруженный сельскохозяйственными орудиями. Виньетка, с одной стороны, намекала на покровительство Екатерины II, личной эмблемой которой был улей с пчелами. А с другой стороны, хорошо известный символ трудолюбия и хозяйственности как нельзя лучше подходил к сельскохозяйственному журналу. Фраза аллегорического языка, звучащая здесь неоднократно, обыгрывалась и в европейской иллюстрации. Приведем в качестве примера лишь одну виньетку - также с ульем, пчелами, сельскохозяйственными инструментами и трудящимися амурами из хорошо известного в России «роскошного» лозаннского издания «Опыта о человеке» Александра Поупа . Художник и гравер И.-К. Набгольц - автор весьма интересного с художественной точки зрения цельногравированного титула для «Санкт-Петербургских врачебных ведомостей» (1792-1794) с изображением античного бога врачевания Эскулапа, держащего посох, обвитый змеей.

Комбинацию из гравюры и шрифтового набора представляют собой титулы журналов «Опыт трудов Волънаго Российскаго собрания» (1774—1783), «Собеседник любителей российского слова» (1783-1784), «Чтение для вкуса, разума и чувствований» (1791—1793).

В рамках исследования удалось установить первоисточник виньетки, помещенной на титульном листе журнала «Пустомеля» (1770). Это издание принадлежит к знаменитым сатирическим изданиям Н.И. Новикова. По тематике и содержанию, по структуре, по форме подачи материала - от имени какой-либо выбранной «маски», русские сатирические журналы XVIII века, в том числе «Пустомеля», ориентировались на английскую нравоучительную журналистику - на такие английские журналы начала века как «The Tatler» («Болтун», 1709-1711), «The Spectator» («Зритель» 1712-1713, 1714), «The Guardian» («Опекун» 1713).

В оформлении журналов XVIII века довольно ощутимо французское влияние. В художественном отношении французская полиграфия того времени находилась на необыкновенной высоте. Николай Иванович Новиков, феноменально много сделавший для развития русской журналистики, литературы и книгоиздания, уделял особое внимание и оформлению своих изданий. «В графическом оформлении изданий второй половины XVIII века наиболее заметны новиковские издания», - отмечал авторитетный ученый, книговед Е.Л. Немировский . «В общем обзоре оформления книжно-печатной продукции второй половины XVIII века, - подчеркивал знаток русской книги А.А. Сидоров, - нельзя не остановиться на журналах Новикова не только потому, что они знакомят нас с новым типом русского повременного издания, но и в силу того, что их оформительское убранство является очень интересным»39. Как показывает дальше исследователь, Новиков сам руководил оформлением - уже как издатель и типограф в одном лице. Определяя художественный образ книги или журнала, Новиков несомненно вдохновлялся в том числе и прекрасными французскими образцами. С большой вероятностью именно он - автор, редактор и издатель журнала «Пустомеля» - выбрал для воспроизведения на титульном листе флерон40 из парижского издания сочинений Мольера 1734 года.

Собрание пьес Мольера 1734-го года41, откуда было выбрано изображение, - издание уникальное. Его одновременно иллюстрировали трое прекрасных рисовальщиков: Ж.-М. Оппенор, Ф.Буше и Ж.-Ф. Блондель. Именно в этом порядке художники указаны в предисловии к первому тому. Книги богато украшены гравюрами на меди. В этой технике выполнены не только полосные гравюры, но и буквицы, заставки и концовки. К сожалению, интересующая нас гравюра не подписана.

Модная картинка

Представление целостной картины журнального иллюстрирования в России XVIII-XIX веков невозможно без модной иллюстрации, несмотря на то, что жанр модной иллюстрации существовал не как самостоятельный и самобытный - ведь львиная доля журнальной графики на эту тему заимствовалась из зарубежных изданий. Поэтому развитие жанра модной картинки в данной диссертации обозначено лишь в общих чертах.

