Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов раннего итальянского Возрождения Пивень, Марина Георгиевна

Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов раннего итальянского Возрождения
<
Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов раннего итальянского Возрождения Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов раннего итальянского Возрождения Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов раннего итальянского Возрождения Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов раннего итальянского Возрождения Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов раннего итальянского Возрождения
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пивень, Марина Георгиевна. Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов раннего итальянского Возрождения : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Пивень Марина Георгиевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2011.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/45

Введение к работе

Произведения искусства эпохи Возрождения, предназначенные для домашнего обихода, привлекают сегодня пристальное внимание искусствоведов и историков, изучающих культуру повседневности. В комплекс подобных художественных объектов входят образцы широко практиковавшегося в Италии XV века живописного декора мебели и других предметов бытовой обстановки. Это единственный вид живописи того времени, в котором преобладала светская тематика и зачастую впервые появлялись античные образы и сюжеты. Особое место принадлежит предметам, используемым в свадебных и семейных обрядах кватроченто. До наших дней дошло значительное количество панелей свадебных сундуков (cassoni) и деревянных подносов (deschi da parto), росписи которых посвящены сюжетам античной истории и литературных обработок мифов. Мифологические сюжеты, появившиеся в росписях предметов интерьера, нередко воспроизводились впоследствии в станковых картинах и фресковых циклах.

Анонимность большинства сохранившихся работ (при наличии редких примеров достоверно установленного авторства ведущих мастеров), сложность атрибуции, изобразительные традиции архаичного «готического» стиля, элемент массовости, проявляющийся в тиражировании композиционных схем и иконографических интерпретаций, делают декоративную живопись, украшающую предметы интерьера, одной из самых сложных и полемичных страниц в истории искусства кватроченто. Актуальность темы исследования определяется отсутствием в отечественной науке систематических исследований, посвященных росписям свадебных сундуков и подносов дески да парто. Хотя проблеме интерпретации античных сюжетов и образов в росписях предметов

интерьера посвящена обширная литература, материалы носят

разрозненный характер, в большинстве публикаций представлен анализ отдельных памятников, тогда как комплексный анализ традиционно изображаемых сюжетов не предпринимался.

Степень изученности темы исследования. История обращения к росписям предметов обстановки жилого пространства как специфическому художественному материалу берет начало в книге Дж. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1568). Но приоритетное внимание к станковому и монументальному искусству Ренессанса надолго оттеснило декоративную живопись кватроченто на периферию интересов исследователей и собирателей. Внимание коллекционеров расписные сундуки начинают привлекать в XIX веке, на волне возросшего в этот период интереса к искусству раннего итальянского Возрождения. До 1850-х годов круг этих коллекционеров был достаточно узким, и экземпляры росписей кассони приобретались, в основном, в качестве образца итальянских «примитивов». С интересом коллекционеров связано появление первых публикаций, посвященных живописным панелям кассони и дески да парто1. В первой четверти XX века появляются работы по истории убранства интерьера эпохи Возрождения. В ряду других предметов обстановки расписные сундуки фигурируют в монографиях А. Скьяпарелли2, В. Боде3, Ф. Шоттмюллер . В дальнейшем это направление исследований нашло продолжение в работах М.С. Тарасовой5, П. Торнтона6 и др.

1 Alexis Francois Artaud de Montor. Peintres primitives: Collection de tableaux rapportee
dTtalie et publiee par M le chevalier Artaud de Montor. Paris, 1843.

2 Sciaparclli. La casa fiorentina ed I suoi arredi nei secoli XTV e XV. Florence, 1908.

3 Bode W. Die italienischen HausmObel der Renaissance. Leipzig, 1902.

4 SchottmuTler F. Wohnungskultur und Mobel der italienischen Renaissance. Stuttgart, 1921.

5 Тарасова M.C. Светский интерьер итальянского Возрождения. Дисс. на соиск. уч. степ,
канд. искусствоведения. М., 1990.

6 Thornton P. Cassoni, Forzieri, Goffani, and Cassette: Terminology and Its Problems. Apollo,
Vol. 120, № 272, London, 1984. P. 246-51. Thornton. P. The Italian Renaissance Interior: 1400
- 1600. London and New York, 1991.

Начало серьезного изучения этой сферы художественной культуры Ренессанса было положено публикацией фундаментального труда П. Шубринга «Cassoni. Сундуки и росписи сундуков раннего итальянского Возрождения в период кватроченто» (1915,1923)7.

