Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Готический стиль" в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв. Баранова Мария Геннадьевна

<
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баранова Мария Геннадьевна. "Готический стиль" в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв. : 17.00.04 Баранова, Мария Геннадьевна "Готический стиль" в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв. (На примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов) : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 СПб., 2005 240 с. РГБ ОД, 61:05-17/100

Содержание к диссертации

Введение

I глава. Европейская готика и неоготика как прообразы "готического стиля" в русской архитектуре 24

1.1. Историко-культурная основа, эстетические и стилистические особенности готического стиля в европейском искусстве XII — XVII вв 25

1.2. Причины возникновения и специфика неоготики в Европе 48

1.3. Готика в России. Культурно-исторические предпосылки возникновения псевдоготики как первого ретростиля в русской архитектуре XVIII столетия 60

II глава. Псевдоготика как феномен архитектуры Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии XVIII в 77

2.1. Становление культурно-художественной традиции Санкт-Петербурга в XVIII столетии и истоки петербургской псевдоготики 78

2.2. Искусство "готического стиля" в архитектуре Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии второй половины XVIII в. Заказчики, архитекторы, памятники 87

III глава. Неоготика в архитектуре Санкт-Петербурга и его пригородов XIX столетия 110

3.1. Неоготика в контексте российской культурно-исторической ситуации XIX в 111

3.2. Специфика неоготических памятников архитектуры Санкт-Петербурга и его пригородов эпохи эклектики 127

IV глава. "Готический модерн": возрождение традиций готики на рубеже ХІХ-ХХвв 164

4.1. Возникновение "нового стиля" - модерна и ретроспективистские искания в русской архитектуре конца XIX - начала XX столетий 165

4.2. "Готический модерн" в архитектуре Санкт-Петербурга и его пригородов - итог двухвековой традиции "готического стиля" в русской культуре 179

Заключение 205

Библиография 212

1. Первоисточники 212

2. Исследования 216

3. Альбомы и каталоги 232

4. Справочно-энциклопедические издания 233

5. Учебно-методическая литература 235

Архивные материалы, использованные в диссертационном исследовании 237

Сокращения 242

Приложение 243

Введение к работе

Одной из актуальных задач современного российского искусствознания и культурологии является воссоздание подлинной и научно обоснованной истории архитектуры и искусства России, освещение которой было бы лишено известной идеологической тенденциозности исследований советского периода и определенной неполноты и методологической устарелости дореволюционного изучения отечественной культуры.

На рубеже XX - XXI вв. не угасает интерес архитекторов к стилистическому наследию прошлого. В застройке Санкт-Петербурга и других новых и старых городов периода постмодернизама вновь появляются черты знаменитых исторических стилей: классицизма, модерна, готического, "шинуазри" и др. В связи с расширением строительства и применением форм стилей прошлого вопросы неостилистики и проблема явления "готического стиля", или "готики" в архитектуре Санкт-Петербурга становятся важными для современного изучения русского искусства.

Усиление в последнее десятилетие контактов России с Западной Европой актуализирует подробное изучение особенностей культурного взаимодействия, истории и специфики использования элементов стилистических направлений в архитектуре и искусстве, где важно не только исследовать объект, но и уделить внимание теоретической проблематике. Понятие и явление стиля представляет одну из главнейших категорий духовной культуры в целом и художественной культуры, искусствознания, в частности. Стиль — основанный на определенных законах способ, образ жизни и действий, творческий акт личности, проявляю щийся в особенных, неповторимых, символических формах в различных видах искусства - возникает и функционирует в каждый период истории искусства. В связи с изучением художественных стилей, преимущественно архитектурных, становится важной и проблема ретростиля1, как феномена европейского и русского искусства XVIII — XXI вв., как явления, основой или прототипом которого стал подлинный исторический стиль.

Подробное изучение малоизвестных сторон искусства города святого Петра, "готики" в его зодчестве, мотивируется и недавно прошедшим 300-летним юбилеем как своеобразным подведением некоторых итогов исторического трехвекового пути северной столицы.

Санкт-Петербург, согласно традиционному мнению, имеет преимущественно барочно-классицистический облик, но не исчерпывается формами этих стилей. Среди множества стилистических линий его городской архитектуры существует такая, которая необычайно гармонично вписалась в художественный образ застройки и, особенно, в дворцово-парковые ансамбли пригородов Петербурга и усадеб Санкт-Петербургской губернии - это линия "готической" архитектуры. "Готика" в зодчестве Санкт-Петербурга и его пригородов — пример эволюции стилистического направления, существовавшего в императорской России. Занимаясь исследованием темы, нами было обнаружено, проанализировано и систематизировано более ста различных сооружений, имеющих в своем облике черты "готического стиля" и находящихся в пространстве северной столицы и Санкт-Петербургской губернии.

Актуальность обращения в диссертационной работе к проблеме "готического стиля" Санкт-Петербурга и России в целом обусловлена его явно недостаточной изученностью. Ранее "русская готика" не рассматривалась спе циально как феномен архитектуры на протяжении всего периода ее развития в России, ей не уделялось должного внимания как особенному явлению в постройках северной столицы и ее пригородов, существенно отличающемуся от феномена с аналогичным названием в Москве и российской провинции. Подробное исследование данной проблематики необходимо для создания в искусствознании целостной картины развития русского зодчества, поскольку в работах отечественных ученых внимание, прежде всего, уделялось официальным стилистическим направлениям того или иного периода, а "готический стиль" считался либо ветвью господствующего стиля или его оппозицией, как, например, в эпоху классицизма, либо одним из множества стилистических направлений, как в период эклектики. Только в последнем десятилетии XX в. наметился интерес ученых к так называемым "неофициальным" стилистическим направлениям, существовавшим некогда не под эгидой классицизма и барокко, а в рамках сентиментализма и романтизма.

В связи с малой изученностью явления "готики" в петербургской архитектуре не существует и общепринятой терминологии. В настоящем исследовании "готические" тенденции в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX столетий, определяемые в трудах отечественных ученых, как "ложная готика", "псевдоготика", "неоготика", будут объединены одним понятием — "готический стиль". Это необходимо прежде всего потому, что единое явление, как правило, обозначается единым термином, а понятие "неоготика", применялось до сих пор различными исследователями и для определения всей "русской готики", и для характеристики одного периода, что в данном случае не целесообразно, так как постройки в "готическом духе" второй половины XVIII в., синтезирующие классицистические и готические традиции, еще не имеют качественного уровня "нового стиля". Кроме того, нелогично одним термином называть и весь исторический период развития, и его часть. Кавычки в предлагаемом определении применяются в связи с тем, что подлинной готики, возникшей в эпоху Средневековья в католической Европе, на Руси быть не могло, а эле менты готического стиля смогли распространиться в искусстве только после усиления при Петре I контактов с европейскими государствами.

Актуальность современного изучения данного феномена непосредственно связана на рубеже XX - XXI вв. и с возрождающимся осознанием России как части христианского мира и, соответственно, государством, относящемся не только к Восточной, но и к Западной Европе, что было основой функционирования русской культуры вплоть до 1917 г. Россия входила тогда в целостную систему художественной культуры западной части евразийского континента, в основе ее лежало византийское православие, а культурный подъем, приведший к расцвету России в XIX столетии начался при тесном политическом, экономическом и культурном взаимодействии в XVII — XVIII вв. с католическими и протестантскими странами Европы. Одним из олицетворений этого культурного подъема стало создание новой столицы российского государства - Санкт-Петербурга, в основу возведения которого легли принципы нового мировоззрения в области архитектуры и градостроительства, основанные на контактах с европейским искусством.

"Готический стиль" наряду с остальными историческими стилями широко применялся и применяется при проектировании и строительстве зданий: он органично слился с классицизмом во второй половине XVIII в., стал равноправным стилистическим направлением в эпоху эклектики и течением в модерне, даже с советской архитектурой он нашел общие основания: некоторые архитектурные постройки середины XX столетия называют "сталинской готикой". Лишь небольшие временные отрезки между своеобразными этапами "русская готика" переживала в своем развитии затишье.

"Готические" формы особенно широко распространялись в так называемые "сложные", переходные художественные эпохи, такие как "противостояние классицизма и сентиментализма", "борьба классицизма и эклектики", "поиск "нового стиля" в противовес эклектике" - периоды преобразований и достижений. Культура готического времени Средневековья как квинтэссенция всего европейского средневекового культурного процесса, вобравшая в себя весь преды дущий христианский опыт, выступала переломной вехой в истории человечества, являясь, с одной стороны, концентрацией культурных особенностей, накопившихся за тысячелетнюю историю Средних веков, с другой - предтечей новой, во многом отрицающей опыт Средневековья, эпохи Возрождения. Поэтому она стала столь интересной для потомков, особенно в сложные моменты в истории культуры и искусства. Так обращение к Средним векам стало характерным для культуры романтизма, возникшего и развивавшегося в годы Французских революций и наполеоновских войн. В связи с этим и "готический стиль" в русской архитектуре развивался в различные периоды своего существования не как "правило", а как "исключение": в одном случае, он - оппозиция официальному классицистическому стилю, в другом - конкурирующая стилистика в эпоху эклектики, в третьем - направление нового, противоположного всем иным стилям, стиля модерн.

Недостаточную изученность "готики" в русской архитектуре подчеркивает и С.В.Хачатуров, подразделяя историю ее исследования на три периода. Первый этап - рубеж XIX - XX вв. связан с именами Г.И.Котова и И.Е.Бондаренко, рассматривавших, преимущественно, архитектуру XVIII столетия. Второй -1920 -1930-е гг. - представлен трудами Н.А.Кожина и В.В.Згуры, в которых основное внимание уделено псевдоготике Москвы и российской провинции также XVIII в. Третий - вторая половина XX столетия, время выхода в свет исследований Е.А.Борисовой, Ю.Я.Герчука, Н.А.Евсиной, Б.М.Кирикова, В.В.Кириллова, Е.И.Кириченко, В.Г.Лисовского, А.Л.Пунина, И.Г.Токаревой, Д.О.Швидков-ского и др. [309; с. 5-16]. Эти авторы исследовали явление "готического стиля", не ограничиваясь XVIII в., но концентрируя внимание только на одном из периодов развития русского "готического стиля". Монография "«Готический вкус» в русской художественной культуре XVIII века" С.В.Хачатурова, опубликованная в 1999 г., тоже посвящена только первому периоду ретростиля и рассматривает "готические" тенденции XVIII столетия с эстетико-культуроло-гической точки зрения, а не искусствоведческой, и, преимущественно, на примере памятников Москвы и Подмосковья.

Среди работ перечисленных авторов отметим несколько статей, специально посвященных рассмотрению "готики" как оригинального явления русского искусства: "Новые памятники псевдоготики" В.В.Згуры (1927), "К генезису ложной русской готики" Н.А.Кожина (1934), "Феномен готики в русской архитектуре XVIII - начала XX вв. (пространственно-пластический аспект)" В.В.Кириллова (1988), "Готические реминисценции в творческих поисках русских архитекторов периода эклектики и модерна" И.Г.Токаревой (1988), "Проблемы русской псевдоготики XVIII - начала XIX вв." Ю.Я.Герчука (1994); брошюры Н.А.Кожина "Памятник русской псевдоготики XVIII века села Знаменки Тамбовской губернии" и "... Основы русской псевдоготики", изданные в 1924 и 1927 гг. [157, 199, 185, 294, 275, 202, 200]. Теме "русской готики" посвящены также отдельные главы в монографиях, рассматривающих развитие русской архитектуры XVIII - начала XX века в целом [110-114, 154, 186-194, 216-218, 259-261].

Обзор отдельных "готических" памятников содержится и в исследованиях, посвященных жизни и творчеству зодчих, работавших в этом стиле: "Архитектор Брюллов" Г.А.Оль (1955), "Иван Старое: материалы к изучению творчества" Н.Белехова, А.Петрова (1955), "Михаил Быковский" Е.И.Кириченко (1988), "Юрий Фельтен" М.Ф.Коршуновой (1988), "Николай Бенуа" М.И.Бартеневой (1994), "Иван Старов" Д.И.Кючарианц (1997); статье "Адам Менелас" А.К.Андреева (1977); сборниках статей "Архитектор Юрий Фельтен. К 250-летию со дня рождения" (1982), "Матвей Федорович Казаков и архитектура классицизма" (1991) и др. [238, 106, 188, 206, 101, 214, 87, 90, 225]. Краткое описание или упоминания отдельных архитектурных памятников присутствует в ряде альбомов, посвященных зодчеству Санкт-Петербурга и Москвы и сооружениям, находящимся в пригородах столиц, брошюр, рассматривающих конкретные "готические" постройки, например, "Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове", "Коттедж", "Чесменский дворец", выпущенные в 90-х гг. прошлого столетия [319, 381, 103]. Информацию о дате постройки и авторе некоторых памятников "русской готики" можно найти в справочниках по светскому и культовому зодчеству Санкт-Петербурга, например: "Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX вв." (1996), "Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в 3-х т." (1996), "Историческая застройка Санкт-Петербурга" (2001) и др. [181, 385, 400]. Тем не менее, остаются неизвестные, неисследованные, не рассматривающиеся в целостном историческом процессе произведения. Таким образом, в отечественном искусствознании отсутствует исследовательская работа, в которой анализировалась бы эволюция "готического стиля" в России, и тем более - в петербургской архитектуре.

Проблема средневекового готического стиля и неоготики активно изучалась зарубежным искусствознанием. Неоготике посвящены труды европейских учё- ных: С.Баура, Г.Германна, М.Гессе, А.Кампхаузена, К.Кларка, Д.Макоули, И.Хазлага, В.Хальбрука, Х.Хиппа и др. [339, 350, 356, 359, 346, 360, 354, 352, 357], но они направлены на изучение европейской неоготики и не затрагивают тему русского "готического стиля". Краткое упоминание о русской неоготике имеется в книге У.Брумфильда "A histori of Russian architecture", изданной в Кэмбридже в 1993 г. Говоря о русском "Gothic Revival", автор рассматривает самые характерные памятники "готики", находящиеся в Санкт-Петербурге и его пригородах [343; с. 394-395]. О "готических" произведениях Ю.Фельтена в России идет речь на страницах исследования "Deutsche Baumeister in Russland. 18 Jahrhundert" Х.Хайдебрехта, подробно описывающего постройки архитектора в Царском Селе и ансамбли на близлежащей к Петербургу в XVIII столетии территории - Чесменский и Каменноостровский [355; с. 82-88].

Исследования средневековой европейской готики зарубежными учеными посвящены, главным образом, специфике конструкции и скульптурного декора центра готического мира — собора. Они изучали трудный и продолжительный процесс возведения храмов и их образное построение2, готическую скульптуру, расположенную на фасадах храмов, и ее фантастические персонажи3. Более того, европейские исследователи, в отличие от российских, уделили много внимания и гражданскому зодчеству Средневековья: рыцарским замкам и городской застройке [337, 336]. С точки зрения разностороннего и глубокого изучения проблемы средневекового европейского готического стиля во всех видах искусства важной является переводная книга зарубежных авторов Б.Борнгессер, У.Гезе, Э.Клуккерт, Б.Курманн, П.Курманна, Э.Маклина, Р.Томана, П. де ла Рьестра, У.Энгель, К.Фрайганг и др. "Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись" [143], раскрывающая разнообразные грани архитектуры, скульптуры, живописи, ювелирного дела и других видов искусств готической эпохи.

В связи с исследованием "новой готики" представляются интересными иллюстрации в книге Р.Анхайссера "Средневековый жилой дом в немецкоязычных странах": гравюры с изображениями городских построек Средневековья, многие из которых имеют ярко выраженные черты готического стиля, заимствованные затем архитекторами нового "готического стиля" в их романтических сооружениях дворянских усадеб и домах эпохи модерна. Необходимо подчеркнуть, что работы европейских ученых в целом посвящены только готике и неоготике Европы, в редких случаях уделяя внимание "готическому стилю" России.