Модная картинка вошла в русскую периодику в последней четверти XVIII века. С самого своего возникновения она была ориентирована на максимально точное воспроизведение реальных костюмов, предметов мебели и пр., однако воплощения этой идеи в графике русских журналов XVIII-XIX веков довольно разнообразны. В зависимости от издания, модная графика могла быть изысканной, салонно-манерной, упрощенно-схематичной.

Журналы XVIII — начала XIX века издавали представители образованного столичного дворянства и адресовали их читателям и читательницам своего социального слоя. Модная картинка создавалась и включалась в издание для украшения, имела развлекательный характер, и требования к её исполнению были самые высокие. Гравюрки мод этого периода - это безделки для светских людей, изящные картинки, копированные из зарубежных источников, выполненные на достойном ремесленном уровне и даже с некоторой долей артистизма. Очевидно стремление издателей удовлетворить взыскательному вкусу элитарной публики.

Первым русским периодическим изданием, поместившим на своих страницах изображения мод стал литературный журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (1779). И здесь его издатель Н.И. Новиков выступил новатором, отобрав для воспроизведения в журнале образцы французских модных картинок текущего года. Достаточно неожиданный шаг для человека, который еще несколько лет назад выпускал журнал «Кошелек» (1774), направленный против галломании. Видимо, это обстоятельство, специфика графики, выражающаяся в некоторой утрированности форм, да и несколько ироничный тон подписей («Щеголиха на гулянье», «Счастливый щеголь») послужили причиной того, что ряд иллюстраций из журнала был отнесен исследователями русской журналистики в разряд карикатур. Однако недавно было доказано84, что многие гравюры из журнала «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» — не шаржированные изображения, а довольно точные копии французских первоисточников.

Первым русским журналом мод историки журналистики считают — «Магазин аглинских, франг узских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно, представленных гравированными рисунками с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы, приятных анекдотов и пр.». Это издание вышло в 1791 году в университетской типографии в период ее аренды В.И. Окороковым. Отношение к журналу в последнее время пересмотрено - кроме узкого информационно-практического назначения специалисты признали за ним серьезный просветительский посыл85, т.к. издание уделяло большое внимание культуре, описанию нравов и обычаев европейских столиц. Тематика модных картинок здесь шире, чем в новиковском журнале. Появляются изображения не только одежды, но и модной мебели, экипажей, конских уборов.

Стоит упомянуть «Магазин общеполезных знаний и изобретений с присовокуплением Моднаго журнала, раскрашенных рисунков, и музыкальных нот» (СПб, 1795) — как ещё одно, последнее, издание XVIII века, к которому прилагались немногочисленные рисунки модных туалетов и мебели.

В XIX веке модная картинка становится одним из самых устойчивых и популярных жанров журнальной иллюстрации. Именно периодическая пресса способна была обеспечить динамичный характер социального обращения, столь необходимый модной графике. Изначально развлекательно-познавательная, рекламно-коммерческая, тесно связанная с актуальной повседневностью - модная графика получила благоприятные условия для распространения в девятнадцатом столетии.

Безусловным лидером по количеству журналов, содержащих модную графику, в начале XIX века становится Москва. Каждая книжка «Московского Меркурия» (М., 1803) выходила с модной гравюрой: «Мы расположимся так, чтобы читатели "Меркурия" узнавали об модах одною только неделею позже читателей парижского журнала»86. «Изрядные картинки», по выражению М.Н. Макарова87 (1789-1847), прикладывались к журналу «Модный вестник» (М., 1816-1817). М.Н. Макаров сам был издателем женских журналов («Журнал для милых» (М., 1804), «Дамский журнал» (М., 1806)), поэтому это высокая оценка заинтересованного знающего лица. Искусно выполненные иллюстрации «Парижских мод» содержал московский «Дамский журнал» (1823-1833), основанный князем П.И. Шаликовым (1767-1852) -писателем, поэтом, журналистом и знаменитым франтом. Гравюры для этого журнала готовили известные русские граверы Е.О. Скотников и А.А. Фролов. Работы Скотникова так же можно встретить в журнале «Русский зритель» (М., 1828-1830).

