Введение к работе
Актуальность исследования определяется отсутствием в дагестанской фольклористике специальных работ, посвященных изучению проблем мифологической прозы табасаранцев. Востребованность исследований по мифологии табасаранцев, равно как и других народов Дагестана, подтверждается тем обстоятельством, что мифологические рассказы, с одной стороны, представляют собой бесценный материал об особенностях мировоззрения, верованиях и убеждениях того или иного этноса, а с другой - содержат универсальные взгляды на онтологические вопросы мировоззрения (зарождение жизни, возникновение людей, животных, Вселенной, проблем смерти и т. д.). Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которой он создавался. Миф - это древнейший способ интерпретации природы, культуры и самого человека таким образом, что пафос гармонизации подчиняет себе пафос познания окружающего мира. Развитие науки провоцирует демифологизацию, которая, впрочем, никогда не завершается, так как мифология претендует на разрешение вечных загадок жизни и смерти, на которые не может претендовать наука. Мифология первоначально отражает определенные черты первобытного мышления с его неотделимостью интеллекта от эмоционального начала, субъекта от объекта, объекта от его атрибутов, общего от частного, абстрактного от конкретного, пространства от времени, природы от культуры, сущности объекта от его происхождения.
В советской философской литературе сложилось два подхода к определению мифа: А.Ф. Лосев полагает, что миф - не сказка, не аллегория, не религия, не метафора, не художественный образ, а целостное и единственно возможное сознание родового строя, в то время
как Ф.Х. Кесседи доказывает, что миф - это своеобразное мироощущение.
С ростом научного понимания наш мир всё более дегуманизи-руется. Человек чувствует себя изолированным в космосе, потому что теперь он отделён от природы, не включен в нее органически и утратил свою эмоциональную «бессознательную идентичность» с природными явлениями. Постепенно он теряет свою символическую причастность.
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования являются тексты традиционной мифологической прозы табасаранцев. Предмет исследования - сюжеты и персонажи мифологической прозы, их национальная специфика и эволюционные процессы.
Методология исследования. В настоящее время в фольклористике универсальными подходами к изучению собранного материала являются сравнительно-исторический и типологический методы. Они предполагают разные векторы исследования. Типологический подход используется для диахронных наблюдений, выявления жанровой специфики, историко-типологических закономерностей и генетических связей фольклора разных народов. Сравнительно-исторический метод предполагает изучение сюжетов и образов в сравнительном аспекте в промежутке определенного исторического времени и в процессе эволюции. Методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых Е.М. Мелетинского, С.А. Токарева, М.И. Стеблин-Каменского, М.Р. Халидовой, А.А. Ципинова и др.
Степень изученности темы исследования. Мифологическая проза табасаранцев в дагестанской фольклористике находится в начальном этапе исследования. На сегодняшний день имеются всего несколько работ, посвященных мифологии народов Дагестана. В работе Халидовой М.Р.1 систематизирован и обобщен материал по мифоло-
Халидова М Р Мифологический и исторический эпос народов Дагестана -Махачкала, 1992
гическоґі прозе и историческим преданиям народов Дагестана на разных этапах художественного формирования - от наиболее архаичных повествований до исторических преданий и легенд. Вопросы, связанные с мифологией, рассматриваются также в работах М.М. Курбано-ва2, А.А. Аджиева, И.А Халипаевой.3, Х.М. Халнлова4, Р.И. Сефербе-кова, Э.Ш. Ильдаровой, Ф.А. Бадалова5 Первой работой по изучению проблем несказочной прозы табасаранцев является диссертация З.А. Алимирзаевой «Историзм и художественность преданий табасаранцев» (2005 г.), где затрагиваются проблемы и мифолопіческой прозы народа.
Р.И Сефербеков6 в этнографической работе «Традиционные религиозные представления табасаранцев» рассматривает аспекты языческих мифологических персонажей табасаранцев и верования, связанные с животными.
В своей монографии «Астральная религия лезгин» Ф.А. Бадалов исследует домонотеистические верования лезгин. Используя полевой материал, собранный в Южном Дагестане, а также в некоторых районах Республики Азербайджан, и материалы лезгинского фольклора, данные языка и различные источники, автор систематизировал космогонические и антропогонические представления лезгин.
Цель настоящей работы - изучение сюжетов и мифологических образов табасаранского фольклора, выявление связей между языческими и мусульманскими персонажами.
Цель исследования достигается путем:
1) изучения природы, общих и отличительных признаков мифологической прозы табасаранцев и других народов Дагестана;
2 Табасаран в мифах, преданиях, легендах и притчах Курбанова ММ/- Махачкала, 2007
Халилаева И А Мифологическая проза кумыков Исследование и тексты -Махачкала, 1994
4ХалиловХМ Мифология лакцев//Возрождение 2001 №7 5 Бадалов Ф А Астральная религия лезгин - М, 2006 Сефербеков Р И Традиционные религиозные представления табасаранцев -Махачкала, 2000
анализа специфики мифологических повествований в фольклорных текстах;
установления генезиса, состава мифологических персонажей в фольклоре табасаранцев и определения сюжетной структуры мифологической прозы;
сопоставления мифологических персонажей табасаранцев с героями других народов Дагестана.
Научная новизна работы. Впервые исследуются специфика сюжетов и персонажей разноуровневой мифологической прозы табасаранцев, актуализированность явных и скрытых значений образов в разных поселенческих традициях. В научный оборот вводятся записи, отражающие мифологические представления табасаранцев последней трети XX века. Впервые применен семантический метод анализа группы текстов, выделенных по месту постоянной локализации персонажей. Наше исследование является начальным этапом изучения позднего периода бытования (конец XX века) мифологической прозы табасаранцев.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы могут послужить ценным материалом для освещения духовного наследия этноса, а также изучения дагестанской мифологии в целом.
Практическая ценность заключается в том, что работа может быть использована при составлении учебников и пособий по фольклору для школ, педколледжей и университетов, обобщающих трудов по дагестанской фольклористике.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях отдела фольклора ИЯЛИ ДНЦ РАН, на семинарах ведущей научной школы академика Г. Гамзатова, а также изложены в пяти публикациях автора.
На защиту выносятся следующие положения:
мифологическая проза табасаранцев отображает быт, нравы, историю на различных этапах развития этноса, воплотив в себе общеэтнические традиции эволюции жанров фольклора;
типологическая общность мифологического творчества табасаранцев с другими народами Дагестана объясняется сходством их художественного мышления, поскольку горцы имели исторически близкий уклад жизни и нравов в течение веков;
некоторые сюжеты и образы «высшей мифологии» в процессе эволюции трансформировались в образы «низшей мифологии» - Ири бав («Красная бабушка»), Ал, Рух;
мифологические персонажи трансформировались под влиянием исламской религии, а некоторые из них частично потеряли свое языческое назначение;
демонологические рассказы табасаранцев показывают уровень как мировоззрения, так и художественного мышления, формировавшегося на основе тотемистических, анимистических и антропоморфных верований древнего человека.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и списка информаторов. Общий объем диссертации - 163 стр.