Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков Кривошеина Наталья Викторовна

Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков
<
Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кривошеина Наталья Викторовна. Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : Екатеринбург, 2004 219 c. РГБ ОД, 61:05-17/53

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Преподобный Трифон Вятский чудотворец — предварительные исторические сведения и рукописная традиция 27

1.1. Культовая живопись Вятской земли 27

1.2. Историческая часть иконографии преподобного Трифона Вятского 39

1.3. Житие преподобного Трифона Вятского — источник иконографии 57

Глава 2. Иконография преподобного Трифона Вятского XVII — XVIII веков 70

2.1. Изображения Трифона Вятского в контексте иконографии преподобных 70

2.2. Изображения преподобного Трифона и блаженного Прокопия Вятских чудотворцев 82

2.3. Иконография храмовых образов «Явление Божьей Матери преподобному Трифону» 96

Глава 3. Иконография преподобного Трифона Вятского XIX — XX веков 113

3.1. Житийная икона преподобного Трифона Вятского и ее историко-бытовой характер 113

3.2. Настенная живопись Успенского собора Трифонова монастыря: особенности иконографической программы прославляющего цикла ...124

3.3. Образ преподобного Трифона Вятского. Новые открытия в культовой живописи XIX - XX веков 141

Заключение 154

Библиографический список использованной литературы 156

Приложение 1. Монументальная живопись Успенского собора Трифонова монастыря: иконография сюжетов 177

Приложение 2. Богоматерь с Трифоном Вятским в раме с клеймами жития: иконография сюжетов 182

Приложение 3. Иллюстрации 202

Список иллюстраций 214

Список сокращений 218

Введение к работе

Современные актуальные тенденции исследования культовой живописи выделяют из всего иконописного наследия памятники, сюжеты и темы которых коренятся в отечественной действительности. Отсюда, важна значимость художественных явлений, составляющих культуру отдельных регионов: изучение в провинции местных направлений и школ, вносит, тем самым, вклад в общероссийскую науку. Вопросы осознания множественности «региональных культур»(1), необходимости их всесторонней разработки, задачи изучения краевого прошлого ставились еще в первые десятилетия прошлого века(2). Тогда же зазвучал « ... убежденный призыв не забывать исторического изучения духовной культуры ... »(3). Тем не менее, по известным объективным причинам исторического хода страны, полноценное исследование произведений провинциальной культовой живописи стало возможным лишь с возрождением духовной культуры в конце XX столетия. Восстановление храмов открыло (с большими оговорками) доступ к памятникам, находящимся в немузейных собраниях.

Образ первого святого Вятской земли - преподобного Трифона Вятского чудотворца — в краевом историко-культурном наследии занимает важнейшее место и является одним из основных факторов понимания своеобразия микрокультуры, сложившейся в эпоху средневековья на Вятке. Имя Трифона Вятского (1546-1612) связано с историей заселения северных земель русскими, созданием монастырских обителей. В истории церкви Трифон Вятский известен как просветитель; основанный им первый на Вятке монастырь, положил начало утверждению духовной православной культуры края. Помимо миссионерской, монастырь вел огромную хозяйственную, образовательную деятельность, стимулировал развитие церковного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сегодня возрожденный монастырь важнейший историко-архитектурный ансамбль города, который, если не формирует, то существенно влияет на его облик.

В комплексе с духовным, историческим, архитектурным наследием, существует пласт художественно — литературных памятников, связанных с именем Трифона Вятского: житие, дошедшее в нескольких списках и редакциях(4), а так же культовая живопись: иконопись XVII - XX веков и монументальная стенопись(5). Агиография святого, полная жизненных коллизий и драматических ситуаций, оригинальными решениями вошла в произведения церковной живописи. При этом образ святого Трифона — одна из малоизученных частей местного изобразительного искусства. В 90-е годы XX века неисследованность культовой живописи на Вятке вообще, и образа преподобного Трифона в частности, стала очевидной на фоне серьезных научных разработок в области истории, архитектуры, этнографии, ремесел, фольклора, то есть того, что формирует региональную культуру. Показательным является следующий факт: в изданной в 1994 — 2002 годах Энциклопедии земли Вятской в 11-ти томах(б) нет ни одной искусствоведческой статьи, посвященной местной культовой живописи, за исключением обращений историков к иконописанию, как к ремеслу.

Актуальность темы нашего исследования определяется необходимостью осмысления процесса формирования, роли и места иконографии первого святого вятской земли — преподобного Трифона Вятского Чудотворца в святоотеческой иконографической традиции.

Целенаправленное, исследование иконографии святого Трифона не проводилось, до сих пор даже не ставился вопрос о том, каким же был полный состав бытовавших иконографических вариантов его образа. При этом иконография Трифона, как местночтимого святого, составляет особую ветвь развития вятского искусства и вполне заслуживает искусствоведческого внимания.

Было бы несправедливым не учитывать объективную сложность и особенности в истории изучения церковного искусства. Памятники культовой живописи XIX - начала XX веков с изображением преподобного Трифона Вятского принадлежат периоду, который, как «поздний» традиционно был вытеснен на периферию научного знания, и прежде чем исследовать и определять художественную значимость поздних произведений, их необходимо было выявить и ввести в научный оборот. Кроме того, произведения XVII-XVIII веков, из числа известных, инерционно оценивались, по большей части, с точки зрения стилевого своеобразия. Примечательной же особенностью современного изучения культовой живописи является новый интерес к иконографическому методу, базирующемуся на историческом аспекте церковного предания.

Объектом настоящего исследования является культовая живопись, связанная с историей и духовной культурой Вятской земли.

Предметом исследования является иконография преподобного Трифона Вятского в памятниках станковой и монументальной живописи XVII — XX веков, в аспекте выявления, описания, систематизации и изучения изображений святого.

Хронологические и территориальные рамки исследования определены временем появления изображений первого вятского святого в местной культовой живописи: XVII век - нижняя граница исследования; верхняя граница - вторая половина XX века — время создания позднейшего из выявленных и представляющих иконографическую ценность произведений, интересующей нас темы. Территориально границы исследования включают Архангельскую, Кировскую, Вологодскую, Пермскую области. Архангельская земля - родина святого, на Вятских и Пермских землях преподобный подвизался и почитается, Вологодская земля — места странничества монаха и, возможно, создания некоторых храмовых образов Трифона Вятского.

