Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русское сцепное кружево конца XVIII - начала XX вв. Бертяева, Наталья Николаевна

Русское сцепное кружево конца XVIII - начала XX вв.
<
Русское сцепное кружево конца XVIII - начала XX вв. Русское сцепное кружево конца XVIII - начала XX вв. Русское сцепное кружево конца XVIII - начала XX вв. Русское сцепное кружево конца XVIII - начала XX вв. Русское сцепное кружево конца XVIII - начала XX вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бертяева, Наталья Николаевна. Русское сцепное кружево конца XVIII - начала XX вв. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Бертяева Наталья Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова].- Москва, 2010.- 276 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/46

Введение к работе

Актуальность исследования

Русское кружево по праву считается уникальным видом русского декоративного искусства. Как явление, оно формировалось под влиянием европейских техник и первоначально на основе зарубежных образцов, но со временем выработало свои технические приемы, свой орнаментальный язык, опираясь на традиционные мотивы вышивки, ткачества, деревянной резьбы.

В процессе своего развития кружево, отражающее специфику искусства той или иной местности, где оно исполнялось, не могло не меняться под влиянием моды. Как любой вид декоративно-прикладного искусства, кружево выражало черты эпохи и стиля, сохраняя при этом традиционную основу народного промысла. В период с конца XVIII до середины XIX века происходило становление и развитие русского нитяного кружева, его местных особенностей; формировались основные композиционные и орнаментальные приемы. Изделия разных художественных центров отличались своеобразием техник кружевоплетения, колористическими и орнаментальными предпочтениями. Утвердившись в России, кружевоплетение сравнительно быстро получило промысловый характер. Во 2-й половине XIX столетия практически во всех существующих центрах кружево производилось на продажу.

В XX веке снова возникает интерес к ручному труду - отмечаются попытки возвращения к шитому и плетеному кружеву. Об этом говорят многочисленные книги и пособия по рукоделию с кратким обзором кружевоплетения в Европе, которые издавались с начала XX столетия. Русское кружево, сохранившее традиции ручного плетения и самобытность орнаментального решения, вызывает большой интерес у зарубежных специалистов. В некоторых музеях Европы хранятся образцы русской работы.

Техника плетения имеет в кружевоплетении огромное значение - именно она является определяющей в построении композиции, ритма, пропорций кружева. Формообразование в орнаменте кружева происходит за счет переплетения нитей. Это придает кружевным изделиям богатство фактуры и текстуры, позволяя чередовать плотность и ажурность в отдельных деталях. В русском кружевоплетении развивались три основных техники - численная, многопарная и сцепная.

По принципам формообразования орнамент сцепного кружева значительно отличается от узоров численного и многопарного. Каждый из приемов плетения включает свой круг мотивов и характерные очертания элементов. Своеобразие сцепной техники плетения позволяет применять и геометрический, и изобразительный - растительный, зооморфный, антропоморфный, - орнамент. Сцепная техника дает возможность создания штучных вещей - как небольших, так и значительных по размеру. Хотя в XIX веке имели место шарфы, косынки, шали и платья, выполненные многопарно, предпочтение отдавалось все же сцепному кружеву в силу его меньшей трудоемкости. Кроме того, этот способ

плетения нитей дает больше орнаментальных и композиционных вариантов растительного и изобразительного орнамента, и, вероятно, этим объясняется его популярность в XX веке. Наиболее быстрое в исполнении по сравнению с многопарным, но обладающее выраженными декоративными качествами, сцепное кружево нашло свое применение в современном мире.

Учитывая важность технических приемов в создании кружева, становится актуальным рассмотрение своеобразия сцепной техники плетения, сочетающей в себе богатые орнаментальные возможности.

Вместе с тем, в научных публикациях русское кружево рассматривается как общее явление декоративно - прикладного искусства и особенностям техники плетения, как правило, не придается должного значения. В основном, авторами затрагивается проблема возникновения и развития промысла, выделяется ассортимент изделий, но стилистическим и художественным особенностям кружева отводится незначительное место.

Наиболее изученным до сих пор остается кружево XX века. Об истории возникновения и художественных особенностях сцепного кружева XVIII-XIX вв., как правило, дается информация лишь в историческом контексте раздела о местных центрах.

Посвящая свое исследование кружеву определенного центра, авторы, как правило, рассматривают образцы вне связи с аналогичными изделиями других губерний. Нередко это приводит к субъективным оценкам местных особенностей кружева. Вместе с тем, сравнение образцов разных центров исполнения представляется важной частью исследования русского кружева.

Внимание музейных специалистов сосредоточено на кружеве собственных коллекций; предпринимаются лишь единичные попытки их сопоставления предметов с аналогами из других центров. Нередко это приводит к субъективным оценкам местных особенностей кружева. Вместе с тем, сравнение образцов разных центров исполнения представляется важной частью исследования русского кружева.

Большая часть исследований по данной теме рассматривает кружево самых известных центров - Вологды, Ельца, Кукарки,- в то время как образцы Тверской, Рязанской, Новгородской, Тульской губерний изучены недостаточно. Широко отражены этапы развития кружевоплетения в XX веке, но период, охватывающий конец XVIII - начало XX вв., когда происходит формирование орнаментальных особенностей и фактурных приемов сцепного кружева в локальных центрах, требует более подробного изучения. Обычно кружевоплетение рассматривается с позиции промысла, но не менее актуальным является его искусствоведческое исследование.

В процессе формирования кружева как нового явления тесно переплелись орнаментальные традиции русского декоративно-прикладного искусства и заимствованный, европейский способ его исполнения. Не менее важным представляется вопрос связи русского кружева и его западноевропейских аналогов, истоков формирования орнаментальных и технико-технологических особенностей. Поэтому актуальность исследования заключается в том, чтобы

показать единую картину становления и формирования русского кружева в период его самобытного развития с конца XVIII и до начала XX века.

Предмет исследования

Предметом исследования явилось изучение предпосылок возникновения и истории развития сцепного кружева в России, его орнаментальных, фактурных, колористических и технических особенностей в период с конца XVIII до начала XX вв.

Объект исследования

Объектом исследования выступили образцы сцепного кружева из собраний музеев России, а также фотоматериалы из отечественных и зарубежных изданий и каталогов XIX - начала XX вв. В исследование вошли экспонаты из музея Виктории и Альберта и частных коллекций, опубликованные за границей.

Цель диссертации - искусствоведческое исследование русского сцепного кружева конца XVIII - начала XX вв., выявление его художественных и технических особенностей. Впервые этот вид декоративно-прикладного искусства рассматривается не только как промысловое занятие, но как самостоятельное художественное явление с присущими ему особенностями развития.

В связи с указанной целью исследования, были поставлены следующие задачи:

установить источники формирования русского сцепного кружева на этапе становления;

выявить основные орнаментальные мотивы русского сцепного кружева в его тесной связи с европейскими аналогами, а также с традиционными узорами вышивки и тканей;

- систематизировать материал и провести анализ художественных
особенностей кружева различных центров;

рассмотреть этапы развития сцепного кружева на протяжении конца XVIII -начала XX вв.

проследить изменения, происходящие в кружевоплетении с утверждением промысла и возникновением профессиональных школ;

Методика исследования

В основе исследования лежит комплексный подход, сочетающий различные методы. Историко-культурологический позволил проследить основные этапы развития кружевоплетения в рамках отдельных периодов, рассмотреть характер культурного обмена между Россией и зарубежными странами в XVII - XVIII вв.

Литературно-аналитический метод явился вспомогательным при изучении и обобщении литературы по данной теме, включая архивные материалы.

Формально-стилистический метод и сравнительный анализ произведений позволили выявить и сопоставить орнаментальные, колористические и композиционные особенности, сложившиеся в кружеве каждого центра.

Технико-технологический метод в контексте темы исследования представлялся не менее важным. Он применялся при натурных обследованиях и атрибуции изделий.

Иконографический и иконологический методы явились вспомогательными при уточнении типологических приемов стилизации орнаментальных мотивов и их символической роли в узоре.

Источниковедческая база исследования: фондовые и экспозиционные предметы коллекций кружева Государственного Русского музея (ок. 650 ед.хр.), Государственного Эрмитажа (ок. 90 ед.хр.), Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ок. 130 ед.хр.), Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ок.100 ед.хр. и альбомы образцов), Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (ок. 30 ед.хр. и альбомы образцов), Балахнинского музейного историко-художественного комплекса (ок. 60 ед.хр.), Елецкого краеведческого музея (ок. 50 ед.хр.), музея МГХПА им. С.Г. Строганова (ок. 50 ед.хр.); литературные источники (периодика конца XIX - начала XX вв.), отечественные и зарубежные каталоги выставок XIX - начала XX вв.

Границы исследования

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XVIII до начала XX века, поскольку именно в это время происходит формирование традиций русского кружева, которые послужили фундаментом для его дальнейшего развития в XX столетии.

Географические границы определены расположением центров, где получило распространение сцепное кружево. В процессе исследования материал был классифицирован в соответствии с исполнением его в северных, центральных или южных губерниях России.

Степень изученности проблемы

В России литература по истории кружевоплетения ограничена. В основном, сведения о кружеве содержатся в отдельных публикациях - статьях и альбомах, каталогах выставок. Книг, посвященных этому виду декоративного искусства, крайне немного. Если за рубежом различные аспекты истории и художественных особенностей кружева рассмотрены достаточно подробно, то в России эта тема пока не нашла всестороннего изучения.

Первым и наиболее ценным источником XIX века являются публикации известного исследователя кружевоплетения в России С.А. Давыдовой. Ею был опубликован ряд статей-отчетов и докладов на Всероссийских съездах кустарной промышленности, которые позже вошли в раздел «Кустарная промышленность в России» (Очерки кружевной промышленности в России. - В кн.: Кустарная промышленность России. Женские промыслы. СПб., 1913). Фундаментальным стал труд Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы», изданный в 1892 году. Автором приводится много важных фактических данных об истории кружевоплетения, но главной задачей являлись статистические данные о

положении промысла в сложившихся центрах: стилистические и орнаментальные характеристики не входят в рамки исследования.

Статьи о кружеве тех лет характеризуют промысел именно с фактической или экономической точки зрения, часто обходя вниманием художественные особенности и классификацию узоров кружева (Ю.П. Ванифатьева, «Кружевной промысел в городе Белозерске Новгородской губернии» (СПБ, 1881); И.Ягодинский, «Кружевной промысел г. Балахны» (1883).

В советское время вышли ряд работ, рассматривающих кружево по отдельным центрам производства. Подавляющее большинство литературы посвящено вологодскому кружеву - «Вологодские кружева» М.В. Рехачева (1955), «Вологодское кружево» И.П. Работновой (1962), очерк «Художественное развитие вологодского кружева» В.А. Фалеевой (1968) и другие. Ряд статей рассматривает киришское (Л.А. Динцес, М.А. Сорокиной, Л.И. Вороновой), елецкое кружево (А.И. Коломиец («Елецкое кружево» (1962). Но в целом, внимание авторов сосредоточено на сцепном кружеве самых известных центров производства в XX веке.

В контексте общих проблем развития декоративного искусства кружево рассматривается в ряде статей, опубликованных в журналах и сборниках (И.П.Работновой, С.М.Темерина, А.Червякова, О.С.Поповой, М.А.Сорокиной, М.Вороно, Н.Т.Климовой). Упоминаются, в основном, крупные центры кружевоплетения, где производство изделий сохранилось и продолжает развиваться в советское время - Вологда, Михайлов, Елец, Киров.

Истории развития кружевоплетения посвящен искусствоведческий очерк И.П. Работновой «Русское народное кружево» (1956). Автором приводятся сведения о промыслах, рассматриваются узоры изделий главных центров, но основное внимание уделяется кружеву XX века.

Первую попытку дать полное представление о возникновении и развитии кружевоплетения в России, более подробно охарактеризовать местные особенности кружева разных техник и изменения, происходящие с течением времени в характере орнамента, делает В.А.Фалеева в своем фундаментальном исследовании, опубликованном в книге «Русское плетеное кружево» (1983). Автор рассматривает уникальный вид декоративного искусства на протяжении четырех веков. Вместе с тем, вопрос о влиянии европейских центров на русское кружевоплетение рассмотрен достаточно поверхностно - очевидно, это не входило в задачи исследования.

Орнаменту русского кружева посвящена книга Н.Т. Климовой «Народный орнамент в композиции художественных изделий. Коклюшечное цветное кружево» (1993). Автором предпринята попытка определить главные композиционные и орнаментальные приемы в кружеве разных способов плетения. Тем не менее, орнаментальные мотивы, рассмотренные в контексте техник плетения, не систематизированы по отдельным центрам, а потому не дают представления о местных типах узоров в отдельных центрах.

Первой попыткой изучения и художественного осмысления кружева Западной Европы отечественными исследователями в XX веке является

небольшое издание «Западноевропейское кружево в собрании Государственного Эрмитажа» Н.Ю. Бирюковой.

Важным источником информации о состоянии профессионального образования в области кружевоплетения рубежа веков явилось издание Мариинской школы кружевниц (Мариинской практической школы кружевниц краткий исторический очерк и указатель юбилейной выставки 1883-1908г. Спб, 1908г.). Следует отметить, что история профессионального образования в области кружевоплетения вызывает все больший интерес у современных специалистов. Этой теме посвящены публикации М.А. Сорокиной, Н.А.Абушенко и В.С.Разумбаевой, статьи кировских искусствоведов В.Д.Шапошниковой, Н.Н.Менчиковой, И.В.Порошина.

В настоящее время к изучению русского кружева обращаются преимущественно хранители его коллекции в Государственном Русском музее, Государственном музее - заповеднике «Ростовский кремль», Вологодском государственном историке—архитектурном и художественном музее-заповеднике, Балахнинском музейном историко-художественном комплексе, музее Нижегородского государственного университета. В публикациях сотрудников музеев отражена история возникновения кружевоплетения художественного центра; ставится вопрос необходимости изучения и сохранения этого уникального вида искусства.

Некоторые авторы ставят целью рассмотреть особенности промысла в целом, давая картину его развития в России или в рамках какого-либо одного центра производства. В этом случае кружево предстает объектом исторического или экономического, но не искусствоведческого исследования. Особенности же создания изделий, во многом определяющие их художественное решение, зачастую вовсе остаются за рамками исследования. Однако, учитывая то, что именно тип плетения кружева определяет принципы стилизации орнаментальных мотивов, их композиции, становится актуальным рассмотрение изделий этого вида декоративного искусства с технико-технологической позиции.

Необходимо упомянуть также зарубежные публикации о кружеве. Их изучение стало необходимым для выявления аналогов отечественного кружева и позволило наиболее точно проследить происхождение русских образцов, оценить степень влияния на местное кружево его европейских прототипов.

Фундаментальными исследованиями второй половины ХІХв. стали «История кружева» Б.Пализер (The history of lace. Bury Palliser. London, 1865), которая неоднократно переиздавалась на английском и французском языках; «Кружево» Ж.Сегона (Seguin J. La dentelle. Paris, Rotschild. 1875), «Старинное шитое и плетеное кружево» А. Коула (Ancient needlepoint and bobbin-lace. Alan Cole. London, 1875). Авторами рассматривается история развития плетеного и шитого кружева в разных странах, выделяются особенности кружевных изделий в отдельные периоды.

В зарубежной литературе данного периода подробно отражены лишь главные мировые центры производства кружева - Италия, Фландрия, Франция, освещена история кружевоплетения в Испании и Англии. Остальные страны, в частности, Россия, занимают в них довольно скромное место. Большинством авторов

отмечается, что «производство плетеного кружева в России не столь обширно и тщательно продумано, кружева просты по рисунки и далеки от изящества в исполнении».1

Некоторые исследователи, по аналогии с западноевропейским кружевом, упоминают в качестве образцов русской работы произведения традиционной вышивки («Беседы о старинном кружеве и шитье» Э.Л. Лоус (Chats on old lace and needlework. Mrs Lowes. London, 1908). В литературе нередко указывается на «национальный восточный характер» русских изделий («Романтика кружева» М.Э. Джонс (The romance of lace. Mary Eirwen Jones. Spring books. London), «Семь столетия кружева Д.Х.Поллен (Seven centuries of lace. Mrs. John Hungerford Pollen (with preface by Allan Cole)/ London, New York, 1908), «Романтика плетеного кружева» Т.Райта (The romance of the lace pillow. Thomas Wright. Olney, Bucks: H.H.Armstrong. 1919), «История ручного кружева» Ф.Н. Джексон (A history of hand-made lace. Mrs F.Nevill Jackson. London, New York, 1900). Вероятно, основанием для таких выводов является характер всего русского орнамента, под влиянием которого формировался художественный образ кружева.

Одна из глав книги «Плетеное кружево» Э. Микофф и М. Мэридж полностью посвящена русскому кружеву (Pillow lace. A practical hand-book. Elizabeth Micoff, Ph.D and Margaret S. Marriage, M.A. E.P. Dutton and Company, 1907, Part 7). В ней рассматривается история и техника исполнения кружева, приводятся сколки-схемы сцепного плетения с подробными объяснениями, как исполнять тот или иной образец. Кроме того, в главе, посвященной истории кружевоплетения в Европе, Россия упоминается как один из ведущих центров. Это одно из немногих изданий, где приводятся подробные сведения о кружеве России, а образцы находят объективную оценку.

Но в целом, в западной литературе русское кружево не нашло подробного отражения. Лишь в немногих источниках содержится информация об. узорах и общем характере образцов - в основном, исследования ограничиваются краткими сведениями о местах производства русских кружев. Часто эта информация поверхностна или не совсем точна.

Вплоть до конца XIX века сведения о русских изделиях, опубликованные в зарубежных книгах, были поверхностны и противоречивы. Очевидно, что лишь со временем оно все больше начинало интересовать зарубежных исследователей -так, в книгах, вышедших в начале ХХ-го столетия уже можно отметить большую объективность в оценке образцов русского кружева.

Научная новизна

В работе впервые выявлены истоки формирования русского сцепного кружева. Развиваясь в контексте модного костюма, русское кружевоплетение во многом ориентировалось на образцы Западной Европы, поэтому проведено исследование его европейских прототипов с определением степени их влияния на русские образцы.

Развиваясь в отдельных традиционных центрах, русское сцепное кружево выработало ряд местных художественных особенностей и технико-

К.Биби. Кружево, старинное и современное. Page 208 («Lace, ancient and modem» (New York, 1880)

технологических приемов. Эти признаки были подробно рассмотрены и систематизированы; при этом важная роль отводилась сравнительному анализу кружева разных центров России.

Техника плетения играет важную роль в формообразовании кружевных изделий: именно она определяет принципы стилизации мотивов, характер линий и согласование различных фактурных элементов на основе ажурного фона и плотного рисунка.

На основе изучения орнаментальных особенностей кружев выявлены главные мотивы узоров мерного кружева и штучных вещей, их вариативность и трансформация в разных художественных центрах в зависимости от выбора основных элементов плетения.

Как известно, атрибуция образцов сцепного кружева является сложной задачей, поэтому выделение характерных приемов кружевоплетения для каждого художественного центра в определенный исторический период является одним из аспектов научного исследования.

Исходя из систематизированного материала, в работе впервые предпринята попытка обобщения стилистических черт кружева в зависимости от принадлежности к северным, центральным или южным губерниям России. В процессе освоения сцепной техники отмечается тенденция ее распространения с севера на юг.

Практическая ценность диссертации

Материалы диссертации могут быть использованы специалистами в области декоративного и народного искусства. Результаты, полученные в ходе исследования, найдут применение в атрибуции кружев музейных собраний и частных коллекций. Основные положения диссертации могут использоваться для разработки лекционных курсов по истории декоративного искусства, костюма, тканей.

Апробация работы

Основные положения исследования были изложены в докладах на конференциях в Санкт-Петербургской Высшей школе народных искусств (институт), Московском институте традиционного прикладного искусства, Государственном республиканском центре русского фольклора, Липецком государственном техническом университете. Материалы исследования используются в читаемом курсе лекций «Введение в историю искусства» в МГХПА им.СГ.Строганова.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, приложений и альбома иллюстраций.

Похожие диссертации на Русское сцепное кружево конца XVIII - начала XX вв.