Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка адыгов Хараева, Фатима Феликсовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хараева, Фатима Феликсовна. Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка адыгов : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 2000.- 417 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-17/54-3

Введение к работе

Актуальность исследования. Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка представляют собой богатейший пласт духовной культуры адыгского народа. Отражая его миро-видение, тип мышления, ценностные ориентации социума, будучи тесно связанной с религиозным и светским бытом, эта область фольклора имеет важнейшее значение для постижения древней культуры, адыгов, раскрытия национального «модуса мышления» (термин С.И.Грицы). Насущность исследования инструментальной музыки в значительной степеїш обусловлена процессом угасания адыгской музыкальной традиции. Социально-политические и экономические ус- _ ловия развития общества привели к исчезновению из музыкального быта многих музыкальных инструментов, «смещению» жанровой системы (переходу основных жанров в репертуар поздних инструментов), утрате обрядовых пластов инструментального фольклора. И тем не менее, инструментальная музыка и по сей день занимает приоритетное положение в музыкальной культуре адыгов. Более того, в настоящее время фиксируются процессы возрождения традиционного инструментализма в новых социально предустановленных формах.

Благодаря тому, что инструментальная музыка является одной из доминант адыгской культуры в целом, она вызывает постоянный интерес этнографов и фольклористов. Но во всей своей полноте инструментальная традиция так и не стала объектом специального исследования. В связи с этим междисциплинарное комплексное изучение данного феномена традиционной культуры как нельзя более актуально и для адыговедения и для этномузыкологии в целом. Настоящая работа лежит в русле современных исследований, представляющих активно развивающееся этноинструментоведение, разрабатывающее новые методы, поднимающие новые проблемы, связанные с феноме- "

ном инструментализма. Данное исследоваїше является результатом "применения новых методов к конкретному национальному материалу

- с одной стороны, а с другой - вводит в научный обиход новый для
этпоинструментоведсния пласт народной культуры.

Разработанность темы. Объектом пристального внимания ученых инструментальная традиция адыгов становится довольно поздно

- с 40-60-х годов XX века (см, работы С.Я.Левина, А.М.Мирека,
Г.А.Самоговой, Т.К.Шейблера, Ш.С.Шу, позже - К.А.Верткова). Ра
боты ученых содержат материал, касающийся морфологии и эрголо-
гии наиболее распространенных музыкальных инструментов. Однако
адыгский инструментарий рассматривается в них вне его этнографи
ческого и социально-исторического контекста, встречающиеся этно
графические сведения носят фрагментарный и/или описательный ха
рактер.

Новый этап в изучении адыгской инструментальной культуры наступает в 80-90-е годы, когда к ее проблематике обращаются этно-музыковеды (В.В.Барагунов, Б.С.Кагазежев, А.Н.Соколова). Существенно, что Б.С.Кагазежевым продолжен морфологический и эргологи-ческий ракурс исследования. Им введены в научный обиход подробные обмеры музыкальных инструментов, таких как кешылъ, апетитна, шичепшина, nxaifbiH, оговорены некоторые конструктивные особенности бжамия, пиашадыкуако (пшинатарко) и шонтрыпа (барабан без талии). Первым опытом комплексного исследования музыкального инструментария адыгов (затрагивающего вопросы форм и способов их функционирования, особенностей исполнительского искусства) являются работы А.Н.Соколовой. Некоторые музыкальные инструменты ею описаны впервые. А.Н.Соколовой принадлежит и первая классификация адыгского инструментария в соответствии с систематикой Хорнбостеля - Закса. Однако, работы А.Н.Соколовой

опираются па локальный матери&т (Республика Адыгея, представляющая часть западного региона адыгов). Исследователь также не ставила перед собой задачи системного анализа собственно музыкальных текстов ииструмегггальных наигрышей, их ритмических и звуковысотных структур, взаимосвязи музыкальных компонентов инструментальных текстов с хореографическими.

Таким образом, разработанность проблематики поднимаемой в нашем диссертационном исследовании к настоящему времени нельзя считать удовлетворительной: нет целостного комплексного охвата феномена адыгского инструментализма, отсутствуют даже подступы к типологии музыкального материала, как внутри локальных традиций адыгской ипструмегггалыюй культуры, так и в целом.

Одной из причин подобной ситуации в адыгском этноинструмен-товедеиии является отсутствие полноцегшых коллекций инструментальной музыки. В процессе изучения инструментальной культуры адыгов нам удалось сформировать наиболее полное собрание музыкально-этнографических материалов, представляющих различные локальные традиции адыгской музыкальной культуры, охватывающих районы компактного проживания адыгов на территории Кавказа: Кабардино-Балкарскую Республику (КБР), Карачаево-Черкесскую Республику (КЧР), Республику Адыгею (РА), Причерноморскую Шапсу-гию (ПШ), Моздокский район Республики Северной Осетии (РСО), Успенский район Краснодарского края (КК). Объем коллекции, безусловно, представил возможности для наиболее полного научного обобщения материала.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы состоит в том, чтобы составить системное представление о традиционной инструментальной культуре адыгов, отсутствующее в науке, и включить его

в комплекс имеющихся знаний о музыкальной культуре адыгов в целом. Для ее достижения решаются следующие задачи:

систематизация исторических, морфологических и эргологиче-ских данных, касающихся музыкального инструментария адыгов, в том числе особенностей строев инструментов, способов игры на них;

осуществление полной систематики музыкального инструментария адыгов; ,'"-

определение функций и форм бытования музыкальных инструментов в прошлом и настоящем, описание основных тенденций развития традиции;

- исследование социального института музыкантов-инстру
менталистов, его форм и функций, раскрытие особенностей семанти
ческих и социально-психологических аспектов исполнительской тра
диции;

систематизация жанров инструментальной музыки, выявление их семантических и ритуальных функций в контексте традиционной культуры адыгов;

исследование традиции инструментализма в контексте системы мифологических воззрений адыгов;

. - аналитическое описание и систематизация инструментальных музыкальных текстов на уровне композиции, фактуры, ритмики и зву-ковысотности;

-выявление региональной структуры адыгской инструментальной традиции.

Объект и материал исследования. В качестве объекта исследования выступает традиционный музыкальный инструментарий, исполнительское искусство и инструментальные наигрыши адыгской традиции. Триада Инструмент — Исполнитель - Музыка (выдвинутая санктпетербургским этноорганологом И.В.Мациевским), отра-

жшощая миогокомпонентность традиционного инструментализма, рассматривается как внутренняя структура целостной системы адыгской инструментальной культуры, а формы и условия ее реализации -как ее контекст. При этом музыкальный инструмент понимается как «орудие, с помощью которого реализуются музыкальные идеи» , являющееся частью материальной и духовной культуры народа ( в котором находит отражение опыт данной культуры), функционирующее в целостной системе потребностей и ориентации культуры. Традиционная инструментальная музыка характеризуется как «проявляемая в звуковых комплексах (с помощью орудий или выполняющих их функции частей тела человека) область традиционного духовного творчества народа, которая отражает его коллективное сознание, опыт, культуру и функционирует в связи с его внутренними духовными потребностями»*.

Материалом диссертации послужили:

коллекция звукозаписей и бесед с информантами, собранная в течение авторских экспедиций 1988-2000 годов в места компактного проживания адыгов на территории КБР, КЧР, РА, ГІШ, Моздокского района РСО, Успенского района КК;

фондовые материалы Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований, Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, Лазаревского этнографического музея (г.Сочи), радиокомитетов Кабардино-Балкарской Республики, Республики Адыгея;

материалы личных архивов Е.Ахоховой, Т.Блаевой, Р.Гвашева, З.Гучсва, любезно предоставленные автору;

Мациевскин И.В. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки. // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. ст. и мат. В 2-х. частях. - м,: Советский компоэ!ггор, 1937. -Ч, 1. -с,9. "Тамже, с.13.

публикации инструментальных текстов в Антологии «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов» (НГТИНА), сборнике «Адыгские танцы» (составитель К.Тлецерук);

исторические и этнографические сведения, содержащиеся в трудах путешественников и писателей ХИ-ХХ веков (К.Главани, Н.Данилевского, Н.Дубровина, Р.Рушди, К.Сталя, И.Цея, Э.Челеби и

др.).

Научная новизна работы определяется тем, что феномен адыгской инструментальной традиции впервые получает комплексную характеристику в совокупности всех ее составляющих, в объеме материала, охватывающего всю территорию проживания адыгов на Кавказе. В научный обиход впервые вводятся описания нескольких музыкальных инструментов: пхамбгу (полный вариант), шонтрып (барабан с талией), шапсугский горный рожок, упапшина и шапсугскиг лира и ifumpa.

Новым для отечественного этномузыкознания является ракурс исследования, при котором проблемы традиционного исполнительства рассмотрены с культурно-исторических, социо-коммуникативных и социально-психологических позиций. В результате выявлена определенная типология исполнительских групп, характерных для исследуемой культуры; описана и систематизирована типология психологических ситуаций, актуализирующих потребность музыкального звучания в адыгской культуре. Исследование мифологических аспектов адыгского инструментализма позволило вскрыть особенности акустического, пространственного и временного кодов-языков культуры, а также выявить особую семантику и символику музыкального звука в данной традиции. В работе обобщен обширный корпус этнографиче-

В отличне от описанного А.Н.Соколовой музыкального инструмента, названного сю аналогично, здесь имеется в виду простейший губной инструмент: пластинки с проскакивающим язычком.

ских архивных данных, прямо или косвенно касающихся адыгской инструмеїггальной традиции, что позволяет ввести в научный обиход достаточно большой массив сведений, обобщенных в соответствии с требованиями современной науки.

Также впервые осуществлен системный структурно-типологический анализ инструментальной музыки адыгов, предложена определенная типологическая систематика инструментальных текстов, учитывающая все составляющие их компоненты (композицию, фактуру, ритмику, звуковысотность, хореографию). В работе предлагается типология инструментальных и жанровых особенностей структурирования инструментальных текстов в соответствии с регаональнои структурой традиции.

В связи с междисциплинарным характером исследования его методология охватывает широкий спектр методов, выработанных как в этномузыкознании, так и в смежных науках. В диссертации использован системный структурно-типологический метод, введенный в музыкальную фольклористику Е.В.Гиппиусом и активно развиваемый в настоящее время этномузыкологами гнесинской школы (см. работы Б.Б.Ефименковой, М.А.Енговатовой, Е.А.Дороховой, О.А.Пашиной и др.), а также исследователями из Карелии, Чувашии, Тувы, Мордвы, Белоруссии, Сибири, Удмуртии, Адыгеи и т.д.

Анализ музыкального инструментария адыгов ведется нами с позиций системно-этнофонического методов органологии, разрабаты-

' Под руководством Е.В.Гиппиусе было осуществлено издание многотомной Антологии НПИНА, подготовлена у печати Антология народной музыки балкарцев и карачаевцев. В настоящее время в русле системного структурно-типологического подхода готовятся к изданию новое собрание материалов фольклорных экспедиций Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований 1949-1951 годов, а также собрание материалов фольклорных экспедиции сотрудников Адыгейского республиканского института гумашггарных исследований в местности компактного проживания адыгской диаспоры в Турции (в том числе том шестой, посвященный инструментальной музыке и подготовленный с участием автора).

ваемого в исследованиях И.Мациевского, Ф.Кароматова, Б.Шароши, Ю.Бойко, Э.Эмсхаймера, О.Элыиека и др.

Междисциплинарный характер исследования обусловил необходимость опоры на методы и подходы смежных наук, а именно: теории культуры (А.Моль, Э.Маркарян и др.), семиотики ( как зарубежной: К.Леви-Стросс, Р.Ьарт, Р.Якобсон, Ч.У.Моррис, Ч.С.Пирс и др., так и отечественной: Ю.М.Лотман, Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, Т.В.Цивь-ян и др., а тшоке), этнологии (А.Арутюнов, А.Байбурин, Г.Лсвннтон и др.), лингвистики (Ф. де Соссюр, Н.С.Трубецкой и др.), этнолингвистики (Н.И. и С.М.Толстые, Л.Н.Виноградова, Т.А.Агапкииа и др.), психологии и психофизиологии, в том числе, психологии восприятия (П.Симонов, Н.Бернштейн, А.Н. и А.А.Леонтьевы, Р.Арнхейм и др.), этнопсихологии (С.Лангер, Б.Бгажноков и др.), музыковедения (Е.Назайкинский, Л.Мазель, В.Протопопов, М.Михайлов, Ю.Тюлин, Ю.Н. и В.Н.Холоповы и др.), исследований в области народной хореографии (СЛнсициан, Э.Королева, Р.Ланге, И.Герасимова, Р.Краус, П.Валери и др).

Практическая значимость работы. В научный обиход вводится новый, по большей части неопубликованный этнографический и музыкальный материал, систематизированный согласно выдвинутому научному подходу. Результаты исследования позволяют скорректировать программу дальнейшего изучения феномена адыгского инструментализма. Изложенные в работе наблюдения могут стать основой сравнительно-типологического исследования культур народов, исторически и географически связанных с адыгами (как кавказского, так и шире - средиземноморского ареалов). Предлагаемый материал представляется необходимым вводить в курсы народного музыкального творчества, а также в курсы истории культуры. Данные исследования могут быть использованы в смежных дисциплинах (теории культуры,

социологии, теории систем, этнопсихологии и др.)- Материалы нотного приложения и данные, касающиеся традиции исполнительства предлагаются для использования фольклорными коллективами в исполнительской практике. На основании описания утерянных к настоящему времени музыкальных инструментов возможна их реконструкция*.

Двухчастная структура диссертации отражает последовательность этапов проведенного исследования. Каждая из частей состоит ш ряда глав, соответственно аспектам, затрагиваемым в нем. В первой части работы раскрываются вопросы систематизации музыкального инструментария адыгов (глава 1), исполнительского искусства адыгской традиции (глава 2), психологии переживания, формирующей типологию психологических ситуаций, актуализирующих музыкальное звучание (глава 3), функционирования инструментальной музыкп (глава 4), мифологические аспекты инструментальной культуры адыгов (глава 5). Во второй части излагаются результаты структурно-типологического исследования инструментальных наигрышей на уровнях составляющих их компонентов: композиции (глава 1), фактуры (глава 2), ритмики (глава 3) и звуковысотности (глава 4). Диссертация имеет Вступление, Заключение, Список литературы и четыре Приложения, включающих систематическую таблицу музыкального инструментария адыгов (1), обмеры музыкальных инструментов (2), списки исполнителей (3) и сборник. инструментальных наигрышей, содержащий 102 авторские нотации (4). Диссертация содержит -нотные примеры, схемы, таблицы, рисунки.

Апробация работы. Методика и результаты работы неоднократно обсуждались на заседании кафедры истории музыки РАМ им. Гне-

Так, на основании предложенного нами описания народным мастером З.Гучевым был восстановлен шапсугскин горный рожок.

синых. Исследовательские наблюдения апробированы в лекциях и на семинарах курса «Народное музыкальное творчество» на ИТК факультете РАН им. Гнесиных (г.Москва), в лекциях курса «Музыкальная культура адыгов» в Училище искусств г.Нальчика (КБР), курса «Традиционная культура адыгов» в Институте повышения квалификации учителей (г.Нальчик), семинаре по традиционной культуре адыгов в рамках республиканской программы стажировки учителей экспериментальных школ (г.Нальчик). Научные положения диссертации изложены в выступлениях па следующих конференциях: «Неделя науки МГТИ» (г.Майкоп, МГТИ, 1999), «Итоги фольклорно-этнографических исследований культур Кубани за 1998 г.» (г.Краснодар, Центр казачьей культуры, 1999), «Гармоника: история, теория, морфология, эргология» (г.Майкоп, Междуиар. науч. практич. конф. МК АГУ, 2000). Основные положения диссертации освещены автором в восьми статьях (приведены на последней странице Автореферата).

Похожие диссертации на Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка адыгов