Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Бандорина, Ксения Валерьевна

Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века
<
Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бандорина, Ксения Валерьевна. Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Бандорина Ксения Валерьевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад. им. А.Л. Штиглица].- Санкт-Петербург, 2011.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/37

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Из мировой истории обоев 14

1.1. Основные этапы художественно-стилистического развития обоев в Западной Европе и Америке 14

1.2. История искусства обоев как история единства художественного поиска и технологических новаций 26

Глава II. Искусство обоев в русском интерьере XVII - XVIII веков 31

2.1. Декоративное оформление интерьеров в традиционной русской архитектуре XVII века 31

2.2. Роль искусства обоев в формировании интерьеров барокко в России XVIII века 40

2.3. Интерьеры раннего классицизма - начало истории бумажных обоев в России

Глава III. Основные этапы развития искусства обоев в русском интерьере XIX - начала XX века 58

3.1. Стиль и эпоха в декоре обоев начала XIX века 58

3.2. Роль искусства обоев в формировании интерьеров стиля "историзм" 68

3.3. Обои эпохи модерна как основной элемент создания художественного образа интерьера : 75

3.4. Обойная промышленность России XVIII-XX веков и подготовка специалистов художественной промышленности

Заключение 104

Список литературы

Введение к работе

з Актуальность темы исследования

В истории мировой художественной культуры синтез декоративных искусств и архитектуры ярко представлен через искусство интерьера, обладающего способностью наиболее чутко и дифференцированно реагировать на изменения эстетических вкусов и художественных запросов. Стилистический характер архитектуры мог сохраняться на протяжении столетий, в то время как внутреннее архитектурное пространство регулярно обновлялось, откликаясь на конкретное многообразие стилей.

Составляющей частью интерьера, а подчас и определяющей его декоративное решение, неизменно выступали декоративно-отделочные материалы, среди которых особое место занимали обои (текстильные, бумажные, кожаные и пр.). Художественная практика обоев в течение всей истории интерьера являла собой ту многовариативность, которая стремилась войти в единство со всем ансамблем внутренней пространственной среды.

Особую стилеобразующую роль выполняло искусство обоев в формировании образа внутреннего пространства российского интерьера XVIII -XX веков. Однако разработка этой темы пока не получила достаточного освещения. Чаще всего она лишь фрагментарно затрагивается в публикациях, посвященных эволюции интерьерных стилей - на примере основных наиболее характерных архитектурных памятников. Между тем, история обоев позволяет раскрыть новый ракурс видения синтеза приемов искусства графики, текстильного искусства, орнаментики. Здесь ярко отразилась история развития художественной промышленности и технических преобразований - от ручной росписи бумажных листов и тканых материалов до многоцветных принтов с использованием печатных станков. И хотя хрупкость и недолговечность этого декоративного элемента интерьера уже сегодня не позволяет полностью восстановить все особенности этой практики, осуществление исследовательского поиска возможно с опорой на архитектурные проекты и эскизы, живописные произведения «интерьерного» жанра, текстовые описания исторических интерьеров, а также на эскизные проекты текстильных и

бумажных обоев. Эти источники способны дополнить историческое знание об искусстве обоев, раскрыть их трактовку как одного из главных стилеобразующих элементов в искусстве интерьеров.

Что же касается современной художественной практики, то сегодня большинство художников и дизайнеров обращаются в своих работах к историческим примерам, используя реплики известных и малоизвестных образцов. Сегодня интерьер зачастую строится на воспроизведении исторических стилей, требующих соответствующего декоративного решения стен. Систематизация орнаментальных вариаций исторических стилей даст возможность создателям новых коллекций обоев грамотно использовать художественные составляющие, характерные для конкретного стиля и типа помещений.

Состояние изученности проблемы

Искусство обоев пока не получило должного исследовательского отклика в отечественной научной мысли. В исследовательских работах обои рассматриваются чаще всего как второстепенный элемент убранства российских интерьеров. Соответственно, основные издания, в которых находит свое отражение тема обоев, посвящены русскому интерьеру, генезису интерьерных стилей, а вопрос о роли обоев в декоративном оформлении интерьерного пространства рассматривается лишь фрагментарно.

Одной из первых публикаций, посвященных истории производства и распространения бумажных обоев в России, можно считать, статью Рогинской Ф. «Забытая область», опубликованную в 1928 году. Автор анализирует особенности отечественного обойного производства и распространение обоев в городских и деревенских домах с начала XIX века по 1920-е годы. Основным предметом исследования здесь выступают исключительно бумажные обои, которые изучаются обособленно от предыдущих видов обойных материалов, что значительно ограничивает возможность их исторического анализа.

В публикации Соседовой М. «Об одной «забытой области» (1985 год) продолжена разработка проблем, поднятых Рогинской Ф., автор впервые

пытается классифицировать обои начала XX века по характеру их декора и формам применения в различных интерьерах, описывает наиболее популярные примеры, характерные для каждой группы обоев начала XX века.

