Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала XX вв. Позднякова Ксения Григорьевна

Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала XX вв.
<
Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала XX вв. Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала XX вв. Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала XX вв. Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала XX вв. Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала XX вв. Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала XX вв. Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала XX вв. Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала XX вв. Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Позднякова Ксения Григорьевна. Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала XX вв. : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 СПб., 2006 229 с. РГБ ОД, 61:06-17/62

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Искусство керамики в контексте развития российских художественных мастерских конца XIX - начала XX вв .

1.1. Керамика абрамцевского круга художников 15

1.2. Творческое наследие М.А.Врубеля в области художественной керамики 33

1.3.Художественные мастерские и артели: Талашкино, Кикерино, «Мурава» 54

ГЛАВА II. Русское декоративно-прикладное искусство в выставочной практике конца XIX - начала XX вв.

2.1. Произведения декоративно-прикладного искусства в экспозициях профессиональных выставок 64

2.2.Новые концепции организаі{ии выставочной деятельности 71

2.3. Участие русских художников в проведении меэ/сдународных выставок декоративно-прикладного искусства 75

Глава III. Теоретические и практические проблемы декоративно-прикладного искусства на страницах художественных журналов России конца XIX — начала XX вв.

3.1. Идея возрождения прикладного искусства на страницах журнала «Мир искусства» 84

3.2.Журнал «Зодчий» о синтезе искусств в новой художественной практике декоративно-прикладного искусства 95

3.3.Журнал «Керамическое обозрение» о возрождении прикладного искусства, проблемах художественно-промышленного производства и развитии системы специального образования 101

3.4.Журнал «Искусство и худоэюественная промышленность» о проблемах русского прикладного искусства и мировой художественной практики 115

Заключение 122

Список использованной литературы 126

Список иллюстраций 143

Приложение I. Таблицы 148

Приложение II. Иллюстрации 173

Введение к работе

Многоаспектная тема данного диссертационного исследования -«Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала XX вв.» - включает в себя проблему поиска новых образов и форм в области декоративно-прикладного искусства, осуществлявшегося в этот исторический период профессиональными художниками. В то время многие известные мастера занимались одновременно живописью, керамикой, мебелью и архитектурой, выполняли эскизы и сами изделия прикладного искусства, славились своими декорационными работами. Художники не просто эстетически обогатили, облагородили предметную среду, но и приобрели огромное влияние на общественное мнение, на процесс приобщения к искусству тех слоев населения, которые ранее довольствовались массовой промышленной продукцией.

Вместе с другими видами декоративно-прикладного искусства керамика вошла в художественное пространство городской архитектуры и жилого интерьера, формируя повседневное окружение горожанина.

Благодаря разнообразию художественных и технологических возможностей керамика получила широкий диапазон применения: от бытовой посуды до декоративной полихромной скульптуры, от архитектурно-декоративных элементов интерьера (печи, камины, лежанки) до монументально-декоративных доминант архитектуры.

Керамикой занимались И.Е.Репин, М.А.Врубель, В.М.Васнецов, В.А.Серов, К.А.Коровин, А.Я.Головин, Н.К.Рерих, С.В.Чехонин, И.И.Левитан, В.Д.Поленов, Е.Д.Поленова, С.И.Мамонтов и многие другие. Некоторые исследователи готовы назвать до 140 художников, работавших в области керамического искусства.

В этот период были созданы и активно действовали уникальные мастерские прикладного искусства: Абрамцево, Талашкино, «Мурава», Кикерино, мастерские при Строгановском училище технического рисования в Москве и в Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица в Санкт-Петербурге. Тогда же необычайно возрос интерес к прикладному искусству в Европе, что нашло свое отражение в экспозициях международных выставок. К периоду рубежа XIX-XX веков относится и становление в прикладном искусстве русского и неорусского стилей, доминировавших в творчестве русских художников того времени.

Новаторская деятельность художников рубежа XIX-XX веков в области керамического творчества органично включала в себя разработки и практическое использование методов художественного проектирования, которые применимы и в современных условиях.

Сегодня практика декоративно-прикладного искусства открывает возможности для многочисленных художественных новаций как в области изобразительных искусств и архитектуры, так и в сфере промышленного производства. В условиях использования высоких технологий и распространения универсальных эстетических принципов актуальной остается проблема уникальности художественных решений в области декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна.

Несмотря на сложность экстраполяции исторического опыта на современную художественно-проектную практику, очевидна необходимость изучения и творческого переосмысления новаторской деятельности ведущих мастеров рубежа веков. Систематизация и анализ обширных материалов музейных фондов, художественных журналов начала XX века, каталогов выставок тех лет и переписки участников художественного процесса открывают дополнительные возможности для изучения развития русского декоративно-прикладного искусства в диахронном и синхронном срезах, а также для прак тического использования методов универсального художественного проектирования, разработка которых началась на рубеже ХІХ-ХХ веков.

В отечественной историографии имеется большое количество работ, в которых рассматриваются различные аспекты истории развития декоративно-прикладного искусства России конца XIX - начала XX вв., в том числе, описывается и изучается искусство керамики художников, но при этом не исследуется практика включения художников в систему декоративно-прикладного искусства как специфический культурный процесс, обладающий особыми характеристиками. Таким образом, специальное исследование по теме диссертации отсутствует.

Ценный вклад в историографию проблемы внесли, прежде всего, исследования теоретиков и практиков искусства рубежа ХІХ-ХХ веков. Так, А.Н.Бенуа в своем выдающемся труде «История русской живописи в XIX веке» посвятил отдельный раздел возрождению декоративного искусства на примере творчества В.М.Васнецова, Е.Д.Поленовой, К.А.Коровина, А.Я.Головина, С.В.Малютина. В том же ряду исследований искусствоведов-современников можно назвать работы С.К.Маковского, Н.Н.Врангеля и других. Немало интересных фактов о жизни самого А.Н.Бенуа и его участии в художественном процессе того времени собрано в монографии М.Г.Эткинда -«Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала XX века». Тема взаимодействия различных видов художественной практики конца XIX - начала XX вв. глубоко исследована А.А.Федоровым-Давыдовым. Особо следует отметить описание жизни и творчества М.А.Врубеля, представленное в 1911 г. в серии И.Э.Грабаря «Русские художники» С.П.Яремичем, который и до смерти художника нередко писал о его работе в журнале «Мир искусства».

В 1960-е гг. историю развития русской художественной керамики фундаментально исследовал А.Б.Салтыков, рассмотревший особенности монументально-декоративной майолики М.А.Врубеля, отметив новые пластические и технические приемы в творчестве художника.

Историю керамических мастерских и специализированных школ в России конца XIX - начала XX вв., исследовала К.Н.Пруслина, обратившая внимание на то, что искусство периода рубежа веков оказалось наименее изученным в российском (советском) искусствоведении 1970-х гг. Ценность работ К.Н.Пруслиной заключается, в частности, в том, что у автора была возможность подробно изучить как собрания крупнейших музеев, так и небольших провинциальных и частных коллекций. Проблема полихромии в станковой скульптуре рубежа веков разработана В.С.Турчиным, который рассмотрел стилистические особенности работ М.А.Врубеля в контексте развития стиля модерн.

Комплексное исследование деятельности Абрамцевского художественного кружка и мастерских было предпринято группой известных искусствоведов: Е.Р.Арензон, В.А.Невским, Э.В.Пастон, И.В.Плотниковой, И.А.Рыбаковым, Г.Ю.Стерниным в 1980-е гг.

В современной искусствоведческой литературе среди работ, посвященных деятельности Абрамцевского художественного кружка, в первую очередь необходимо отметить уникальную по полноте охвата материала работу Э.В.Пастон - «Абрамцево. Искусство и жизнь».

Среди специальной литературы, посвященной керамике художников абрамцевского круга, наибольший интерес представляет фундаментальное исследование О.И.Арзумановой, В.А.Любатович, М.В.Нащокиной -«Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии», посвященное деятельности абрамцевской керамической мастерской. Авторы прослеживают историю развития абрамцевского керамического производства, определяют круг художников, работавших в керамической мастерской на протяжении всех периодов ее существования, а также структурируют весь ассортимент керамической продукции Абрамцева. Помимо этого впервые публикуется каталог собрания абрамцевской керамики МГУИЭ, включающий малоизвестные керамические работы. Наиболее ценным источником для последующих исследователей керамики Абрамцева, на наш взгляд, представляется редкий документальный материал, включающий каталог выставки художественной индустрии 1915/16г. галереи Лемерсье и описи завода художественной керамики «Абрамцево», а также словарь художников керамико-художественной мастерской «Абрамцево».

Жизни и творчеству художников, в том числе живописцев, занимавшихся керамикой в конце XIX - начале XX вв., посвящен ряд работ современных исследователей. Например, творчество А.Я.Головина стало объектом специального рассмотрения Д.З.Коган и С.А.Онуфриевой, о М.В.Якунчиковой писал М.Ф.Киселев. Среди исследователей творчества М.А.Врубеля - П.К.Суздалев, Н.М.Тарабукин, Н.А.Дмитриев, Н.Г.Шумский; сравнительный анализ творчества М.А.Врубеля и Н.К.Рериха дан в работе Н.В.Сергеевой - «Рерих и Врубель: Эстетика русского живописного символизма».

Огромное значение для данного диссертационного исследования имели многочисленные исследования архитектуры московского модерна М.В.Нащокиной. С работами М.В.Нащокиной перекликаются более ранний труд В.С.Горюнова и М.П.Тубли «Архитектура эпохи модерна: Концепции. Направления», также посвященный архитектуре эпохи модерн. Подробное описание архитектурных памятников петербургского модерна дано в работе Б.М.Кирикова «Архитектура петербургского модерна: Особняки и доходные дома». Теоретические и практические вопросы использования керамики в архитектуре рассматривает в своих работах О.И.Пруцын.

Важной теоретической основой для разработки данной темы стали труды современных ведущих российских искусствоведов, разрабатывающих проблемы стиля модерн, а также исследования, художественной жизни России конца XIX - начала XX вв. Д.В.Сарабьянова, Е.И.Кириченко, Г.Ю.Стернина, Е.А.Борисовой, И.А.Муравьевой, М.Г.Неклюдовой. В 1970-е гг. был написан (опубликованный только в 1989 г., переизданный с некоторыми дополнениями в 2001 г.) фундаментальный труд Д.В.Сарабьянова «Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы», посвященный истории и основным особенностям стиля модерн, проблемам синтеза искусств, принципам формообразования в стиле модерн. Теоретические положения многих других работ Д.В.Сарабьянова также использованы в диссертационном исследовании.

Целый ряд примененных в данной работе методов анализа и интерпретации материалов сформулирован в трудах С.М.Даниэля и М.Ю.Германа.

Среди трудов, посвященных истории и фактологической основе художественных процессов, проходивших в России в конце XIX - начале XX вв., а также стилевым особенностям русского искусства того периода, выделяются работы Г.Ю.Стернина, воссоздающие художественную атмосферу России рубежа веков в тот или иной период, каждый из которых обладал своими особенностями. Отдельные труды ученого посвящены событиям 70-80-х гг. XIX в. и второй половины 1890-х гг., специальные исследования дают картину художественной жизни 1900-1910-х гг. В ряде работ Г.Ю.Стерниным рассматриваются русская художественная культура и художественная жизнь конца XIX - начала XX вв. в целом. Среди работ, посвященных художественной жизни Москвы и Петрограда в революционный период, можно отметить монографию В.П.Лапшина «Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году».

Фольклорные образы в искусстве 1870-1880 гг. на материалах Абрамцевского художественного кружка изучал В.И.Плотников. Влияние византийских и древнерусских традиций на творчество М.Врубеля рассматривается в теоретической работе М.Г.Неклюдовой «Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века».

Неорусское направление в конце XIX— начале XX века в России захватило и изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Термин «неорусский стиль» (на примерах из различных областей русского искусства) впервые обоснован в трудах Е.И.Кириченко - и особенно обстоятельно в прекрасно иллюстрированной книге «Русский стиль», вышедшей в издательстве «Галарт» в 1997 г. Работа посвящена исследованию основных тенденций в искусстве России, отражавших национальную самобытность и традиции древнерусского народного искусства XVIII — начала XX вв. Плодотворным для исследователей, рассматривающих проблемы развития прикладного искусства конца XIX - начала XX вв., стало описанное Е.И.Кириченко «движение» термина «неорусский стиль». На примере прикладного творчества М.А.Врубеля, Е.Д.Поленовой, А.Я.Головина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, мастерских Абрамцево, Талашкино, «Мурава», Кикерино Е.И.Кириченко раскрывает содержательные особенности неорусского стиля, что позволяет точнее определить стилевые особенности творчества конкретных авторов и произведений.

Большинство специалистов относят декоративно-прикладное искусство конца XIX— начала XX вв., в том числе и керамику, к «новому стилю». Однако сам «новый стиль» (иногда «новое течение», «новое направление») исследователи определяют по-разному. Как правило, большинство произведений искусства, выполненных в манере, отличной от предыдущих стилей (классицизма, импрессионизма, символизма), называют предметами искусства модерна или подразумевают модерн, используя словосочетание «новый стиль». В работах ведущих исследователей рубежного времени прослеживается мысль об одновременном существовании в тот или иной период ряда стилей в художественном творчестве.

В плане рассматриваемой проблематики особый интерес представляют реконструкции картин повседневной жизни в период модерна (работы И.А.Муравьевой и других). ! Интересно отметить, что в двух зарубежных исследованиях, одно из которых представляет собой объемное изложение истории развития мирового декоративно-прикладного искусства, а другое -оригинально представленную историю России и русской культуры, декоративно-прикладное искусство практически не упоминается. Это исследование А.Морана «История декоративно-прикладного искусства: от древнейших времен до наших дней» и работа С.Масси «Земля Жар-птицы: Краса былой России».

Диссертация базируется как на фундаментальных исследованиях, так и на разнообразных источниках, включающих материалы из музейных фондов, каталоги художественных выставок, художественные журналы того времени, воспоминания художников и их современников, материалы личной переписки.

В работе изучены материалы из музейных фондов декоративно-прикладного искусства Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, музея-усадьбы Абрамцево (в первую очередь - коллекция майолик М.А.Врубеля, собранная и частично атрибутированная сотрудником музея В.А.Невским), фондов и экспозиций музея-усадьбы Коломенское, музея декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, музея декоративно-прикладного искусства Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г.Строганова, осмотрены коллекции декоративно-прикладного искусства ряда французских и чешских музеев, привлечены данные Этнографического бюро кн. В.Н.Тенишева.

Отдельную группу источников диссертационного исследования, использованных для изучения и систематизации керамических произведений художников, образуют российские и зарубежные каталоги художественных выставок, путеводители различных музеев, художественные альбомы, содержащие богатый иллюстративный материал по теме. Целый ряд необходимых сведений общего характера обнаружен в справочных изданиях под редакцией Т.В.Калашниковой, Ж.Кассу, В.Г.Власова.

Следующая группа источников включает воспоминания, дневники и материалы переписки русских художников-керамистов и их выдающихся современников - участников художественного процесса того времени: К.С.Станиславского, В.М.Васнецова, М.В.Добужинского, К.А.Коровина, В.Я.Брюсова, С.А.Щербатова, В.Д.Поленова, М.К.Тенишевой, М.А.Волошина, А.Я.Головина, М.А.Врубеля, В.А.Серова, Т.А.Сухотиной-Толстой, Л.Н.Толстого, В.В.Стасова, А.В.Прахова и многих других.

В плане рассмотрения технологических приемов декорирования керамических произведений особое значение имели специальные работы керамистов-технологов того времени: П.К.Ваулина Н.Ф.Роота, А.В.Филиппова.

Важнейшим источником диссертационного исследования стали художественные журналы конца XIX - начала XX вв.: «Мир искусства», «Зодчий», «Искусство и художественная промышленность», «Керамическое обозрение», «Искусство строительное и декоративное», «Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки» и ряд других.

Исторический и искусствоведческий анализ художественной периодики позволил изучить проблематику художественных дискуссий того времени и основы организации выставочной деятельности, изучить принципы теории и практики декоративно-прикладного искусства рубежа веков.

Объектом исследования в диссертации определено культурное наследие русских художников конца XIX - начала XX вв. в области керамики.

Если большинство самих работ художников широко известно, введено в научный оборот и описано в различных каталогах и искусствоведческой литературе, то специфика включения художников-живописцев в практику декоративно-прикладного искусства как отдельная тема исследования до последнего времени оставалась на периферии внимания специалистов.

Предметом исследования выступает практика включения русских художников в область декоративно-прикладного искусства, рассмотренная на материале художественной керамики конца XIX - начала XX вв.

Под практикой включения в данном случае понимаются способы и обстоятельства участия художников-живописцев в динамичном процессе создания и распространения предметов декоративно-прикладного искусства в российском обществе конца XIX - начала XX вв. Прежде всего, работа в специализированных мастерских, участие в тематических выставках и творческих объединениях, публикации в журналах, общение и переписка с другими участниками художественного процесса того времени: искусствоведами, литераторами, меценатами.

Цель диссертационного исследования - изучить основные особенности процесса включения русских художников в область декоративно-прикладного искусства конца XIX - начала XX вв.

В процессе изучения темы решается ряд задач:

1. Выявить основные источники, раскрывающие многоплановость новаторской практики русских художников в области декоративно-прикладного искусства конца XIX - начала XX вв.

2. Изучить и систематизировать материалы российских художественных журналов, освещавших деятельность ведущих мастеров в области декоративно-прикладного искусства.

3. Проанализировать опыт специализированных мастерских декоративно-прикладного искусства с точки зрения участия в их работе профессиональных художников.

4. Рассмотреть условия и обстоятельства участия русских художников в деятельности выставок декоративно-прикладного искусства.

5. Исследовать художественные особенности произведений керамики, созданных ведущими живописцами на рубеже XIX-XX веков.

Керамика абрамцевского круга художников

В конце XIX - начала XX вв. в России происходит формирование и активное развитие художественных центров и мастерских прикладного искусства, создаются специализированные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку мастеров для художественной промышленности. В практику декоративно-прикладного искусства включаются профессиональные художники, которые внимательно изучают традиции национального прикладного искусства и древнерусской архитектуры.2

В 1860 г. в Москве открылось Строгановское центральное училище технического рисования, объединившее две ремесленные рисовальные школы, первая из которых была открыта С.Г.Строгановым еще в 1825 г. Основной задачей нового училища стало обучение рисовальщиков для мануфактурной промышленности и развитие художественных способностей учащихся в области фабричного производства и ремесел. В 1864 г. при училище был создан художественно-промышленный музей, состоявший из художественного, промышленного и исторического отделов. В начале 1870-х гг. аналогичный музей организуется при петербургском Обществе поощрения художеств. В 1876 г. в Санкт-Петербурге открывается Центральное училище технического рисования барона А.Л.Штиглица, где в 1878 г. был организован учебный художественно-промышленный музей, заслуживший славу крупнейшего в России музея прикладного искусства.

В начале 1870-х гг. промышленник и меценат С.И.Мамонтов во время путешествия по Италии познакомился с участниками «Римского кружка»: профессором истории искусств А.В.Праховым, пенсионерами Академии художеств художником В.Д.Поленовым и скульптором М.М.Антокольским, композитором М.М.Ивановым. Под руководством М.М.Антокольского С.И.Мамонтов начал занимался скульптурой. По возвращении в Россию связь с кружком не прервалась, и почти каждое лето его члены подолгу гостили в подмосковном имении С.И.Мамонтова - Абрамцево. Именно в этот период закладываются основы абрамцевского художественного кружка, С.И.Мамонтов собрал вокруг себя выдающихся художников, принадлежавших к самым разным направлениям в искусстве. Среди членов абрамцевского кружка были передвижники И.Е.Репин и В.Д.Поленов; художники новых направлений - М.А.Врубель и К.А.Коровин; исследователь мифологии и древней старины - Н.К.Рерих; исследователи и продолжатели народных традиций - В.М.Васнецов, Е.Д.Поленова, АЛ.Головин, М.В.Якунчикова.

Абрамцево стало знаковым явлением в истории русского искусства. В различных видах искусства - керамике, предметах быта, изготовленных из разных материалов, в архитектуре, в создании русской оперы и декорационном искусстве, в развитии традиций народного творчества - Абрамцево превратилось в один из самых значительных центров художественной жизни России конца XIX - начала XX вв.

С.И.Мамонтов, организатор и вдохновитель всех художественных начинаний в Абрамцеве, построил на территории усадьбы отдельные мастерские для художников, а также столярную и гончарную мастерские.

Выделяется три периода в истории художественно-керамического предприятия «Абрамцево». Первым, кто обратил внимание исследователей на то, что работа гончарной мастерской С.И.Мамонтова обычно анализируется по первым, так называемым «усадебным» годам ее существования, был Е.Р.Арензон, предложивший новую, трехчастнуга периодизацию: - 1890-1895 гг. - в усадьбе; 1896-1900 гг. - в Бутырках: от Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде до Всемирной выставки в Париже; - 1900-1916 гг. - Абрамцево в русском искусстве начала века.3

Первый период общего увлечения керамикой художников абрамцевского круга более известен и связывается, прежде всего, с именами М.А.Врубеля, Е.Д.Поленовой, А.Я.Головина, А.С.Мамонтова, замечательного технолога П.К.Ваулина.

Второй период — годы между Нижегородской выставкой 1896 г. и Всемирной выставкой 1900 г. в Париже. Гончарный завод С. И. Мамонтова работает на 2-й улице Ямского поля, где на имя дочери (А.С.Мамонтовой) была арендована земля у пайщиков и сотрудников железной дороги. Мастерская С.И.Мамонтова активно включается в подготовку экспозиции Всемирной выставки. В частности, К.А. Коровиным, И.Е.Бондаренко и А.Я.Головиным выполнялось художественное оформление российских выставочных павильонов.

Е.Р.Арензон высоко оценивает сложнейший период в деятельности завода в Бутырках: «вещи выполненные в эти два-три года стали эталоном абрамцевской керамики и высшим достижением русского декоративно- прикладного искусства рубежа веков».

Третий период - 1900-1916 гг. Этот период в основном связан с архитектурной керамикой. Завод выполнял керамические заказы крупнейших архитекторов Ф.О.Шехтеля, В.Ф.Валькотта, С.В.Ноаковского, И.А.Фомина. Тогда в мамонтовском гончарном производстве были заняты видные молодые художники: П.В.Кузнецов, А.Т.Матвеев, С.Ю.Судейкин, И.С.Ефимов, С.В.Чехонин, Н.Н.Сапунов, П.И.Бромирский, А.Я.Брускетти и другие. Многие художники имели большой абрамцевский стаж, например, А.Т.Матвеев, П.И.Бромирский, С.В.Чехонин, П.В.Кузнецов. Некоторые проекты разрабатывались совместно с художественно-керамическим производством Гельдвейн-Ваулина, основанном в 1907 г. Так, майоликовый декор для Морского собора в Кронштадте выполнялся материалами из Абрамцева и Кикерина.

Первыми в Абрамцеве обратились к керамике живописцы: М.А.Врубель, К.А.Коровин, братья A.M. и В.М. Васнецовы, В.А.Серов, И.Е.Репин, В.А.Поленов, Е.Д.Поленова, А.Я.Головин. В абрамцевской гончарной мастерской В.А.Серов создал вазу «Чёрт, вылезающий из корчаги», С.И.Мамонтов и В.А.Серов вместе лепили «Шишигу», В.Д.Поленов исполнил вазу с росписью на античные сюжеты.

Почему в 80-х и особенно 90-х годах XIX - начала XX вв. керамика вызывала особый интерес у художников-живописцев? Этот вопрос исследовался во многих трудах, посвященных истории модерна. Один из ведущих исследователей искусства того времени Д.В.Сарабьянов уточняет, что увлечение живописцев керамикой было характерно как для русского, так и западного искусства. Проводя параллель «Галле - Врубель», Д.В.Сарабьянов устанавливает причины такого интереса. Это и стремление переосмыслить пластические формы, которым свойственны переливчатость и податливость, и возможность непосредственно участвовать в формировании эстетической среды.5

В этой связи представляется уместным вспомнить о керамическом искусстве французских живописцев рубежа веков. Феномену искусства керамики живописцев была посвящена масштабная выставка в музее фаянса в Марселе (сентябрь, 2000 г.). В выставочной экспозиции были представлены работы живописцев, начиная с 1885 г. - до наших дней. Каталог выставки является ценным источником для изучения особенностей керамической практики французских живописцев, в том числе в конце XIX - начале XX вв.6 Авторы исследования отмечают, что в конце XIX века во Франции активизируется художественная практика в области декоративно-прикладного искусства, характерным явлением этого периода является о появление мастерских независимых керамистов. Это были мастерские, открытые для творческих экспериментов и для подлинных ценителей декоративно-прикладного искусства. Именно они будут способствовать сотрудничеству между художниками и керамистами-практиками и помогут развить новые художественно-выразительные формы.

Творческое наследие М.А.Врубеля в области художественной керамики

Среди выдающихся мастеров, владеющих универсальными творческими приемами, наиболее яркий след в декоративно-прикладном, театральном и изобразительном искусстве рубежа веков оставил М.А.Врубель (1856-1910 гг). М.В.Нестеров в своих воспоминаниях написал: «Врубель и Серов - вот тема, на которой может сломать себе шею любое беспристрастие, любая объективность».23 И если участие В.А.Серова в декоративно-прикладном искусстве было эпизодическим, то М.А.Врубель - философ, художник, великий труженик поднял декоративно-прикладное искусство России, особенно керамическое и декорационное, до высочайшего уровня. Исследователи его прикладного творчества отмечают, что значение М.А.Врубеля, художника, непонятого до конца современниками, заключалось и в том, что он «...начертал широкий путь демократизации искусства, именуемого прикладным, что выразилось в бесчисленных его плакатах, декорациях, рисунках для обоев, росписи балалаек, майолики и т.д.».24

Многие из работ М.А.Врубеля до сих пор не найдены, неизвестны некоторые владельцы частных коллекций, включавших работы художника, в том числе, керамические изделия. Каталог выставки, составленный С.А.Онуфриевой к 100-летию со дня рождения М.А.Врубеля, далеко не исчерпывает всего его керамического наследия.25 Самое печальное, что произведения М.А.Врубеля иногда ошибочно приписываются другим художникам. Так, например, известно письмо М.А.Врубеля в редакцию журнала «Мир искусства», в котором художник сообщает, что орнамент во Владимирском соборе (слева от входа) был ошибочно приписан В.М.Васнецову, в то время как он «всецело моей работы, изображения и разработки».26 Неверная информация была напечатана в статье В.В.Стасова в журнале «Искусство и художественная промышленность». Это был единственный положительный отзыв критика, однако орнамент, высоко оцененный В.В.Стасовым, он приписывал В.М.Васнецову.

М.А.Врубеля часто относят к художникам-символистам, поскольку в основе его мифотворчества лежит особый способ мышления - мифологическое начало, фантастичность его произведений обладают своей особой характерностью, основанной, прежде всего, на стремлении выйти за пределы видимой оболочки вещей и явлений; по определению самого мастера, для его работ был важен «культ глубокой натуры», просматриваемой через внешний покров в ее тончайшей внутренней структуре, в «бесконечно гармонизирующих деталях». С другой стороны, в своем творческом поиске и формировании собственного стиля М.А.Врубель использовал обширные знания в области мирового художественного наследия: как древнерусского искусства, так и искусства средних веков, Византии, Возрождения, искусства Востока.

Универсальность таланта М.А.Врубеля в полной мере раскрылась в монументальных росписях, станковой живописи, декоративных панно, театрально-декоративном искусстве, графике, орнаменте, моделировании костюмов, и, наконец, в керамике. Независимо от материала, в котором работал художник, он каждый раз находил точное решение для воплощения своего творческого замысла. Как и другие ведущие представители нового стиля, М.А.Врубель был увлечен идеей о созидательной роли искусства, его значимости для формирования нового, духовно обогащенного, облика человека.

Сказочные персонажи М.А.Врубеля гармонично вписываются в иконографию модерна, но мастер вкладывает в них более глубокий смысл. За врубелевскими образами - будь то злой Демон, мифический Пан, сказочная царевна Лебедь, богатырь или русалки - стоят базисные для практически любой культуры оппозиции: добро / зло, жизнь / смерть, любовь / ненависть. Полисемантический характер иконографических образов М.А.Врубеля требует отдельного исследования.

В произведениях М.А.Врубеля прослеживается стремление художника к синтезу орнамента, формы и цвета. На врубелевские приемы построения формы, орнаментальное и декоративности в большой степени повлияла система П.П.Чистякова, которого художник до конца жизни считал своим единственным учителем. Главным принципом этой методики был структурный анализ формы.

Для достижения необходимой степени и глубины выразительности композиционного и колористического строя художник обращался к различным изобразительным материалам. В натурных произведениях, выполненных в различных техниках (графика, акварель, масло), преобладают портреты и натюрморты. В панно, декоративных и скульптурных произведениях возникают сказочные мифологические образы.

Стремление М.А.Врубеля к монументальному искусству, заметное в декоративных майоликовых панно, решение проблемы эстетизации и художественного преображения пространства с помощью станковой полихромной скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства, наконец, стремление к синтезу искусств - все эти задачи, решавшиеся художником через материал керамики, отвечали эстетической программе модерна.

Большое влияние на развитие интереса М.А.Врубеля к декоративно-прикладному искусству оказало Абрамцево. Войдя в мамонтовский кружок, М.А.Врубель окунулся в среду, близкую его мироощущению. В Абрамцеве были созданы все необходимые условия для развития артистического универсализма художника: интеллектуальная и художественная среда, всепоглощающая творческая обстановка. Идеалы кружка, его задачи и стремления к национальному своеобразию художественного творчества оказали заметное влияние, как на формирование общественных взглядов этого периода, так и на образный строй произведений М.А.Врубеля, в которых наряду с интернациональными образами появляется все больше национальных тем. С другой стороны, М.А.Врубель также оказал огромное влияние на членов абрамцевского кружка, особенно в области керамического творчества.

В тот период одной из важных идей керамического производства стала идея эстетизации жизни. Это обстоятельство являлось одной из главных причин интереса С.И.Мамонтова и его круга к керамике и организации керамических мастерских. В 1890 г. организовав в Абрамцеве гончарную мастерскую, С.И.Мамонтов привлек к новому керамическому производству М.А.Врубеля, почувствовав большой творческий потенциал художника. С 1891 г. М.А.Врубель стал фактически главным художественным руководителем мастерской в Абрамцеве. Занятия керамикой полностью поглотили фантазию и творческую энергию художника, оттеснив тем самым живопись.

Произведения декоративно-прикладного искусства в экспозициях профессиональных выставок

В конце XIX - начале XX вв. культурная жизнь в России переживает небывалый подъем. Появляется большое количество художественных журналов. Газеты посвящают искусству целые страницы. В Санкт-Петербурге, Москве и других городах бурно развивается театр, формируются художественные коллекции просвещённых купцов, возрастает интерес к старине, к истории России. Культурная жизнь изобилует концертами, лекциями и докладами, посвященными научным и художественным проблемам того времени, облегчаются требования цензуры (6 августа 1865 г. был принят закон «О предоставлении печати возможных облегчений»). В этой новой, более демократичной атмосфере активно создаются различные общества, в том числе, объединяющие людей искусства и его потребителей: Новое общество художников, организованное И.Е.Репиным и А.И.Куинджи; Общество архитекторов-художников, созданное в 1903 г. по инициативе выпускников Академии художеств.

Общество архитекторов работало под покровительством Великой княгини Марии Павловны. В 1907 г. этим Обществом создан музей «Старый Петербург», издавался «Ежегодник Общества архитекторов-художников».

Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины было образовано в 1909 г. по инициативе журнала «Старые годы» при поддержке других объединений. Представительствовал в этой организации видный историк - Великий князь Николай Михайлович. Общество вело активную деятельность по регистрации, реставрации и охране всех памятников, имеющих художественную ценность, способствовало распространению художественных знаний. В 1917 г. Общество прекратило своё существование. Императорское общество поощрения художеств действовало с 1882 по 1917 год. В 1917-1929 гг. работало Всероссийское общество поощрения художеств. В 1887 г. по инициативе этого Общества из кружка акварелистов (1880 г.) образовано Общество русских акварелистов (в 1917 г. - Императорское общество акварелистов, самораспустившееся в 1918 г.)

На рубеже веков было организовано ещё несколько крупных художественных объединений: общество русских аквафортистов (1871 г.); Товарищество передвижных и художественных выставок (1870-1923 гг.), проводившее ежегодные выставки в различных городах России; Русское художественно-промышленное общество (основано в 1909 г.); «Союз 36-ти». Список можно дополнить ещё десятками обществ, кружков, общин, артелей, клубов, бюро, обществ, организованных под именами различных художников, но и названных объединений достаточно, чтобы увидеть, как активно развивалась общественная художественная жизнь в России на рубеже веков. Конец XIX века ознаменовался также организацией крупных художественных музеев. В 1895 г. открылся Русский музей (до 1917 г. - музей Императора Александра III). Ещё раньше (в 1874 г.) в Соляном городке был открыт первый в Санкт-Петербурге Музей прикладного искусства.

В 1889 г. стараниями кн. М.К.Тенишевой, участвовавшей в постройке здания и приобретении экспонатов, был организован Смоленский историко-археологический музей. В 1897 г. открывается городской художественный и исторический музей в Нижнем Новгороде. В августе 1898 г. состоялась закладка Музея изящных искусств при Московском университете.

В 1910 г. в Вятке по инициативе братьев В.М. и A.M. Васнецовых, уроженцев города, открылся Художественный лицей. В 1912 г. в Москве, на Волхонке, открыт Музей изящных искусств Александра III, ныне Музей изящных искусств им. А.С.Пушкина. В том же году в Петербурге начал работать Институт истории искусств, учреждённый В.П.Зубовым в собственном доме на Исаакиевской площади.

Приобрели широкую известность крупные коллекционеры предметов искусства, такие, например, как П.М.Третьяков, собиравший произведения русского, главным образом, реалистического искусства. В 1892 г. П.М.Третьяков передал своё собрание и коллекцию брата С.М.Третьякова в дар Москве. До 1918 г. музей носил название Московской государственной художественной галереи. После 1918 г. галерея национализирована, переименована в Третьяковскую и постоянно пополняется новыми экспонатами.

В 1864-1912 гг. А.С.Долгорукий коллекционирует произведения керамики. В 1918 г. коллекция поступила в Эрмитаж. В 1867-1909 гг. Великий князь Владимир Александрович коллекционировал произведения прикладного искусства. В 1875-1913 гг. П.В.Деларов также собирал предметы прикладного искусства. После 1913 г. коллекция распылена, лишь её незначительная часть поступила в Эрмитаж и Русский музей. В 1886 г. в Эрмитаж приобрел коллекцию князя М.А.Голицына.

В 1924 г. фонды Русского музея и Эрмитажа пополняются коллекцией князя В.Н.Аргутинского-Долгорукова, включавшей и прикладное искусство. Огромное влияние на творчество молодых художников оказали открытые дома коллекционеров. В 1896 г. С.И.Щукин увлекался французской живописью. Щукинское собрание составляли 256 картин. Среди них 39 полотен А.Матисса, 16 - П.Гогена, 13 - К.Моне, 50 - П.Пикассо, 8 -П.Сезанна, 5 - Э.Дега, 4 - В.Ван Гога, а также работы Т.Руссо, П.Пюви де Шаванна, П.Ренуара, К.Писсаро, П.Синьяка и других.

В 1909 г. С.И.Щукин открыл свою галерею для начинателей искусства. Сюда приходили художники, особенно - новых направлений. Среди них были К.С.Петров-Водкин, К.С.Малевич, В.Е.Татлин, М.Ф.Ларионова, Н.С.Гончаров и многие другие художники-авнагардисты.

С.А.Щербатов вспоминал: «В галерее с утра до вечера толпились ученики Школы живописи и ваяния, критики, журналисты, любители и молодые художники».45

С.И.Щукин в своей галерее выступал лектором и пропагандистом нового искусства. Высоко ценилось в Москве и собрание И.А.Морозова, включавшее произведения французских и русских художников.

Главной формой знакомства с художественными произведениями, хранящимися в музеях и коллекциях, стали выставки. Таким образом, каждый городской житель мог познакомиться с современным изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

В 1870-1923 гг. ежегодные выставки проводило Товарищество передвижных и художественных выставок. Журнал «Мир искусства» также ежегодно организовывал выставки, после закрытия журнала в 1904 г. одноимённое объединение художников продолжило эту традицию.

Идея возрождения прикладного искусства на страницах журнала «Мир искусства»

Активность и разносторонний, противоречивый характер художественной жизни конца XIX - начала XX вв. были обусловлены стремлениями творческой интеллигенции того времени высказаться и попытаться определить дальнейшие пути развития русского искусства. Площадкой оживленных дискуссий стали художественные журналы. Многие из них, едва возникнув, тут же умирали, иногда возрождаясь под новым названием и с новой концепцией. Среди большого потока периодических изданий рубежа веков выделялись такие журналы как «Мир искусства», «Аполлон», «Золотое руно», «Искусство и художественная промышленность», «Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки», «Весы», «Зодчий», «Керамическое обозрение».

В те же годы выходили и другие менее известные и разные по своему уровню, но, безусловно, интересные журналы: «Музей и город», «Искусство строительное и декоративное», «Русское искусство», «Русское театрально-декорационное искусство», «Художественные сокровища России», посвященный древнерусскому искусству журнал «София», «Искусство Южной России» и другие. Все эти издания имели собственные программы, близкий позиции журнала круг авторов, своего читателя.

Однако, несмотря на ярко выраженные претензии на самостоятельность, оригинальность освещения художественной проблематики, разные взгляды на пути развития искусства, было в этих журналах то общее, что беспокоило интеллектуалов и художественные круги общества. Поиски нового стиля, обсуждение проблем синтеза искусств, вопросы профессиональной подготовки художников, развитие выставочной деятельности, новости зарубежного и отечественного искусства - вот основной круг вопросов, освещавшийся в периодике того времени.

Рассматривая сложные явления культуры конца XIX - начала XX вв., нельзя обойтись без анализа специализированной периодической печати. Современные исследователи изучают проблемы периодики рубежного времени, в основном, на примере самых ярких журналов: «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», «Искусство».70

Теоретические и практические проблемы декоративно-прикладного искусства в художественных журналах конца XIX - начала XX века исследовались автором в процессе подготовки основанного на материалах диссертации специального курса лекций «Русское декоративно-прикладное искусство».71

В 1900-е гг. отмечается интенсивный рост издательской деятельности, посвященной художественной тематике. В «Истории русского искусства» отмечалось: «Никогда прежде не было такого количества журналов, специально посвященных вопросам искусства. Никогда раньше эти вопросы не занимали такого большого места на страницах столичной и губернской прессы».72

В специальной литературе обращают на себя внимание расхождения во взглядах авторов по поводу даты открытия журнала «Мир искусства» -называются и 1898 и 1899 годы, а также даты основания одноимённого художественного объединения. А.Н.Бенуа - один из основателей и идеологов журнала, рассказывая о его возникновении, чётко разделял составные части, входившие в общее понятие «Мир искусства»: «Прежде всего, надо установить, о чём именно будет идти речь: о журнале ли, носившем имя «Мир искусства», о выставках или об обществе». С другой стороны он считал, что «под «Миром искусства» следует подразумевать не то или другое, или третье в отдельности, а всё это вместе, или, вернее, некий коллектив, который жил своеобразной жизнью, особыми интересами и задачами».74

А.Н.Бенуа называет началом деятельности этого творческого коллектива выставку русских и финских художников 1898 года в Петербурге. В этом же году была создана и редакция журнала, а его первый номер был опубликован в 1899 году. Первый выпуск журнала открывается статьёй С.П.Дягилева «Сложные вопросы».

Автор размышляет о борьбе нового и старого в искусстве, о неприятии старыми школами и их идеологами современных течений. И эту тенденцию, -считает С.П.Дягилев, - можно считать законом. В качестве примера он приводит прерафаэлитов и Джона Рёскина, сначала непризнанных, а затем ставших художественным авторитетом для искусства многих стран. Со временем, как и их предшественники, Джон Рёскин и прерафаэлиты, в свою очередь, не приняли новое искусство. Вечную борьбу «утилитаристов» с поклонниками «искусства для искусства», старого искусства с новыми художественными направлениями, С.П.Дягилев называет «старинной перебранкой, которая тлеет до наших дней».75

Вокруг журнала «Мир искусства» объединилась большая группа талантливых художников, философов, писателей: Л.С.Бакст, К.А.Сомов, Е.Е.Лансере, М.В.Добужинский, В.А.Серов, Н.К.Рерих, Д.В.Философов, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.В.Розанов, В.Ф.Нувель и другие. Н.К.Рерих примкнул к объединению в 1910 г. и стал его руководителем. М.А.Врубель участвовал в выставках, но общался, главным образом, с художниками абрамцевского круга. И.Е.Репин, И.И.Левитан, М.В.Нестеров, Е.Д.Поленова примкнули к журналу временно. Д.В.Сарабьянов заметил: «Если бы мы вознамерились рассмотреть всех художников, которые хотя бы временно входили в объединение, нам пришлось бы анализировать почти всё русское искусство конца XIX - начала XX века».76

С.П.Дягилев и А.Н.Бенуа формировали эстетические позиции журнала, художественный вкус своих читателей и понимание ими новых процессов, происходящих в современном русском и западном искусстве. Особую роль в популяризации журнала среди интеллигенции сыграли выставки «Мира искусства», которые вскоре стали основными источниками знакомства зрителей с современными художественными тенденциями. По инициативе А.Н.Бенуа, М.В.Добужинского, Е.Е.Лансере в 1911 г. была организована учебная студия для художественной молодёжи «Новая художественная мастерская». В ней преподавали Б.М.Кустодиев, Е.Е.Лансере, В.И.Шухаев и другие мастера. Студия работала до 1917 г.

В первые годы издания журнала на его страницах регулярно публиковались материалы, связанные с прикладным искусством, с так называемой художественной промышленностью. Идею возрождения прикладного искусства предполагалось подкреплять в каждом номере богатым изобразительным материалом: рисунками образцов для майоликовых, гончарных, фарфоровых изделий, для кованого железа, мебели, тканей. Полностью воплотить этот замысел не удалось. С другой стороны, большое значение для пропаганды прикладного искусства нового стиля имели ежегодные выставки художников, близких «Миру искусства». 24 февраля 1900 г. состоялось собрание участников первых двух выставок журнала, посвященное подготовке третьей, планирующейся в январе-феврале 1901 г.

Похожие диссертации на Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала XX вв.