Введение к работе
Фольклорная культура старообрядцев Забайкалья (семейских) как хранителей древних народных традиций представляет большой интерес. Трудами нескольких поколений ученых накапливались и систематизировались знания об истории, быте и культуре забайкальских старообрядцев, но только в 20-х гг. XX века ученые обратились к изучению фольклорной культуры семейских, отличающейся сохранностью архаических форм крестьянского фольклора, приверженностью к старообрядческому вероисповеданию. Фольклорная традиция семейских на рубеже XX - XXI веков представлена разнообразными жанровыми формами: лирической и обрядовой поэзией, заговорами, пословицами и поговорками. Особенно славятся песни семейских с их старинным многоголосным распевом. Из традиционных прозаических жанров у старообрядцев Забайкалья передаются из поколения в поколение предания, легенды, мифологические рассказы, анекдоты, устные рассказы о реальных событиях.
Неотъемлемой частью фольклорной культуры семейских являются произведения, отражающие мировосприятие старообрядческого населения, - это, прежде всего, христианские легенды и мифологические рассказы. Легенды и мифологические рассказы составляют тот пласт фольклорной культуры старообрядцев Забайкалья, который многие годы не брался во внимание собирателями и исследователями семейской культуры. Данные произведения долгое время не фиксировались фольклористами по ряду причин: как пережиток прошлого, как суеверия, как предрассудки русского народа. Несмотря на это, легенды и мифологические рассказы не утратили своего традиционного содержания и продолжают бытовать в старообрядческой деревне на рубеже XX - XXI столетий.
Актуальность темы исследования заключается в том, что находящиеся в живом бытовании христианские легенды и мифологические рассказы в отечественной фольклористике остаются наименее изученными жанрами народной культуры. Легенды и мифологические рассказы старообрядцев Забайкалья вообще не были предметом специального изучения исследователей. Рассказы, связанные с русскими народными верованиями, изучались только как источник познания народных верований, как этнографические свидетельства. Легенды и мифологические рассказы целенаправленно, как жанры несказочной прозы, не рассматривались. В научный оборот до сих пор не введен фольклорный материал, отражающий специфику фольклорной культуры
ЮС. НАиШЖА**"**|
мьлиотекл 1
семейских в её мировоззренческих аспектах он не описан, не систематизирован.
В последние годы возрастает интерес современного общества к мифологии, к религии, происходит переосмысление мировоззренческих позиций. Поэтому требуется новый подход к изучению фольклорных произведений религиозного содержания, излагающих нормы христианской жизни, постулирующих морально-нравственные законы человеческого бытия.
В настоящей работе делаются первые шаги в сюжетной систематизации регионального материала, что открывает новые пути в исследовании жанров несказочной прозы.
Цель и задачи работы. Целью диссертационного исследования является рассмотрение христианских и мифологических сюжетов в народной прозе старообрядцев Забайкалья (семейских) на рубеже XX-XXI вв. в их традиционности и специфичности. Указанная цель обусловила следующие задачи:
рассмотреть формы и функции бытования, современное состояние и причины видоизменения христианских и мифологических сюжетов в фольклоре, семейских;
раскрыть черты христианских и мифологических воззрений старообрядцев в фольклорном творчестве;
установить сюжетно-мотивный' состав легенд и мифологических рассказов;
выявить локальные особенности бытования христианских и мифологических сюжетов/мотивов семейских на фоне легендарных и мифологических сюжетов других русских традиций;
провести систематизацию сюжетно-мотивного
фонда легенд и мифологических рассказов и составить
указатель сюжетов христианских легенд старообрядцев
Забайкалья, указатель персонажей легенд, указатель сюжетов
мифологических рассказов старообрядцев Забайкалья.
Теоретико-методологической базой исследования послужили
теоретические положения, изложенные в работах В.Я. Проппа, Б.Н.
Путилова, К.В. Чистова, В Е. Гусева, Ю.И. Смирнова; концепция Б.Н.
Путилова о регионализме фольклорной культуры; принципы
классификации фольклорных текстов, разработанный Ю. И. Смирновым. В
работе используются труды этнографов ПА. Ровинского, Д К. Зеленина,
Ф.Ф. Болонева, ММ. Громыко. Диссертационное исследование опирается
на труды и исследования А.Н. Афанасьева, Э.В. Померанцевой, Л.Б
Элиасова, В П. Зиновьева, В С. Кузнецовой, Н.К. Козловой, а также на работы современных исследователей фольклора семейских.
Сравнительно-типологический метод определил методику исследования регионального материала и отбор конкретных аналитических методик при работе с текстами, а также системный подход и региональный аспект исследования, раскрывающий конкретное проявление рассматриваемых жанров в локальной среде бытования.
Источником исследования послужил фольклорно-этнографический
материал, собранный диссертантом во время полевых исследований в
Мухоршибирском, Тарбагатайском, Бичурском, Кяхтинском,
Кижингинском, Хоринском районах Забайкалья в 2000-2004 гг., записи фольклористов ИМБиТ СО РАН, фольклорные материалы Отдела памятников письменности Востока ИМБиТ СО РАН, а также опубликованные источники.
Научная новизна и практическая значимость работы. В работе впервые рассмотрены и систематизированы христианские и мифологические сюжеты в системе фольклорной традиции одной из этнелокальных групп русского населения Забайкалья - старообрядцев. В науку введен новый фольклорный материал, который может оказать практическую помощь в изучении регионального фольклора, в исследовании историко-типологических связей традиции семейских с другими славянскими традициями. Представленные указатели сюжетов/мотивов, персонажей, а также материал, приведенный в приложении, могут, внести свой вклад в создание восточнославянского сюжетно-мотивного указателя. Настоящее исследование может быть использовано при разработке учебных курсов, учебных программ и пособий по фольклору для учебных заведений.
Апробация полученных результатов. Основное содержание диссертации отражено в публикациях и представлено в виде докладов на Научных конференциях разных уровней: на XI научно-практическом семинаре Сибирского регионального вузовского центра по фольклору «Народная культура Сибири» и «Шастинских чтениях» (Иркутск, 2002); на IV международном симпозиуме «Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур» (Улан-Удэ, 2003), на XII научно-практическом семинаре Сибирского регионального вузовского центра по фольклору «Народная культура Сибири» (Омск, 2003); на российской научно-практической конференции «XV Уральские Бирюковские чтения» (Омск, 2004), на региональной научной конференции «Научное наследие фольклористов и литературоведов АИ Уланова, СП. Балдаева, Л.Е. Элиасова...» (Улан-Удэ, 2004).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Главы подразделяются на разделы. В приложении представлены тексты, используемые автором в работе, они пронумерованы и имеют названия, данные автором работы Приложение содержит указатель мест записи.