Главным источником информации по истории бумажных обоев в русском интерьере можно считать изданную в 2007 году монографию Киселева И.А. «Русские обои трех минувших столетий (XVIII - XX)». Прослеживая эволюцию обоев на конкретных примерах в интерьерах русских домов и усадеб, автор дополняет свое исследование схематичными изображениями рисунков обоев и кратким рассказом о развитии их технологий, однако ограничивается изучением только бумажных обоев. В отдельных публикациях того же автора («Обои XVIII - XX века», «Обои московского ампира», «Бумажные обои в России») обобщаются практические изыскания: на конкретных примерах интерьеров московских домов он выявляет наиболее характерные орнаментальные мотивы и цветовые сочетания, использовавшиеся в бумажных обоях XVIII - XX веков. Однако ограничение исследовательского материала только десятком московских домов не позволяют автору более масштабно описать эволюционные изменения в этой области интерьера.

Важными источниками информации по истории искусства обоев стали документы и справочники, посвященные технология и производству обоев в России. Поскольку обозначенная тема недостаточно описана в специальной литературе, то имеющиеся документы и фактографические материалы представляют собой особую ценность. В частности, развитие обойной промышленности первых десятилетий XX века освещают издания «Художественный труд» и «Всесоюзная полиграфическая выставка» (1927 год). В статье Борзятова Л. «В обойных рисунках - мещанская идеология», опубликованной в 1931 году, сильная социальная направленность делает субъективной оценку эстетических качеств обоев того периода, но дает представление об используемых орнаментах и узорах.

Особую группу источников в этом ряду источников составили документы фабрик - уставы и ежегодные отчеты обойных мануфактур конца XIX - начала

6 XX века, фактические данные которых стали базой для формирования выводов о распространенности обоев в России этого периода.

Важный материал для выявления общих тенденций в развитии декора обоев и их использования в интерьерах представляют исследования, посвященные всемирной истории обоев. К первым работам на русском языке, раскрывающим эту тему, можно отнести публикацию Левина М. «Немного из истории обоев» в журнале «Искусство и быт» (1974 год). Статья позволяет составить представление о возникновении и развитии крупнейших центров европейского производства обоев. Публикация Батажковой В. «Русская художественная промышленность в середине XIX века» (1970 год), посвященная в том числе и обойной промышленности, содержит краткий перечень наиболее известных фабрик того времени. Важно, что в данном исследовании представлен ценный фактографический материал, позволяющий выявить главные центры производства обоев XIX века.

Наиболее значительным среди иностранных публикаций следует назвать труд Тэйнэка Франсуа «Wallpaper a history» (1982 год), где подробно прослеживается всеобщая история художественных обоев в странах Европы и Америки (за исключением России). Книга богато иллюстрирована и снабжена множеством цитат из архивных материалов. Второе серьезное исследование -каталог «A decorative art...» (1985 год) - анализирует художественную стилистику и эволюцию обоев на материалах коллекции музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Отдельный блок информационных источников составляют работы, посвященные истории отечественного интерьера. В фундаментальном исследовании Бартенева И. и Батажковой В. «Русский интерьер XVIII-XX веков» собран большой фактографический материал. Авторы прослеживают эволюцию интерьерных стилей на примере основных, наиболее характерных архитектурных памятников России различных эпох и затрагивают вопрос использования декоративных материалов для оформления стен, однако задачу детального анализа искусства обоев авторы перед собой не ставят.

Исследование декоративного решения интерьера осуществлено в монографии Соколовой Т. и Орловой. К. «Глазами современников: русский жилой интерьер первой трети XIX века», где авторы особое внимание уделяют обоям, использовавшимся в России начала XIX века. Опираясь на мемуарно-художественную литературу и воспоминания современников, исследователи приводят обширный материал фактографического характера, избегая искусствоведческого анализа проблемы бытования обоев в русском интерьере этого периода. Изучению стилистической эволюции ансамбля интерьера в России XVII-XIX веков посвящена книга Прониной И. «Терем. Дворец. Усадьба». Автор рассматривает интерьерный ансамбль как «определенный тип мышления, родившийся из синтеза русской, западноевропейской и восточной культур». В частности, здесь раскрывается роль декоративного оформления стен в соответствии с особенностями эстетики времени и быта.

К тому же блоку можно отнести целый ряд статей, посвященных основным этапам стилистического формирования русского интерьера середины XIX - начала XX века: это статья Батажковой В. «Псевдоготика в русском интерьере 1820-1840-х годов», Николаева Е. «Интерьер русского классицизма», Евсиной Н. «Интерьер второй половины XIX века». Их авторы уделяют внимание элементам декоративного убранства жилища, их цветовому и орнаментальному решению. В публикациях Кириченко Е. - «Интерьер модерна», «Интерьер неоклассицизма» содержится материал, позволяющий точнее понять искусство обоев через контекст наследия модерна.

Важное значение для диссертационного исследования имели живописные работы (в том числе акварели), изображающие интерьеры различных дворцов, усадеб или обычных городских квартир, объединенные так называемым жанром «в комнатах» - они стали основным источником визуальной информации. В связи с этим следует отметить книгу Логвинской Э. «Интерьер в русской живописи первой половины XIX века». Автор собрал живописные источники, которые максимально полно изображают как общую атмосферу интерьера, так и декоративное убранство залов и комнат.

Дополнительным источником описания русских обоев стали произведения художественной литературы середины XIX - начала XX века. Они содержат большое разнообразие описаний быта, интерьеров городских и деревенских домов этого времени. Так, описание обоев в жилых помещениях можно встретить в произведениях Достоевского Ф., Тургенева И., Толстого Л., Мариенгофа А. и др. В книге Георги И. «Описание...» и сочинениях Загоскина М. найдено много фактического исторически достоверного материала по обустройству городского и усадебного жилища. В этих работах также присутствует описание обоев в некоторых известных домах.

Особое значение для изучения вопроса эволюции обойных материалов имеют издания путеводителей по дворцам и музеям Москвы и Санкт-Петербурга.

Таким образом, монографии, публикации и другие материалы, так или иначе освещающие тему искусства обоев, лишь предваряют решение вопросов систематизации и анализа этого художественного феномена. Между тем, специального исследования пока не существует. Это позволяет поставить тему искусства обоев на повестку дня.

Целью исследования является комплексное изучение процесса художественной эволюции интерьерных обоев в соответствие с развитием интерьерных стилей в России XVII - начала XX века.

В соответствии с целью исследования были определены его задачи:

- изучение и систематизация материалов по исследованию интерьерных
обоев России XVII - начала XX века;

- уточнение терминологии для дальнейшего ее применения в
отечественной теории и художественной практике;

анализ характерных орнаментальных и стилистических особенностей обоев в интерьерах России XVIII-XX веков;

выявление особенностей взаимодействия и взаимовлияния настенного декора и предметного убранства интерьера как формы достижения стилевого единства пространства;

выявление стилеобразующей роли обоев в формировании художественной эстетики российского интерьера;

определение влияния развития промышленного и художественного производства на эволюцию декора обоев;

рассмотрение искусства обоев как особого синтеза художественных приемов интерьерного и текстильного искусства, графики.

Объект исследования - художественная эволюция обоев и их стилеобразующая роль в интерьере.

Предмет исследования - интерьерные настенные покрытия (обои) в искусстве интерьера России XVII-XX веков.

Методология и методика исследования имеют комплексный характер и обусловлены выбором предмета исследования и основной целью работы.

Изучение и систематизация материала осуществлялась на базе междисциплинарного подхода, включающего искусствоведческий и культурологический методы исследования, а также художественно-стилистический и сравнительно-исторический анализ.

В целом диссертационная работа построена по хронологическому и тематическому принципам и опирается в основном на искусствоведческие и историко-культурологические исследования.

Методологическую базу диссертации составили теоретические труды отечественных историков искусства и архитектуры, посвященные проблемам изучения русского и российского интерьера, а так же истории стилей. Наряду с теоретическими исследованиями использовались следующие источники: живописные произведения «интерьерного» и портретного жанра из фондов Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Музея Декоративно-прикладного искусства СПГХПА им. А.Л. Штиглица, восстановленные и отреставрированные интерьеры музеев-квартир А. Блока, Н. Некрасова, Ф. Достоевского и других деятелей русской культуры и искусства, а также производственная

документация и учебные работы учащихся Центрального училища технического рисования им. А.Л. Штиглица.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- впервые в российском искусствознании предложена систематизация
обоев по техникам, стилям и хронологическому признаку;

- рассмотрены отдельные аспекты художественно-технологических
процессов, занимающих существенное место в формировании стилистической
образности объекта исследования;

выявлена и систематизирована информация об эволюции декора обоев, использованных материалах и способах их применения в русском интерьере XVII-XX веков;

впервые показана значимость изучения обоев как самостоятельного интерьерного объекта;

- осуществлена попытка детально изучить на основе имеющегося
искусствоведческого и исторического материала эстетику интерьерных обоев,
как особого синтеза графики, архитектуры и художественного текстиля.

Практическая значимость исследования:

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы как при подготовке и чтении учебных курсов по истории интерьера и декоративно-прикладного искусства, так и специальных курсов, посвященных истории графики, а также художественного текстиля. Систематизированные по хронологическому и стилевому признаку материалы описательного характера могут быть полезны в работе реставраторов для воссоздания исторически достоверных и соответствующих эпохе интерьеров. Данные исследования могут представлять профессиональный интерес для архитекторов, дизайнеров и художников по интерьеру.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертационного исследования были отражены в научных публикациях автора, а также в сообщениях и докладах, сделанных на семинарах и научно-практических конференциях.

Диссертация прошла обсуждение на кафедре Искусствоведения и культурологии Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.

Выводы и материалы диссертации используются автором при подготовке и проведении учебных занятий и спецсеминаров в рамках учебного процесса кафедры Искусствоведения и культурологии: «Декоративное искусство в российском интерьере и экстерьере XVIII-XIX века».

Положения, выносимые на защиту

  1. Искусствоведческий аспект изучения позволяет рассматривать искусство обоев как особый синтез графики, текстильного искусства и искусства интерьера в России.

  2. Исторический анализ роли обойных материалов в русском интерьере позволяет выявить их стилеобразующую роль в формировании образа внутреннего архитектурного пространства.

  3. Этапы развития искусства обоев детерминированы эволюцией стилей в русском интерьере.

Развитие искусства обоев непосредственно связано с развитием
художественной промышленности в России.

Структура работы

История искусства обоев как история единства художественного поиска и технологических новаций

Способы производства бумажных обоев имеют много общего с ситцепечатанием. В обоих случаях используется принцип повторяющегося рисунка - раппорта, в обоих случаях этот рисунок печатается с помощью особых вырезанных форм. Как и печать набойки, производство обоев, от ручных форм, позднее переходит к машинному печатанию валами.

Техника печатания бумажных обоев в XVIII веке была ручной и отличалась большой трудоемкостью. Сначала подготавливали бумажное панно, состоящее из склеенных кусков бумаги ручного изготовления. Форматы отдельных элементов у разных мануфактур были различными, начиная от самой крупной французской бумаги размером 62,5x85 см до 39x29 см. Наиболее ранние обои имели формат 50x55 см. Панно на бумаге, склеенной из отдельных кусков (бумага-домино) до печати рисунка называют печать-домино. Так же как и панно, склеенное из отпечатанных на отдельных листах частей.

В начальный период изготовления бумажных обоев практиковался следующий способ. На бумагу наносились контурные линии при помощи низкой деревянной формы, а орнамент печатали деревянными шаблонами. Способ такой печати изобрел И. Гуттенберг еще в 1440 году для печатания книг. А в третьей четверти XVIII века этот способ стали использовать для нанесения орнаментальных мотивов на шелк и бумагу. Но такая технология не давала возможности создания крупных композиций.

В 1770-1800 годах вместо деревянных шаблонов стали использовать деревянные формы - болванки. Для каждого тона вырезалась своя болванка. Печать в этом случае становилась отчетливее, а количество используемых красок - практически неограниченным. Эта технология ручной печати была распространена вплоть до 1800 года, когда в качестве материала для шаблонов вместо дерева стали использовать цинк. Печатные операции по-прежнему производились поштучно вручную. Различие было лишь в том, что поверхности, оставшиеся не покрытыми краской, нуждались в доработке кистью.

Развитие обойного производства на промышленной основе началось в Великобритании в XVIII веке. Машинный способ печати обоев появился в 20-е годы XIX столетия после изобретения бумагоделательной машины, позволившей изготовлять основу для обоев произвольной длины.

Обойное производство тогда включало следующие процессы: приготовление красочных составов; поверхностную окраску бумаги (грунтование); печатание обойного рисунка; отделку (тиснение, лощение, поверхностное покрытие, в некоторых случаях нанесение клеевого слоя на оборотную сторону обоев); раскатка (расфасовка на куски); сортировка и упаковка.

В России в конце XIX века обои изготавливались как ручным (для нанесения сложных рисунков), так и механическим способом (при возможности нанесения на поверхность не более 30 красок). Обои различались по видам и по способу производства: глянцевые, бархатные или суконные, мраморные, имитирующие тисненую кожу, тисненые обои, лаковые, водонепроницаемые. Перед печатью бумага грунтовалась, то есть на бумажную основу наносился гладкий слой светлой краски. Далее бумага подвергалась лощению с целью выравнивания грунта и создания блестящей полированной поверхности. При изготовлении лощеных, сатинированных обоев, загрунтованная поверхность посыпалась тальком, а затем лощилась о крупную жесткую щетку.

При печатании рисунка вручную использовались формы из грушевой древесины, которые сначала опускались в краску, а потом - на бумагу (илл. 25). Многоцветные обои в середине XIX века также изготавливали вручную. Напечатав отдельный кусок одной краской, его отправляли в сушку, затем выглаживали, и только после этого наносили следующий цвет. После окончательного нанесения рисунка, каждую деталь просматривал мастер, и, при необходимости дорабатывал его с помощью кисти.

Как и в ситцепечатной машине, главную работающую часть обойнопечатной машины представляли печатные гравированные валы, вращающиеся с определенной скоростью вокруг большого барабана или пресса (илл. 23). Если раппорт состоял из нескольких красок, то на станке использовалось несколько печатных валов (по количеству цветов).

После печати обои всегда высушивались. На обойных фабриках для этого применялись специальные сушильни.

При производстве дешевых обоев высушивание являлось последней операцией, после чего они только разглаживались и сворачивались в рулоны. Обои «средней добротности» и высшего сорта подвергались дополнительной обработке: сатинированию или лощению, лакированию и т.п. Целью сатинирования является придание лицевой поверхности прочного блестящего вида. Лакирование было очень популярным приемом отделки обоев. Лак защищал нанесенные на бумагу краски от воздействия пыли и воды, обои становились более прочными и долговечными (илл. 24).

Главным материалом для изготовления бархатных обоев служили отходы суконных фабрик, так называемая «стрижка», представляющая собой мельчайшие шерстяные волоски. «Стрижка» наносилась на бумажную основу с помощью специального клеевого состава.

Обои, имитирующие тисненую кожу, изготавливались путем выдавливания на них рисунка с помощью специальных прессовальных машин. Главной частью таких прессов - штамповых и вальцовых - была металлическая матрица, на которой был вырезан узор. «Обои с коричневым грунтом, расцвеченные золотом и светлыми красками, с вытисненным рельефным узором, весьма приближаются к старинным кожаным обоям. Высокие дорогие сорта обоев нередко расцвечиваются металлическим золотом, серебром и бронзою или в листах, или же в порошке. Для воспроизведения металлического узора по бумаге предварительно печатается узор масляным лаком или густым раствором клея»5.

Большой популярностью в конце XIX века пользовались обои, имитирующие мрамор, гранит, дерево. Краски в обойном производстве использовались как минерального, так и органического происхождения.

Роль искусства обоев в формировании интерьеров барокко в России XVIII века

В ее оформлении используется обилие золотого декора, ковров, драгоценных камней. Но самое главное в этом интерьере - это роспись стен и потолка, насыщенная растительным орнаментом. Стены по вертикали разделены на два типа расписных секций. Одни - широкие - помещаются над оконными, дверными проемами и непосредственно над троном, другие -узкие - располагаются между широкими полосами, создавая определенный ритмический строй стены. Друг от друга эти повторяющиеся элементы отделены бордюром красного цвета. Благодаря такому членению, в результате особенностей нанесенного орнамента, эти полосы определенным образом напоминают раппорт обоев. По-горизонтали стены разделены на две части - «цокольную», где роспись имитирует натуральные камни, и основную.

После окончания войны с Польшей, в 60-е годы XVII века, в оформление дворцового интерьера активно проникают предметы европейского быта и всевозможные «диковинные вещи». В 1666 году во дворец были привезены обои из золоченой кожи, которыми были обтянуты двери Престольной Палаты и Третьей комнаты Теремного дворца. Следует отметить, что впоследствии декоративные кожи будут не только привозить из-за границы, но и выделывать в Москве. «С одной стороны, мы имеем дело с возрождением старинных национальных традиций, с обращением к приемам и формам народного творчества, с широким использованием мотивов деревянного зодчества, с увлечением немного наивной и, вместе с тем, пышной узорностью и пестротой. С другой стороны, в русской архитектуре XVII века, начиная уже с 20-30-х годов, намечается все более тесное и последовательное сближение с Западом, с общеевропейской стилистической эволюцией, все усиливается наплыв в Москву иноземных мастеров, все чаще сменяются волны западных влияний»7.

В домах допетровского времени, часто несимметричных в плане, на первых этажах размещались служебные помещения, кладовые, на вторых -парадные горницы и жилые комнаты, а выше - светлицы. Мужская и женская половины традиционно разделялись.

В начале XVIII века стены каменных и деревянных домов обшивались еловым или сосновым тесом - переняв обычай XVII столетия. Такой способ отделки использовался преимущественно в жилищах небогатых людей. В царских и богатых домах часто применялась штукатурка. Каменные своды и стены покрывались известковым раствором и белились. «В оных светлицах во всех подбито холстом и выбелено. И налишники у всех окон и у дверей столярные крашены празеленью»8 -таково описание комнат в Путевом царском дворце в селе Воздвиженском.

Парадные же палаты отличались богатством узорочья, яркой, нарядной «пестротой» цвета, которые создавали представление о красоте мирской жизни, устроенной по подобию небесной. Декор интерьера, символически значимый, оказывал не только мировоззренческое, но и сильное эстетическое воздействие и выполнял просветительскую функцию. Дивное, причудливое узорочье составляло главную особенность ансамбля интерьера XVII века, выражавшего эстетический идеал человека, его представление о «прекрасном жилище бога и избранных им». Даже активно использовавшиеся в комнатах суконные ткани ярких цветов, помимо функциональной роли (для лучшей теплоизоляции в условиях сурового климата) несли в себе и декоративное и символическое начало. «Во время траура использовались черное, коричневое или темное сукно, в остальное время - зеленое и красное. В казенных палатах красное сукно было обязательным» . В торжественные дни и во время посольских приемов из кладовых доставались богатые декоративные ткани - бархаты, аксамиты, атласы и парча, - которыми заменяли зеленое и красное сукно. «Царский московский дворец в XVII веке уподоблялся во многом своим древнейшим идеалам - дворцам библейским и особенно Константинопольскому, как более близкому по времени и обычаям»10.

Ярким примером проявления принципа декоративности в интерьере является убранство Лефортовского дворца. Основную его часть, обращенную к реке Яузе, построил архитектор Д. Аксамитов для Ф. Лефорта в 1697-1699 годах. В XVIII веке возвели еще три корпуса, присоединив их к основному зданию. Торопившийся закончить строительство Петр I, наметил наиболее простой и привычный для древнерусской архитектуры способ оформления интерьеров парадных палат - обивку стен тканями. При этом была отдана дань увлечению произведениями китайского прикладного искусства. Опись «пожиткам оставшимся со смерти генерал-адмирала Франца Яковлевича Лефорта, показания бывших на нем долгов и раздача оных пожитков» от 15 марта 1699 года , дает нам представление об убранстве интерьеров дворца.

Главный Петровский зал: «палата обшита шпалерами и сукном красным, подволока писаная». Здесь много больших зеркал в янтарных, стеклянных, резных золоченых рамах. Остальные помещения также оказались отделанными различного рода тканями, определившими название палат. Первая комната названа «палата, что обита кожами золотыми». Вторая палата была «обита китайскими материями различных цветов». Третья также отделана в китайском вкусе: стены ее декорированы «камками китайскими, подволока писаная». Здесь же вертикальными повторяющимися полосами развешены китайские материи с характерным для него рисунком птиц в медальонах, драконами и пр. Затянутый тканью потолок был украшен живописью, носившей характер непрерывной вязи узора. Четвертая комната названа «белой палатой», так как была целиком обтянута белой тканью, но в контраст этому цвету была украшена картинами в черных рамах. Пятая и шестая комнаты еще не имели отделки. Седьмая палата описывается как «черная палата, что убита черным сукном».

О праздничном оформлении Петровского зала дает представление гравюра А. Шхонебека «Свадьба шута Феофилакта Шанского» 1702 года (илл. 30). Декоративный образ интерьера создан, в основном, средствами текстиля: плоский потолок обтянут узорной тканью с крупным живописным орнаментом свободно разбросанных по фону растительных форм. Стены с окнами и зеркалами в простенках между ними покрыты обоями с мелким орнаментом, создающим ритм удлиненных вертикалей и более коротких горизонталей. Четыре большие шпалеры подняты под потолок. От углов шпалер спускаются до пола длинные ленты с рельефными овальными формами, подчеркивающими размеренный вертикальный ритм узора стены. Углы интерьера акцентированы такими же длинными полосами с изображением птиц, отделенными друг от друга короткими горизонтальными бордюрами. Левая стена задрапирована сверху донизу раздвигающимся в центре занавесом - узорной восточной тканью с широким бордюром сверху. Бордюр совпадает по высоте с гобеленом.

Интерьеры раннего классицизма - начало истории бумажных обоев в России

В годы окончания строительства галерея была обита текстильными русскими обоями брусничного цвета, тон которых подчеркивал окрашенные под зеленый мрамор нижние панели. Теплая гамма Проходной противопоставлялась холодному колоритом Итальянского павильона. Это соответствовало принципу контраста, на котором строилась композиция всех смежных интерьеров дворца.

Итальянский павильон - самый богатый по отделке и стилистически наиболее сложный интерьер во дворце. Четыре надкаминных зеркала, помещенных по бокам богато декорированных порталов, как бы разрывают плоскости стен и создают иллюзию дополнительных пространств. Полихромность интерьера Итальянского павильона обозначена бумажными обоями, которые до сегодняшнего дня сохранили яркость колорита (илл. 42). Использованный здесь прием оформления бумажными обоями требовал особой аккуратности и почти ювелирной тщательности. Вырезанные из цельных листов сцены античной мифологии, отдельные орнаменты, композиции из цветов, масок и экзотических птиц наклеивались на холст, рисунок дорабатывался кистью, и полотно размещалось на стены и потолок . Таким образом создавались полихромные композиции плафонов основного зала, а так же плафонов и стен «кабинетцев» Итальянского Павильона единственного интерьера в музеях нашей страны, где сохранились образцы цветных французских обоев конца XVIII века.

В комнатах и залах усадьбы Кусково была применена единая система оформления стен: внизу - деревянная панель, наверху - довольно скромный карниз, а между ними декоративные ткани или бумажные обои, прикрепленные к стене рамами из багетов-«дорожников», либо деревянные, украшенные резьбой и лепкой филенки. Такая общность оформления придает интерьерам ансамбля единство. Цвет отделки, вид и насыщенность орнаментального решения составляет различие пространствам. В комнатах, отделанных тканями, стена, расположенная против окон, обшивалась деревом, окрашенным в светлые тона, представляя контрастный фон для глубоких тонов обивки, нарушая однообразие тканевого убранства. Деревянные обшивки стен делали залы светлее и оживляли интерьер дворца. Некоторые комнаты получили свое название по цвету их стен. Так, Малиновая (или Угловая) гостиная, соответственно, была обита штофными обоями малинового цвета (илл. 43). Стены Личной уборной обиты нарядным ситцем (илл. 44). Это придает ей уютный вид, лишенный изысканной парадности. Стены Прихожей обиты тканью, так называемой «брокателью», и восстановлены музеем (как и остальные обивки в усадьбе) в 1949 году по образцам обивочных материалов XVIII века.

Также бумажные обои появились и в императорских резиденциях. В первую очередь, это были привезенные обои из Европы и Китая. В Екатерининском дворце можно увидеть несколько комнат, оклеенных восточными бумажными обоями. Одним из наиболее ярких примеров является Китайская голубая гостиная (илл. 45). Ее стены украшают бирюзово-голубые панорамные обои, на которых можно увидеть изображение сцен из восточной жизни. Примечательно, что данное оформление стен сочетается с классицистическим декором в убранстве потолка, мебели и камина. То есть в интерьере Китайской голубой гостиной встречаются восточные мотивы, присущие стилю рококо, и, появившийся в конце XVIII столетия классицизм.

К концу XVIII века бумажные обои стали применяться повсеместно. Способы применения остались прежними - сплошная оклейка стены и фрагментарное включение обоев в багетах. Орнамент мог быть ковровым; раппорт при этом многократно повторялся по ширине листа. Нередки были случаи, когда раппорт был размещен на всю ширину листа. Чаще всего использовались утонченные хитросплетения растительного орнамента. Но встречаются и более монументальные композиции, например, ваза с пышным букетом цветов.

Широкое распространение в конце XVIII века получили полосатые обои. Рисунок их не настолько прямолинеен и монументален, как это будет позже, в эпоху зрелого классицизма. Полосатый орнамент состоит либо из тонкой графичной сетки, либо стилизует светотеневую композицию в складках свободно висящей драпировочной ткани, либо изображает висящие гирлянды. В декоре стен полосы часто сочетаются с растительным и геометрическим орнаментом. Применялся и так называемый орнамент «гротеск», изображавший сложные композиции из изображений растений, птиц, масок и фантастических существ. Эта тема в орнаменте классицизма была заимствована из ренессанса, который активно цитировал древнеримские образцы. Сложные, зашифрованные композиции стали одним из непременных атрибутов интерьера классицизма: в росписях и орнаментах на темы античных сюжетов, языком символов и аллегорий, раскрывались гражданские идеи времени. Растительные элементы, маски, мифологические фигуры, повествовали о реальных событиях текущего времени, и язык этих аллегорий был понятен и доступен современникам. Принятая в барокко средневековая геральдика и система аллегорий уступила место античному мифу в эпоху классицизма, одним из принципов которого была условность, пронизывающая все сферы жизни - от танцев до костюма.

Привозимые из Европы обои и ткани вносили в русский интерьер XVIII века новую декоративную систему и новые орнаменты, разработанные художниками, - гирлянды, корзины, арабески, «рога изобилия», снопы колосьев, музыкальные инструменты и прочие. Композиция, включавшая эти мотивы, решалась строго симметрично и заключалась в пышные обрамления; она отличалась утонченностью и легкостью, тем самым, намечая переход к новым художественным принципам декора.

В декоре обоев наиболее отчетливо отразились стилистические изменения в убранстве интерьера и его пластическом решении: оформление обоев в багетные рамы, использование локальных цветов для одного пространства, построение контрастных цветовых композиций соседних комнат за счет ярких стеновых покрытий. Таким образом, в эпоху барокко обои стали играть роль основы цветовой композиции (как отдельного интерьера, так и интерьерного ансамбля дома). Барочная идея иллюзорной трансформации пространства реализовалась средствами пейзажных и панорамных обоев, использованием зеркал в декорировании стен. Пышные растительные орнаменты на тему цветения, плодородия и изобилия украшали обои середины XVIII века, которые оформляли жилища вельмож, являясь выражением их образа жизни, протекавшей «в величавшей неге». «Представители древних родов и «жалованные дворяне», нажившие огромные состояния, стремились в облике и убранстве новых дворцов и усадеб не просто отразить свой социальный и имущественный статус, но и превзойти соседей в роскоши... Сохранившаяся отделка «Золотых комнат» дома отставного бригадира И. И. Демидова дает представление о декоративном убранстве подобного рода помещений - с орнаментальными росписями плафонов и лепными фризами»

Обои эпохи модерна как основной элемент создания художественного образа интерьера

В XVIII веке в России начал складываться художественная промышленность, ее задачей стало обеспечение государства изделиями декоративно-прикладного искусства.

Начиная с XVII века, монархия стремится поставить себе на службу художественное ремесло. Для реализации этой задачи в конце XVII столетия были организованы кремлевские дворцовые мастерские - Золотая и Серебряная палаты и государственная сокровищница - Оружейная палата. При Московской Оружейной палате работали и «мастера-пестрядильники», которые изготавливали набивные ткани по заказам государева двора. Материи из мастерских шли на изготовление шатров, белья, перин, а так же для обивки стен. Рисунок для набоек зачастую выполняли иконописцы, так например, «в Московской Оружейной палате хранится верх походного шатра царя Алексея Михайловича второй половины XVII века. Великолепная набойка исполнена иконописцем Салтановым» .

Существовала тенденция, когда продукция давала названия местностям, где она производилась или продавались. Так, например, район Хамовники происходит от индийского слова «хаман» - бумажное полотно. Некогда существовавшее село Киндяково получило свое название от набивных бумажных тканей из Персии - киндяков.

Основная доля декоративных тканей для отделки интерьеров выпускалась на российских фабриках. В стране производились как традиционные материи - сукно, льняное полотно, камка, так и бархат, атласы, штофы, которые в большинстве своем подражали иностранным тканям. «Дворцовое ведомство и высшее дворянство использовали в основном привозные материалы. Если и применялись отечественные ткани, то они в большинстве случаев выделывались по заграничным образцам» .

В Петербурге до 1858 года активно работала Шпалерная мануфактура, но со снижением спроса на дорогие тканые картины ее закрыли. Большой популярностью пользовалась продукция Александровской мануфактуры - шелковые панно и ткани для интерьерных отделок. Но все же главным центром текстильного производства была Москва. На московских фабриках производили почти половину всей текстильной продукции - шелка, позументы, хлопчатобумажные ткани.

Расцвет текстильной промышленности пришелся на середину XIX века. В «Описании Первой публичной выставки российских мануфактурных изделий» 1829 года состояние этой отрасли оценивается следующим образом: «Давно ли еще шелковые наши фабрики были в самом посредственном состоянии. Не более как за 20 лет, у нас делали только легкие тафты, полосатые и подкладочные. Только Купавинская и г-д Лазаревых фабрики приготовляли в малом количестве богатые штофы, бархаты, атласы, ленты. Но нынешняя выставка представила взорам публики блистательнейшее торжество шелковых наших фабрик. ... Блеск цветов, красивость и разнообразность узоров, изящный вкус, многоразличие тканей, горденаплев ... атласов, бархатов, штофов, парчей, глазетов и проч. И проч., доброта матерей и превосходная отделка, все доказало что шелковые наши фабрики достигли уже той степени совершенства, которая сближает их с лучшими иностранными» . Среди самых популярных производителей декоративных тканей известны фабрики Кондрашева, Сапожниковых, братьев Тучковых, Полякова, Колокольникова.

В отличие от текстильного производства бумажная отрасль не являлась сильно развитой на Руси, и первые упоминания о таком направлении, как обойное производство, появляются только к концу XVIII столетия. И.Г. Георги в 1794 году пишет, что в Петербурге имеется: «Несколько мануфактур для бумажных обоев, из коих в 1789 году две только записаны. Одна из них существует уже с 1754 года. Работа на оных уступает привозной по большей части в узоре и правильности в рисовке, однако ж бывают всегда на твердой бумаге и расписаны свежими красками, а при том в сравнении чужестранными весьма дешевы, от чего их много и раскупают, тем более, что здесь самые простые избы обиты обоями» . Это первое упоминание в литературе о существовании в России обойной промышленности, как продукции. Выпускавшаяся в то время бумага имела ограниченный формат и была шириной 52-54 см, а средняя толщина листа 0,22 мм . Это определило особенность промышленного производства обоев и размер печатного раппорта. В связи с переменами в социально-экономической системе середины XIX века, которые повлекли за собой изменения в спросе на бытовые товары и предметы домашней обстановки, возникла необходимость в массовом производстве и в использовании машинного оборудования. Арсенал обойной фабрики представлял собой машинный парк, состоящий из печатной обойной машины, развешивательного аппарата и гофрировочной машины, а также сушилки. Для работы на производстве нанимались такие специалисты, как печатники, лущилыцики, грунтовщики, катальщики, закладчики и упаковщики. Тем не менее, даже в начале XX века все еще продолжал применяться старый способ печати (досками-клише) - его использовали при производстве высших сортов обоев, требующих тщательной отделки. «...Несмотря на все преимущества машинного печатания, дающего красочные узоры, машинные обои как продукт массового производства, будет всегда не соответствовать тем требованиям, которым удовлетворяла ручная работа. Если требуется ручная работа и такие узоры, где по необходимости несколько красок приходятся одна на другую или же если вопрос идет о достижении известных эффектов, причем вопрос о стоимости от производства не имеет существенного значения» . Современники отмечают, что ручная работа на фабриках ориентирована на изготовление дорогих обоев, и такие мастера есть на каждой большой фабрике.

Обойное производство стало важной и быстро растущей отраслью промышленности России первой половины XIX века. С середины столетия в обеих столицах получают широкое распространение изделия фабричной промышленности, служащие для внутренней отделки жилых помещений. Активный подъём обойного производства в 1820-1830-х годах был связан с заменой отдельных листов бумаги, использовавшихся ранее, бумагой в рулонах, так называемой «бесконечной бумагой», изобретенной французом Луи Робертом. Это дало возможность художникам создавать новые орнаменты, не ограничиваясь более длиной листа. Бумага, используемая для обоев этого периода, имеет следующие характеристики: ширина 47 см, толщина листа 0,10-0,12 мм . Большинство фабрик получают

Похожие диссертации на Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века