Широкие возможности для дальнейшего изучения росписей сундуков открыли исследования В. Стехова8 и Э. Гомбриха9. Согласившись с выдвинутой ими версией о принадлежности нескольких кассони мастерской Аполлонио ди Джованни, Э. Каллманн выявила особенности стиля этого мастера и основные этапы в его творчестве, атрибутировала значительный ряд известных росписей.10 Многие вопросы, связанные с изучением стилистики живописного декора предметов интерьера рассматривается на примере отдельных собраний", публикуются каталоги музейных коллекций, содержащих расписные панели, в том числе каталог сундуков из собраний Советского Союза, подготовленный и изданный под редакцией Л.И. Фаенсон.12

Проблеме интерпретации образов античной мифологии в средние века посвящены труды Ф. Заксля", Ж. Сезнека. Работы А. Варбурга14, Э.

7 Schubring P. Cassoni. Truhen und Truhenbilder der italienischen Fruhrenaissance in
Quatrocento. Leipzig, 1915,1923.

8 W. Stechow. Marco del Buono and Apollonio di Giovanni //Bulletin of the Allen Memorial
Art Museum, Oberlin College, I, June 1944.

9 E. Gombrich. Apollonio di Giovanni: A Florentine Cassone Workshop Seen through the
Eyes of Humanist Poet II Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, XV11I, 1-2, 1955.
Pp. 16-34. Текст статьи также опубликован в сборнике Е. Gombrich. Norm and Form.
London, 1966.

10 E. Callmann. Apollonio di Giovanni. Oxford, 1974. См. также Callmann E. An Apollonio
di Giovanni for an Historic Marriage II The Burlington Magazine, London, March 1977.
P.174-181. Callmann E. Masolino da Panicale and Florentine cassone painting II Apollo, vol.
150, no. 450, London, 1999. Pp. 42-49.

1' Pope-Hennessy J., Christiansen K. Secular Painting in 15-th - Century Tuscany: Birth Trays, Cassone Panels, and Portraits II The Metropolitan Museum of Art Bulletin, vol. 38, N 1,1980.

12 Italian Cassoni from the Art collections of Soviet Museums. Leningrad. 1983.

13 Panofsky E., Saxl F. Classical Mythology in Medieval Art II Metropolitan Museum Studies.
Vol IV. P. 2. P. 228-279.

14 Па русском языке см. Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по
истории и психологии возрождения античности. СПб.: Издательский дом «Азбука-
Классика», 2008.

Панофского,15 Э. Винда16, Р. Виттковера17, Э. Гомбриха18, А. Шастеля19 заложили основы расшифровки семантики античных образов в искусстве с привлечением философских концепций эпохи Возрождения.

Важное методологическое значение для рассматриваемой научной проблемы имеет исследование влияния на художественную практику различных форм культурно-исторического опыта, предпринятое М. Баксандаллом20, а также работы П. Франкастеля по изучению изобразительного языка искусства кватроченто как знаковой системы21. Детальное изучение организации и проведения свадебных торжеств позволило Б. Витхофт выявить функции расписных сундуков в структуре свадебного ритуала периода кватроченто, и объяснить некоторые особенности образной системы их живописной декорации22.

Значительное место в исследованиях последних десятилетий уделяется гендерной проблематике - вопросам изучения положения женщин и городах Италии, женских социальных ролей и ментальных особенностей. В искусствознании такой подход позволил поставить вопрос о существовании произведений и образов, специально адресованных мужской и женской аудитории. Тендерные аспекты создания образов в росписях кассони затрагивает К. Бэскинс23. Интерпретация отдельных тем

13 Panofsky Е. Studies in Iconology. Humanistic Themes in the Art of the Renaissance. N. Y, 1939.

16 Wind E. Pagan Mysteries in the Renaissance. New Haven, 1958.

17 Wittkover R. Allegory and the Migration of Symbols. London, 1977.

18 Gombrich E. H. Symbolic Images: Studies in the Art of the Renaissance. London: Phaidon,
1972.

19 См. Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренца Великолепного.
Очерки об искусстве Ренессанса и неоплатонической гуманизме. М.; СПб., 2001.

20 Baxandall М. Painting and Experience in Fifteenth-Century Italy. Oxford University Press,
1972.

21 См. Франкастель П. Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху Кватроченто. Спб.:
Наука, 2005.

22 Witthoft В. Marriage Rituals and Marriage Chests in Quattrocento Florence II Artibus at
Historiae. Vol. 5, 1982. p. 43-59.

23Baskins C.L. La Festa di Susanna: Virtue on Trial in Renaissance Sacred Drama and Painted Wedding Chests II Art History, 14, 1991. P. 329-344. С Baskins. Cassone Painting, Humanism and Gender in Early Modern Italy. Cambridge & New-York, 1998.

изображений в свете представлений о рекомендуемом городской культурой женском идеале обозначена в статьях P.M. Сан-Хуан24. А. Рэндольф переосмысливает исследовательский инструментарий, предложенный М. Баксандаллом, в контексте тендерной специфики визуального опыта при изучении росписей дески да парто25.

Ряд работ направлен на уточнение атрибуции произведений и выявление семантики отдельных изобразительных мотивов. Так, П. Вэтсон подробно рассмотрел примеры воплощения в росписях кассони и дески да парто сюжетов из произведений Боккаччо26. Особенностям воплощения отдельных сюжетов античности в росписях сундуков и стенных панелей посвящены статьи Л. Вертова27, Е. Мижиолека28, К. Симонеу 29, Т.В. Сониной.30 Значительный вклад в изучение этой сферы искусства внесли

24 San Juan R. М. Mythology, Women and Renaissance Private Life: the Myth of Eurydice in
Italian Furniture Painting II Art History, Vol. 15, № 2. London, 1992. Pp.127-145.

25 Randolph A. W. B. Gendering the Period Eye: Deschi Da Parto and Renaissance Visual
Culture II Art History, vol. 27, N 4,2004. Pp. 538-562.

26 Watson P. F. Boccaccio's Ninfale Fiesolano in Early Florentine Cassone Painting II Journal of
the Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 34, London, 1971, стр. 331-334. Watson P. F.,
Kirkham V. Amorc e Virtu: Two Salvers Depicting Boccaccio's "Comedia delle Ninfe
Fiorenline" in the Metropolitan Museum If Metropolitan Museum Journal, Vol. 10 (1975). Pp.
35-50.

27 Vertova L. Cupid and Psyche in Renaissance Painting before Raphael II Journal of the
Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 42, London, 1979. P. 104-121.

28 Miziolek J. Europa and the Winged Mercury on Two Cassone Panels From the Czartorysky
Collection II Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, Vol. 56 (1993). Pp.63-74.
Miziolek J. Storia di Achille su due cassoni fiorentini dell'ultimo Trecento II Mitteilungen des
Kunsthistorischen Institutes in Florenz, XLI, 1997, fasc. 3/4, pp. 33- 67. Miziolek J. Cassoni
istoriati with Torello and Saladin: Observations on the Origins of a New Genre of Trecento Art
in Florence II Italian Panel Painting of the Ducento and Trecento. New Haven and London,
2002. P.443-469. Miziolek J. The «Odyssey» Cassone Panels from the Lanckoronski
Collection: On the Origins of Depicting Homer's Epic in the Art of the Italian Renaissance II
Artibus atHistariae. Vol. 53,2006, pp. 57-82.

29 Simonneau K. Diana, Callisto and Areas: a Matrimonial Panel from the Springfield Museum
of Fine Arts II Renaissance Studies, Vol.21. 2007. Pp. 44--61.

30 Comma Т.В. Кассопе Якопо Селлайо и "Сказание об Орфее" Полициано //
Итальянский сборник: от древности до XXI века. № 7. СПб., 2003. С. 52-64.

междисциплинарные исследования Ж.М. Мусакьо31, сочетающие методы искусствознания, культурной антропологии и социатьной истории.

Материалы последних исследований позволяют говорить о росписях на деревянных панелях сундуков и подносов как особом жанре живописи, со своим композиционным строем, определенным кругом сюжетов, образов и специфической иконографией. Такое понимание данного вида живописи отражено и в крупнейших тематических выставочных проектах последних лет. В основе концепций современных выставок лежит комплексный подход, позволяющий отойти от ставшего традиционным изолированного экспонирования предметов материальной культуры повседневного обихода и произведений разных видов искусства. Новые выставочные концепции дают возможность объемно и разносторонне показать мир домашнего пространства как единое целое и определить его роль в художественной культуре Возрождения. Каталоги выставок включают статьи it эссе, посвященные особенностям использования и декора кассони и дески да парто.

Объектом исследования в данной работе являются росписи панелей свадебных сундуков и подносов, связанные с античной тематикой.

Предмет исследования - проблема интерпретации образов и сюжетов античности в живописных произведениях, украшающих предметы обстановки жилого интерьера XIV- начала XVI вв.

Хронологические рамкн исследования обусловлены историческим фактом распространения в художественной практике Возрождения живописного декорирования деревянных предметов обстановки и быта. С

31 J.M. Musacchio. The Art and Ritual of Childbirth. Yale University Press, 1999. J.M.
Musacchio. Art, Marriage and Family in the Florentine Renaissance Palace. New Haven and
Ixmdon, 2008.

32 Art and Love in Renaissance Italy. Ed. by A. Bayer. Yale University Press, New Haven and
London, 2008; At Home in Renaissance Italy. Victoria and Albert Museum. 2006; Campbell
С Love and Marriage in Renaissance Florence. The Courtauld Wedding Chests. London, 2009;
The Triumph of Marriage: Painted Cassoni of The Renaissance. Boston, 2008. «Virtu. d'Amore.
Pittura nuziale nel quattrocento fiorentino. A cura di С Paolini, D. Parenti, L. Sebregondi.
Giunti, 2010.

учетом новейших датировок, этот период ограничен последней четвертью XIV- началом XVI вв.

Цель работы: выявить специфику интерпретации античных сюжетов и образов в росписях итальянских свадебных сундуков и подносов дески да парто конца XIV- начала XVI вв.

Задачи исследования:

- обозначить функции свадебных сундуков и подносов дески да парто в
убранстве жилого интерьера и их роль в свадебных и семейных обрядах
кватроченто;

- исследовать эволюцию живописного оформления сундуков на
протяжении рассматриваемого периода;

выявить круг античных сюжетов, наиболее часто изображавшихся на панелях сундуков и подносов;

раскрыть жанровую специфику трактовки сюжетов в росписях предметов интерьера;

проанализировать композиционные, иконографические и семантические особенности художественного решения античных сюжетов в росписях сундуков и подносов.

Теоретико-методологические основы диссертации. При разработке

общих направлений исследования автор опирался на груды Э. Кассирера,

Э. Гомбриха, Э. Панофского, М. Баксандалла, П. Франкастеля. Для

понимания культурных процессов Италии XIV - XVI вв. большое значение

имеют исследования Я. Буркхардта, Э. Гарена, П. Бицилли, П. Бёрка, Л.М.

Баткина, в которых анализируются социальные основания, типологические

особенности и основные категории культуры Ренессанса. В разработке

специальных позиций, касающихся декоративной живописи кватроченто,

автор отталкивался от идей, высказанных в работах Э. Каллманн, А.

Рэндольфа, Е. Мижиолека, К. Бэскинс, Ж. М. Мусакьо.

Методологической ; базой в диссертации избран системный подход,

позволяющий соединить искусствоведческий инструментарий

исследования с изучением культурно-исторической проблематики рассматриваемой эпохи.

В работе над диссертацией были применены следующие методы:

- метод стилистического анализа, необходимый для раскрытия
особенностей композиционных принципов и художественного языка
росписей;

метод иконографического анализа, использовавшийся при выявлении общих схем решения сюжетов и репрезентации отдельных образов;

генетический метод, давший возможность изучить причины обращения к образам античной мифологии и истории в рассматриваемый период;

типологический метод, примененный для выработки оснований классификации сюжетов росписей;

метод исторической реконструкции, необходимый для воссоздания культурной ситуации Италии XIV -XVI вв.;

метод семантического анализа, позволивший раскрыть смысловое содержание художественных образов, созданных по мотивам античных сюжетов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов;

Источниковая база исследования. В качестве источников

фактических сведений о практике росписи предметов обстановки

ренессансного интерьера были привлечены сочинения «Книга об

искусстве, или трактат о живописи» Ченнино Ченнини, «Жизнеописания

знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Дж. Вазари. Специфику

интерпретации античных образов в итальянской художественной

литературе XIV-XVI вв. демонстрируют произведения Дж. Боккаччо

(«Амето», «Фьезоланские нимфы», «Охота Дианы»), Ф. Петрарки

(«Канцоньере», «Триумфы», «Африка» и др.), «Сказание об Орфее» А.

Полициано. Источниками изучения специфики культуры Возрождения,

особенностей восприятия и воспроизведения античных образов в этот

период стали произведения Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, К. Салютати,

Кристины Пизанской, Л.Б. Альберта, А. Филарете, Д. Барбаро, П. Бембо,

Л. Баллы, М. Фичино, А. Полициано, Пико делла Мирандолы, А.
Альчиати, Ф. Колонны. Источниками сведений по античной мифологии и
истории являются произведения греческих и римских поэтов,

драматургов, философов, историков (Гомера, Вергилия, Овидия, Эсхила, Софокла, Еврипида, Павсания, Плутарха, Тита Ливия и др.), мифографические сочинения Аполлодора, Гигина, Фульгенция, «Первый ватиканский мифограф», «Генеалогия богов» Д. Боккаччо и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в работе синтезируются и систематизируются разрозненные материалы, связанные с заявленной темой; подробно освещены функции и семантика расписных предметов в убранстве жилого интерьера рассматриваемого периода; выявлены общие принципы декорации свадебных сундуков и их эволюция, обозначены художественные приемы, использовавшиеся мастерами при создании живописного оформления подносов.

В работе прослежены особенности интеграции античных мифологических образов в культуру Италии XIV - XVI вв., подробно освещен круг сюжетов, изображавшихся на панелях сундуков и подносов, охарактеризованы принципы выбора сюжета для изображения.

Впервые в отечественной науке представлен анализ мифологических образов в росписях итальянских подарочных подносов, являвшихся важной частью светских ритуалов, сопровождавших рождение ребенка и функционировавших в обстановке дома в качестве мемориальных объектов. Выявлена жанровая специфика трактовки ряда античных сюжетов и отдельных образов в росписях кассони и дески да парто.

В научный оборот вводится ряд малоизвестных материалов, автором

предложены новые прочтения семантики некоторых сюжетов и

изображений. В частности, в ходе исследования был выявлен

литературный источник росписи кассоне из музея Метрополитен на сюжет

«Диана и Актеон». Этим источником автор считает «Послание Офеи к

Гектору» Кристины Пизанской. Автором также уточнена датировка указанной росписи (первая четв. XV в.).

Практическая значимость диссертации. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в педагогической деятельности при составлении курсов лекций и семинаров, в разработке методических пособий по истории культуры и искусства эпохи Возрождения, а также в атрибуционной практике в музеях и при подготовке тематических выставок.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Специфика интерпретации сюжетов, использовавшихся в оформлении свадебных сундуков кассони и подносов дески да парто, определяется функциями этих предметов в убранстве интерьера и обрядах жизненного цикла горожан Италии.

  2. Помимо функции декоративного оформления предметов интерьера, росписи свадебных сундуков и дескн да парто имели дидактическое и мемориальное предназначение. Выбор античных сюжетов для росписей отражал культурные и ценностные установки рассматриваемого периода.

  3. Росписи отражают процесс становления ренессансной иконографии античных сюжетов и образов. Иконография античных образов в росписях итальянских свадебных сундуков и подносов первой половины кватроченто формировалась под влиянием литературных произведений Ф. Петрарки и Д. Боккаччо.

  4. Жанровая специфика проявилась во введении в живописное повествование на античную тематику дополнительных эпизодов, иллюстрирующих ключевые моменты свадебного ритуала - сцен обручения героев и торжественных пиров. Из росписей свадебных сундуков эти эпизоды заимствуются мастерами, расписывавшими деревянные панели, украшавшие стены жилых помещений во второй половине кватроченто.

Апробация работы. Текст диссертации обсуждался на заседаниях Отдела монументального искусства и художественных проблем архитектуры НИИ PAX. Материалы исследования нашли применение в учебном процессе Московского государственного университета культуры и искусств: в разработке курса «Искусство Италии эпохи Возрождения»; спецкурсов «Культура повседневности итальянского Возрождения»; «Европейское декоративно-прикладное искусство от античности до модерна»; «Античная мифология в искусстве Западной Европы».

Результаты исследований докладывались автором на российских и международных научных конференциях:

/. «Некоторые аспекты интерпретации образов античной мифологии в росписях итальянских кассоне и шпалер XV в.». Доклад на научной конференции молодых ученых «Науки о культуре: современный статус». Москва, МГУКИ,13-14 декабря 2006 г.

  1. «Deschi da parto как объекты художественной культуры Италии XV в.». Доклад на IX международной научной конференции «Научно-исследовательская работа в музее». Москва, МГУКИ, 30 ноября-ідекабря 2006 г.

  2. «Образы античной мифологии в оформлении итальянских студиоло XV-XVI вв.». Доклад на X международной научно-практической конференции «Научно-исследовательская работа в музее». Москва, МГУКИ, 29-30 ноября 2007 г.

  1. «Проблемы изучения и экспонирования итальянских расписных сундуков (кассоне) эпохи Возрождения». Доклад на XI всероссийской научно-практической конференции «Научно-исследовательская работа в музее». Москва, МГУКИ, 27 ноября 2009 г.

  2. «Свадебные торжества в росписях итальянских сундуков эпохи

Возрождения: исторические черты и идеальные образы». Доклад на

международной научной конференции «Произведение искусства -

документ эпохи». НИИ PAX, Москва, 24 марта 2011.

Структура и объем диссертации.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Основная часть работы представлена тремя главами, которые включают 6 параграфов.

Похожие диссертации на Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов раннего итальянского Возрождения