В отечественном искусствознании в настоящее время отсутствует общий фундаментальный труд по истории средневекового готического зодчества в целом, а также работы, имеющие целью сравнение национальных вариантов готики. Не существует и исследования, анализирующего европейскую неоготику в целом. Большинство российских исследований изучают французский вариант стиля, тогда как прообразом "русской готики" являлось также и архитектурное наследие Англии, Италии и Германии. Эти труды посвящены, в основном, эпохе Средних веков в целом, или помещены в учебных пособиях, рассматривающих историю мировой архитектуры, готика как прообраз нового "готического стиля" определяют французскую готику, как явление, положившее начало стилю, распространившемуся затем по всей Европе [223, 231, 331].

Поэтому, прежде чем анализировать "готический стиль" в русской архитектуре, необходимо охарактеризовать исторические этапы развития и особенности готического стиля и неоготики Европы, выявить историко-культурную основу, эволюцию, эстетические и стилистические особенности средневековой готики в архитектуре, что позволит дать более точное определение специфики "готического стиля" в русском зодчестве, проследить его прообразы и национальное своеобразие.

Подводя итоги, отметим, что в настоящее время исследования готики и неоготики не создают целостной картины развития "русской готики", история которой имеет несколько периодов, отличающихся не только внешними признаками произведений, или степенью заимствования архитектурных элементов, но и известным соответствием основным эстетическим и стилистическим характеристикам памятников стиля-прототипа. В отечественном искусствознании отсутствует и специальный труд, посвященный проблеме "готического стиля" Санкт-Петербурга и его пригородов, который бы рассматривал данное явление на протяжении его двухвекового развития, раскрывал бы в исторической эволюции стилистические особенности памятников, систематизировал их и представил целостную картину эволюции феномена петербургской "готики".

Источниковедческую базу диссертационной работы составили материалы, находящиеся в государственных архивах (РГИА, ЦГИА СПб), библиотеках и музеях (ОР РНБ, НИМ PAX, ГЭ), труды русских и европейских философов и культурологов, фундаментальные исследования по истории русской и европейской культур, истории искусства и архитектуры, а также произведения художественной литературы, тематически связанные с готикой. Анализируя специфику и эволюцию "готического стиля" в русской архитектуре, мы использовали архивные документы, хранящие сведения о памятниках, архитекторах и владельцах рассматриваемых сооружений, и фундаментальные работы по истории русской архитектуры современных ученых. Существенную помощь при атрибуции построек "русской готики" и рассмотрении отношения к ним современников оказали дореволюционные периодические издания, посвященные архитектуре и искусству: "Зодчий", "Листок архитектурного журнала «Зодчий»", "Неделя строителя", "Архитектурные мотивы", "Архитектурный музей Императорской Академии художеств", "Столица и усадьба", "Старые годы", "Воскресный досуг" и др., содержащие около пятидесяти гравюр, созданных с проектов "готических" сооружений, и их описаний.

Материалом для исследования стали "готические" постройки и оформленные в "готическом стиле" интерьеры в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв., а также памятники готического Средневековья и неоготики в европейском искусстве. Особое внимание мы уделили "готическим" сооружениям Санкт-Петербурга и его пригородов указанного периода, и, прежде всего, тем произведениям архитектуры, сведения о которых в литературе, посвященной данному феномену, ранее не публиковались. В диссертационной работе мы стремились рассмотреть все наиболее существенное в эволюции и специфике "готического стиля" в петербургской архитектуре, но, будучи ограниченными в объеме диссертационного исследования, не ставили задачу подробно проанализировать внутреннее убранство памятников "готики".

Объектом исследования диссертационной работы является архитектура Санкт-Петербурга и его пригородов второй половины XVIII - начала XX вв.

Предметом исследования - специфика и эволюция "готического стиля" в архитектуре Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии второй половины XVIII - начала XX вв.

Целью исследования является рассмотрение эволюции "готического стиля" в русской архитектуре, анализ его специфики и смысла в контексте художественной культуры России второй половины XVIII - начала XX вв. на примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов.

Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть европейскую готику и неоготику как прообразы "готического стиля" в русской архитектуре; определить основные эстетические и стилистические особенности, эволюцию готического стиля Средневековья, а также предпосылки возникновения и характерные особенности неоготики в архитектуре Европы;

2) выявить причины возникновения "готического стиля" в русском искусстве XVIII в. и раскрыть специфику его основных направлений - "стиля Москвы", "стиля Петербурга" и российской провинции;

3) проследить периоды исторической эволюции традиции "готики" в русской архитектуре;

4) проанализировать псевдоготику - первый период "готического стиля" в России как феномен архитектуры Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии второй половины XVIII столетия, в связи с чем раскрыть культурно-исторические предпосылки возникновения петербургской псевдоготики и ее особенности;

5) определить значение готических реминисценций и своеобразие неоготики 1810 - 1880-х гг. - второго этапа "готического стиля", основные направления его воплощения в петербургской архитектуре эпохи расцвета романтизма и историзма;

6) раскрыть причины возникновения готической традиции в эпоху модерна на рубеже XIX - XX вв. и рассмотреть характерные черты построек "готического модерна" в Санкт-Петербурге и его пригородах;

7) определить характеристику "готического стиля" в русской архитектуре.

Новизна настоящей диссертационной работы заключается в системно-историческом анализе "готического стиля" в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв. на примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов. В данном исследовании впервые сделана попытка собрать воедино сведения о большинстве памятников "петербургской готики", которая, как феномен, была ранее отмечена, но не стала предметом специального изучения.

Целый ряд архитектурных памятников "готического стиля" Санкт-Петербурга и его пригородов, сохранившихся до сегодняшнего дня, не привлекался ранее для анализа. В архивах Петербурга нами были обнаружены проекты некоторых построек, сейчас уже не существующих. Особенности малоизвестных или вовсе неизученных архитектурных сооружений "русской готики" рассмотрены в настоящем диссертационном исследовании.

Новизна предлагаемой работы определяется и методологическими принципами исследования феномена, проявляющимися в комплексном анализе, который объединяет системный искусствоведческий, эстетический, культурологический, историко-типологический, а также краеведческий методы анализа, поскольку раскрыть в полной мере проблематику исторической эволюции "готического стиля" в России возможно лишь с привлечением методологии комплексного анализа. Системный искусствоведческий анализ связан, прежде всего, с рассмотрением конкретных памятников "готической" архитектуры, их проектов и возможных прототипов, типологии распространения "готических" форм, высказанных по их поводу мнений современников и потомков и включает формально-стилистический и иконографический методы. Историко-типологический метод помогает раскрыть сущность объекта, когда в каждом единичном случае присутствуют черты общего, а в многообразии есть типическое. Он играет немаловажную роль при разделении исторического процесса на качественно отличные этапы, периоды, что является одной из главных задач настоящей диссертации.

"Готический стиль" в России, так же как и "новая готика" Европы имеет в своем развитии несколько периодов, постройки которых отличаются конструктивными, декоративными и композиционными особенностями.

Прежде чем обратиться к периодизации "русской готики" необходимо подчеркнуть, что этапы развития "готического стиля" в России связаны с европейской неоготикой. Наиболее ярко неоготические тенденции проявились в искусстве Англии XVIII - начала XX вв., где прошли в своем развитии, в отличие от русского, два крупных этапа, первый из которых, называемый "Nachgotik" ("послеготический", или "следующий за готикой"), датировавшийся второй половиной XVI — XVII столетий, в России не существовал и представлял собой только английское обращение к готической стилистике как национальному прошлому. Второй, определенный европейскими учеными, как "Neogotik" -"новая готика" - следующий за "Nachgotik" этап в европейском искусстве, длящийся со второй половины XVIII до начала XX в. во всей Европе и в России (в Англии, как исключение — с начала XVIII в.) [154, с. 121-125].

Новый "готический стиль" в Англии подразделяется в своем развитии на три периода. Первый период - возникновение и формирование феномена — XVII - XVIII столетия, связанный с сентиментализмом и романтизмом и проявившийся в псевдоготических постройках, величественных "готических декорациях". Начало второму периоду истории "новой готики" в Англии положили работы Дж.Нэша, который в 1800-х гг. сделал первый шаг к эклектике XIX столетия. Этот период эволюции ретростиля получил название Ранней Викторианской готики, что стало предзнаменованием тенденции к более сознательному изучению форм стиля-прототипа. Третий период развития стиля в Великобритании называют Высокой Викторианской готикой. С 50-х гг. XIX в. начинают строить здания с обильной полихромией фасадов и интерьеров, что отразилось в английском церковном зодчестве и было связано со стилистическим направлением "готического стиля".