Цель настоящего исследования - реконструкция полной иконографии местночтимого святого преподобного Трифона Вятского чудотворца периода XVII-XX веков. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Установление полной типологии образов Трифона Вятского по храмовым описям.

2. Выявление на территориях бытования и определение в условную самостоятельную группу памятников культовой живописи с изображением преподобного Трифона Вятского.

3. Сюжетная идентификация и систематизация полученного изобразительного ряда по иконографическим признакам.

4. Выявление динамики развития иконографии преподобного Трифона Вятского: появление новых иконографических типов и их вариантов на основе изменения изводов в период XVII — XX веков, установление причин их появлений, изменений и исчезновений.

5. Прочтение и анализ сюжетов произведений, определение их источников в самостоятельных памятниках и в виде клейм житийных циклов.

6. Определение традиционности и специфичности иконографии местночтимого святого Трифона Вятского, ее места и значимости в иконографии «преподобных» и русских исторических святых в целом.

Степень научной разработанности темы, связанной с личностью Трифона Вятского, представлена в комплексе составляющих. Издания редакций «Жития...»: П. Д. Шестаков, Ф. Е. Кибардин, В. Я. Струминский, И. М. Осокин; исследования «Жития...» как памятника агиографии XVII века: В. О. Ключевский; В. В. Низов, М. Д. Каган-Тарковская, Г. А. Охотина(7); Вопросы почитания вятского святого: Г. П. Федотов, И. М. Осокин, Л. Н. Спасская(8); Материалы к биографии Трифона Вятского в исторических исследованиях и исследователей его жизнеописания: А. А. Спицын, Г. Е. Верещагин, А. А. Дмитриев, П. Н. Луппов, М. Чемоданов, А. К. Одоев, И. М. Осокин, В. Я. Струминский, А. И. Вештомов, В. И. Шабалин, Л. В. Зубарев; А. В. Эммаусский, А. А. Марков, С. А. Гомаюнов(9). Вопросы истории и архитектуры Трифонова монастыря, его вотчин и последующего монастырского строительства: А. С. Верещагин, А. А. Спицын, Д. К. Зеленин, К. Н. Селивановский; А. Г. Тинский, А. Д. Милов, А. Ю. Каптиков, И. В. Берова(Ю).

Особо остановимся на всех обращениях искусствоведов, исследовавших культовые памятники с образом преподобного Трифона Вятского. Вопросами бытования икон преподобного Трифона Вятского занималась сотрудник Кировского областного художественного музея Г. Г. Киселева(П). Интересным, но единовременным научным вниманием к храмовым иконам с изображением преподобного Трифона перед Богоматерью, стала публикация Н. Н. Менчиковой(12). Обстоятельную историческую справку по истории создания росписи алтаря Успенского собора Трифонова монастыря опубликовала Н. П. Мартьшова(ІЗ). Вопрос стиля стенописи исследуется в статье О. Н. Сверчковой(14). В качестве самостоятельной проблемы развитие иконографии Трифона Вятского никогда не рассматривалось.

Диссертация интегрирует данные разнородных типов источников. Произведения, составляющие ядро изобразительного ряда иконографии преподобного, принадлежат коллекциям: Кировского объединенного историко-архитектурного и литературного музея, Кировского областного художественного музея, частных коллекций вятских коллекционеров, элементов декоративного убранства действующих и недействующих храмов Вятской и Пермской епархий.

Архивные данные использованы по документам Государственного архива Кировской области (фонды 170, 237, 237, 247, 340, 393, 431, 897, 1258,1404), а так же Вятского Епархиального архива Московского патриархата (фонды 9, 16). Подробно исследовалась агиография Трифона Вятского, а так же литературные, историко-культурные источники Вятки дореволюционного периода и Новейшего времени, источники личного происхождения: мемуары, дневники, письма из личного архива и произведения собственной коллекции потомственных иконописцев села Палех Ивановской области В. Б. и О. М. Париловых.

Материалы и результаты научно-исследовательских экспедиций автора соотнесены с опубликованными результатами экспедиционной работы первых десятилетий XX века И. М. Осокина. Экспедиционная работа проводилась нами на территориях Архангельской (2002г.), Кировской (1999-2004гг.), Вологодской (2003г.), Пермской областей (2001г.). Ход экспедиционной работы был снят на видеопленку, материалы легли в основу двух документальных фильмов(15).

Чрезвычайно существенны данные, полученные при непосредственных консультациях, а также при переписке со специалистами: А. Ю. Каптиков (Уральская государственная архитектурно-художественная Академия), М. И. Мильчик (город Санкт-Петербург, Научно-исследовательский институт «Спецпроектреставрация»), О. А. Колесова (Музей Палехского искусства), Л. Н. Сыроватская, О. А. Малкова, Г. Н. Чебыкина (Великоустюжский историко-архитектурный и художественный музей), Т. М. Кольцова (Архангельский музей изобразительных искусств), Е. Н. Парконен, О. И. Котяхова, В. Н. Земцова (Сольвычегодский историко-художественный музей), Г. А. Мохова, О. В. Крупина (Кировский художественный музей), Т. М. Долматова (Слободской краеведческий музей), Е. Е. Симахина, Ю. Ф. Страздынь (Лальский краеведческий музей), священник Б. Бартов (город Кунгур), священник А. Дудин (Вятский епархиальный архив), Е. В. Наместникова (Кировский краеведческий музей), Н. П. Гурьянова (Кировская областная научная библиотека), Н. В. Никулина (библиотека поселка Верхне-Чусовские Городки).

Методология в рамках междисциплинарного исследования, интегрирует данные разнородных источников и областей наук: искусствоведения, истории (краеведения), культурологии, литературы (агиографии), церковной археологии; основным подходом для нас стал — иконографический. Принципы иконографического подхода, изучающего каноны и особенности изображения, а так же описывающего их и систематизирующего, заложены в публикациях российских ученых XIX - XX веков. Историография исследований, ставших теоретическим фундаментом для нашей работы включает труды Ф. И. Буслаева, Н. П. Кондакова, Т. В. Покровского, В. Н. Лазарева, В. И. Антоновой, Н. Е.

