Введение к работе
Диссертация посвящена анализу жилища Сыхэюань - наиболее распространенной формы китайского народного жилища, которую можно считать одним из важнейших типов национальной архитектуры. Отличие китайской жилой архитектуры от западной основано на различии эстетических представлений, ментальное, понятий о возведении «двора». В китайской истории накоплено богатое традиционное искусство, которое содержится во всем жизненном укладе народа.
Архитектурная форма жилища Сыхэюань универсальна, т.к. используется в постройках различного назначения - от жилых комплексов до дворцовых ансамблей (в частности, пекинский дворец Гугун), а также с некоторыми видоизменениями в различных районах Китая. В технологии строительства и типозых формах жилища Сыхэюань можно проследить процесс взаимовлияния народной традиции и современных тенденций, что приводит к взаимообогащению архитектурной практики.
В диссертации анализируются местные особенности конструкции и декора, технологии и материалы, прослежены эволюционные пути сложения типологии жилища Сыхэюань. Большое внимание уделено анализу этико-философских воззрений буддизма и конфуцианства и воплощению их идей в архитектуре жилища Сыхэюань.
Актуальность темы обусловлена необходимостью обобщения накопленного опыта в изучении жилища Сыхэюань китайскими и европейскими учеными. Процесс глобализации неизбежно оказывает влияние на формирование городской среды в целом и сложение облика отдельных зданий различного назначения. В Китае, стране традиционной культуры, тип жилища наименее подвержен изменениям и продолжает сохранять свойственные ему черты. Тем не менее, изменение ритма жизни, появление новых материалов и технологий, влияние западных архитектурных течений, исторически обусловленная неизбежность взаимопроникновения культур - все эти факторы требуют четкой регламентации в системе эстетических ценностей китайской культуры. Анализ жилища Сыхэюань во всех аспектах проблемы позволяет обобщить накопленный опыт изучения и систематизации жилища Сыхэюань как исторического архитектурного типа и наметить пути его трансформации в условиях современной градостроительной ситуации.
Глобализация искусства не означает его вестернизацию. Поступательное движение и развитие градостроительства и архитектуры возможно при восприятии и опоре на предыдущее наследие. Поэтому, изучая и верно понимая национальную традицию, мы можем совершенствовать её и реализовывать в современных условиях.
Центрааьным ядром китайского традиционного мышления является постулат о «единении человека и неба». Этот мировоззренческий вопрос является направляющим в консолидации современного и будущего искусства. Дальнейший путь развития искусства
должен опираться на постулат о доминирующем значении природной среды, при этом толкование традиционного понимания возведения жилища должно быть направляющим руководством, целью которого становится трансформация традиционного культурного опыта в современность.
Таким образом, с точки зрения развития общества и его современных жизненных потребностей, архитектура Сыхэюань, его структура, а также функциональные показатели - являются актуальными в плане дальнейшего рассмотрения и изучения.
Степень изученности. В русскоязычной научной литературе рассмотрение истории архитектуры Китая в ранних работах зачастую начинается с династий Цинь (221-206 гг. до н.э.) или Хань (206 г. до н.э. -220 г.н.э.) и носит преимущественно описательный характер, как, например, в книге Денике Б.П. «Китай» или книге Ащепкова Е.А. «Архитектура Китая. Очерки». Позднее обзор данных по архитектуре был опубликован в первом томе «Всеобщей истории архитектуры» в разделе Глухаревой О.Н. «Архитектура Китая». Однако, это издание 1970 года, и, естественно, приведенные там материалы далеко не полны. В той или иной мере проблема своеобразия архитектуры китайского жилища рассматривалась в трудах Н.А. Виноградовой, прежде всего в книгах «Искусство Китая» (М., 1988), и «Искусство средневекового Китая» (М., 1962), однако автора занимали прежде всего вопросы образно-художественного своеобразия архитектуры, отражения в ней древних воззрений народа, особенностей взаимосвязи архитектуры и прикладного искусства. Книга С.А.Комиссарова «Очерки истории китайской архитектуры» (Новосибирск, 2007) отвечает заявленному в названии жанру и не претендует на полноту анализа вопроса. Опубликованные в последнее десятилетие исследования на русском языке в ряде случаев носят не только описательный, но несколько поверхностный характер, что может быть объяснено исторически сложившейся ситуацией определенной недоступности для изучения отечественными учеными китайского искусства, вызванного культурной изоляцией страны и невозможностью натурного изучения предмета в определенный период.