В других европейских странах "новая готика" не имела такого культурного статуса, там ее вытеснял классицизм. "Готические" тенденции в архитектуре Европы XVII - XVIII вв. подробнее будут рассмотрены во втором параграфе первой главы.

Новизна диссертационной работы связана и с попыткой уточнения периодизации "готики" в русской архитектуре. Периодизация "готического стиля" России представляет проблему, которой уделено в современном искусствознании явно недостаточно внимания, попытки ее решения неоднозначны и противоречивы. В настоящей диссертации мы попытались проследить эволюцию "готических" тенденций в России, предложив уточнения к существующей системе периодизации "русской готики".

"Готический стиль" в России имеет в своем развитии несколько периодов. Хронологически и типологически "русская готика" подразделяется учеными на постройки второй половины XVIII - начала XIX столетий, сооружения 1820-30

- 1890-х гг. и здания рубежа XIX — XX вв., усматривающих логику в разных интерпретациях стилистических форм, другой степени изучения архитекторами стиля-прототипа и степени подражания конструктивным и декоративным особенностям, но называют эти периоды развития стилистического направления по- разному. Например, Н.А.Кожин, Е.А.Борисова определяют первый период "ложной готикой" [199, 200, 202, ПО, 112, 113], а многие другие исследователи (Н.А.Евсина, В.В.Кириллов и др.) - "псевдоготикой" [154, 185]. Термин "неоготика" чаще всего употребляется применительно к постройкам XIX - начала XX столетий, но может характеризовать и весь период развития неостиля.

Наиболее развернутое определение трем эпохам "готического стиля" представлено в монографии "Русская архитектура в эпоху романтизма" Е.А.Борисовой. Она предложила называть "русскую готику" XVIII в. "ложной готикой" или просто "готикой", "поскольку здесь еще не было проникновения ни в сложный семантический смысл готического искусства, ни в особенности ее декоративных форм и пространственных решений"; сооружения XIX в. — по аналогии с псевдорусским стилем - "псевдоготикой"; постройки рубежа XIX - XX столетий - "неоготикой" по сравнению с неорусским стилем или неоклассицизмом [ПО; с. 43]. Но как тогда быть с "необарокко" или "неоренессансом" середины XIX в., с постройками А.И.Штакеншнейдера, А.П.Брюллова? Тогда их тоже необходимо отнести к "псевдобарокко" или "псевдоренессансу". Тем не менее, в искусствоведческой литературе они обозначены как "необарокко" и "неоренессанс", что представляется целесообразным. Ведь необарокко в России представило собой целостный феномен, являясь именно "новым стилем", а не "псевдостилем", хотя и берущим основные композиционные и декоративные принципы от барокко, но применяющим новые материалы и конструкции, создающим новое пространство при подробном изучении форм стиля-протипа и воплощении их в постройках с большей исторической достоверностью. Автор диссертации "Традиции барокко в архитектуре Петербурга середины XIX - начала XX вв." А.В.Бурдяло (1999), также предлагает "барочные" тенденции в России XIX сто летия обозначать как "необарокко", которое "было обусловлено в первую очередь постепенным снятием барьеров сословной регламентации в плане социального заказа, благодаря чему данное направление привлекает внимание представителей самых различных слоев населения и развивается в достаточно широком диапазоне" [123; с. 190]. Определение "ложная готика" по отношению к произведениям XVIII в. также не может быть на наш взгляд признано удовлетворительным, поскольку содержит негативный смысл, проецируемый на явление, тогда как "русская готика", существовавшая в данную эпоху, представляла своеобразный, яркий, национальный феномен. Кроме того, если проследить этимологию термина "псевдоготика"4, что в переводе с греческого языка оно означает "ложную, неподлинную готику", то есть "ложную готику", только на греческом языке. Таким образом, Е.А.Борисова определяет фактически одним термином два периода русского "готического стиля", совершенно различных с точки зрения эстетических и стилистических особенностей построек, что при периодизации явления "готики" в русской архитектуре необходимо исключить.

В настоящем исследовании архитектурные памятники второй половины XVIII - начала XX вв. по своим характерным особенностям также подразделяются на три периода. Первый период "русской готики" - вторая половина XVIII в. - 1800-е гг. - будет обозначен как "псевдоготика", поскольку в данную эпоху "готических" сооружений в "едином стиле" не создавалось, а только лишь декоративные элементы стиля-прототипа накладывались, преимущественно, на классицистическую основу.

Второй расцвет стиля будет определен как "неоготика". С 1810-х гг. архитекторы России начинают воздвигать сооружения, стараясь приблизиться по конструктивному и декоративному строю к первоисточникам, создать атмосферу "реальности" создаваемого архитектурного пространства, опираясь на подробное изучение стиля-прототипа. Неостиль в отличие от псевдостиля является возрождением стиля в его более сущностных позициях, опираясь, тем не менее, на современные достижения науки и техники и используя новые мате риалы и конструкции. Уже в 1820 - 1880-х гг. расцветает новый "готический стиль", основанный на новых материалах, создавший новые типы "готических" построек, во многом перекликающийся с европейской neogotik. Условно данный период можно разделить на два этапа - расцвет романтизма и становление историзма, соответственно и памятники, относящиеся к этим эпохам отличаются в качественном смысле. Подробнее речь об этом пойдет в главе о русской неоготике.

В третий период меняется смысл применения готических форм: если романтики первой половины XIX в. пытались с помощью элементов исторических стилей окунуться в прошлое, то "неоромантики" рубежа XIX — XX столетий как бы вызывали прошлое в современность, синтезируя новейшие достижения науки и техники и характерный для стиля-прототипа образный строй. Архитекторы данной эпохи применяют в строительстве конструктивные и декоративные элементы готического стиля, стремясь новыми формами и конструкциями, близкими архитектуре позднего Средневековья, передать некий обобщенный образ, который мог бы определенными элементами напомнить зрителю о данной исторической эпохе и ее сооружениях. "Готический стиль" этого периода в России "сливается" с модерном, становясь одним из его направлений. Недаром многие "готические" произведения конца XIX — начала XX столетий в искусствоведческой литературе называют не "готическими", а постройками в стиле "модерн" с декоративными элементами готики и говорят о них, как о примерах "новой" архитектуры рубежа XIX - XX вв. Тем не менее "готика" 1890 - 1910-х гг. представляет собой самостоятельный феномен русской архитектуры, зависящий от модерна, преимущественно, конструктивными особенностями и в некоторых случаях большой декоративностью. Поэтому третий период "русской готики" в данном исследовании будет назван "готическим модерном".

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: - В отечественной архитектуре не существует общепринятой терминологии. "Готические" тенденции в русской архитектуре второй половины XVIII — начала XX столетий, определяемые в трудах отечественных ученых как "ложная готика", "псевдоготика", "неоготика", объединены в настоящем исследовании одним понятием - "готический стиль", т.к. единое явление необходимо обозначать единым, общим термином.

- Развитие "готического стиля" в России во второй половине XVIII - начале XX вв. проходит три периода. Первый период - вторая половина XVIII в. -1800-е гг. - обозначен как "псевдоготика", второй - 1810-х по 1880-е гг. -как "неоготика" (условно включает два этапа: романтизм и историзм), третий период - 1890 - 1910-х гг. - назван "готическим модерном".

- В хронологические рамки подразделения периодов "готического стиля" входят и промежуточные стадии ее эволюции, когда создавались архитектурные произведения, имеющие признаки и предыдущего, и следущего периодов, являющиеся переходными памятниками между этапами данного стилистического направления.

- Стилистические особенности построек трех периодов "готического стиля" в Санкт-Петербурге: псевдоготики, неоготики, "готического модерна" -отличны от аналогичного явления в зодчестве Москвы и провинции исследуемого периода.