Мневой, Э. С. Смирновой, Л. М. Евсеевой, Г. И. Вздорнова, Г. В. Маркелова(іб). Полный состав образов Трифона Вятского выявлен с помощью методики анализа архивных описей храмового имущества. Иконографический подход послужил инструментом, который позволил классифицировать изобразительный ряд. В процессе проведенной систематизации, мы условно разделили все изображения на две группы: иконографические типы и «исторические» сюжеты(17). Определение вятского типа икон иконографического извода «Богоматерь Боголюбская» проводилось на основе уже определенных вариантов: Московский, Соловецкий, Ростовский, Псково-Печерский(18). Изображение архитектуры Успенского собора Трифонова монастыря и города Хлынова на данном типе икон рассматривались с учетом работ вышеназванных исследователей истории и архитектуры монастыря, а также трудов специалистов, занимающихся целенаправленно видовыми изображениями архитектуры на иконах(19). Единоличные изображения отца вятского монашества в чине «преподобный» изучались нами с учетом наработок и искусствоведческого опыта аналогичных исследований(20). Совместные изображения святого Трифона и блаженного Прокопия Вятских чудотворцев потребовали изучения церковных, литературоведческих и искусствоведческих работ по исследованию юродства, как явления, и отображения его в изобразительном искусстве(21). По всем указанным направлениям работы привлекались включенные в поле актуальных знаний электронные версии публикаций.

Определение источников иконографии, прочтение содержания клейм житийных циклов носило характер разыскания, в задачи которого входило выяснение состава программы клейм, изучение циклов со стороны отбора сюжетов из литературного источника, установления приемов иллюстрирования текста жития и потребовало проработки литературы искусствоведческого направления, рассматривающего вопросы взаимодействия агиографии и изобразительного искусства. Отнесем сюда так же публикации ученых, изучавших «Житие...» и его редакции(22). В ходе экспедиционной работы, а так же при прочтении содержания монументального цикла Успенского собора Трифонова монастыря, применялись методы фотофиксации и видеосъемки. Для описания ключевых памятников использовались элементы формально-стилистического анализа. В изложении всего материала диссертации применяется хронологический принцип.

Автор видит научную новизну исследования в совокупности нескольких составляющих: определена значимость и место иконографии преподобного Трифона Вятского как составляющая иконографии отечественных святых; выявлены ее традиционность и специфика в контексте изображений преподобных. Определена и реконструирована иконография преподобного Трифона Вятского, включающая памятники, бытовавшие и бытующие в период XVII-XX веков. Целенаправленное разыскание и вовлечение в научный оборот новых памятников и нового фактического материала позволило восполнить недостающие звенья полной иконографической картины. В диссертации исследован процесс формирования иконографии первого вятского святого преподобного Трифона и его младшего современника блаженного Прокопия Вятского в период XVII-XX веков. Принцип целостности исследования образа Трифона Вятского в культовой живописи, объединяющий как монументальные, так и станковые произведения на протяжении всего периода бытования, применяется впервые. Исследование изображений преподобного Трифона, организованное по сквозному иконографическому подходу и создающее сюжетно-тематическое разнообразие образа, также до настоящего времени не применялось. Детализация процесса развития иконографии Трифона Вятского привела к новым полезным результатам, выводам, и обобщениям по вопросам: выявления основополагающих компонентов формирования иконографии преподобного, сложения основных типов икон, определения источников сюжетов отдельных памятников и в виде клейм житийных циклов, переосмысления значимости произведений позднего иконописания в их сюжетном и пластическом разнообразии.

Структура диссертации: введение, три главы основного содержания работы, заключение, список использованной литературы, три приложения самостоятельной научной значимости с поклейменным прочтением иконографии повествовательных циклов и тридцати двух иллюстраций к тексту. Далее помещены: список иллюстраций, список сокращений.

Первая глава «Преподобный Трифон Вятский чудотворец -предварительные исторические сведения и рукописная традиция» освящает вопросы развития церковной живописи на Вятке, дает историко-биографическую справку о преподобном Трифоне, рассматривает сложение культа первого вятского святого, а также — списки и редакции его жития. В разделе «Культовая живопись Вятской земли» представлен исторический обзор и основные этапы развития вятского иконописания. Выделяется период конца XVII - XVIII веков, как время роста количества мастеров и подъема уровня иконописания в связи с активным храмовым строительством на Вятке; именно в данный период начинает формироваться иконография преподобного Трифона.

В параграфе «Историческая часть иконографии преподобного Трифона Вятского» излагаются биографические сведения и история канонизации святого. История почитания святого анализируется в хронологической последовательности, ибо именно культ стимулирует появление памятников культа, в частности наш предмет — церковную живопись. Нас интересует время и причины появления новых изводов. Каждый век в силу определенных причин давал новые памятники культовой живописи, как в количественном отношении, так и в их разнообразии.

Параграф «Житие преподобного Трифона Вятского — источник иконографии» ключевой в данной главе. «Житие и подвиги и отчасти чудеса преподобного отца нашего архимандрита Трифона, Вятского чудотворца и начальника обители Успенья Богородицы, что в городе Хлынове» дошло до нас в пяти списках и трех редакциях. Рассматривается проявление интереса к тексту, как к памятнику агиографии XVII века. Для исследователя — иконографа агиография, питающая содержание культовой живописи, анализируется применительно к изобразительному искусству, как выражение взаимоотношений искусства слова и живописи. С целью установления степени и характера взаимоотношений двух искусств исследованы сюжеты для живописи последовательно в соответствии с текстом. Рассмотрев содержательную часть текста, руководствуясь хронологически-последовательным изложением событий, мы определяем девятнадцать эпизодов «Жития...», ставших иконографической основой для живописных решений. Сюжеты легли в основу повествовательного цикла декоративного убранства Успенского собора Трифонова монастыря города Вятки, житийной иконы двенадцати клейм храма Всех Святых Верхнє - Чусовской Казанской Трифоновой женской пустыни поселка Верхне-Чусовские Городки Чусовского района Пермской области, а также существовали в виде икон самостоятельных изводов на Вятке, Перми, Архангельске.

Вторая глава «Иконография преподобного Трифона Вятского XVII — XVIII веков» рассматривает основные иконографические типы и их варианты, разнообразие решений внутри изводов. Каждому самостоятельному типу изображения посвящен отдельный раздел.

Назначение материала «Изображения Трифона Вятского в контексте иконографии преподобных» — исследовать изображения Трифона Вятского применительно к иконографическому типу или чину «преподобный». Выявляются факторы сложения иконного облика святого, изменение образа «во времени». Собранное разнообразие изводов систематизируется на основе композиционных построений, выявляются их составляющие элементы. В задачу данной главы входит также установление принципов расположения образов Трифона Вятского в системе храмовой декорации.

