Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современный этап развития гуманитарных наук характеризуется пристальным вниманием к региональной культуре. Художественная жизнь Сибири XIX - начала XX вв. развивалась под влиянием определенных общественных движений, деятельность которых имела значение для многих сторон жизни сибирского общества, в том числе и для сохранения и развития национальных и самобытных культур данного региона. В современном обществе, где проблема духовной и экологической безопасности стоит особенно остро, мы можем наблюдать схожие процессы. Прежде всего следует отметить мировую тенденцию культурного слияния, интеграцию народов, которые связаны между собой близкими культурно-этническими, географическими, историческими связями и традициями. В связи с этим снова становятся актуальными идеи исторического прошлого.
В этом смысле нуждаются в более глубоком и внимательном изучении исторические процессы Сибири, особенно развитие художественной жизни в период со второй половины XIX – начала XX вв. Художественная жизнь Сибири этого периода развивалась под влиянием общественного движения «сибирское областничество». Поэтому этот феномен важен в плане изучения художественной жизни Сибири: благодаря ему в последнее время происходит новое осмысление культуры Сибири. Сибирское областничество стало одним из первых общественных движений, под влиянием и при участии которого появились такие понятия, как «сибирская литература», «сибирское искусство», «сибирская художественная критика», «сибирская интеллигенция» и т.д.
Главные изменения в художественной, научной и общественной жизни сибирского общества во второй половине XIX – и до первой четверти XX вв. были связаны с особой идеологией и философией сибирских областников. В их мировоззрении мы найдем пример того, как можно культурно-просветительской и научно-образовательной работой и следованием определенной нравственной позиции изменять и обогащать как материальную, так и духовную жизнь общества. Попытки сибирских областников привлечь внимание к сохранению и дальнейшему развитию художественной культуры «аборигенов» Сибири, их стремление разбудить патриотические чувства, чувства осознания себя культурной личностью, в наши дни порождают постоянный интерес ученых, искусствоведов, философов, культурологов. Многие современные исследователи находят общие черты евразийского мировоззрения с идеологией сибирских областников. Поэтому изучение характера развития художественной жизни Сибири под влиянием сибирского областничества, особенно в определении позиции культуры малочисленных народов, сегодня вновь приобретает интерес. Идея областников о сохранении культурного многообразия в Сибири, которая была поддержана художниками, публицистами, поэтами в конце XIX-начале XX вв., сегодня в многонациональном российском государстве звучит особенно актуально.
Степень разработанности проблемы.
Интерес к изучению художественной жизни Сибири в отечественной историографии стал проявляться с середины 20-х годов XX века. И если в характеристике русской художественной жизни середины XIX – начала XX вв. искусствоведы наряду с теоретическими разработками таких понятий, как – «искусство», «художественная жизнь общества», рассматривали и художественную критику, и деятельность художественных объединений, и процесс формирования художественных кадров, то в изучении художественных процессов Сибири просматривалась определенная неравномерность этих направлений. В основном исследователи касались библиографических данных отдельных представителей творческой интеллигенции Сибири.
Первые попытки комплексного изучения материала по художественной жизни Сибири можно отнести к составителям Сибирской Советской энциклопедии, где авторы постарались представить поступательное развитие художественных процессов в сибирском регионе.
В процессе изучения дореволюционного периода развития сибирской художественной жизни работа искусствоведов затруднялась отсутствием необходимого архивного, иллюстративного материалов. Поэтому с 1960-х годов началось активное изучение и сбор архивных материалов по художественной культуре сибирского региона. Этому также способствовало открытие Сибирского отделения академии наук СССР. Результатом этой работы стали: издание «История Сибири» в 5-ти томах, работы Л.И. Снитко, В.И. Эдокова, В.А. Соскина.
Наряду с исследовательскими работами по художественной культуре Сибири появляются работы по изучению общественных движений в данном регионе. В первую очередь, эти исследования касались деятельности сибирского областнического движения, возникшего в середине XIX века.
Первые работы по областническому движению появились в 1912-1913 гг. и принадлежали представителям марксистско-ленинского направления (М.К. Ветошкин, В.Е. Воложанин, Н.Ф. Чужак). В своих статьях авторы причисляли областников к «мечтателям – утопистам», выражавшим интересы Сибири (в частности, местной буржуазии) в противовес общероссийским.
Советский период в историографии областнического движения характеризовался несколькими этапами и имел свои особенности. Во-первых, исследования опирались на дореволюционные работы, написанные с марксистско-ленинских позиций, со всеми плюсами и минусами этой идеологии. Во-вторых, большинство работ было написано с социально-экономических и политических позиций и в меньшей степени учитывало культурологическую деятельность сибирского областнического движения. Хотя, как известно, участники и сторонники движения оставили огромное научное, литературно-художественное, этнографическое и природоведческое наследие, в котором зафиксированы теоретические разработки в области искусства, культуры, этнографии, географии, новые архивные материалы.
Таким образом, изучение художественной жизни Сибири без анализа влияния на нее сибирских областников привело к тому, что работ в этом направлении в советский период практически не было.
Первый этап советской науки по изучению областничества относится к 1920-1940 гг., когда исследователи касались деятельности движения в период с 1860-х по 1890-е гг. и характеризовали сибирское областничество как либерально-буржуазное движение. Эти положения мы находим в работах В.Д. Вегмана, Г.В. Круссера, В.И. Николаева, Н.Л. Степанова.
В 1950–1960-е гг. советские исследователи в своих работах продолжают изучать наследие сибирского областничества, привлекая при этом новые архивные материалы и рассматривая движение уже в других аспектах: в культурологическом, этнографическом, естественнонаучном. Даются первые характеристики влияния областников на формирование сибирской художественной, публицистической литературы, фольклора. Появляются новые оценки роли главных идеологов движения Г.Н. Потанина и Н.М. Ядринцева в областях науки, культуры, истории. Эти характеристики относятся к работам Я.Р. Кошелева, Г.Н. Раппорт, Б.П. Козьмина, Г.Ф. Кунгурова, Ю.С. Постнова, Л.П. Потапова, Н.А. Атамановской.
Существование различных подходов продолжилось и в работах 1970-1980-х гг. Так о реакционных сепаратистских воззрениях и либерально-буржуазной сущности движения писали М.Г. Сесюнина, М.Б. Шейнфельд, Н.В. Блинов, Л.А. Жадан, И.Г. Мосина. Наиболее категоричные выводы о реакционной и либеральной сущности сибирских областников делает в своих работах М.Г. Сесюнина. В работе «Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев – идеологи сибирского областничества» М.Г. Сесюнина, отмечая значительную роль движения в деле поднятия общего уровня культуры Сибири и «благотворное влияние» некоторого научного материала на развитие географии, этнографии, археологии, фольклора, больше говорит об отрицательном влиянии областников на прогрессивное развитие Сибири, в том числе и на развитие художественной жизни региона.
Революционно-демократические черты в характеристике сибирского областничества мы находим в работах С.Ф. Коваль, Н.П. Митиной, Н.А. Лапина.
Несколько другая оценка в определении сибирского областничества прослеживается в работе В.К. Коржавина, В.Г. Мирзоева. Н.Н. Яновского «К характеристике сибирского областничества». Эти авторы указывают на неоднозначное понимание идеологии областников. Впервые в научной литературе делаются попытки рассмотреть областников в исторической динамике для более правильного определения их места в истории Сибири.
На фоне этих исследований по изучению художественной жизни Сибири и сибирского областничества появляются работы, где авторы, затрагивая тему творчества сибирских художников и развития художественных процессов в сибирском обществе, впервые говорят о положительном влиянии областнических идей на сибирское искусство. Для этого в научный и искусствоведческий оборот вводятся: переписка интеллигенции, особенно художников и литераторов, рецензии Г.Н. Потанина на художественные выставки и оценки творчества отдельных художников. В этом отношении большой интерес представляют работы П.Д. Муратова, В.И. Эдокова, Л.И. Снитко.
В работе «Изобразительное искусство Томска» П.Д. Муратов, говоря о становлении изобразительного искусства Томска, отмечает большое влияние идей и деятельности областников на изобразительное искусство Сибири. Особое внимание автор уделил областникам А.В. Адрианову и Г.Н. Потанину как непосредственным участникам главных событий, происходивших на рубеже XIX-XX вв. в художественной жизни Сибири. В таком же направлении написаны и «Сибирские страницы» М.К. Азадовского, который связывал наследие областников, особенно творчество Г.Н. Потанина и Н.М. Ядринцева с их культурологическими, социологическими, литературно-критическими разработками. Большую роль в изучении областнического движения и художественной жизни Сибири сыграло издание Литературного наследства Сибири в восьми томах под редакцией Н.Н. Яновского, где был собран обширный и разносторонний материал по областническому движению, его роли в культуре, искусстве, социальных и политических вопросах Сибири.
Новое осмысление сибирского движения и его роли в культурных процессах Сибири происходит в постсоветский период. По-новому осмысляются проблемы истории развития культуры, искусства, экономических и политических процессов, социальных вопросов в российском государстве и особенно в регионах. Наиболее важными исследованиями в этом направлении являются работы А.М. Сагалаева, В.М. Крюкова, Н.В. Серебренникова, Г.И. Прибыткова, Т.М. Степанской, В.А. Должикова, А.Г. Кандеевой, А.П. Казаркина. Продолжается дискуссия по новому осмыслению и толкованию движения, его философии, влияния на различные стороны жизни как сибирского, так и российского обществ. Все чаще сибирское областническое движение рассматривается в культурологическом, эстетическом, художественном, философском аспектах развития движения.
В настоящее время особый интерес представляют труды основоположников и сторонников евразийской концепции цивилизации. Такие ученые, как А.В. Иванов, Л.Г. Олех, В.И. Марков и другие, говоря о перспективах развития Сибири, связывают ее будущее с развитием евразийской концепции цивилизации. Таким образом, все больше и больше ученых указывают на особый ресурс Сибири – интеллектуальный. В данном случае ярким примером формирования интеллектуальной среды сибирского общества может послужить деятельность сибирского областничества. Учитывая то, что евразийское мировоззрение носит нравственный и духовно-экологический характер, многие исследователи уже проводят сравнительные характеристики основной идеи сибирского областничества с идеей евразийцев. В данном направлении работают такие исследователи, как А.П. Казаркин, Г.И. Прибытков. О близких идеях областников и евразийцев упоминает в своих статьях Л.Г. Олех.
В нашем исследовании уделяется большое внимание гармоничному сосуществованию человека с окружающей природой, формированию человеческого познания через эстетические и культурные отношения, в связи с чем рассмотрены работы сибирских философов и культурологов: С.А. Ан, Е.В. Ушаковой, Л.П. Куксы.
В последние годы изучение деятельности сибирских областников в большей степени проецируется на формирование художественной жизни Сибири. При рассмотрении искусства как одного из главных способов эстетического освоения окружающей действительности, большое внимание было уделено процессу взаимодействия областников с художниками и литераторами Сибири. Этот процесс глубоко проанализирован в монографии Г.И. Прибыткова «Чорос-Гуркин» (2000 г.). Неоспоримо большой вклад в изучение художественной жизни Сибири и деятельности областнического движения внесли труды сибирских исследователей в материалах: «Хроника художественной жизни Томска. 1909-1919 гг.», «Художественная жизнь Сибири начала XX в.», «Потанинские чтения». Значительную роль в изучении связей сибирского областничества с художниками сыграли материалы художественных выставок: выставочная деятельность Томского общества любителей художеств (ТОЛХ), персональные выставки художников П.М. Кошарова, Л.П. Базановой, Г.И. Чорос-Гуркина; издание библиографического словаря по художникам Алтайского края и энциклопедий по сибирскому региону; публикации на страницах сибирских и российских газет. Большое внимание изучению художественной жизни Сибири в своих исследованиях уделяют: Л.И. Овчинникова, Н.И. Сезева, А.Б. Белецкий, Ю.П. Лыхин, И.Г. Девятьярова, О.А. Солопова.
Таким образом, анализ литературы по художественной жизни Сибири и областническому движению позволяет сделать вывод о том, что системного изучения этих двух процессов, особенно философско-мировоззренческой позиции областников и их роли в развитии художественной жизни Сибири пока еще нет. Задача данного исследования рассмотреть эти два явления как единый процесс.
Объект исследования – художественная жизнь Сибири и областническое движение на рубеже XIX - XX вв.
Предмет исследования – художественная жизнь Сибири в контексте влияния идеологии и мировоззрения сибирского областничества.
Цель исследования – выявить особенности развития художественной жизни Сибири и идеологии сибирского областничества как единого процесса развития Сибири.
Задачи исследования:
-
Определить сущность понятий «искусство региона», «художественная жизнь региона», «художественная культура региона».
-
Выявить особенности формирования художественной жизни региона под влиянием общественных движений.
-
Изучить характер влияния социально-экономических и культурно-исторических процессов на возникновение сибирского областнического движения.
-
Определить эстетико-художественные, в частности, и мировоззренческие, в целом, позиции областников.
-
Проанализировать научную и культурно-просветительскую деятельность основных представителей сибирского областничества.
-
Провести сравнительные характеристики основных принципов сибирского областничества и концепции евразийской цивилизации, определить общие положения.
-
На материале развития художественной жизни Сибири, особенно Томской губернии рубежа XIX - XX вв., определить характер взаимовлияния представителей областнического движения и художественной интеллигенции Сибири.
-
Проанализировать современную динамику изменений отношения к сибирскому областническому движению, к его научно-художественному наследию и его роли в решении современных социально-политических, экологических и художественно-эстетических проблем.
Методологическую основу исследования составили:
Диалектико-материалистический, художественно-эстетический и системный подходы в характеристике взаимодействия общества и природы, общества и человека.
Исследование художественной жизни общества и его религии во взаимодействии с эстетическими вкусами, взглядами и идеалами.
Исследование национальных и интернациональных явлений в жизни малочисленных народов, в их отношении к природе, быту и духовной культуре.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Принцип единства исторического и логического подходов в изучении развития общественных явлений.
Метод сравнительно-исторического анализа источников философского, искусствоведческого, культурологического, социально-политического содержания.
Хронологические рамки исследования связаны с возникновением движения сибирское областничество в 60-х гг. XIX в. и ограничиваются 1920-ми годами, когда был расстрелян А.В. Адрианов, В.И. Анучин; ушел из жизни главный идеолог областничества Г.Н. Потанин, и движение практически прекратило свое существование.
Территориальные рамки: Западная Сибирь, особенно такие крупные города ее, как: Томск, Омск, Красноярск, Иркутск, Барнаул, Новониколаевск, Бийск, а также центр Горного Алтая – село Улала.
Источниковая база. В процессе работы над исследованием были использованы как опубликованные, так и неопубликованные архивные источники. В перечень архивных документов входят: книги, статьи, рецензии, справочная и энциклопедическая информация, каталоги выставок художников, фотографии.
Материалы архивов:
ОГУ «Центр документации новейшей истории Томской области»;
Государственный архив Томской области;
Центр хранения архивного фонда Алтайского края.
Материалы музеев:
Томский областной краеведческий музей;
Томский областной художественный музей;
Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая;
Государственный художественный музей Алтайского края;
Бийский краеведческий музей имени В. В. Бианки;
Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина.
Книжные фонды библиотек:
Научная библиотека Томского государственного университета;
Алтайская краевая универсальная научная библиотека имени В.Я. Шишкова;
Центральная городская библиотека имени В.М. Шукшина г. Бийска;
Научная библиотека Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки;
Библиотека Алтайского государственного университета;
Библиотека Бийского педагогического государственного университета имени В.М. Шукшина.
Материалы журналов и других периодических изданий:
«Искусство», «Художник», «Сибирская старина», «Сибирский вестник», «Былое», «Сибирский огни», «Восточное обозрение»,
Материалы центральных и сибирских газет:
«Сибирская газета», «Сибирская жизнь», «Жизнь Алтая», «Искра», «Речь Алтая» (до 1919г. «Народная Свобода»), «Утро Сибири», «Сибирь», «Вольная Сибирь», «Голос Сибири», «Сибирская речь», «Новости жизни», «Вестник Томской области», «Сибирский студент».
Были проанализированы картины художников, их письма и переписка с учеными, исследователями, фонды частных библиотек, воспоминания, беседы.
На защиту выносятся следующие основные положения:
-
Искусство региона, художественная жизнь региона непосредственно связаны с художественной культурой и являются подсистемой культуры в целом. Все это вместе образует эстетическую систему отношений в обществе.
-
Возникновение сибирского областничества было обусловлено социально-экономическими, культурологическими и духовно-нравственными процессами.
-
Дальнейшее развитие сибирской художественной жизни областники видели в сохранении самобытности национальных культур народов Сибири, основанных на тонком взаимодействии общества с окружающей природой, а так же ратовали за развитие культурной автономии.
-
Развитие искусства и его функционирование в сибирском регионе происходило во взаимодействии с идейной платформой и научно-культурной деятельностью членов сибирского областничества и их единомышленников. Являясь в большинстве случаев в роли организаторов, областники защищали искусство «инородцев» от чужого вторжения, помогали им принимать равноправное участие в формировании культурных ценностей.
-
Идеи, которые пропагандировали сибирские областники, совпали с евразийской концепцией цивилизации и нашли продолжение в поисках современных концепций по культурному развитию национальных меньшинств, решению экологических и нравственных проблем.
Научная новизна исследования:
Предприняты попытки научного анализа таких понятий, как «Искусство региона», «художественная жизнь региона», «художественная культура региона».
Введены новые источники в культурно-просветительской и художественной деятельности сибирских областников: переписка художников с членами движения, художественно-критические статьи областников на произведения художников и литераторов Сибири.
В диссертации выдвигается новый подход к понятию сибирского областнического движения. В связи с этим проведен культурологический анализ движения областничества.
Выявлена особенность философско-мировоззренческой и идеологической позиции областничества, значения его в жизни народов Сибири и развитии их художественной жизни.
Произведен сравнительно-исторический анализ идей областнического движения и евразийской концепции цивилизации. Выявлены их общие положения о взаимоотношении человека с природой и обществом; формировании духовных и материальных ценностей.
Проанализированы и продемонстрированы образцы изобразительного искусства и литературы, в которых наиболее тонко и глубоко прослеживается влияние сибирских областников на художественную жизнь общества, на процессы создания материальных и духовных ценностей, не уступающих ценностям, создаваемым профессионалами искусства, представителями других культур и цивилизаций.
Практическая и теоретическая значимость работы.
Результаты исследования могут быть использованы в работе образовательных учреждений при изучении дисциплин по изобразительному, музыкальному искусству, литературе регионов Сибири и в преподавании предметов по художественной культуре. Полученные результаты исследования позволяют рассматривать художественную жизнь Сибири и областническое движение как единый социокультурный феномен, что помогает в создании наиболее полной картины развития художественной жизни краев и областей Сибири. Пример отражения основных принципов сибирского областничества в художественной жизни общества может дать новое осмысление культурного своеобразия Сибири и ее значения в дальнейшем развития общечеловеческой цивилизации.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии Бийского педагогического государственного университета имени В.М. Шукшина, на Всероссийской научно-практической конференции «Социокультурное взаимодействие алтайского и русского народов в истории государства российского» (Бийск, 2006), на региональном научно-практическом совещании аспирантско-доктарантской школы «Духовность и безопасность России» (Бийск, 2006); на VII региональной научно-практической конференции «Социальные процессы в современной Западной Сибири» (Горно-Алтайск, 2007); на Международной научной конференции «Проблемы логики социокультурной эволюции и философия Западной Сибири» (Бийск, 2007), на межрегиональной научно-практической конференции «Достижения ученых Сибири – Всемирному философскому конгрессу» (Бийск, 2008), а также изложены в сборниках научных трудов (2005, 2008) и журналах, рецензируемых Высшей аттестационной комиссией.
Результаты исследования используются в преподавании предмета «История изобразительного искусства» в ГОУ НПО «Профессиональный лицей» №22 г. Бийска на отделении «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Учащиеся под руководством диссертанта ведут поисковую деятельность по художественной культуре народов Сибири, выполняют дипломные и курсовые проекты по данной тематике, занимаются сбором и систематизацией материалов, участвуют в конференциях на краевом, региональном, городском уровнях. Результатом такой деятельности стали: участие в конкурсе молодых исследователей «Будущее Алтая – 2004»; участие в образовательных ярмарках «УЧСИБ – 2005», «УЧСИБ» - 2006» .
Структура диссертации включает в себя введение, две главы, заключение, а также список использованных источников и литературы, приложения.