В середине 1820-х - начале 1830-х годов ситуация в журналистике меняется. Издание журнала постепенно становится коммерческим предприятием.

Появляются издатели-предприниматели, принадлежащие к буржуазной и разночинной интеллигенции. Разделяются функции издателя и редактора. Расширяются представления о потенциальном читателе. Так как коммерческий успех журнала зависит от числа подписчиков, то появляется пресса энциклопедического характера, затрагивающая большой диапазон тем и рассчитанная уже не только на узкий круг образованного дворянства, но и на читателя из любой социальной группы, интересующегося литературой, политикой, торговлей, вопросами хозяйства и пр. Модный раздел включается в такие политематические издания, чтобы привлечь дополнительное внимание к изданию, в частности, завоевать симпатии женщин. Даже прогрессивные московские журналы «Московский телеграф» (1825-1834) и «Телескоп» (1831—1836, модное приложение «Молва»), первый из которых издавался выходцем из купеческого сословия Н.А. Полевым, а второй — профессором Московского университета Н.И. Наде-ждиным, выходили с приложением модных картинок. Для обоих изданий работал гравер Афанасий Афанасьев. Он начинал свою деятельность в начале века, работая над знаменитыми изданиями П.П. Бекетова. Афанасьев - один из лучших граверов «бекетовской» школы.

Успешный коммерческий проект - первый русский толстый журнал «Библиотека для чтения» (СПб., 1834-1847), стремящийся предоставить своему читателю разносторонний, занимательный материал, в конце номера в разделе «Смесь» также помещал одну-две картинки с описанием мод.

В период цензурного гнета (1830 - начало 1850-х гг.) появляются издания, посвященные исключительно модам и рукоделию. Эволюция прессы для женщин отражает тенденции, присущие периодике этого времени в целом. «Женские издания, возникающие в 30-40-е годы, - пишет в своей работе К.Л. Митрохина, - в меньшей степени отмечены печатью индивидуальности издателя. Меняется их социальная адресация. Анализ содержания журналов указывает на то, что адресат "дама" сменяется адресацией, предусматривающей более широкий социальный охват. Можно сказать, что женский журнал из "дамского" становится "женским" именно в этот период»88.

Для женщин, занимающихся шитьем, одно за другим возникают издания прикладного характера: «Ваза» (СПб., 1831-1884), «Журнал новейшего шитья» (М., 1836-1837), «Вестник парижских мод» (СПб., 1836-1850, в 1847-1850 гг. назывался «Магазин женского рукоделья»). Эти информационно-практические издания почти не сохранились до наших дней. О номерах первых лет существования журнала «Ваза» уже в 1902 году писали как о величайшей библиографической редкости89. По сведениям Н.М. Лисовского, в 1831-1847 годах журнал состоял только из одних рисунков и выкроек90. С возникновением этих изданий периодика, содержащая модные картинки, начинает разделяться на специализированную - информационно-практические издания, для которых рисунки, выкройки, узоры были основным содержанием, и неспециализированную - литературные, общественно-политические, семейные и прочие издания, в которых немногочисленные модные картинки играли дополнительную рекламно-развлекательную роль91.

Военный изобразительный репортаж в русской прессе XIX в

В 1854 году авторитетный журнал «Современник» (1847-1866), издававшийся Н.А. Некрасовым и И.И. Панаевым, рекомендовал своим читателям «Русский Художественный листок» (1851-1862) как иллюстрированное издание, которое «с каждым выпуском приобретает все более и более интереса, представляя в превосходных изображениях главные явления разыгрывающейся ... величественной политической драмы»147. Среди отечественных изданий, так или иначе освещавших события Крымской войны 1853-1856 гг., «Русский Художественный листок» занял особое место - именно в нем впервые появился изобразительный военный репортаж как новый способ отображения хроники военных действий и как вектор развития собственно графики.

Художественный репортаж - особый жанр иллюстрации, и поныне наиболее органично связанный с прессой. Газеты и журналы - лучшее поле для презентации изобразительной хроники, и она нигде не была так востребована, как в периодике. В отечественной журналистике художественный репортаж как жанр зародился на страницах «Русского Художественного листка»143, а затем, с конца 1860-х годов, занял прочное место в иллюстрированных еженедельниках. Объектами изобразительной хроники XIX века преимущественно были общественно-значимые события: восшествие на престол и коронация государя, важнейшие богослужения, официальные приемы, императорские смотры войскам, всевозможные мероприятия при Дворе, а также балы, гулянья, выставки, бракосочетания и похороны известных людей и проч. Однако в драматичные периоды русской истории - к каковым безусловно относились войны - репортажная журнальная графика становилась особенно актуальна.

Когда авторы «Современника» отметили появление иллюстраций, посвященных событиям на театре военных действий в течение Крымской кампании, они приветствовали сам факт такого появления, не акцентируя внимание на характере публикуемых изображений — в той ситуации было не важно, ни как родилось то или иное произведение, ни его жанровые особенности. Иными словами, изобразительный репортаж и фантазийная художественная реконструкция еще не обрели своих границ, которые, впрочем, довольно условны - ведь и в репортаже, при всем тяготении к документальности, историческая реальность художественно преобразуется. Однако именно сопоставление изобразительного репортажа и работ фантазийного толка помогает выявить специфику хроники как художественного явления.

Хотя Крымская (Восточная) война вошла в историю как первый военный конфликт, нашедший отражение в фотографии149, достоверных свидетельств о фотосъемке военных действий со стороны русской армии не обнаружено. Фотография использовалась в «Русском Художественном листке» при воспроизведении портретов, тогда как сюжетные материалы в издании исключительно рисованные. Последние представлены иллюстрациями, которые по характеру возникновения относятся к кардинально разным категориям. Так, например, листы «Сражение при селе Четати» (№11, 1854) и «Сражение при Ольтенице» (№8, 1854) выполненные по официальным донесениям самим издателем журнала, его главным автором и единственным литографом Василием Федоровичем Тиммом (1820-1895), представляют собой не что иное, как изобразительные инсценировки «со слов» или «по описаниям».

Этот тип изображений, как правило, отличается четкой фабулой или мизансценой, в которой выведена кульминация какого-либо военно-исторического эпизода - иногда сугубо камерного, а иногда судьбоносного, грандиозного. Батальная графика этой категории широко представлена в русских журналах второй половины XIX века. Например, такого же принципа иллюстрирования - художественной реконструкции - придерживалось периодическое издание «Кавказцы, или Подвиги и оісизнь замечательных лиц, действовавших на Кавказе» (СПб., 1857-1859), посвященное истории борьбы за Северный Кавказ в 1817-1864 гг., которое выходило под редакцией гвардии полковника (впоследствии генерал-майора) С.К. Новосёлова. С изданием сотрудничали художники Н.А. Зауерфельд, К.Н. Филиппов, А.В. Васильчиков, Л.Н. Горский. На иллюстрациях, согласно концепции издания, изображался собственно момент подвига, кульминация битвы, пик напряжения, решающее мгновение отчаянной схватки и т. п.

К этой же категории иллюстраций из «Русского Художественного листка» следует отнести художественные реконструкции морских сражений в период Крымской войны. Автором оригиналов, воспроизведенных затем в тираже, был офицер флота, выпускник морского кадетского корпуса, художник Главного морского штаба, впоследствии известный маринист - Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896). Литографии по его рисункам не только отвечали сугубо журналистской задаче - фиксировали внимание публики на исключительном событии, они одновременно являлись интересными графическими работами.

История появления этих иллюстраций следующая. В декабре 1853 года по просьбе дирекции Александрийского театра А.П. Боголюбов выполнил эскизы декораций к третьей картине пьесы Н.В. Кукольника «Морской праздник в Севастополе», посвященной Синопскому сражению, после чего получил заказ от Николая I на альбом акварелей на темы черноморских бо ев150. По реляциям и планам, по видовым рисункам, сделанным еще до войны, а также по свидетельствам очевидцев сражений Боголюбов за десять дней выполнил семь акварелей и перевел их в литографии151. Эти марины и некоторые другие рисунки Боголюбова В.Ф. Тимм и воспроизвел затем в своем издании. На листе «Взятие пароходофрегатом "Владимир" турецко-египетского парохода "Перваз-Бахри" 5 ноября 1853» (№2, 1854) запечатлен первый в истории бой паровых кораблей. Конкретным военно-морским эпизодам посвящены и другие работы Боголюбова: «Истребление турецкой эскадры Адмирала Осман-Паши, при Синопе» (№7, 1854), «Пароход "Колхида", против Поста св. Николая, 20-го октября 1853 г. » (№8, 1854); «Фрегат "Флора" у берегов Пицунды 6 ноября 1853 г. » (№14, 1854), «84-пушечный корабль "Императрица Мария", под флагом Вице-Адмирала Нахимова, после победы при Синопе» (№33, 1854) и другие. Литографии по произведениям Боголюбова обладают неоспоримыми художественными достоинствами высокопрофессиональной работы, однако этим тщательно прорисованным, уравновешенным, продуманным композициям все же присуща статичность, словно доставшаяся им в наследство от театральных декораций. Во время работы автор опирался на широкий круг источников, не ограничивающийся рассказами очевидцев, кроме того, как морской офицер он обладал специальными знаниями, благодаря чему изображения кораблей точны в деталях. Тем не менее этим литографиям как будто недостает подлинной конкретики, они академично бесстрастны. Битвами грациозных кораблей на бескрайней глади моря представала война перед читателями в этих иллюстрациях. А дымка, в которой художник изобразил суда, избегая пейзажных видов, усиливает ощущение, что ситуация несколько романтизирована. Уже после войны, в 1856-1857 годах, работая над серией заказных живописных полотен о Крымской кампании, Боголюбов посетил места сражений и, в стремлении к максимальной достоверности, выполнил серьезные этюды с натуры для будущих работ.

В отличие от художественных реконструкций, демонстрирующих ключевые моменты боя, военный изобразительный репортаж в «Русском Художественном листке», за редким исключением, сражений не касался. Тематика военных зарисовок зависела от того, что художники могли наблюдать лично. В идеале, изобразительный репортаж — это живое свидетельство художника — очевидца или участника событий.

Художники, чьи натурные зарисовки с полей сражений Крымской войны и обороны Севастополя опубликованы в «Русском Художественном листке», — это В.Ф. Тимм, Н.В. Берг, К.Н. Филиппов и Ф.И. Гросс.

В начале 1855 года В.Ф. Тимм в составе свиты Великих князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича посетил Крым. За 22 дня поездки он сделал ряд бесценных наблюдений, запечатлев их в рисунках. Высокая степень достоверности этих работ не вызывает сомнений. Военная тема нашла отражение в сценах армейского быта, в изображении рабочей обстановки в тылу, в портретах участников событий. А.Н. Алексеева, исследователь творчества знаменитого рисовальщика, в своей диссертации особенно выделяет высокое художественное качество двух работ - «Приезд Их Императорских Высочеств Великих князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича в селение Черкес-Кермен» (№5, 1856) и «Посещение Селенгинского Редута (у Севастополя), по отбитии штурма 12 февраля 1855 их Императорскими Высочествами Великими князьями Николаем Николаевичем и Михаилом Николаевичем» (№8, 1857)152.

