Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Текстиль в пространстве современного жилища 17
1.1. Функции текстиля в современном жилом интерьере 17
1.2. Текстильная архитектоника в пространстве современного жилища 26
1.3. Типология элементов текстильного убранства жилого интерьера 35
1.3.1. Мобильные элементы 37
1.3.2. Трансформируемые элементы 52
1.3.3. Стационарные элементы 64
Глава 2. Стилистические тенденции формирования текстильных композиций в современном жилом интерьере 68
2.1. Историзм как стилевое направление в текстильных композициях постмодернизма 72
2.2. Этнические тенденции как стилевое направление в текстильных композициях постмодернизма 83
2.3. Неоэклектика как стилевое направление в текстильных композициях постмодернизма 103
2.4. Тенденции минимализма в текстильных композициях современного жилого интерьера ПО
Глава 3. Современные текстильные материалы: технологии и виды 115
3.1. Современные технологии студийного авторского текстиля 118
3.2. Декоративные ткани промышленного производства 124
3.3. Классификация ковров и текстильных напольных покрытий 142
Заключение 153
Список использованной литературы
- Текстильная архитектоника в пространстве современного жилища
- Трансформируемые элементы
- Этнические тенденции как стилевое направление в текстильных композициях постмодернизма
- Декоративные ткани промышленного производства
Введение к работе
Актуальность исследования
Исследование искусства текстиля как одного из древнейших видов художественной деятельности, тесно связано с историей и бытом народа. Изучение текстиля во взаимосвязи с жилым интерьером представляется необходимым для понимания современной проектной культуры.
Тенденции развития текстильного искусства отчетливо проступают при изучении пространственной среды современного жилища в силу того, что именно здесь текстиль предстает в основном функциональном назначении. Современное жилое пространство является своего рода площадкой для художественных формотворческих экспериментов с текстилем. Изменение' типологических и композиционных характеристик современных жилых интерьеров влечет и преобразование применяемого в них текстиля.
Актуальность исследования обусловлена новым опытом в архитектурном проектировании последних десятилетий, новыми технологиями и видами текстиля, их плоскостными и объемными модификациями. Этот опыт не получил пока достаточного теоретического освещения, обобщения и систематизации. Поэтому автор счел возможным обратиться в данной работе к проблеме места и роли текстиля в современном жилище, его классификации, к определению стилистических тенденций средовой композиции.
Изменения социально-политического строя России с начала 1990-х способствовали ценностным изменениям в культуре и обществе. В сознании вновь формирующегося класса с высоким социальным положением и уровнем доходов произошел поворот к активной индивидуализации частного жилища. Жилой интерьер стал своего рода имиджевой характеристикой, определяющей стиль жизни.
Эти факторы повлияли на расширение индивидуального проектирования и вслед за ним декорирования жилого интерьера, которое к началу XXI века реанимируется в качестве отдельной области профессиональной деятельности в России, что провоцировалось необходимостью комплексного решения жилого пространства, формирования его образа и стилистики. Образный аспект на сегодняшний день становится одним из основных в решении предметно-пространственной среды жилого интерьера, в том числе и его текстильной составляющей.
Итак, исследования по данному вопросу являются актуальными в связи с появлением новых архитектурных форм и изменениями в типологии жилых интерьеров, что естественно повлекло увеличение функциональных разновидностей текстиля, требующих классификации и описания. В соответствии с вышесказанным необходимой областью научного исследования становится теоретическое обоснование современного подхода к предметно-пространственному наполнению жилища. Тем более, что за постсоветские
десятилетия накоплен достаточно большой опыт по созданию, как уникальных произведений современного текстильного искусства, так и синтетических решений текстильного декорирования жилой среды, которые требуют обобщения и анализа.
Объект исследования
В качестве объекта исследования избран текстиль, как один из основных видов искусства, формирующих среду жилого интерьера.
Предмет исследования
Предметом исследования является выявление, описание и обоснование объектно-пространственных принципов и образно-стилистических приемов формирования интерьера посредством текстиля.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является определение основных тенденций развития текстиля в жилом интерьере конца 1980-х - 2000-х гг.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
анализ способов функционирования текстиля в современном жилом пространстве на основе отечественного и зарубежного опыта;
выявление основных средств и приемов взаимодействия текстиля с пространственно-планировочными характеристиками современного интерьера;
исследование разновидностей текстиля и их художественно-выразительных возможностей;
- изучение особенностей формирования текстильных композиций во
взаимодействии со стилистикой жилого интерьера.
Состояние вопроса исследования
Проблема применения текстиля в современном жилом интерьере требует учета широкого круга историко-искусствоведческой и культурологической литературы, связанной с этим вопросом. Ценные сведения по использованию текстиля в парадных и жилых интерьерах Древней Руси, России XVIII-XIX вв. содержат труды известного историка И. Е. Забелина, искусствоведов Н. Н. Соболева, А. М. Кучумова и Л. В. Тыдмана.
Специально роли и месту ткани в истории русской художественной культуры посвящены работы А. Г. Стемпаржецкого «Декоративные ткани в русском интерьере» (1958) и «Рисунок и цвет декоративных тканей в интерьере архитектуры русского классицизма» (1958), исследование Н. А. Сергеевой «Ткани в художественной системе русского парадного интерьера (традиции, их современные аспекты)» (1985).
В работе О. Б. Струговой «Русский жилой интерьер конца XIX - начала XX века» (1992) рассмотрены планировка и структура основных категорий жилищ, даны характеристики пространственной организации интерьеров того времени. Детальному анализу развития русского интерьера XVIII-XIX вв. в целом, где представлена краткая характеристика тканей, отмечены типичные черты их орнаментации, наиболее часто используемые колористические
сочетания и композиционные приемы введения их в интерьер, посвящены монографии И. А. Бартенева и В. Н. Батажковой (1984; 2000).
Ряд исследований выявляет национальные особенности формирования интерьера, рассматривает проблему сохранения в нем народных традиций. Этим вопросам посвящена диссертация А. Г. Янбухтиной «Ткань и интерьер» (1976) (к вопросу художественного ансамбля башкирского народного жилища восточных районов БашАССР), и диссертация В. Б. Кошаева «Дом-образ: художественно-образные процессы сложения традиционного жилища западного Приуралья» (2004).
Вопросу функционирования текстиля в жилых и общественных интерьерах советского периода посвящен значительный объем искусствоведческих трудов, большая часть которых датировала периодом 1960-х-1980-х годов и связана с успехами декоративного искусства этого времени, в том числе текстиля. Особо отметим диссертацию Н. В. Мельниковой «Декоративные ткани в интерьере жилого дома» (1963), в которой проведен анализ методов подбора и размещения тканей в квартире, их цветового решения.
Вопросы комплексного использования декоративных тканей в интерьере рассмотрены в работах Н. С. Гассановой «Художественные и функциональные особенности декоративных тканей в интерьерах общественных зданий» (1985), Л. Е. Жоголь «Художественное решение декоративных тканей для интерьера» (1965), Н. И. Сысоевой «Декоративные ткани в интерьере» (1966). Типология текстиля в общих чертах затрагивалась в исследовании Л. А. Дицкой «Вопросы художественного проектирования ковровых материалов для полов жилых и общественных зданий» (1975).
Большей частью вопрос о роли текстиля в пространственной организации интерьера анализировался на примере использования гобелена. Развитие этого вида искусства в историческом контексте, с позиций авторского исполнения, проблема синтеза гобелена с интерьером на материале как отечественного, так и зарубежного опыта, проанализированы в многочисленных публикациях В. И. Савицкой и широко представлены в статьях ведущего периодического издания «Декоративное искусство СССР» (Н. Соловьев, Л. Монахова, О. Кабанова).
В контексте содержания диссертационного исследования важпым стало изучение трудов, освещающих вопросы архитектуры интерьера. Проблема формирования современной жилой среды широко раскрыта в работе В. О. Рыжикова «Взаимодействие функциональных и эстетических факторов в архитектурно-художественной организации городских жилых интерьеров» (2003). Тема организации жилого пространства, создания комфортной среды обитания рассматривается в исследованиях А. Г. Краснобородкиной «Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века» (2004) и О. Б. Чепуровой «Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды» (2004). Изучение
проблемы образно-пластической и пространственной организации жилой среды составляет содержание исследования В. Е. Барышевои «Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера» (1992), а также трудов О. И. Явейна «Проблема пространственных границ в архитектуре» (1982) и А. В. Бокова «Геометрические основания архитектуры в картине мира» (1995).
Современные стилистические тенденции в архитектуре рассмотрены в монографических исследованиях Н. К. Соловьева, А. И. Каплуна, И. А. Добрициной, Н. И. Барсуковой, М. А. Морозовой, и в ряде статей Г. Ревзина, С. Ситара, А. Скокана, опубликованных в периодическом издании «Проект Россия». В контексте культурологических аспектов организации жилого пространства особое место занимают работы И. Е. Линевич «Социокультурная концепция формирования индивидуальной жизненной среды» (2004) и А. В. Попова «Роль эстетического фактора в историко-культурном процессе» (2004).
В плане изучения новейших концепций средового проектирования важной представляется работа Г. Г. Курьеровой «Итальянская модель дизайна. Предметно-поисковые концепции второй половины XX века» (1993) и Н. И. Барсуковой «Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX -начала XXI в.» (2008). Отметим также монографию английского исследователя Т. Конрана «Современный дом: искусство дизайна» (1997), в которой, в частности, затронуты отдельные вопросы типологии текстиля. Для определения основных стилистических направлений в современной проектной культуре оказались опорными такие энциклопедические иллюстрированные издания как «Russian Houses» Е. Gaynor (1994), «Styles: compendium of Interior» F. Baudot (2005), «Minimalist Interior» под ред. S. Schliefer (2005) и др.
Текстильные композиции жилого интерьера постсоветского периода, их стилевые направления, не становились отдельной исследовательской проблемой и, в отличие от архитектуры и дизайна среды 1990-х - 2000-х гт., не подвергались теоретическому анализу.
Границы исследования
Границы исследования определены фактическим материалом, который в равной мере относится как к столичному, так и уральскому опыту в области проектирования текстильных композиций жилого интерьера. Привлечены зарубежные примеры, ассимилированные российскими архитекторами и дизайнерами.
Временные границы, начиная с 1990-х гт. и заканчивая первым десятилетием XXI века, обусловлены целью исследования и охватывают период, который обозначил приоритет проектирования жилого интерьера в России и повлиял на новые направления в формировании его текстильного убранства.
Материал исследования
Исследование основано на обширном фактическом материале, который представлен текстильными композициями современных жилых интерьеров в
рамках временных границ рассматриваемого периода (1990 - 2000-е гг.). Отечественный материал дополнен зарубежными объектами, которые являются показательными для современного состояния интерьерного текстиля.
Автором изучены материалы, представленные маркетинговыми ассортиментными каталогами текстильных компаний и предприятий России и стран дальнего и ближнего зарубежья, творческих мастерских художников Москвы, Петербурга, городов Урала, Украины, Белоруссии, Прибалтики. Автор регулярно отслеживала интерьерные выставки, изучала практическую проектную деятельность архитекторов, дизайнеров и декораторов России и зарубежных стран. Приложите содержит авторские фотографии реализованных интерьеров, что позволило в совокупности с материалами, опубликованными в российских и зарубежных изданиях и в Иптсрпете, полноценно обобщить картину современного состояния интерьерного текстиля. Для анализа отбирались объекты, наглядно иллюстрирующие закономерности развития средового текстиля. Многие авторские работы представлены в диссертации впервые. Материалы источников подвергнуты системному анализу, проведена уточняющая атрибуция многих электронных материалов.
Методика исследования
Методика исследования базируется на комплексном сочетании собственно искусствоведческих и культурологических методов, опыте практической работы автора. Первые включают сравпительно-исторический и художественно-стилистический анализ текстильных композиций, их места в архитектурном пространстве интерьера; рассматриваются также различные технологии производства текстиля, многие из которых описываются впервые. На основе теоретических выводов и систематизации изученных материалов составлены типологические таблицы. Культурологические методы предполагают анализ взаимоотношений исполнителей и заказчиков, критический учет требований последних.
Научная новизна исследования
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка комплексного изучеїшя современного средового текстиля и определения его значимости в формировании интерьера. В исследовании показаны основные тенденции развития текстиля, выявлена специфика взаимосвязи текстильного комплекса с архитектоникой интерьера.
Значительный объем практического материала, состоящий из многих разрозненных объектов, обобщен, впервые подвергнут разностороннему анализу и представлен системной картиной развития современного средового текстиля.
Результаты исследования меняют традиционные представления в области текстильного проектирования: интерьерный текстиль рассмотрен как синтетическое направление в области смежных дисциплин - архитектуры, декоративно-прикладного искусства, текстильного дизайна. Комплексность
исследования позволяет ввести в научный оборот новые объекты текстильного искусства: «потолок», «стена», «текстильная мебель», «текстильная скульптура» и пр. Выявлен спектр стилевьк направлений современного текстильного убранства интерьера.
Представленный в диссертации материал относится к постсоветскому периоду, еще не ставшему предметом глубокого научного изучения. В этом контексте актуальность работы заключается в натурном исследовании новых объектов ранее не охваченных специалистами и впервые вводимых в научный оборот, в том числе творческие работы екатеринбургских мастеров текстиля.
Теоретическая значимость исследования
Теоретическая значимость работы заключается во введепии в научный оборот материалов, позволяющих по-новому взглянуть на взаимодействие между видами искусства, на их синтез в эпоху современной проектной культуры.
Диссертация отражает тенденции развития интерьерного текстиля начала XXI века, связанного с индивидуальным авторским творчеством, экспериментами в области формообразования и его орнаментально-изобразительной или фактурной реализации, что, безусловно, может явиться основой для проведения последующих исследований в области текстильного проектирования.
Раскрытие общей картины развития современного интерьерного текстиля не позволяет подробно остановиться на его отдельных тенденциях, которые должны стать объектами для проведения дальнейших научных исследований более частного характера.
Практическая значимость исследования
На основе анализа отечественного и зарубежного опыта проектирования интерьерного текстиля вынесены результирующие рекомендации по возможному применению материала исследования для дальнейших практических разработок. Материалы диссертационной работы могут применяться специалистами в области проектирования и декорирования жилых интерьеров, а также в практической деятельности мастеров текстиля, в искусствоведческой и художественной педагогике, в частности в курсах «Теория декоративно-прикладного искусства», «История декоративных тканей», в создании учебных пособий по перечисленным курсам и смежным дисциплинам, в качестве терминологического и научно-справочного аппарата, в музейном деле, в выставочной работе.
Положения, выносимые на защиту: 1. Функции текстиля: организация пространства, социальная, духовная, компенсаторпая, обрядовая в совокупности с основополагающими (художественная и утилитарная) - наиболее полно раскрывают специфику современного жилого интерьера. Функция организации пространства по степени значимости может быть причислена к основным функциям текстиля.
2. Основные приемы взаимодействия текстиля с современным жилым
интерьером заключаются в выявлении тектоники интерьера, а также реальной и
иллюзорной трансформации его объемно-планировочной структуры.
Средствами, при помощи которых осуществляются эти взаимодействия,
являются разнообразные виды интерьерного текстиля.
3. Авторская классификация включает в себя понятие интерьерный текстиль,
его виды, подвиды и типологию. Понятие «интерьерный текстиль»,
раскрывается в мпогокомпонснтном единстве его видов, участвующих в
текстильном декорировании интерьера. Установлены основные виды
интерьерного текстиля: текстильные материалы и текстильные объекты
(объемно-пространственные и плоскостные) и его подвиды. Типология
интерьерного текстиля связана с характером его функционирования в
пространстве интерьера, с конструктивными и пластическими особенностями:
стационарные, мобильные и трансформируемые текстильные объекты.
Развитие отечественного текстильного искусства подчиняется общим
закономерностям мировой художественной практики.
4. Современные стилевые тенденции текстильных композиций жилого
интерьера связаны с основными стилистическими направлениями архитектуры
в русле постмодернистской трактовки - с использованием реконструкций
исторических стилей (историзм), этнических тенденций, нсоэклектики,
минимализма как направления востребованного в свете тенденций новой
проектной культуры.
5. Классификация современных текстильных материалов показывает
существенное расширение спектра ручного и промышленного текстиля и
активное экспериментирование в области формообразования и орнаментации.
Любой объект интерьерного текстиля способеп обрести в современной
проектной культуре качество репрезентативного авторского изделия.
Апробация работы
Основные положения работы представлены докладами на научно-практических конференциях, публикациями в научных журналах и сборниках (8 статей, из которых две статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ), внедрены в учебные программы специальности «Искусство интерьера» курсов «Художественное проектирование» (раздел «Текстильный комплекс в жилом интерьере») и «Композиция интерьера».
Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры искусства интерьера Уральской государственной архитектурно-художественной академии
Структура работы
Диссертация объемом 173 страницы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии в количестве 157 источников, включает приложение объемом 69 страниц со схемами и фотографиями в количестве 511 единиц, и авторской презентации.
Текстильная архитектоника в пространстве современного жилища
Изменения в типологии жилых интерьеров, композиционно-планировочных схемах жилого пространства конца XX - начала XXI вв. [100, С. 65] привело и к определенным изменениям в их пространственной организации, в том числе и при помощи текстильных композиций. Декоративно-пластические свойства текстиля выступают в качестве одного из средств формирующих пространственную структуру жилища.
Моделирование пространства при помощи текстиля, создание «особым способом организованной художественной среды» рассматривал в своем исследовании В. Д. Уваров и классифицировал пространственный текстиль не только как отдельный объемный объект с замкнутой конфигурацией, но и как сценографию пространства [124, С. 177]. В контексте исследования интерьерный текстиль, как целостная средовая композиция, также рассматривается как вид пространственного искусства.
Изучение современной проектной практики обнаруживает как наличие сложных разноуровневых пространственно-планировочных решений жилища, так и более простых универсальных геометрических объемов. Основополагающее значение в изменении современного жилого интерьера приобрела концепция открытого пространства. Произошел отказ от замкнутости планов в пользу открытости, перетекания и динамичности. В современных интерьерах выявились характерные тенденции к укрупнению масштаба жилых помещений и развитию пространства в высоту. Путем варьирования текстильных элементов можно реально или иллюзорно трансформировать очертания пространства, изменять степень его замкнутости, изменять его динамику и структуру, тектонику, ритмику, масштабность.
Изменение очертаний и пластики архитектурного объема возможно посредством использования текстильных драпировок нивелирующих основные пространственные формы — проемы (ил. 40), конструктивные элементы (ил. 41), тектонические поверхности (ил. 42). Прямоугольные в плане помещения могут с помощью гибких текстильных форм превратиться в помещения с закругленными углами (ил. 43), округлые помещения могут быть разрезаны на прямоугольные участки при помощи текстильных форм, перемещающихся по прямым образующим. Использование более низкой или более высокой точки в расположении текстильных элементов меняет визуально высотные характеристики пространства. Оконные драпировки влияют на восприятие масштаба интерьера, меняя его очертания — драпировки, жалюзи, ламбрекен или карниз закрепленные под потолком, зрительно увеличивают высоту окон и потолка (ил. 44). Форма и размер драпировок корректируют визуальную разницу высот и объемов оконных и дверных проемов, создавая порой иллюзию точного соответствия величин, а также трансформируют пластику архитектурных проемов, придавая им иные очертания. Текстильные драпировки меняют характер поверхности — плоскости стен утрачивают присущую им статичность (ил. 45)
Изменение степени замкнутости возможно при использовании текстильных элементов, трансформирующих пространственные взаимосвязи интерьера и меняющих условно или реально границы пространства. Изначально функцию ограничения и разделения пространства выполняли текстильные завесы [104, С. 18-21]. В современном жилом интерьере эта форма интерьерного текстиля получила новую трактовку (ил. 49, 50). Использование в качестве мягких текстильных стен различного вида завес и пологов характеризуется стремлением не только к функциональному изменению жилого пространства (ил. 51), но и его условному ограничению (ил. 46). В настоящее время эту функцию выполняют не только различного рода драпировки, но и текстильные панели, ставни, ширмы, экраны, мягкие и каркасные изголовья. Все перечисленные текстильные элементы можно условно разделить на текстильные перегородки и текстильные драпировки. Текстильные перегородки и драпировки могут одновременно выполнять несколько функций - выступать в роли защиты от солнечного света, выполнять доминантную декорирующую функцию и разделять пространство на зоны, ограничивая пространство. Архитекторы и дизайнеры часто используют в качестве игрового приема декорирования пространства пластические, структурные и художественные возможности текстиля придавать эфемерность такого рода границам (ил. 47, 48).
Активным композиционным центром интерьера являются оконные проемы, как пространственные световые формы. Оконные драпировки имеют немаловажное значение в пространственной организации жилища, как элемент среды, осуществляющий интерьерно-экстерьерную взаимосвязь [22, С. 75]. Связь внутреннего и внешнего пространства может быть как зрительной, так и образной, такая связь определила собственную символику окна как элемента архитектуры [41, С. 166]. В этом аспекте оконные драпировки воспринимаются как некие конструкции, ограждающие внутреннее пространство - «сферу культуры», противопоставленную внешнему миру. Поэтому в большинстве случаев декораторы тщательно относятся к формам и тканям оконных драпировок. Активное украшение и формообразование окна превращает его порой в знаковый объект декораторского искусства. Прежде всего, оконные драпировки выполняют функцию защиты внутреннего пространства. Поэтому они достаточно часто имеют сложные и многослойные конфигурации (ил. 244, 294). Но если из окна открываются красивые виды, то необходимости в таком занавешивании нет. Оформление окна может выступать как обрамление пейзажа с интересными художественными решениями. Примером такого решения оконных проемов в загородном коттедже может служить работы С. Ганзиной (Екатеринбург, 2008), выполненные в технике пэтчворка (ил. 210). Так для защиты от солнечного света декорируется только верхняя часть оконного проема - тканевыми панелями, размещенными под потолком, короткими по типу ламбрекена занавесками, маркизами, рулонными шторами, выполненными из прозрачных материалов с более плотными текстилсьными вставками в верхней части окна.
Трансформируемые элементы
Понятно, что в современном жилом пространстве «большие стили» не могут существовать как целостные системы. Любой перенос исторического стиля в современное пространство в его чистом рафинированном виде не представляется возможным - это связано не только с современными технологическими составляющими интерьера, но и с его совершенно иными пространственными характеристиками. Использование характерных стилевых признаков формирует в современном жилом пространстве определенную постмодернизмом «игру» в тот или иной стиль (ил. 240). Возникающее на фоне «классического варианта постмодернизма» [100, С. 78] почти дословное воспроизведение исторических стилей прошлого является его инверсией (ил. 243).
Использование любого классического ордерного стиля в пространстве жилища с практически достоверной трактовкой придает интерьеру, как уже говорилось выше, театральность или музейность, интерьер превращается в декорацию. Несмотря на такое восприятие жилого пространства, подобный тип решения интерьера стал довольно распространенным явлением. Такой подход к «археологической достоверности» прошлых стилей практически является новой волной «историцизма» [63, С. 185]. Буквальное воспроизведение исторических аналогов создает своего рода изобразительную конструкцию — полномасштабную «образцовую» картину. (ил. 244). Современное производство мебели, тканей или другого оборудования интерьера позволяет воссоздать практически музейную реконструкцию исходных источников, имитируется даже эффект старения поверхности. Сложность использования в пространстве жилища столь точного копирования любого из классических стилей, в том, что такие интерьеры, являются подобием «стэндинга» - любой привнесенный извне предмет нарушает строгую выверенность «сюжета», устойчивость твердой декорационной схемы (ил. 246).
Другим подходом к решению современного жилого пространства является свободное цитирование стилистических элементов со свойственной постмодернизму иронией и трансформацией исходного стилевого источника. Постмодернизм позволяет легко обращаться с классическими стилями, многократно расширяя творческий потенциал дизайнеров и декораторов. Воссоздание стилевой декорации не в форме прямого заимствования, а в виде опосредованного опыта в качестве нового художественного объекта — с изменением пространственных характеристик жилища, введением масштабных и колористических модификаций в стилевые элементы. Вместе с постмодернизмом в интерьер приходит и гротесковое прочтение стилей, которое проявляется как в решении всего пространства, так и отдельных его элементов. В качестве такого рода артефактов декораторами представлен целый ряд объектов, когда в классических формах мебели присутствуют текстильные материалы абсолютно другой направленности — цветной мех, цветные и черно-белые принты. Соединение ордерной стилистики мебели и современных интерьерных текстильных материалов является одним из характерных проявлений «эстетического миролюбия» [120, С. 21] постмодернизма.
Трактовка «больших классических стилей» в пространстве жилища формируется на основе этих двух подходов к классическим стилям -подражательный - с практически достоверным цитированием исходного материала и концептуальный — когда традиции использованы в игровой ситуации с возникновением разнообразных, порой непредсказуемых смыслов [120, С. 21].
«Символизация общественного статуса, стремление к образу «достоинства» [100, С. 144] и не сформировавшееся собственное представление потребителя о характере жилой среды предполагает мотивацию к подражательному формированию интерьера. Позиция подражательного подхода — «воссоздание» стилей ушедших эпох» «со всей возможной точностью» применялась в искусстве XIX века [63, С. 185]. Источниками формирования поливариантной игровой трактовки классических стилей служит потребность в изменении привычного образа среды обитания, смещение акцентов с изобразительных клише в область выразительного [14, С. 27].
В жилых интерьерах России чаще всего используются римейки таких стилей как барокко, классицизм и ампир - наиболее полно восполняющие потребность в зрелищности, что, пожалуй, является следствием предшествующего «тотального государственного» стилистического приоритета [14, С. 247-252]. Как отмечалось выше, потребность в использовании внешних признаков классических стилей определена социальными показателями, которые обусловливаются доходами и образованностью [12, С. 125]. Эти стили являются наиболее близкими в возможности их восприятия и сравнивания на примерах дворцовых и усадебных ансамблей Санкт-Петербурга и Москвы, они практически на генетическом уровне воспринимаются как символ роскоши и социального успеха.
К классицистическим стилистическим направлениям можно отнести использование в качестве источника викторианского стиля [105, С. 40], а также модерна и ар деко [13, С. 89-96].
В решении современного жилого пространства встречаются также стилистические модификации рококо и готики, однако эти мотивы редки и не представляют в достаточном количестве материал для искусствоведческого анализа.
Этнические тенденции как стилевое направление в текстильных композициях постмодернизма
Глава посвящена анализу особенностей производства интерьерного текстиля, его сырьевым признакам и возможностям образной выразительности. Поставлены задачи изучения ассортимента современных интерьерных текстильных материалов. Текстильные материалы классифицируются по их функционированию в пространстве жилища, по художественным и технологическим признакам.
Перешедшая к рыночной экономика России не выдержала конкуренции с зарубежными производителями. С тех пор как изменилась экономическая и социокультурная ситуация в нашей стране, текстильное производство претерпело глобальные изменения - отсутствие сырьевой и материально-технической базы, рынка сбыта привело к закрытию многих предприятий, к стагнации отечественной текстильной промышленности. В мировой текстильной индустрии изменились материалы и способы производства, с вводом компьютерных технологий изменилось само производство. Российская легкая промышленность не имела возможности следовать быстро меняющимся функциональным и эстетическим требованиям к интерьерному текстилю.
Об отсутствии практического взаимодействия дизайна и промышленного производства, и соответственно отсутствии хороших отечественных тканей говорит Ю. В. Назаров, президент Союза дизайнеров России в интервью журналу «Ле табуре» (июль-август 2004, стр. 20).
Привнесенное постмодернизмом в проектную деятельность архитекторов интерпретационное множество различных исторических стилей привело к появлению жилых интерьеров, выполненных в так называемых нео-стилях. Однако опыт производства в отечественной текстильной промышленности соответствующих декоративных тканей отсутствовал, что, соответственно, повлекло за собой активный ввоз в страну различных текстильных материалов.
В начале процесса профессионального декорирования жилых интерьеров, как и в советское время, недостаток необходимых текстильных материалов восполняло их ручное производство — авторский художественный текстиль, произведения народного текстильного искусства, а также выпуск экспериментальными текстильными мастерскими тканей малометражного производства. Но ни авторское изготовление интерьерных тканей, ни мелкооптовый ввоз тканей из Турции, не удовлетворял резко возросший спрос на интерьерный текстиль. Поэтому достаточно часто текстильные формы отшивались из плательных тканей, не всегда гармонирующих между собой по цветовому тону, по фактурам и материалам.
В настоящее время, ввиду наполненности российского рынка продукцией зарубежных фирм [27, С. 28] и соответственно огромного предложения различных текстильных интерьерных изделий производственными мощностями Европы, Турции, Китая и Кореи, производство декоративных тканей и текстильных материалов в России свелось к крайнему минимуму.
Российский интерьерный текстиль представлен авторскими репрезентативными изделиями, продукцией единичных предприятий по производству бельевых тканей и изделий из них, салонов и бюро по изготовлению текстильных аксессуаров, наиболее широко представлены услуги компаний по комплексному текстильному декору интерьера из уже готовых декоративных тканей и аксессуаров зарубежных предприятий.
Основное количество уникальных концепций формообразования текстильных изделий, текстильной мебели, а также разработок современных интерьерных материалов присущи европейским дизайнерам. О связи национальных ориентиров с европейскими, об идентификации с Европой на уровне континентальной связи пишет в своем исследовании К. Хюбнер [132, С. 385-391]. Он же приводит высказывание Ортеги-и-Гассета об индивидуальных национальных проявлениях: «Четыре пятых всего, что мы имеем, это европейская система идей» [132, С. 388-389].
Изучив существующую систематику текстильных материалов, основные типологические схемы и классификации текстиля, выявленные такими исследователями как Л. Е. Жоголь, Н. С. Гассанова, А. Г. Стемпаржецкий, а также В. В. Жулевой и В. В. Григурко, автор предложил свою классификацию, основанную на принципе количественного заполнения пространства интерьера: декоративные ткани, ковры и текстильные напольные покрытия, студийный авторский текстиль. Класс декоративных тканей подразделяется на драпировочные, мебельно-декоративные ткани, отделочные текстильные материалы, бельевой интерьерный текстиль. В данной классификации авторский текстиль рассмотрен отдельно, как развивающаяся сегодня самостоятельная сфера экспериментальной деятельности в области получения уникальных текстильных материалов для малотиражных и в ряде случаев единичных репрезентативных изделий.
Любые текстильные материалы и формы, применяемые в жилом интерьере, могут быть как предметом массового производства, так и уникальным произведением искусства.
Текстиль для жилого интерьера также как и фэшн-текстиль подвержен «модным» стилевым тенденциям. Ежегодные выставки декоративных тканей и текстиля для оформления жилого интерьера отражают основные направления развития дизайна и производства, определяют наиболее популярные тенденции, знакомят с технологическими новшествами. В Европе традиционно основной выставкой считается Heimtextil (Франкфурт на Майне), в экспозициях которой представлен максимальный диапазон интерьерного текстиля. Новейшие разработки декоративных тканей широко представлены на выставках интерьерного и мебельного дизайна Imm Cologne (Кельн), London design week, Building and living (Турку), Helsinki design week, Maison & Objet (Париж), Salon F Habitat (Дижон), Salon design week (Милан), Habitat Valencia Forvard. В России такими выставками являются Международная выставка домашнего текстиля и тканей для оформления интерьера Heimtextil Russia и Международный салон декоративных тканей, домашнего текстиля и интерьера Home textile salon. Текстиль широко представлен в специализированных разделах таких выставок как MosBuild и Интерьер-шоу (Москва). Основной отбор декоративных тканей, текстильных материалов и мебели для оборудования жилых интерьеров России производится на соответствующих выставках.
Декоративные ткани промышленного производства
Основным приемом в решении пространства жилого интерьера, ВЫПОЛНеННОМ В русле ЭКЛеКТИЧеСКИХ Тенденций СЛуЖИТ ПрОИЗВОЛЫЕЗЮСТЬ соединения абсолютно разных стилистических направлений, что в равной мере относится и к текстильным композициям. Поиск уникалыЕ&хХ и неповторимых художественных образов в различных культурах доста жгочно часто способствует не только «механическому», но и «осмыслентзюМУ» соединению нескольких стилей - формирование авторской концеяШДии интерьера.
Анализ особенностей формирования текстильных композиций поьсазал, что интерьерный текстиль соответствует современной тенд&:издии актуализации различных культурных стилей и направлений.
Проведенная классификация современных текстильных матері лов выявила существенное расширение спектра ручного и промьшілеівіЕїОГО текстиля и активное экспериментирование в области формообразовании ! и орнаментации средового текстиля. Представлена следующая классифи с: зДия интерьерного текстиля: студийный авторский текстиль, декоративные ГЇСЗНИ, ковры и текстильные напольные покрытия. Автор внес корректиро:&:Есу в ранее принятую классификацию декоративных тканей: МЄ6ЄШЕ»ІЕЇЬІЄ, драпировочные, ковры, объединив мебельные и драпировочные ткани в хс Дин класс, дополнив последний отделочными материалами и бельевым текспезлем, претерпевшим существенное видовое изменение, и вывел в отдельный :&сласс ковры.
Любые текстильные материалы, представленные в даг зіои классификации могут быть как предметом массового производства, тг -К и уникальным репрезентативным изделием.
Характерным признаком современного интерьерного текстиля cz r3-110 появление сложных по фактурным и структурным характеристикам изде_з іс0:и.
Особенностью интерьерного текстиля является использование современных технологий не только при получении новых по составу и структуре материалов, но и в способах нанесения на ткань рисунка, что существенно изменило тематику в орнаментике декоративных тканей. Большинство современных интерьерных материалов не имели аналогов в советской текстильной промышленности.
Специфика применения текстильных материалов в современном жилом интерьере заключается в том, что текстильные объекты используются не только утилитарно-эстетически, но и затрагивают область тактильных и сенсорных ощущений. Фактурным характеристикам текстильной поверхности уделяется особое внимание.
Авторский текстиль как произведение декоративного искусства получил также иное звучание — появление художественных объектов существующих на стыке декоративно-прикладного текстиля и текстильного дизайна.
Процессная,деятельность художника и дизайнера расширилась за счет овладения широким спектром художественных средств и технических возможностей работы с текстильной поверхностью, что привело к появлению уникальных техник при создании объектов интерьерного текстиля и создает потенциал для дальнейших экспериментов в данном виде искусства. Одним из направлений является модификации традиционных техник, получившие определенные изменения, основанные на использовании современных материалов. Это роспись текстильными красителями на акриловой основе с применением загустителей красок на основе пластичных синтетических смол и красок, создающих эффект рельефной поверхности. Поиск новых способов формирования фактуры в текстиле привел к новому витку развития техники текстильного коллажа. Распространение получили авторские комбинации различных техник, используемых при создании произведений декоративно-прикладного текстиля — это соединение росписи по ткани с вышивкой, аппликацией, печатью, как компьютерной, так и ручной, соединение ткачества и печати, ткачества и аппликации. Получила распространение и техника пэтчворк, которая приобрела иное звучание с использованием новых материалов и технических возможностей современных швейных машин. Творческие инновации проникли и в сферу формообразования авторского текстиля. Однако, несмотря на обширную экспериментальную базу при создании произведений декоративно-прикладного искусства, российские художники, дизайнеры и декораторы недостаточно уделяют внимание творческому процессу формообразования объектов интерьерного текстиля, что может явиться перспективным направлением для дальнейших практических разработок в области прикладного искусства.
Анализ интерьерных текстильных композиций и произведений прикладного текстиля показал, что текстиль, несмотря на процесс всеобщей глобализации, не лишается характерных региональных и национальных признаков.