Далее в параграфе «Изображения преподобного Трифона и блаженного Прокопия Вятских чудотворцев» рассматриваются памятники одного из самых распространенных изводов собственно вятской тематики - совместном изображении двух первых местных святых — преподобном Трифоне и блаженном Прокопии. Подробно исследуется история данной иконографии: время и причины ее появления, выявление характерных особенностей извода, анализ отдельных памятников, территория бытования. Отмечается развитие двух типов изводов: минейного типа и в молении, любопытным представляется стилистическое разнообразие изобразительного ряда в рамках данной иконографии. Выявляется образец для создания иконного образа блаженного Прокопия Вятского - преподобный Сергий Радонежский.

Последняя глава части — «Иконография храмовых образов «Явление Божьей матери преподобному Трифону»» представляет исследование памятников, являющихся ключевыми и наиболее значимыми по уровню художественных достоинств. Четыре храмовых иконы конца XVII-XVIII веков в технике темперной живописи изображают коленопреклоненного преподобного Трифона Вятского перед Богоматерью с архитектурными видами города Хлынова и Успенского монастыря; демонстрируют принадлежность к одному иконографическому типу. Выявляется специфика вятского варианта общерусского извода, поиск объяснительных причин появления данной иконографической программы на Вятке при отсутствии сюжета в «Житии...». Кроме того, иконография памятников одного сюжета имеет два различных варианта сложения. Иконы подтверждают усиленное развитие культа почитания Трифона Вятского как местночтимого святого.

Третья глава «Иконография Трифона Вятского XIX-XX веков» содержит три части. Первая называется «Житийная икона преподобного Трифона Вятского и ее историко-бытовой характер». Житийная икона Трифона Вятского документально прослеживается с XVIII века, однако дошла до нас в виде позднего списка, поэтому отнесена к настоящей главе. Для исследователя иконографии — это бесценное разнообразие «исторических» сюжетов в составе клейм, существенно расширяющее весь зрительный ряд образов святого. Житийная икона, введенная нами в научный оборот, происходит из храма Всех Святых Казанской Трифоновой женской пустыни на реке Чусовой. Состав сюжетов иконы отражает «пермский период» жизни святого, двенадцать клейм иконы являются оригинальными композициями, созданными специально для иллюстрации жизнеописания преподобного Трифона Вятского, отражают период его жизни 1570 - 1579 годы. Прочитанная нами, согласно агиографии, икона сочетает в себе реальную историю и легенду, является наглядным примером локального развития иконографии и бытования образа святого.

Вторая часть главы «Настенная живопись Успенского собора Трифонова монастыря: особенности иконографической программы прославляющего цикла» рассматривает большой монументальный житийный цикл, посвященный святому, выполненный в 1895 году мастерской палешанина Льва Парилова в вятском храме-памятнике над мощами святого. Последовательно излагаются следующие вопросы: история создания стенописи, новые данные о мастерах, методах и приемах их работы. Проблемы исследования были вызваны наличием не просматриваемых на большой высоте надписей, искажением текстов при переписке и перепечатке ошибочных источников, а так же имперсональностью образов. Трудности вызвало прочтение содержания житийного цикла, выявление особенностей организации его иконографической программы и сравнение содержания иконописных клейм с клеймами стенописи и текстом единого иконографического источника — литературного жития.

В последнем разделе главы «Образ преподобного Трифона Вятского. Новые открытия в культовой живописи XIX-XX веков» представлен круг памятников, введенных нами в научный оборот в 1999-2003 годы во время экспедиционной работы по местам почитания преподобного Трифона Вятского: Кировской, Пермской, Архангельской, Вологодской областям. Процесс сложения иконографии Трифона к концу XIX века завершился, однако, удалось обнаружить интересные иконографические варианты уже сложившихся образцов. Введенные в научный оборот произведения станковой и монументальной живописи позволяют существенно обогатить зрительный ряд изображений первого Вятского святого, пополняют интересную группу произведений позднего иконописания, обозначают ее научную ценность. Образцы культовой живописи пермских, вятских и приезжих мастеров, а также привозных икон XIX - начала XX веков весьма интересны с позиций вольного использования подлинников, иконографической и стилистической подвижности.

Заключительная часть диссертации содержит выводы, позволяющие в целом оценивать иконографию местночтимого вятского святого XVII-XX веков как изобразительную систему, развивающуюся в рамках восточнохристианского святоотеческого канона, но получившую свои локально-специфические черты. Художественный уровень и количество введенных в научный оборот памятников достойно представляют произведения церковного искусства русской провинции (23).

Апробация основных положений и отдельных вопросов диссертации отражена в выступлениях на научных конференциях в городах: Москва, Киров, Вологда(24).

Положения, выносимые на защиту:

1. Иконография первого вятского святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца, реконструированная на основе теоретической и экспедиционной работы, представляет важный пласт памятников искусствоведческой, художественно — литературной, исторической и духовной значимости.

2. Новый уровень классификации изображений преподобного Трифона Вятского демонстрирует сложение устойчивых типов икон, идущих от византийской и древнерусской иконографической традиции, и оригинальных композиционных решений, истоками которых является агиография святого.

3. Иконография образа преподобного Трифона Вятского чудотворца XVII - XX веков, как местночтимого святого, представляет в целом достаточно развитую и разнообразную картину, традиционную в контексте отечественной иконографии преподобных, но имеющую свою локальную специфику, отражающую запросы и уровень церковного искусства, и в целом -художественные потребности русской провинции.

Практическая значимость исследования:

Материалы и выводы исследования могут представлять интерес для обобщающих работ по иконографии отечественных святых. Так же возможно их использование в музейной практике, научной и учебной работе, при составлении курсов по истории, культуре и искусству Вятского края. Выборочно материал включен в авторскую программу «Сюжеты культовой живописи» с 2000 года признанной лучшей авторской программой городского уровня и имеющей победителей российского уровня в 2002 и 2004 годах в городе Москве. Автором начата работа по составлению каталога «Преподобный Трифон Вятский Чудотворец. Культовая живопись XVII- XX века», организованного по иконографическому принципу. Содержание каталога предполагает: изобразительный ряд, историческую справку о святом, историю канонизации, обзор редакций жития, представление иконографии святого. Материалы экспедиций автора легли в основу двух документальных фильмов, прошедших на Государственном телевизионном канале «Вятка»: «Благоизволи очам прозрети...(Хождение к иконе)»(2002г.) и «Работаем туристами»(2003)г. Фильмы стали лауреатами на городском и межрегиональном кинофестивалях.

Культовая живопись Вятской земли

Вятка (1) как город впервые упоминается в летописях с 1374 года; впоследствии развитию города способствовало прохождение через него торговых путей в Поморье, Поволжье, на Урал и в Сибирь. В 1489 году Вятская земля была присоединена к Московскому государству, в церковном отношении до середины XVI века подчинялась Московскому митрополиту, а с 1555 года — Казанской епархии. Отношение это было формальным, за всеми нуждами вятчане всегда обращались в Москву. С конца XV века начинается зарождение, освоение и развитие иконописного ремесла на Вятке, при этом, имена иконописцев документально не прослеживаются ни в XV, ни в XVI веках(2).

В конце XVI века на Вятской земле появляются монастыри. Первый монастырь основал в 1580 году монах Трифон: 21 июня 1580 года царь Иван Грозный пожаловал ему грамоту на построение монастыря, сам Трифон был возведен в сан иеромонаха и утвержден в должности строителя(З). Основанный Успенский мужской монастырь получил со временем имя создателя -Трифонов. С появлением преподобного Трифона и дальнейшим строительством монастырей на Вятку начинается приток икон московской школы, а Вятские иконы появляются в столице. Так в 1555 году по велению царя Ивана Грозного образ Николы Великорецкого был доставлен в Москву, в 1580 году митрополит пожаловал в дар Хлыновскому Успенскому мужскому монастырю икону Божьей матери Одигитрии; царь Алексей Михайлович послал икону своего святого «Алексий человек Божий» в город Котельнич; в 1647 году по царскому указу из Спасского собора города Хлынова в Москву был принесен Чудотворный образ Спаса Нерукотворного, вместо которого на Вятку был отправлен список(4). Тесные и длительные взаимоотношения Трифона со Строгановыми, возможно, также оказывали влияние на формирование иконописания на Вятской земле(5). Издавна Вятка тяготела экономически к Великому Устюгу. Таким образом, местное иконописание формировалось и развивалось на основе традиций новгородской, московской, школ, испытывала влияние «устюжского письма»(6).

На период конца XVII-XVIU веков выпало время расцвета вятского иконописания: шло активное каменное строительство, начатое архиепископом Ионой (1674 - 1700). В 1689 году был построен каменный Успенский собор Хлыновского мужского монастыря, а к первой трети XVIII столетия сложился весь монастырский ансамбль. Монастырь начал сооружать церкви и в своих вотчинах, храмовое строительство велось также в городах Слободском, Орлове, Котельниче. К концу XVIII столетия было возведено или начато строительство около трех десятков каменных храмов(7). Интенсивное строительство церквей, возведение в них иконостасов способствовали росту потребности в иконах; кроме того, создавались иконы для часовен, монастырских келий, домашних молелен, жилых домов. Иконописание стало занимать значительное место среди ремесел на вятской земле. Первый вятский историк А. И. Вештомов упоминает о существовании в городе Хлынове в первой половине XVIII, наряду с серебряным и оловянным, иконописный цех(8).

Вероятно, уровень иконописного ремесла не был высоким. Так из сведений 1761 года, доставленных из Вятской провинциальной канцелярии в кадетский корпус для географического описания Российской империи узнаем, что: « ... народ больше упражнялся в ремеслах: в иконном и живописном художествах, также в серебряном, медном и оловянном .. . . В лучшем же состоянии находится выделывание кож». А сведения, доставленные из Вятки в 1781 году в Академию наук, свидетельствуют: «жители здешнего города имеют рукоделия разные, как-то: чоботное, серебряное, портное, живописное, иконное и пр. А искусных художников не имеется»(9). Историк Г. А. Мохова в словаре вятских иконописцев приводит более шестидесяти имен мастеров этого периода, среди которых посадские люди, монастырские слуги, монахи, священнослужители. Одна из самых известных вятских фамилий потомственных иконописцев - Кузнецовы. Представители этой династии работали в XVII - начале XVIII веков; известны имена девяти мастеров. Сохранились две подписные иконы Кузнецовых в собрании Соликамского историко-художественного музея и Кировского областного художественного музея, датированные 1701 и 1716 годами соответственно(Ю).

В 1656 году была учреждена Вятская и Великопермская епархия с центром в Хлынове, а в октябре 1799 года из епархии была выделена Пермская часть, остальная же получила название Вятской и Слободской. На ее территории в это время находилось 344 храма(11).

Культ почитания первых святых Вятской земли, преподобного Трифона Вятского Чудотворца и его младшего современника блаженного Прокопия Вятского Чудотворца, начинает оформляться с XVII века. К 1601 году относится важная для нас документальная запись: изображение преподобного Трифона зафиксировано по монастырской описи, из чего следует, что оно было прижизненным 2). Периодом конца XVII — конца XVIII веков датируются памятники наиболее высокого художественного достоинства с изображением преподобного Трифона Вятского: храмовые иконы из собрания Кировского областного художественного музея и Кировского объединенного краеведческого музеев. Это икона: «Трифон Архимандрит Вятский и Прокопий юродивый Вятский перед Богоматерью «Знамение», датируемая концом XVII века, а также четыре иконы «Богоматерь с преподобным Трифоном Вятским», созданные в конце XVII—XVIII веках, имеющие изображения города Хлынова и Успенского Трифонова монастьіря(ІЗ). В этот же период на Вятке в Успенском соборе находилась житийная икона Трифона Вятского с двадцатью клеймами(14).

Изображения Трифона Вятского в контексте иконографии преподобных

Тема монахов, причисленных к лику святых, всегда занимала одно из ведущих мест в церковной живописи. Византийское изобразительное искусство уделяло ей большое внимание: монашество почиталось как наиболее высокая и достойная форма духовной жизни. Образы прославленных святых иноков, преподобных входили в ансамбли росписей храмов, иногда становились доминирующими. В иконописи тема монашества развилась к XII веку (1). Среди самобытных русских икон изображения отечественных святых подвижников получили наибольшее распространение. Искусствоведческое внимание к иконографии собственно русских святых в наиболее полной форме на сегодняшний день отражено в фундаментальном своде описаний русских подвижников Г. В. Маркелова «Святые древней Руси»(2). Пособие основано на исследовании, изучении и систематизации разрозненных образцов (прорисей и переводов), а также известных иконописных подлинников(З). Результатом изучения источников подобного рода, являются публикации 3. П. Морозовой ). Проблеме изображения преподобных в русском искусстве посвящены отдельные статьи Н. Гордеевой(5). Примером целенаправленного изучения святых подвижников северной России являются издания Т. М. Кольцовой(б). Иконографией ростовских святых последовательно занимается А. Г. Мельник (7). Над сходной с нами темой, иконографией местночтимого святого, Симона Воломского, комплексно работает А. Н. Говорова(8). На этом фоне мы можем соотнести иконографию Трифона Вятского с тенденциями общерусской святоотеческой традицией, а также региональной и в масштабе местночтимого примера. Изображения преподобного Трифона Вятского Чудотворца принадлежат части художественного культового наследия отечественного по происхождению, к чину преподобных по характеру церковного служения, к местноепархиальным святым по распространенности почитания.

Для церковной истории святой Трифон, как основатель монастырей из монашествующих определяется статусом или чином «преподобный», который в русской православной церкви, самый многочисленный, наряду с другими: мучениками, святителями, праведниками, блаженными, и так далее. Традиция отражения облика преподобных в древнерусском изобразительном искусстве напрямую соотносится с развитием русской духовной практики: изображения русских святых получили распространение с основоположников чина преподобных, основателей Киево-Печерской Лавры святых Антония и Феодосия. Иконографию преподобных, нормативные образцы типа или чина Русь восприняла от Византии. Наряду с этим, в отечественной живописи изображения «подобных Богу» получили сюжеты и темы собственно-русской действительности, разработали свои сложные композиции, как икон, так и житийных клейм.

Особенности изображения преподобных закреплены и передаются в лицевых и толковых иконописных подлинниках: традиция складывается из многочисленных составляющих. В фигуре человека это: образ, волосы, борода, голова, тело, руки, ноги. Далее, одеяния преподобных, предметы окружения святых: храмы, города, горы, реки, монастыри, пещеры, Евангелие, свитки. Затем толковый подлинник указывает образец «подобия», возраст: «млад», «средовек», «стар». Индивидуальные особенности: «ликом прекрасен», «рус», «сед», «черен»(9).

Перейдем непосредственно к рассмотрению факторов сложения иконного образа Трифона Вятского. Описание внешности святого, составлено в 1690 году, при перенесении мощей Трифона во вновь построенную каменную церковь. Происходило это следующим образом. Захоронение было вскрыто: «и при сем оказалось, что тело засохло. А не истлело, что ризы и схима, на коей . надпись казалась как бы ни новой, ни вредимой»(10). Мощи были переложены в дубовый гроб, но перед тем было записано: «Преподобный отец наш Трифон, архимандрит Вятского Успенского Трифоного монастыря, телесным возрастом бяше низок, плоек лицом, тощав, браду имел круглу, густу, средню, невелику, по средней мере русу с пробелью седин, ус велик, прост, висящ над устне»(11). .

Напомним еще один фактор сложения иконного образа Вятского святого - прижизненное изображение: « [...] образ, 5 пядей, на краске, писан архимарит Трифон [...], а приходящим людям он архимарит Трифон [...] »(12). Можно было бы трактовать данный факт ошибочным, если бы образ был записан, например, в первые годы после смерти святого. Однако опись составлялась в год изгнания святого из обители, в 1601 году. Таким образом, свидетельство недоброжелателя силу факта умножает. То есть, это был тот случай, когда еще при жизни современники осознавали историческую значимость личности Трифона. Таким образом, формирование иконографии Трифона Вятского началось именно с этого прижизненного изображения, что исторически имело место: « ... с конца XIV века в письменных источниках появляются первые упоминания о создании прижизненных образов собственно русских преподобных. ... Эта традиция, уходящая корнями в первые века христианства, возрождается на Руси во второй половине XIV века, что приводит в начале XV века к созданию «портретов» русских иноков», -исследуя традицию изображения преподобных, отмечает Н. Гордеева(ІЗ). Например, известны прижизненные «портреты» преподобных Кирилла Белозерского, Ефросина Псковского(14).

Был ли это портрет? Представить историю портрета-иконы достаточно сложно: она является составляющим звеном комплекса агиографии, иконографии, истории и искусства, и значительно позже приобретает официальный статус почитаемого образа. То есть, это была еще не икона: необходимо время, постепенный переход от первоначального «портретно-парсунного»(?) облика к обобщенному иконному типу. Этот образ, сохранивший портретное сходство, был позже, вероятно, помещен над мощами преподобного. Неизвестно, каким было это первое изображение святого, но мы можем его предположить: скорее всего это было поясное изображение Трифона. На таких иконах, как привило, архитектурный фон отсутствовал 5). Для «иконизации»(16) же первых изображений, помимо внешнего облика, необходим образец в определенном чине, в данном случае - чине преподобных. В рамках чина святой должен быть легко узнаваем при почти полной тождественности монашеских одежд. Портретность же никогда не стояла на первом месте в культовой живописи, давалось лишь «подобие» внешности святого в общих и кратких чертах говорящее о том, какой именно святой изображен на иконе. Такое истинное «подобие» всегда ценилось Церковью важнее портретного сходства. Ф. И. Буслаев по этому поводу отмечает: «Иконописное подобие отличается от собственно портрета тем, как в иконописном подобии художник стремится во внешней форме передать описание лица или события, завещанное ему церковными книгами или церковным преданием. ... Следуя, таким образом, церковному преданию, иконописец создает определенный, не чисто идеальный тип, но и не портрет»(17).

Иконография храмовых образов «Явление Божьей Матери преподобному Трифону»

В настоящей главе рассматриваются произведения культовой живописи, которые по описям проходят как «Явление Божьей Матери преподобному Трифону». Количественно эта группа памятников незначительна: четыре иконы, однако важность данных произведений сложно переоценить как в аспекте иконографии Трифона Вятского, так и в плане значимости для художественной культуры Вятки в целом. Все иконы принадлежат XVII-XVIII векам, храмовые, выполнены в технике темперной живописи и изображают коленопреклоненного преподобного Трифона Вятского перед Богоматерью с архитектурными видами города Хлынова и Успенского монастыря; иконы демонстрируют принадлежность к одному иконографическому типу в различных вариантах.