Материал об архитектуре также дают результаты археологии. В работе Комиссарова С.А. «Очерки истории китайской архитектуры» (Новосибирск, 2007). Автор опирается на данные 1970-х годов, в то время как за последующий период китайскими археологами было проведено значительное количество дополнительных изысканий.
За последние десятилетия в России было успешно защищено несколько диссертационных работ, посвященных китайской архитектуре, авторами которых были как отечественные, так и китайские исследователи. В частности, представляют интерес диссертации Шевченко М. Ю. «Истоки формообразования пространственных стереотипов в архитектуре Китая эпохи Чжоу: XI - Швв. до н.э., среднее и нижнее течение реки
Хуанхэ» (2006). «Традиционный китайский "Личный сад": На примере области Цзянсу, ХШ-ХІХ вв.» (2006) автора Чэнь Сянжуй, и некоторые другие исследования.
В европейских источниках проблемам китайского зодчества посвящено несколько научных исследований, в частности, книги Сикмана Дж., Сопера А. «Искусство и архитектура Китая» и Тило Т. «Классическая архитектура Китая». Однако, тема жилища там рассмотрена в контексте общей проблематики и, кроме того, следует отметить недостаточность представленного иллюстративного материала.
Проблемы исторической и архитектурной эволюции традиционного китайского жилища, связи структуры жилого комплекса, особенностей декора и используемых материалов с природным окружением, отражение этико-философских представлений народа в образной системе Сыхэюань разных эпох и районов Китая становились в центре внимания ряда ученых в Китае.
Вопросами духовного наполнения архитектуры посвятили свои исследования Лян Сычэн и Линь Хуэйинь, внеся значительный вклад в исследование древнекитайской архитектуры. Ляп Сычэн - известный китайский архитектор и преподаватель архитектуры, в своих работах систематизировал значительный пласт информации о предмете, исследовал памятники, явившись, таким образом, основоположником научной школы, связанной с теорией и историей древней китайской архитектуры. В качестве практикующего архитектора он участвовач в разработке Памятника народным героям и в городском планировании столицы. Линь Хуэйинь - супруга Лян Сычэна, архитектор и писатель, признана лучшей женщиной-архитектором в Китае в начале 30-х гг. XX века. Вместе со своим супругом она исследовала древнекитайскую архитектуру, применяя современные новаторские научные методы, что позволило добиться существенных успехов. В её обширном и многоплановом литературном наследии звучит идея о существовании прекрасного в архитектуре: «Архитектура в глазах ценителя искусства может вызывать особые чувства». Помимо «поэтичности» и «художественности», она вызывает своеобразный «смысловой восторг». Философское содержание архитектуры, эстетические и этические ее составляющие формируют архитектурный смысл.
Исследователь традиционной китайской культуры, коллекционер произведений искусства, поэт и каллиграф Ван Шисян был широко известен за пределами страны. В круге его научных интересов оказывалось изучение широкого спектра культурных артефактов - предметов и техник прикладного искусства (мебель, резьба, лак), а также традиционных ремесел и музыки. В 1946 году Ван Шисян был приглашен на работу в Пекинский музей Тугун", где стал хранителем и реставратором культурных ценностей, пострадавших во время войны. Им было отреставрировано более 2 тысяч особо ценных памятников Китая. В 1981 году вышла его книга «Изучение мебели эпохи Минской
династии», результат исследовательского труда более чем за 40 лет, иллюстрированная несколькими сотнями фотоснимков. Переведенная на 9 иностранных языков, она стала своеобразной энциклопедией китайской культуры.
Ван Шисян - автор более 30 книг, в том числе работы «Библиография китайской древней музыки», «Искусство резьбы по бамбуку», «Китайские древние лаковые изделия», «Щебет пекинских домашних голубей», «Разговор о горлянках», «Сборник родословного дерева сверчков» и другие.
Фу Синянь, историк архитектуры, специалист по проблемам художественного наследия, академик Китайской академии наук. В центре его научных интересов проблемы проектирования древнего китайского города и дворцов, алтарей и отдельных зданий. Кроме того, им проведены исследования, касающиеся древней каллиграфии, живописи и нефрита. Среди его наиболее значительных работ можно указать: «Древние китайские методы проектирования градостроительного, архитектурного макета». (2001), «Десять теорий Китайской древней архитектуры», (2004), «История архитектуры. Избранные труды байхуа литературы и искусства». (2009).
Лю Дуньчжэнь, историк архитектуры Китая, по праву считается основателем современного китайского зодчества, он внес значительный вклад в становление архитектурного образования и организацию современного архитектурного процесса в стране. Материалы и выводы таких его трудов, как «Общие сведения об устройстве китайских жилищ». 1957, «Классические сады Сучжоу».1984 и «Анализ классического китайского сада города Сучжоу» 1979 г. оказали влияние на формирование концепции данной диссертации.
При значительном научном вкладе исследований отечественных и европейских ученых в изучение китайской архитектуры следует отметить отсутствие обобщающих трудов, посвященных проблемам традиционного китайского жилища во взаимосвязи с эстетико-культурной традицией. Восполнению этого пробела в исследованиях китайского зодчества посвящена представленная диссертация.
Научная новизна работы заключена, прежде всего, в попытке комплексного рассмотрения жилища Сыхэюань в его практическом и функциональном бытовании, а также изучению жилища Сыхэюань, как отражения философских концепций и воззрений Китая. Проанализировано также влияние религиозных факторов на архитектуру Сыхэюань, определено значение в нем китайского традиционного эстетического восприятия.
Впервые в научный оборот введен систематизированный корпус памятников, определено место и роль жилища Сыхэюань в традиционной и современной культуре Китая. На основании изучения трудов китайских и европейских искусствоведов, древних
трактатов и философских сочинений предпринята попытка создания многоаспектного понимания истории, сути и значения жилища Сыхэюань для национальной культуры. Будучи в центре внимания китайской эстетики, вопрос повторного развития и толкования традиционного искусства сегодня рассмотрен в тексте диссертации с позиций современного искусствознания, включающих в себя достижения китайской и европейской теоретической мысли.
Введение в научный оборот значительного количества впервые переведенных с китайского языка текстов существенно обогащает русское искусствознание и культурологию новыми сведениями. Представленный в Приложении визуальный ряд поддерживает выдвигаемую концепцию.
Цели и задачи исследования. Целью предпринятого исследования является всестороннее изучение культурного и исторического феномена жилища Сыхэюань в его становлении, развитии, современном состоянии и перспективах бытования, связи с региональными особенностями территории страны и отражением этих аспектов в его стилистике. Раскрытие художественных и исторических закономерностей сложения жилища Сыхэюань в сзязи с указанными факторами позволяет обозначить несколько задач.
-
Рассмотрение особенностей феномена жилища Сыхэюань в связи с культурными и историческими процессами в стране. Эволюция жилища Сыхэюань в различные эпохи и отражение в нем доминирующих эстетических и этических концепций.
-
Анализ структуры, символики и декора жилища Сыхэюань через постулаты конфуцианства и буддизма.
-
Выявление влияния географических и климатических особенностей определенных районов Китая на сложение системы жилища Сыхэюань. Проведение сравнительного анализа особенностей жилища Сыхэюань разных регионов.
-
Исследование применяемых при сооружении народного жилища Сыхэюань строительных материалов и технологий.
-
Формулирование художественно-технологических принципов при создании архитектурной организации жилой среды жилища Сыхэюань. При этом анализируются архитектурные украшения, декоративные росписи, резьба, внутреннее убранство, мебель и оборудование интерьера, а также архитектурное убранство дворов и садов жилища Сыхэюань.
6. Определение практического значения и эстетических особенностей архитектуры Сыхэюань.
Объектом исследования является эволюция и архитектурно-художественные особенности традиционного китайского жилища Сыхэюань.
Предмет изучении - художественно-образные связи искусства и классификационные параметры особенностей жилища Сыхэюань (XIII-X1X вв.) в контексте китайской культурной традиции.
Географические границы исследования - в диссертации рассмотрена типология и архитектурно-художественные особенности традиционного китайского жилища северных и южных провинций страны.
Хронологические границы исследования - история китайского жилища восходит к глубокой древности и самым ранним типам жилища посвящены специальные исследования. Для анализа в представленной диссертации выбраны жилища Сыхэюань XIII - XIX вв. как наиболее интересный, вобравший в себя опыт предыдущих столетий тип жилой постройки.
Методы исследования детерминированы поставленными задачами и включают в себя художественно-исторический, основанный на систематизации и анализе исторического и археологического материала, связанного со сложением типа жилища Сыхэюань; семиотический анализ, обусловленный изучением символики цвета, формы, декора и материала на основе исследования художественной традиции Китая; комплексный формально-стилистический анализ.
Источниками исследования являются материалы, собранные автором в процессе работы. Прежде всего, это фундаментальные научные труды по истории архитектуры и интерьера китайского жилища, созданные китайскими учеными на протяжении ряда веков. Сюда можно включить как трактаты древних авторов, так и современные научные изыскания. Значительный пласт изученной и использованной автором литературы составляют исследования на русском языке признанных специалистов по искусству и культуре стран Востока. Проанализированы материалы археологических изысканий, проведенных на месте расположения известных памятников, а также натурно исследованы сохранившиеся комплексы дворцовых и рядовых жилищ Сыхэюань на территории различных регионов Китая.
Практическая ценность Материалы и выводы диссертации могут найти применение в педагогической практике при подготовке и чтении учебных курсов по истории искусства стран Востока, при написании дальнейших научных исследований. Материалы диссертации могут быть также использованы в интенсивно развивающейся отрасли туризма и практической работе реставраторов, архитекторов и художников декоративного искусства.
Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры истории и теории декоративного искусства и дизайна, и нашли отражение в опубликованных статьях автора и докладах на научных конференциях.
Основные положения, выносимые на защиту
-
Сыхэюань - традиционный тип жилища Китая, факторы его функционального и архитектурно-художественного формирования отражают региональные, климатические социокультурные, этико-эстетические аспекты древней культуры Китая.
-
Идейное наполнение жилища Сыхэюань вобрало в себя основы различных философских концепций и религиозных верований (даосизм, конфуцианство, буддизм), что позволило создать в нем определенный эстетический симбиоз.
-
Образная структура жилища Сыхэюань отражает историю культуры страны, демонстрирует связь между архитектурно-конструктивным обликом жилища и развитием технологий строительства и обработки различных материалов.
-
Практическое значение и эстетические особенности жилой среды Сыхэюань детерминировано такими факторами, как сложение системы внутреннего декоративного убранства, принципов построения интерьера, использования различных приемов декорирования камня, кирпича, дерева и наполнения декора символическим смыслом. Так как в китайской традиционной семье несколько поколений жили совместно, строгими правилами регламентировались местоположение и тип построек для проживания старшего и младшего поколений, а также место кухни, гостиной и т. д.
-
Структура Сыхэюань универсальная для многих построек Китая, в частности, пекинский Гугун и другие архитектурные ансамбли по своей структуре являются архитектурными жилищами, обладающими одинаковыми типовыми формами, это же относится и к композиции городских зданий торгового и промышленного назначения.
Структура жилища Сыхэюань относится к традиционной китайской архитектурной системе деревянных конструкций. Даже кирпично-каменные конструкции в определённой мере копируют структуру деревянной архитектуры. Различные классические формы и архитектурные украшения пронизывают весь комплекс и наполняют его смыслом, они призваны отображать социальный статус владельца, воплощать принципы традиционной культуры, идеологии, принципов патриархального порядка.
Структура и объём исследования.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения и глоссария. Диссертация изложена на 187 страницах
машинописного текста, список используемой литературы содержит 162 наименования. Приложение состоит из 265 иллюстраций.