Источниками вдохновения русских архитекторов являлись готические и неоготические сооружения европейских стран, преимущественно Англии, Германии, Италии и Франции. Тем не менее, "готика" - это самобытное явление архитектуры России. Восприняв основные европейские тенденции, она представила на суд зрителей шедевры национального значения, отличные не столько заимствованиями композиционных приемов или декоративных деталей, сколько иным образным строем, вобравшим в себя русскую национальную духовность.

В ходе исследования были обнаружены как неизвестные памятники, так и типы сооружений, не упоминавшиеся ранее при анализе "готического стиля" в петербургской архитектуре. Теоретическая значимость состоит в том, что разработан и уточнен понятийно-терминологический аппарат искусствознания в рамках исследования "готического стиля" в России; рассмотрены на материале "русской готики" проблемы стиля и неостиля, позволяющие представить их с большей исторической полнотой; выяснены социокультурные условия возникновения и эстетических оснований русского "готического стиля"; выявлены стилистические особенности различных исторических вариантов "русской готики" и их соотнесение со стилистикой европейской готики и неоготики; разработана типология "готики" в русской архитектуре и проведен анализ исторической логики развития данного художественного феномена.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в возможности использования материалов диссертационной работы в дальнейшем изучении проблемы стиля, неостилистики, истории готики и "готического стиля" в искусствознании, культурологии и эстетике, в педагогической деятельности.

Результаты исследования могут применяться при разработке учебных программ, курсов по истории архитектуры Санкт-Петербурга и его пригородов, проведении лекций, разных форм занятий по истории искусства и архитектуры в высших и средних учебных заведениях, создании новых исследовательских работ по архитектуре северной столицы, путеводителей, альбомов и справочников по архитектурным памятникам Санкт-Петербурга и его пригородов, в экскурсионной деятельности.

Апробация материалов диссертационной работы связана с участием в научных конференциях, публикациями статей в исследовательских сборниках и тезисов докладов в сборниках материалов научных конференций: 1) Метаморфозы готики в русском культурном пространстве // Виртуальное пространство культуры. Материалы науч. конф. 11-13 апреля 2000 г. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - С. 184-186; 2) Этические и эстетические аспекты неоготики в русской художественной культуре // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы науч. конф. 26 - 27 сентября 2000 г. Тез. докл. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - С. 21-23.; 3) Готический стиль как "стиль жизни" в культуре культуре западноевропейского средневековья // Культура и цивилизация. Сб. науч. ст. - СПб: Издательство "Миф", 2001. - С. 45-48; 4) Историзм как явление русской художественной культуры XIX в. и феномен эклектики в архитектуре // Проблемы материальной и духовной культуры России и зарубежных стран. VII Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов 29 — 31 марта 2001 г. Тез. докл. - Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского ун-та, 2001. - С. 58-59.; 5) "Готический стиль" в русской архитектуре // Культурологические исследования 03: Сб. науч. тр. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. - С. 363—374.; "Готический модерн" в архитектуре Санкт-Петербурга и его пригородов // Художественный образ и педагогический процесс. Вып. 3. Искусство и педагогика. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. - С. 35-43.

Материалы исследования прошли апробацию и в педагогической деятельности автора диссертации: проведении занятий по истории искусств и мировой художественной культуре в средней общеобразовательной школе № 174 Центрального района Санкт-Петербурга в 2000 - 2004 учебных годах, а также чтении лекций, тематически связанных с исследованием, в течение доцентской практики в РГПУ им. А.И.Герцена. С педагогической деятельностью связаны выступления на научно-практической конференции "Страницы истории образовательной системы Центрального района", прошедшей 16 сентября 2003 г. в гимназии № 168, и Педагогических чтениях 12 апреля 2004 г. в школе № 304 в Санкт-Петербурге.

Исследовательский проект "Феномен неоготики в русской художественной культуре (На материале архитектуры Санкт-Петербурга и его пригородов)" получил грант на конкурсе персональных грантов (стипендий) 1999 г., учрежденном Правительством Санкт-Петербурга для студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов в области гуманитарных, естественных, технических и медицинских наук, культуры и искусства (Проект № М99 -1.7.Д. - 67). Достоверность научных результатов и основных выводов диссертации обеспечивается выбранными методами исследования, опорой на фундаменталь ные труды отечественного и мирового искусствознания, привлечением архивных материалов по существующим и ранее существовавшим архитектурным объектам, а также натурным изучением памятников.

Обозначенные цель и задачи исследования определили структуру диссертации которая состоит из введения, четырех глав, посвященных прообразам "готического стиля" в архитектуре России и трем периодам "готики" в архитектурном наследии Санкт-Петербурга и его пригородов, заключения, библиографии, архивных материалов и Приложения, выделенного в отдельный том.

Библиография включает пять разделов: первоисточники, исследования, альбомы и каталоги, справочно-энциклопедические издания, учебно-методическая литература (443 наименования). Отдельно выделен перечень архивных документов, использованных при написании диссертационной работы (58 единиц хранения).

Приложение включает перечень памятников "готического стиля" в Санкт-Петербурге и его пригородах (175 наименований), список иллюстраций, иллюстративный материал, состоящий из 5 разделов: 1. Памятники европейской средневековой готики, 2. Неоготические сооружения в Европе, 3. "Готические" постройки Москвы и российской провинции, 4. Памятники "готического стиля" в Санкт-Петербурге, 5. "Готические" сооружения пригородов Санкт-Петербурга (242 иллюстрации). Часть иллюстративного материала, выполненная автором диссертации и связанная с неизвестными и малоизученными памятниками, впервые вводится в сферу научного исследования.

Историко-культурная основа, эстетические и стилистические особенности готического стиля в европейском искусстве XII — XVII вв

В связи с тем, что характерные черты европейской средневековой готической архитектуры стали прообразом "готического стиля" в зодчестве императорской России и Санкт-Петербурга второй половины XVIII - начала XX вв., мы, прежде чем обратиться к главному предмету настоящего диссертационного исследования - "готике" северной столицы и ее пригородов, считаем необходимым выявить историко-культурную обусловленность возникновения, эстетические и стилистические особенности, эволюцию европейской готики и неоготики как прототипов. Это позволит дать более точное определение специфики "готического стиля" в русской архитектуре, проследить его прообразы и национальное своеобразие.

Стиль в культуре каждого государства5 - это не только определенный художественный феномен, выраженный в произведениях искусства, это и "стиль жизни" всего общества, "нерасторжимое единство всех проявлений культуры, начиная одеждой и кончая искусством", и готика Европы тому пример [293; с. 157]. Готический стиль предстает главным отражением эпохи позднего европейского Средневековья, в целом характеризующейся тесным взаимодействием разных сторон духовной культуры: архитектуры и искусства, науки и техники, философии, политики, экономики и др. Возникший в XII в. во Франции на основе народных традиций готов, достижений романского искусства и христианского мировоззрения, и продолжавший существовать в ряде европейских стран вплоть до XVII столетия, готический стиль выразился, прежде всего, в католической и протестантской архитектуре и тесно связанными с ней скульптурой и декоративно-прикладным искусством. Большое значение культовой архитектуры готического стиля и преобладание его форм было обусловлено ведущей христианской идеей - теоцентризмом, тем более, не исключена возможность происхождения термина "готика" от немецкого "Gott" - "Бог". В эпоху позднего Средневековья зодчество и главное его порождение - готический собор - являлись важным стилевым образцом в других видах искусства и типах построек. Кроме того, став прототипом первого ретростиля - псевдоготики - в новых формах "готический стиль" широко распространился не только в Евразии, но и на других континентах, охваченных влиянием католицизма, став зачастую первой оппозицией "официальным" стилям.

Предпосылки возникновения готики основывались на социально-экономических переменах, произошедших в XII в. в жизни средневековых городов, быстром развитии науки и эволюции искусства, прежние формы которого перестали соответствовать новому христианскому миропониманию6. Позднее теоретики и историки назвали этот исторический период "Предренессансом XII века", отмечая его переходный характер к Возрождению7.

Мировоззрение христиан Средневековья, кульминацией которого была готическая эпоха, их этические и эстетические ценности Аврелий Августин определил, объединив весь опыт, накопленный за тысячелетие, триединой формулой: "Бог-мир-человек", предрекавшей последовательное развитие искусства и форм храмовой архитектуры. Если в раннем Средневековье Бог являлся высшей и единственной истиной, с которой были соотнесены духовные, культурные и общественные ценности, то с течением времени ценности изменились — большее внимание привлек окружающий мир, что нашло выражение, например, в изо бражениях растительного мира и деятельности людей в интерьере и на фасадах романских и готических соборов. В конце XII - XIII вв., в эпоху расцвета готики, человек уже рассматривался не только как высшее проявление всего божественного на земле, но и как личность, индивидуальность, имеющая возможность самостоятельно мыслить, действовать, творить. И в эпоху Просвещения — время появления псевдоготики - человек стал в центре Вселенной, человек разумный, созидающий.

Жизнь готического Средневековья характеризуется наличием сразу нескольких, параллельно развивающихся субкультур, составляющих социальную структуру средневекового общества - духовенство, дворянство, крестьяне и горожане [431]. Их основные эстетические принципы и художественное выражение, с одной стороны, существенно отличаются в силу различного мировоззрения, обычаев и условий жизни, с другой - единый стиль, господствующий в христианской культуре и искусстве, их объединяет.

Стилистические особенности готики были едиными в произведениях архитектуры и искусства разных слоев общества. Исключением являлась народная культура, где еще сохранялись пережитки язычества. Живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, театр и литература следовали в своих формах готическому стилю, выработанному в зодчестве (украшения и формы посуды, мебели напоминали резные элементы декора готического храма, динамику его форм и устремленность вверх, возникло и готическое письмо, где буквы своей вытянутостью напоминали украшения поздней, так называемой "пламенеющей" готики).

Архитектура, как специфическое искусство, входящее в сферу и духовной, и материальной культуры, всегда развивалась в тесной связи с эволюцией человеческого общества, актуальные потребности которого порождали типы и виды строений, вызванные к жизни социальным строем, формой государственности, бытовыми особенностями, религией, эстетическими воззрениями, уровнем технического развития и природными условиями. И в эпоху средневековой готики эти факторы определили содержание, выраженное архитектурными формами композицией, констуктивными характеристиками, декоративным убранством -проявляющимися в стремлении к взаимосвязи элементов стиля соответственно идеалам и эстетическим воззрениям эпохи, определенным христианским мировосприятием.

Взаимодействие религиозной и светской субкультур лежало в основе готической культуры и искусства. Для религиозной субкультуры архитектура имела важнейшее значение. Здесь выработались главные характерные черты готического зодчества. Культовая архитектура готического стиля являлась воплощением двойственности и противоречивости эпохи, ее сложности как переходного периода, отражением христианского мировоззрения, качеств, имевших позднее немаловажное значение при выборе прототипа для первого русского ретростиля, часто проявляющего себя в храмовом зодчестве.

Догматы христианства, как уже было отмечено, определили эстетические и стилистические особенности готического храма. Еще религия раннего Средневековья сформировала один из важнейших принципов, выраженных в культовой архитектуре и существовавших в течение всей эпохи: принцип полярности, противопоставления высшего и низшего, небесного и земного, прекрасного и безобразного, мира божественной сущности и мира земного, непосредственно проявившиеся в формах постройки. Идеальный мир четко отделялся от мира реального, что выразилось в храмах романского стиля, предшественника готики, где массивные стены были не только результатом конструктивных особенностей, удерживая тяжелый полуциркульный свод, но и служили "стеной", разделяющей горний и дольний миры. Идеальный мир считался недосягаемым, но в тоже время был целью земной жизни. В этом проявилась одна из главнейших черт средневековой культуры - амбивалентность , противопоставление высшего и низшего и, в то же время, их тесное взаимодействие.

В XII в., в эпоху позднего Средневековья акцент был перенесен от принципа полярности к принципу взаимопроникновения и взаимодействия двух миров, что нашло исчерпывающее воплощение в готическом храме, ставшем символом универсальности и замкнутости божественного мира, вобравшего в себя мир земной. Взаимодействие с реальностью достигалось посредством огромных окон, которые связывали внутреннее пространство здания с окружающим миром. С другой стороны, витражи на окнах служили "многоцветной преградой", не дававшей грешной действительности проникнуть в "Дом Бога на Земле". Связывали два мира и сюжеты, изображенные на витражах: и религиозные, и быто- вые. Интерьер украшался каменной резьбой, представляющей, в основном, растения, присущие родной природе, тем самым, связывая внутренний облик с внешним миром. В храме, созданном согласно "последнему слову науки и техники", происходило, по христианскому учению, единение человека, мира и Бога. Готическое искусство можно назвать двойственным еще по одной причине: оно таит в себе сложное взаимодействие рационалистического и мистического. Композиция средневекового храма, созданная по рациональным принципам построения архитектурного пространства, несет в себе идею нематериальности, одухотворенности.

Становление культурно-художественной традиции Санкт-Петербурга в XVIII столетии и истоки петербургской псевдоготики

XVIII век - столетие возникновения в архитектуре России "готического стиля" - знаменуется переломом в истории Русской империи, включением ее в европейский культурный процесс. Зачастую именно в сложные для государства времена возникают явления, поражающие и удивляющие своей необычностью. Истоки псевдоготики, появившейся на территории Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии во второй половине XVIII столетия, непосредственно связаны со сложением новой социокультурной ситуации в стране и расцветом новой столицы.

Со становлением новой российской столицы и началом тесных контактов с Европой культура и искусство россиян приобрели, как уже было отмечено, два своеобразных "направления": национальное русское и европейское, в основу которых легли самобытные культуры древней столицы - Москвы и новой столицы - Санкт-Петербурга. Одно из течений видело непреходящие ценности, прежде всего, в национальной русской культуре, другое искало их, опираясь в значительной степени на европейский художественный опыт.

Роль столицы - главного города страны, определяется его социальным и политическим назначением, а также географическим положением — быть центром государства и, одновременно, воротами в другие страны, главным городом нации и в то же время - входить в мировой культурный процесс, неся на себе печать данной двойственности. В соответствии с этим на него возлагается немало важных функций: административная, экономическая, культурная, оборонительная, репрезентативная и др. Санкт-Петербург в этом смысле - уникален в своем роде. Во-первых, он явился исторически второй столицей в государстве (с его появлением Россия стала как бы "двустоличной" страной), что определило "конфликт" и соперничество между ним и Москвой, длящиеся уже три века .

Во-вторых, его архитектурный образ и функции очень сильно отличались от Москвы. Каждый из городов играл свою роль в государстве. Санкт-Петербург был задуман Петром I и воплощался, как европейская столица, которая не должна была своим великолепием отличаться от Амстердама, Лондона или Парижа. Москва была древним русским городом с соответствующим обликом, она сохранила функцию внутреннего национального центра. В-третьих, "Северная Пальмира" и правительство, находящееся в ней, занимались больше внешней политикой и культурными связями с Западной Европой, а в "старом" центре России, в основном, решались проблемы периферии и провинции. Таким образом, Санкт-Петербург стал не только "окном" в Европу, но и ее определенной "частью" на территории Российской империи, ориентируясь в своей жизни, преимущественно, на европейскую культуру. И тем не менее - это не просто одна из "европейских" столиц, город на воде - "Северная Венеция", а удивительный синтез русской национальной культуры и самосознания с культурными традициями Европы, выраженными в России обращением к европейским стилям "жизни" и искусства прошлого и настоящего, не свойственных строю древнерусского искусства.

Для того, чтобы стать столицей европейского государства, город должен был приобрести определенный облик, а образ средневекового русского зодчества никак не соотвествовал "новому" статусу Российского государства на мировой арене. С одной стороны, престиж Империи требовал строгого следования европейским стандартам. С другой - традиции сакрального восприятия царской власти и возможности неограниченного самодержавия позволяли демонстрировать невиданный в демократизирующейся Европе имперский блеск [227; с. 76-77]. Так северная столица вошла в Европу, следуя обоим принципам, и обрела там "свой голос", став пограничной не только в территориальном отноше нии между Востоком и Западом, но и в соединении национального самосознания и стремлении не отставать от европейских государств.

"Противостояние" российских столиц определяло и стилистику "готических" сооружений: в петербургском "готическом стиле" преобладали западные образцы готики и неоготики, в отличие от московской архитектурной школы, где имело место смешение готического стиля с древнерусским. В целом зодчество Петербурга с первых дней его существования было ориентировано, преимущественно, на европейские примеры. Именно поэтому в его облике мы часто видим элементы стиля позднего Средневековья, ведь образ столицы Российской империи должен был соответствовать облику европейской столицы: город выступал, прежде всего, символом государственной официальной версии культуры России.

Санкт-Петербург привлекал иностранцев и своей таинственностью, связанной с историей его возникновения, и непознанностью, и своим европейским лоском. Он предлагал гостям широкие возможности культурного досуга: музеи, театры, а, прогулявшись только лишь по Невскому проспекту можно было познакомиться с различными историческими архитектурными стилями, как национальными, так и зарубежными. Город аккумулировал в себе культурное достояние нации и щедро им делился [227; с. 77].

Своеобразным центром светского общения стал театр - музыкальный и драматический. Он был не только формой культурного досуга, но и неотъемлемой частью светской жизни. Существование Петербурга также связано с распространившейся сначала на Западе, а затем и пришедшей в Россию, тенденцией театрализации жизни и быта, когда окружающий мир представлялся большой сценой, и каждый человек играл там свою определенную роль, причем роль эту он выбирал сам. Возможно, это и определило тенденцию широкого использования достояний прошлого, заимствования стилистических особенностей древней и современной архитектуры, чтобы наиболее полно почувствовать атмосферу того мира. Применение исторических форм, основанное на научном знании, про изойдет лишь с утверждением в XIX в. историзма мышления (речь о данном явлении пойдет ниже).

Одной из характерных черт городской культуры являлись народные гулянья, которые развертывались непосредственно в архитектурном пространстве столицы, становящемся в это время "некой театральной декорацией". Петербургские гулянья вбирали в себя черты зрелищно-развлекательных форм календарных праздников, европейского ярмарочного карнавала и великосветских развлечений, которые, соединяясь с петербургским укладом, приобретали новый характер. Для организации праздников специально были созданы увеселительные сады, как, например, в Екатерингофе.

Вся жизнь северной столицы проходила в ее разнообразной архитектурной среде. Даже "Вечный город" - Рим и тот мог позавидовать разнообразию, которое создавалось на улицах города: строгие и величественные дворцы и административные здания в стиле классицизма; выразительные, полные динамики, практически "не имеющие стен" церкви и дворцы барокко; здания, внешне напоминающие итальянские палаццо; суровые романские или легкие ажурные готические храмы; церкви, построенные в национальном русском стиле или в стиле русского классицизма, и рядом - доходные дома и банки в стиле модерна, неоклассицизма... И в этом — весь Санкт-Петербург, город всех времен и народов, несмотря на свою историческую молодость, ведь северной столице сейчас всего лишь 300 лет.

Специфика неоготических памятников архитектуры Санкт-Петербурга и его пригородов эпохи эклектики

Второй период в истории "готического стиля" Санкт-Петербурга и его пригородов отличается от других широким применением "готических" форм в совершенно разных по назначению постройках, особым "ансамблевым" мышлением архитекторов, творящих в этом стиле, а также стремительной эволюцией от простого "копирования" элементов к осознанному применению конструктивных, композиционных и декоративных деталей. Начиная с 1820-х и по 1880-е гг. русская неоготика переживает необыкновенный расцвет. Ни в первый этап, ни в третий не было такого разнообразия в формах "готики" и типах построек: лютеранские, католические, реформатские и православные церкви и часовни, императорские и дворянские дворцы и особняки, доходные дома, интерьеры жилых комнат, библиотек, кабинетов, гостиных, столовых и пр., общественные здания, постройки для животных, декоративные сооружения в парках, ворота и караулки, "готические" колодцы, пожарные и телеграфические здания, вокзалы и заводские строения, надгробные памятники и усыпальницы. Рассмотрим характерные стилистические особенности данного ряда "готических" сооружений Санкт-Петербурга и его пригородов и эволюцию форм неоготики от псевдоготики к "готическому модерну".

Одной их характернейших черт "эклектической" северной столицы было включение в ее пространство построек, выполненных в различных исторических стилях, где важнейшее место заняла "готика". В то время появилось множество неоготических сооружений в самой столице, расширившей свои границы, и в архитектурной, а не только парковой среде пригородов.

Распространенным типом сооружения "русской готики" второго периода являются иноверческие (по-преимуществу католические и лютеранские) храмы. А.П.Брюллов, выиграв конкурс, воздвигает в 1833 - 1838 гг. на Невском проспекте лютеранскую церковь св. Петра (в трудах некоторых исследователей XIX в. церковь обозначена как Петропавловская [44, с. 41; 58, с. 8]; Ил. 73-74). В облике храма удивительным образом смешиваются готические, романские и классицистические черты65, определяя одну из основных особенностей эклектического метода - соединение в одном пространстве элементов разных стилей. Эта постройка является значительной вехой в эволюции "готики", так как символизирует становление историзма и переход к пространственному "готическому" мышлению, свойственному "готическим" постройкам Брюллова в целом.

Трехнефный храм с двумя башнями-"близнецами" на главном фасаде отличался хорошей акустикой и был очень просторным, позднее в нем был установлен орган, а в 1864 - 1866 гг. интерьер украсили витражи работы С.Кальнеролли [385; с. 254]. Включение памятника в центр классицистического ансамбля делало это сооружение уникальным в своем роде, представляя равнозначный синтез элементов трех стилей. К памятникам "готического стиля" сооружение позволяет отнести, прежде всего, внутреннее пространство, представляющее собой имитацию нервюрных готических сводов и пучков тонких колонок, позднее дополненное витражами — символами готической эпохи Средневековья.

Интерес для характеристики петербургской "готики" второго периода имеет достаточно известная, но подробно не изученная, церковь св. Михаила на Среднем пр. Васильевского острова, созданная архитектором Р.Е.Бергманом и военным инженером К.К.Бульмерингом (1874 - 1877; Ил. 108-109), тем более, что о ней в литературе, посвященной проблеме неоготики, упоминается очень редко, при этом авторы ограничиваются лишь упоминанием одного названия и указанием архитектора, не рассматривая подробно историю создания памятника и оценки этого сооружения современниками. В основном, сведения о храме раз мешены на страницах путеводителей и альбомов по архитектуре города. Он является характерным памятником "готики" эпохи историзма и существенно отличается от храмов периода романтизма.

Первоначально церковь решено было построить на Румянцевской пл., потом — на Офицерской ул., но в итоге приобрели участок на углу Среднего пр. и 3-й линии В.О. Разрешение на ее возведение Евангелическо-лютеранская Генеральная Консистория получила у Министра Внутренних Дел А.Е.Тимашева 15 октября 1874 г.66. Согласно архивным документам церковь была освящена 19 декабря 1876 г. еще не достроенной67, а окончание строительства зафиксировано в Донесении Евангелическо-лютеранской Генеральной Консистории Министру Внутренних Дел от 19 декабря 1877 г.: "Во исполнение предложения Вашего Высокопревосходительства от 13 апреля сего года, за № 1267, Евангелическо-лютеранская Генеральная Консистория имеет честь Вашему Высокопревосходительству почтительнейше донести, что, как видно из полученного ныне донесения Церковного Совета лютеранского прихода св. Михаила в Санкт-Петербурге, постройка новой церкви этого прихода совершенно окончена первого декабря сего 1877 г." . Таким образом, данное архитектурное сооружение точно можно атрибутировать 1874 — 1877 гт.

Церковь на Васильевском острове - одно из немногих культовых сооружений периода эклектики, построенных в "готическом стиле" и сообразно назначению — евангелическо-лютеранская. Созданный согласно "канонам", установленным средневековым стилем, храм имеет доминирующую над всем объемом центральную башню, украшенную пинаклями с фиалами и стрельчатыми окнами, имитацию системы контрфорсов-аркбутанов на боковых фасадах, стрельчатый портал и "окно-розу", но пропорции и преобладание ровной поверхности стены говорят о принадлежности здания к периоду эклектики. "Соотнесенность со Средневековьем" подчеркивает и наличие органа, одного из лучших в городе по акустическим свойствам [278; с. 38], что подтверждает попытку архитекторов наиболее полно воплотить в жизнь принципы строительства соборов позднего европейского Средневековья. По своему образному строю с преобладанием вертикального движения форм башни храм близок неоготической церкви Христа в Ганновере, сооруженной К.Хазе в 1859 г. (Ил. 35), так что можно предположить, что его прообразом могли быть не только средневековые готические постройки Германии, но и строения немецкой "новой готики".

Существущая "Пояснительная записка к проекту Евангелическо-лютеран-ской церкви св. Михаила в Санкт-Петербурге", написанная инженером Буль-мерингом, разъясняет, почему для постройки здания были выбраны именно данные формы и архитектурные элементы69. Однако при сооружении храма все же допущены некоторые отклонения от проекта. Например, согласно авторским чертежам, на главном фасаде, над "окном-розой" должны были находиться часы, которые в процессе строительства либо решили не устанавливать, либо они были утрачены после постройки или перестройки. Согласно исследованиям В.В.Антонова и А.В.Кобака, "в 1886 г. кирха получила новый, более художественный фасад, автором которого был Р.Б.Бернгард". Возможно, и форму окна заменили именно в то время.

"Готический модерн" в архитектуре Санкт-Петербурга и его пригородов - итог двухвековой традиции "готического стиля" в русской культуре

"Готические" здания эпохи модерна в Петербурге иллюстрируют новую тенденцию русской архитектуры, выраженную в стилистическом и эстетическом своеобразии "нового стиля", являющимся отражением идеи о прекрасном в рациональном. Отметим, что памятники "готики" периода модерна являются более многочисленными в городе, чем во все предшествующие этапы, когда сферой их распространения становилась среда пригородов и парков. Возможно, потому, что в конце XIX в. начинается период "новой" архитектуры, во многом близкой по конструкции готическому стилю, "готический модерн" органичнее вписывался в стиль городской застройки рубежа веков, для которого была характерна определенная полистилистичность.

Типология архитектурных памятников "готического модерна" в Санкт-Петербурге менее широкая, чем в эпоху эклектики, что непосредственно связано с общим потоком строительства, направленным преимущественно в сторону уплотнения городской застройки и развитием промышленности. На рубеже XIX - XX вв. с применением форм готики строили особняки, доходные дома и общественные здания, промышленные сооружения, иноверческие храмы, оформляли интерьеры. При воздвижении построек государственного значения "модным" стало применение неорусского стиля, культивирующего национальное.

Новая волна неоромантизма вызывает и новое понимание архитектуры позднего Средневековья, ее главного формообразующего качества — простран-ственности, которое теперь способно выражаться новейшими достижениями науки и техники. В период модерна готика "внедряется" в современный мир столицы. Главным принципом ее, часто использующимся в строительстве, теперь считается не декор - прерогатива псевдоготики и неоготики конца XVIII -первой половины XIX вв., а конструктивная каркасная система. Она представляет собой одну из характерных особенностей средневековой готической архитектуры и зодчества Европы и России конца XIX - начала XX столетий. Именно каркасная конструкция, родственная пространственно-пластической системе модерна, заставляет зодчих вспомнить при проектировании строений европейскую средневековую готику.

"Система раннего романтического модерна в архитектуре Петербурга, подобная текучему неконстатируемому слогу поэзии символизма с глагольными и прилагательными конструкциями, проявляется в ее способности попеременно выставлять в себе то архитектоническую, то пластическую, то декоративную природу формообразования. В ней нет ничего ставшего, а есть все становящееся" [183; с. 61]. Эти качества архитектуры напоминают конструктивно-пластическую систему готического храма, в которой органически переплелись конструкция и пластические формы, где конструктивные элементы подвержены строгому рационализму, а образный строй иррационален и поэтичен. В связи с этим и новая волна распространения "готических" форм в северной столице приходится на становление раннего модерна, "готические" произведения которого являются переходными, имеющими черты и предыдущего, и последующего периодов.

Для раннего модерна, как и для средневековой готики характерен эффект "взаимопроникновения" пространств. Если в эпоху Средних веков в храме он осуществлялся посредством больших окон, связывающих два мира — земной и небесный, то в новом стиле - это переход уровней, неустойчивое, развивающееся внутри пространство и, конечно, огромные, иногда даже во всю стену окна, имеющие витражи. Да и расположение комнат небольшой высоты в два яруса по краям от высокого холла напоминает расположение нефов в готическом храме, где боковые гораздо ниже центрального - главного, холл же тоже считался одним из главных помещений в здании.

По своему характеру система раннего модерна, в период которого появляются первые сооружения петербургского "готического модерна", была ориентирована "в себя", а не "вовне". Данное обстоятельство также сближает ее с образной и конструктивной системой готики, где внутреннее пространство — "дом Бога" на земле, а снаружи - грешная действительность, и они никогда не пересекаются. Вместе с тем строения и модерна, и готики, были тесно связаны с окружающим миром, что выразилось в использовании нового орнамента (нового и для одной, и для другой эпох) - органического, в мотивах флоры и фауны, иллюстрирующих саму жизнь, реальность. Амбивалентность, то есть двоякое отношение внутреннего и внешнего миров, их и противопоставление и, вместе с тем, связь тоже сближает архитектурные сооружения, созданные в эпоху готического европейского Средневековья и в период модерна.

Как уже было отмечено, в годы "нового стиля" в пространстве северной столицы появляется множество зданий, имеющих в своем облике черты, присущие постройкам традиционного готического стиля Европы. И для первых, и для вторых характерна ориентация прежде всего на образ, а не на образец отдельных декоративных деталей, данные сооружение излучают некий дух воссоздаваемой эпохи, некую квинтэссенцию многих сторон стиля.

Самыми распространенными типами архитектурных построек "готики" третьего периода в северной столице являются особняки и доходные дома. К примеру, особняк В.В.Тиса, построенный в 1897 г. по проекту К.К.Шмидта (Ил. 125) напоминает формы средневековых готических жилых домов, отличающихся использованием элементов, заимствованных со стен готического собора. Остроконечная угловая башенка, трехлепестковое завершение окон, высокая крыша, стрельчатый аркатурный пояс, венчающий здание, и применение "кирпичного стиля" говорят о принадлежности данного сооружения к произведениям "русской готики".

Дом ювелирной фирмы К.Фаберже, находящийся на Б.Морской ул., 24 (Ил. 130-131) и особняк Е.Безобразовой на Моховой ул., 34 (Ил. 129, 132-133) - характерные образцы петербургского "готического модерна". На фасадах этих зданий присутствуют "готические" завершения: небольшие башенки, стрельчатые формы окон и проемов, изощренные скульптурные детали. Фасад дома ювелирной торговли Фаберже, созданный К.К.Шмидтом в 1899 г. имеет полуциркульные и трехлепестковые арочные проемы, высокий готический щипец и гранитную облицовку, которые придают ему особую парадность и своеобразие. Декоративным оформлением примечателен особняк Безобразовой, возведенный зодчим А.И.Владовским в 1902 — 1904 гг., который можно отнести к переходным памятникам от неоготики к "готическому модерну". Здесь каменные растительные мотивы напоминают убранство готических соборов, а стрельчатое завершение щипца заканчивается пинаклем и украшено "краббами" - характерными элементами готической архитектуры. Хотя декоративное начало здесь преобладает, тем не менее по образному строю постройка ближе модерну, чем эклектике.

"Готические" здания на Васильевском острове заслуживают особого внимания, поскольку этот один из старейших районов города, является "концентрацией" жилых сооружений стиля в Петербурге: например, дом купца Е.И.Кости-цына (№ 53 (ранее - 49) на 8-й линии; Ил. 151-152), возведенный Н.И.Алексеевым в 1913 г.90, дом купца АЛ.Франка (№ 8-а на 21-й линии; Ил. 127-128), сооруженный в 1900 г. В.В.Шаубом и др. Эти постройки отличает присутствие на фасадах резных "готических" декоративных украшений в виде трилистников, четырехлистников или подобия крестоцветов, стрельчатых завершений оконных и дверных проемов, высоких кровель крыш, полихромии фасадов. Дом Франка имеет также традиционный для эпохи Средневековья фахверк.

Похожие диссертации на "Готический стиль" в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв.