Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Искусство традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья Васильченко, Алла Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васильченко, Алла Александровна. Искусство традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Васильченко Алла Александровна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. акад. им. С.Г. Строганова].- Москва, 2013.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/18

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Внимание общественности к традициям материально-художественной культуры, осознание значимости культурных ценностей ручного художественного ремесла обусловили формирование современного отношения к изделиям традиционных ремёсел как носителям индивидуально-коллективного опыта народа, национальной художественной культуры.

Традиционный вязаный платок и технологически близкие к нему изделия из пуха относятся к текстилю вязаных художественных произведений народного искусства, сформировавшихся на обширной территории Южного Урала и Поволжья (Нижнего и Среднего) и получивших в мировой истории декоративного искусства особый статус уникального художественного феномена. Вместе с тем искусствоведческой оценкой, в комплексности ее составляющих, данный феномен практически не осмыслен. Его существование на обширных степных и лесостепных территориях, где расположены Оренбургская область и республика Башкортостан, а в силу схожих условий центров производства на территории ближе к Центрально-Европейской части России: в Пензенской и Волгоградской областях, не зафиксировано ни в одном из рядов системных характеристик. Поэтому актуальность темы художественной истории возникновения и совершенствования традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья связана, с одной стороны с рассмотрением ее как малоисследованного феномена, а с другой с типологическим оформлением его внутренней художественной структуры, неотделимой от истории развития художественного ремесла вязания и особой эстетики материала. Феномен искусства вязаного платка связан также с историей платка, как изначально необходимого завершающего пластического мотива и элемента ансамбля женского костюма в России и особого самостоятельного художественного произведения в структуре его декоративных решений, синтеза композиционных и технологических решений образа. Еще в XIX веке вязаный платок из Оренбурга стали называть «платок теплый тяжелый» (шаль, пуховка) серого, голубого и почти черного цвета). «Паутинка» это ажурные платки белого, серого и даже голубоватого цветов, а также двухцветные – работы особо искусных вязальщиц. Кроме квадратных платков, в настоящее время вяжут пуховые косынки, палантины, шарфы.

В течение долгого времени традиционный вязаный платок Южного Урала и Поволжья не был предметом коллекционирования и серьезных исследований историков и искусствоведов. Вследствие этого современным исследователям не представляется возможным восстановить полную картину формирования искусства вязаного платка данных регионов, историческую последовательность появления в нем новых мотивов, узоров и их сочетаний. Можно лишь предположить, что в процессе формирования композиции платка и его орнамента традиции русского декоративно-прикладного искусства нашли отражение в местном, сформированном на местном материале (козьем пухе) способе их исполнения (традиционные мотивы и приемы узорного пуховязания).

Наивысшего развития искусство традиционного вязаного платка достигло в Оренбуржье, пуховязальный промысел которого имеет уникальную организационно-технологическую структуру, не имеющую аналогов в России. В регионе сохраняется традиционное ручное изготовление вязаных платков мастерицами-надомницами и работает фабрика оренбургских пуховых платков. Основы традиции пуховязания: каноничность композиции, основные мотивы и узоры орнамента, материал - сохраняются и тиражируются в машинном исполнении. Однако платок серийного производства, несмотря на социальную значимость, не может сравниться по многообразию художественно-технологических характеристик с изделием ручного исполнения. В связи с этим актуальной представляется проблема взаимосвязи ручного и машинного производства платков, не нашедшая достаточного отражения в современных искусствоведческих публикациях.

В современной литературе о вязаном платке недостаточно рассмотрен вопрос о появлении новаций, способствующих или, наоборот, мешающих развитию традиции пуховязания. Не обозначены также критерии анализа инновационных изделий, выполненных на традиционной основе (как развитие традиции внутри системы или выход за ее рамки в другие виды предметного творчества).

Возникновение и развитие пуховязания на территории Волгоградской области было обусловлено природно-географическими условиями и наличием местного сырья – козьего пуха придонской породы коз. Пуховязание в Пензенской области развивалось под влиянием хозяйственно-экономических факторов и при отсутствии местного сырья. Несмотря на типологическую общность, вязаный платок Южного Урала и аналогичные образцы пуховязания Волгоградской и Пензенской областей значительно отличаются друг от друга по характеру художественно-технологической структуры: по качеству материала (козьего пуха) и способам его обработки, видам орнамента и принципам узорообразования. Изучение и сопоставление местных особенностей пуховязания является актуальным способом выявления стилистического своеобразия вязаного платка Южного Урала и Поволжья.

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью обобщения материала по искусству вязаного платка Южного Урала и Поволжья. В свою очередь, исследования художественно-образных, (синкретичность мировосприятия, связь с натурой); знаково-символических (архаико-мифологическая символика элементов); структурно-технологических (каноничность композиции, технологические приемы) характеристик вязаного платка дают основания определить его как произведение декоративного искусства. Актуальность, искусствоведческая значимость, недостаточная разработанность проблем искусства вязаного платка Южного Урала и Поволжья позволили определить тему данного диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы

К сожалению, традиционному вязаному платку Южного Урала и Поволжья посвящено сравнительно небольшое количество искусствоведческих работ. В основном это исторические и современные публикации, касающиеся Оренбургского пуховязального промысла, истории его развития преимущественно с точки зрения этногеографических и экономических интересов.

Первым исследователем Оренбургского края, как одного из примечательных центров художественного ремесла Южного Урала, был известный русский историк и экономист П.И. Рычков, автор «Топографии Оренбургской» (1762), обративший внимание на уникальные свойства пуха местной породы коз и отметивший вязание пуховых изделий в работе «Опыт о козьей шерсти» (1766). Тему оренбургского пухового платка рассматривал русский ученый и писатель В.И. Даль, проживший некоторое время в Оренбурге (1833 - 1841). В статье «О козьем пухе» (1835) он озабочен вопросами разведения пуховых коз и развития вязания пуховых изделий.

Ценными источниками являются публикации начала ХХ в. известного исследователя художественных промыслов России С.А. Давыдовой. Из них можно узнать некоторые данные о формировании техник пухового вязания в Оренбургской губернии в начале XX века. Главные работы автора – это «Производство пуховых платков в Оренбургском крае»: исследования по кустарной промышленности в России» (1911) и «Кустарная промышленность в России. Женские промыслы» (1913). Софья Александровна Давыдова, как член Ученого комитета Министерства народного просвещения по профессиональному образованию и кустарного комитета при Главном управлении земледелия и землеустройства, в 1910 году была командирована в Оренбургскую и Пензенскую губернии для ознакомлении с пуховязальными промыслами. В ходе поездки был проведен опрос населения по вопросам пуховязального дела и составлен отчет, явившийся первым исследованием пуховязального промысла Оренбуржья и Пензы и содействовавший развитию и упрочению традиции вязаных пуховых изделий данных регионов.

В современных публикациях вязаный платок Южного Урала и Поволжья чаще всего рассматривается в контексте развития пуховязального промысла. Источниками советского периода, начиная с 1930 г., являются публикации, в которых отражаются историко-организационные стороны Оренбургского промысла: статьи А. Перегудина «Оренбургский платок» (1930); Л. Володковича «Оренбургские пуховые платки» (1956); Е. Фроловой «Оренбургский платок» (1979); А. Чернышовой «Из истории пуховязального промысла в Оренбургском крае» (1948); Т. Улановой «Ты накинь, дорогая, на плечи» (2013). Подобные очерки, как правило, не дают полного представления о формировании художественных особенностей оренбургского платка. В сжатой форме характеризуется промысел в справочнике «Художественные промыслы РСФСР» (1973), где кратко излагается его история, приводятся терминологические обозначения основных мотивов и приемов техник пухового вязания, зафиксирован технологический процесс изготовления платка и основные принципы композиции.

Оренбургский пуховязальный промысел описан в ряде произведений художественной литературы: Н.И. Струздюмова «Оренбургские платошницы» (1988), И.С. Уханова «Оренбургский платок» (1976), а также в очерке И.С.Уханова «Сказ о нетающем узоре», вышедшем в сборнике «Любовь и Восток» (1994).

Одной из первых к вопросам художественной системы оренбургского пуховязания: к природе орнамента и специфике композиции, основным приемам обратилась современный исследователь промысла, искусствовед Л.И. Беслеева в статье «Оренбургский пуховый платок» (вошедшей в сборник «Творческие проблемы современных народных промыслов» 1981). Л.И. Беслеева, исследовавшая в 1980-х годах пуховязальный промысел Оренбуржья, утверждала, что не поставлены и не рассмотрены вопросы истоков и становления орнамента оренбургского платка, терминологии традиционных узоров, формирования и развития художественного стиля, взаимного обогащения национальных традиций. В последнее время в публикациях оренбургского искусствоведа И.В. Бушухиной были даны ответы на некоторые из поставленных Л.И. Беслеевой вопросов. Так, в книге «Оренбургский пуховый платок» (2005), автор опирается на архивный материал и описывает экспонаты Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Вязаный платок, как изделие традиционного пуховязального промысла, рассматривается уже не только с историко-экономических позиций, но и в комплексе художественно-технологических особенностей: композиции, орнамента, традиционных мотивов и технологических приемов; затрагиваются проблемы современного состояния пуховязального промысла. Однако художественно-технологические особенности ажурного платка Оренбуржья, его орнамента, до сих пор рассматриваются фрагментарно, без широкого сопоставления художественных особенностей аналогичных изделий других регионов, вне которого не может быть проведена научная систематизация уникального феномена.

История пуховязания Башкортостана, Волгоградской и Пензенской областей крайне скупо отражена в единичных публикациях и касается, в основном, социально-экономических вопросов. О пуховых изделиях башкир упоминается в фундаментальных трудах С.И. Руденко «Башкиры: историко-этнографические очерки» (1955) и С.Н. Шитовой «Башкирская народная одежда» (1995), в энциклопедии «Башкортостан: Краткая энциклопедия» (1996). Более подробно вопросы пуховязания Башкортостана рассматриваются в публикации Т.Я. Абдулгазиной «К истории пуховязального искусства» (2006). Вопросы орнамента башкирского декоративно-прикладного искусства рассматриваются в книге Р.Б. Ахмерова «Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа» (1996).

Некоторые данные о формировании пуховязания в Пензенской области можно почерпнуть в труде С.А. Давыдовой «Очерк пуховязального промысла г. Пензы и Пензенской области. Кустарная промышленность в России. Женские промыслы» (1913). Историко-организационные, экономические аспекты пензенского пуховязального промысла частично отражены в публикациях последних десятилетий: Н. Назаровой и О. Савина «Пензенские узоры» (сборник «Народные таланты» (1978), В. Чертухиной «Пуховый пензенский платок» (1995), Г. Толмачевой «Пензенское «пуховое чудо» (1996), О.В. Ягова «Из истории пуховязального промысла Пензенской губернии (конец XIX – первая четверть XX века») (1998). Более развернуто материал по пуховязанию представлен в очерке О.М. Савина «Пензенские узоры» (книга «Золотые россыпи Присурья. Народное искусство Пензенского края» (2007). В перечисленных работах, как правило, ставятся цели популяризации платка, что не решает проблем тенденций его художественного развития.

Как общая проблема декоративного творчества, искусство вязаного платка должно соотноситься с творческим освоением фундаментальных ценностей народного искусства и художественных ремесел, способствующих развитию традиции и созданию совершенных эстетических и функциональных изделий художественного творчества. Эта идея отражена в книге М.А. Некрасовой «Народное искусство России в современной культуре» (2003), в частности в статьях Т. Астраханцевой «Народное искусство как семантическое поле для профессионального творчества»; И.Я. Богуславской «Проблемы традиции в искусстве современных народных промыслов» (сборник «Творческие проблемы современных народных промыслов») (1981) и др.

Собственно орнамент русского кружева рассматривается в работах В.А. Фалеевой, например в фундаментальном труде «Русское плетеное кружево» (1983). Орнамент в специфике его общей структуры: природы, особенностей организации рассматривали также Ю.Я. Герчук в книге «Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа» (1988), Т.Н. Климова «Народный орнамент в композиции художественных изделий» (1993), В. Кузьменко в работе «Язык древних символов» (1983), Н.Н. Соболев в труде «Русский орнамент» (1948). Семантические определения орнаментальных образов отмечали В.Я. Пропп, Л.А. Динцесс, В.А. Городцов и др. Эти исследования также способствуют определению специфики орнамента Оренбургского пухового платка как уникального образца орнаментального искусства.

О вязаных изделиях, как элементах русского костюма, упоминается в литературе по истории костюма: «Русский народный костюм. Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. Альбом» (1984). С.Н. Шитова упоминает данный вид народного искусства в книге «Башкирская народная одежда» (1995) и др.

В зарубежных изданиях проблема искусства вязаного платка отражена крайне незначительно. Наиболее заметным изданием является книга Г. Хмелевой, которая сейчас живет и работает в США. Во время пребывания в Оренбурге в 1998 г. она штудировала архивные материалы по истории пуховязального промысла и усваивала основные приемы и мотивы традиционного платка, изучала опубликованную по этому вопросу литературу. Изданные ею книги и ряд статей в основном касаются истории промысла и технологии ажурного вязания платков Galina Khmeleva «The Gossamer Webs Design Collection: Three Orenburg Shawls to Knit» («Коллекция схем вязания паутинок: три разных оренбургских платка») (2003). Галина Хмелева, Карол Нобле «История и технология оренбургского вязаного платка». (Galina Khmeleva, Carol R. Noble. The history and Techniques of Orenburg Lace Shawls. Interweave Press, 1999). Ею также создан обучающий технике вязания фильм.

В периодической печати в Канаде, США (The Cossamer Webs. Design Соllekction. – Interwea Press. – 2000), (Spin OFF. The Magasine for Handspinners. Interweave Press. 1997), и др., есть статьи как руководство по вязанию оренбургских платков.

В целом в зарубежной литературе вязаный платок не имеет художественно-аналитического отражения, т.е. не изучен как феномен художественной культуры.

Вопросы взаимодействия ручного и машинного производства в художественной промышленности рассматриваются в научных публикациях прошлых лет: Николаевой Н. «Стилизация и эксперимент» (1975), «К проблеме стилизации в декоративном искусстве» (1980); Казаковой Л. «Машина и ручной труд в художественной промышленности» (1980), «Художник – организатор стилистического обновления машинных изделий. Стилизация и эксперимент» (1975).

Объект исследования: традиционный вязаный платок Южного Урала и Поволжья, художественная эволюция его как декоративного и художественно-стилистического феномена.

Предмет исследования: совокупность художественно-композиционных и структурно-технологических закономерностей традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья (типы композиции, орнамент, приемы, материал, художественная целостность).

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является исследование искусства традиционного вязания Южного Урала (на примере оренбургского пухового платка и отчасти Республики Башкортостан) и Поволжья (платков Волгоградской и Пензенской областей). Вязаный платок рассматривается как художественное явление, имеющее свои региональные художественно-технологические и образные особенности.

Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

1) охарактеризовать исторические и этногеографические условия возникновения региональных центров пуховязания Оренбурга, Башкортостана, Волгоградского, Пензенского регионов;

2) определить вязаный платок Южного Урала как традиционную художественно-технологическую систему (на примере оренбургского пухового платка); исследовать структуру его композиции, орнамент и технологические особенности;

3) провести сравнительный анализ вязаных платков Оренбуржья и других центров пуховязания (Башкортостана, Волгограда, Пензы);

4) обобщить материал по пуховязальным центрам Оренбуржья, выявить общность и различия их художественно-технологической системы;

5) провести анализ содержания творческих процессов внутри традиционной художественно-технологической системы пуховязания и за ее рамками;

6) выявить современные формы развития ручного и машинного производства в системе пуховязального промысла Оренбуржья (деятельность пуховязальных центров, Комбината оренбургских пуховых платков и ООО «Фабрика оренбургских пуховых платков»).

Границы исследования определяются временными рамками: от возникновения (XVIII в.) до современного состояния художественно-функциональных, организационных форм пуховязания Южного Урала и Поволжья. В процессе исследования материал был систематизирован в соответствии с общими и отличительными особенностями вязаного платка пуховязальных центров. Географически границы обусловлены способом подвижного хозяйствования, степными территориями Южного Урала, Нижнего и Среднего Поволжья, вопросами экономических интересов.

Методика исследования.

В основе исследования лежит комплексный подход, сочетающий различные методы анализа.

Историко-культурологический метод позволил проследить основные этапы развития пуховязальных центров Южного Урала и Поволжья от возникновения до современного состояния.

Историографический метод применялся при изучении и обобщении литературы по данной теме: исследований в области художественной литературы, народного искусства, художественных ремесел; очерков, монографий, статей и публикаций в периодической печати, архивных материалов ГАОО (Государственный архив Оренбургской области), ОМИЗО (Оренбургский областной музей изобразительных искусств), архив ООО «Фабрика Оренбургских пуховых платков».

Формально-стилистический и сравнительный анализ позволили выявить и сопоставить орнаментально-композиционные, колористические, технологические особенности, сложившиеся в пуховязании Оренбуржья и других пуховязальных центров.

Источниковедческая база исследования: литературные источники (альбомы, каталоги); фондовые и экспозиционные экспонаты коллекции пуховых платков Оренбургского музея изобразительных искусств, Пензенского Областного дома народного творчества. Образцы современной и ранее изготовленной продукции: ООО «Фабрика оренбургских пуховых платков», ООО «Комбинат оренбургских пуховых платков», эксклюзивные изделия фирм «Оренбургские пуховницы», «Гильдия пуховниц», «Оренбургская паутинка», платки из частных коллекций Оренбурга, Пензы, Волгограда. Было исследовано 190 образцов пуховязания. Приложение 1 содержит информацию о возникновении и развитии техники вязания. Приложение 2 содержит 139 иллюстраций фотографии пуховых изделий из коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств, современных предприятий пуховязального промысла и образцов из частных коллекций, а также 74 графических схем вязаных платков Оренбуржья, Волгограда, Пензы.

Научная новизна исследования:

впервые обобщен и сформирован как комплексное исследование материал по искусству вязаного платка Южного Урала и Поволжья как вида народного творчества;

исследованы взаимосвязи художественно-технологических характеристик приемов пуховязания с образно-семантическими и знаково-символическими источниками; обозначено прочтение архаико-мифологической символики элементов как современной декоративной структуры;

– проведен сравнительный анализ образцов пуховязания регионов Южного Урала и Поволжья; рассмотрены и систематизированы общие и отличительные особенности, при этом особое внимание было уделено пуховязальным центрам Оренбургской области;

рассмотрено понятие «творческий метод» применительно к процессу включения нетрадиционных приемов и мотивов орнамента в художественно-технологическую систему вязаного платка;

обосновано применение авторских приемов и мотивов как форм творческой деятельности внутри традиционной системы и за рамками традиции (введение новых элементов и их ассимиляция в традиционной системе; обновление и изменение формы и функции ажурного платка для создания качественно нового изделия, имеющего самостоятельную художественную ценность);

определен критерий анализа изделий предметного творчества – их принадлежность к традиции или выход за ее рамки на основе содержания творческих процессов и их результатов в рамках традиционной системы пуховязания и за её пределами.

Практическая значимость исследования.

Материалы диссертации вводят в историю декоративного искусства значительный комплекс фактического и комплексно исследованного феномена, что ликвидирует существенный пробел в оценке художественного потенциала народного искусства Южного Урала и Среднего и Нижнего Поволжья. Это позволяет дать материал для применения его в области теории, истории и практик декоративного и народного искусства, музейной деятельности. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в дальнейших разработках в сфере пуховязания в российских регионах. Систематизация художественных структур может использоваться как фактор художественной дидактики, а также как материал современного художественного творчества в области дизайна одежды. Основные положения диссертации могут применяться при разработке теоретических и практических занятий по декоративно-прикладному искусству.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в научных статьях и докладах, публикациях всероссийских и региональных научно-практических конференций, брошюре «Васильченко А.А. Панно и гобелены в нетрадиционной технике», в работе над монографией «Развитие пуховязального промысла Оренбуржья. Традиции и новаторство») (в соавторстве со С.Г. Шлеюк). Материалы исследования обсуждены на заседаниях кафедры теории и истории декоративного искусства и дизайна МГХПА им. С.Г. Строганова. Результаты исследования нашли также отражение в учебном процессе и подготовке дипломных работ студентов Оренбургского художественного училища и кафедры дизайна ОГУ (Оренбургский государственный университет), факультета изобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственного университета.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения, списка используемой литературы, двух приложений. Объем работы – 173с. машинописного текста; 7с. текстового и 160с. иллюстративного приложений; библиография содержит 132 наименования.

Похожие диссертации на Искусство традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья