Введение к работе
Проблема взаимодействия поэзии и музыки « одна из кардинальных в системе познания природы двух искусств. В современной отечественной науке сформировались общеметодологические принципы разработки этой теми, обърдшмюлне филологические, нуэыкоэедчесгеив и общеэстетические (философские) дисциплины. Музыковедческое учение о взаимодействии слова и музыки, теории рнтмя и з?уко?усо~;ак систем, ішссдаее ьошюіяемне е трудов Б.Асафьевае В.ЙворскогОо І.Мвзе-ля, В.Васиной-Гроссман,, Е.Наэайкинского, ^Лаврентьевой, Е.Ручь-евской,, В.Холоповоя; учения о поэтике, стилистике, стгогосяояемии, принципы стиховедческого анализа, разработанные в исследованиях А.Белого, Б.Томашевского, Б.Эйхенбаума (, В.Ходгаевникова, Ю.Лотмана, В.Гончарове, Л.Тимофеева,, работы лмнгаистов Н,Черенпеяг:оЯ» Il.Iton-туковой - составляют фундвмеятаяыог» основу копг.лс.тсї'ого ьгз;учєіш.'ї обозначенной пробяеіін.
Взаимодействие татарской поэзия и музыки начвда XX «еіга исследуется епервые.. Филологами Х.Усмановкм9 Н.Юзяевмм, X„Курбатовым, М.Бакировым обстоятельно разработаны вопросы татарского cw-хослоггєтія. Однако отсутствую? работы по взаимодеЯствм» речевых и музыкальных закономерностей, мелодики и синтаксиса„ етруктурно-ссмснтических свпзеП татарской, поэзии и музыки„ "Цузикальность" стиха не рассматривается как многоаспектное явление. Эти вопрош косвенно обозначены в исследованиях, посвященных творчеству отдельных поэтов и композиторов и затрагивав? яия»ь худежзетвегто--эстетический аспект. В татарском музыковедении на сегоднкзнии день нет работ по проблеме соотнопеиия стиха и напева в музыке устной традиции и п композиторском творчестве.
Таким образом0 актуальность исследования обусловлена неразработанностью темы(, а такие потребностью выявления национального своеобразия во взаимодействии татарской поэзии и музыки, взаимообусловленности этого процесса в контексте художественных традиций и современной культуры.
Объектом изучения избрана татарская поэзия начала XX века, представленная именами её крупнейших творцов - Г.Тукая, С.Рамиева, Дэрдменда, Н.Дуиави, Ш.Бабича; музыкальное искусство - различными жанрами традиционной культуры. Мы опираемся на существующую этнокультурную целостность татар средневолжско-приуральского региона, учитывая при этом, что татарский фольклор имеет свои специфические особенности, соответствующие- различным этническим группам.
Выбор исторического периода и круга поэтов не случаен. Находясь в русле общедемократического подъёма всех сфер жизни нации, поэзия занимала одно из первых мест, как в силу своей природы и художественных достижений, так и общественной значимости. В творчестве татарских поэтов, н особенно Габдуляы Тукая, откристаллизовался татарский литературный язык, впитавший традиции древней татарской и арабо-персидской классической поэзии, русской, а через неё западноевропейской классики я устного народного творчества. Непосредственное а значительное воздействие оказывала народно-пееенвая культура ~ ее поэтика, форма, аанровые разновидности и ритмогштонацмонныв особенности.
Природу этих отношений невозможно постичь без анализа исто-рико-иультурных традиций,, а также картины литературно-музыкальной жизни татарского общества исследуемого периода, поскольку выдвинутые тогда идеи н художественные достигання во многом определили даньнейшие пути развития национального искусства.
Основная задача диссертации заключена в следующем; выявление взаимосвязи стихов татарских поэтов начала XX века с традиционной — национальной"музыкальной культурой как на уровне ритмоинтонацигн-ной структурной обусловленности, так и а единстве художественно-семантического контекста; растирание на этой основе границ толкования поэтической и музыкальной семантики.
При системном подходе к оценке явлений, который определяет методологическую основу диссертации, нами используются заиметяо-ватяше из лингвистики пртгцяпи этимологического анализа ("этимология" - словопроизводство, корнесловие, учение об образовании из одного слова другого). В качестве понятийного инструмента выступает теория "внутренней формы" русского учёного-лингвиста и философа А.Потебни (І835-І89І). Введённое им понятие "внутренней формы слова" сбозначает скрытый смысл, заключённый в корке слова, позво-.ляюпий обнаружить родетво его далеких смислових вариантов. По аналогии с ним Г.Кнабе,вводит понятие "внутренней формы культуру", призванной охг-атывать зев факте данной культуры (эпохи, стиля) единым "сбразом-пенятием". Это позволяет глубже постичь исторические связи художественных явлений, их структурно-семантическую цельность.
Апрсбирсваннсе в музыкознании понятие "внутренней формы" используется в данной работе и на уровне структурных аналогий поэтического и музыкального языка, и на уровне национальной художественней культуры. Понимание стихотворного текста как поэтического феномена (И. Лаврентьева, И.Дабаева) в целостном анализе вокального произведения позволяет предстагить его в центре единой системы, где обогащенный предшествующей музыкальней купьтурей, сн сам становится носителем ее традиции, дающей новее взаимодействие музыки и стиха. Постижение изоморфных
- б -
элементов, как на уровне внутритекстовых структур, так и в истори-ко-семангическом контексте, раскрывает механизмы художественного мышления, менталитет внутренней формы культуры.
С помощью понятия "внутренней формы" нами обосновывается взаимообусловленность речевой и му-эыкальной интонации, их метроритмическая взаимозависимость. При этом делаете: акцент на музыкальную ритмоинтонацив, собственными закономерностями определяющую ритмические и композиционные структуры поэтического текста. Рассматриваемое в историке-семантическом контексте, с учётом опыта этимологического анализа, это положение определяет научную новизну исследования.
Практическая ценность работы. Предложенный в диссертации метод позволяет вскрыть не только различные аспекты взаимодействия татарской поэзии и музыки, но и применить его к исследованию родственных национальных культур. Положения диссертации могут быть использованы в вузовских курсах истории ыузыки, анализа вокальных произведений и истории татарской культуры.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях Отдела Искусствоведения Института языка, литературы и истории имени Г.Ибрагимова АН Татарстана и Отдела Музыки Российского института искусствознания и была рекомендована к защите. Основные положения изложены в статьях, общим объёмом 2,3 п.л.