Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная керамика в убранстве московского метрополитена. Проблемы стилевого развития Дрёмина Ольга Юрьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дрёмина Ольга Юрьевна. Художественная керамика в убранстве московского метрополитена. Проблемы стилевого развития : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Дрёмина Ольга Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова].- Москва, 2008.- 33 с.: ил. РГБ ОД, 9 08-3/1003

Введение к работе

Диссертация «Художественная керамика в убранстве московского метрополитена. Проблемы стилевого развития» посвящена наиболее экономичному и перспективному материалу, имеющему многофункциональное использование в архитектуре. В условиях интенсивного строительства метрополитена особую остроту приобретают вопросы применения художественной керамики и произведений на основе керамики в интерьере метро, как одного из средств формирования эстетической среды.

В ходе исследования художественной керамики возникла необходимость рассмотрения её как одного из средств архитектурно-художественной выразительности подземного пространства, участвующего в развитии новых форм синтеза искусств. Обладая специфическими качествами, керамика имеет разностороннее использование в интерьере метро:

плитка для облицовки стен и покрытия пола

монументально-декоративная роспись на керамической основе

скульптурная керамика - рельеф и круглая скульптура

архитектурные детали

Проблема использования керамики заключается в целесообразности применения того или иного вида этого материала при создании произведений монументально-декоративного искусства. Никакой другой материал не имеет такого широкого спектра декоративных возможностей, поэтому поиск новых принципов художественного воздействия, органичных современной архитектуре, становится жизненно важным требованием. Традиционная архитектурная керамика: изразцы, фигурные и орнаментальные рельефы, роспись, детали ордера, имеющие богатейшую историю использования в архитектуре общественных зданий, обретают в современных подземных интерьерах новый функциональный смысл, иную эстетическую ценность.

Актуальность исследования. Более семидесяти лет в архитектуре отечественного метро применяется керамика. Никогда, начиная с первых

линий и до настоящего времени, она не выходила из круга любимых материалов, используемых архитекторами и художниками в своём творчестве, определяя стиль и художественный образ станций метро. В связи с непрекращающимся строительством метрополитена прогнозируемое количество изделий художественной керамики будет увеличиваться, поэтому актуальность всестороннего изучения опыта применения и систематизации этого вида искусства возрастает.

Особенно актуальными представляются проблемы обобщения положительного опыта и ошибок в использовании художественной керамики в интерьерах метро, вопросы связи современной керамики с традициями прошлого, задачи выявления новых возможностей на современном уровне.

Предметом исследования стал процесс стилевого развития художественной керамики в синтезе с архитектурой и другими видами искусств в московском метро.

Объектом исследования являются живописные панно, скульптурный рельеф, архитектурные формы, объёмные элементы, выполненные в керамике, а также не воплощённые проекты архитекторов.

Целью настоящей диссертации является определение места и роли керамики в архитектурном ансамбле московского метро и в формировании художественного образа станций в контексте общего стилевого развития. Каждый последующий опыт по применению керамики в метро существенно отличается от предыдущих, несмотря на сходство поставленных перед художниками задач, Размещение в каждой конкретной архитектурной ситуации влечёт за собой индивидуальное решение. Благодаря этому накопился огромный опыт по применению керамики в метро, которому следует дать оценку, выявить достоинства и недостатки каждого конкретного случая, определить тенденции на будущее.

Для решения намеченной цели определяются основные задачи:

- выявить .специфику керамики в интерьерах метро, её роль и место среди других видов монументально-декоративного искусства;

дать ретроспективный анализ традиций использования керамики в метро в контексте общего стилевого развития искусства;

рассмотреть многофункциональность использования керамики в условиях метро;

систематизировать произведения керамики в метро;

определить степень художественного воздействия керамики как материала в интерьерах метро, степень участия этих произведений в визуальной организации движения;

показать особенности формообразования керамических изделий;

проанализировать пластические, фактурные, колористические особенности керамических произведений;

выявить перспективные направления художественных возможностей керамики в современных интерьерах метро.

Методика исследования. Работа основана на комплексном методе исследования, включающем историко-культурный, формально-стилевой, технико-технологический анализ художественной керамики московского метро. Сравнительный метод исследования помог выявить черты, характерные для каждого периода, а также элементы преемственности в использовании керамики. Подробно изучались материалы, находящиеся в музеях, архивах и библиотеках, в частности чертежи и варианты архитектурных проектов, не получившие воплощения, рассматривалась документация проектной организации Метрогипротранс.

Границы исследования определены временем существования метрополитена в Москве: с момента пуска станций первой очереди в 1935 году и до 2000 года.

Состояние изученности вопроса. На сегодняшний день специальные публикации по избранной теме диссертации отсутствуют. Анализу некоторых произведений художественной керамики в метро посвящены отдельные обзорные статьи. Проблема применения керамики в

метрополитене в её историческом развитии, в типологическом разнообразии, в стилевом и образном единстве с архитектурой ранее не ставилась.

В процессе работы над диссертацией был изучен ряд научных исследований от общетеоретических, посвященных истории советской архитектуры и технологии керамики, до специальных работ по архитектуре московского метрополитена и творчеству отдельных авторов.

В период с 1935 по 1953 годы строительство метрополитена являлось частью государственной программы и широко освещалось как в периодической печати, так и в научных изданиях, но лишь некоторые из них, как работа Кравеца СМ. «Архитектура Московского метрополитена» (1941 г.), рассматривает архитектуру и художественное оформление станций в синтезе. Ряд изданий, выпущенных как до 1953 года, так и после, посвящен отдельным архитекторам или художникам и рассматривает их работы в керамике, созданные для украшения метро как одну из страниц их творческой биографии.

После 1953 года ещё некоторое время продолжает издаваться специальная литература по архитектуре метрополитена, например «Московский метрополитен им. В.И. Ленина» Пекаревой Н.А. (1958 г.), в которой критически оценивается опыт «украшательства» в метрополитене, и содержится призыв к сдержанности и простоте архитектурных форм. В последующие годы выходят только отдельные статьи в периодической печати. В публикациях середины 1970-х - 1980-х годов развернулась полемика вокруг вопросов целесообразности применения в метро монументально-декоративного искусства. В ней участвовали Голубев Г.Е., Егорьева Е., Зиновьева Т.А., Полевой В.М., Пясковский Ю., Соловьёв Н.К., которые дали критическую оценку украшательским тенденциям в интерьерах транспортных сооружений. Появляются издания, посвященные синтезу керамики и архитектуры: Митрофанов К.М. «Современная монументально-декоративная керамика» (1967 г.), Гинзбург В.П. «Керамика в архитектуре» (1983 г.).

Архитектуре московского метро посвящены диссертации Климова М.В., Петухова Л.Г., Торсуновой М.И., Чарнецкого Г.В., Щипанова А.С., вышедшие в 1948 - 1952 годах, а также Голубева Г.Е. (1958 г.), Иванова В.В. (1973 г.). Художественное стекло в интерьерах московского метрополитена рассматривает в своей диссертации Омельченко О.Н. (1992 г.).

В последние годы, в связи с 70-летним юбилеем Московского метрополитена, в обществе вновь возник интерес к архитектуре метро, в связи с чем был выпущен ряд изданий как научно-популярного так и искусствоведческого характера. В 2003 - 2007 гг. выходят статьи Шумакова Н.И. и Измайлова И., где развитие метрополитена получает ретроспективную оценку от своего основания и до сегодняшнего дня. Короткие статьи посвящены московскому метро в английском издании Д. Беннет «Метро. История подземных железных дорог» (2005 г.), в книге М. Strom "Metro-art in the metro-polis" (1994 г.). Выдержки статей и фрагменты воспоминаний архитекторов содержит альбом, посвященный монументально-декоративному оформлению станций московского метро 1935 - 1954 годов «Московский метрополитен» (Россия XX век), составитель П. Ракитин (2005 г.). Большую научную ценность представляет четырнадцатый номер журнала «World Art Музей», выпущенный к 70-летию московского метрополитена и полностью посвященный истории его строительства и художественного оформления, где подробно рассмотрен период от появления первых проектов в начале 30-х годов до 1954 года, а также дан краткий ретроспективный очерк строительства метрополитена вплоть до 2000 года. Довольно полный перечень фактических данных о каждой станции метро опубликован в серии путеводителей и подарочных альбомов «Московское метро» издательства «Вокруг света» (2005 г.), авторы И.А. Кусый, Л.М. Наумов.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые керамика метро исследуется в исторической ретроспекции в связи с архитектурой в процессе стилевого развития с начала строительства и до настоящего времени. Работа является первой попыткой обобщающего и

научного осмысления творческого опыта видовых направлений керамики в интерьерах метро столицы за 70 лет. Проведена типология и классификация керамического декора, определено его место и роль в каждый исторический период. На примере керамики изучается развитие декоративной отделки метро, его эволюция в зависимости от времени, социальных и политических условий, технических и экономических возможностей.

Исследуются различия в использовании средств художественной выразительности керамики как материала в архитектурном декоре, в монументальной живописи, скульптуре.

Впервые в результате исследования в научный обиход введена художественная керамика, установленная в метро за последние годы, а также не опубликованные авторские проекты Д.Н. Чечулина, М.А. Минкуса и других архитекторов.

Практическая значимость исследования заключается в использовании полученных научных выводов и дополнительных сведений о художественной керамике в архитектуре московского метро, осмыслении и практическом освоении опыта, накопленного за более чем 70 лет, в дальнейших искусствоведческих исследованиях, посвященных этой проблеме. Результаты диссертации могут быть использованы архитекторами и художниками при проектировании новых станций метро. Материал диссертации, в частности метод исследования керамического декора и закономерности его применения, может быть использован в учебном процессе при подготовке архитекторов и художников монументально-декоративного искусства.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, примечаний, библиографии и тома иллюстраций.

Похожие диссертации на Художественная керамика в убранстве московского метрополитена. Проблемы стилевого развития