Иллюстрация в массовых еженедельниках конца XIX века

Высокие тиражи иллюстрированных еженедельников в последние десятилетия XIX - начале XX века - широко известный, не раз отмечавшийся факт культурной ситуации дореволюционной России. По приблизительным оценкам, общее число подписки этого типа периодики достигло к началу XX века около полумиллиона экземпляров еженедельно .

В российском социокультурном пространстве, из-за различий уровня образования, воспитания и условий жизни, представители разных групп населения имели неодинаковые потребности в интеллектуальной и развлекательной информации. Тем более представляются симптоматичными масштабы распространения иллюстрированных еженедельников и их востребованность в столь разных в силу сословной замкнутости слоях русского общества .

Для «низового» читателя наличие в издании изображения - «картинок» - компенсировало барьер, естественно возникающий из-за малограмотности, делало еженедельник более доступным для понимания, открывало возможность получить некоторые сведения без дополнительных усилий, связанных с чтением, развлечься и даже украсить жилье: «Рабочие с особенной охотой подписываются на иллюстрированные журналы, дающие в премию олеографии, которыми они украшают стены своих незатейливых помещений», - отмечал современник в 1890 году 229.

Интеллигентная аудитория могла оценить визуальный ряд как информацию, которую сложно получить другим путем. Например, благодаря еженедельным иллюстрированным изданиям можно было познакомиться с репродукциями художественных произведений или этнографическими зарисовками. Разумеется, этот круг читателей был весьма разборчив в выборе изданий для подписки, однако такой, например, не предназначенный для интеллектуальной элиты журнал, как «Нива», выписывался и в этой среде (известно, что литераторы нередко вводят в свои произведения реалии повседневной жизни, поэтому совсем не случайно в доме писателя, отца шахматиста Лужина, героя знаменитого романа В.Набокова, хранились подшивки «Нивы»),

Но в наибольшей степени иллюстрированные еженедельники ориентировались на «полуобразованного» читателя - значительная часть рынка приходилась на «средний» читательский слой, состоящий из мелких и средних чиновников, военных в невысоких чинах, священников, купцов, мещан, про-винциальной интеллигенции . Как писал журнал «Русская мысль» в 1885 году: «В последние годы у нас довольно быстро развились иллюстрированные издания, и дорогие, и в особенности дешевые. ... В провинциальной глуши, да и в небогатой семье, живущей в столице, иллюстрированная газета имеет большое образовательное значение, причем важную роль играют именно пояснительные рисунки, портреты и снимки с знаменитых картин, удовлетворительно исполненные»231.

Чтение - это сознательное действие. Беглый просмотр иллюстраций таким актом может и не являться. Свидетельства того, что журнал прочитывался далеко не всегда даже его подписчиками, приводит исследователь русской читательской публики А.И. Рейтблат. Он фиксирует манеру обращения с прессой в купеческих домах, опираясь на наблюдения источника из Рязанской губернии, относящиеся к 1891 году: «Купцы и их семейные журналов не читают, а выписывают ради премий, больше по моде, чтобы не отстать от дру гих, прежде всего - для детей и жен. Однако и те не читают, все чтение оканчивается тем, что посмотрят картинки, прочтут написанное под картинками. Взглянет иногда и "сам" на картинки, если они его заинтересуют, возьмет номер, перелистает его и велит прибрать да беречь» . М.Горький отмечал такой же подход к иллюстрированной периодике, в семье своего хозяина-чертежника. Эти воспоминания относятся к 1879 году: «Они, получая "Ниву"... не читали ее, но, посмотрев картинки, складывали на шкаф в спаль-не» . Статистики, демонстрирующей, какое количество номеров разделяло такую же судьбу, разумеется, не существует, но подобное явление, очевидно, имело место. Наличие журнала в доме еще не означало, что он прочитывался, а вот иллюстрации неизменно играли свою роль.

Таким образом, еженедельная иллюстрированная пресса к концу века прокладывает путь к массовому читателю уже независимо от его социального положения. Именно эти издания, по мнению специалистов, «являли собой начало той литературы и той журналистики, которую впоследствии (вместе с близкими им по характеру театральными зрелищами и еще позднее - телевидением) стали относить к так называемой «массовой культуре»234.

В отечественной науке существует несколько работ, посвященных иллюстрированному еженедельнику конца века, в частности - процитированная выше статья Л.К. Швецовой. Обзорные исследования по этой теме принадлежат А.С. Воронкевичу235. Внимание авторов разделилось между вопросами становления и развития данного типа периодики и анализом литературного и публицистического материала изданий. Между тем визуальный ряд еженедельников специально не исследовался, хотя в большой степени носил независимый от текста, самостоятельный характер. И иллюстрация являлась одним из определяющих конструктивных элементов в прессе этого типа.

Всего за период с 1869 года, года возникновения «Всемирной иллюстрации», первого пореформенного богато иллюстрированного еженедельника, до начала следующего века общее число выходивших в России еженедельников превысило сотню. Однако многие из них оказывались недолговечными, если попадали в одну и ту же нишу с более конкурентоспособными изданиями. Коммерциализация полиграфической индустрии вносила коррективы в ассортимент российской прессы, проходило разделение рынка. На фоне небольших «эпизодических» еженедельников выделялись несколько чрезвычайно успешных издательских проектов, просуществовавших долгие годы и обеспечивших львиную долю суммарного тиража иллюстрированной периодики. Громадным числом копий (к 1904 году - примерно 120 тыс. экз.) выхо-дил журнал «Родина» (1879-1917) . Беспрецедентной для русской периодики цифры в 235 тыс. экземпляров в неделю достиг к началу XX века ежене-дельник «Нива» (1870-1918) . Если принять во внимание, что отдельный экземпляр журнала мог передаваться из рук в руки, то реальная читательская аудитория оказывалась гораздо шире, чем демонстрируют цифры тиражей.

Журнал «Живописное обозрение» (1872-1905) подобной популярности никогда не достигал, что во многом объясняется его более высокой ценовой политикой. Однако устойчивый интерес публики к изданию подтверждается тридцатилетним стажем издания. Таким образом, основное внимание в данной работе будет сконцентрировано на еженедельниках для семейного чтения «Родина», «Нива» и «Живописное обозрение», дополнительно в ней привлечен материал из ряда иллюстрированных еженедельников литературно-художественной, научно-популярной, общественно-литературной направленности - например, таких популярных изданий, как «Всемирная иллюстрация» (1869-1898), «Вокруг Света» (1885-1917) и «Газета А. Гатцука» (1876 1890)238идр.

Проблемы, имевшиеся у издателей журналов на заре возникновения массовой журналистики, во многом схожи с проблемами владельцев и менеджеров современных СМИ. Далеко в историю отошел XVIII век, когда издания печатались в убыток, являясь «бескорыстной жертвой любителей просвещения» . Угадать, что будет пользоваться спросом, что «расхватает» публика, пытались и пытаются как сегодняшние, так и дореволюционные издатели.

Именно издатель (иногда совместно с редактором, всегда под присмотром цензора240) регулировал поступление изобразительного материала в журнал. Делая выбор в пользу той или иной иллюстрации, либо предлагая художнику определенную тему, владелец журнала полагал, что именно это и нужно публике. Собственники трех выбранных нами еженедельников были людьми сугубо прагматичными. «Я — коммерческий человек. Нельзя издавать журнал для горстки людей», - заявлял Альвин Андреевич Каспари, издатель журнала «Родина»241. Подход Сергея Емельяновича Добродеева, владельца «Живописного обозрения» (с 1885 года, ас 1887 года и редактора) к своему предприятию, также в первую очередь был деловой.

Похожие диссертации на Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII - XIX вв.