Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Французская книжная иллюстрация XVIII века Борщ Елена Викторовна

Французская книжная иллюстрация XVIII века
<
Французская книжная иллюстрация XVIII века Французская книжная иллюстрация XVIII века Французская книжная иллюстрация XVIII века Французская книжная иллюстрация XVIII века Французская книжная иллюстрация XVIII века Французская книжная иллюстрация XVIII века Французская книжная иллюстрация XVIII века Французская книжная иллюстрация XVIII века Французская книжная иллюстрация XVIII века Французская книжная иллюстрация XVIII века Французская книжная иллюстрация XVIII века Французская книжная иллюстрация XVIII века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Борщ Елена Викторовна. Французская книжная иллюстрация XVIII века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Екатеринбург, 2002.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-17/82-1

Содержание к диссертации

ВВЕЛЕНИЕ 3

1. КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ XVIII ВЕКА: РАЗНОВИДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ
СОЗДАНИЙ

  1. Иллюстрация в пространстве книги 17

  2. Заказчик - соавтор книжной иллюстрации 24

  3. Авторы книжной иллюстрации 34

2. ННИМНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ И ЖИВОПИСЬ: К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

  1. Роль живописи эпохи роКоКо в становлении искусства книжной иллюстрации 48

  2. Роль книжной иллюстрации в формировании и популяризации неоклассицизма 58

  3. Роль книжной иллюстрации в формировании стиля "трубадур" 72

3.t ИКОНОЛОГИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

  1. Эмоции ;'. 86

  2. Сюжеты 94

  3. Аллегории и символы 103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛ.1 125

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛ.2 126

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛ.З .127

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 128

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 144

СОКРiЩЕНИH 154

ИЛЛЮСТРАЦИИ (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Введение к работе

Тема работы. Французская книжная иллюстрация XVIII века пред ставляет собой выпапщееся явление не только с точки зрения искусства Оформления книги, но и как оеномен искусства XVIII века в целом. Расцвет книмной иллюстрации во Франции XVIII века, зафиксированный для потомков в огпомном массиве блестящих памятников - книгах с гра вюрами и отдельных сюитах гравюр-иллюстраций - общепризнан. Искусст во книжной иллюстрации XVIII века было оценено по заслугам, прежде всего, современниками. Книжной иллюстрацией увлекались практически все, кто мог позволить себе приобретать книги и гравюры, а не только библиобилы и коллекционеры. Французская книжная иллюстрация пользо валась успехом и по всей ЕвРопе. "Массовость" иллюстрированных книг XVIII в. означает не тиражность - мизерную по современным понятиям - но частоту. Едва ли не каждое издание того времени сопровождалось ра зличного рода иллюстрациями, в частности художественными, которые ук рашали книги любого содержания. Большая "иллюстрированность" книги дополнялась высоким профессиональным уровнем исполнения гравюр - ори гинальных авторских композиций. Французская книжная иллюстрация XVIIIвека - это и разнообразие формы это и нюансы техники исполнения это и вариативность стилей Французская книжная иллюстрация XVIII в- динамичное общественно значимое и уникальное художественное явле ние "живое" игнуггтяо которое еі'іе предстоит осмыслить и возможно "открыть" заново. , ,. ' ,

Актуальность темы. Французская книжная иллюстрация XVIII столетия интересна, по большому счету, с точки зрения изучения закономерностей Развития французского искусства XVIII- начала XIX вв. в целом. Речь идет, прежде всего, о изобразительном искусстве. Гравированная книжная иллюстрация близка, с одной стороны, к гоавюре, эстампу в силу своего независимого от книги производства и, в некоторой степени, бытования. С другой стороны, книжная иллюстрация близка к живописи, причем настолько, что порой является не более чем репродукцией, т.е. гравированным вариантом живописной композиции. Включенную в книгу гравипованн1з иллюстрацию, эстамп и картину объединяет иногда обшее авторство. Объединяет их и манера исполнения, стилистика, особый язык аллегорий и символов, т.е. общая художественная традмция. Вследствие этого книжную иллюстрацию можно рассматривать как массовый неточник по истории французского искусства XVIII в. Кроме того, это источник доступный для отечественного исследователя в целом и для провинциального в частности. Местные коллекции французской иллюстрированной книги XVIII в. и коллекции гравюры, включающие декупированные иллюстрации, позволяют изучать искусство книги, художественные стили эпохи, а также графическое наследие французских художников (и живописцев, и профессиональных иллюстраторов) на оригинальных материалах. Особый интерес представляют с точки зрения исследователя местные книжные собрания, которые, как правило, мало изучены по сравнению с музейными коллекциями гравюры, однако обладают значительной художественной ценностью. Таким образом, обращение к искусству книжной иллюстрации способствует популяризации местных коллекций.

Степень изученности темы. Феномен французской книжной иллюстрации XVIII в. имеет давнюю традицию комментирования, описания, изучения. Еще современники рассуждали о масштабах этого явления, которое вызывало восхищение у иностранцев Г 1J. Достаточно часто книжная иллюстрация подвергалась критике от имени "большого" искусства гравюры, с которым она конкурировала, либо от имени литературы и литераторов, ноторые , в свою очередь, настаивали на том, чтобы иллюстра- еся ПалонаГ ТшенТ і^суниГГ-Н^^ГМлаиегГ^Гпред-метом критических замечаний Д.Дидро. опубликованных в его "Салонах" Гг^ероГ сэ::::::г:;:гра;:::::п::::е:г:л:ассьТеГ: zz

7"Б о Ра й с о р" ра ро " № С тта дв й в Лондоне в 1785-1786 гг 573 н ду со спр оч ым зда иями вXV Гв появил и ервые т ло книжной грГры ко о ан

Кошена младшего и С.Ленлерка. составленные известным книгопродавцем ITZZZ ISoZTZZСтупили р л хо со та оо х ат ло овгм юр того или ого в-;ТИ в 1770-х гг ^лГГпуГликЗы катаГги пршвв^ёнии7-Н. и коллекционером ^ZlZl^hslTsn^TinT ZZcaT ной иллистрации ш.-Н.Кошен кладший ("Трактат о гравюре" 1758 г.) и X;шТФ1ш1ало«ё1,оосноГарти^ при этом книжная гравюра рассматривалась как ее часть и не являлась предметом отдельного исследования. Каталоги гравюры составлялись коллекционерами на материалах личных коллекций, равно как и справочники мастеров-граверов. в XIX в. интерес к искусству книжной иллюстрации предшествующей эпохи был инициирован серией публикаций братьев Жюля и Эдмона Гонку-ров под названием "Искусство XVIII века", которые выходили в 1859-1870 гг. и неоднократно переиздавались впоследствии L129-131J. Гонкуры буквально "открыли" XVIII век: они привлекли внимание публики, художественной критики и специалистов к искусству галантной эпохи и особенно к искусству книжной иллюстрации. Лело в том, что ряд публикаций был посвяшен иллюстраторам, а именно: Г.Гравело, Ш.-Н.Ношену Младшему, Ш.Эйзену, Ж.-м.иоро Младшему, Ж.-О.Фрагонару и п.-П.-ж.Прю-дону. Следует отметить, что книжная гравюра как часть искусства гравирования была предметом описания и изучения еще до публикаций Гонку-ров. Так, с 1835 г. в Париже выходило многотомное справочное издание; каталог гравюр художнинов Французской школы, составленный Робером и Дюмезнилем Е2271. Ас 1854 г. - "Руководство любителей эстампов" Ш. Леблана. в четырех томах Г1693. Однако всеобщего увлечения искусством книжной иллюстрации, равно как и искусством XVIII в. в целом не было. Вслед за выходом в свет статей Гонкуров, выпущенных вскоре в виде плед1Н^мТ^ краткий обзор публикаций.

Прежде всего, отметим такую разновидность публикаций, как ката-логи иллюстрированной книги или, иначе, библиографии иллюстрированной книги. Самым известным изданием этого рода является "Руководство любителя книг с гравюрами XVIII века" А.Ноэна, которое впервые было выпушено в 1870 г. и после повторялось в пяти переизданиях с дополнениями и исправлениями других составителей, неизменно сохраняя авторство Е90-953. Это издание по сей день остается ценным справоч-ником по книжной иллюстрации, включенной в книгу или выпушенной в виде самостоятельных сюит эстампов. Оно содержит не только описания книг и гравюр, но и сообщает цены на отдельные экземпляры издания, хранящиеся в разных библиотеках, а также местонахождение и цену рисунков, по которым были исполнены гравюры. Составителями подобных изданий обычно являлись библиофилы. Назовем нескольких: КроттеЕ981, п—Чн П753, Савиньи де Монкор Е2473, Сьерен Г251П.

Следующая категория публикаций - это каталоги гравюры, общие

Левайн П753, Савиньи де Монкор Е2473, Сьерен Г251П.

Следующая категория публикаций - это каталоги г і- или посвященные какому-либо граверу с биографическим приложением. К числу первых принадлежит в частности "Руководство любителя эстам- пов XVIII века" Делтея Е1073. Отметим также основательный каталог "французские гравюры XVIII вена" Э.Боще, выпущенный в шести томах в 1875-1882 ГГ.Е7П. Наждый из его томов включает в себя сведения о гравюрах, исполненных по рисункам одного автора, в том числе - Ж.-М. Моро Младшего и О.де Сент-Обена. Практически одновременно с этим справочным изданием вышли еще два каталога произведений Моро Младше-го: один из них составил А.Бералди Е593, другой - М.Маэро Е1843. В это время были изданы каталоги раоот таких граверов, как Ж.АлиамеГОб]. С.Леклерка Е1861, Н.Лемира ГН2Д, «.-Ж.Лево П44], Ж.де Лонгейя12031, Ш.-Э.Гоше Е2Ш и др. ТанЯе издавались сугубо биографические спра-вочники иллюстраторов и граверов XVIII в., дополненные перечнем их ос- чашаГв сёГсведениГо ^мп^^Г^^тіиГ^гГ-около 70) их работах ценахТілекцияхШоГ некоторое время р у рк. щ II в .Да .

Наряду с изданиями справочно-биографического характера в этот период был выпушен целый ряд книг, посвященных творчеству знаменитых иллюстраторов.и содержащих обычно также и . сведения о их работах, иногда в Форме каталога. Чаше всего писали о Ш.-Н.Кошене младшемИ21, туры о иллюстраторах и твом с творческим наследием мастеров иллюстрации, но и публикаци- ями документов и материалов личных архивов художников XVIII в. Именно в XIX в. были предприняты такие серийные издания, как "Архивы французского искусства" и "Новые архивы французского искусства", в которых публиковалась, например, переписка отдельных иллюстрато- . ров Е1223. Также выходили биографические книги документального характера 1391. Среди биографических изданий в особую группу можно выделить исследования о издателях XVIII в., как например, книгу Брис-сара-Бине "Казен, его жизнь и его издания", составленную по традиционной схеме: биографические сведения в сочетании с перечнем изданий [781.

Еще одна категория публикаций,так или иначе связанных с искусством иллюстрации XVIII в., это книги, посвященные изучению иллюстраций к какому-нибудь литератуоному произведению или какому-либо ав- круа и 641, "Иконография сочинений Ж.-Ж.Руссо" маркиза де Жирардена 1128т. и "иллюстрации к "Сказкам" Лафонтена: библиография, иконогра-фия" Эде-Аюи Г1413. По сути, это издания справочного характеа. французская ннижная иллюстрация XVIII в. рассматривалась в данный период также в рамках отдельных исследований по истории гра- ::\Гг:в::Гв:;:енна;т^;кГш^:гс:г:раэнс::ги- кабинета эстампов Национальной библиотеки Франции, подробно освеща-ет проблему производства и распространения гравюры в XVIII в.,оста-навливаясь на таких вопросах, как происхождение, обучение, условия труда граверов, процесс гравирования, продажа эстампов и сообщая адреса граверов в приложении. Несомненно, эта книга является ценным фактологическим и справочным пособием по истории гравюры XVIИ в. Среди общих работ по истории гравюры выделяется монография немецкого исследователя, представителя знаточесной .иолы П.Кристеллера "Исто- е:ее:е= е== точно и даже концептуально. Напротив, книга его соотечественника В.Гаузенштейна "Искусство рококо: Французские и немецкие иллюстраторы XVIII столетия", переведенная на русский язык в 1914 г.,субъек-тивна и публицистична, несмотря на то, что ее автор также основывал-ся на изучении коллекции иллюстрации, а именно. Мюнхенской коллекции графики Ш. Гаузенштейн как представитель социологической школы в искусствознании, попытался интерпретировать искусство книжной иллюстрации XVIII в., опираясь на социологический метод и привлекая био-графические детали. В целом, работа носит популярный характер. Своего рода итог изучения французской книжной иллюстрации XVIII в. был подведен в книге Г.Буркара "Граверы и гравюра во Франции и за грани-

Итак, оценивая достижения данного периода в изучении темы, отметим преимущественно описательный характер исследований, а также их популяризаторую направленность. Появление большей части исследова-ний было связано скорее не с умозрительным интересом к теме, а с восхищеиием, собственным эстетическим отношением к материалу. Неудивительно, что основные ' трууы, еоубликованные в то время, принадлежали zrz лгіГо^;:::::;:гр:»р:г шедевров определился именно теперь - как правило, ронайльных. - равно как и градация мастеров с точки зрения значимости.

В XX в. изучение книжной иллюстрации XVIII в. продолжалось по тем же направлениям, что и в предшествующий период, однако появились новые аспекты и новые методы изучения темы. Кроме того, расширился географический ареал исследований. Если в XIX- начале XX в . о французской иллюстрации писали, главным образом, французы, немцы и англичане, то теперь к этой теме обратились голландцы, швейцарцы, испанцы и американцы. Проведем краткий обзор литературы.

Значительная доля литературы по теме, выпущенной в XX в.,это публикации источников, а именно: каталоги коллекций иллюстрированной книги и гравюры, каталоги различных выставок, статьи о коллекциях книжной иллюстрации, а также документы биографического характера. Так, вышел ряд каталогов коллекций иллюстрированной книги XVIII в., по традиции составленных их владельцами или хранителями: "Библиотека любителя" Раира Г2203, '''Илюстрированная французская книга XVIII в." Сандера [2453, "Библиотека Ридерера: французская книга, гравюра и рисунок XVIII в." Рикки 12253, каталог частной коллекции Блюменталя Е68Л, "Дополнительные замечания по книге с гравюрами XVIII в." Рейно 12243, К ним примыкают справочные издания: книга Буассэ и Делепланка "книга с гравюрами XVI и в. , представляюся самые известные иллю-стрированные книги и крупнейших иллюстраторов и их шедевры Е743, и многотомная "Библиография оригинальных и редких изданий ФРанцузских авторов XV-XVUI вв. Тшемеозина и Пле Е2583. Каталоги иллюстрирован-ной книги, выпушенные в XX в.. в целой утрачивают былую Фундаменталь- наніп^ис^

То же верно в отношении коллекций гравюры и рисунка. Отметим лишь одно фундаментальное и еще не завершенное издание: "Инвентарь французских фондов. Граверы XVIII в.", которое осуществляется с 1930 г. по инициативе Департамента эстампов Национальной библиотеки'Фран-ции Е613. Среди каталогов гравюры и рисунка, выпушенных н выставнам, ::;:::::::и:т::::Гро:::ьГпз^^т:аніі^::ер"на;ь- ных выставок: Ф.Буше Е1551, Ж.-О.Фрагонара Е1811, К.-Б.Удри Г200Л,

П.-П.-Н.Прюдона Г.2Ш. Кроме того, это полные каталоги рисунков, в частности, Ф.Буше Е423 и w.-О.Фрагонара Г433. Н этой категории пуб- архивов, отдельных иллюстраторов, в изданиях Архп кусства" Е1703, "Архивы французского искусства. Новый период" Е1923. В XX в. было выпущено достаточно много книг и еще больше статей биографического характера, посвященных творчеству иллюстраторов, граверов и книгоиздателей. Это и книги о живописцах, которые занимались иллюстрированием время от времени - Буше Г.4М, Фрагонаре ПЗЛ,УдРИ Е1993 и др.; это и книги о творчестве рисовальщиков иллюстраций - ра к "Сказкім» Лафонтена И"ш, о рисунках Прюдона в музее LZа Е1673, о рисунках французских иллюстраторов в американских собраниях П17,234,2363.

Продолжали публиковаться документы архивов, связанные с деятельностью отдельных иллюстраторов, в изданиях "Архивы французского ис-

Ш.Эйзене 177,85], Ш.-Н.Кошене младшем Е190,191П; это и монографии о знаменитых книгоиздателях - П.МаршанеГ60], П.Дидо Старшем Г202Л.Особо отметим прекрасно документированную работу А.Карлье "Шарль Эйзен из Валансьенна. Рисовальшик-Живописец-Гравер" Е85Л, а также основательную монографию К.Мишеля "Шарль-Никола Кошен и иллюстрированная книга XVIII в.", дополненную каталогом произведений иллюстратора - как это было принято BXIX В.Г191П. Следует отметить, что писали, главным образом, о тех же мастерах, что и в предшествующий период в изучении темы. Творчество малоизученных иллюстраторов и граверов освешалось литературного сочинения [8б,171,231-233Л, творчество в целом [47,104 115,118,119], влияния и заимствования Е2563. D рамках специальных исследований французская книжная иллюстрация XVIII в. рассматоивалась в разных аспектах, таких . ^ как иконография текстаГ48,125;134,214,226 241,250 2663, иллюстрация С точни зрения соответствия тексту Е50-52,160,173,174,215,240,2613, воспри-ятие книги с иллюстрациями И61,1623, взаимодействие книжной иллюстрации и живописи 173,84,263 2673, влияние иллюстрации на декора-тивно-прикладное иснусство Е206Л, сопоставление английской и француз-ской школы иллюстрирования Г.66.673, античная тема в иллюстрацииГ44, 1543, китайсная тема в иллюстрации Е723, роль автора текста в созда-

207 "зГост^овимсяТ^ с точк ре и в аимод с я текст и Газа с три ет е о L, франц^коГіжноГиллюстраииГX^пI в а^трийсний искусствовеГ О.Бене» в книге "художественные и интеллектуальные тенденции в «ни- "истории французского книгоиздания" E52J, а также американский иссле- своей монографии "Стиль "Трубадур", или Ностальгия по добрым старым временам" Ф.Пюпиль Г219Д.

В XX в. были выпушены в свет несколько работ общего характера, посвященных истории книжной иллюстрации XVIII в. Прежде всего,отметим книгу французского искусствоведа Л.Рео "Гравированная иллюстрация", содержащую обзор творчества ведущих иллюстраторов и репродукции Е2231. Эта работа была опубликована в 1928,г., достаточно попу-; лярна и, в целом, связана со старой школой изучения темы. Между тем, аналогичные публикации появлялись и гораздо позже, в 1970-80-х гг. Например, росКОШНО изданная книга М.Фюрстенберга "Оригинальная гра-вюоа в иллюстрации французской книги XVIII в.", представляющая обзор творчества иллюстраторов, эволюцию стилей в иллюстрации и специфику создания иллюстрации в XVIII B.Г.123]. Далее, это исследование О.Хол-ловея "Французская книжная иллюстрация рококо", освещающая историю иллюстрации в творчестве мастеров рокайльной традиции - ш.Эйзена, Г.Гравело, ж.-м.моРО младшего и п.-Ф.ШоФФара Е150Д. Подробный обзор книжной иллюстрации XVIII в. включен в двухтомник Г.Рея "Искусство французской иллюстрированной книги: 1700-1914", написанной по материалам одной из американских коллекций французской книги Г2221. Краткие обзоры по истории книжной иллюстрации XVIII в можно встретить также в исследованиях по иллюстрации ретроспективного харантера, как правило популярных Среди них - книги С морисона Г_1957 Д БландаЕбЗ б41

М.мело С187Д. .

Традиционно книжная иллюстрация рассматривалась в исследованиях по французской гравюре XVIII в., обычно очень основательных. Это работы П.Гусмана П38Д, Э.Оазье Е100,102Д, «.Адемара Е37,383. Особо выделим фундаментальную работу "Жан де «юльенн и граверы Ватто в XVIII в." З.Дазье и А.Вюафлара, выпущенную в 1920-х гг. и посвященную знаменитому увражу, который подготовил подъем книжной иллюстрации с точки зрения техники исполнения Г102Д. Также отметим едва ли не единственную публикацию о книжной гравюре в технике ксилографии: это книга М.Одена "Очерк о граверах по дереву во Франции в XVIII в.", выпушенная в 1925 г.Г46Л. новое направление в изучении темы было открыто в XX в. специалистами книговедами. Они исследовали книгу XVIII в. как массовый ис- ' точник, применяя статистические методы. Их интересовали издания большого тиража, а не роскошные и редкие книги. Исследования книговедов, историков книги лишь косвенным образом касаются проблемы книжной ил- люстрации, поскольку чаще всего не выделяют книгу с гравюрами из общего массива французской книги XVIII в., которая подлежит изучению с точки зрения производства, распространения, стоимости, обществен-' ного восприятия и цензуры, т.е. в социальном аспекте. Исключение составляют работы Н.Лабросса, посвященные вопросу восприятия романа W.-Н.Руссо "Юлия, или Новая Элоиза" в XVIII в., в которых отдельно рассматриваются иллюстрации Г.Гравело, исполненные по заказу литера-тора П60-1633. Проблема участия книгоиздателя в работе иллюстратора затрагивается в книге Э.Эйзенстейн Траб-стрит"за границей.Состояние французской космополитической прессы от века Луи XIV до Французской революции" , в главе, посвященной П.маршану Е1123. Среди прочих работ книговедческого характера отметим монографию Р.Шартье "Чтение и читатели во Франции при Старом режиме", написанную по материалам изучения частных библиотен Г87Л. а также исследование американского ^r^zz:^z^z ——z^:режиме'

В XX в. были созданы различные словари и энциклопедии, содержащие сведения о книжной иллюстрации XVIII в. и ее создателях. Это и общие биографические словари художников Е58,2б23, издателей Е110Л, это и словари по технике гравюры Г543, по иллюстрации и книжному искусству в целом П13,17бт.

Итак, подводя итоги изучения темы в XX в., отметим, что, с од- ной стороны, продолжается публикация и описание материалов с комметариями в духе старой школы. Это работы коллекционеров, хранителей "— - - :;л:сГВа:;:е:^;::сГ:::;г;:;::с^::ГсГ:суггиг::ой ^фическГїс^ должает существовать, скорее, по инерции, являясь отголоском моды на книги с гравюрами XVIII в., которая возникла в Европе после публикаций Гонкуров, в последней трети XIX в. С другой стороны, появились новые направления изучения темы. Прежде всего, это работы, в к сожалению, немногочисленные, интерпретирующие иллюстрацию с точки как вещи и книги как тенета. Исследования нового направления опираются на более широкий круг источников, вводят в ареал изучения произведения и авторов,малозначительные по сравнению с традиционным набором избранных шедевров. На данном этапе изучения темы актуальным становится обращение к новым методам обработки материала, в частности, статистическим. Таким образом, XX век обогатил изучаемую тему целым рядом частных исследований, представляющих книжную иллюстрацию XVIII в. в различных аспектах, но не как комплексное явление. Наиболее интересны и перспективны в этом отношении работы И.Мишеля о творчестве ш.-Н.Кошена Младшего.

Отечественная традиция изучения французской книжной иллюстрации XVIII в. довольно скудна. Пеовые публикации по теме появились на ру беже XIX-XX вв. и были вторичны- по отношению к французским источни кам. Как правило, это журнальные публикации Е3,321. Одновремен но выпускались каталоги выставок, как например, каталог выставки Кружка любителей русских изяшных изданий 1916 г. ЕШ. Французской иллюстрации скорее подражали, чем изучали ее: в различных журналах рубежа веков воспроизводились орнаментальные заставки и концовки из книг XVIII в. Немногие публикации XX в. основываются на материалах отдельных коллекций иллюстрированной книги, гравюры и рисунка. В пер вую очередь, это публикации материалов по книжной иллюстрации из со брания Государственного Эрмитажа в виде статей и каталога выставки, состоявшейся в 1982 г., авторами которых является старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства музея Л Т Исаченко ИЗ 341 Затем это публикации частных коллекционеров .особенно ли тератора и издателя АН Севастьянова опубликовавшего,ряд статей по теме и выпустившего альбом "Шедевр^Гевропейской иллюстрации" Г25-31Л Раздел "Очерков по истории и технике гравюры" посвященный француз ской гравюре XVIII в (частично книжной иллюстрации) был написан Н Н Водо по матер алам коллекции гравюоь, из собрания ГМИИ им А С Пу шкина Г51 Среди исследований по гпавюое обметим также фундаменталь- нГ^боту искусствовед рГймГнГп^^ dvhZhI^d^mZ яатмгипаГтРмі ^ об- иТтікоЛГо^ но почерк B.L153, отдельных монографиях и статьях о творчестве живописцев,в частности, о «.-О.Фрагонаре E17,22J. Труды отечественных книговедов, " за редким исключением, не содержат ценной информации по теме, поскольку специалистов по истории книги интересуют лишь такие проблемы как распространение французской книги в России или круг чтения человека эпохи Просвещения E10I. Справочная литература также очень бедна. Кое-что можно найти в трехтомном словаре В.Г.Власова, представляющем собой дайджест из французских и немецких справочников Ш, а также в энциклопедическом словаре "Книговедение" 1143.

Оценивая степень изученности темы в России, отметим, что публикации источников в виде каталогов очень редки, несмотря на то, что v французская иллюстрация неплохо представлена в отечественных собраниях книги и гравюры и в столицах, и в провинции. Нет ни одной монографии по теме, а специальные публикации - редкость. Традиционно, как это сложилось в XIX в., темой французской книжной иллюстрации занимаются либо музейщики, либо частные коллекционеры гравюры, библиофилы. можно сказать, что отечественная школа изучения темы не исчерпала возможностей первоначального этапа накопления и описания и развивается пока исключительно в рамках знаточеского направления, которое, как было отмечено, существует и за рубежом.

Цель и задачи работы. Цель данной работы состоит в том, чтобы представить французскую книжную иллюстрацию XVIII в. как явление художественной и общественной жизни, сочетая различные подходы к решению проблемы. Феномен книжной иллюстрации XVIII в. подлежит рассмотрению на трех уровнях. Во-первых, необходимо уяснить формы существования иллюстрации в книге и выявить специфику по содержанию, тех нике исполнения, а также проследить динамику развития книжной гравюры уточнив ее терминологию. Кроме того, следует разобраться в процессе создания книжной иллюстрации, учитывая общественные условия и роль заказчиков. Также следует установить категории авторов и исполнителей книжной иллюстрации, учитывая особенности их социального статуса в XVIII в. Таким образом, одна из задач работы заключается в том,чтобы уяснить облик книжной иллюстрации в пространстве книги и констатировать особенности ее создания в социальном аспекте. Во-вторых необходимо представить книжную иллюстрацию как искусство разобравшись во взаимодействии живописи и книжной иллюстрации поэтапно, выявив роль живописи галантной эпохи в становлении искусства иллюстрации и роль иллюстрации как источника Формирования и средства пропаганды отсутствие.ПОСРедСТВОИ основных художественных стилей эпохи. Таким образом, следующая задача работы - это выявление значимости книжной иллюстрации как носителя художественной традиции. В-третьих, следует попытаться оценить книжную иллюстрацию с точки зрения содержания, установив ее связь с текс- том или, напротив, ее отсутствие,посредством установления похожих рядов изображений, изображений-аналогов. Следовательно, еще одна задача работы - это описание языка книжной иллюстрации.

Объект и предмет исследования. Обйт исследования - это французская (в целом, а не только во Франции) гравированная иллюстрация XVIII в. как часть книги или, во всяком случае, предназначенная для книги, предметом исследования является вся иллюстрация, т.е. иллюстрация, которую можно назвать документальной, еще ее называют объ-ективной, необходимой или объяснимей :53:207:191:6л и иллюстрация

Методы исследования. Материалы Французской книжной иллюстрации, т.е. собственно источники, изучаются посредством анализа в различ-ных аспектах: Форма иллюстрации, техника иллюстрации, содержание иллюстрации, ее стилистическая принадлежность, жанровая специфика, пластика, иконография, аллегории и символы.В целом Французская иллюстрация как феномен реконструируется методом синтеза.

Теоретическая основа исследования. Один из разделов работы(гл.З) написан на основании лрииенения иконологического метода интерпрета- ковых систем, т.е. семиотику.

Источники исследования. Работа написана с помощью привлечения оригинальных источников, материалов из нопленций иллюстрированной к,] книги в собраниях ряда библиотек: научной библиотеки Уральского госу-дарственного университета им.А.М.ГорьКого (включает в себя книги из собрания ииператорского Александровского лицея,.г.Екатеринбург; Свер- ^:::::и:;:гХ:і::ь::ні:^::г:гг::р::;^:б:::гого' привлекались материалы коллекции французской книжной иллюстрации XVIII в. из собрания ирбитского государственного музея изобразительных искусств (г.ирбит Свердловской области). Помимо оригинальных, не опубликованных иллюстраций в работе приводятся иллюстрации, опубликованные в каталогах, монографиях и статьях. Особая группа источников - каталоги иллюстрированных книг и гравюр - постоянно использовалась при описании и уточнении происхождения каждой, упоминаемой в тексте работы иллюстрированной книги, сюиты иллюстраций или отдельной иллюстрации. Архивные источники - документы официального характера и частная переписка - цитировались, как правило, "из вторых рук". Максимально привлекались свидетельства современников, переведенные на русский язык, а именно: "Салоны" Д.Дидро Ш, "Картины Парижа" Л.-С.мерсье Г20,213 и заметки Ф.-И.-Ю.5ертуха Ш.

Практическая значимость и апробация работы. Обращение к теме имеет практическое значение с точки зрения атрибуции, описания и популяризации местных коллекций иллюстрированных книг и книжной гравюры XVIII в. Публикация материалов из местных собраний, с одной стороны, вводит в научный оборот новые источники по истории француза ского искусства XVIII в. и, с другой стороны, выявляет художественную ценность коллекций. Так, итогом изучения коллекции французской иллюстрированной книги из собрания Свердловской областной универсаль-ной научной библиотеки им.В.Г.Белинского было составление каталога и проведение выставки "Французские мастера книжной графики ХУШвена" которая проходила в галерее библиотеки в октябре-ноябре 1999 г. В процессе работы с ирбитской коллекцией книжной гравюры XVIII в. удалось атрибутировать и установить принадлежность большей части деку-пированных и разрозненных листов, что позволило впервые представить французскую иллюстрацию почти в полном объеме на выставке в Екатеринбурге в апреле-мае 2001 г. Кроме того материалы, собранные за нес-кольк; лет работы над темой диссертации, используются при чтении спецкурсов "Искусство западноевропейской книги XV-XX вв." и "История зарубежной книги" подготовленных для кафедры истории искусств Ураль-ского государственного университета им.А.М.Горьк6го(г.Екатеринбург).

Похожие диссертации на Французская книжная иллюстрация XVIII века