Памятники находятся в собраниях двух музеев города Кирова: областного художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых и объединенного историко-архитектурного и литературного музея. Три из них-в постоянной экспозиции музеев(1), четвертая - в процессе реставрации(2). Самая ранняя из рассматриваемых нами икон «Богоматерь с Трифоном Вятским» принадлежит Кировскому краеведческому музею, имеет на обороте сведения о том, что написана в 1618 году(З). Икона изображает преподобного Трифона обращенного к Богоматери, которая в свою очередь обращена к Спасителю. В руках преподобного свиток: «О Пресвятая Дева Владычица Богородица услышь молитвы рабов твоих». В тексте свитка Богоматери обращение к Спасителю как к сыну и надежда на его благоволение: «Владыко Вседержителю сыне Боже мой приклони ухо твое и услыши Матере своя и молящегося за мной». В ответных словах Спасителя Богоматерь называется предстательницей о спасении человеческого рода: «Ты Богопредстательница возлюбленная моя царица о спасении рода человеча». Панорама монастыря раскрывается сверху, так что позволяет подробно показать все строения, различные по материалам: деревянные и каменные. Дальний план иконы отведен для изображения городского кремля. Считается, что это самый древний из достоверных архитектурных обликов города Хлынова.

Исходя из количества икон данного извода(4), возьмем на себя смелость утверждения о существовании Вятского варианта «Богоматери Боголюбской». При этом определение «вятский» мы используем в географическом аспекте принадлежности к реке Вятке и территориальном признаке бытования икон, а не месте происхождения памятников. Отсутствие, каких бы то ни было документальных данных, связанных с иконами, лишает исследование историко-фактической базы, что, однако, не является препятствием для изучения и анализа изобразительного ряда. Помимо самих памятников, нами будут использованы в работе фотографические снимки, выполненные дореволюционными фотографами с вятских списков иконы XIX века(5).

Искусствоведческое внимание к памятникам данного извода в отечественной традиции сложилось давно и никогда не угасало, причем рассматриваются различные варианты одного иконографического типа. Так Соловецкий вариант «Богоматери Боголюбской» исследует Н. Маясова(б). М. Романова обращается его прообразу, домонгольской иконе 1185 года(7). Е. Овчинникова(8) и Э. Смирнова(9) обращаются к Московскому варианту иконы. Последовательно анализирует использование древнего иконографического извода М. Маханько(Ю). А. Мельник выявляет Ростовский вариант «Богоматери Боголюбской»(11), И. Соловьева — Псково-Печерский. Кроме того, в данном параграфе нами были привлечены работы специалистов, интересующихся иконами с видами монастырей; такими памятниками гордится, например, собрание Архангельского музея(12), музей «Коломенское» располагает коллекцией икон с архитектурными видами, целенаправленно собранной реставратором-подвижником П. Барановским(ІЗ). Чрезвычайно полезным было обращение к разработкам по проблемам изучения древнерусского чертежа А. Тица(14), специалиста по иконным видам архитектуры М. Мильчика(15), Г. Маркелова(іб).

Вятские дореволюционные источники (помимо описей) об иконах дают в основном констатацию факта наличия иконы в каком-либо храме, послереволюционные обращения к иконам представляют научные исследования историков, архитекторов и искусствоведов. Для историков иконы являются источником сведений по истории Хлынова и почитания Трифона Вятского, для архитекторов — наглядным изобразительным материалом, отражающим этапы формирования архитектурного ансамбля Вятского Трифонова монастыря и городского кремля. Для искусствоведов иконы -большая редкость и ценность, произведения высокого художественного достоинства. Выделим основные этапы истории исследования названных памятников культового искусства. Иконы поступили в собрания в 1960-е годы после совместных экспедиций по Кировской области сотрудников музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, Центральных художественных научно-реставрационных мастерских имени И. Э. Грабаря и Кировского областного художественного музея. Искусствовед Кировского музея Г. Г. Киселева в 1978 году опубликовала каталог «Живопись Хлынова XVII века», в котором изложила сведения по истории поступления икон в музеи(17). Тогда же возник вопрос датировки икон. Ключевая фигура в постановке данного вопроса — вятский исследователь истории и архитектуры А. Г. Тинский: в атрибуции самой ранней иконы он исходит из времени изображенных монастырских построек(18). И. А. Берова, как исследователь архитектуры, обращается к иконным видам монастыря(19). Искусствовед Н. Н. Менчикова в своем опубликованном дипломном проекте «Иконы с изображением Трифона Вятского и города Хлынова», существенно продвинула знание об иконах(20). Все предшествующие и последующие обращения к иконам являются лишь фактами использования икон в качестве иллюстрации каких-либо материалов.

Время создания самой ранней из икон, как впрочем, и всех остальных, -острый спорный вопрос для исследователей. Вышеупомянутый вятский историк архитектуры А. Г. Тинский высказывает версию, основанную на внешнем виде архитектуры: 1692-1695годы(21). Еще одна икона — из Вятского кафедрального собора — атрибутирована Н. Н. Менчиковай, руководствуясь тем же методом: 30-40 годы XVIII века(22). Однако, способ определения датировки икон, исходя из анализа архитектуры, не всегда верен: специалисты отмечают, что одна и та же прорись могла использоваться на иконах разных веков. Так, Г. В. Маркелов, сопоставляя прориси, отмечает: «...Одни и те же прориси служили образцами для икон разным поколениям мастеров. Об этом свидетельствует прорись XVII века, с которой делались иконы и в XVII и в XIX веках»(23). Следует признать, что на сегодняшний день иконы иконографического типа «Богоматерь Боголюбская» с Трифоном Вятским остаются наиболее значимой и одновременно наиболее неизученной частью художественного наследия с образом первого вятского святого.

Житийная икона преподобного Трифона Вятского и ее историко-бытовой характер

В предыдущих главах были рассмотрены основные иконографические типы изображений Трифона Вятского, сложившиеся в XVII - XVIII веках. Еще один тип икон, сложившийся в XVIII веке — житийный. Однако житийная икона дошла до нас в виде позднего списка, поэтому отнесена к настоящей главе. Для исследователя иконографии — это бесценное разнообразие «исторических»(1) сюжетов в составе клейм, существенно расширяющее весь зрительный ряд образов святого. Советский период политики страны и атеистическое управление культурой значительно сузили наш круг исследуемых памятников: последняя дата упоминания иконы «с чудесами» двадцати клейм на Вятке 1929 год(2). Но эта дата — не факт уничтожения иконы, поэтому перспектива обнаружения житийной иконы преподобного Трифона Вятского была всегда, и мы принадлежим к числу тех, кто не только не теряет надежды, но и ведет усиленные поиски в данном направлении.

Самый ранний, из известных, повествовательный цикл в иконописи с образом преподобного Трифона описал протоиерей Леонид Зубарев: «К 1764 году образов Преподобного Трифона в монастыре было 3. ... Над тою гробницею образ преподобного отца Трифона Вятского, на нем венец и оклад, вокруг того образа писаны чудеса его» (курсив наш. - Н.К.)(3). То есть в середине XVIII века житийная икона Трифона Вятского уже была. Опуская ход событий и несущественные детали, укажем основные данные, которые удалось собрать за последние годы об иконе с целью ее реконструкции. Итак, икона была храмовая, висела в Успенском соборе Трифонова монастыря на северной стене, в нише, возле раки с мощами преподобного, у иконостаса. Ее размер был 150x130, икона хранилась под стеклом. Средник иконы - изображение преподобного Трифона, скорее всего поясное, так как ростовые изображения обычно указываются: «в рост». Количество клейм вокруг средника — двадцать. Содержание клейм нам до сих пор установить не удалось, все описи ограничиваются фразами «чудеса его», либо «с картинами из его жизни». Это объяснимо: икону в случае необходимости не описывали, а просто назвали; описывать то, что у всех на виду казалось делом излишним. Поэтому внимание обращалось лишь на такие детали, в которых сочеталось высокое искусство исполнения либо поражающая воображение красота материала и его дороговизна: «Над тою гробницею образ преподобного отца Трифона архимандрита Вятскаго. На нем венец и оклад по полям сребряной чеканной, цата вышита из китайскаго и персидскаго жемчугу и разных цветов с камышками простыми, вкруг того образа писаны чудеса его»(4).

История исследования житийных икон Трифона Вятского началась в период приготовления к празднованию 300 — летия со дня кончины святого. Вятский протоиерей И. Осокин в качестве члена организованного Трифонова Юбилейного комитета совершил экспедиции по местам почитания Трифона Вятского(5). Он осмотрел и описал житийные иконы, бытовавшие на Чусовой, сравнил их с Вятскими. Так в селе Успенском Пермского уезда в 1912 году имелась икона Трифона с клеймами: «Одна икона большая, писанная на доске, висит на левой стороне, за клиросом. На средине ее изображен святой, а по сторонам его деяния, в числе 20, рисующие различные случаи его жизни. ... Живопись иконы довольно грубая, и не везде согласна с исторической правдою. Так Строгановы на суде, перед которыми стоит святой после невольного сожжения дров, изображены в костюмах XVIII века, в париках, длинных чулках и туфлях. Посередине внизу под ликом святого, начертан тропарь и кондак святому...»(6). Важно отметить, что икона с клеймами на Чусовой была не одна: в церкви Ниже-Чусовских Городков находилась также икона преподобного Трифона «в житии»: «В церкви ... есть так же не одно изображение святого. Более замечательна икона, висящая на стене за правым клиросом. В центре ее изображен, как и на иконе в селе Успенском, преподобный, под ликом его - тропарь и кондак, а по сторонам 20 деяний из его жизни. Живопись этой иконы гораздо лучше, чем на иконе в селе Успенском, грамотнее так же и тропарь святому, но так же с некоторыми отличиями сравнительно с Вятской и Успенской редакцией»(7). Здесь же Осокин приводит сравнительный анализ всех трех редакций текста тропаря иконы. Приведенные описания открывают и завершают период дореволюционного исследовательского внимания к иконам с клеймами. Последняя же запись в истории бытования иконы отмечена в акте приема -передачи имущества закрытого Успенского собора : «В нише северной стены, у иконостаса, образ преп. Трифона, с картинами из его жизни, старинного письма, разм. 150x130 см, под бемским стеклом с четырьмя позолоченными переплетами»(8). Запись ценна тем, что указывает место расположения иконы в храме и данными, показывающими размер иконы.

Все последующие попытки обнаружения житийной иконы на Вятке ни к чему не привели. Интенсивные экспедиции по Кировской области, проведенные в 1960-е годы дали ценные находки, однако, житийных икон обнаружено не было. В ходе подготовки к музейной выставке(9) целенаправленно проводился отбор памятников культовой живописи сотрудником отдела древнерусского искусства Кировского областного музея Г. Г. Киселевой в 1980-1986 годы, которая опубликовала результат: «Было обнаружено 44 иконы с изображением Преподобного Трифона .. . ни одна из них не имеет изображения чудес или житийных сцен»(10).

Следующий этап поиска был начат нами в 1993 году и продолжается до настоящего времени. Удача пришла в августе 2001 года: экспедиция в Казанскую Трифонову женскую пустынь поселка Верхне-Чусовские Городки Чусовского района Пермской области года дала долгожданную находку - нами была введена в научный оборот единственная из известных (?) на сегодняшний день житийных икон преподобного Трифона Вятского(11). Несмотря на то, что обнаруженный поздний список оказался не слишком высокого художественного достоинства, памятник существенно продвинул нас в вопросе пополнения иконографии святого.

Поводом для экспедиции послужило сообщение иеромонаха отца Савватия, настоятеля Верхнее-Чусовского храма Всех Святых: «В храме Всех Святых находятся две старинные иконы Преподобного Трифона Вятского (одна из них - с житием)»(12).

Церковь Успения Божьей Матери в селе Успенском, в которой И. Осокин видел и описал икону, в 1920-е годы разорена. До революции здесь, на Чусовой, еще существовали: в Нижне-Чусовских Городках — Богоявленская каменная церковь, в Верхнее-Чусовских Городках - храм во имя Рождества Христова. Сейчас существует и действует здесь лишь церковь во имя Всех Святых на Метейной горе в Казанской Трифоновой женской пустыни(13). По словам настоятельницы обители, никакой другой житийной иконы Преподобного Трифона здесь не было. На месте стало очевидно, что обе «старинные» иконы принадлежали XIX веку. Образ интересующего нас извода находился на момент исследования в подклети церкви. Причин тому две: проводимый ремонт церкви и плохое состояние памятника.

Похожие диссертации на Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков