Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Увертюры Генделя в контексте истории жанра Бочаров, Юрий Семенович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бочаров, Юрий Семенович. Увертюры Генделя в контексте истории жанра : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 1993.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Исключительно богато и многообразно творческое наследив одного из величайших классиков мировой музыкальной культуры - Георга Фридриха Генделя /1685 -.i?59/.„Однако ;не,jace.данры его.,,иекусства изучены в должной мере. И В частности, &то относится к жанру увертюры, который занимает особое место в ганделевском творчестве, являясь как бы связующим звеном между операми л ораториями, с одной стороны, и собственно инструментальными сочинениями /концертами, сюитами и т.д./, с другой.

Информация об увертюрах Генделя, содержащаяся в музыковедческих трудах, крайне невелика, Об образцах данного жанра в большинстве случаев лишь кратко упоминается в обцем контексте анализа конкретных музыкально-сценических или кантатно-ораториальных произведений. Даже наиболее развернутые характеристики генделевских, содержащиеся в работах Р.Роллана, Х.Ботштибера, У.Дина, Ч.Кадвор-та, Г.Флейшхауэра , не превышают нескольких книжных страниц и вряд ли способны создать всестороннее представление об этой чрезвычайно своеобразной сфере творчества композитора. Более того, в данных немногочисленных и лаконичных характеристиках тал и не было определено собственно историческое значение генделевских увертюр.

Цель работы. Автор поставил перед собой цель впервые не только в отечественном, но и в мировом музыкознании провести комплексное исследование увертюр Генделя, позволяющее определить их значение не только в творчестве самого композитора, но

и в более широком контексте истории жанра увертюры.

Подобное исследование предполагало решение нескольких задач.

Б их числе:

I. выдвижение и обоснование собственной типологии многочисленных и разнообразных увертюр Генделя, позволяющей провести их

классификацию как необходимый начальный атап характеристики;

*'См. Роллан Р. Гендель. - М., 1984; Botstiber Н» Oeaobichte der Overture und der rsien Qrobeator-formen. - IiClpeig, 1913} Der a W* Handel'a Dramatic Oratorios S^^"^^*8' - london, 1959» CudwMTto Ch. Handel and the l?renoh Style// iluelc is. letters. Vo1.40(1959) h 2 - о 122-131«

  1. характеристика особенностей образного содержания увертюр, их музыкальной драматургии и стиля;

  2. определение функциональности генделевских увертюр, принципов их взаимосвязи с собственно операми или кантатно-оратори-альными произведениями, в состав которых они входят;

  1. установление соотношения увертюр с другими, собственно инструментальными жанрами;

  2. выявление основных источников увертюр Генделя, сравнение генделевских образцов с аналогичными в жанровом отношении сочинениями как предшественников и современников композитора, так и авторов последующего времени.

Научная новизна работы связана прежде всего с самим фактом обращения к неизученной музыковедением сфере творческого наследия Генделя. При отом она заключается не

только в выводах, касающихся генделевского творчества, но и в результатах осмысления исторических процессов возникновения и развития самого жанра увертюры и, в частности, возникновения и развития двух его первых стабильных типологических разновидностей - так называемых французской и итальянской увертюр.

Метод исследования. Примененный метод исследования носит комплексный историко-ьстетический и теоретико-аналитический характер и направлен на рассмотрение общих исторических и теоретических проблем, а также решение конкретных вопросов, актуальных как для жанра увертюры в целом, так и для отдельных сочинений. Автор использовал традиционные приемы анализа музыкального материала, разработанные в отечественном и зарубежном музыкознании.

Практическая ценность работы.

Диссертация представляет интерес не только как сугубо научный труд. Ее материал в значительной мере может быть использован в учебном процессе в вузовском курсе истории зарубежной музыки, в частности, при изучении проблем становления жанра увертюры и его развития в ХУП-ХУШ веках, а также при изучении творчества Генделя.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории лм.П.Л.Чайковского. Основные положения работы били также отражены автором в его статьях, опубликованных в сборниках научных трудов данной кафедры.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав. Заключения, а также Приложения, в котором приведены составленные автором классификационный указатель генделевских увертюр к музыкально-сценическим и кантатно-орато-риальным произведениям и указатель увертюр в собственно инструментальном творчестве Генделя. Работа снабжена нотными примерами и списком использованной литературы.

Похожие диссертации на Увертюры Генделя в контексте истории жанра